Скит боголепный

  • записей
    1 996
  • комментариев
    8
  • просмотров
    378 848

Авторы блога:

Военно-морская маниловщина?

Saygo

188 просмотров

       Добрались у меня руки до сборника документов «Письма и доклады великого князя Александра Михайловича императору Николаю II». Прелюбопытное, надо сказать, чтение оказалось, весьма и весьма. Автор предисловия к сборнику отмечал, что великий князь (тридцать пять лет тому назад я никак не мог понять – кто же скрывается за аббревиатурой В.К.А.М. на титульном листе «Военных флотов и морской справочной книжки», которые я тогда, в сер. 80-х заказывал себе через межбиблиотечный абонемент, и лишь потом узнал, что это был как раз Александр Михайлович) «являлся цельной фигурой – жил, трудился, пытался проводить в жизнь свои проекты и предложения в соответствии со своим мировоззрением, собственным пониманием интересов страны». И, поскольку великий князь отдал немало лет своей жизни русскому флоту, то и его судьба не могла не волновать «Сандро». К сер. 90-х гг. XIX в., у него сложилось весьма любопытное и неординарное видение того, каким должен быть русский флот. В сборнике представлен ряд его докладных записок и меморандумов, которые он отправлял императору, и уже в самой первой из них, датированной мартом 1895 г., хорошо виден общий ход и направление мысли великого князя и общие очертание его идеального русского флота. Обратимся же к тексту этой записки и посмотрим, каким видел за десять лет до злосчастной русско-японской войны императорский флот Александр Михайлович…

Povalishin_NI_pic





       В сопроводительном письме к записке А.М. отмечает, что «за 12 лет мы построили и строи 131 судно, но вот результат не строго обдуманной программы – на поверку выходит, что судов все-таки нет». Для того, чтобы исправить это положение и нарастить темпы создания флота, приведя их в соответствие с нуждами русской внешней политики, А.М. предлагает не только озаботиться созданием новых кораблестроительных мощностей, но и осуществить заказы боевых кораблей за границей, не только в Англии, но и во Франции (русские верфи, по мнению А.М., строят корабли слишком дорого и медленно).
       Какой же флот нужен России? А.М. отвечает на него следующим образом:

       Я понимаю дело так: или иметь флот, способный оградить наши берега на всех морях от неприятельских покушений и способный вести наступательную и крейсерскую войну, или не иметь никакого. Больно будет, если в случае войны нашему флоту придется прятаться за крепостными стенами, как это было прежде

       Чтобы создать такой флот, А.М. предлагал следующее:
       1. Обратить особое внимание на оборудование Владивостока как главной базы Тихоокеанского флота, для чего построить здесь судостроительный и машиностроительный заводы, новый док, казармы и фортификации с суши и моря. В дополнение же к уже имеющимся на Дальнем Востоке силам (броненосец «Император Николай I», три броненосный и один бронепалубный крейсера, четыре старых крейсера, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера и 7 миноносцев) направить с Балтики два броненосца («Император Александр II» и плавающее недоразумение «Гангут» пару броненосных крейсеров и канонерку.
       Эти силы великий князь все же считал недостаточными, почему и предлагал выделить почти 114,5 млн. рублей на постройку 5 броненосцев по типу британского «Renown» (облегченного типа по 11 тыс. тонн водоизмещением – выходит, что А.М. Предлагал строить для Дальнего Востока броненосцы заведомо более слабые, нежели те, которые в это время строились для японского флота), 5 броненосных крейсеров по типу «Рюрика», 5 канонерских лодок, 5 минных крейсеров и 25 миноносцев, а также два носителя малых миноносцев по типу британского «Vulcan».
       2. Мурманский флот.
       А вот эта часть представляет особенный интерес – великий князь, пожалуй, одним из первых, если не самый первый, из советников Николая заговорил о необходимости создания флота на Северном Ледовитом океане. И выглядеть этот флот должен был быть следующим образом:
       а) прежде всего выстроить на Мурмане укрепленный порт со всей инфраструктурой, в т.ч. с доками и мастерскими для ремонта кораблей;
       б)перевести на Мурман (после постройки порта) 6 броненосцев (старика «Петра Великого», «Наварин» и «Сисой», а также три новых «севастополя»), дополнив их в ближайшие десять лет (т.е. до 1905 г.) 5-ю 11-тысячеотонными броненосцами, 10 броненосными крейсерами по типу «Рюрика», 10-ю крейсерами-разведчиками (по 3 тыс. тонн) для разведывательной службы при эскадре, 10-ю минными крейсерами, 20-ю миноносцами и 10-ю истребителями.
       На постройку кораблей нужно было по мнению А.М.,165,9 млн. руб.
       3. На Балтике, по мнению А.М. , нужно было прекратить возведение Либавского военного порта в тех грандиозных размерах, которые предполагались, ибо, по мнению великого князя, на Балтике нужно было ограничиться исключительно обороной. С этой целью он предлагал

иметь на Балтийском море исключительно минный флот, состоящих из мины крейсеров и миноносцев и быстроходных канонерских лодок для защиты шхер и в помощь крепостям

       Такой флот А.М. видел в составе полусотни минных крейсеров, 50 истребителей и 100 миноносцев (общей стоимостью в 59 млн. руб.). Гм, влияние французской "мододой школы"?
       Кроме того, необходимо было, по его мнению, организовать минную оборону берегов Финского залива (прообраз будущей минно-артиллерийской позиции?) и берегов Балтики же, укрепить Балтийский порт, Гангут и Аланды, а также построить новый судостроительный завод и вдобавку к нему еще и машиностроительный.
       4. Черноморский флот.
       Здесь планы А.М. были меньшими по размаху, но тоже впечатляющими. Итак, нужно было. По мнению великого князя, построить в Николаеве машиностроительный завод, довести число броненосцев на Черном море до 15, а в ближайшее время построить для Черноморского флота 5 11-тыс. тонных броненосцев, 6 крейсеров-разведчиков, 20 минных крейсеров и полсотни миноносцев – на сумму почти в 88 млн. руб.
       Всего же, по мнению А.М., нужно было потратить за 10 лет на создание внушительного флота в 55 эскадренных броненосцев и множества более мелких кораблей без малого миллиард рублей, и это не считая стоимости возводимых заводов со всем оборудованием и необходимой инфраструктуры (которую н атом же Кольском полуострове нужно было строить вообще с нуля, связав предварительно его с Россией хотя бы одноколейной железной дорогой). План, конечно, грандиозный и в случае го реализации долженствовавший превратить Россию в первоклассную морскую державу, но насколько он был реален по чисто финансовым, хотя бы для начала, возможностям империи («ваша кошка купила бы «Вискас», но кто ж ей деньги даст?»), а с другой стороны, был ли способен такой флот соперничать даже не с британским, но хотя с германским флотом? И, наконец, выделив миллиард рублей з а10 лет на создание только флота (без, подчеркну еще раз, инфраструктуры), что осталось бы на армию, и без того хронически недофинансируемую?


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас