Скит боголепный

  • записи
    2 002
  • комментариев
    8
  • просмотров
    379 256

Авторы блога:

<div align="justify"><font color="black"> ...

Saygo

256 просмотров

      И снова еще один перепост с Мордокниги, из Военно-морское обозрение, на этот раз про глупых русских адмиралов и про пользу работы в архивах...

1024px-Gromoboy1901




      В начале XXI в. в Японии случилась архивная революция, благодаря которой все искренне желающие получили интернет-доступ к первоисточникам и дотоле секретным текстам о действиях японских флота и армии в войнах с Китаем, Россией и мировым злом. Среди прочего в сети оказалась "Совершенно секретная история войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи". К сожалению, и в ней не указано название миноносца, который "Варяг" утопил у Чемпульпо. Тем не менее, кое-какие открытия случились. Одно из открытий - вероятно, самое приятное для русского человека - касается истории с походом Владивостокского отряда крейсеров в Тихий океан, к Токийскому заливу.
      Для опоздавших к началу сеанса обозначим фабулу: 4/17 июля 1904 г. контр-адмирал К.П. Иессен вышел из Владивостока с броненосными крейсерами "Россия" (флаг), "Громобой" и "Рюрик". Утром 7/20 июля наш отряд на глазах у изумлённой японской публики - экипажей пары старых да малых кораблей - прошёл через Сангарский (Цугарский) пролив межу островами Хонсю и Хоккайдо и двинулся вдоль восточного берега Хонсю на юг, к Токийскому заливу. Захватив по пути один крупный немецкий пароход и утопив японский каботажник и пару шхун, наши корабли прибыли к Токийскому заливу утром 11/24 июля. В первый день крейсерства в этом районе потопили английский пароход и две шхуны, во второй - потопили немецкий и захватили английский пароход. После полудня 12/15 июля отправились в обратный путь.
      Иессен хотел вернуться во Владивосток через Лаперузов пролив, однако сильный туман у Курильских островов помешал этому. В итоге пришлось снова идти через Сангарский пролив - утром 17/30 июля наши корабли вторично удивили вышеупомянутую японскую публику. Против ожиданий, на выходе из пролива наш отряд не встречали превосходящие силы японцев. Боя не случилось, и 19 июля/1 августа крейсера Иессена вернулись во Владивосток.
      В вышедшей вскоре после войны официальной японской истории описаны как приключения наших крейсеров, так и волнения судов береговой обороны в Сангарском проливе. Однако, в этом тексте нет ни слова о действиях главного оппонента Владивостокского отряда - 2-й эскадры Соединённого флота под командованием вице-адмирала Х. Камимуры, базировавшейся в это время в Цусимском проливе. Это молчание должно было породить - и породило - логичную интерпретацию: Владивостокский отряд не создал настоящей угрозы, поэтому японцы "спокойно сидели дома". Материальный результат крейсерства оказался невелик. Не хочется вспоминать "неуловимого Джо", но - да, самые отважные из комментаторов не стеснялись использовать несчастный образ при описании этой истории. В общем, план командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Н.И. Скрыдлова можно было назвать "дерзким" только с иронией.
      Прошли годы, завеса тайны приоткрылась, и кавычки вокруг слова дерзкий отвалились. Сначала, в 1994 г., была переиздана ранее секретная работа британского историка (и теоретика) Джулиана Корбетта, посвящённая морским операциям русско-японской. В ней действия эскадры Камимуры описаны на основе скрытых ранее от простых смертных данных. Ну а потом случилась упомянутая выше революция, и теперь мы можем полюбоваться прекрасной схемой действий Камимуры - см. КДПВ.
      Что же случилось с японцами в конце григорианского июля 1904 г.? А вот что. Проход нашего отряда через Сангарский пролив - как сказано выше - не остался незамеченным (Иессен не рискнул проходить узкий пролив ночью, как планировал сначала - очевидно, сказывался печальный опыт аварии "Богатыря"). Камимура действительно оставался на месте в течение четырёх суток - до полудня 11/24 июля, т.е. до момента появления Иессена у "ворот Токио".
      Японцы - разумеется - не знали плана Скрыдлова. Не был исключён вариант с прорывом крейсеров Иессена в Порт-Артур. На следующий день после прорыва, 8/21 июля, японский МГШ приказал Камимуре быть в готовности выйти в Жёлтое море, к м. Шантунг, для перехвата наших крейсеров. Одновременно были даны распоряжения, минимизирующие, по возможности, интенсивность судоходства у восточных берегов Японии - этим объясняется скромный итогу путешествия Иессена.
      Однако утром 11/24 июля ситуация изменилась радикально. Японская наблюдательная станция на входе в Токийский залив заметила наши крейсера в компании с английским пароходом, в 10.00 известие об этом было получено в японском МГШ. Спустя два часа МГШ приказал Камимуре идти к юго-восточному "углу" японских островов. В 14.58 того же дня Камимура вышел в море. В 20.00 он получил приказ командующего Соединённым флотом адмирала Х.Того - идти к западному выходу из Сангарского пролива со 2-м боевым отрядом (4 броненосных крейсера) и двумя отрядами миноносцев. Того отправил это распоряжение, как только узнал о появлении наших крейсеров у Токийского залива. Он совершенно верно оценил обстановку, и приготовил Иессену ловушку - но вмешательство МГШ не дало ей захлопнуться. Камимура вынужден был проигнорировать распоряжение непосредственного начальника, и пошёл в направлении, указанном МГШ.
      Дальнейшее, в общем, видно на схеме. Утром 12/25 июля Камимура был к югу от о. Кюсю, потом медленно двигался на северо-восток. Это неуверенное движение было вызвано сомнениями МГШ по поводу дальнейших движений крейсеров Иессена. На следующий день, 13/26 июля, к Камимуре присоединились бронепалубные крейсера 4-го боевого отряда контр-адмирала С. Уриу. Корейский пролив остался без присмотра японских кораблей.
      К полудню 14/27 июля Камимура у о. Сикоку. Наши крейсера в это время находились уже на широте Хакодатэ, двигаясь к Курильским островам. Японцы не имели сведений о движениях Иессена уже около суток. Возникло предположение, что Иессен всё же двинулся на запад. Поэтому Камимура некоторое время "патрулировал" у Сикоку, сначала "спустившись" на юг, потом "поднявшись" на север.
      В конце концов, утром 15/28 июля Камимура прибыл к Токийскому заливу - Иессен в это время подошёл к Кунаширскому проливу. Если бы японский МГШ приказал командующему 2-й эскадрой двигаться с максимальной скоростью на север, Камимура мог перехватить Иессена через двое суток у восточного входа в Сангарский пролив. Однако, японское высшее командование окончательно потеряло голову. В течение трёх дней Камимура патрулировал воды у входа в Токийский пролив. Корбетт утверждает, что японское командование всерьёз опасалось обстрела Токио нашими крейсерами - и "висение" 2-й эскадры указывает на то, что это действительно было так. Получив сведения о проходе Иессена через Сангарский пролив 17/30 июля, Камимура уныло поплёлся назад, прибыв в Сасэбо 21июля/3 августа.
      Что дают нам новые сведения об этой истории? Немало. Мы видим, что предложенный Скрыдловым и реализованный Иессеном план оказался для японцев неожиданным. Этот план был рискованным - если бы этой истории не было, такое могли бы предложить только отмороженные альтернативщики. Дерзость плана оказалась достаточно велика для того, чтобы привести в смятение высшее командование японского флота. Скрыдлов и Иессен сумели переиграть японский МГШ. И если раньше, без сведений о японских движений, поход Владивостокского отряда в Тихий океан казался свидетельством бесплодности крейсерских усилий - и вообще, и в частности - то теперь он выглядит не идеальным, но в целом успешным отвлекающим набегом на вражеские тылы.
      Стоит ли уделять этой истории столько внимания? Стоит. Она меняет не только восприятие конкретной операции, но и оценку уровня высшего командования российского флота. Не радикально, но существенно. Тот факт, что японцы не посчитали возможным включить в официальную летопись войны рассказ о круизе Камимуры, представляется более чем красноречивым. Скрыдлов и Иессен заставили противника потеряться -и японцы это признали.

172173008_158456329525902_5609958849803996882_n




      P.S. И снова - "не русские были плохи, а японцы хороши". И еще - как бы развивались события после смерти Макарова, если бы тот же Скрыдлов сумел бы попасть в Порт-Артур и возглавить 1-ю ТОЭ?


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас