Умблоо

  • запись
    771
  • комментарий
    1
  • просмотров
    96 067

Авторы блога:

Хэйанские байки: про удобства во дворе

Snow

367 просмотров

Из «Стародавних повестей», из свитка о японских подвижниках «Лотосовой сутры»

Рассказ о монахе Кэндзицу из Убара, что в краю Сэтцу
В стародавние времена в краю Сэтцу жил монах по имени Кэндзицу. Ещё ребёнком он поднялся на гору Хиэй, стал монахом, изучил книги Закона, явные и тайные, ничто не осталось для него тёмным. А ещё он хорошо знал мирские книги.
И вот, помыслы о Пути у него пробудились и расцвели, он вдруг ушёл с горы, отправился в родные края, затворился в месте, что зовётся Убара, построил хижину в один квадратный дзё: [3 на 3 м], и в ней дни и ночи читал «Сутру о Цветке Закона» про себя и вслух. Трижды повторял этот обряд, а в промежутках изучал "Прекращение неведенья и постижение сути" Тяньтая. В хижине кроме образа будды и сутры ничего не было. Кроме трёх одеяний, не имел он одежды. А ещё к хижине его не приближались женщины. И понятно: как бы он с женщинами виделся и разговаривал? Если кто-то ему приносил еду, снабжал его одеждой, он находил бедняков и всё отдавал им, себе ничего не оставлял.
И вот, у отшельника время от времени стало случаться нечто странное. В дождь, самой тёмной ночью отшельник вышел из хижины, отправился в уборную. В хижине никого не было, но впереди него появился кто-то с зажжённым фонарём, а позади – кто-то с зонтиком. Люди видели это, думали: кто же это? Подходят поближе, глядь – фонаря нет, зонтика нет! Никого с отшельником нет, он идёт один. А в другой раз к хижине отшельника приехал всадник на холёном коне, по виду пожилой знатный господин. Люди не знали, кто это, пошли посмотреть – а коня нет, всадника нет! Люди стали подозревать: наверно, это боги небесные или посланцы с Тёмной дороги приходят защищать отшельника!
А в итоге, когда подошёл его смертный час, отшельник не болел, был один в хижине, обратился лицом к западу и громким голосом читал «Сутру о Цветке Закона». Потом сложил руки святым знаком, словно бы вошёл в сосредоточение – и жизнь его пресеклась. Окрестные жители не знали, что он умер, слышат – сотни, тысячи голосов в хижине причитают и сетуют, вместе оплакивают отшельника. Соседи это услыхали, удивились, устрашились, пошли к хижине, смотрят – а никого нет. Отшельник умер, а руки его так и сложены святым знаком. А хижину наполняет благоухание. Отшельник необычайно громко читал сутру, будто был не один, а теперь слышится, как в его хижине множество людей плачут и сетуют: это защитники Закона оплакивают его, горюют и тоскуют о нём! – заподозрили люди.
В час кончины отшельника в небе раздалась музыка. Значит, сомнений нет: он возродился в краю Высшей Радости! Так передают этот рассказ.


О монахе Кэндзицу 慶日 кроме этой истории ничего не известно. «Прекращение неведения и постижение сути» 止観, сикан, – "Мохэ чжигуань", сочинение китайского наставника Тяньтая Чжии, одно из основополагающих сочинений школы Тэндай на горе Хиэй. Посланцы с Тёмной дороги обычно приходят, чтобы забрать человека на посмертный суд, а здесь, видимо, просто чтобы почтить отшельника.
В хэйанском быту уборная в жилом здании - вполне обычная вещь, хотя бы на время непогоды мог бы и монах воспользоваться ящиком. Он этого не делает, видимо, не столько из-за тесноты, сколько из нежелания осквернять место, где читается сутра.


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас