Умблоо

  • записей
    777
  • комментарий
    1
  • просмотра
    98 214

Авторы блога:

Девушки и витязи Кикути Кэйгэцу

Snow

423 просмотра

0_102a1d_7b0d7f2f_orig.jpg 0_102a1c_cc9f88fe_XL.jpg
Ещё один японский художник, угодивший на слом времён — начавший удачно, продолживший успешно и закончивший печально (хотя и не настолько печально, как Ватанабэ Кадзан). Это Кикути Кэйгэцу (菊池契月, 1879-1955), урождённый Кикути Кандзи. Кикути Ё:саю он приходился очень дальним родственником и родом был не с Кюсю, а из Нагано в самом центре Хонсю. В тринадцать лет он начал учиться у преуспевающего киотоского пейзажиста, в семнадцать перебрался в Токио — там в это время как раз работал ещё один дальний родственник и художник, Кикути Хо:бун. Хо:бун охотно взял юношу в ученики, забрал к себе в Киото, а через десять лет выдал за него свою дочь (и брак этот оказался очень удачным).
Хо:бун работал в основном в жанре «цветы и птицы», но иногда писал и картины «из старинной жизни» — вроде этого вот «Самурая»:
0_102ba1_b54ac23a_XL.jpg

У его ученика с цветами и птицами не очень сложилось (сам Хо:бун тут был настоящим мастером, ещё покажем как-нибудь), а вот «людей старых времён» он начал изображать охотно. Поначалу подражая разным знаменитостям своего времени — вот эта его ранняя девица останавливает коня на скаку вполне в духе Огата Гэкко: —
0_102a2a_a229fc56_XL.jpg

И таких кабукинских персонажей тоже много кто тогда рисовал:
0_102a33_12392a3f_XL.jpg

Действа Но: Кэйгэцу тоже вниманием не обошёл — хотя если уж на сцене Но: у него появляется персонаж из более старой, хэйанской эпохи, то и изображается соответственно:
0_102a39_5c4458c5_XL.jpg

Тоже картина (1910 года) из жизни хэйанской знати — во дворце зажигают вечером светильники:
0_102a29_5b1ed06e_XL.jpg

Тут уже заметно и вполне чёткое влияние западной живописи. К этому времени и Кэйгэцу, и его тесть и наставник вернулись в Киото и устроились (преподавателем и помощником преподавателя) в тамошнее городское Училище искусств и ремёсел (Хо:бун там и до этого уже работал). Тридцатилетний Кэйгэцу и сам стал осваивать новые приёмы. В тогдашнем соперничестве «японской» и «западной» школ его, ученика Кикути Хо:буна, твёрдо причисляли к «японском» стилю — но он был уже вполне узнаваем со своими героями легенд и древней истории.
0_102a37_abcfb8a2_XL.jpg

0_102a2f_78f09305_XL.jpg

Этот красный отрок — один из спутников Государя Фудо:, вполне «иконописный».

0_102a1e_761ce93f_XL.jpg

Ацумори, юный и прекрасный воин времён распри Тайра и Минамото, попаший и в воинские повести, и в Но:, и в Кабуки.

0_102a38_34bfe298_XL.jpg
Ещё витязи той же войны (слева — Таданори).

К концу 1910-х годов Кикути Кэйгэцу был уже известным мастером и выставлялся очень широко. Чаще всего воспроизводят вот эту его гравюру — красавицу-гейшу Кохару в манере XVIII века.
0_102a2d_d48f2e7f_XL.jpg
В начале двадцатых годов вышло полное собрание пьес Тикамацу Мондзаэмона, для приложения к нему гравюры заказали самым разным тогдшним знаменитостям — и героиня «Самоубийства влюблённых на острове Небесных Сетей» досталась Кэйгэцу, благо он уже прославился своими красавицами в самых разных вкусах.
Вот эти девушки и девочки (некоторых художник рисовал со своих дочерей):
0_102a31_5fbb3280_XL.jpg

«Летний ветерок» — под XVI век.

0_102a30_9c796a54_XL.jpg

Кукольница с лошадкой

0_102a2e_9084b531_XL.jpg

«Красные губы»

0_102a32_984306b_XL.jpg
Японское платье, европейский стул — важное для Кэйгэцу сочетание. В 1922-1923 годах он, как полагалось художнику, съездил в Европу. В музеях на него наибольшее впечатление произвели живопись эпохи Возрождения — и древнеегипетская скульптура. Он усердно копировал всё, что успевал.

0_102a21_c5cb1a77_XL.jpg
Девушка в розовом вполне японская

0_102a24_f6dfef31_XL.jpg
Эти умильные детки — скорее западные.

0_102a1f_64a123f6_XL.jpg

Но больше всего — того сплава художественных обычаев, за который его и любили.

0_102a1c_cc9f88fe_XL.jpg 0_102a25_9c0f5563_XL.jpg

А это уже тридцатые годы:
0_102a26_afb923f2_XL.jpg

0_102a35_25840998_XL.jpg

«Волны Юга» — окинавские женщины из цикла про присоединённые в последние десятилетия к Японии края.
0_102a23_5fd1fd31_XL.jpg

«Цветы и птицы» после смерти Кикути Хо:буна в 1918 году отошли на задний план. Зато появились вот такие картинки:
0_102a20_e061296d_XL.jpg

«Лютня»

0_102a34_400d4424_XL.jpg

«Праздник кукол»

Но и старинные витязи никуда не делись. Вот «Дружба» 1938 года:
0_102a27_6bc834bf_XL.jpg

А вот мой любимец: весенним днём старый воин «штопает» во дворе свои доспехи:
0_102a22_2fb0d82c_XL.jpg

У Кикути Кэйгэцу было уже много учеников (некоторые потом стали очень известными), он по-прежнему выставлялся, получал всё более почётные звания. Но уже шла война, долгая, поначалу победоносная, а потом всё более тяжёлая. Спрос на картины и гравюры с красавицами падал, и даже самураи не могли прокормить семью — а она к тому времени сильно разрослась. Зарабатывать можно было в основном всяким официозом, от которого Кэйгэцу всю жизнь до того старался держаться подальше. Но к началу сороковых сломался — тем более что Европу-то он любил, но Америку терпеть не мог. И его картины тех лет — плакатные воины прежних войн, «Торжественная встреча экипажа государя-императора» и прочее — уже малоотличимы от самой типовой тогдашней продукции. Исторические наряды и доспехи не помогли — Кикути Кэйгэцу прослыл одним из самых усердных «патриотических мастеров».
А потом война кончилась — разгромом. Кэйгэцу уже имел стойкую репутацию милитариста-пропагандиста, приспешника военщины и истового антиамериканца. Заказы, естественно, кончились, выставки для него оказались закрыты; когда через десять лет после войны семидесятипятилетний Кикути Кэйгэцу умер (почти в полной нищете), его уже никто не помнил, а кто помнил — те знать не желали.
И не вспоминали полвека. Только в 2009 году, на 130 лет со дня рождения, снова состоялась его выставка в Японии. И оказалось, что в Японии был ещё один хороший художник.
0_102c5d_4bf6fe29_orig.jpg

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас