Скит боголепный

  • записей
    1 998
  • комментариев
    8
  • просмотр
    378 991

Авторы блога:

Путь с вершины...

Saygo

233 просмотра

       Это я снова про русский императорский флот в начале ХХ века - до злосчастной русско-японской войны. К 1904 г. он по количеству вымпелов если и был не третьим, то, во всяком случае, делил это место с германским флотом. Это - пик мощи русского флота, самая верхняя точка его развития, но, вне зависимости от исхода русско-японской войны, в 1904/1905 гг. этот пик был бы пройден по вполне объективным обстоятельствам и дальше было бы все только хуже и хуже. Тут можно провести прямую параллель с французским флотом - в викторианское время и еще в начале ХХ века он все еще сохранял почетное второе место после британского и внушал их лордствам нешуточные опасения, а затем, после 1904/1905 гг. все усилия французов по созданию могучего океанского флота, способного посоперничать за трезубец Нептуна с поедателями пудингов и овсянки пошли насмарку - не то что, но и третье, и четвертое и пятое место французами в военно-морской иерархии было утрачено и в конце концов им пришлось смириться даже с тем, что какие-то итальянцы были приравнены к ним (в Вашингтоне - знаменитое соотношение 5-5-3-1,75-1,75). Так и у нас - что могло русское Морское министерство противопоставить растущим, как на дрожжах, германскому, тому же японскому или американскому флотам? 4 броненосца и несколько крейсеров, устаревших еще в момент их закладки? Несколько минных крейсеров, которые были весьма неплохи, но погоды сделать никак не могли, ибо ее делали капитальные корабли.
      А могла ли Россия (даже если предположим, что не было бы революции) позволит себе ввязаться в развязанную Джеки Фишером дредноутную гонку, причем строить не только одни лишь дредноуты, но еще и необходимые для обслуживания флота дредноутов (ибо сам по себе один дредноут против флота броненосцев ничто - "Гебен" подтвердит, да и 4 дредноута - все же не флот) крейсера (хотя бы те же скауты, без которых флот дредноутов слеп и глух, а еще неплохо бы иметь и быстроходное крыло флота - те же линейные крейсера), и соответствующее число эсминцев, и, само собой, необходимую инфраструктуру? Ни финансы империи, ни промышленная и инженерная база, ни внешнеполитическая ситуация не давали русскому флоту никаких перспектив на этом поле. Кстати, русско-японская война имела и свой положительный эффект - осмысление уроков поражения дало неплохой эффект. "Голова" появилась, и некое понимание того что такое "флот", каким он должен быть и как он должен быть устроен, чтобы соответствовать этому названию. Но, увы, времени на то, чтобы полностью учесть уроки Цусимы, дано не было. Но даже если бы все планы и все программы по кораблестроению кануна мировой войны были бы выполнены - Россия все равно уже не вернулась ни в тройку, ни в пятерку великих морских держав. Первая тройка определяется точно - США, Британия и Германия, На четвертом месте была бы Япония, на пятом - возможно Франция или Италия, ну а России досталось бы в лучшем случае шестое или седьмое место, т.е. последнее, поскольку дальше уже никого не было, так, всякая пузатая мелочь. Sic transit...

1114627_original


      P.S. Кстати, встречал такое любопытное определение первым русским дредноутам - "дредноуты береговой обороны". Неплохое дополнение к "проекту испуганных".


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас