Скит боголепный

  • записи
    2 003
  • комментариев
    8
  • просмотров
    379 265

Авторы блога:

Тирпиц или Мольтке?

Saygo

248 просмотров

       В комментах про "теорию риска" и "голову" всплыла любопытная идея - а что было бы, если бы после 1904 (ну или 1907) года Берлин отказался бы соперничать за трезубец Нептуна С Лондоном и перевел стрелки на наращивание сухопутной армии - скажем, развернул бы на внезапно появившиеся деньги 10 армейских корпусов дополнительно. Их бы хватило, чтобы довести план Шлиффена в августе 14-го до конца и es lebe Mitteleuropa?
      А вот и нет, как мне представляется. Даже если предположить, что Тирпиц, поняв крушение своей системы, подаст в отставку, а кайзер возьмется за ум и решит, что главные его враги - все же Россия и Франция, а рейхстаг согласится с тем, что освободившиеся средства нужно направить на нужды Deutsches Kaiserliches Heer, то вряд ли из этого получилось бы что-либо путное.
      Почему? А вопрос - как бы на это решение реагировали бы в Париже и в Петербурге? Ну хорошо. Германия развертывает 10 корпусов (т.е. 20 пехотных дивизий, грубо, увеличивает численность армии мирного времени на полмиллиона солдат). Французы и русские смотрели бы на это беспримерное (тут еще вопрос, согласился бы рейхстаг на такой шаг) наращивание военной мощи сквозь пальцы и не приняли бы соответствующих контрмер? Можно по разному оценивать морально-волевые и интеллектуальные качества французских и русских политиков в предвоенные годы, но такой шаг точно не добавил бы теплоты в отношениях между Берлином, Парижем и Петербургом и уж совершенно точно бы запустил механизм не "дредноутной лихорадки", а гонки сухопутных вооружений. Тут уж точно никто не стал бы рисковать и уступать в столь серьезном и жизненно важном вопросе. И что тогда выиграли бы немцы? И выиграли бы вообще что-нибудь при таком сценарии?
      Единственное, что могло бы сыграть им на руку, так это то, что Лондон в случае европейского конфликта (если бы не была затронута Бельгия) остался бы в стороне (там и без того были сильны изоляционистские настроения). Но могли ли спасти 6 пехотных и пара кавалерийских дивизий БЭС Францию в августе-сентябре 1914-го, если бы на фронте появилось 20 дополнительных, ладно, 14-16 немецких пехотных дивизий?
      В общем, мне видится, что альтернативы для Берлина не было ни в том, ни в другом случае - и так, и этак он оказывался в стратегическом тупике. Развивая флот, он рано или поздно получал врагом Британию, а переключившись на развитие армии, получал адекватный ответ со стороны России и Франции. Точка невозврата для Берлина была пройдена если не в 1870 г., то на рубеже 1870-х - 1880-х гг., когда пойдя на союз с Веной, Берлин начал дрейфовать в сторону враждебных отношений в Петербургом и тем самым подтолкнул его к заключению союза с Парижем.

kayzera-vilgelm-ii-i-nemetskie-ofitsery



Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас