Скит боголепный

  • записей
    1 977
  • комментариев
    8
  • просмотров
    376 440

Авторы блога:

Без царя и жизнь не та...

Saygo

257 просмотров

       Есть мнение, что постордынские татарские элиты спали и видели, как они реализуют идею Renovatio imperii Tartarorum. Так это было или не так - не суть важно, однако крымская правящая элита с самого начала существования Крымского юрта об этом точно мечтала и по меньшeй мере трижды (во всяком случае, в XVI веке - XV в расчет брат пока небудем) пыталась приблизиться к реализации этой светлой мечты. И наиболее успешным в этом дел, продвинувшимся дальше других и добившегося почти что выполнения этого замысла, можно считать Мухаммед-Гирея I, сына фактического основателя Крымского ханства Менгли-Гирея I. Все прочие претенденты Мухаммед-Гирею и в подметки не годились (хотя, конечно, если уж смотреть на дело объективно, то тут заслуна не сколько самого Мухаммед-Гирея, сколько его отца - к счастью, он не дожил и до реализации мечты, и до ее крушения).
      Почему так? А вот - после долгой игры, интриг и набегов Мухаммед-Гирей в 1521-1523 гг. оказался не пике своего могущества и влияния в Восточной Европе - ни одни из предыдущих ханов, будь то крымские или большеордынские ,не имел столько власти, влияния и подданных *(хотя бы формально). Посудите сами - "своевольная" Ногайская Орда, утомленная и изнуренная усобицами и борьбой с казахами (будущими) пусть и формально, однако признала сюзеренитет крымских Гиреев. В 1521 г. Мухаммед-Гирей посадил в Казани своего брата Сахиб-Гирея - опять же формально Казань вошла в крымскую орбиту влияния. С Сигизмундом I, королем Польши и великимк нязем литовским, был заключен договор, который можно было трактовать как вассальный - крымский "царь" жаловал своего литовского брата, а взамен получал от него регулярные поминки, которе вопсринимались в Бахчисарае как дань. После "крымского смерча" 1521 г. и московский великий князь обязался платить дань в Крым (вообще, история с той грамотой достаточно темная - этакая грамота Шредингера, но, похоже, нет дыма без огня). Оставалась одна Астрахань - и Менгли-Гирей, и Мухаммед-Гирей долго пытались наложить на нее свою высокую руку, заигрывая ради этого с Москвой (собственно, разочаровавшись в Москве как в потенциальном союзнике в разрешении астраханского вопроса, мухаммед-Гирей и решил напасть на Русское государство в 1521 г.). Первый заход на Астрахань был осуществлен мухаммед-Гиреем в 1520-нач. 1521 гг, но без особого успеха, но вот второй, преджпринятый в 1523, увенчался успехом - Астрахань была взята.
      Казалось - вот он, триумф, Мухаммед-Гирей - "царь" теперь не только по названию, но и по сути. Под его высокую руку так или иначе, но были собраны все бывшие осколки Золотой Орды - и три главных татарских юрта, и Русский улус, и Литва (а можно сказать, что даже и Польша) - так что Мухаммед-Гирей имел все основания гордиться достигнутым - он и в самом деле превзошел многих ханов прошлого и уравнялся с золотоордынскими ханами эпохи расцвета Золотой Орды.
      Но момент триумфа был недолог. Подлые ногаи (сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит), вспользовавшись моментом и расслаблением Мухаммед-Гирея, который решил попочиват на лаврах, убили иего и его сына и наследника Бахадур-Гирея во все той же Астрахани, послое чего учинили погром в Крыму, погрузив тем самым "остров Каффы" в многолетнюю "заворошню".
      Так почему так вышло и почему триумф Мухаммед-Гирея был недолог? Осмелюсь предоложить, что главная (или одна из главнейших) причин последовавшей за астраханским массакром катастрофы были примитивность и архаичность крымской государственности - крымский "политический народ" не сумел вовремя осознать и перестроитья на новый манер и заняться полноценной и полномасштабной стройкой раннемодерного государства. Нет, чтобы совсем не начал - это было бы неверное утверждение, попытки были, но
      а) разовые;
      б)несистематичные
      В итоге Крым мог выиграть сражение, но проигрывал войну - порядок все-таки бьет класс. И когда со сцены сходил яркий и харизматичный лидер, "подстраховать" эту перемену и предотвратить процессы распада было некому и нечем. Институты традиционного общества оказывались раз за разом сильнее.

      Мухаммед-Гирей и его батюшка на приеме у османского султана. Османская же миниатюра.

Mengli_bayezid



Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас