Умблоо

  • записей
    778
  • комментарий
    1
  • просмотров
    98 380

Авторы блога:

Игры про школу (1)

Snow

394 просмотра

0_10297b_990f648d_orig.jpg 0_10297c_a265aacf_M.jpg
По случаю 1 сентября (с которым и поздравляем всех причастных!) покажем сугороку про школу. Не учебные (таких тоже, конечно, было много), а про школьную жизнь.
У первой игры — интересный автор (не художник, а сочинитель). Это Ивая Садзанами (厳谷小波, 1869–1933), сын видного мэйдзийского политика (и каллиграфа), незадавшийся доктор, зато успешный литератор, педагог и основоположник японской детской литературы.
0_102977_745d2257_orig.jpg 0_10297d_8a3d3dd3_orig.jpg
Вот он в обоих своих обличьях — японском и вестернизированном.

Собственно детская литература, не народная, а авторская, и в Европе появилась довольно поздно, а для Японии тех лет эта мысль была совсем новой. По крайней мере, относиться к этому жанру серьёзно не приходило в голову ещё никому. Кроме Ивая Садзанами — он счёл, что это как раз то полезное, что можно и нужно у Запада позаимствовать: воспитание — одна из главных задач, стоящих перед страной, заниматься им надо с младых ногтей, и лучше делать это увлекательно, нежели нудно. Так что в 1895 году Иваи основал первый японский детский журнал, «Мир юношества» (少年世界, «Сё:нэн сэкай»), имевший бешеный успех. Конечно, поначалу это был в чистом виде «журнал для мальчиков», но не прошло и десяти лет, как к нему добавился и параллельный «девочковый» журнал.
0_10297a_7441f52c_orig.jpg

Затея была новая, и поначалу большую часть объёма журнала Ивая Садзанами заполнял сам — первая японская детская повесть с продолжением, военные очерки, исторические рассказы и статьи, учебные материалы. Потом подключились другие авторы и художники, в ход пошли переводы (кстати, «Книгу джунглей» Киплинга впервые опубликовали в Японии именно тут), «таинственные истории», комиксы, детские пересказы взрослой приключенческой классики вроде «Восьми псов» Бакина, спортивные (в основном бейсбольные) карточки для собирателей — и, разумеется, сугороку.
Наше сугороку — приложение к одному из выпусков журнала за 1907 год. Называется игра «Уроки в младшей школе для мальчиков и девочек» (少年少女小学教科双六, «Сё:нэн сё:дзё сё:гаку кё:ка сугороку»), художник — Одакэ Кокукан (尾竹国観, 1880-1945).
0_10297f_15759ada_XL.jpg

Правила — без неожиданностей, обычный «гусёк». Каждая клетка — с какой-нибудь школьной сценкой, в красных кружках — всякие полезные ученикам предметы, многие — новые, «западного образца», их ещё названия запомнить надо!
0_10296e_df405ad2_XL.jpg
Начинается с того, что младшеклассники идут с сумками в школу. Школа совместного обучения — хотя  на дальнейших картинках классы, кажется, в основном раздельные. Первый урок - основы этики.

0_10296f_988d693d_XL.jpg
Дальше уроки: история с портретами исторических деятелей, география с роскошным макетом местности… (Обратите внимание на красные кружки: вот такие шнурованные ботинки подобает носить передовому школьнику, а не устарелые тапки!)

0_102970_b7bcad8e_XL.jpg
Читают и считают на больших счётах…

0_102971_f2cd6a53_XL.jpg
Природоведение и физические опыты. Злополучной крысе под стеклянным колпаком, похоже, скоро придёт конец…

0_102972_960afdc_XL.jpg
Просто письмо и чистописание, экскурсии всякие, в том числе агрономические. В кружках мелькают модные физкультурные снасти вроде гантелей.

0_102973_57466138_XL.jpg
Ещё прогулка и урок иностранного языка.

0_102974_93c505a3_XL.jpg
Рисование и труд, в смысле кройка и шитьё.

0_102975_5b777d3f_XL.jpg
Физкультура (с непременными гантелями, а на полях ещё и теннис!) и, так сказать, основы экономики: расчерчивают листы для счётной книги....

0_102976_45d6e80e_XL.jpg
Пение и игры.

0_10297e_3a3154a2_XL.jpg
Складывание из бумаги (оригами тоже надо учиться!) и диспут или устный доклад.

0_102978_ab78e2d4_XL.jpg
Справа — раздача похвальных листов, слева, с кокардой, — староста класса, насколько понимаем.

0_102979_c7c6abd6_XL.jpg
И по домам. Во большинстве сугороку такого рода клетка выигрыша — это какие-нибудь испытания, или получение похвального листа, или переход в школу старшей ступени. Но Иваи Садзанами, кажется, понимал, что так далеко младшеклассники не заглядывают  - или, по крайней мере, это не главное. Конец учебного дня — чем не повод радоваться своим сегодняшним успехам и свершениям?

Как мы видим, в этом сугороку в школе прежде всего учатся — и представлен большой набор предметов. Это не всегда так. В следующий раз посмотрим, как «школьные» сугороку выглядели лет на тридцать раньше этого и лет на двадцать позже.

Via




0 комментариев


Нет комментариев для отображения

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас