• Объявления

    • Saygo

      Дисклеймер   10.12.2015

      Перед скачиванием файлов вы берете на себя обязательство использовать их только в учебной и научной деятельности.

Джаксон Т. Н., Коновалова И. Г. Древняя Русь в свете зарубежных источников

   (1 отзыв)

1 скриншот

Описание файла

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том I: Античные источники. Составитель А. В. Подосинов. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — 352 с.- ISBN 978-5-91244-004-5.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 9

ГРЕЧЕСКИЕ АВТОРЫ

Гомер

Илиада 16

Одиссея 16

Евстафий

Комментарии к «Илиаде» Гомера 17

Комментарии к «Одиссее» Гомера 19

Арктин

Эфиопида 21

Алкей

Отрывок из стихотворения 22

Гекатей Милетский

Землеописание 23

Эсхил

Прометей Прикованный 26

Пиндар Оды

Пифийская, X 30-43 29

Немейская, IV, 48-50 30

Геродот

История 32

Еврипид

Ифигения в Тавриде 68

Фукидид

О Пелопоннесской войне 70

Гиппократ

О воздухе, водах и местностях 72

О болезнях 77

Ктесий Книдский

История Персии 79

Исократ

Трапезитская речь 81

Эсхин

Речь против Ктесифонта 83

Демосфен

Речь против Лептина о беспошлинности 85

Речь против Формиона о займе 88

Речь против Лакрита 89

Свидетельские показания 90

Динарх

Речь против Демосфена 91

Аристотель

Метеорологика 92

Псевдо-Скилак Кариандский

Описание моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии 94

Европа 94

Азия 95

Полибий

Всеобщая история 96

III, 38, 2 96

IV, 38-42 [Описание Понта Эвксинского] 96

Псевдо-Скимн Хиосский

Периэгеса 98

Европа 98

Азия 101

Страбон

География 102

Диодор Сицилийский

Библиотека 124

Иосиф Флавий

Об иудейской войне 131

Плутарх

Сравнительные жизнеописания 133

Помпей 133

Гай Цезарь 134

Дион Хрисостом

XXXVI. Борисфенитская речь, прочитанная в отечестве 135

Дионисий Периэгет

Периэгеса ойкумены 142

Арриан

Перипл Понта Эвксинского 146

Аппиан

Митридатовы войны 151

Лукиан

Скиф, или гость 162

Токсарис, или дружба 164

Полиэн

Военные хитрости (Стратегемы) 178

VIII, 55. Тиргатао 178

VIII, 56. Амага 180

Клавдий Птолемей

Географическое руководство 182

Книга III, глава 5. Положение Европейской Сарматии

Европы карта VIII 182

Глава 6. Положение Херсонеса Таврического

Европы карта VIII 188

Глава 10. Положение Нижней Миссии

Европы карта IX 189

Книга V, глава 9. Положение Азиатской Сарматии

Азии карта II 190

Дион Кассий Коккейан

Римская история 196

Борьба Фарнака с римлянами 196

Известия о дальнейших событиях 198

Дексипп

Хроника 200

Созомен

Церковная история 202

РИМСКИЕ АВТОРЫ

Марк Випсаний Агриппа

Хорография (фрагменты) 208

Публий Вергилий Марон

Георгики 212

III, 349-389 212

Император Август

Деяния божественного Августа 214

Публий Овидий Назон

Печальные песни 215

II, 185-200 215

III, 10, 1-78 (целиком) 216

V, 7, 9-22 218

V, 7, 43-60 219

V, 10, 11-48 219

Помпей Трог

Филипповы истории. Сокращение Марка Юниана Юстина 221

Помпоний Мела

О хорографии 225

Книга I 225

Книга II 230

Книга III 236

Гай Плиний Секунд Старший

Естественная история 240

Книга IV 240

Книга VI 246

Корнелий Тацит

Германия 249

История 250

Анналы 251

Писатели истории Августов

Элий Спартиан 255

Адриан 255

Юлий Капитолии 256

Антонин Пий 256

Марк Антонин Философ 256

Два Максимина 257

Максим и Бальбин 257

Два Галлиена 257

Аммиан Марцеллин

История 259

Книга XXXI 259

Павел Оросий

Историй против язычников 7 книг 267

Книга I 267

Книга VII 268

Иордан

О происхождении и деяниях гетов (Гетика) 269

Равеннский Аноним

Космография 275

Книга I 275

Книга IV 276

БИБЛИОГРАФИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 282

ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 309

УКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНЫХ ИМЕН 335

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 346

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том II: Византийские источники. Сост. М. В. Бибиков. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 384 с.- ISBN 978-5-91244-008-3.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ 10

ЧАСТЬ I. Славяне и народы Восточной Европы 11

Евсевий Кесарийский 13

Филосторгий 21

Евнапий Сардский 26

Сократ Схоластик 36

Приск Панийский 41

Малх Филадельфийский 46

Олимпиодор Фиванский 58

Петр Патрикий Магистр 64

Прокопий Кесарийский 66

Маврикий 94

Феофилакт Симокатта 97

Феофан Исповедник 107

ЧАСТЬ II. Русь и Народы Восточной Европы 127

Житие Георгия Амастридского 129

Фотий 131

Никита Давид Пафлагон 134

Константин Багрянородный 139

Воинский трактат X в. 172

Продолжатель Феофана 176

Псевдо-Симеон 182

Малые (Краткие) Хроники 183

Иоанн Геометр (Кириот) 186

Лев Диакон 189

Иоанн Скилица 216

Михаил Пселл 234

Кекавмен 246

Список Епископий (NOTITIAE EPISCOPATUUM) 248

Иоанн Киннам 252

Никита Хониат 274

Георгий Акрополит 300

БИБЛИОГРАФИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 182

ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 188

УКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНЫХ ИМЕН 189

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том III: Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — 264 с. ISBN 978-5-91244-006-9

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ЧАСТЬ I. АРАБО-ПЕРСИДСКИЕ ИСТОЧНИКИ (Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова) 11

1.1. Арабская астрономическая география (Т. М. Калинина) 13

1.1.1. Ал-Хорезми 13

1.1.2. Ал-Фаргани 18

1.1.3. Ал-Баттани 21

1.1.4. Ал-Хараки 22

1.2. Первые географические сочинения описательного жанра (Т.М. Калинина) 24

1.2.1. Ибн Хордадбех 24

1.2.2. Ибн ал-Факих 33

1.3. Арабские историки IX-X вв. (Т. М. Калинина) 36

1.3.1. Ал-Балазури 36

1.3.2. Ал-Йа'куби 37

1.3.3. Ибн А'сам ал-Куфи 39

1.3.4. Халифа ибн Хаййат 42

1.4. Рассказ об «острове русов» в сочинениях X-XVI вв. (Т. М. Калинина) 43

1.4.1. Ибн Русте 43

1.4.2. Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси (Макдиси) 50

1.4.3. «Пределы мира от востока к западу» (И. Г. Коновалова) 51

1.4.4. Гардизи 56

1.4.5. Ал-Марвази 59

1.4.6. Ауфи 61

1.4.7. Ибн Ийас 63

1.5. Арабские путешественники по Восточной и Центральной Европе X в. (Т. М. Калинина) 65

1.5.1. Ибн Фадлан 65

1.5.2. Ибрахим ибн Йа'куб 77

1.6. «Классическая школа» арабских географов (Т. М. Калинина) 81

1.6.1. Ал-Истахри 81

1.6.2. Ибн Хаукал 86

1.6.3. Ал-Мукаддаси Шамс ад-Дин 95

1.7. Арабо-персидские ученые X-XI вв. (Т. М. Калинина) 97

1.7.1. Агапий Манбиджский 97

1.7.2. «Чистые братья» 98

1.7.3. Ибн Мискавайх 100

1.7.4. Йахйа Антиохийский 105

1.7.5. Абу Шуджа ар-Рудравари 106

1.8. Арабские энциклопедисты X-XI вв. (Т. М. Калинина) 109

1.8.1. Ал-Мас'уди 109

1.8.2. Ал-Бируни 119

1.8.3. Ал-Бакри 124

1.9. Арабские географы и путешественники XII-XIV вв. (И. Г. Коновалова) 127

1.9.1. Ал-Идриси 127

1.9.2. Абу Хамид ал-Гарнати 137

1.9.3. Ибн Са'ид ал-Магриби 146

1.9.4. Абу-л-Фида 152

1.10. Региональные истории (Т. М. Калинина) 162

1.10.1. «История Дербента» 162

1.10.2. Ибн Исфандийар 164

1.10.3. Амули 165

1.10.4. Мар'аши 166

ЧАСТЬ II. ЕВРЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ (В. Я. Петрухин) 167

II.1. Книга Иосиппон 170

II.2. Киевское письмо 174

II.3. Кембриджский документ 177

II.4. Еврейско-хазарская переписка X в 185

II.4.1. Письмо еврейского сановника Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю Иосифу 186

II.4.2. Ответное письмо хазарского царя Иосифа. Пространная редакция 197

II.5. Петахия Регенсбургский 208

БИБЛИОГРАФИЯ 211

УКАЗАТЕЛИ

Указатель личных имен 234

Указатель географических названий 238

Указатель этнических названий 249

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 384 с.- ISBN 978-5-91244-008-3

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 7

От составителя 9

Введение к тому 13

«Вертинские анналы» (середина IX в.) 17

Послание франкского императора Людовика II византийскому императору Василию I (871 г.) 22

«Баварский географ» («Описание городов и областей к северу от Дуная») (вторая половина IX в.) 25

«Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 31

Лиудпранд Кремонский «Книга возмездия» («Антаподосис») (949 г.) 36

Грамота германского императора Оттона I об учреждении Магдебургской архиепископии (968 г.) 41

Регинон Прюмский «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) 44

Грамота польского князя Мешка I папскому престолу («Dagome Iudех») (около 990 г.) 50

Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X-XI вв.) 53

Бруно Кверфутский Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) 55

Титмар Мерзебургский «Хроника» (1012-1018 гг.) 63

«Кведлинбургские анналы» (около 1030 г.) 84

Адемар Шабаннский «Хроника» (около 1030 г.) 86

Петр Дамиани «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) 90

«Барийские анналы» (1040-е гг.) 93

Випон «Деяния императора Конрада» (1040/6 г.) 96

Глосса на псалтири Одальрика Реймсского («Реймсская глосса») (середина XI в.) 100

«Хильдесхаймские анналы» (1060-е гг.) 105

«Альтайхские анналы» (около 1075 г.) 109

Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) 111

Ламперт Херсфельдский «Анналы» (1077-1078/9 гг.) 115

Адам Бременский «Деяния гамбургских архиепископов» (1070-е гг.) 122

«Песнь об Анноне, архиепископе Кёльнском» (около 1080 г.) 152

Бруно «Книга о саксонской войне» (1080-е гг.) 154

Сигеберт из Жамблу «Хроника» (1082-1112 гг.) 156

Фрутольф из Михелъсберга и Эккехард из Ауры «Хроника» (рубеж XI-XII вв. и 1106-1125 гг.) 158

«Аугсбургские анналы» (начало XII в.) 161

Лев Марсикан (Остийский) «Хроника Монтекассинского монастыря» (начало XII в.) 163

Галл Аноним «Хроника и деяния польских князей» (1107-1113 гг.) 166

Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеймоне» (начало 1120-х гг.) 180

Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119-1125 гг.) 184

«Генеалогия вельфов» и «История вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.) 188

«Перенесение св. Годехарда Хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 191

Теофил Пресвитер «О различных искусствах» (1111/40 г.) 193

Жеффрей Гаймар «История англов» (1135/8 г.) 195

Перенесение руки св. Стефана Первомученика (добав. к «Цвифальтенской хронике» Ортлиба) (1141 г.) 197

Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141г.) 201

Матфей, епископ Краковский Послание к Бернарду Клервоскому (около 1148 г.) 204

«Анналы монастыря св. Дисибода» («Дисибоденбергские анналы») (около 1147 г.) 208

Альберт Ахенский «Иерусалимская история» (первая половина XII в.) 210

«Анналы монастыря Святого Креста» («Свентокшиский рочник») (первая половина XII в.) 213

Генрих «Суммарий» (не позднее середины XII в.) 215

«Пегауские анналы» (середина XII в.) 218

«Хроника императоров» (около 1150 г.) 221

Оттон Фрайзингенский «Хроника» («История о двух градах») и «Деяния императора Фридриха», продолженные Рахевином (1146/57 и 1158-1160 гг.) 237

Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г) 253

Грамота кёльнского архиепископа Райнальда городу Медебаху (1165 г.) 261

Хельмольд из Бозау «Славянская хроника» (до 1177 г.) 267

Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) 274

«Магдебургские анналы» (1170-1180-е гг.) 276

Грамота германского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку (1188/1226 г.) 282

«Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 285

Грамота штирийского герцога Оттокара IV о таможенных порядках в городе Энсе (1191/2 г.) 288

Грамота австрийского и штирийского герцога Леопольда V регенсбургскому купечеству (1192 г.) 292

Магистр Винцентий (Кадлубек) «Польская хроника» (конец XII — первая четверть XIII в.) 296

«Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) 326

Торговый и таможенный устав австрийского и штирийского герцога Леопольда VI (1198/1230 г.) 331

Альберт Штаденский «Анналы» (между 1240 и приблизительно 1260 гг.) 336

«Анналы краковского капитула» (после 1283 г.) 344

Шимон Кезаи «Деяния венгров» (около 1280/5 гг.) 348

Венгерский хроникальный свод (XIV в.) 353

Генеалогические таблицы 373

Словарь специальных терминов и названий 394

Библиография и сокращения 373

Указатель географических и этнических названий 429

Указатель личных имен и анонимных сочинений 452

Список иллюстраций и пояснения к ним 494

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том V: Древнескандинавские источники. Сост. частей VI, IX, X — Г. В. Глазырина; частей III, IV, V, VII, VIII, XI — Т. Н. Джаксон; частей I, II, XII — Е. А. Мельникова. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. — 384 с. ISBN 978-5-91244-005-2

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ЧАСТЬ I. «ОРОЗИЙ» КОРОЛЯ АЛЬФРЕДА (Е.А. Мельникова) 11

ЧАСТЬ И. РУНИЧЕСКИЕ НАДПИСИ (Е.А. Мельникова) 21

II.1. Надписи о походах на восток 26

II.2. Надписи, упоминающие Восточную и Северо-Восточную Прибалтику 30

II.3. Надписи, упоминающие Древнюю Русь 37

II.4. Надписи, упоминающие Византию 43

II.5. Надписи, упоминающие Переднюю Азию и Южную Европу 47

II.6. Надписи, посвященные походу в Восточную Европу шведского хёвдинга Ингвара 49

ЧАСТЬ III. СКАЛЬДИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (Т.Н. Джаксон) 53

III.1. Халльфред Трудный Скальд 56

III.2. Эйольв Дадаскальд 57

III.3. Сигват Тордарсон 59

III.4 Олав Харальдссон 61

III.5. Бьярни Скальд Золотых Ресниц 62

III.6. Арнор Скальд Ярлов 63

III.7. Харальд Сигурдарсон 64

III.8. Бёльверк Арнорссон 65

III.9. Тьодольв Арнорссон 66

ЧАСТЬ IV. ИСЛАНДСКО-НОРВЕЖСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ (Т.Н. Джаксон) 67

IV.1. «История Норвегии» 69

IV.2. Монах Теодрик. «История о древних норвежских королях» 73

IV.3. «Страсти и чудеса блаженного Олава» 76

IV.4. «Древненорвежская книга проповедей» 78

ЧАСТЬ V. КОРОЛЕВСКИЕ САГИ (Т.Н. Джаксон) 81

V.1. «Сага об Инглингах» 84

V.2. «Сага о Харальде Прекрасноволосом» 89

V.3. «Сага о Хаконе Добром» 91

V.4. «Сага о Харальде Серая Шкура» 92

V.5. «Сага об О лаве Трюггвасоне» 94

V.6. «Сага об Олаве Харальдссоне» 105

V.7. «Сага о Магнусе Добром» 138

V.8. «Сага о Харальде Сигурдарсоне» 150

V.9. «Сага об Олаве Тихом» 158

V.10. «Сага о Магнусе Босоногом» 159

V.11. «Сага о сыновьях Магнуса» 160

V.12. «Сага о Магнусе Слепом и о Харальде Гили» 162

V.13. «Сага о Хаконе Широкоплечем» 162

V.14. «Сага о Магнусе Эрлингссоне» 163

V.15. «Сага о Сверрире» 164

V.16. Стурла Тордарсон. «Сага о Хаконе Хаконарсоне» 166

V.17. «Сага о Скьёльдунгах» 171

V.18. «Сага о Йомсвикингах» 172

V.19. «Сага об оркнейцах» 173

V.20. «Сага о фарерцах» 175

V.21. «Сага о Кнютлингах» 177

V.22. «Сага о гутах» 184

ЧАСТЬ VI. ЕПИСКОПСКИЕ САГИ (Г.В. Глазырина) 187

VI.1. «Прядь о Торвальде Путешественнике» 190

VI.2. «Сага о крещении» 193

ЧАСТЬ VII. РОДОВЫЕ САГИ (Т.Н. Джаксон) 197

VII.1. «Сага о битве на Вересковой Пустоши» 199

VII.2. «Сага о Бь¨рне, герое из Хитардаля» 201

VII.3. «Сага о Кормаке» 203

VII.4. «Сага об Эгиле Скаллагримссоне» 204

VII.5. «Сага о людях со Светлого Озера» 211

VII.6. «Сага о Гисли, сыне Кислого» 212

VII.7. «Сага о людях из Лососьей Долины» 213

VII.8. «Сага о Ньяле» 213

ЧАСТЬ VIII. ПРЯДИ ОБ ИСЛАНДЦАХ (Т.Н. Джаксон) 217

VIII.1. «Вторая прядь о Халльдоре Сноррасоне» 219

VIII.2. «Прядь о Торлейве Ярловом Скальде» 220

VIII.3. «Прядь о Хауке Длинные Чулки» 220

VIII.4. «Прядь о Хеминге Аслакссоне» 223

VIII.5. «Прядь о Торстейне, сыне Халля с Побережья» 225

VIII.6. «Прядь о Харальде Гренландце» 226

ЧАСТЬ IX. ИСЛАНДСКИЕ СОЧИНЕНИЯ (Г.В. Глазырина) 227

IX.1. Ари Торгильссон. «Книга об исландцах» 229

IX.2. Судебник «Серый гусь» 232

IX.3. «Книга о занятии земли» 235

ЧАСТЬ X. САГИ О ДРЕВНИХ ВРЕМЕНАХ (Г.В. Глазырина) 239

Х.1. «Сага об Ингваре Путешественнике» 243

Х.2. «Сага о Хрольве Гаутрекссоне» 254

Х.З. «Сага о Гаутреке» 256

Х.4. «Сага об Одде Стреле» 258

Х.5. «Сага о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвссоне» 266

Х.6. «Сага о Хрольве Пешеходе» 276

Х.7. «Сага о Хальвдане Эйстейнссоне» 286

Х.8. «Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков» 305

ЧАСТЬ XI. ИСЛАНДСКИЕ АННАЛЫ (Т.Н. Джаксон) 307

ЧАСТЬ XII. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ (Е.А. Мельникова) 311

XII.1. «Описание Земли I» 316

XII.2. «Какие земли лежат в мире» 321

ХII.З. «О разделении земли между сыновьями Ноя» 326

XII.4. «Великие реки» 327

БИБЛИОГРАФИЯ 330

УКАЗАТЕЛИ

Этногеографический 352

Именной 365


1 пользователю понравилось это



Отзыв пользователя

Вы можете оставить отзыв к файлу только после его скачивания.


numizmat

  • 5
   1 из 1 пользователей посчитали этот отзыв полезным 1 / 1 пользователь

Поделиться отзывом


Ссылка на отзыв
  • Похожие публикации

    • Нестеренко А. Н. Князь Вячко
      Автор: Saygo
      Нестеренко А. Н. Князь Вячко // Вопросы истории. - 2018. - № 7. - С. 30-42.
      Удельного кукенойского князя Вячко его современник, автор Ливонской хроники Генрих, описывает как разбойника, клятвопреступника и убийцу. Отечественная историография представляет Вячко как героического воина, символизирующего совместную борьбу русского и прибалтийских народов с «католической агрессией».
      Об удельном князе Вячко в русских летописях содержится только одно упоминание — краткое сообщение Новгородской первой летописи о том, что в 1224 г. он был убит немцами в Юрьеве1. Поэтому все, что нам известно об этом князе, основано на сообщениях Хроники Ливонии Генриха Латыша (ЛХГ)2. Без этого источника невозможно было бы установить, кем был Вячко, как он оказался в Юрьеве и как погиб.
      В отечественной историографии, начиная с В.Н. Татищева, назвавшего Вячко мужественным и мудрым воином, этого князя принято представлять героем и символом совместной борьбы русских и эстов против «крестоносной агрессии»3. В этом качестве он был запечатлен в бронзовом памятнике «Князь Вячко и старейшина Меэлис, отдавшие свои жизни при обороне Тарту в 1224 году», скульптора Олаве Мянни, установленном в Тарту в 1980 г. в честь 950-летия со дня основания города Ярославом Мудрым.
      Автор Хроники Ливонии Генрих, наоборот, представляет Вячко разбойником и убийцей и, считая его одним из самых опасных преступников, называет «корнем всякого зла в Ливонии»4.
      Из описания событий, связанных с именем Вячко в ЛХГ, можно составить образ типичного удельного князька времен расцвета на Руси периода феодальной раздробленности. Главным занятием, служившим основным источником доходов князя и его дружины, были военные набеги с целью грабежа. В этом смысле деятельность Вячко может служить еще одной иллюстрацией концепции Мансура Олсона, рассматривавшего его как «оседлого (stationary) бандита»5. Вячко обложил данью местных жителей в обмен на их защиту от других «бандитов», выступив в качестве «покровителя тех, кого он грабит»6.

      Памятник князю Вячко и старейшине эстов Меэлису в г. Тарту

      Кокнесе. Развалины орденского замка, выстроенного на месте крепости Вячко. Фото начала XX века

      Осада Дерпта, 1224 г. Рисунок Фридриха-Людвига фон Майделя
      О происхождении князя доподлинно неизвестно. Гипотетическая дата его рождения заключается между 1175 и 1180 годом7.
      По версии Татищева, основанной на пересказанной им легендарной «повести о Святохне», Вячко был сыном полоцкого князя Бориса Давыдовича8. Легенда о Святохне — классический литературный сюжет о злой мачехе, которая помыкает своим простодушным и инфантильным мужем, стремясь получить преференции для родного дитя за счет приемных.
      Согласно этой легенде, от первого брака у Бориса было двое сыновей: Василько и Вячко. Овдовев, он женился во второй раз на Святохне, дочери поморского князя Казимира, которая родила ему сына Владимира (Войцеха). Святохна хотела, чтобы княжеский престол в Полоцке наследовали не пасынки, а ее родной сын. Но это было невозможно при жизни старших сыновей полоцкого князя. Поэтому княгиня задумала их погубить и для начала уговорила мужа удалить княжичей в уделы на реке Двине. Затем Святохна укрепила свою власть в Полоцке, назначив на должности тысячного и посадников своих земляков. Полочане, недовольные засильем поморян, стали требовать от князя изгнания чужеземцев и возвращение в Полоцк его старших сыновей. Борис уже готов был послать за сыновьями, но коварная княгиня, боясь лишиться власти, попыталась уничтожить пасынков и их сторонников руками самого полоцкого князя. Она сфабриковала письмо от лица полоцких бояр к сыновьям Бориса, в котором они призывали старшего из них Василия прийти в Полоцк, занять престол, а мачеху с сыном и поморянами убить.
      Оклеветанные Святохой бояре, призванные на княжеский двор для объяснений, были убиты поморянами по ее приказу, несмотря на попытку Бориса остановить кровопролитие.
      На следующее утро было собрано вече, на котором народу объявили, что бояре были казнены за то, что ночью пытались убить князя, придя с оружием в его дом. Возбужденные этим известием полочане разгромили дома погибших бояр, а их жен и детей убили или изгнали.
      Княжич Василий, узнав о гибели полоцких бояр, которые были его сторонниками, хотел немедленно ехать в Полоцк. Но его отговорил один из его приближенных, рассказав о грозившей Василию опасности. В Полоцк послали письмо с призывом к народу постоять против иноземцев «за веру и землю Русскую». На тайной встрече сторонники Василия и Вячко договорились «князьям своим помогать, а поморян изгнать или погубить» и стали склонять к этому горожан. Им удалось собрать вече, на котором зачитали письмо от княжича. Рассвирепевший народ схватил княгиню и заключил ее под стражу. Ее сторонники были убиты или изгнаны из Полоцка.
      Хотя версия, относящая Вячко к полоцкой или смоленской ветви Рюриковичей, наиболее распространена в отечественной историографии, она противоречит фактам9. Во-первых, согласно Татищеву, события, описываемые в «повести о Святохне», происходили в 1217 г., в то время как Вячко, согласно ЛХГ, покинул свой удел Кукенойс, расположенный на Двине, в 1208 г. и больше туда не возвращался. Во-вторых, ЛХГ указывает, что во времена княжения Вячко в Кукенойсе полоцким князем был не Борис, а Владимир (Woldemaro de Ploceke), который занимал княжеский престол как минимум с 1184 по 1216 год.
      Матей Стрыйковский утверждал, что в 1573 г. он видел камень под Полоцком на Двине с надписью «Помоги Господи рабу своему, Борису сыну Гинвилову!»10 На этом основании можно предположить, что после смерти Владимира в 1216 г. полоцкий престол занял Борис — сын литовского князя Гинвила. Вячко приходился ему не сыном, а зятем или шурином11.
      Первое упоминание «короля» Вячко (Vetseke) в ЛХГ относится к 1205 году12. Из этого сообщения следует, что он княжил в Кукенойсе (соврем. Кокнесе в Латвии), расположенном на берегу Даугавы, на границе полоцкого княжества с землями ливов и леттов. Узнав о том, что рядом с границами его владений поселился большой отряд латинских пилигримов, Вячко послал к ним гонца с предложением о переговорах.
      Миротворческая инициатива Вячко скорее всего была вызвана тем, что он вместе со своим сюзереном, полоцким князем Владимиром, участвовал в первом нападении на ливонские земли в 1203 г., и формально стороны продолжали находиться в состоянии войны. Такой вывод следует из того, что ЛХГ не упоминает о том, что после того как полоцкие дружины покинули ливонские владения, на которые внезапно напали, стороны начали мирные переговоры13. Вячко, очевидно, решил, что появление пилигримов всего в трех милях от границ его владений означает начало военных приготовлений для нанесения ответного удара, и поспешил заявить о готовности заключить мир.
      На последующей встрече Вячко с главой ливонской церкви епископом Альбертом стороны заключили «прочный мир», после чего Вячко «радостно возвратился к себе». При этом хронист не преминул заметить, что мир оказался совсем не прочным и продолжался недолго14. Действительно, уже через год полоцкий князь в очередной раз напал на ливонские владения. Вячко тоже должен был принять участие в этом походе: во-первых, как вассал полоцкого князя, во-вторых, в силу того, что его владения находились на границе с Ливонией и, следовательно, дружины из Полоцка должны были пройти через них.
      Все происходившее в дальнейшем было обусловлено контекстом отношений Полоцка и Риги. Полоцкий князь Владимир разрешил в 1184 г. первому епископу ливонскому Мейнарду крещение ливов и леттов, исходя из соображений выгоды: ливонская церковь взяла на себя обязательства по сбору налогов с обращенных в христианство язычников. Полоцкое княжество, которое распалось на несколько уделов, не располагало силами, чтобы принудить ливов и леттов к регулярной выплате дани. Поэтому князь Владимир не только охотно принял предложение Мейнарда, но и преподнес ему дары, подчеркивая свое полное одобрение его миссии15.
      Когда полоцкий князь увидел, что немецкая колония за двадцать лет разбогатела, он решил, что может захватить ее под предлогом защиты притесняемых немцами ливов и леттов, надеясь, что только что основанная и еще не укрепленная Рига станет легкой добычей объединенных сил русских князей и прибалтийских племен. Реализации этого плана благоприятствовало то, что ежегодно правитель Ливонии епископ Альберт отправлялся с отслужившими свой срок пилигримами в Германию чтобы привлечь новых. Во время его отсутствия в случае нападения врага ливонцы могли рассчитывать только на свои немногочисленные силы.
      С.М. Соловьёв объяснял агрессию со стороны Полоцка тем, что князья полоцкие «привыкли ходить войной на чудь и брать с нее дань силой, если она не хотела платить ее добровольно. Точно так же хотели теперь действовать против немцев»16.
      Первая неудачная попытка нападения на немецкую колонию не остановила Владимира. Когда в очередной раз епископ Альберт убыл с пилигримами в Германию, полоцкий князь по просьбе ливов, которые прислали к нему гонцов, собрав большое войско, выступил в поход на Ригу (1206 г.). «Слушаясь их зова и советов, король [полоцкий князь Владимир] собрал войско со всех концов своего королевства, а также от соседних королей, своих друзей, и с великой храбростью спустился вниз по Двине на корабле»17. Союзники осадили первый ливонский форпост на их пути — замок Гольм. Немецкие воины, которых в укреплении было всего двадцать, «боясь предательства со стороны ливов, которых много было с ними в замке, днем и ночью оставались на валах в полном вооружении, охраняя замок и от друзей внутри и от врагов извне»18.
      Генрих констатирует, что в данной ситуации «если бы продлились дни войны, то едва ли рижане и жители Гольма, при своей малочисленности, могли бы защититься». Но, к счастью для рижан, Владимир проявил нерешительность, и это спасло их от неминуемого разгрома. Разведчики донесли Владимиру, что «все поля и дороги вокруг Риги полны мелкими железными трехзубыми гвоздями; они показали королю несколько этих гвоздей и говорили, что такими шипами тяжко исколоты повсюду и ноги их коней и собственные их бока и спины. Испугавшись этого, король не пошел на Ригу»19. А тут еще в море появились корабли. Опасаясь, что это идет подмога немцам, полоцкий князь снял осаду с Гольма, который безуспешно осаждал одиннадцать дней, и возвратился в свои владения.
      Отступление Владимира вынудило Вячко второй раз искать мира с победителями. В 1207 г., когда из Германии вернулся епископ Альберт, Вячко отправился к нему. Несмотря на то, что он был виновен в нарушении мирного договора, заключенного по его же инициативе в 1205 г., кукенойский князь был принят в Риге на правах почетного гостя20.
      В ходе своего визита князь Вячко предложил епископу Альберту половину своих владений в обмен на помощь против нападений литовцев. Предложение было принято, и Вячко после многих дней пребывания в доме епископа вернулся домой с дарами и обещаниями помощи людьми и оружием21. Видимо уступка половины владений была компенсацией, которую Вячко должен был заплатить за участие в нападениях на Ливонию.
      Однако, несмотря на приписываемое Генрихом стремление епископа Альберта подружиться с Вячко, из этого ничего не получилось. Кукенойский князь вынашивал планы реванша, а немцы воспринимали его как непримиримого врага, который вынужден был покориться силе и затаился, ожидая удобного момента для очередного нападения. Свидетельством этого стал также конфликт князя Вячко с ливонским рыцарем Даниилом, владения которого находились по-соседству и людям которого, согласно ЛХГ, он «причинял много неприятностей и, несмотря на неоднократные увещевания, не переставал их беспокоить»22.
      Однажды ночью люди Даниила внезапно захватили Кукенойс (1208 г.). Вячко попал в плен23. Даниил, «желая выслушать совет епископа об этом деле», послал в Ригу сообщение о случившемся. Епископ Альберт не воспользовался удачным моментом и решил привлечь врага на свою сторону благородством и добротой. Как пишет Генрих, он «был очень огорчен и не одобрил сделанного, велел вернуть короля в его замок и возвратить ему все имущество, затем, пригласив короля к себе, с почетом принял его, подарил ему коней и много пар драгоценной одежды»24.
      В Риге Вячко вновь принимали «самым ласковым образом», угощали князя и его людей и решив, что конфликт между ним и Даниилом закончился, «с радостью отпустил его домой». Рижский епископ «помня также о том, что обещал королю, когда принимал от него половину замка», послал в Кукенойс за свой счет двадцать рыцарей и арбалетчиков, а также каменщиков, «чтобы укрепить замок и защищать его от литовцев. С ним возвратился в Кукенойс и король [Вячко], веселый по внешности, но с коварным замыслом в душе25. Будучи уверенным в том, что Альберт с пилигримами отбыли в Германию, и в Риге осталось мало людей, Вячко «не мог далее скрывать в душе свои вероломные козни»26.
      Дождавшись удобного момента, когда немцы рубили камень во рву для постройки замка, сложив свое оружие наверху и, не ожидая нападения, «не опасаясь короля, как своего отца и господина», Вячко со своими людьми напал на безоружных немцев27. Из двадцати человек уцелело только трое.
      Возможно, в Кукенойсе были те, кто сочувствовал жертвам нападения и помог им бежать. Чудом избежавшие смерти сумели добраться до Риги и сообщить о случившемся. Впрочем, Вячко и не старался скрыть следы своего преступления. Рассчитывая внушить немцам ужас, он приказал трупы убитых бросить в Двину, чтобы течением их принесло в Ригу.
      Захваченное оружие, коней и доспехи Вячко послал полоцкому князю, «а вместе с тем просил и советовал собрать войско как можно скорее и идти брать Ригу, где, сообщал он, осталось мало народу, причем лучшие убиты им, а прочие ушли с епископом»28.
      На что надеялся Вячко, обращаясь в Полоцк, если предыдущие события показали, что Владимир — нерешительный и ненадежный союзник? Необдуманный поступок Вячко скорее напугал полоцкого князя, чем побудил его немедленно выступить против Риги. Впрочем, ЛРХ сообщает о том, что, получив известия о событиях в Кукенойсе, «Владимир с излишней доверчивостью созывает всех своих друзей и людей своего королевства»29. Но никаких активных действий полоцкий князь так и не предпринял.
      Скорее всего, поступок Вячко был спонтанным, и он заранее не согласовал с Полоцком планы нападения на ливонцев. Кроме того, его уверенность в том, что Альберт покинул Ригу, оказалась напрасной. Епископ случайно задержался и, узнав о событиях в Кукенойсе, призвал приготовившихся к отплытию на родину пилигримов вернуться, «обещая за большие труды их долгого пилигримства большее отпущение грехов и вечную жизнь». «В ответ на это триста человек из лучших снова приняли крест и решились вернуться в Ригу — стать стеной за дом господень»30. Сверх этого Альберт нанял за плату еще какое-то количество воинов. Со всей Ливонии в Ригу собирались вооруженные люди для похода на Кукенойс.
      Узнав об этом и так и не дождавшись подмоги из Полоцка, Вячко со своими сторонниками, «боясь за себя и за свой замок, зная, что поступили дурно, и, не смея дожидаться прихода рижан в замке, собрали свое имущество, поделили между собой коней и оружие тевтонов, подожгли замок Кукенойс и побежали каждый своей дорогой». Местные жители попрятались по окрестным лесам, а Вячко, «зная за собой злое дело, ушел в Руссию, чтобы никогда больше не возвращаться в свое королевство31.
      Покинув Кукенойс, он бежал или к литовцам, или в новгородские земли. Гипотеза о том, что Вячко нашел убежище в Полоцке, ничем не подтверждается32. Если бы это было так, то Рига непременно потребовала бы у полоцкого князя выдачи Вячко и, скорее всего, это требование было бы им удовлетворено. Полоцк уже не рисковал портить отношения с Ригой. В 1212 г. Владимир признал свое поражение, заключив с епископом Альбертом мир, по которому отказывался от дани с Ливонии. Видимо он даже был вынужден признать себя вассалом рижского епископа, так как ЛРХ сообщает, что он называл Альберта своим «духовным отцом», а тот принял его как «сына», что означает признание не только вассальной зависимости, но и подчинение католической церкви33.
      До 1223 г. о Вячко сведений нет. Возможно, следующие годы он провел в качестве князя-изгоя, участвуя со своей дружиной в походах псковичей и новгородцев «на чудь», которые они устраивали практически каждый год. С 1210 по 1222 г. новгородская летопись сообщает о пяти крупных походах в Эстонию (в 1210, 1212, 1217, 1218, 1222 гг.).
      В свою очередь Орден меченосцев в 1210 г. начал покорение Эстонии. Формальной причиной начала войны против племен эстов стали претензии братьев-рыцарей к эстам Угаунии (историческая область на юго-востоке современной Эстонии с городами Тарту и Отепя и название одного из союзов племен эстов). Началась ожесточенная война, которая велась с неслыханной жестокостью34.
      Походы новгородцев и псковичей на земли эстов, которые активно возобновились при Мстиславе Удалом, заставляли их объединиться против общего врага с ливонцами. В 1217 г. в ответ на нападение новгородцев на Одемпе совместное войско эстов и ливонцев разорило окрестности Новгорода35.
      Так как Орден Меченосцев, который был основан епископом Альбертом для защиты ливонской церкви и был ее вассалом, начал завоевание Эстонии в собственных интересах, Рига решила привлечь к этой войне Данию. Рижский епископ надеялся, что, одержав победу, датский король передаст завоеванные земли ливонской церкви, удовлетворившись славой и отпущением грехов36.
      В 1218 г. епископ Альберт лично прибыл к королю датскому Вальдемару II и «убедительно просил его направить в следующем году свое войско на кораблях в Эстонию, чтобы смирить эстов и заставить их прекратить нападения совместно с русскими на ливонскую Церковь»37. Вальдемар II охотно согласился помочь Риге в богоугодном деле крещения язычников. В 1219 г. датское войско под предводительством короля высадилось в «Ревельской области».
      Одержав победу над эстами в последующей битве, датчане основали на месте городища эстов крепость Ревель. Но вместо того, чтобы передать завоеванное ливонской церкви, король Дании объявил, что теперь Эстония и Ливония должны подчиниться его власти38. В результате сложилась ситуация, когда все воевали против всех: эсты против иноземных захватчиков, Орден Меченосцев, датчане и русские — против эстов и друг против друга. При этом эсты объединялись с русскими — против немцев и датчан, с немцами и датчанами против русских.
      К 1221 г. крещение эстов было закончено. В связи с этим Генрих удовлетворенно констатировал: «И радовалась церковь тишине мира, и славил весь народ господа, который, после множества войн, обратил сердца язычников от идолопоклонства к почитанию бога...»39 Вся Эстония перешла под власть ливонской церкви, Ордена Меченосцев и Дании.
      Такое положение, видимо, не устраивало Новгород, рассматривавший земли эстов как сферу своих интересов. В одностороннем порядке расторгнув ранее заключенный с Ригой мирный договор, новгородцы с двадцатитысячным войском, собранным «из Новгорода и из других городов Руссии против христиан», вторглись в пределы Ливонии40. «И разграбили они всю страну, сожгли все деревни, церкви и хлеб, лежавший, уже собранным на полях; людей взяли и перебили, причинив великий вред стране»41.
      В ответ ливонцы с эстами напали на новгородские земли, «... сожгли дома и деревни, много народу увели в плен, а иных убили»42. Затем эсты приграничной с Псковом земли Саккалы совершили поход против новгородских данников — вожан и ижоров. Эсты вернулись с большой добычей, «наполнив Эстонию и Ливонию русскими пленными, и за все зло, причиненное ливам русскими, отплатили в тот год вдвойне и втройне»43.
      Но в январе 1223 г. в Саккале эсты с необычайной жестокостью перебили всех немцев. Генрих, например, сообщал, что у одного священника вырвали сердце и «зажарили на огне и, разделив между собой, съели, чтобы стать сильными в борьбе против христиан»44. Восстание распространилось на другие земли. «По всей Эстонии и Эзелю прошел тогда призыв на бой с датчанами и тевтонами, и самое имя христианства было изгнано из всех тех областей»45. Эсты призвали на помощь новгородцев и псковичей, расплатившись с союзниками захваченным у немцев и датчан имуществом. Русские гарнизоны разместились в захваченных восставшими замках.
      Однако датчанам удалось отразить нападение на Ревель, а ливонцы, собрав восьмитысячное войско, к осени отбили ряд важный замков46. Тогда зачинщики этого восстания — старейшины эстов Саккалы — послали на Русь богатые дары, чтобы призвать на помощь «королей русских».
      Двадцатичетырехтысячное войско во главе с Ярославом Всеволодовичем вторглось в Ливонию. Подойдя к Дерпту (Юрьев), Ярослав оставил там гарнизон и двинулся в Одэмпе, где поступил так же. Но вместо того, чтобы отправиться дальше на Ригу, он, по совету эстов с о. Эзель, убедивших его, что сначала лучше разбить более слабых датчан, повернул к Ревелю47.
      «И послушался их король, и вернулся с войском другой дорогой в Саккалу, и увидел, что вся область уже покорена тевтонами, два замка взято, а его русские повешены в Вилиендэ. Он сильно разгневался и, срывая гнев свой на жителях Саккалы, поразил область тяжким ударом, решил истребить всех, кто уцелел от руки тевтонов и от бывшего в стране большого мора; некоторые однако спаслись бегством в леса»48.
      Затем Ярослав со своими союзниками эстами осадил один из датских замков. Через четыре недели, понеся большие потери, но не добившись ни малейшего успеха, Ярослав, «разорив и разграбив всю область кругом», был вынужден отступить: «король суздальский в смущении возвратился со всем своим войском в Руссию»49.
      После отступления Ярослава воины Ордена Меченосцев пытались отбить Дерпт, но «не могли по малочисленности взять столь сильный замок»50.
      В свою очередь из Новгорода, с целью ведения войны против ливонцев, был послан в Дерпт князь Вячко и с ним двести воинов. Бывшему кукенойскому князю был обещан во владение город и все земли, которые он сумеет подчинить. «И явился этот король с людьми своими в Дорпат, и приняли его жители замка с радостью, чтобы стать сильнее в борьбе против тевтонов, и отдали ему подати с окружающих областей»51.
      По словам Костомарова, «Князь Вячко, принявши от Великого Новгорода в управление край, утвердился в Юрьеве, начал показывать притязания на всю Ливонию и посылал отряды требовать дани от соседних краев. В случае отказа он угрожал войной»52.
      К началу 1224 г. Дерпт, в котором правил Вячко, оставался единственной непокоренной ливонцами и датчанами областью Эстонии, постоянно угрожая стать центром нового восстания53. Поэтому завоевание Дерпта стало главной целью Риги и Ордена Меченосцев. Орден хотел захватить Дерпт без помощи Риги, чтобы сделать его своим владением, и весной 1224 г. предпринял еще одну подобную попытку. Но и она была отбита54.
      В свою очередь, епископ Альберт направил в Дерпт послов к Вячко, «прося отступиться от тех мятежников, что были в замке». Но князь, надеясь на помощь со стороны Руси, отказался покинуть Дерпт55. Тогда Альберт собрал «всех принадлежащих к ливонской церкви» в поход на Дерпт. 15 августа 1224 г. ливонские войска подошли к стенам города. Началась его осада.
      Для штурма крепости была возведена осадная башня, одновременно начались масштабные земляные работы, чтобы продвинуть ее вплотную к стенам56. К Вячко еще раз отправили послов, предлагая «свободный путь для выхода с его людьми, конями и имуществом, лишь бы он ушел из замка и оставил этот народ отступников. Но король, в ожидании помощи от новгородцев, упорно отказывался покинуть замок»57.
      Упорство Вячко, видимо, объяснялось еще и тем, что он не верил в обещание немцев отпустить его и не покарать за коварное убийство людей епископа Альберта в Кукенойсе.
      Кроме того, Дерпт был хорошо оснащенной неприступной крепостью. Вот что пишет о нем Генрих: «... замок этот был крепче всех замков Эстонии: братья-рыцари еще ранее с большими усилиями и затратами укрепили его, наполнив оружием и балистами, которые были все захвачены вероломными. Сверх того, у короля было там множество его русских лучников, строились там еще и различные военные орудия»58. Генрих обстоятельно и подробно описывает осаду Дерпта и его штурм. Его информированность, точность в деталях свидетельствуют о том, что автор хроники лично участвовал в этих событиях.
      Опасаясь того, что на помощь осажденным придет подмога из Новгорода, ливонцы вели штурм и днем, и ночью. Осажденные отчаянно сопротивлялись. «Не было отдыха усталым. Днем бились, ночью устраивали игры с криками: ливы и лэтты кричали, ударяя мечами о щиты; тевтоны били в литавры, играли, на дудках и других музыкальных инструментах; русские играли на своих инструментах и кричали; все ночи проходили без сна59.
      Ливонцы договорились не щадить защитников крепости, мотивируя это тем, что пример обороны Дерпта должен стать уроком для тех, кто задумает восстать против церкви60. О самом Вячко решили: «вознесем надо всеми, повесив на самом высоком дереве»61.
      Крепость пала внезапно. Как-то под вечер эсты решили сделать вылазку, чтобы поджечь построенную ливонцами осадную башню. Для этого, проделав в стене проем, они стали пускать в нее горящие колеса. В ответ ливонцы бросились в стремительную атаку на крепостной вал. Через проделанную защитниками брешь в стене им удалось ворваться в город. «Когда уже много тевтонов вошло в замок, за ними двинулись лэтты и некоторые из ливов. И тотчас стали избивать народ, и мужчин, и даже некоторых женщин, не щадя никого, так что число убитых доходило уже до тысячи. Русские, оборонявшиеся дольше всего, наконец, были побеждены и побежали сверху внутрь укрепления; их вытащили оттуда и перебили, всего вместе с королем около двухсот человек. Другие же из войска, окружив замок со всех сторон, не давали никому бежать. Всякий, кто, выйдя из замка, пытался пробраться наружу, попадал в их руки. Таким образом, изо всех бывших в замке мужчин остался в живых только один — вассал великого короля суздальского, посланный своим господином вместе с другими русскими в этот замок. Братья-рыцари снабдили его потом одеждой и отправили на хорошем коне домой в Новгород и Суздаль сообщить о происшедшем его господам»62.
      Надежды Вячко на то, что к нему на помощь придет новгородско-псковская дружина, и он сможет отразить нападение, так и не оправдались. Согласно Генриху, это объясняется тем, что к тому времени, как русское войско готово было выступить, Дерпт уже пал: «Новгородцы же пришли было во Псков с многочисленным войском, собираясь освобождать замок от тевтонской осады, но услышав, что замок уже взят, а их люди перебиты, с большим горем и негодованием возвратились в свой город»63.
      По версии Татищева, город был взят немцами не штурмом, а коварством, а сам князь и бояре попали в плен и, несмотря на их «слезные» мольбы, «чтоб яко пленных не губили», были казнены. При этом Татищев упрекает ливонцев, что они поступили не как рабы божии, а как слуги дьявола. Хотя, в данном случае, казнь плененного Вячко и его сторонников скорее следует рассматривать как запоздалую, но адекватную месть за его преступления64.
      Сообщение Татищева отличается от рассказа ЛХГ, согласно которому защитники Юрьева мужественно сопротивлялись, а Вячко вместе со своей дружиной героически пал в бою, а не попал в плен, как это утверждает родоначальник отечественной историографии. Впрочем, в данном случае позднейшая историография следует версии ЛХГ, согласно которой гибель Вячко выглядит героической65.
      Разорив город, ливонцы, видимо опасаясь нападения со стороны Новгорода, ушли. Однако поскольку новгородцы не делали попыток вернуть город, и между сторонами был заключен мир, то в скором времени они вернулись и отстроили город заново66.
      Но на этом история князя Вячко не закончилась. В целях обоснования своих притязаний на ливонские земли потомки немецких рыцарей вели свою генеалогию от русских князей или ливских вождей, древних властителей этих земель67.
      Согласно Таубе, Софья, единственная дочь Вячко, была обручена с немецким рыцарем Дитрихом фон Кокенгаузеном. От нее якобы пошел ливонский графский и баронский род Тизенгаузенов68. Представители этого рода оказали значительное влияние на историю Ливонии, Польши, Швеции и России. Один из его известнейших представителей — Фердинанд Тизенгаузен, адъютант и зять фельдмаршала Кутузова, ставший историческим прототипом Андрея Болконского из романа Льва Толстого «Война и мир».
      Уроженец Ревеля, он уехал в Петербург, стал офицером и женился на дочери М.И. Кутузова Елизавете Михайловне. В сражении под Аустерлицем 20 ноября 1805 г. подполковник граф Фердинанд Тизенгаузен остановил расстроенный французским огнем и отступавший батальон, подхватил упавшее знамя и увлек солдат в атаку, был тяжело ранен и скончался69.
      Одним из потомков рода Тизенгаузен был близкий друг Лермонтова гусар Пётр Павлович Тизенгаузен.
      Следует отметить и еще одного представителя этой фамилии, имеющего непосредственное отношение к отечественный историографии. Это историк-востоковед, нумизмат, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по разряду восточной словесности, автор не потерявшего актуальность труда «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» Владимир Густавович Тизенгаузен (1825—1902 г.)70.
      Так, спустя столетия, потомки некогда непримиримых врагов внесли вклад в служение общему делу. И в этом заключается главный урок данной истории.
      Примечания
      1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. III. М.-Л. 1950, л. 96.
      2. ГЕНРИХ ЛАТВИЙСКИЙ. Хроника Ливонии. М.-Л. 1938.
      3. «... князь Вячек Борисович, яко мудрый и в воинстве храбрый...» ТАТИЩЕВ В.Н. Собрание сочинений. История Российская. Т. III. М. 1994. с. 213.
      4. Хроника Ливонии Генриха Латыша (ЛХГ), с. 236.
      5. ОЛСОН М. Власть и процветание: Перерастая коммунистические и капиталистические диктатуры. М. 2012, с. 33—42.
      6. Там же, с. 36.
      7. ВОЙТОВИЧ Л. Княжа доба: портрети елгги. Бгла Церква: Олександр Пшонювський. 2006, с. 293.
      8. ТАТИЩЕВ В.Н. Ук. соч., с. 201—204.
      9. РАПОВ О.М. Княжеские владения на Руси в Х — первой половине XIII в. М. 1977, с. 193.
      10. STRYJKOWSKIJ M. Kronika Polska, Litewska, Zmudzka i wszystkiej Rusi. Т. I. Warszawa. 1846, с. 241—242.
      11. ЛХГ, с. 489, примечание 48.
      12. Там же, с. 92—93.
      13. Там же, с. 85.
      14. Там же, с. 93.
      15. «Так вот получив позволение, а вместе и дары от короля полоцкого, Владимира (Woldemaro de Ploceke), которому ливы, еще язычники, платили дань, названный священник смело приступил божьему делу, начал проповедовать ливам и строить церковь в деревне Икесколе». Там же, с. 71.
      16. СОЛОВЬЁВ С.М. Сочинения. Кн. II. М. 1988, с. 612.
      17. ЛХГ, с. 102.
      18. Там же, с. 103.
      19. Там же.
      20. Там же, с. 107.
      21. «Проведя в самой дружественной обстановке в доме епископа много дней, он наконец попросил епископа помочь ему против нападений литовцев, предлагая за это половину своей земли и своего замка. Это было принято, епископ почтил короля многими дарами, обещал ему помощь людьми и оружием, и король с радостью вернулся домой». Там же, с. 107—108.
      22. Там же, с. 114.
      23. «Однажды ночью слуги Даниила поднялись вместе с ним самим и быстро двинулись к замку короля. Придя на рассвете, они нашли спящими людей в замке, а стражу на валу мало бдительной. Взойдя неожиданно на вал, они захватили главное укрепление; отступавших в замок русских, как христиан, не решились убивать, но угрозив им мечами, одних обратили в бегство, других взяли в плен и связали. В том числе захватили и связали самого короля, а все имущество, бывшее в замке, снесли в одно место и тщательно охраняли». Там же.
      24. Там же.
      25. Там же.
      26. Там же, с. 115.
      27. Там же.
      28. Там же.
      29. Там же.
      30. Там же.
      31. Там же, с. 116.
      32. Там же, с. 489, примечание 48.
      33. Там же, с. 153.
      34. Один из этапов этой войны Генрих описывает так: «Не имели покоя и сами они, пока в то же лето девятью отрядами окончательно не разорили ту область, обратив ее в пустыню, так что уж ни людей, ни съестного в ней не осталось. Ибо думали они либо воевать до тех пор, пока уцелевшие эсты не придут просить мира и крещения, либо истребить их совершенно». Там же, с. 172.
      35. «Жители Унгавнии, чтобы отомстить русским, поднялись вместе с епископскими людьми и братьями-рыцарями, пошли в Руссию к Новгороду (Nogardiam) и явились туда неожиданно, опередив все известия, к празднику крещения, когда русские обычно больше всего заняты пирами и попойками. Разослав свое войско по всем деревням и дорогам, они перебили много народа, множество женщин увели в плен, угнали массу коней и скота, захватили много добычи и, отомстив огнем и мечом за свои обиды, радостно со всей добычей вернулись в Одемпэ». Там же.
      36. Там же, с. 189.
      37. Там же.
      38. Там же, с. 215.
      39. Там же, с. 214.
      40. Там же, с. 218.
      41. Там же, с. 219.
      42. Там же, с. 221.
      43. Там же, с. 222.
      44. Там же, с. 225.
      45. Там же, с. 226.
      46. Там же, с. 227—231.
      47. Там же, с. 232.
      48. Там же.
      49. Там же. Новгородская первая летопись сообщает об этом походе так: «Пришел князь Ярослав от брата, и идя со всею областью к Колыване [Ревелю], и повоевав всю землю Чюдьскую, а полона приведя без числа, но город не взяли, злата много взяли, и вернулись все здоровы». НПЛ, л. 95об.
      50. ЛХГ, с. 232.
      51. Там же, с. 232.
      52. КОСТОМАРОВ Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). М. 1994, с. 220.
      53. «... король Вячко (Viesceka) со своими дорпатцами: он был ловушкой и великим искусителем для жителей Саккалы и других соседних эстов». ЛХГ, с. 235.
      54. Там же, с. 234—235.
      55. И не захотел король [князь Вячко] отступиться от них [мятежных эстов], так как, давши ему этот замок с прилегающими землями в вечное владение, новгородцы и русские короли обещали избавить его от нападений тевтонов. И собрались в тот замок к королю все злодеи из соседних областей и Саккалы, изменники, братоубийцы, убийцы братьев-рыцарей и купцов, зачинщики злых замыслов против церкви ливонской. Главой и господином их был тот же король, так как и сам он давно был корнем всякого зла в Ливонии: нарушив мир истинного миротворца и всех христиан, он коварно перебил преданных ему людей, посланных рижанами ему на помощь против литовских нападений, и разграбил все их имущество». Там же, с. 236.
      56. Там же, с. 237.
      57. Там же, с. 238.
      58. Там же, с. 236.
      59. Там же, с. 238.
      60. «Надо взять этот замок приступом, с бою и отомстить злодеям на страх другим. Ведь во всех замках, доныне взятых ливонским войском, осажденные всегда получали жизнь и свободу: оттого другие и вовсе перестали бояться». Там же.
      61. Там же, с. 239.
      62. Там же, с. 239—240.
      63. Там же, с. 240.
      64. ТАТИЩЕВ В.Н. Ук. соч., с. 213—214.
      65. Например: «Русские воины во главе с Вянко, засев в центральном внутри-крепостном укреплении сражались дольше всех пока не погибли смертью храбрых». История Эстонской ССР. Таллин. 1952, с. 50.
      66. У Татищева есть сообщения о неудачной попытке вернуть Юрьев в 1224 г.: «И новогородцы, собрався с войски, пошли и Ливонию на немец, хотясче Юриев возвратить. И пришед в землю их, не взяв ведомости о войске, разпустили в загоны. А немцы, совокупясь с ливонцы, пришед на новогородцов, многих побили и мало их возвратилось». ТАТИЩЕВ В.Н. Ук. соч., с. 214.
      67. ЛХГ, с. 483, примечание 37.
      68. «Многовековая традиция Тизенгаузенов (впрочем, письменно закрепленная только в XVI в.) считает Вячко родоначальником этой семьи». Там же, с. 490, примечание 48.
      69. МИХАЙЛОВСКИЙ-ДАНИЛЕВСКИЙ А.И. Описание первой войны императора Александра с Наполеоном в 1805 году. СПб. 1844, с.183—184.
      70. ТИЗЕНГАУЗЕН В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884. Т. II. М.
    • Allen Johnson, Timothy Earle. The Evolution of Human Societies: From Foraging Group to Agrarian State.
      Автор: hoplit
      Allen Johnson, Timothy Earle. The Evolution of Human Societies: From Foraging Group to Agrarian State, Second Edition. 2000.
      Первое издание было в 1987-м. 
      "Эта книга - главное обобщение по современной неоэволюционистской теории в ее классическом американском однолинейном варианте. ...  сама по себе книга очень важная, несмотря на 2000 год издания". (с) Д.Беляев.
    • Allen Johnson, Timothy Earle. The Evolution of Human Societies: From Foraging Group to Agrarian State.
      Автор: hoplit
      Просмотреть файл Allen Johnson, Timothy Earle. The Evolution of Human Societies: From Foraging Group to Agrarian State.
      Allen Johnson, Timothy Earle. The Evolution of Human Societies: From Foraging Group to Agrarian State, Second Edition. 2000.
      Первое издание было в 1987-м. 
      "Эта книга - главное обобщение по современной неоэволюционистской теории в ее классическом американском однолинейном варианте. ...  сама по себе книга очень важная, несмотря на 2000 год издания". (с) Д.Беляев.
      Автор hoplit Добавлен 31.01.2019 Категория Общий книжный шкаф
    • Hall J.W. Government and Local Power in Japan, 500-1700. A Study Based on Bizen Province.
      Автор: hoplit
      Просмотреть файл Hall J.W. Government and Local Power in Japan, 500-1700. A Study Based on Bizen Province.
      John Whitney Hall. Government and Local Power in Japan, 500-1700. A Study Based on Bizen Province. 1966
      Автор hoplit Добавлен 11.12.2018 Категория Япония
    • Hall J.W. Government and Local Power in Japan, 500-1700. A Study Based on Bizen Province.
      Автор: hoplit
      John Whitney Hall. Government and Local Power in Japan, 500-1700. A Study Based on Bizen Province. 1966