Сергей Махов

  • записей
    1 887
  • комментариев
    12
  • просмотров
    122 039

Авторы блога:

  • Saygo 1899

В интересах революции…

Saygo

173 просмотра

Почему-то в нашей богоспасаемой родине многими считается, что революция – это благо. Вот сейчас только разрушим до основанья, а затем…
Давайте посмотрим, как влияет революция (ибо борьбу за независимость Испанской Америки часто обзывают революциями) на отдельный город, и на промышленное производство отдельного города.
И в этом нам поможет статья Sergio Paolo Solano-D. «El costo social de la república: los trabajadores de los sistemas defensivos de Cartagena de Indias, 1750-1850» (Социальная цена республики: рабочие ВПК Картахены Индейской в 1750-1850 г.г.).

Преамбула.

Испано-американское общество XVIII века было организовано через иерархию привилегий, установленную нормами, которые закрепляли и натурализировали неравенство между людьми, социальными группами и корпорациями. Основными пртовыми городами Испании в Карибском море были Гавана, Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), Сантьяго-де-Куба, Картахена Индейская, Портобело, Маракайбо, Ла-Гуайра, Веракурс.
Понятно, что уже со времен Филиппа II после проделок Дрейка и других корсаров было принято решение об укреплении этих портов. Там начали строить крепости, размещать артиллерию и корабли, что потребовало строительства казарм, волноломов, систем очистки и углубления гаваней, судоремонта, амбаров, и т.д. Понятно, что сначала из Испании в колонии начали завозиться квалифицированные рабочие, а потом на местах стали готовиться местные кадры. Давайте посмотрим на весь процесс на примере американской Картахены.

Реформы Бурбонов.

Итак, Картахена Индейская была главным и самым богатым портом Новой Гранады. Там были расположены Королевская сигарная фабрика, крепость, которая постоянно достраивалась и перестраивалась, военно-морской арсенал (Апостадеро), заводы по производству и обжигу кирпича, а так же печи для производства самана и извести.
На строительстве были задействованы собственно строители, кузнецы, каменотесы, кирпичники, плотники, токари, краснодеревщики, слесари, конопатчики, лесорубы, литейщики, фонарщики, жестянщики, поденщики, гребцы, и т.д. Пирамида увенчивалась военными инженерами и арматорами.
По данным переписи 1777 года в Картахене на работах в оборонительных системах и судоремонте было занято 2162 человека, или 49.2% всего мужского населения. Помимо них малоквалифицированным трудом занимались и заключенные, но их мы в списках не учитываем, просто помним, что реальное количество всех участников работ было больше, мы по большому счету упомянули только высококвалифицированный персонал.
В 1782 году количество квалифицированных рабочих увеличилось на 771 человека, и это понятно – Картахена во время войны за независимость США стала центром судоремонта и базирования испанских эскадр, которые требовали обслуживания. К 1808 году их количество возросло еще на 1354 человека, более того – испанские вливания в экономику Новой Гранады позволили этим рабочим значительно улучшить свое благосостояние.
Согласно данным, собранным историком Хосе Серрано Альваресом, инвестиции в укрепления Картахены росли следующим образом: в период с 1700 по 1739 год среднегодовой рост укреплений увеличился в 655 раз, а между 1700 и 1809 годами инвестиции в Апостадеро увеличились в 302 раза.
Между 1741 и 1797 годами зарплата плотников возросла на 450%, у кузнецов – на 200%, у артиллерийских мастеров – на 75%, у каменщиков на 100%, у инженеров – на 400%. По сути, высококвалифицированные рабочие в начале XIX века стали настоящим средним классом Картахены. Более того, этот переход к респектабельности дал и другой плюс – организовались своего рода профсоюзы, которые вполне успешно могли противостоять арматорам и предпринимателям в их попытках сбить стоимость оплаты труда.

Господа революционеры.

Но вот настал 1808 год. В Испании началась Пиренейская война, поток денег на флот, Апостадеро и фортификационные работы резко уменьшился, а потом начались восстания и войны сначала Миранды, а потом Боливара.
Начался паралич работы на оборонительных системах, массовые увольнения рабочих, невыплата зарплаты, разрывы контрактов на работы, и т.п. Одновременно начала сокращаться эскадра, которая базировалась на Картахену, все это было параллельно с сокращением моряков, которые пополнили ряды безработных. У оставшихся заработная плата к 1810 году упала на 30%, при этом реальное падение было гораздо больше из-за инфляции, поскольку цена на мясо в период 1804-1810 годов выросла на 300%, цена на рис – на 100%, на кукурузу – на 25%. К середине 1816 года в Картахене осталось 10 из 53 судов. Королевские фонды были полностью исчерпаны, а новые не созданы. Манной небесной для Картахены стало прибытие в 1815 году экспедиции Морильо из Испании, как-никак – 49 кораблей, которые надо снабжать, обслуживать, ремонтировать. Но… недолго музыка играла, большая часть кораблей была вскоре отведена в Пуэрто-Рико и Гавану. Ибо там судоремонт не был так разрушен и сохранил производственные мощности.
В 1821 году к власти пришел Боливар, образовавший Великую Колумбию, ну уж он то ведь начнет восстанавливать разрушенное народное хозяйство? Не-а. Не начнет.
Между 1819 и 1823 годами колумбийский флот насчитывал от 5 до 19 кораблей (6 корветов, 7 бригов и 6 шхун) и до 45 канонерских лодок, охранявших устья 57 рек. В 1826 году количество судов составляло 18, плюс 13 канонерских лодок, и на 58 кораблях служило 250 иностранных моряков. Но в конце того же года указом президента Симона Боливара количество кораблей было сокращено до 4 с целью экономии, приказав разоружить остальные и резко сократить личный состав. К 1833 г. у него было 2 шхуны, 4 пайлебота и 3 фехеры, а также 28 офицеров и 60 человек. В 1839 году количество лодок составляло 9, укомплектовано 36 офицерами и 104 матросами. Ну а в 1845 году осталось всего 5 шхун, купленных в 1841 году. Понятно, что в этой ситуации судоремонт был ненужным, ведь флот стал микроскопическим. Но может быть его мощности были направлены на торговые суда? Ведь согласно данным Министерства финансов Колумбии показывают, что между 1837 и 1840 годами в Картахену заходили 1227 собственно колумбийских судов и 1003 иностранных судна. И выходили 1207 и 944 соответственно.
Ответ будет прост. Не-а. За время революции и революционных войн дорогостоящее оборудование было проимето, множество квалифицированных рабочих бежало либо переквалифицировалось в «солдат революции». Уменьшалась и доля выделяемых средств – если в 1833 году на систему судоремонта и арсенала было потрачено 11% от городского бюджета, то в 1838-м – только 2.5%. При этом – внимание! – на охрану комплекса Апостадеро – 5% от бюджета. Прекрасно же, правда?
Кадры артиллерийских мастерских были признаны контрреволюционными и происпанскими и разогнаны или уничтожены. Частью их рабочие бежали в Испанию или испанские колонии.
В результате торговым судам гораздо легче было уйти на ремонт на Ямайку, в Пуэрто-Рико или на Кубу, чем пытаться найти квалифицированный персонал в Картахене. На 1833 год в системе судоремонта осталось… 79 человек, влачащих полунищенское существование. Сравните с испанскими показателями.
Одному мне в голову закрадывается вопрос: «А за что боролись-то?».
Такие дела.

basire-1741.png

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас