Сергей Махов

Sign in to follow this  
Followers 0
  • entries
    1,713
  • comments
    12
  • views
    65,056

Contributors to this blog

  • Saygo 1725

Испанский взгляд.

Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

26 views

Как писал небезызвестный Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи».
Тут попалась совершенно феерическая статья Энрике Гарсии-Торальбы, которая на самом деле есть ни что иное, как изложение отчета испанского кораблестроителя Хорхе Хуана о плюсах и минусах английских кораблей: https://www.ingenierojorgejuan.com/es/n/1704/construccion-naval-1750-1754-(2).-el-sistema-constructivo-ingles-y-su-comparacion-con-el-espanol-tradicional
Я не буду разбирать ее подробно, просто выделю основные тезисы. Но сначала несколько слов о личности Хорхе Хуана, вернее ссылка, чтобы просто освежить читателям память: https://george-rooke.livejournal.com/284744.html.
По факту, Хуан, выдавая себя за австрийского подданного, провел промышленный шпионаж на верфях Англии, детально ознакомившись с методами кораблестроения сынов Туманного Альбиона. По результату и написав этот отчет - «Отличие, которое наблюдается в практике английского кораблестроения от испанского». Небольшая преамбула – до Хорхе Хуана в испанском кораблестроении явно господствовали мысли и методы французских мастеров. Хосе Антонио Гастаньета по факту скопировал и немного видоизменил модель французского 64- и 74-пушесника, сделав отличные 60- и 70-пушечники, «Глориосо» не даст соврать.
Тем не менее, войну за Австрийское наследство испанцы проиграли, что и побудило их заслать казачка на английские верфи, и посмотреть – «А как у них?».
Первое, что отмечает Хуан – это методы крепления составных частей киля. Англичане крепят их, срезая обе части под углом, тогда как испанцы – стык в стык. Хуан отмечает – английская система набора составного киля более прочная.
Но вот у испанцев плюс – это нос и корма, которые укреплены дополнительными связями, тогда как у англичан что нос, что корма – хлипкие, поэтому и строят более короткие суда, и размещают на них более слабые пушки, иначе продольные связи набора ослабнут.
Особенно Хуану понравилась практика фальшкилей – то есть деревянных брусков, набитых на киль снизу, чтобы предохранить сам киль от повреждений в случае посадки на мель. Мелочь – но какая значимая!
Футтоки в английской системе сначала приворачивают между собой, а потом уже срезают на изгиб как единое целое, это обеспечивает более точный срез. У испанцев обе части обрезают в отдельности, а потом уже крепят между собой. Но у англичан футтоки крепятся между собой железными болтами, тогда как в испанской системе – деревянными шпонками, которые разбухают в море и обеспечивают более лучшую систему соединений.
У испанцев шпангоуты составляют отдельные системы, тогда как англичане скрепляют внутреннюю и внешнюю обшивку не только между шпангоутами, но и с самими шпангоутами, то есть английский набор из-за этого более предпочтительный, более надежный.
Усиление горизонтальных связей (грубо говоря, брусья под палубами от шпангоута до шпангоута по ширине, sobreplanes они же bulárcamas) у англичан – их пять, у испанцев – 11 или 13. Казалось бы - испанская система более прочная, но более тяжелая, однако англичане дополнительно усиливают эти брусья косыми подпорками, прикрепленными либо к шпангоутам, либо к палубе. Самое смешное, сетует Хорхе Хуан, что скорее всего они подсмотрели это у нас, еще во времена Филиппа II, только мы от этих косых распорок отказались, а англичане внедрили.
Отдельный вопрос был поднят про пушечные порты. У англичан они просто по размерам были больше, что позволяло им с помощью талей добиваться выстрелов в пределах примерно +-7 градусов от нормали. Испанские же порты позволяли вести огонь исключительно прямо, ибо были маленькие.
В общем, продолжать можно долго, и да – я не особо силен в испанских кораблестроительных терминах, но вывод Хуана фундаментален – мы создаем более массивные и тяжелые корабли, это позволяет им долго держаться на плаву, вести бой от обороны, медленно накапливать критическое количество повреждений и т.п., а у англичан корабли более легкие, как следствие – более быстрые, предназначенные скорее для нападения, для активных действий. То есть кораблестроение диктует тактику.

1161px-Secci%C3%B3nDeCuadernaMaestraDelS


Via


Sign in to follow this  
Followers 0


0 Comments


There are no comments to display.

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now