Сергей Махов

  • записей
    1 865
  • комментариев
    12
  • просмотра
    121 303

Авторы блога:

  • Saygo 1877

Ааааааа))) Флюгегенхаймен, ять!!!))))

Saygo

308 просмотров

Аффтар жжет напалмом, глаза мои сейчас замироточат и растворятся..))))

Именно отсюда нужно начинать в части, посвящённой предтечам стратегической концепции ВМФ СССР в 1920-х – 1930-х – и я постараюсь объяснить почему. Итак, годы – примерно 1840-е. Что можно сказать о нашем флоте? А то, что он безоговорочно входит в число сильнейших в мире – собственно, он третий по силе после флотов Англии и Франции. И, что тоже немаловажно, следующие по морскому могуществу государства: Испания, США, Швеция, Турция, Нидерланды отстают весьма и весьма значительно. Причём речь идёт и о числе судов, особенно линкоров, и об обученности и подготовке личного состава. Вполне состоялась отечественная флотоводческая школа – и имя Ушакова было менее известно в Европе, чем имя Нельсона, только в виду того, что победы последнего оказали большее влияние на общеевропейскую историю – похоронив планы Наполеона по вторжению на Британские острова, чем победы первого. Да и пиарить своих англосаксы всегда умели и умеют. В действительности степень их новаторства в военно-морском деле равнозначна. А ещё были победитель при Чесме Спиридов, триумфатор Калиакрии Сенявин, в Наваринском сражении 1827 года блестяще проявили себя Лазарев и Нахимов. В начале столетия гремят по миру имена русских моряков-исследователей, наш флот организует целый ряд кругосветных экспедиций, в 1820 году наши моряки совершают, пожалуй, последнее из великих географических открытий – 16 января экспедиция во главе с Беллинсгаузеном и Лазаревым открывает последний из континентов Земли – Антарктиду. К слову, открывает на практически противоположном от России конце планеты. Это адмиралы и офицеры – а что рядовой состав? Рекрутская система, в целом имевшая много недостатков, была чрезвычайно удобна для флота. 25 лет непрерывной службы! Ни один флот мира, кроме, пожалуй, британского не мог похвастать столь же опытными матросами. Уже Крымская война покажет весьма высокие качества русских комендоров, да и представителей многих других морских специальностей. Боевая мощь тоже внушала уважение – как уже было сказано, численно наш флот был третьим, но давайте внесём немного конкретики. В те самые 1840-е на Чёрном море Империя располагала 14 линкорами и 6 фрегатами, не считая более мелких судов, а на Балтийском – 26 линкорами и 9 фрегатами. Наконец, но это тоже весьма немаловажная деталь – у флота была прекрасная репутация, что и не удивительно – он был стабильно силён, кроме весьма кратких периодов упадка – один между царствованиями Петра I и Анны Иоанновны и другой во второй половине царствования Александра I, а главное – почти не терпел поражений. Кроме морских битв при Фридрихсгаме и 2-й при Роченсальме в ходе Русско-Шведской войны 1788-1790 вспомнить то почти нечего – и даже в этой войне у русского флота все поражения вполне компенсировались одержанными в другое время победами. Некоторые говорят о технической отсталости флота – но это представляется тоже не вполне справедливым. Первый военный пароходофрегат Медея появился в Великобритании в 1832 году, а в России – уже 4 года спустя – в 1836 был спущен на воду пароходофргет Богатырь с 28 орудиями. В силу ряда обстоятельств на нашем флоте был сделан стратегически неверный выбор в пользу колёсных, а не винтовых двигателей, но здесь тоже следует сделать поправку – Британское адмиралтейство точно установило истину о том, какой именно из двух типов является более эффективным только в 1842 году в ходе своего небезызвестного опыта с перетягиванием каната – и то это не означало даже и в Англии полного и немедленного отказа от колеса. Первый же в своём роде парусно-паровой 90 пушечный линкор Наполеон был построен во Франции по проекту выдающегося корабела Дюпюи де Лома только в 1850-м году – буквально в самый канун Крымской войны. В Российской Империи такие проекты предлагались в ходе войны и почти не вызывает сомнений, что если бы не война, то мы обзавелись бы подобным судном на 4-5 лет позже, т. е. в районе 1855 года. Собственно, резюмируя, наш флот в эпоху Империи никогда не был столь же силён, относительно ведущих флотов мира, как тогда – ни до, ни после.
Изображенная выше картина чрезвычайно благостная и вызывает (в том числе вызывала и у современников) чувство законной гордости – вот только – если мы смотрим из 1840-х, очень скоро Русский императорский флот ожидает крупнейшая катастрофа за всю его историю. В чем же дело? Попробуем разобраться. Первая причина лежит на поверхности – да, наш ВМФ был третьим по могуществу – но сражаться ему пришлось с двумя первыми, причём одновременно. Не вдаваясь в причины Крымской войны, а так же в надежды и провалы нашей дипломатии, просто отметим это как факт. Но есть и ещё кое-что. Наш флот – разобщённый. Причём разобщённый неустранимо. Так повелела Её Величество География – и ничего тут не попишешь. Возьмём в качестве примера Британию. Да, у неё есть масса колоний и баз по всей планете, который нуждаются в определённый флотских силах, но, во всяком случае, те эскадры, который находятся в её собственных водах – а это всегда была самая крупная и боеспособная часть флота, могут легко и беспрепятственно объединиться в самый короткий срок. Естественных преград нет. У Франции существуют два оперативных направления – Атлантика с базой в Бресте, а так же Средиземное море – с базами в Марселе и Тулоне, но и они за исключением варианта войны с Англией, способной перекрыть Гибралтар, достаточно легко могут поддерживать между собой связь и по необходимости объединиться. То же касается и судов, находящиеся в появившихся в это время в распоряжении французов портах Алжира. А вот Балтфлот и Черноморский флот даже без противодействия противника объединить довольно сложно. Во-вторых, оба наших флота (о других оперативных участках на Севере и на Дальнем Востоке я и не говорю – там свои особенные сложности, но в описываемый период времени там находился минимум сил, которые статуса флота справедливо не имели) – это запираемые флоты. Запереть все порты островной Англии – невероятно сложная задача, то же касается многочисленных портов США, тем более после того, как страна дошла до Тихого океана. Задача запереть французский флот в своих базах выполнимая, это доказали британцы в ходе Наполеоники, но крайне сложная – даже для самого могучего флота Владычицы морей – то здесь, то там возникали “дырки” и прорывы, которые приходилось латать в сражениях разной степени интенсивности – в сущности Трафальгар – величайшее из них. А вот наши флоты могут быть отрезаны очень легко – причём сразу в двух вариантах. Первый – более простой и вообще не требующий никаких особенных усилий от нашего противника – это вариант с оставлением нам акваторий Балтики и Черного моря – по линии проливов. В случае с Чёрным морем едва ли стоит останавливаться на этом подробнее – тема Проливов, их важности и нашей политики в их отношении и так слишком известная. В случае с Балтикой ситуацию отличается только большим миролюбием по отношению к нам Дании и её относительной слабостью – сама по себе она никогда не пыталась перекрыть нам Зунд. Но никто не мешает тем же англичанам разместить мощные силы блокады по ту сторону пролива. При том, что самое узкое место пролива имеет ширину 5 километров, продвижение в развёрнутом строю даже для парусных линкоров там невозможно, а выходящие по одному суда успешно расстреливались бы противником. Та же история с Большим и Малым Бельтом – первый чуть шире, второй – чуть уже.
А есть и другой вариант – при котором нам не оставляют даже “наших” морей. На Чёрном море для этого требуется блокада/взятие Крыма с Севастополем, а так же блокада Одессы и Николаева. Других крупных портов в то время у нас на Чёрном море не было. Позднее, по мере развития таких городов, как Новороссийск, Сочи, Батуми задача для врага существенно усложнилась и стала малореальной. А вот на Балтике всё по-прежнему исключительно в руках географии. Вход в Финский залив имеет ширину в 70 километров – для крупного флота вполне пригодный для надёжного запечатывания участок. При этом блокируется не только Кронштадт и Санкт-Петербург, но и Нарва и Таллинн. Не случайно уже позже – в конце XIX века, стремясь выйти из естественной западни, Империя вложит огромные средства в строительство военного пора в Либаве. А можно было подойти и вовсе к самому Котлину, оставив Балтфлоту только Маркизову лужу…


"триумфатор Калиакрии Сенявин" убил наповал)

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас