Сергей Махов

  • записей
    1 887
  • комментариев
    12
  • просмотр
    122 111

Авторы блога:

  • Saygo 1899

Крымская, сюрреализм

Saygo

253 просмотра

Среди тех, кто защищал Соловецкий монастырь с оружием в руках, был и выходец из Норвегии, чаще всего упоминаемый в русских источниках как Андрей Гардер, которому в 1854 году было около 22 лет. Сведения о нем в литературе отрывочны. Более-менее достоверны лишь несколько документов, сохранившихся в Государственном архиве Архангельской области, в одном из которых написано его имя: «Petter Andreas af Tromsoe Harder». А. Гардер прибыл в Россию из города Хаммерфеста, где российским вице-консулом ему был выписан паспорт 18 (30) сентября 1852 года. Некоторое время он жил в Архангельске; затем - в Кеми, откуда приехал «из любопытства» в Соловецкий монастырь менее чем за неделю до нападения англичан. При обстреле монастыря молодой норвежский турист находился среди добровольцев, затаившихся на побережье с ружьями и холодным оружием в ожидании английского десанта. В наиболее жаркие минуты боя он, будучи на батарее, «удивительно смелое производил стреляние в судно неприятеля». Не все обитатели монастыря знали его в лицо, из-за чего отважный норвежец едва не погиб. Его, прибежавшего с батареи к монастырским воротам с донесением и сбивчиво объяснявшего что-то на ломаном русском языке, часовой будто бы хотел зарубить, приняв за шпиона. Впоследствии, вместе с другими защитниками монастыря, А. Гардер по Высочайшему повелению был награжден внушительной по тем временам суммой: 75 рублями серебром. Проведя целый день под орудийным обстрелом, поразившись отсутствию у русских убитых и раненых, а также ничтожности повреждений, причиненных монастырю, А. Гардер принял православие и вступил в российское подданство. 30 сентября (12 октября) 1855 года А. Гардер, был приведен к присяге на подданство России и приписан в мещанское сословие города Архангельска.
-------------
Пару недель спустя губернатор Р.П. Боиль узнал, что шведско-норвежское консульство в Архангельске развернуло массовую выдачу неких свидетельств для русских судовладельцев, занятых в торговле с Норвегией и захотел выяснить - что это за свидетельства? Консул подтвердил, что действительно выдавал особые удостоверения за своей подписью тем поморам, у кого уже были на руках российские паспорта на отход в Норвегию. В каждом таком документе консул указывал название судна, фамилию и имя шкипера, численность команды, порт назначения, сведение о товаре. Разобравшись в ситуации, военный губернатор РП. Боиль не только не стал возражать этой новой, стихийно возникшей процедуре, но и одобрил ее, написав шведско-норвежскому консулу 4 (16) июня: «Покорнейше прошу Вас продолжать это засвидетельствование, если только сами судохозяева будут просить Вас об этом, не обязывая однако ж >их к этому, так как такое требование было бы несогласно с существующими правилами о торговле России с Норвегиею»правилами», которые предписывают действовать таким образом. А спустя некоторое время, когда русский шкипер надоел им своими напоминаниями об обещаниях английского правительства и о документе за подписью шведско-норвежского консула, ему сказали, что свидетельство написано на простой, а не на гербовой бумаге(!), а сама шхуна так изящно построена, что может использоваться в качестве военного судна! Словно в подтверждение последнего, англичане вооружили шхуну несколькими орудиями и увели ее в неизвестном направлении. Возможно, шхуна в конце концов оказалась в Англии как военный трофей. Команду «Волги» англичане все-таки отпустили, а шкипера В. Антонова с одним из его матросов продержали в плену до 8 (20) июля, то есть больше месяца.

Господи, если бы я прочитал такую историю в книге - я бы сначала замироточил, а потом мысленно бы послал автора по матушке за такую банальщину. Очередное доказательство, что жизнь круче и интереснее, чем вымысел.

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас