Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотра
    121 344

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Предварительный итог

Saygo

257 просмотров

Тут меня спрашивали - так почему же мы не выиграли ни одного крупного сражения союзников на суше? Ну ладно, море, черт с ним, мы там не сильны, но суша-то?
Отвечу цитатой из письма барона Остена-Сакена, чтобы самому не говоить: «Идеальные войска наши исполнены изумительного терпения, усердия и самоотвержения. Это гладиаторы храбростью, но с той разницей, что гладиаторы-идолопоклонники жаждали рукоплескания весталок и других зрителей, а наши, подвизаясь за веру, царя и отечество, ожидают царства небесного.
«Генералы же наши, исключая единиц, не соответствуют офицерам и солдатам. Я не говорю о личной храбрости, которая одна недостаточна для генерала».

На мой взгляд главная проблема николаевского царствования - сумели создать отличный солдатский материал, но не сумели им распорядиться, поскольку на подготовку офицеров и особенно высшего комсостава махнули рукой. Это отлично видно как в армии, так и на флоте. Раз за разом теряли выгоднейшие ходы, не использовали отличнейшие возможности, и вообще, вели войну "от обороны".
Там же, где действовали наступательно (Муравьев) - полнейший успех.
И да, образцовая армия, сравнимая с французской, получившей опыт в Алжире, у нас была. Если верить Лапинскому (а этому пшеку-русофобу следует верить с осторожностью - 247 тысяч человек). Проблема только в том, что эта армия как была на Кавказе, так и осталась.
«Кавказский полк, — говорит Фадеев, — являлся целым организмом, проникнутым одним духом, одними понятиями и обычаями, высоко ценящий свои предания, выработавший свой особенный боевой характер. Находясь лицом к лицу с противником отважным, ловким и хитрым, кавказский солдат поневоле, для собственного сохранения, должен был стать таким же. Служба на передовых постах и в секретах, в боковых цепях на походе, действия небольшими партиями и даже в одиночку должны были развить в нем в высшей степени индивидуальные боевые качества. Эта обстановка выдвигала людей выдающихся, раскрывала душу каждого; в начальствующие не могли попасть люди по случайному выбору ротного командира, а попадали действительно достойные, нравственно влияющие на своих товарищей. Здесь нельзя было выслуживаться — надо было заслужить. Эти же условия выработали в Кавказской армии столь же славный офицерский состав. В кавказских полках, где каждый солдат не раз стоял лицом к лицу со смертью, не могло быть и страха смерти, и действительно, в бою никакой огонь не мог их остановить. Кроме решительности удара, кавказские войска в высокой степени обладали инициативой. В бою каждый делал свое посильное дело, не ожидая приказаний свыше; ротного командира заменял младший офицер, его — фельдфебель и даже рядовой, и заминки при этом не бывало. Действуя в горах, лесах, где часто приходилось топором прорубать дорогу и где из-за каждого камня или дерева можно было ожидать вражеской пули, войска эти в бою всегда умели применяться к местности. Размыкание под огнем, смыкание перед ударом делались, по свидетельству очевидцев, как бы инстинктивно, без приказаний. Между родами оружия существовала самая тесная связь.
Славный Нижегородский драгунский полк, выручая пехоту, врезывался в неприятельские каре, несмотря на самый сильный батальный огонь, атаковал под картечью и брал неприятельские батареи. Донские линейные и черноморские неустрашимые одинокие всадники во всех боях с честью восполняли недостаток у нас регулярной кавалерии и в боях, наравне с нею, прославились сомкнутыми атаками на расстроенного неприятеля. В артиллерии материальная часть была в плохом состоянии: старые пушки, деревянные лафеты, плохая сбруя; зато среди батарей и отдельных орудий существовало соревнование в меткости стрельбы, и в этом отношении иногда достигались результаты поразительные.
Как в походе, где ее выручала пехота, так и в бою, где ей приходилось выручать пехоту и конницу, она никогда не отставала. Отступить с позиции ранее пехоты, не выручать своей конницы считалось позором, и никто не ставил в вину потерю орудий, когда ей приходилось умирать, дав последний картечный выстрел в упор.
Действуя в бою, артиллерия не приковывалась к одной позиции, а сама искала для себя наилучших задач, переезжала с одного пункта поля сражения на другой и часто, опережая свою пехоту и кавалерию, подскакивала к неприятельским каре на картечный выстрел»
.
И да, жалко, что французы не повелись на планы англичан, и не высадились на Кавказе. Думаю, по итогам тогда бы изучали тактику и технику русской пехоты, а не французской. "Ведь это наши горы, они помогут нам!".

10-9.jpg

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас