Скит боголепный

  • записей
    1 977
  • комментариев
    8
  • просмотров
    376 330

Авторы блога:

Что есть истина?

Saygo

345 просмотров

      Нужно ли говорить о том, какой "вклад" сделал последний наш летописец, Н.М. Карамзин, в формирование "черной легенды" об Иване Грозном? И неважно, какими мотивами он руководствовался, создавая такой запоминающийся образ - важно то, что этот образ не без его легкой руки устоялся в общественном сознании и обрел независимое от желания исследователей существование (поди теперь. поспорь с "как известно"!).
      Но даже Карамзин был вынужден написать такие строки:
      «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками…».
      Почему так получилось? В чем причина такого устойчивого отношения к Ивану в "народной памяти" (и, кстати, раз уж зашел об этом разговор - каким остался в "народной памяти" Тишайший?). И напрашивается ответ (впрочем, он, по большому счету, известен достаточно давно - Р.Ю. Виппер, не из "тусовки" историков-русистов", писал в эмиграции, что Ивану Грозному «не посчастливилось на литературных защитников») - злодеяния Ивана коснулись прежде всего и в первую очередь элиты общества и ее обслуги, ее клиентелы. А уж она постаралась отомстить Tyrann'у в литературном наследстве, особо не заморачиваясь тем, насколько тот образ, который она нарисует, соответствует реальному образу. Вам нужен злодей - их есть у меня! Как же - он, злодей, попытался посягнуть на святое, на ее, элиты, жадной толпой обступившей трон, властные прерогативы, неприкосновенность и право единолично, в свое удовольствие доить корову. Такое не прощается и о каком sine irа et studio может идти речь при таких раскладах?
02

      P.S. Еще со студенческой скамьи не оставлял меня в покое вопрос - как так получилось, что Римская империя не рухнула при таких моральных уродах, как, к примеру, Нерон или Калигула (много их, список можно расширить)? Может, дело в том, что они не такие уж и моральные уроды, а таковыми они стали потому, что конфликтовали с сенатской оппозицией, а уж она постаралась отомстить, не только убив императоров-уродов, но и создав им соответствующий имидж уродов?

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас