Скит боголепный

  • записей
    1 977
  • комментариев
    8
  • просмотр
    376 331

Авторы блога:

И все же

Saygo

280 просмотров

       я считаю, что (применительно, конечно, к XVI в., и то не ко всему, но к большей его части - скажем, лет этак для 75, с момента распада Большой Орды в 1502 г. и до смерти последнего великого крымского хана, настоящего "царя" - Девлет-Гирея I), что татарские набеги на соседей (опять же, не на всяких там кавказских горцев - они, похоже, в Крыму полагались законным охотничьим угодьем и тут действовали другие правила) - на Литву (и немного на Польшу) и на Москву рассматривались крымской политической и военной элитой (если такой термин приложим к ним - тут волей-неволей, но приходится идтина определенное "осовременивание" тогдашних реалий) как продолжение политики другими средствами.
      Конечно, крымские ханы и их ближнее окружение ("царская дума"), которое жадною толпою окружала "царское" седалище, Клаузевица не читали (и не могли читать ибо к тому времени, когда Клаузевиц порожил свои размышления о современной ему войне, Крыма как субъекта восточноевропейской "Большой игры" уже не существовало почитай полстолетия), однако они верно почувствовали дух эпохи и явочным путем пришли к этой формуле задолго до пруссака. В самом деле, если попробовать проанализировать действия крысмких "царей" в течении этого почти столетия то каков будет результат?
      Если мы исходим из того, что в Бахчисарае (или сперва в Кыркоре, а потом в Бахчисарае) после паджения Орды примерили на себя царские регалии и решили, что сомбреро очень даже по Хуану, то стремление реализовать на практике этот имперский замысел неизбежно ставило вопрос о соответствии планов громадья и наличных ресурсов (в точности как в известном фильме). Для того, чтобы "Остров Каффы" стали политическим (и, само собой, военным, ибо без этрого в те времена никак - впрочем, и сегодня тоже) тяжеловесом, нужно было собрат под высокую "царскую" руку все татарские юрты, возникшие на обломках Орды - это во-первых, а во-вторых - нужно было заставить прежних данников и вассалов, великих князей литовских и московских, выполнять свои обязанности и платить регулярно пресловутый "выход" и все остальное, что полагалось ордынским "царям" изстари.
      Но как это сделать, если и правящая в юртах "элита" не особенно стремилась под высокую "царскую" руку (резонно полагая, что тут еще как посмотреть на законость требований Гиреев), и Вильно с Москвой не горели особым желанием снова взвалить на себя таатрское ярмо (дабы калач как символ оного обрел реальное звучание)? Задача что и говорить, получалась весьма нетривиальной. И выход был найден - воспользовавшись тем что Вильно и Москва вели ожесточенное соперничество за "наследие Ярослава Мудроо" и нуждались если и не в союзе, то хотя бы в благожелательном нейтралитете со стороны Крыма, в Бахчисарае решили открыть "крымский аукцион" - кто больше даст за право считаться лепшим корешем и "братом" крымского "царя". Игра на повышение ставок включала в себя не только дипломатию (и, опять же само собой, дипломатический шантаж - а вот если ты мне не заплатишь вдвое против своего конкурента то...), но и использование ultima ratio regum как весьма веского и понятного довода в этой игре (козырный, так-скать, туз, который можно было в нужный момент бросит на стол и побить им все другие карты). Пользуясь тем, что сам по себе Крым представлял собой достаточно надежную природную крепость, ханы рассчитывали,и не без оснований, что, совершая из нее молниеносные вылазки на владения соедей (или хотя бы просто угрожая возможностью такой вылазки), они получат то, что им нужно - и "выход", и подарки, и формальное признание себя, любимых, в роли третейских судей (ну или, если хотите, обезьяны, наблюдающей с холма за схваткой двух тигров в долине), и, в качестве приятного (но не обязательного - ибо пойдя за шарстью, можно было вернуться стриженым, особенно если речь шла о походах против "московского") бонуса - захват дувана и ясыря.
      Подчеркнем еще раз - набег, по нашему мнению, в "Большой игре" для крымских ханов выступал в роли инструмента, но никак не самоцели (хотя, конечно, определенный элемент самоцельности все же, видимо, присутствовал, ибо чистый кочевник - бедный кочевник, а кому охота быть бедным, когда кругом разгуливают на вольном выпасе столь жирные утки и гуси?). Организуемые время от времени набеги выступали в роли сильнодействующего средства, способного заставить литовского или московского "братьев" пошире открыть свои уши и услышать более чем толстые намеки на тонкие обстоятельства, которе раздавались из Бахчисарая. И, в таком случае, стоит ли вести речь о пресловутой "набеговой" экономике, которая, по мнению многих авторов, была характерна для Крымского ханства?

0024-019- (1)




Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас