Вся активность

Этот поток обновляется автоматически   

  1. Последний час
  2. Вчера
  3. Как выглядел сёэн и какое место в нём занимали т.н. "воинские" дома. Detlev Taranczewski. Some aspects of local rule in early mediaeval Japan // Japan Forum, 3:2, 341-350. 1991. "Единая и неделимая" Япония 14 века. =/ Kenneth A. Grossberg. From Feudal Chieftain to Secular Monarch. The Development of Shogunal Power in Early Muromachi Japan // Monumenta Nipponica,  Vol. 31, No. 1 (Spring, 1976), pp. 29-49.
  4. Последняя неделя
  5. Сёку нихонги 続日本紀 702 год. 弓五千三百七十四張充大宰府 - 5374 лука отправлены в Дадзайфу.
  6. Мещеряков в "Истории Древней Японии" пишет, что гарнизонов-гундан существовало около 140, один на 3-4 уезда. По численности личного состава они делились на три группы - 1000, 600 и менее 500 человек. Это же пишет и Фридэй в "Hired swords". Если правильно понял - обычно войска гундан привлекались к службе в рамках кратковременных сборов вне сезонов сельскохозяйственных работ.  С нормами призыва сложно. В "Тайхорё" указано, что служить отправляется один взрослый мужчина из трех с домовладения, но современный исследователи отмечают, что в ряде случаев брали просто человека от двора. Но и это не "норма". Кажется, что государство просто брало потребное количество людей с тех или иных местностей, сообразуясь со своими потребностями.  Солдаты широко привлекались к строительным и ирригационным работам. К концу 8 века, кажется, они во многих провинциях превратились в "стройбат" околонулевой боевой ценности. Роспуск большей части гундан в конце 8 века не означал отказ от практики призыва пеших ополченцев. Были упразднены именно локальные гарнизоны, в случае нужды - ополчение собирали члены провинциальных администраций. Из Samurai, Warfare and the State in Early Medieval Japan
  7. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 71. Сигнальные костры 放烽條 - "о возжигании огней".  
  8. Для памяти Andrew Edmund Goble. Kenmu: Go-Daigo's Revolution. 1996. Carl Steenstrup. Hojo Shigetoki (1198-1261) and his Role in the History of Political and Ethical Ideas in Japan. 1979. George Cameron Hurst. Insei: Abdicated Sovereigns in the Politics of Late Heian Japan, 1086-1185. 1972. Court and Bakufu in Japan: Essays in Kamakura History. 1982. Medieval Japan: Essays in Institutional History. 1974. Japan in the Muromachi Age. 1977   И еще полезный сборник статей, по сути, можно рассматривать в качестве "заплаток" к Кембриджской истории - A companion to Japanese history / edited by William M. Tsutsui. 2007. С длинными BIBLIOGRAPHY и FURTHER READING в конце тематических статей. В качестве "ликбеза по истории страны в одном томе" - пока лучшее, что видел.
  9. Robert Barret. The theorike and practike of moderne warres discoursed in dialogue wise. 1598. - раз - два  
  10. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 66. Сигнальные посты 配烽子條 - "о распределении сигнальщиков". 烽 - "огневой маяк". 各配烽子四人 - "на каждый распределить сигнальщиков 4 человек". 丁 - "работник". 次丁 - "следующий в очереди работник".
  11. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 61. Болезнь пограничника 東辺・北辺(東海道・東山道・北陸道の蝦夷と接する地域)、西辺(西海道の隼人と接する地域)にある諸々の郡の人居は、みな城堡の中に安置すること。- "люди с восточной, северной и западной окраины страны селятся внутри замка". 營田 - обрабатывать поля. 庄舍 - "дом в/при поле". 庄田 - переводчик пишет "арендованный участок", только в указанный период вся земля - казенная. =) А перевести можно и как "надел".   Кодекс Ёро в переводе на современный японский - 養老令    
  12. Ранее
  13. Пока сложилось следующее впечатление - на западных языках по японской тематике выходят собственные исследования западных авторов, той или иной степени оригинальности. - узкого специалиста могут засадить за более общую работу по принципу "ну ты же японист". Результат бывает неоднозначным. Тот же Масс скорее специалист в наследственном праве, а вот его книга про Ёритомо особого впечатления не произвела. - японских авторов печатают, если они сами "протоптали" дорожку на запад. Конференции, сотрудничество с западными авторами. - собственно японские работы практически не переводятся, даже если тема на западных языках не освещена вообще. - что-то похожее на изложение/хрестоматию на базе актуальных японских публикаций скорее выпустит любитель, владеющий японским, а не остепененный мэтр.    К примеру, есть статья Kenneth A. Grossberg (1976). Bakufu Bugyōnin: The Size of the Lower Bureaucracy in Muromachi Japan. The Journal of Asian Studies, 35, pp 651-654. Нетрудно заметить, что ей уже более 40 лет.  Не могу сказать, что по этим темам на английском вообще ничего нет - но некоторая "пустота" наличествует. Насколько понимаю - по своей тематике японские источники и исследования на Западе читать будут, а вот перевести и выпустить какую-нибудь, условно, современную "Историю Средневековой Японии" издательства Киотского университета - это десять раз подумают.    Вот такое вот "любительское ИМХО" сложилось... Возможно - неправильное.
  14. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 56. Провиант пограничника в пути  
  15. Еще на тему "организованных битв". Ермолинская летопись. Битва на Шеленге, 1471 год. Что характерно - о какой-то особой "рыцарственности" в военном деле региона говорить не приходится, к примеру - после победы у Коростыни воины Холмского жестоко уродовали пленных. Самый поздний из известных мне примеров "организованных битв" - битва при Каннаудже, 1540-й год. Шер-шах Сури против Мухаммад-хана Хумаюна. Вообще же тут может подойти английское выражение - "pitched battle".
  16. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 51. Казенные слуги провинциальных чинов  防人向防條 - "о направлении бодзин на границу". 家人 - это и "дворня, домашние слуги", и "члены семьи". 奴 - "раб". 婢 - "рабыня". 牛 - "бык, корова". 馬 - "лошадь".
  17. Исторически "Кинай" - это территории под непосредственным управлением императорского двора.  近畿 Это то, что позднее станут называть "Домашними провинциями". Далее находились территории зависимых правителей с обширными полномочиями. 国造 - "мияко-но куни". Еще дальше - "Кигай", 畿外. Населенные варварами (эбису) внешние земли вне пределов государства.  Иногда идет дихотомия Кинай-Кигай, территория Ямато и внешние земли. Коренную территорию Ямато от варварских/полуварварских земель на востоке отделяли заставы. Другое дело - говорить о "ко времени составления" стоит более чем осторожно, так как это именно что упоминание о заставах, без указания на время их создания. А существовали Санкан и века спустя после того, как деление на Кинай/Кигай в пределах островов потеряло смысл - они постоянно мелькают в гунки. "Воины из земель к востоку от Застав". Или еще один вариант деления 近国 - "пристоличные земли", 中国 - "срединные земли" и 造国 - "окраинные земли".  
  18. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Cтатья 41. Выдача и возвращение оружия 靨疾條 - "о недугах".   Переводчик указывал, что разницы между текстами кодексов "Тайхо" и "Ёро" практически нет. Теперь вопрос - "простолюдины" в японском тексте "Ёро" и "неранговая местная знать" в русском тексте "Тайхо" это "незначительное такое разночтение", или переводчик переводил "литературно" в меру своего разумения? 
  19. Рассматривая свидетельство Геродота о том, что переселенцы из Лидии высадились в землях умбров, исследователи сталкиваются с некоторой неопределенностью, вызывающей разночтение по данному вопросу. Известно, что умбры населяли земли по обе стороны Апеннин. Поэтому, помимо версии высадки этрусков на побережье Тирренского моря, возникла версия французского археолога Э. Поттье, которую поддерживали Лепсиус и Миллинген, о возможной локализации высадки на берегу Адриатики. Схожего мнения придерживался Гелланик, описывая путь пеласгов в Италию. Известно, что этруски прибыли в Италию с восточного берега Средиземного моря. Являлись ли они лидийцами, по мнению Геродота, или пеласгами, как думал Гелланик, сложно установить. Бесспорно, что переселенцы являлись носителями малоазийской культуры Лидии, Фригии и Ликии, которая была созвучна доэллинской, пеласгической Греции. Но вопрос о времени и месте высадки долгое время являлся предметом научных споров. Неопределенность Геродота компенсировалась пояснением Дионисия Галикарнасского, который направил переселенцев к западным берегам Италии. Геродот писал, что они построили города, в которых проживали в его время, а именно в Цере (Агилле), Тарквиниях, Вульчи, Сатурниях, Популонии, т.е. городах, которые были известны в материковой Греции и Ионии, выходцы из которых основали Массалию на южном берегу Франции и потерпели поражение от объединенного флота этрусков и карфагенян в 536 г. до н.э. Города на побережье Адриатики Геродоту не известны. Археологические данные не позволяют отнести главный город заапеннинской Этрурии, Фельсину, которую этруски отвоевали у умбров, ранее VI в до н.э. Э. Поттье исходил из того, что этруски продвигались с севера на юг (вслед за сторонниками теории происхождения этрусков из Ретийских Альп) и поэтому расценивал свидетельство Геродота как высадку на побережье Адриатики, где этруски городов не строили. Указывая на ошибочность трактовки Дионисия Галикарнасского, он говорит об этрусских владениях в Северной Италии и признает вслед за Гельбигом и Пигорини культуру Виллановы этрусской. Более того, он считал, что этруски двигались из Малой Азии до устья р. По не одно столетие, исходя из слов Геродота о том, что этруски прибыли в Италию «миновав многие народы». По его словам, «Багаж, собранный ими по пути, смешанный. Естественно, что в континентальной Греции и в северных областях, куда их приводило их плавание через Адриатику, они развили особенно свой вкус к геометрической системе, вышедшей из Северной Европы, и металлургическому производству. Но не трудно различить у них также и несколько более редких элементов, происходящих с Востока и из микенского мира». Как аргумент в поддержку «адриатической версии» можно рассматривать свидетельство Гелланика, говорившего, что тиррены, «называвшиеся раньше пеласгами», получили свое имя уже после того, как поселились в Италии. Пеласги, изгнанные греками с мест своего обитания во времена царя Наны, высадились у р. Спинета в Ионическом заливе и двинулись вглубь полуострова, захватив г. Кротону, откуда распространили свое влияние на территорию, позднее получившую название Тиррения, т.е. Этрурия. Нужно понимать, что Гелланик сообщал не об этрусках, а о пеласгах, приставших к одному из устьев р. По на побережье Адриатики. Геродот также сообщает о высадившихся на восточном берегу пеласгах, имея ввиду осевших в Кротоне выходцах из Фессалии, которые не смешивались с тирренами-этрусками. О тех же пеласгах, прибывших к устью Спинета, сообщал и Дионисий Галикарнасский. Вероятно, не стоит смешивать предания, которые оставили Гелланик и Дионисий о прибытии пеласгов к устью Спинета, и свидетельство Геродота о переселенцах из Лидии. Речь идет о совершенно разных экспедициях: - фессалийских пеласгов (протопеласгов), высадившихся на адриатическом побережье - этрусков, пришедших по Тирренскому морю Ответ на вопрос о времени прибытия этрусков в Италию может дать изучение летописей этого народа. Марк Теренций Варрон упоминал об «Историях», написанных в восьмом веке существования этрусского государства. В них говорилось, что первые четыре века длились 100 лет, пятый – 123 года, шестой и седьмой – 119 лет, восьмой продолжался к моменту написания. Оставались девятый и десятый, с наступлением которых существование этрусского народа подходило к концу. Т.о., количество лет, которого достигла история существования этрусков к моменту наступления восьмого века составляла 761 год. Для определения точки отсчета привлекалось свидетельство императора Августа, который во второй книге «Мемуаров» писал, что по случаю появления кометы в день похорон Юлия Цезаря, гаруспик Волкатий объявил, что это явление знаменует окончание девятого века этрусков и начало десятого. Это произошло в 44 г до н.э. Если допустить, что восьмой и девятый века длились 110-120 лет и прибавить к ним 44 года, то получим 1025-1045 лет, т.е. XI в до н.э. Это и будет временем прибытия этрусков в Италию. Данная хронология в общих чертах совпадает с картиной миграции населения Средиземноморского бассейна после окончания Троянской войны и последовавшего за ней вторжения дорийских племен на Пелопоннес, вызвавшее миграцию греков в Малую Азию и, возможно, движение тирренов в западную часть Средиземноморья с последующим вторжением в Италию. Согласно паросской мраморной хронологической таблице падение Трои относится к 1209 году до н.э. Основание ионянами Милета и других колоний отнесено к 1077 году. По исчислению Эратосфена и Аполлодора, падение Трои отнесено к 1184 году до н.э., через 80 лет, в 1104 г до н.э. началось вторжение дорийских племен, через 50 лет, в 1054 году, в Малую Азию двинулись ахейцы, через 10 лет, в 1044 году до н.э. ионийцы начинают свою колонизационную деятельность, основав Милет и ряд других колоний на побережье Малой Азии. Римские историки связывали прибытие этрусков в Италию так или иначе с Троянской войной и странствием Энея. Виргилий и Тит Ливий говорили о том, что Эней и троянцы имели дело уже с утвердившимися в Цере этрусками. Таков общее мнение римской поэтической хронологии о том, что этруски проживали в Средней Италии в эпоху ранних преданий о латинянах, живших в долине р. Тибр. По данным археологии, поселения в области можно отнести к концу бронзового века или началу железного, т.е. XI в до н.э., что также соответствует этрусской хронологии. С этой хронологией не согласуются данные изучения надписи на стеле Карнакского храма, обнародованные Э. де Руже в 1867 году, относительно упоминания народа турша, в котором не без основания пытались видеть этрусков. Среди «народов моря», вторгавшихся на территорию Египта во времена фараонов Мернептаха и Рамсеса III, помимо турша, упоминаются сикулы, сарды (шардана), ахейцы и ликийцы. Так как сарды и сикулы – обитатели западной части Средиземноморья, то де Руже видел в турша италийских этрусков, а это относит их пребывание в Италии к XIII в до н.э, что не согласуется с хронологией самих этрусков. Данное толкование оспаривал М. Мюллер, указывая, что головные уборы сикулов, изображенные на Карнакской стеле, скорее принадлежат ликийскому племени, населявшему юго-западное побережье Малой Азии. Также подвергалась сомнению некоторыми египтологами принадлежность шардана именно сардам с о. Сардиния. Более того, из надписи в храме следует, что турша прибыли в дельту Нила с женами и детьми в поиске удобного места для проживания. Очевидно, что пришли они не из Этрурии, где было достаточно мест для заселения даже с учетом местных италийских племен, а с берегов Малой Азии или Греции. Не исключено, что турша Карнакской стелы и этрусков Италии связывало племенное родство.  Данные археологии также не подтверждают поселения этрусков в Италии в микенскую эпоху XIV-XIII вв. до н.э. Древние некрополи этрусских городов как приморских, так и внутренних, относятся к эпохе Виллановы. Показательны раскопки гробницы Регулини-Галасси в Цере и исследования Г. Каро погребений в Ветулонии. В гробнице Регулини-Галасси в Цере не обнаружено ни одного предмета греческого происхождения, только финикийского, что указывает на VIII – 1 пол. IX в до н.э. Само погребение не имело этрусского свода, а представляла из себя могилу с т.н. фальшивым, азиатским сводом, аналогичным сводам, известным в доэллинской Греции в Микенах и Спатах. Кроме того, в могиле были обнаружены не финикийские металлические изделия с ориенталистским орнаментом (львы, химеры), привезенные этрусками из Малой Азии. Предметы роскоши, обнаруженные в Ветулонии были отнесены к VIII-VII вв до н.э., но, подобные количества предметов предполагает долговременную оседлость вкупе с существованием определенного погребального обряда на данной территории, поэтому Монтелиус датировал погребение Регулини-Галасси не позднее IX в до н.э. Прибытие же этрусков в Италию он относил к XI в до н.э., сообразуясь с этрусской хронологией. С Монтелиусом соглашался А. Эванс, но мнение о том, что погребения в Цере и Ветулонии относятся не к к VII-VI вв. до н.э., а IX в до н.э. он называл «революционным», т.к. это переворачивало хронологию железного века. В этой связи следует упомянуть мнение проф. Д. Пеллегрини, считавшего, что обнаруженные в этрусских гробницах предметы не являются ни финикийскими по происхождению (по мнению Гельбига), ни, собственно, этрусскими (по мнению Каро), а продукцией греческих мастерских, не кумских и греческих, а малоазийских колоний. Слабым местом его теории являлось ограниченность сведений о греческой торговле в Тирренском море в VIII-VII вв до н.э, в то время, как финикийская торговля процветала, подтверждением чему являются предметы из гробниц в Цере и Ветулонии. С другой стороны, обнаружение в Пренесте на золотой фибуле латинской надписи «Маний для Нумазия» свидетельствует о местном металлургическом производстве в до-греческую эпоху. Дополнительные трудности вызывала нерешенность вопроса о периоде возникновения письменности этрусков, которая особенно остро встала после обнаружения ряда надписей на некоторых изделиях из погребений. Указывалось, что этрусский алфавит халкидского происхождения, а Кумы, древнейшая халкидская колония, основанная в 730 г до н.э., Гельбиг относил распространение этрусского письма к VII в до н.э. Монтелиус же датировал основание Кум 1049 годом до н.э., т.е. периодом, когда ионийцы еще не начинали свою колонизационную деятельность. Поэтому А. Эванс справедливо заметил, что в таком случае этрусские надписи на два столетия древнее, чем древнейшие памятники греческого письма в Италии. Сам Эванс полагал, что первое появление этрусских надписей можно отнести к первому этапу греческой колонизации Италии, т.е. к кон. VIII в до н.э. В 1898 году флорентийский археолог Милани заявил, что найденная в ветулонской гробнице бронзовая лодочка относится к IX-X вв. до н.э. и провел аналогию обнаруженных гробниц с купольными гробницами Фригии, Лидии, Крита, Микен, Орхомена, а этрусскую надпись на ветулонской стеле с изображением воина пеласгического типа с обоюдоострой секирой объявил древнейшей надписью Этрурии X-XI вв до н.э. Но, чтобы это доказать, необходимо выяснить, когда появился алфавит халкидских колоний, которым писали в Кумах и который явился источником этрусского, как доказал Кирхгоф. Т.о, VIII в до н.э представляет собой эпоху, когда присутствие этрусков в Италии вылилось в строительство курганов над могильными склепами и высеченных в скалах гробниц по образцу покинутой малоазийской родины. Роскошь погребений в Цере и Ветулонии, искусная металлургия и ювелирное дело, натолкнуло исследователей на мысль о возможном «удревнении» истории этрусков.
  20. Версия раз  - Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье. М.,2002. Версия два Галкина Е.С. К интерпретации термина сакалиба в отчёте Ибн Фадлана // Восток (Oriens). 2014. № 6. С. 24-31.   Опять же - ссылочный аппарат и списки источников/литературы в комплекте.
  21. Biblioteca Nacional de Portugal   - Gomes Eanes de Zurara (1410-1474). Chronica do descobrimento e conquista de Guiné, escrita por mandado de el Rei D. Affonso V, sob a direcção scientifica, e segundo as instrucções do illustre Infante D. Henrique / pelo chronista Gomes Eannes de Azurara ; fielmente trasladada do manuscrito original contemporaneo, que se conserva na Bibliotheca Real de Pariz, e dada pela primeira vez à luz per diligencia do Visconde da Carreira... ; precedida de uma introducção, e illustrada com algumas notas, pelo Visconde de Santarem... e seguida dªum glossario das palavras e phrases antiquadas e obsoletas. - Pariz : publicada por J. P. Aillaud : na Officina Typographica de Fain e Thunot, 1841. - XXV, 474, [2] p. : il. - Fernão Lopes de Castanheda (1500-1559). História do descobrimento & conquista da India pelos portugueses / por Fernão Lopes de Castanheda. - Coimbra, 1552-1561. - 8 vol. - João de Barros (1496-1570), Diogo de Couto (1542-1616). Da Asia de João de Barros e de Diogo do Couto . - Nova edição . - Lisboa : Na Regia Officina Typografica, 1777-1788. - 24 vol. : gravura, mapa desdobrável - Gaspar Corrêa (1496 - 1563). Lendas da India / por Gaspar Correa ; publicadas de ordem da Classe de Sciencias... da Academia Real das Sciencias de Lisboa ; sob a direcção de Rodrigo José de Lima Felner. - Lisboa : na Typographia da Academia Real das Sciencias, 1858-1866. - 8 v. : il. - Manuel de Faria e Sousa (1590-1649). Asia portuguesa. Tomo I [-III]. De Manuel de Faria y Sousa Cavallero de la Orden de Christo, y de la Casa Real. Dedicala [sic] su hijo el Capitan Pedro de Faria y Sousa. Al Rey N.S. Don Alonso VI de Portugal, &c. - Lisboa : en la Officina de Henrique Valente de Oliveira Impressor del Rey N.S., 1666-[1675]. - 3 t. em 3 vol. : il. - António Bocarro (1594-1642). Decada 13 da Historia da India / composta por António Bocarro ; Publicada [por] Academia Real das Sciencias de Lisboa ; sob a direcção de Rodrigo José de Lima Felner. - Lisboa : Typografia da Academia Real das Sciencias, 1876. - 2 v.
  22. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 31. Наградные списки 兵士以上 - "солдат или тот, кто выше".
  23. Тактика и вооружение самураев

    Посмотрел у Вуда - он тоже пишет, что у гугенотов всегда была нехватка пикинёров в пехоте.
  24. Просмотреть файл Ёро рицурё (Тайхо рицурё). Свод законов Тайхорё. 702-718 гг. I-XV законы. М.: Наука, 1985. - 368 с. Пер. К.А. Попова. Свод законов Тайхорё. 702-718 гг. XVI-XXX законы. М.: Наука, 1985. - 267 с. Пер. К.А. Попова. Свод законов Тайхо Рицурё. 702-718 гг. Рицу (Уголовный кодекс). М.: Наука, 1989. - 112 с. Пер. К.А. Попова. Автор hoplit Добавлен 14.02.2017 Категория Япония
  25. Версия

    6 скачиваний

    Свод законов Тайхорё. 702-718 гг. I-XV законы. М.: Наука, 1985. - 368 с. Пер. К.А. Попова. Свод законов Тайхорё. 702-718 гг. XVI-XXX законы. М.: Наука, 1985. - 267 с. Пер. К.А. Попова. Свод законов Тайхо Рицурё. 702-718 гг. Рицу (Уголовный кодекс). М.: Наука, 1989. - 112 с. Пер. К.А. Попова.
  26. Свод законов "Ёро рицуре". 養老律令 Закон о военной обороне 軍防令   Статья 21. Исключение враждующих лиц из войска 軍人 - "воины". 兵馬 - "боевые кони"? 甲仗 - "оружие и доспехи".
  27. Тут оригинал текста бы... То есть "аркебузы" - это так во французских текстах, или это интерпретация самого Вуда? По осаде Руана у него есть вот такая таблица Указаны мушкеты и легкая артиллерия (что это? Среди вооружения артиллерийского парка фигурируют сотни arquebuses a croc - они как классифицируются?). В ротах Монлюка и Бриссака никого не ранили мушкетом/пистолетом/пушкой/осадным ружьем? Или это все - в графе "аркебузы"?
  28. The king's army : warfare, soldiers, and society during the wars of religion in France, 1562-1576.  
  29. Тактика и вооружение самураев

    Выживаемость после попаданий пули, конечно, была хуже. Я читал заметки об этом вопросе одного американского хирурга времён Гражданской войны. Интересно, включает ли графа "аркебузы" также и ранения из пистолетов.
  30. Загрузить больше активности