Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотра
    121 343

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Тори и виги

Saygo

343 просмотра

Иногда пристальнее смотришь на уже знакомые события, и вдруг замечаешь целый пласт того, чего совершенно не замечал раньше, и вообще – даже мировоззрение переворачивается с ног на голову. Вот примерно это и произошло со мной по довольно знакомому периоду, о котором я много читал и писал, но архивы английского Парламента заставили взглянуть на эти события по-новому.
Итак, речь о периоде 1714-1754 годов, то есть о временах правления Георга I и Георга II. А история тянется аж от Елизаветы I и Якова I, и уж точно – от Английской революции. Дело в том, что соединение Англии, Шотландии и Ирландии под одним скипетром имело серьезные последствия именно с точки зрения общественной жизни. Англия была англиканской, Шотландия – пресвитерианской, ну а Ирландия – в основном католической. В каждом из королевств были довольно влиятельные меньшинства: в Англии и Шотландии – католики и пуритане, а в Ирландии – англикане и пресвитериане.
Представляете, какой компот? А теперь добавим сюда последствия Английской революции – это увеличение влияния пуритан и диссентеров. Так вот, основу партии вигов как раз составили пуритане, пресвитериане и диссентеры. А партия тори представлялась англиканами и католиками. Обе партии враждовали между собой не только по партийному, но и по религиозному принципу. Так, англиканский священник Генри Сэшеверелл в 1710 году в проповеди основное описание уделил «ереси лжебратьев», то есть как раз пуритан, пресвитериан и диссентеров, которые по его мнению угрожали церкви и государству.
Сэшеверелл предстал перед судом, его обвинили в нападках на завоевания Славной революции, проповеди его присудили сжечь, а ему самому – запретили проповедовать во всех частях английского королевства. В ответ англикане (не католики!) в Лондоне разгромили пресвитерианскую церковь в Линкольн-Инн Филдс, нападения произошли и в Рексеме, Бранстейпле и Гейнсборо.
К 1714-му страна вообще оказалась расколота надвое – Георга I избрали келейно, по сути это был плохо завуалированный переворот, по крайней мере тори восприняли его именно так. В сентябре прибывший в Англию Георг решительно уволил всех тори из правительства (лорд Боллингброк, лорд Ормонд, граф Оксфорд и т.д.), и заменил их вигами. Поскольку Георг ганноверский был лютеранином (то есть ближе к пресвитерианам, нежели к англиканам) – англикане усмотрели в этом религиозный заговор диссентеров, пресвитериан и пуритан. 20 октября, по время коронации Георга, начались беспорядки, устроенные англиканами, нападения на празднующих коронацию произошли в Бирменгеме, Бристоле, Тьюксбери, Шрусбери, разбиты и разграблены церкви нонконформистов в Норидже, Кентенберри, Рочестере. Тори кричали: «Убей Старого Разбойника, убей их всех, Сэшеревелл навсегда!». Старый Разбойник – это король Георг, если что. К беспорядкам присоединились и якобиты, надеясь перетянуть к себе всех тори, но ни Якова, ни Старшего Претендента народ не хотел.
Наконец в 1715 году противостояние достигло апогея. 28 мая, в день рождения Георга I, начались беспорядки в Лондоне под лозунгами «Нет ганноверскому правительству» и «Требуем второй реставрации (Стюарта)!». Восстания и столкновения длились почти месяц по всей Англии. Это было уже слишком. Георг понял, что трон под ним зашатался.
И в 1715 году был принят Закон о беспорядках (Riot Act 1715). Смысл закона самый простой – любое собрание, несанкционированное правительством или королем, численностью более 12 человек, считалось выступлением против власти и должно было быть разогнано в течение часа. То есть демократия – демократией, но тем, кто идут против линии партии, сделают а-та-та.
Дальше – больше. Из власти и Парламента к 1715 году были вышвырнуты все тори, причем неважно – поддерживали они Геора или Стюартов. Англикане стали в Англии неблагонадежным элементом, фактически равным католикам. Это уже в 1715-м привело к высадке в Шотландии якобитов, причем направляемых из Парижа не только Старшим Претендентом, но и бывшими английскими министрами – Болингброком и Ормондом. По сути, власть Георга ходила по охрененно тонкому льду и висела на охрененно тонкой ниточке, и послушай тогда французское правительство Боллингброка, который говорил, что хватил и десятой части французских войск, если брать численность, с какой Вильгельм Оранский вторгся в Англию в 1688 году – история Британии могла бы пойти по совершенно другому пути.
Но в 1715-м французы войск не дали, а высадка оказалась неудачной, и тори прервали все сношения с якобитами, их в этом благородном деле заместили шведы (вернее, они никого не заместили, но виги, пришедшие к власти, искали врагов народа везде, где только можно, поэтому Карла XII, занявшего деньги у якобитов на постройку кораблей, посчитали врагом нации и устроителем новой высадки в Англии). В общем, очередное восстание якобитов в 1719 году опять провалилось.
Потом, в 1721 году, был заговор Аттербери, англиканского епископа из Рочестера. На тот момент власть Георга шаталась как пьяная, и он, дабы добиться «поправок в конституцию и легитимизации своей деятельности» решил провести выборы. 3000 якобитов должны были транспортировать из Франции в пивных бочках. Прибыв в Лондон, они были должны захватить Тауэр, Монетный двор и Банк Англии – в общем, почти по Ленину – главные узловые точки. А так же арестовать и умертвить Георга.
Хотя заговор не удался, он все же поставил вопрос ребром – что делать с тори? Было высказано два варианта.
1) Всех вырезать на фиг.
2) Попытаться расколоть, приняв часть тори в парламент и правительство.
В результате решили выбрать второй вариант, особенно на это повлиял крах компании Южных морей, ибо виги поняли, что сейчас их просто сметут, если они будут продолжать править единолично. И именно в 1723 году из тори 23 человека были включены в списки Палаты Лордов, а 83 человека – допущены к выборам по спискам Палаты Общин. Даже Боллингброку в 1723-м даровали помилование, но при этом, хотя его восстановили в титулатуре, в Парламенте заседать запретили.
В общем, с этой точки зрения, в Англии почти до половины XVIII века продолжались религиозные войны, начавшиеся еще при Генрихе VIII.

722px-King_George_I_by_Sir_Godfrey_Knell


Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас