Сергей Махов

  • записей
    1 887
  • комментариев
    12
  • просмотров
    122 075

Авторы блога:

  • Saygo 1899

Просто цитата

Saygo

247 просмотров

Существенные изменения в образовательной политике нуждались в убедительном и, по возможности, привлекательном обосновании. И вскоре его ключевые идеи были сформулированы. В 1832 г., еще будучи товарищем министра, С. С. Уваров после проверки Московского университета представил отчет, в котором признал недостаточным среди студентов уровень верноподданнической любви к существующему порядку. Для укрепления воспитательного влияния на российское юношество он предлагал «привести оное к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, – образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего Отечества» [6, с. 214].
В знаменитой «уваровской троице» особый интерес представляет принцип «народности». Во-первых, потому что сразу напрашивается вопрос о том, способствовала ли реализация этого принципа развитию демократических процессов в российском образовании. Все-таки и слово «народность» и слово «демократия» имеют один и тот же, общий корень. Ну, а во-вторых, нельзя забывать, что оригинальность уваровской формулы связана именно с разработкой идеи народности. Что же касается принципов «православия» и «самодержавия», то их смысл и значение были ясны: достаточно познакомиться с коронационным манифестом Николая I от 22 августа 1826 г. и последующими официальными актами, обосновывающими приоритет православия для России и необходимость самодержавной формы монархического правления в ней.
Термин «народность» в идейной жизни России 30–40-х гг. XIX в. использовался уже достаточно широко. Демократически настроенная часть образованного общества связывала с ним борьбу за социальные преобразования в интересах народных масс, просвещение народа, демократизацию культуры и т. д. К «народным началам» апеллировали славянофилы. С. С. Уваров пошел другим путем, он угадал тот смысл, который хотел бы придать этому термину сам государь-император.
На взгляд автора, уваровская «теория официальной народности» своим истоком имеет внимательное прочтение манифеста Николая I по случаю казни декабристов. В этом манифесте император заявил, что восстание вскрыло «тайну зла долголетнего», его подавление «очистило отечество от следствий заразы, столько лет среди его таившееся». Эта «зараза» пришла с Запада как нечто чуждое, наносное: «Не в свойствах, не в нравах русских был сей умысел». И далее Николай I призывает насаждать «отечественное, природное, не чужеземное воспитание»
По мнению автора, уваровская «народность» – это в первую очередь преданность и покорность самодержавию. Во второй четверти XIX в. в обстановке европейской нестабильности, вредного влияния революционных событий, социальных и национальных бурь перед Российской империей встала задача исторического выживания. А. И. Герцен верно подметил, что царизм «бежал в народность и православие от революционных идей»..


А. В. Калачев "ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ НИКОЛАЯ I"

Вот я думаю, убери отсюда даты, определения типа "царизм" и имена - текст прошел бы, как нынешняя передовица в газете?)))

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас