Умблоо

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    736
  • comment
    1
  • views
    87,257

Contributors to this blog

Мастера японской «творческой гравюры»: Ямамото Канаэ

Sign in to follow this  
Followers 0
Snow

228 views

В нашей семейной саге про Ёсида много раз заходила речь о «творческой гравюре» 創作版画, со:саку ханга, – одном из двух больших направлений японской гравюры XX в. В отличие от сторонников «новой гравюры», син-ханга, которые старались сохранить традиционную технику, устройство мастерских, разделение труда, мастера «творческой гравюры» всю работу он наброска до печати выполняли сами. Несколько художников, в том числе Ёсида Тооси, работали и самостоятельно, и в мастерской.
Мы попробуем в нескольких постах рассказать о других мастерах «творческой гравюры».
Хостинг картинок yapx.ru
Её история начинается с программного «Рыбака» Ямамото Канаэ 山本鼎 (1882–1946), выпущенного в 1904 г. Техника и манера тут, скорее, западные, но тема японская. При этом художник старается уйти от того нарядного «японизма», которого к концу XIX века стало много в гравюре укиё-э, нацеленной в том числе и на экспорт, на западный рынок.
Ямамото начинал как гравер западной школы в газетах: готовил к печати фотографии, карикатуры и прочее. В пору Японо-китайской войны 1894–1895 гг. он уже много печатался. Потом учился западной живописи, познакомился с художником-«западником» по имени Исии Хакутэй 石井柏亭 (1882–1958). «Рыбак» был напечатан в журнале «Мё:дзё:» 明星 вместе со статьёй Исии о новой, «творческой» или «авторской» гравюре, передовой по сравнению с традиционной гравюрой – коммерческой, где замысел художника подчинён вкусам покупателей.
Хостинг картинок yapx.ru
Вот еще рыбаки из той же серии Ямамото.
Потом Исии и Ямамото с единомышленниками издавали журнал «Хэйтан» 平坦, где впервые появляется японский современный термин для «гравюры» – ханга, вместо привычного укиё-э. Были и другие журналы нового направления, в том числе «Хо:сун» 方寸, Ямамото в них не только печатал свои авторские работы, но выступал и как гравер-ремесленник – делал репродукции графики и живописи других художников.
Хостинг картинок yapx.ru
Обложки журнала «Хо:сун».
Вместе с Сакамото Хандзиро: 坂本繁二郎 (1882–1969) Ямамото в 1911 г. выпустил серию «Наброски сценических образов», 草画舞台姿 «Со:га бутай сугата» – по случаю открытия Императорского театра в Токио. Здесь соавторы возвращаются к японской гравюре, их листы «авторскими» в строгом смысле слова не были, гравировал их Игути Минору. Зато гравюры авторские по способу подачи старинной театральной темы.

Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru
Хостинг картинок yapx.ru

В 1912–1916 гг. Ямамото побывал в Европе и в России, где на него особенное впечатление произвёл московский Кустарный музей и новейшие разработки по части детского рисунка. Ямамото посетил, как положено японцу, Ясную поляну, а домой возвращался через всю Сибирь.
Вот несколько его работ из той большой поездки:
Хостинг картинок yapx.ru
Китаянка

Хостинг картинок yapx.ru
Бретонка

Хостинг картинок yapx.ru
Московский пейзаж

Хостинг картинок yapx.ru
Ещё Москва

Позже его за это путешествие в Россию подозревали в симпатиях к коммунистам, а сам он занимался и исследованиями по японскому и тайваньскому народному искусству, и преподаванием «свободного» рисования для детей.
Хостинг картинок yapx.ru
Ямамото в своей школе в Нагано
И ещё несколько его работ:
Хостинг картинок yapx.ru
Пейзаж

Хостинг картинок yapx.ru
Пейзаж с детьми

Хостинг картинок yapx.ru
Нам нравятся вот такие его бытовые зарисовки
И напоследок – живописный автопортрет времён путешествия по России:
Хостинг картинок yapx.ru


Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now