Умблоо

  • записей
    777
  • комментарий
    1
  • просмотра
    98 222

Авторы блога:

Китайские байки: кадровый кризис

Snow

223 просмотра

Ещё одна история из китайской части "Стародавних повестей" про приключения на том свете, герои отчасти те же, что в прошлый раз, взят рассказ опять-таки из китайского сборника "Минбао-цзи".
Такое впечатление, что посмертный суд находится в постоянном кадровом кризисе, хороших чиновников не хватает. Но есть решение: взять на работу живого человека на полставки.


Рассказ о том, как в Китае Лю Чжи-гань побывал на Тёмной дороге и вернулся
В стародавние времена в Китае в Хэдуне жил человек по имени Лю Чжи-гань. В начале годов Чжэнь-гуань [в 620-х гг.] он стал начальником уезда Чанцзюй [в Синчжоу]. И вот, Чжи-гань внезапно умер. На другой день он ожил и сам рассказал вот что.

Меня вдруг привели к Тёмному суду, к большой управе. Посланец меня туда ввёл, представил царю. Царь на меня поглядел и говорит:
– У меня сейчас свободна одна должность. Вот почему я тебя вызвал. Хочу эту должность поручить тебе.
Я отвечаю:
– У меня престарелые родители. Кроме того, у меня [достаточно] благих дел, мне еще не положено умереть. Почему же я вдруг должен скончаться?
Царь говорит:
– Если разобраться, всё в самом деле так, как ты говоришь. Ты и вправду ещё не должен умереть. Но тебе и не надо прямо сейчас умирать. Станешь временным служащим судейской палаты. А в списки тебя не внесут.
Я послушался и принял должность.
Тогда меня повели оттуда в присутствие. А там пятеро делопроизводителей. Вместе со мной стало шестеро. Я осмотрелся в помещении – оно длинное, в нём три комнаты, в каждой помост со столом. И все служащие очень заняты, хлопочут.
В западном конце один отдел пустой, делопроизводителя нет. Посланцы меня туда и отвели, усадили. Служители принесли грамоты и учётные книги, подали мне. Положили на стол, а сами отошли, встали внизу. Я спрашиваю: почему так? Тогда служитель с недовольным видом приблизился. Я тут же стал вникать в дела: написано по-людски.
Меж тем, служащим подали вино и еду. Все регистраторы пошли отведать. Я двинулся было за ними, а они мне говорят: ты пока ещё на временной службе, тебе этой пищи нельзя! Я послушался и есть не стал.
Настал вечер, служитель проводил меня, мне казалось, что я вернулся домой, – и тут я очнулся.


Потом, когда настал вечер, пришёл служитель, проводил Чжи-ганя на службу. А когда рассвело, отвёл домой. И так каждый день. По ночам Чжи-гань регистрировал дела на Тёмной дороге, а днём трудился в уездной управе. Так прошёл год с лишним. И вот, однажды, когда Чжи-гань был на Тёмной дороге, он вышел в уборную – и к западу от палаты увидел женщину. Лет сорока, лицом прекрасна, сложением хороша, одета нарядно, похоже, благородная особа. Стоит и слёзы льёт. Чжи-гань её увидел, спросил: кто вы? А она отвечает:
– Я, ничтожная, – жена управляющего ведомством кладовых в Синчжоу. Меня схватили и привели сюда. Разлучили с мужем и детьми, потому я и страдаю, и горюю.
Чжи-гань спросил у служителей. Те отвечают:
– У судьи она записана, вот её и доставили на допрос, схватили и привели. Она должна свидетельствовать по делу мужа, вот в чём причина.
Чжи-гань это выслушал и спросил у женщины:
– Знаете ли вы, кто я? Я начальник уезда Чанцзюй. К вам есть вопросы, затем вас и вызвали. Причина в том, что вы – свидетельница по делу вашего мужа. Не пытайтесь вытребовать сюда его самого. Если супруг ваш, управляющий кладовыми, тоже умрёт, вам от того пользы не будет.
– В самом деле, – говорит женщина, – я не стану просит вызвать сюда моего мужа. Но я боюсь, что судья меня накажет.
– Если не притянете к суду мужа, – отвечает Чжи-гань, – вас не накажут, не бойтесь.
Женщина его выслушала и ушла.
А потом Чжи-гань, как только вернулся в свой уезд, сразу спросил управляющего кладовыми насчёт его супруги: не больна ли? Управляющий отвечает: моя жена ещё молода, не болеет! Чжи-гань рассказал, где видел её, описал, как она была одета и как выглядела. И посоветовал управляющему взрастить корни блага для неё [то есть совершить добрые дела, а заслуги передать ей]. Управляющий выслушал, поспешил домой и видит: жена сидит за ткацким станком, совсем не больна. Тогда управляющий решил, что рассказу Чжи-ганя верить вовсе незачем. Однако через десять с лишним дней жена его вдруг заболела и умерла. Тут-то управляющий и испугался, устрашился и стал растить для неё корни блага.
Позже два чиновника отслужили свой срок в Синчжоу, собрались ехать в столицу на отбор [на новые должности]. Спрашивают у Чжи-ганя:
– Ты служишь регистратором на Тёмной дороге. Мы пройдём отбор? Какие должности получим?
Он, будучи в Тёмном ведомстве, спросил младшего писаря насчёт имён и прозваний этих двоих. Писарь говорит:
– Имена в книгах, а книги опечатаны, хранятся в каменном ларце. Я отвечу через два-три дня.
Подошёл срок, и писарь явился с ответом, подробно рассказал, какие должности значатся за этими именами в наступающем году. Чжи-гань выслушал, вернулся в Синчжоу, сообщил тем двоим. Они поехали в столицу, явились на отбор. Глава Ведомства чинов сообщил им их новые должности, совсем не такие, о каких они слышали [от Чжи-ганя]. Двое сослуживцев, как узнали о том, передали Чжи-ганю. Он опять спросил у писаря, писарь снова сверился с книгами, говорит: всё точно так, как я докладывал, ошибки нет! И вот, те двое, пройдя отбор, приходят к воротам [императорской канцелярии] и там говорят с ответственным лицом. Ведомство чинов, оказывается, назначения пересмотрело, и в итоге утвердило их на те самые должности, о которых докладывал писарь! Кто слышал, были тронуты и все уверовали.
Чжи-гань всякий раз сверялся с Тёмными книгами, смотрел там имена родных и знакомых: кто в какой месяц и день умрёт. И всех их побуждал творить добрые дела. Так он сумел спасти многих людей.
На Тёмной дороге Чжи-гань прослужил временным регистратором три года. Но вот, явился служитель и сообщает:
– Управляющий Ли из финансового ведомства Лунчжоу уже получил назначение, он сменит вас. Вы больше не регистратор!
Чжи-гань вернулся в Синчжоу и доложил наместнику Ли. Наместник, Ли Да-фэн, послал человека в Лунчжоу разузнать – а там управляющий Ли уже скончался. Гонец спросил, в какой день тот умер, – точно тогда, когда Чжи-ганю о нём сообщил служитель.
И с тех пор Чжи-гань не ходил на Тёмную дорогу. Позже наместник его отправил в столицу – доставить туда узников. И вот, на границе с Фэнчжоу четверо узников бежали. Всё потому, что боялись Чжи-ганя. Он пытался их схватить, выследить – но прошло много дней, а он так и не преуспел. Ночью Чжи-гань остановился на постоялом дворе, и вдруг к нему явился служитель с Тёмной дороги, давно ему знакомый. И сообщил:
– Ты получишь своих узников. Один погибнет, а трое – в горах к югу отсюда в западной долине.
И Чжи-гань наконец нашёл четверых узников. Они решили: нам не спастись! И стали сопротивляться. Чжи-гань сражался и одного убил. Всё случилось так, как сказал тот служитель.
Чжи-гань потом получил повышение, стал помощником наместника в Цычжоу. Лю Хэн, глава ведомства государевых трапез, рассказывал о том. Будучи наместником Цычжоу, он встречался с Чжи-ганем и подробно расспрашивал его. А цензор Пэй Тун-цзе тоже говорил: если сопоставить рассказы нескольких разных людей, всё так и было. Так передают этот рассказ.


А в Японии аналогичный случай был с Оно-но Такамурой, он тоже совмещал службу на том и на этом свете.

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас