И снова десять дев-демониц
О девах-ракшаси, спутницах бодхисаттвы Фугэна, защитницах всех тех, кто предан «Лотосовой сутре», мы начали разговор в прошлый раз. Сегодня покажем еще один свиток с ними – из Национального музея искусства Азии Симтсоновского института. Подробно этот свиток можно рассмотреть тут. Он тоже датируется XIII веком, но девы здесь в старинных китайских нарядах.
Фугэн – спокойный и печальный.
Слон в необычном повороте, словно оглядывается на ходу.
На голове у слона украшение вот с такими тремя фигурами.
Внизу грозные боги Бисямон и Дзикоку, а с ними милосердные бодхисаттвы Якуо и Юсэ, действующие лица той же 26-й главы «Лотосовой сутры», где появляются и десять дев. Между ними здесь изображён отрок, насчет него мы не уверены, кто это.
По правилам десять дев изображаются так:
1. у Рамбы в руках меч и сутра,
2. у Бирамбы зеркало или музыкальные тарелочки,
3. у Кёси корзина цветов,
4. у Кэси цветы или камень исполнения желаний,
5. у Кокуси знамя,
6. у Тахоцу руки подняты в танце,
7. у Муэнсоку кувшин с водой,
8. у Дзиё:раку ожерелье,
9. у Ко:тай жезл-ваджра (одноконечный) или курильница,
10. у Дацу-иссай-сюдзё:-сё:ки многоконечный жезл и трезубец.
Если свиток следует этим правилам, то вот кто есть кто:
1. Рамба с ящичком, в нём восемь свитков сутры
2. Бирамба с зеркалом
3. Кёси с чашей, полной цветов
4. Кэси с цветами на длинных стеблях
5. Кокуси с древком (само знамя мы не разглядели)
6. Тахоцу вроде бы с пустыми руками
7. Муэнсоку с мечом и кувшинчиком
8. Дзиё:раку с ожерельем
9. Ко:тай с курильницей на длинной ручке
10. Дацу-иссай-сюдзё:-сё:ки с жезлом-ваджрой
Все девы между собой похожи, как сёстры, и всё-таки разные.
Вот такая получается расстановка фигур на свитке:
В следующий раз попробуем показать другие свитки с теми же демоницами.
0 комментариев
Нет комментариев для отображения
Пожалуйста, войдите для комментирования
Вы сможете оставить комментарий после входа
Войти сейчас