All Activity

This stream auto-updates   

  1. Today
  2. Yesterday
  3. В подобных случаях я оставляю при переводе термины без перевода, но даю примечания, обычно общего характера - как правило, жестких соответствий чинов и званий общепринятым в наши дни не существует, и писать "капитан" или "капрал" не стоит. Сейчас переводил для статьи в "Парабеллум" - в оригинале стоят всякие заковыристые китайские названия, но у Сойера, например, там все передано "начальник", "колонна", "отряд" и т.д. Я оставил, как есть, но дал примечания, и общее сделал - не искать современных параллелей из-за несовместимости систем. Хотя...  Например, было бы крутым попсом передать "цзюй" (5 колесниц) как "танковый взвод"! 
  4. Нашел! Нашел!  II Cnut 71 Liebermann, Felix. Die gesetze der Angelsachsen. Bd. I. 1903
  5. Особенно это актуально в тех случаях, когда просто не ясно - что ввиду имеется. Когда византийский автор пишет про "султанских гипаспистов", к примеру, он что ввиду имеет? Там ведь вариантов вагон - от простого указания на наличие щитов, до подгонки стиля под образцы литературной классики.
  6. Хороший историко-лингвистический анализ. Думаю, аналогичные вещи довольно часты, особенно если переводчик далек от изучения военных реалий времени создания переводимого источника.
  7. Еще обновление на нашем сайте, два новых свитка «Стародавних повестей», про вельмож из рода Фудзивара и про воинов. Покажем по этому случаю один из воинских рассказов. Перевод Марии Коляды, нашего соавтора по работе над «Кондзяку». Рассказ о том, как бились Минамото-но Мицуру и Тайра-но Ёсифуми В стародавние времена в Восточных землях жили два воина, звали их Минамото-но Мицуру и Тайра-но Ёсифуми. У Мицуру было прозвище Мита-но Гэндзи, а у Ёсифуми – Мураока-но Горо. Будучи воинами, они считали друг друга соперниками и враждовали. Их вассалы судачили между собой о том, что эти двое говорят друг о друге, слушали и пересказывали: – Мицуру о Ёсифуми вот что сказал: «Этот почтенный разве может соперничать со мною! Да если до дела дойдет, что он против меня может? Что за нелепица!», вот как он говорил! Ёсифуми это передали. – Как он смеет так говорить обо мне! И о хваленой крепости его руки, и о большом его уме и достоинстве этого почтенного знают все. Так что если уж ему действительно так хочется, то почему бы нам не встретиться на подходящем поле? Мицуру это передали, и тот, хотя и был воином с мудрым сердцем и сильным духом, разгневался на эти сплетни, и только больше разжег злобу, сказав: – Тут уже одними разговорами, верно, ничего не решишь! В таком случае, назначим день и выйдем в подходящее широкое поле, там и ответим друг другу! Эти его слова передали Ёсифуми, и тот ответил: назначим такой-то день, выйдем в поле. И после этого каждый приготовил войско, чтобы сразиться. Вскоре настал назначенный день, и оба войска отправились на оговоренное поле, построившись там в час Змеи [c 9 до 11 часов утра]. Каждое из них насчитывало пять-шесть сотен человек. Все были воодушевлены, не думали о себе и жизни не жалели. На расстоянии около одного тё [109 м] друг от друга они поставили на землю свои щиты. Каждая сторона отправила воина, чтобы тот доставил письмо с вызовом. Когда эти воины возвращались, как было установлено, все принялись осыпать их стрелами. Но гонцы не стали торопить лошадей, а, торжествующе оглянувшись на врагов, спокойно вернулись назад – они были отважными воинами. После этого два войска составили щиты как стену и приготовились стрелять друг в друга, но со стороны Ёсифуми в сторону Мицуру донеслись такие слова: – Если в сегодняшней битве два наших войска будут просто перестреливаться, в этом не будет никакого интереса. Давай мы вдвоем, ты да я, испытаем искусство друг друга. Раз так, давай оба прикажем нашим войскам не стрелять, съедемся только лишь вдвоем и проверим, насколько мы хороши в стрельбе. Что об этом думаешь? Мицуру, услышав это, сказал: – Я согласен. Быстро прекратить! Опустив щит, Мицуру в одиночку выехал вперед, наложив на тетиву «гусиную стрелу». Ёсифуми, услышав его ответ, обрадовался и тоже велел своим вассалам опустить луки и ждать. – Я поеду один, чтобы выяснить, насколько я хорош в стрельбе. Уважаемые, просто доверьтесь мне и смотрите. А если меня застрелят, тогда заберите тело и похороните, – так он сказал и выехал один из-за щитов. Наложив «гусиные стрелы» на тетиву, воины поскакали друг на друга. Выпустили по первой стреле. О следующей стреле каждый думал: в этот раз наверняка попаду! Каждый натянул лук и выстрелил на полном скаку. Проскакали мимо друг друга, развернули своих коней, снова натянули луки, но стрелу выпускать не стали, пронеслись галопом друг мимо друга, снова развернули лошадей. Снова натянули свои луки и прицелились. Ёсифуми выстрелил, целясь Мицуру в живот. Но Мицуру будто бы свалился с лошади, стрела пролетела мимо и попала в ножны его длинного меча. Мицуру, снова развернувшись, выстрелил, целясь в живот Ёсифуми, но Ёсифуми уклонился, и стрела воткнулась в кожаную перевязь для меча у него на поясе. Быстро развернув лошадей, они снова поскакали друг на друга, и Ёсифуми сказал Мицуру: – Мы оба выпустили множество стрел, но без толку. Хотя все эти стрелы летели точно в цель. Раз так, наше искусство видели все. Каждый проявил себя достойно. При этом наша вражда – не из тех, что передаются из давних времен. Может, остановимся на этом? Мы разрешили наш спор. И, думается, нет необходимости убивать друг друга. Мицуру, услышав это, сказал: – И я так думаю. И в самом деле, мы оба показали свое искусство. Хорошо бы на этом остановиться. Раз так, отступим и возвращаемся И оба войска отступили и ушли. Вассалы же их обоих, видя, как господа мчатся друг на друга, все извелись, думая: сейчас застрелит, сейчас застрелит! ‒ так беспокоились, выживет ли, умрет ли их командир, когда сражающиеся схлестнутся. Так страшно, сил нет терпеть! – так они думали. Когда же те постреляли и вернулись, все подумали: удивительно! Но, услышав, как господа договорились, все обрадовались. Такие воины были в старину. После этого Мицуру и Ёсифуми хорошо поладили, ни капли вражды не было между ними, и делились они друг с другом своими мыслями, – так передают этот рассказ. Действие происходит в X в. В эту пору в Японии сосуществуют две военные системы: одна – по законам «Тайхо:рё:» VIII века предполагает войска центрального подчинения (с механизмом «всеобщего» призыва); другую представляет воинское сословие: это система личного подчинения. Воины собираются в отряды, подчиняясь более знатному (и обычно известному своей доблестью и щедростью) воину, затем в свою очередь этот воин может привести «своих» людей в подчинение к воину рангом выше и т.д. Таким образом выдающиеся представители воинского сословия могли распоряжаться значительной военной силой, но это еще не были феодальные отношения господина и вассала в полном смысле этого слова. В рассказе, похоже, воины меряются отвагой и искусством, их вражда происходит не из какой-то стратегической необходимости, земельного спора, политики и т.п. Via
  8. Халкокондил о перетряске янычарского корпуса Мехмедом II
  9.        Ну не обязательно волчок - может и аллозавр. Вот такой вот, к примеру: \       А ухватит всенепременно - когда третьи сутки пусто в брюхе, особенно разборчивым быть не приходится. В общем, любопытный материал вышел о пищевых повадках аллозавров в благословленное юрское время (почему благословленное - а потому что это термоэра, в отличие от нашей криоэры):       Среди людей сегодня каннибализм — вещь практически немыслимая, — да и почти во всех традиционных культурах поедание своих сородичей строго табуировано. Даже в древности люди прибегали к нему лишь в исключительных обстоятельствах. Однако у животных оно встречается достаточно часто: факты каннибализма отмечены и у насекомых, и у приматов, включая шимпанзе.       Скорее всего, не чурались его и вымершие динозавры, хотя доказать это по прошествии такого времени достаточно сложно. Некоторые данные указывают на каннибализм у тираннозавров, однако первые массовые свидетельства такого поведения обнаружились недавно. Об этом команда ученых во главе со Стефани Драмхеллер (Stephanie Drumheller) из Университета штата Теннесси сообщает в статье, опубликованной в журнале Plos One... Via
  10. Last week
  11. Если правильно понял, то "сербы в чОрных доспехах" могут оказаться ляпсусом. В английском переводе Дуки  Decline and Fall of Byzantium to the Ottoman Turks. By Doukas. An annotated translation of "Historia Turco-Byzantina" by Harry J. Magoulias. XVI.6 В оригинале там "черное железо" / μέλας ... σίδηρος. То есть - искать в этом описании покраску брони в черный цвет или воронение никакого смысла нет. Сербы у грека в "черном железе" ровно потому, почему у османских авторов они в "железе цвета моря" или "небесно-голубом железе". Это ходовой эпитет для железа вообще и не более того.
  12. Тут среди всего прочего речь зашла об артиллерии. Мол, вот европейцы - это да, а китайцы - это желтые макаки, что они могут. Так вот, китайцы смогли то, чего в Европе не получилось вообще. Вернее, не вышло за пределы эксперимента. В общем, проблема железных орудий 16-17 века в том, что они были склонны к разрыву. Причем, пока европейцы не поняли природу примесей, этот головняк сохранялся примерно до 1730-х. Как пример - испанцы пытались полностью очистить чугун от примесей, но чем чугун чище - тем он более хрупок. Французы, у которых руда была с примесью фосфора, просто весь 17 век мучались со своими пушками, и не могли понять, почему в одной партии пушки могут в разы отличаться по крепости. Было это у всех. И пожалуй только китайские металлурги нашли выход, примерно в 1580-е. Речь о композитных пушках. Что китайцы заметили? Температура плавления меди (1000 градусов) ниже, чем температура чугунного литья (1150-2200 градусов). И сразу после формирования железного сердечника они по трафарету заливали его медью или бронзой. Понятно, что процесс был чуть сложнее, я объясняю на примитиве. В результате получалась железная пушка в медной оболочке. Эта пушка была дешевле медной, при этом легче чисто железной (железные стволы именно из-за слабого сопротивления к разрыву делали гораздо толще медных), и из-за эластичности меди, которая как бы не дает железному стволу разорваться, эти пушки фактически не имели той болезни чугуна, о которой я писал в самом начале. Стандартная китайская пушка имела калибр 130 мм, я не помню перевода миллиметров в фунты, но, ИМХО, что-то порядка 8-ми. Если кто поправит - скажу спасибо. На данное время сохранилось 42 таких пушки производства Китая. Для сравнения - английских - 2, голландских  - тоже 2. Но опять-таки... Бытие определяет сознание. После победы над Мин в начале 18 века Китай начал войны со слабыми в военном отношении нациями на Тибете и на западе. Там композитные пушки оказались излишними. И в результате к 1730-м Китай просто прекратил их производство. Всего было выпущено порядка 7-10 тысяч таких орудий, они сохранились и стреляли аж до 1870-х, но понятно, что в 19 веке это уже были полностью устаревшие орудия. Ну, начинаем КВН, щас мне начнут рассказывать, чьи корабли на самом деле бороздили просторы Большого Театра.) Via
  13. Кузино. Хроника Девы.  55. Du recouvrement de Bonny sur Loire.  
  14. Ну что, продолжаем? Как ни странно, но так получилось, что US Navy остался в истории как самый непьющий флот мира. "Приказ был оглашен 16 апреля 1914 года, и конечно же, был встречен с крайним недовольством. Флот стал готовиться к последней алкогольной вечеринке, а пока флотские стенгазеты изгалялись: «сэр Джозфус, адмирал USS «Грейпджус Пинафор» (Пинафор-виноградный сок, намек на оперу «корабль «Пинафор»), наблюдающий за флотом с корабля USS «Пайффл» (Чепуха)», и т.д. На тот момент основная часть американского флота находилась в Мексике, в Веракрусе, проводя операции против мексиканских повстанцев. Захваченный у мексиканцев пароход американские моряки перекрасили и вывели золотистыми буквами «USS «Piffle», чем вызвали пять минут дикого гогота у командующего флотом, который конечно, просмеявшись, приказал закрасить название. В ожидании дня Х команды в меру своей креативности и фантазии стали украшать кают-компании для последнего пира. Кто-то создал в кают-компании декорации салуна Дикого Запада, кто-то ставил в центре стола гроб, чтобы достойно проводить Джона Баликорна (Джон Ячменное зерно, прозвище бутылки виски), кто-то нарисовал во весь стол портрет морского министра, и т.д. В общем, парни отрывались во всю. На празднество пригласили и представителей других флотов, державших стационары в Веракрусе – англичан, французов, немцев, испанцев, голландцев. Часть американских матросов, пытаясь нажиться на запрете, начало контрабандно продавать алкоголь иностранцам, это заставило американского командующего ввести патрульные лодки для пресечения незаконной торговли. Наконец настало 29-е июня, которое US Navy отметил настоящим, кондовым запоем. Пили все. До положения риз, в стельку, вдрабадан, до зеленых соплей, до чертиков…. Пока к концу дня 30-го июня запасы алкоголя не были выпиты полностью. " Здесь: https://zen.yandex.ru/media/rightplace/alkogol-na-parusnom-flote-i-ne-tolko-ssha-5ed0a2d430c2125e3cbd31a2?fbclid=IwAR3P2UZK8ZAqCJMU58BqBz0A9bwPZ6O1apIb-BTd-i3zuUjoEoWDSMIBhFQ Via
  15. Если правильно понимаю - в начале 16 века польский "копийник" получал 10 злотых (в ту эпоху равен флорину) в квартал. То есть - 3 с третью злотых в месяц.  В ВКЛ платили половину. 5 злотых в квартал. В той же Венгрии тогда столько платили легкоконному. В Венгрии - платили флорин в неделю. То есть - 4 флорина в месяц. Попадались указания, что могло быть и меньше - 3. В Венеции в это же время 4 дуката в месяц платили стратиоту... Во Франции, насколько понимаю, стандарт платы латнику в течение 15 и даже большей части 16 века оставался неизменным - оруженосцу 15 ливров в месяц, опоясанному рыцарю - 30 ливров. То есть - для оруженосца это где-то 11 флоринов в месяц. Так-то лучники жандармских рот с 1530-х получали от 7 до 10 ливров в месяц, являясь, на практике, обычными латниками... Но даже 7 ливров - это что-то около 5 флоринов в месяц.  В Англии в 15-м веке незнатный конный латник получал шиллинг в день, эсквайр - полтора, опоясанный рыцарь - 2 шиллинга. То есть - типовой латник получал от 30 до 45 шиллингов в месяц. Полтора или два с четвертью фунта - примерный эквивалент, если не путаю, для 7,5-11 флоринов.  Получается - латник во Франции или Англии имел "в металле" содержание в разы выше, чем в Польше или Венгрии?   И старая заметка с XLegio  
  16.        В славныя времена кроткия сердцем Елисавет, которая дщерь Петрова, воеводствовал в Пензе в 1744-1752 гг. некий Александр сын Петров Жуков, который вошел в анналы истории даже по тем далеко не самым вегетарианским временам неслыханными и просто таки гомерическими административными злодействами.        Казнокрадство, лихоимство, всяческие прочие служебные злоупотребления и пр. - это все про него. Его люди по деревням собирали для воеводы деньги и натурпродукты (меха там, меды и пр.), не брезговал воевода борзыми щенками и не прочь был заполучить в свои лапы крепостных девок (а чо такова - в хозяйстве пригодятся!). В своих поместьях он заставлял солдат пахать на него и выполнять всякие работы, а тамошние туземцы-новокрещены облагались им специально дл яних придуманными работами - например, ловить раков ко столу их благородия. Желая получить с богатых и зажиточных купцов мещан и крестьян деньги и порадки, он беспричинно сажал их в колодки и под стражу и держал там, пока они не раскошелятся. Пишут, что некий подьячий Попов имел жену, которая вышла из турецкого плена и привезла с собой ценные диковины из самого Царьграда. Возжелавший заполучить диковины дикий веоводы приказал арестовать подьячего и посадил его в зиндан, где несчастный сидел месяц, пока жена его не передала Жукову приведенные ею из Турции кипарисный сундук, лампаду и пояс с золотой инкрустацией.        Само собой, что Жуков действовал не один, а во главе преступного сообщества, именуемого в народе шайкой. Воевода и его подручные настолько замордовали туземцев, в особенности тамошних мордвинов, что наверху не выдержали и решили вмешаться. Но не тут-то было - Жуков и тут не стал молчать. Когда к нему явились судебные приставы рассыльщик в сопровождении сержанта, то они были вынуждены позорно бежать со двора воеводы, преследуемые спущенной с цепи злобной воеводской псиной. В конце концов воеводу все же взяли за загривок и доставили в суд.        Разбирательство длилось пят лет - как-никак, а 233 дела сами за себя говорят - случай явно не простой и из ряда вон выходящий. Однако пока суд да дело, кроткия сердцем Елисавет почила в Бозе, за ней отправился к праотцам, объевшись сырой моркови, император Петр III, а новая императрица Екатерина, которой еще предстояло стать Великой, на радостях от восшествия на престол объявила амнистию. Попал под нее и Жуков, который немедля после своего освобождения из-под следствия начал бомбардировать Сенат челобитными, требуя вернуть ему описанное прежде в ходе следствия имущество и заодно отдать ему имущество жены, которую убил собственный сын Жукова Алексей (там та еще историю приключилась сынишка от папашки недалеко ушел. Впрочем, от осинки не родятся апельсинки).       Молодая Екатерина:        В общем, семейка вышла еще та - подлая и бессердечная. Это вам не какой-то Топтыгин на воеводстве! Via
  17. Спасибо всем, кто дал совет по теме. Но речь я хочу вести не об этом. Вообще, прошлый пост показал дикую дремучесть некоторых комментаторов. Реально. Я понимаю, что легче всего любые китайские данные объявить враньем, и вообще сказать, что как бегали в набедренных повязках, так и продолжали, а в своих книгах все выдумали. Меж тем, я еще когда работал над серией про ОИК, сильно удивлялся, насколько был развит Китай в 17-18 веках. Вообще импорт Китая стоял на четырех китах. Про три все знают - чай, фарфор и шелк. Я бы хотел поговорить о четвертом, который тоже известен, но почему-то о нем говорят мало. Речь о нанке, которую я по английской традиции привык называть нанкин. Это грубая хлопчатобумажная ткань, по сути - это джинса Нового Времени. Делалась она до смешного просто - на трафарет натягивали ткань из хлопка специального сорта, а далее клали трафарет для узора,  и в отверстия втирали гашеную известь и соевую муку. После высыхания ткань несколько раз окунают в ванну со спецраствором, чаще всего это просто краситель, и опять-таки - очень часто - индиго. И вуаля - расписная джинса готова! Так вот, импорт нанкина ежегодно составлял до нескольких миллионов отрезов в год. И это не китайские данные. Например британская ОИК в период 1800-1815 годов ежегодно вывозила 800 -1200 тысяч отрезов нанкина.  Если чая англичане вывозили примерно на 250 тысяч фунтов стерлингов в год, то нанкина - на 50-70 тысяч. Прямо скажем, немало, пятая часть от трат на чай. Еще раз, это только англичане. А были еще русские, французы, испанцы, американцы, и так далее. По сути - это бязь, и из нее чаще всего шили брюки, которые носили как богатые (вспоминаем Чарльза Дикенса), так и бедняки.  Убило нанкин совершенствование американского производства хлопка. То есть когда появилась та самая американская джинса, плюс Европа наконец-то научилась делать качественную и дешевую ткань - нанкин постепенно сошел на нет. Это примерно 1860-е. Еще раз говорю - примерно с 1680 по 1800 годы Китай был первым государством мира. Как по объемам производства, так и по населению, военной силе, экономике, финансам. Мы мало об этом знаем только потому, что экспансия Китая была направлена вглубь континента, а не на море. И европейцы не могли продать в Китае никаких товаров не потому, что это были созерцающие мир на вершине горы даоисты, а потому что банально не дотягивали до китайского качества, не могли предложить конкурентную цену, и с объемами у них было совсем тухло. Что произошло в период с 1800-1830 годов - я уже писал. https://warhead.su/2020/03/29/kitay-v-lovushke-kak-dovesti-do-kraha-velikuyu-imperiyu Вот штаны из нанкина. Via
  18.       Еще один рисунок М. Иванова (утащен из Мордокниги): Via
  19. Начало тут, остальное по метке "Ёсида". Жизнь у воды и на воде – в японской гравюре давняя тема. У Ёсида Хироси есть большая серия по Внутреннему Японскому морю. В 1934 г. в Японии открылся первый национальный парк, Сэтонайкай, путешествия по тамошним достопримечательностям были в большой моде. А для семейства Ёсида это ещё и родные берега. Три острова Томоноура Рыбаки возвращаются с лова Тихо на Внутреннем море… А это уже другое побережье, Охара Всюду жизнь в чём-то традиционная, а в чём-то новая, вот как на этом побережье Ава: современная лодка есть, но только одна. Другая серия, над которой наш мастер работал много лет, – это японские реки. Это ведь только кажется, что в Японии нет больших рек: у Ёсида Хироси они вполне получаются просторными и обжитыми. И это тоже было созвучно времени (что в Японии есть всё, что страна совсем не маленькая...) Вот еще одна пара гравюр разной печати: река Сумида в ясном свете и она же в пасмурную погоду. Доски одни и те же, различается только печать. Старый канал в Осаке Река Тонэгава И она же в верховьях, в горах Тикуго Кисо Ёсикава Камо в Киото Вода и цветы... Via
  20. Чаепитие в хижине под утуном

    Т.н. "Туркестанская библиотека". Много материалов по истории Китая, которые можно скачать.
  21. Stephen P. Blake. Time in Early Modern Islam. Calendar, Ceremony, and Chronology in the Safavid, Mughal, and Ottoman Empires. 2013  
  22. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир.

    Почитаем, что там написано. А то...
  23. Ну так я про что - каждый ... как он хочет.  Только "площадь культурно освоенной территории" вычисляется крайне сложно - как правило, нет достоверных данных на целые государства. Скажу по секрету - реестры пахотных и прочих земель и угодий практически никогда не отражали реального положения дел, давая только какие-то общие представления. Потому что и злоупотребления были, и сила инерции и т.д. Что говорить, если даже с данными переписи не всегда можно работать без проблем! 
  24. Просмотреть файл Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Издание третье, дополненное. Алматы. 2002. 604 с. Первое издание было в 1984-м. В 2008-м - вышло четвертое. Благодарности и уведомления………………………………. 5 Предисловие ко второму изданию…………………………… 8 Предисловие к третьему, казахстанскому изданию………….. 57 Введение. Феномен номадизма: мифы и проблемы….. 66 Глава I. Номадизм как особый вид производящей экономики……………………………………………… 83 Что такое номадизм……………………………………...  83 Основные формы скотоводства………………………… 86 Видовой состав стада……………………………………. 97 Численность стада……………………………………..… 101 Характер использования экологических зон…………… 107 Характер перекочевок…………………………………… 112 Характер утилизации продуктов скотоводческого хозяйства и системы питания…………………………… 115 Основные типы кочевого скотоводства………………… 116 Проблемы баланса и неавтаркичность кочевого хозяйства…………………………………………………. 153 Глава II. Происхождение кочевого скотоводства…………….. 174  Глава III. Социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром……………………………………… 217 Аборигенная модель (native model), научная модель и реальная действительность ……………………………………… 217 Проблема собственности в кочевых обществах…………….  222 Семья, хозяйство и община в кочевых обществах………….  227 Родство и происхождение в кочевых обществах…………..  242 Сегментарные системы в кочевых обществах………………  250 Высшие уровни социально-политической организации в кочевых обществах .......................... ………………………………………. 256 Имущественное неравенство и социальная дифференциация в кочевых обществах…………………………………………… 262 Кочевые вождества…………………………………………. …………. 279 Тема и вариации ................................ ............. ……...……………….......... 285 Глава IV. Способы адаптации номадов к внешнему миру..................................................................... ………………............................. 323 Седентаризация ............................................... ………………................ 324 Торговля и торговое посредничество....... …………………………………. 328 Подчинение и различные формы зависимости кочевников от оседлых обществ ........................... ………………….…..................... 341 Подчинение и различные формы зависимости оседлых обществ от кочевников ......................... ………………………... ……… 354 Глава V. Номады и государственность……...……………………………… 362 Кочевая государственность и условия ее возникновения……………………………….................................... 362 Основные типы и тенденции возникновения и эволюции кочевой государственности  ………………………………........... 366 Евразийские степи, полупустыни и пустыни…………………………… 369 Средний Восток .............................................. ……………………………….. 408 Ближний Восток............................................. ……………………………….. 422 Восточная Африка ......................................... ………………………………. 444 Выводы…………………………………………………………………… 450 Вместо заключения: внешний мир и кочевники……………… …. 461 Послесловие, к третьему изданию. Кочевники в истории оседлого мира .................. ………………………………… 464 Сокращения……………………………… ………………………………. 489 Библиография........................................................................................................... 491 Оглавление...........................................................................................................603 Автор hoplit Добавлен 27.05.2020 Категория Великая Степь
  25. Version

    0 downloads

    Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Издание третье, дополненное. Алматы. 2002. 604 с. Первое издание было в 1984-м. В 2008-м - вышло четвертое. Благодарности и уведомления………………………………. 5 Предисловие ко второму изданию…………………………… 8 Предисловие к третьему, казахстанскому изданию………….. 57 Введение. Феномен номадизма: мифы и проблемы….. 66 Глава I. Номадизм как особый вид производящей экономики……………………………………………… 83 Что такое номадизм……………………………………...  83 Основные формы скотоводства………………………… 86 Видовой состав стада……………………………………. 97 Численность стада……………………………………..… 101 Характер использования экологических зон…………… 107 Характер перекочевок…………………………………… 112 Характер утилизации продуктов скотоводческого хозяйства и системы питания…………………………… 115 Основные типы кочевого скотоводства………………… 116 Проблемы баланса и неавтаркичность кочевого хозяйства…………………………………………………. 153 Глава II. Происхождение кочевого скотоводства…………….. 174  Глава III. Социальные предпосылки взаимоотношений номадов с внешним миром……………………………………… 217 Аборигенная модель (native model), научная модель и реальная действительность ……………………………………… 217 Проблема собственности в кочевых обществах…………….  222 Семья, хозяйство и община в кочевых обществах………….  227 Родство и происхождение в кочевых обществах…………..  242 Сегментарные системы в кочевых обществах………………  250 Высшие уровни социально-политической организации в кочевых обществах .......................... ………………………………………. 256 Имущественное неравенство и социальная дифференциация в кочевых обществах…………………………………………… 262 Кочевые вождества…………………………………………. …………. 279 Тема и вариации ................................ ............. ……...……………….......... 285 Глава IV. Способы адаптации номадов к внешнему миру..................................................................... ………………............................. 323 Седентаризация ............................................... ………………................ 324 Торговля и торговое посредничество....... …………………………………. 328 Подчинение и различные формы зависимости кочевников от оседлых обществ ........................... ………………….…..................... 341 Подчинение и различные формы зависимости оседлых обществ от кочевников ......................... ………………………... ……… 354 Глава V. Номады и государственность……...……………………………… 362 Кочевая государственность и условия ее возникновения……………………………….................................... 362 Основные типы и тенденции возникновения и эволюции кочевой государственности  ………………………………........... 366 Евразийские степи, полупустыни и пустыни…………………………… 369 Средний Восток .............................................. ……………………………….. 408 Ближний Восток............................................. ……………………………….. 422 Восточная Африка ......................................... ………………………………. 444 Выводы…………………………………………………………………… 450 Вместо заключения: внешний мир и кочевники……………… …. 461 Послесловие, к третьему изданию. Кочевники в истории оседлого мира .................. ………………………………… 464 Сокращения……………………………… ………………………………. 489 Библиография........................................................................................................... 491 Оглавление...........................................................................................................603
  26. А и так считают... Сначала - площадь "культурно освоенной территории", потом продуктивность прикидывают и возможную плотность населения. Но это опять - в лучшем случае "потенциал в пределах порядка". В лучшем. 
  27.       Не так давно подвесил в своей уйютненькой пост про несбывшуюся альтернативу – самолетах конструкции Н.Н. Поликарпова последних предвоенных лет. В ходе обсуждения прозвучало такое мнение, что вместо создания И-180 Поликарпову следовало бы лучше сосредоточиться на доводке и модернизации И-16 (новый капот установить, улучшить аэродинамику и т.д.). Туту выдалось немного более или менее свободного времени, я и решил вернуться к этой теме снова, тем более что по поводу И-180 И-185 у меня некий «пунктик» есть еще со времен выхода в свет первого номера «Аэрохобби» со статьей Ю. Гугли в нем об этой машине и истории ее разработки.       Нет, я, конечно, не ракетчик, но, слава Богу, и не филолог. Порывшись в своих журнальных и книжных развалах, кое-что просмотрел из опубликованного по теме- освежил в памяти ранее прочитанное. Любопытная, однако, выстраивается картина. Модернизация И-16? А в коня ли корм? Насколько я понял, И-16 появился как инициатива самого Поликарпова, заказа на его разработку от военного ведомства не было, и случилось это в 33-м году (первые наброски проекта «ишака» относятся к 32-му году). Истребитель вышел небольшим, очень плотно скомпонованным и, похоже, больших резервов для модернизации не имел. Даже если добавить за счет улучшения аэродинамики 20-30 или чуть больше км максимальной скорости (новый капот, реактивные патрубки и пр.), то все равно И-16 больше 500-520 км/ч развить бы не смог даже с М-62 или М-63. «Худой» в модификации Е легко обставлял его, а уж про «Фридриха» и говорить нечего – разница в поколениях все же весьма и весьма чувствительна, другая машина, другая эпоха, другие технологии.       Исходя из того что было опубликовано, первоначально И-180 задумывался как глубокая модернизация И-16 под более мощный мотор М-88 (вместо900-сильного М-63 1100 «лошадей» - этакий «Зеро» по-советски). Отсюда и эскизные аванпроекты И-161, 162 и т.д. В пользу такого предположения говорит и та скорость, с которой был спроектирован и построен 1-й экземпляр И-180 – в феврале 38-го готов эскизный проект, а декабре 38-го -1-1, оказавшийся трагическим, вылет новой машины. Если бы не гибель Чкалова, то авария вполне обычная и ничего такого из ряда вон выходящего не случилось – спешка, недоработки, аврал, административный нажим вкупе с административным же восторгом и в итоге «хотели как лучше, а вышло как всегда». А дальше И-180 и сам Поликарпов попали между молотом и наковальней – наш авиапром начало жестоко штормить по итогам испанских уроков (которые, похоже, остались невыученными), процесс доводки нового истребителя оказался затянут (мучительно затянут, и не вина Поликарпова в этом – опять же, по публикациями выходит, что он занимался доводкой машины достаточно интенсивно, а проблемы с машиной были связаны с низкой культурой производства на базовом предприятии и с мотором, который никак не могли довести до ума мотористы). И Поликарпов не успел – со сменой руководства НКАП новая метла начала мести по новому…       Но вот в чем вопрос – хорошо, И-180 неудачная машина, «король истребителе» потерял нюх и все такое. А что, процесс доводки того же Як-1 (в девичестве И-26) был проще? Его что, «детские болезни» не преследовали? Летчики-испытатели на нем не бились? Летом 40-го года И-180 в принципе был в достаточной степени отработан и «излечен» от пресловутых «детских болезней», а тот же Як-1, Миг-1/3 и Лагг-3 они еще и в 41-м будут преследовать. Нет, вы как хотите, но отказ принимать И-180 в серию был обусловлен не техническим причинами, а подковерными интригами нового руководства НКАП и молодой поросли конструкторов (в т.ч. и лично тов. Яковлева), которое, почувствовав охлаждение тов. Сталина к «королю истребителей», решили воспользоваться открывшимся окном возможностей и ринулись на ловлю счастья, чинов, наград и премий. Поликарпов вчистую (впрочем, а только ли он один? А Сухой?) проиграл ушлой молодежи, хорошо усвоившей искусство подковерной борьбы, соревнование. А главными проигравшими в этой игре оказались ВВС Красной Армии и пилоты, которым пришлось летать на «сырых» машинах (а тут еще неграмотное руководство, несовершенная тактика, проблемы с подготовкой пилотов – тут и не знаешь, что лучше, качество или количество – в условиях тотальной войны?).       P.S. В принципе, то же самое можно сказать и о других машинах Поликарпова, упомянутых мною в том посте – СПБ, ВИТ-1 и ВИТ-2. Невовремя они появились, на переломе – чуть позже, и все могло бы сложиться иначе. А то ведь выходит, что ББ-22 в серию пошел, и ВИТ-2 и СПБ, который явно был лучше, чем этот самолетик – нет. Выходит, что ББ-22 был лучше, чем СПБ или ВИТ-2? Осмелюсь усомниться…       P.P.S. Кстати, а что было бы, если бы Вилли Мессершмиnт сумел бы доказать руководству люфтваффе, что его «110»-й как пикировщик лучше, чем «88»-й «Юнкерс»?       P.P.Р.S. Яковлевские истребители мне изрядно напоминают японский Ki-43. Via
  28. Load more activity