Вся активность

Этот поток обновляется автоматически   

  1. Вчера
  2. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

      Ну, вот оно - "А наш дедушка знает лучше!" (с) Прошло всего 15 лет - и у него цифры не сходятся. Хотя еще в первой книге есть косячок - он не мог остановиться в башне, где спал Александре-батоно, т.к. на обратном пути отряд Симановича все селение спалил.  Т.е. башня могла стоять на том же месте, но уже перестроенная после пожара. Кстати, в современном состоянии в Шатили порядка 60 башен и других строений. Т.ч. он практически прав относительно количества домов. И вопрос - я дал фото Шатили со всех ракурсов. Вот еще один: Откуда могли стрелять те хевсурские снайперы?
  3. Вопрос к залу

    Стоит ли в одном из приложений рассмотреть генерала Монка, и причины, по которым он решил пойти на Реставрацию? Удивительно, но читая Барнета заметил, что самое похожее, что я видел о подобных мотивах и поступках - это интервью Аксенова у Савика Шустера, о том, как он решал выйти из состава Украины. Естественно обошлось без Атоса и Дартаньяна, но история не менее удивительная. Via
  4. В другой книге ЗИССЕРМАН А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе  эти же события описывает иначе. У него Шатили имеет до 50 домов, в которых 200 хевсур-воинов...противостояли нескольким тысячам...которых было в 50 раз больше...и ни слова о трех храбрецах.
  5. Пастухов А. М. "Как порыв сильного ветра..."

    Моя хронология берется из китайских или русских источников. Литературой стараюсь не пользоваться. А вот проверил сейчас подписи под фото - и страшно. Что за "Защитники Шанхая"? Про "Цинскую армию во время Тайпинского восстания" тоже. У меня печатного номера нет.  Видать, когда верстали, сами поставили подписи без согласования (я разрешил им подобрать картинки хорошего качества из их пинакотеки - в "Восточной Коллекции" она была более, чем обширной). Такое, увы, тоже бывает. 
  6. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

    Плохо, когда прозелиты не знают толком основ своей религии. Но снова к нашим шатильцам - они на середину XIX в. реально кольчуги носили или все же нет? Есть какие-то сведения, кроме этнографических охов и ахов насчет кольчуг? Чечены уже не носили.
  7. еще какие там даже женское обрезание практикуют а половина молодежи в сиррию уехала.  с христианством то же самое до девяностых все были атеистами а сейчас все без исключения верующие хоть сами и не знают во что 
  8. Если не рассказать, какая же ситуация была на марроканском берегу - наверное весь рассказ об английском Танжере будет неполным. Итак, с чего бы начать? Наверное начнем с... соли и золота. Собственно само Марокко расположено в отрогах Атласских гор. Эти горы богаты многими металлами и полезными ископаемыми, но в тот период, который мы затрагиваем, главным продуктом экспорта была соль. Дело в том, что Африка безумно богата всеми полезными ископаемыми, а вот с солью напряженка, поэтому примерно к XIV веку установилась так называемая Трансафриканская золотая торговля, когда золото из Судана (Восточная Африка) караванами доставлялась к южным предгорьям Атласа и обменивалось на соль. Поскольку спрос на золото среди берберов, принявших ислам, постоянно рос, это стимулировало поиски золотых копей (здесь уже надо вводить тэг "Копи царя Соломона"), и где-то в 1375 году в районе течения реки Нигер были найдены золотые месторождения в Бамбуке и Бере. За их обладание схлестнулись империи Мали и Гана, однако в 1430-х вокруг этих золотых месторождений образовалась империя Сонгхай. Продержалась она недолго, в течение 100 лет, и к 1531-му пришла в упадок. И вот тут появляется одна из берберских группировок, которая на тот момент боролась с португальцами на марокканском побережье. Речь о династии Саади. Саадитский султан Ахмад I аль-Мансур боровшийся с испанцами и португальцами, и разбивший последних в 1578-м при Эль-Ксар-эль-Кебире, а так же чуть ранее сведший на ноль династию Ваттасидов, на тот момент был на грани экономического краха. Трудно сказать, на шару, или нет, но он послал часть своей армии под командованием евнуха Джудар-паши (кстати, испанца по происхождению) в эпический рейд на Сонгхай через всю Западную Сахару. Как прошла армия - не знает никто, тем не менее дошли. И в 1591 году у Тондиби просто размазали армию Сонгхая, тем самым сделав его зависимым княжеством, и захватив соляные и золотые копи. В 1603 году, после смерти Ахмада аль Мансура началась гражданская война между группировками саадитов. Ну а что? Вы же понимаете, дети гор, и все такие. Примерно то же самое сейчас творится в Ливии. Саадиты постепенно слабели, и к 1659 году фактически исчезли с политической сцены Марокко. Зато появились Алауиты (или династия Алавитов). Мулай Моххамед аль-Шериф нанес саадитам несколько серьезных поражений, а в 1664 году убивший его брат Мулай Рашид ибн Шериф завершил объединение Марокканского государства и с падением Мараккеша в 1668 году завоевал все Марокко. Естественно, это слишком упрощенная история, но нам, перед тем, как идти дальше, просто надо понять, что в период с 1531 по 1659 годы европейцы, пользуясь склоками детей гор между собой, могли ловить рыбку в мутной воде и достаточно спокойно отжимать берберийские племена от побережья. Однако именно к 1662-1664 годам ситуация коренным образом изменилась, и против европейских владений в Марокко выступала единая, сплоченная сила, которая принесла европейцам, в том числе и английскому Танжеру, гигантские проблемы. Мулай Рашид ибн Шериф Via
  9. Вокруг Южной Америки Вздохнув, Пуаро взглянул на пометки в записной книжке: Америка, Австралия, Италия, Франция, Турция... - "Весь шар земной готов я облететь за полчаса", пробормотал он. - Простите? - переспросил инспектор. - Я имел в виду, - пояснил Пуаро, - что мне, возможно, предстоит кругосветное путешествие.           А.Кристи «Яблоки Гесперид» В предыдущем нашем рассказе мы обещали поговорить о той части кругосветного путешествия Фрэнсиса Дрейка, которая касалась его прохода между Атлантическим и Тихим океанами осенью 1578 года. История эта настолько противоречива, а ее изложение и в мировой, и в отечественной литературе настолько путано, что я не пожалел нескольких недель из отмеренного мне времени, чтобы глубже окунуться в события тех далеких дней. Основным источником сведений о кругосветном путешествии Фрэнсиса Дрейка (1577-1580) являются заметки капеллана экспедиции Фрэнсиса Флетчера. Однако опубликованы они были лишь почти полвека спустя, в 1628 году, да и то в урезанном виде. Гравюра с портретом Дрейка из первого издания записок Флетчера The world encompassed by Sir Francis Drake… Такое вмешательство в содержание первоисточника можно объяснить, если принять во внимание личность публикатора: это был племянник Фрэнсиса Дрейка (и к слову, его полный тезка), который не только сократил, но и отредактировал подлинную рукопись Флетчера. Отметим, что ко времени публикации произошли знаменательные события в географическом познании нашего мира. Были, в частности, открыты мыс Горн и пролив Дрейка. Поэтому нельзя исключать, что редактирование рукописи Флетчера в той или иной мере коснулось освещения в ней именно этого участка маршрута. Прежде чем обратиться к анализу документов, почитаем, что писали и пишут об этом походе Дрейка в нашей литературе. Возьмем том 2 труда Магидовича И. П. и Магидовича В. И. Очерки по истории географических открытий (М., Просвещение, 1983). О том, с чем встретились моряки «Золотой лани», выйдя из Магелланова пролива в Тихий океан и попав в жестокий шторм, читаем: Буря длилась 52 дня, до конца октября. За все время было только два дня передышки. «И вдруг все точно рукой сняло: горы приняли благосклонный вид, небеса улыбались, море спокойно, но люди были измучены и нуждались в отдыхе». Одинокий корабль «Золотая лань» (100—120 т) за два месяца отнесло бурей на юг почти на пять градусов. 24 октября моряки усмотрели «самый крайний» к югу остров и простояли там до 1 ноября; «за ним в южном направлении не было видно ни материка, ни острова, лишь Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе». Но Дрейк ошибся: обнаруженный им маленький о. Хендерсон (55° 36' ю. ш., 69° 05' з. д.) находится в 120 км к северо-западу от мыса Горн. «Дрейк ошибся». Т.е. он не мог видеть то место, где «Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе». Тогда как понимать утверждение, следующее сразу же после сказанных слов уважаемых авторов: Открытие свободного водного пространства дало Дрейку возможность доказать, что Огненная Земля, или «Неведомая Земля» (Терра Инкогнита), вовсе не выступ Южного материка, а архипелаг, за которым простирается, казалось, беспредельное море. Странное «доказательство». Воспользовавшись номограммой выпускника Военно-морского инженерногоу училища (моей, кстати сказать, Альма матер) капитана 2 ранга Николая Николаевича Струйского (1885—1935) , легко можно определить геометрическую дальность видимости в океане, которая уж никак не превысит 100 миль для самых высоких гор в этом районе. Номограмма Струйского, показывающая максимальное расстояние между двумя точками, позволяющее им оставаться во взаимной видимости, в зависимости от их высот. Наблюдатель на высоте 10 м (правая шкала) увидит утес высотой 180 м (левая шкала) с расстояния примерно 34,5 морской мили (средняя шкала). А если учесть, в каких погодных условиях проходило плавание, то реальная видимость ограничивалась, дай бог, десятком миль. И о каком открытии пролива могла идти речь, если реально к западу находились участки земли, которую Дрейк не смог увидеть. Правда, как следует из записей Флетчера, он пытался пойти на запад, но встречные ветры помешали ему и он взял курс на север. Или вот еще один распространенный миф. Вот что пишет В.В. Шигин в своей книге «Дрейк. Пират и рыцарь»: А ведь у Дрейка не было никаких карт, и идти приходилось почти на одной интуиции. Заблуждение. Вскоре после выхода из Плимута, на островах Зеленого мыса «Пеликан» захватил свой первый приз – португальский корабль, на котором в качестве штурмана находился опытный моряк Нуно да Сильва, хорошо знавший акваторию южной части Атлантического океана. Дрейк взял его на свой корабль вместе со всеми картами и навигационными приборами. Впоследствии журнал, который вел да Сильва во время экспедиции Дрейка, был опубликован и мы к нему еще вернемся. Практику захвата карт, штурманских приборов и самих штурманов португальских и испанских кораблей Дрейк продолжил и в дальнейшей части своего плавания. Так что нет оснований считать, что Дрейк полагался в своем походе лишь «на интуицию». Совершенно безосновательными являются утверждения об открытии Дрейком мыса Горн, как это делается в популярной книге Малаховского «Кругосветный бег Золотой лани» (1980): Дрейк установил, что к югу от Магелланова пролива находится не огромный материк, а группа небольших островов, за которыми опять начинается необозримый водный простор. «Золотая лань» достигла мыса Горн. Там Дрейк и его спутники высадились и провели два дня. Пастор Флетчер отправился к самой южной точке острова. Там, достав из принесенного с собой мешка инструменты, он выбил на большом камне «имя ее величества, название ее королевства, год от рождества Христова и день месяца». «Мы,— пишет Флетчер,— покидали самую южную из известных земель в мире... Мы изменили название этой южной земли с Terra Incognita (так действительно было до нашего прихода сюда) на Terra Hunc Bene Cognita (Земля, теперь хорошо известная)». Дрейк дал всем островам общее название — Елизаветинские. Трудно также искать логику в многочисленных утверждениях о том, что Дрейк открыл пролив между Южной Америкой и южным материком, вроде этого, например: Во время кругосветного путешествия Фрэнсис Дрейк открыл пролив между Огненной Землей и Антарктидой, позже названный его именем           Самые знаменитые путешественники (Составитель А.И.Пантилеева) Или еще: В 1577 году Огненную Землю обогнул англичанин Френсис Дрейк и доказал, что это не выступ неведомого Южного материка, а архипелаг.           Прим. ред. Соловьева А. И. к переводу книги Р.Рамсея Открытия, которых никогда не было (М., "ПРОГРЕСС", 1982) Думаю, примеров достаточно. Вывод напрашивается сам собой: в этом деле надо разбираться. Вот и займемся этим в следующий раз. Via
  10. Пишите туда. Обязательно. О семье должны быть какие-то записи, коли предки служили в ККВ и вели там хозяйство. А там - вдруг что и про период ГВ найдется.
  11. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

    А это, скорее всего, пересказ Зиссерманом местных хевсурских легенд. На всякий случай - данные Иман Мухаммада Гигатлинского тоже сомнительны - Батуко Шатойский стал наибом только в 1850 г. А в его сочинении он - уже в 1843 г. наиб. Просто если чечены собрали войско - то примерно с тех же мест. И еще соображение - через 3 дня у чеченов был кризис с топливом (леса в тех местах мало - все давно выжгли) и стало трудно с едой (мясо сырое они не едят). Вот и ушли. Русские войска, кстати, в Дагестане часто беспомощно тормозили из-за обозов с дровами. На горах там лысо - провиант везли, а приготовить без дров были проблемы. Только сухари и вода. Долго не навоюешь.    
  12. Надо сказать, что король Португалии сначала хотел отдать свою дочь в жены Людовику XIV, однако кардинал Мазарини, имевший виды на Марию-Терезию Испанскую, эти поползновения отклонил. И тем не менее французы в марьяже Катарины Брагансы и Карла II играли очень важную, если не решающую роль. Дело в том, что Мазарини и Людовик предложили свое посредничество не бесплатно - они хотели за "труды" Дюнкерк. В 1658 году в рамках борьбы с Испанией Тюррен разгромил армию Хуана Австрийского в битве при Дюнах, при этом там себя отлично проявили "железнобокие" Кромвеля под командованием Томаса Моргана и Уильяма Локхарта. Английские пуртитанские полки ( в отличие от роялистской конницы на стороне испанцев) проявили себя просто великолепно, они в немалой степени способствовали победе, и в договоре 1658 года Мазарини был вынужден уступить Дюнкерк Оливеру Кромвелю. Однако через месяц после битвы Кромвель умер, и у французов появилась шальная мысль забрать Дюнкерк себе. Собственно в переговорах по Португальскому наследству французы неоднократно намекали - они согласны на территориальные приращения Англии только в случае уступки Дюнкерка Франции. И все же решающими стали 5 миллионов ливров (320 тысяч фунтов), которые новый суперинтендант финансов Кольбер предложил Карлу II в качестве отступных. Для Англии вопрос Дюнкерка был одним из самых болезненных на тот момент. Но пожалуй главным неденежным фактором для Карла стали республиканские настроения тамошнего гарнизона, составленного сплошь из сторонников Парламента и пуритан. Продажа Дюнкерка позволяла просто раскассировать полки и избавиться от республиканцев в армии. 28 ноября 1662 года в город вступили 10 кавалерийских французских полков, и Дюнкерк перешел во владение Франции. Потом многие английские короли ставили эту продажу Карлу в вину, ибо Дюнкерк почти на три века стал для Англии источником горя и беспокойства. Взяв Дюнкерк Людовик XIV убил сразу нескольких зайцев. Во-первых, он мог угрожать оттуда побережью Голландии и Испанской Фландрии. Во-вторых, Дюнкерк при желании мог угрожать и Англии. В третьих, передача Дюнкерка сродни захвату Кале Гизом полностью устраняла возможные плацдармы для высадки иностранных десантов на территорию Франции. Карл же, продавая Дюнкерк, хоронил опасные химеры Кромвеля о крестовом походе протестантских государств против католической Европы, и переводил английскую экспансию в более понятное колониальное и коммерческое русло. Кроме того, как писал консул Мейнард из Лиссабона, положение Танжера таково, что он моет быть полезен в войне как против Испании или Голландии, так и против Франции, и кроме того - угрожает ежегодному испанскому "серебряному флоту", плывущему из Вест-Индии с сокровищами Америк. Единственно о чем умолчал консул, что на самом деле подарок был "с душком". Да с таким "душком", что для англичан это потом стало серьезной проблемой на 20 лет. Однако об этом уже в следующей части. Via
  13. они говорят на грузинском просто великолепно от грузина не отличить и да фамилии у них тоже грузинские. чеченские войны и переселение беженев с возросшим влиянием ислама думаю существенно затормозил ихнюю ассимиляцию. 
  14. Изначально я обращался в министерство культуры Краснодарского края, поскольку речь шла о фамилии на памятнике. Они поручили этот вопрос архиву администрации Каневской. А сами предки из ст. Привольной.
  15. Ближневосточный бестиарий (3)

    (Продолжение. Начало: 1, 2) Сегодня — всякая травоядная скотина, дикая и домашняя. Например, горбатый бык зебу и буйвол: Ещё буйвол: А этот бык в попонке — сразу видно, что ручной: Бык и корова под деревцем: На почётном месте, конечно, верблюд. У ибн Бахтишу он идёт сразу после львов и тигров, вместе с жирафом, но мы его приберегли для этого выпуска: И ещё один красавец: Кобыла и неотступно следующий за нею жеребец строят друг другу глазки: Водяной конь. Вообще-то имеется в виду гиппопотам, но раз зовётся «водяной конь « — таким и будет нарисован. И пламенем пышет, только не синим, как «водяной кабан», а красным: А эта лошадка домашняя, потолще и посмиреннее: Мул — также животное очень полезное: Лошак: Так мы плавно переходим к ослам и ишакам, числа же им несть. Извините, породы различить не берёмся, в отличие от ибн Бахтишу… Вот это онагры, дикие ослы, которых художник хорошо знал: Антилопа: Красивые девицы умеют приманивать не только единорогов, но и детёнышей антилопы-орикса. Кстати, орикса путали с единорогом и христианские переводчики Библии… Следующие числятся «горными антилопами», но на оленей похожи больше: А вот это уже точно олени: И улыбаются: А на севере олени вот такие: (Впрочем, может, это и лоси имелись в виду…) Газели: Как стройные… …так и упитанные: Дикие бараны дерутся: А у горных козлов гога такие упругие, что те могут прыгать со скал вниз головой — и ничего им не делается! Ну и напоследок домашние козы и овцы с пастухами. А собаки, кошки и мелкие зверушки уж в следующий раз… Via
  16.       В знаменитом "Поучении" Владимира Мономаха есть любопытный пассаж, который можно вкратце охарактеризовать как устав караульной и гарнизонной службы (или своего рода наставление для начинающих командиров относительно несения караульной службы).       Оригинал:       "На войну вышедъ, не лѣнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни ѣденью не лагодите, ни спанью; и сторожѣ сами наряживайте, и ночь, отвсюду нарядивше около вои, тоже лязите, а рано встанѣте; а оружья не снимайте с себе вборзѣ, не разглядавше лѣнощами, внезапу бо человѣкъ погыбаеть".       Перевод:       "На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает".       А что могло быть, если пренебречь этими заповедями, могли бы рассказать, к примеру, Иван Дмитриевич и Семен Михайлович нижегородские, если бы им свезло выбраться с Пьяны 2 августа 1377 г. Via
  17. Feridun M. Emecen. Ottoman Policy of Conquest of the Turcoman Principalities of Western Anatolia with Special Reference to Sarukhan Beyligi // The Ottoman Emirate (1300-1389). 1993. Pp. 35-40.  
  18. Последняя неделя
  19. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

    Вряд ли. Стрельба на дальнее расстояние - очень сложно, чтобы она была эффективной. Даже то, что у Ахбердилава пуля осталась в теле - скорее всего, именно потому, что стреляли издалека. Вообще, у Иман Мухаммада Гигатлинского совсем по-другому освещено, хотя веры ему особой нет - он не участник и не очевидец событий (хотя и наиб Шамиля одного из последних поколений), писал через 70 лет после сражения, явно не имея никаких сведений, кроме преданий.
  20. Вполне возможно. Возможно именно эти три стрелка и произвели максимальные потери у чеченцев.
  21. Ну а теперь самое время перейти к Дюма, так как не зря тут у нас стоит тэг "Клуб Дюма". Итак, мы с вами переносимся в 1640-1660-е годы, к мессиру Джулио Мазарини, молодому Людовику XIV, Карлу II, и т.д. Итак, как мы с вами помним, Монк совершил в Англии переворот и возвел на престол Карла II, за что стал герцогом Альбемайлом, граф де Ла Фер получил орден Подвязки, а д'Артаньян наконец-то стал богатым... Ну да ладно, возвращаемся в реальный мир. Если кто-то думает, что женитьба Карла II на Катерине Браганса была экспромтом - он ошибается. Собственно мысли об этом союзе высказывал еще венецианский посол, а чуть позже - горячим сторонником союза Англии и Португалии стал.. Джулио Мазарини. Как мы помним, в 1640-х Португалия восстала и решила отложиться от Испании, одновременно португальцы вели войну еще и с голландцами в Америке и Ост-Индии, и им как воздух нужны были союзники. В этом смысле Англия была идеальным союзником. А причем тут Франция - спросит дотошный читатель? Да все очень просто - этим союзом Мазарини создавал ось Лондон-Париж-Лиссабон, которая противостояла и Мадриду, и Амстердаму. Первые предложения при английском дворе о женитьбе на Браганской были восприняты положительно, и в феврале 1661 года в Лондон прибыл португальский посол, что вызвало демарш со стороны испанского посла барона Карлоса де Ваттвиля. Тот публично предупредил Карла II, что тот рискует женитьбой на дочери бутовщика против Испании начать войну с Испанией, которая вообще заключит антианглийский союз с Голландией. Карл почему-то таких угроз не испугался, и сказал, что уже мальчик взрослый, и не будет спрашивать у короля Испании, на ком ему жениться, и с кем спать. Кстати, Ваттвиль не успокоился. В дневниках Сэмьюэла Пипса описывается следующий эпизод: Ваттвиль, поняв, что с королем он не сможет найти общего языка, решил обратиться к английскому общественному мнению. Он начал распространять памфлеты, что Карл II посягает на англиканскую церковь, беря в жены себе папистку, и вообще скорее всего он скрытый католик. Разведка Карла раскрыла источник памфлетов, и де Ваттвиль в конце концов был выслан из Англии. Ну да ладно. Согласно кондициям, заключенным между Англией и Португалией (с помощью Мазарини) Португалия выплачивала Карлу 650 тысяч фунтов, а так же передавала в собственность две крепости - остров Бомбей в Индии и город Танжер в Гибралтарском проливе на Марроканском побережье. Так же португальцы гарантировали англичанам свободную торговлю в Бразилии и португальской Ост-Индии. При этом молодой Людовик XIV, только что женившийся на Марии-Терезии, и по идее должный выступать другом Испании, на самом деле иезуитски выступал против нее, поскольку не хотел, чтобы Португалия и Испания снова объединились в одну страну и снова стали значимой силой в Европе. Более того, по указке Мазарини суперинтендант финансов Николя Фуке перевел английскому канцлеру Кларедону 300 тысяч пистолей, дабы Карл, известный своим распутством, повременил пока трахать все что движется, и произвел благоприятное впечатление на невесту. Удар был нанесен точно, ибо больше баб английский король любил деньги, которых ему всегда не хватало. 8 мая 1661 года в Парламенте было объявлено о предстоящем браке. Парламентарии, немного подогретые памфлетами Ваттвиля, услышав о финансовой стороне договора, резко забыли претензии о вере будущей королевы, ибо половина начала себя представлять себя Скруджами МакДаками, ныряющими в кучу золота. И вообще, имея возможность торговли с Бразилией, свой порт в Индии и ворота в Средиземное море - может хоть магометанкой, хоть иудейкой быть, вообще пофиг! Такой шанс выпадает нечасто, и принцессу с приданным надо брать! Via
  22. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

    Может, тогда и Ахбердилав Магома свою пулю получил?
  23. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

    Я думаю, если бы в 1927 г. не передали бы Митхо в состав Чечено-Ингушетии, то картвелизация кистинов могла бы продолжиться. Если я правильно понимаю, то панкисские кистины все хорошо владеют грузинским языком и носят грузинские фамилии?
  24. Осады Шатили 1813 г. и 1843 г.

    Интересно. 1855 год. Первые шашки у чеченов известны с 1820-х годов. Видимо, шашки были у тех, кто жил севернее.
  25. ЗИССЕРМАН А. Л. ДЕСЯТЬ ЛЕТ НА КАВКАЗЕ 1855 ...Поздно вечером добрались мы до Шатиля и расположились в знаменитой башне, где провел целую зиму грузинский царевичь Александр, скрывшийся здесь после усмирения кахетинского восстания 12 года. Шатиль, хавсурская деревня, на границе с непокорными кистинскими обществами, имеет не более шестидесяти или семидесяти человек, способных носить оружие. Но эта горсть людей, живущая в постоянной тревоге и опасности, привязанная к своему родному гнезду, соединяет с необыкновенной силой воли самый воинственный дух. Они не только защищают себя от всех неприятельских покушений, но сторожат вход в остальную Хевсурию, составляют ее непоколебимую твердыню, и пользуются зато общим уважением, играя роль национальной аристократии. В 1843 году, известный наездник и помощник Шамиля, Ахверды-Магома, с пятью тысячами чеченцев, окружил Шатиль, требуя покорности от его жителей. Запершись в своих неприступных башнях, они три дня держались противу этой грозной толпы, убили [265] Ахверды-Магому, более пятидесяти человек его людей, и заставили их отступить. Из двух шатильцев, попавшихся в плен, один был зарезан на могиле павшего наездника, а другой успел бежать. Кажется трудно верить подобному событию; но Кавказ страна чудес, и за одиннадцать лет моей службы здесь, я видел много примеров баснословной отваги и геройских подвигов. Да вот не далее, как при этой же осаде Шатиля: трое хевсур из с. Гуро шли в Шатиль по своим делам. Когда они достигли высоты над правым берегом Аргуна и увидали неприятельскую толпу... вы думаете, они убрались по добру по здорову назад? Ничуть не бывало: сложив наскоро из камней небольшой завал, они из своих длинных винтовок начали бить на выбор людей в толпе. Неприятель только к утру заметил, что его кто-то поражает в тыл и, боясь быть отрезанным подоспевшими на помощь жителями округа, поспешил отступить, не открыв трех удальцов, сидевших в нескольких шагах от дороги! Во что бы ни стало, нам нужно было пробраться из Шатиля в Владикавказ, чтобы осмотреть это пространство, очень мало известное. Промежуток между этими местами занят несколькими немирными кистинскими деревнями и большим Галгаевским обществом, недавно покоренным. Мы рисковали положить головы, или, еще хуже, попасть [26] в руки чеченцев; но «смелым Бог владеет»: мы положились на русское «авось» и пустились в путь, в сопровождении трех шатильцев испытанной храбрости, отлично знавших все тропинки, по которым они нераз пробирались за добычей. У них есть очень много друзей (кунаков) между кистинами, у которых, как у самих хевсур, существует славный обычай узмобилоба (братство). Два человека, оказавши взаимную услугу, или, просто, желающие сдружиться, предлагают исполнить обряд ненарушимого братства. Они наполняют какой нибудь сосуд водкой или ячменным пивом; старший, или более богатый, бросает туда серебряную монету, и оба по три раза пьют, цалуясь после каждого глотка; за тем желают друг другу победы над врагом, дают клятву быть братьями и не пожалеть один за другого крови. Обычай этот, освященный веками, так соблюдается, что нередко бывали примеры, где названный брат шел на явную смерть за своего друга, делался кровоместником за него и даже за его родных. Такого брата имел и я между кистинами еще с 1846 года, которому нераз посылал подарки и получал от него самые верные сведения о всех происшествиях в Чечне. Вся надежда наша состояла в этих друзьях. Пройдя несколько верст по левому берегу Аргуна, мы поднялись на возвышенную плоскость, на [267] которой лежит небольшая кистинская, деревушка Джарего. К счастью, мы застали дома одного из друзей, с радостью вызвавшегося провожать нас до самого Владикавказа. Спустившись в ущелье, занятое шестью деревнями враждебного общества Митхо, мы прошли его благополучно, не встретив ни одного человека. Не более шести верст прошли мы от Шатиля, а какая заметная разница в характере местности, в постройке домов, в физиономии, костюме и вооружений жителей! В Хевсурии горы — масса скал, изредка поросших соснами; здесь они гораздо ниже, покатости совершенно голы, деревни не так стеснены, дома лучше сложены, по углам каждой деревни симметрически расположены башни. Кистины говорят чеченским наречием, одеваются по черкески, в ногавицах и чувяках; винтовки в войлочных чехлах за туго-стянутым поясом, на котором висит огромный кинжал, оправленный в серебро пистолет; шашек почти не употребляют; лошадь — редкость. Походка и все движения кистин не обыкновенно грациозны, и вообще физиономии их очень привлекательны; бритые головы и подстриженные бородки — признак магометанства; но они очень плохие мусульмане, не смотря на все старания мюридов. У них еще видны остатки некогда бывшего здесь христианства, смешавшегося с исламизмом и язычеством; поэтому, догматы их веры определить трудно: они [268] называют христиан неверными, а уважают св. Георгия; они бреют головы, не едят свинины, имеют по нескольку жен, вступают в брак с своими невестками, а не делают никогда намаза и не имеют ни мулл, ни мечетей. О кистинах можно решительно сказать, что они живут «без власти, без закона». В каждой деревне есть кто нибудь, кого считают старшим, и кто пользуется некоторым уважением; редко только, в очень важных случаях, враги передают решение своего спора на суд нескольких стариков, хорошо знающих все древние обычаи.
  26. Воскресное чтиво

    Мне всегда было интересно, откуда есть пошла пресловутая "Юрьевская дань"? Ибо если Иван Грозный выводил ее аж от Ярослава Всеволодовича (отца всех Ярославичей), то в ливонских и немецких документах о ней был либо молчок, либо выводили ее от совершенно другого Ярослава - Ярослава Васильевича Оболенского, и кучи договоров между Дерптским епископством и Новгородом, Орденом и Псковом, Москвой и Новгородом, Москвой и Псковом, наконец Орденом и Москвой и Дерптом и Москвой, где "юрьевская дань" была чисто символической отсылкой меда от бывших латвийских данников - "по мере меда с дома" и которая вообще-то по ходу уходила на содержание православных церквей в Юрьеве (Дерпте). Собственно все это хитросплетения, которое круче любой вымышленной "Игры престолов" с точки зрения дипломатии - в статье "«Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года" Н.Б. Чистяковой-Ярославовой. Цитата: "В сакральном смысле, «Юрьевская дань» - это «бере» для монаха, который играет на свирели на берегу реки Белой - таково мое мнение. Но Великий Князь Московский Иван Васильевич в договоре 1473 года перенаправил «Юрьевскую дань» на себя, т.е. централизовал её. Как пишет Н.А. Казакова, были «какие-то неясные для нас отношения, существовавшие ранее между епископством Дерптским и Псковом (или великими князьями), связанные с уплатой епископом денежной суммы. Эти отношения Иван III трактовал как пошлину великих князей русских, которую должны были уплачивать им дерптские епископы. В основе такой трактовки лежало стремление великокняжеской власти рассматривать Ливонию как свою древнюю отчину, лишь временно попавшую под иноземную власть. Наряду с этим … в политике Ивана III проступает еще одна черта - стремление утвердить взгляд на великого князя как покровителя русского населения в Ливонии и на Ливонию, как <на «отчину» великих князей русских, лишь временно утерянную ими. Это стремление, нашедшее свое отражение в статьях русско-ливонских договоров второй половины XV в. о юрьевской дани, Русском конце в Юрьеве и русских церквах в ливонских городах, в дальнейшем, в середине XVI в., стало основной пружиной русской дипломатии в ливонском вопросе». Вышеописанной политикой Ивана III, Н.А. Казакова объясняет и более поздние вставки в летописи, со ссылкой на «Старые грамоты», которые служили обоснованию права взимать эту «Юрьевскую дань» Великими князьями и царями московскими: «Ссылка на «старые грамоты», имеющаяся в летописи при изложении статьи о юрьевской дани, представляет собой позднейшую вставку … Ссылка на «старые грамоты» была, очевидно, добавлена в летопись в середине XVI в. в связи с тем большим значением, какое приобрел вопрос о юрьевской дани в дипломатической истории Ливонской войны»." www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=847 Via
  27. Милоты вам в ленту!

          В френту страшно заходить - все озаботились политотой, рвут и мечут, дым и пламя, storm und drang, и все знают, как надо, причем про все на свете. И вроде бы как осень завершилась, до весны еще далеко, а вот поди ж ты! Может, это потому, что зима так и не пришла (за окном полная мразота - +5, сырость, слякоть и пр.)? И главное - был бы толк от этого сотрясения воздухов...       Но свято следуя данному обету - никакой политоты в этом блоге, сегодня, по традиции, запостим новых котиков.       Какой у него, у этого котика, богатый внутренний мир! Via
  28. Загрузить больше активности