Сергей Махов

  • записи
    1 884
  • комментариев
    12
  • просмотра
    122 034

Авторы блога:

  • Saygo 1896

Как выдать нужду за добродетель)

Saygo

210 просмотров

Нечаянно тут наткнулся на статью "Как греческая революция изменила мир". Все-таки, полностью согласен с Байроном - греки нашего времени утратили величие тех, еще древних греков (уж кто там они - ассимилировавшиеся ахейцы или смесь ахейцев с микенцами и дорийцами - не знаю). И во всю полез "комплекс малых народов", который среди многих наций и народностей распространен и сейчас - типа, это только благодаря нам мир изменился, и мы такие исключительные - что аж сил нет.
Но что особенно интересно, что автор статьи - Родерик Битон, профессор центра греческих исследований в Лондоне.

Давайте кратко пройдемся по тезисам статьи.

1. Греческая революция 1821 года была первым либерально-национальным движением, которое преуспело в Старом Свете.

Вопрос тут очень интересный, особенно в свете того, что сам термин "национал-либерализм" возник только самое раннее в 1830-х, то есть до возникновения такого термина ни о каких "национально-либеральных движениях" не может быть и речи, ибо невозможно ставить телегу впереди лошади. Национал-либералы считали, что государство равно нация, и территория государства - это ареал расселения нации. Правда была проблема - например в той же Венгрии компактно жили немцы, кроме того - ей принадлежали хорватские, польские, сербские земли. Как быть с ними? А очень просто. Национал-либералы другие нации в своей зоне ответственности за нации не считали. Как пример - тот же Кошут во время Венгерского восстания заявил, что в Венгрии существует только одна нация - мадьяры, а остальные этнические группы - это "просто племена, говорящие на других наречиях". Прекрасно, правда? С национализмом разобрались. А в чем же либерализм? Да в готовности брать кредиты у больших дядей под бешеные проценты и объявить свободную торговлю и фритрейд.
И отсюда следует второй вывод, очень неприятный для таких стран - по сути они чаще всего были искусственными конструкциями, не выросшими в борьбе (как те же Голландия или Швеция), не боровшиеся многия лета с захватчиками (как Россия или Испания), не спаявшиеся в одно целое железом и кровью (как Германия и Италия), продолжать можно бесконечно. По сути это были должники, задача которых - на выделенные кредиты скупать весь ширпотреб, который производят большие дядьки.

2. Результат греческой революции стал поворотным моментом, на котором вся геополитическая карта Европы отклонилась от модели многоэтнических, самодержавно управляемых империй восемнадцатого века в сторону модели самоопределения национальных государств двадцатого века.

В скобочках добавим - к национальной розни, к маховому национализму и фашизму. А все потому, что мононациональное государство - конструкция слабая, держащаяся не на экономических и гражданских связях, а всего лишь на "чистоте крови".

3. После этого список новых европейских государств, созданных по той же модели, становится длинным: Бельгия в 1831 г., Германия и Италия в 1871 г., Сербия, Румыния и Черногория в 1878 г., Болгария в 1908 г., Ирландия в 1922 г., Турция в 1923 г. не говоря уже о более широком изменении карты континента после двух мировых войн и холодной войны двадцатого века.

Ох, лукавит профессор) Германия и Италия во-первых, появились совершенно по другому принципу, во-вторых, там во главу угла ставилась не чистота крови, а экономические и национальные интересы. Я бы назвал путь Бисмарка-Кавура национально-экономическим.

4. Простой факт этого достижения был упущен историками Европы и мира, потому что их внимание всегда было сосредоточено на более крупных игроках, расположенных дальше на север и запад: Франции, Германии, Италии.

И правильно был упущен, ибо Греция периода 1820-50-х годов была просто искусственно созданным конструктом.

5. Древним, с их зацикленностью на «автономии» самоуправления, в основном небольших городов-государств, никогда не удавалось совершить такой скачок. Византийское государство, при всем его легендарном богатстве, могуществе и географическом охвате, снова было чем-то другим, и определенно никогда не выбирало называть себя «Элладой» или свой народ как «эллины» , как это делали греки с 1821 года.

Автор забывает, что Древняя Греция была конфедерацией. Да, части конфедерации умело и долго резали друг друга, но у них хватало ума объединяться в случае угрозы. Позже уже фактически единая Греция стала автономией под покровительством Македонии. Ну и да. Ставить в вину Византии, что ее жители не называли себя эллинами.... Хм... по мне - это вообще за гранью. Ну так же можно обвинить французов, что не называют себя франками, немцев - что тевтонами, русских - что русичами, и т.д.

6. Поистине исключительной греческую революцию делало то, что с самого начала она никогда не была делом одних только греков . В самой первой декларации независимости, опубликованной Александросом Ипсилантисом в Яссах в Молдавии 24 февраля / 8 марта 1821 года под заголовком «Сражайтесь за веру и отечество» , обращался призыв к «просвещенным народам Европы», которые: «Исполненные благодарности за блага, завещанные им самими нашими Предками, с нетерпением ждут свободы эллинов".

Вот это на мой взгляд вообще прекрасно))) То есть первое же действие в стране, поднявшей восстание против владычества турок - это истошные вопли - срочно помогите нам! Мы потомки этих... как его... эллинов! Русские сами за себя сражались с татаро-монголами. Густав Ваза не верещал, он просто поднял крестьян Деликарлеи, заключил договор с Любеком и воевал за независимость. Французы, даже потеряв столицу в Столетней войне, перебрались в Орлеан и оттуда, без призывов к мировой общественности начали Освобождение. Сразу вспоминается князь Вяземский: «Хороши сербы! Россия стряхнула с себя татарское иго, а после наполеоновское своими руками, а не хныкала и не попрошайничала помощи у соседей. Неужели мы своими боками, кровью своей, может быть, будущим благоденствием своим должны жертвовать для того, чтобы сербы здравствовали? Сербы – сербами, а русские – русскими. В том‑то и главная погрешность, главное недоразумение наше, что мы считаем себя более славянами, чем русскими. Русская кровь у нас на заднем плане, а впереди – славянолюбие».
Стоит ли удивляться, что победив чужими руками, греки получили пункт 7.

7. Власти уже решили, что новое государство должно быть монархией , а не республикой, как было заявлено во временной конституции. Принц Отто , второй сын филелленского короля Баварии Людвига I, был назван его первым королем. Тогда же были определены границы королевства. В их число входила только южная половина материковой Греции, как сейчас, и ближайшие к ней острова в Эгейском море. Ни греки, ни османы не имели права голоса в этих решениях.

Ну а что вы хотели? Кто девушку кормит - тот ее и танцует. свободу Греции завоевали англичане, французы и русские. Они и решали, как, по каким правилам и где конкретно грекам жить, и что они обязаны делать. Но у греков подгорело.

8. В этот момент и еще долгое время после этого, даже сегодня, многие греки чувствовали себя обиженными из-за такого исхода.

Ну а что вы хотели? Свобода принятия решений достигается кровью. В огне и мече выковывается нация, которая самоорганизуется, она ошибается, терпит поражения, снова пробует, а не клянчит чужой помощи и не надеется победить с помощью исключительно иностранцев. Метод Остапа Бендера "Заграница нам поможет!" - тут не работает.

301352421_highres.jpg


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас