• Announcements

    • Saygo

      Дисклеймер   12/10/2015

      Перед скачиванием файлов вы берете на себя обязательство использовать их только в учебной и научной деятельности.

Степанянц М. Т. Философия буддизма: энциклопедия

   (0 reviews)
Sign in to follow this  
Followers 0

1 Screenshot

About This File

Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9 (в пер.)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 10

Буддизм и философия 19

Буддизм в глобальную эпоху 45

Абхава 57

Абхаса 58

Абхаягири 61

Абхидхарма 62

«Абхидхармакоша» 66

Абхидхармы тексты 69

Абхиння (абхиджня) 75

«Абхисамая-аланкара» 76

Авалокитешвара 77

Аварана 78

«Аватамсака-сутра» 79

Аваява 80

Авиджняпти 81

Авидья 81

Авьякрита (авьяката) 82

Агамы 84

Ади-будда 84

Адхарма (адхамма) 84

Акара 85

Акаша 86

Акушала (акусала) 86

Акшобхья 87

Аламбана 87

«Аламбана-парикша» 88

Алая-виджняна 90

Амидаизм 92

Амитабха 94

Амогхаваджра 95

Амогхасиддхи 96

Амоло ши 96

Амрита 96

Анавастха 96

Ананда 97

Анатмавада (анаттавада) 97

Андхака 103

Анитья (анитьята) 104

Аннэн 105

Антарабхава 106

Анумана 107

Ануттара-самъяк-самбодхи 111

Анушая 111

Ань Ши-гао 113

Апохавада 113

Аптавачана 116

Артха-крия-каритва 117

Архат 117

Арья 119

Арьядэва 120

Арья-пудгала 121

Асанга 122

Аскетизм и монашество 124

Асмимана 126

Асрава (асава) 127

Атиша 127

Атомизм 129

Ахань цзин 138

Ахара 138

Ахимса 139

Ашвагхоша 140

Ашока 142

«Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра» 144

Аятана 146

Ба бу чжун дао 146

«Бай юй цзин» 147

Байлянь-цзяо 149

Банкэй Ётаку 151

Бахушрутия 152

«Бияньлу» 154

Библиотека Буддика 156

Биджа 156

Бодонг Панчен 159

Бодхи 159

Бодхи дерево 160

Бодхидхарма 161

Бодхиручи 162

Бодхисаттва 162Содержание

Бодхичитта 166

«Бодхичитта-шастра» 167

Божэ-сюэ 167

Бон 168

Будда 171

Будда Шакьямуни 172

Буддагхоса 176

Буддийские соборы 178

Буддология : 181

Буддхабхадра 182

Буддха-вачана 183

Бутон Ринчендуп 186

Бхававивека 188

Бхаванга 188

Бхавачакра 190

Бхагаван (бхагават) 191

Бхуми 191

Бянь-вэнь 192

Ваджра 193

Ваджрабодхи 193

Ваджрапани 194

Ваджрасаттва 194

«Ваджраччхедика-праджняпарамита-

сутра» 194

«Ваджрашекхара-сутра» 196

Ваджраяна 197

Вайрочана 201

Васана 201

Васту 202

Васубандху 203

Васумитра 207

Ватсипутрия 208

Ведана 210

Виджняна 210

Виджнянавада 217

Виджняпти 218

«Вималакирти-нирдеша-сутра» 219

«Вимшатика» 221

Випашьяна 225

Вирья 226

Витанда 227

Витарка — вичара 227

Вишая 228

Восьмеричный путь 228

Вьявахара 229

Вьяпти 229

Вэйши-цзун 232

Вэнь-да 233

Гампопа 234

«Гао сэн чжуань» 234

Гелук 235

Гендун Чойпел 236

Герменевтика в буддизме 237

Горампа Сонам Сенге 241

«Горин кудзимё химицу сяку» 242

Готра 243

«Гуан хун мин цзи» 244

«Гуань фо саньмэй хай цзин» 244

Гунабхадра 245

Гун-ань 245

«Гухьясамаджа-тантра» 248

Гэндзэ рияку 250

Гэнсин 251

Да цзан цзин» 252

Далай-лама 256

Далай-лама XIV 257

Дана 259

Дандарон Б.Д 260

Дао-ань 262

Дао-шэн 263

Дацан 263

«Дашабхумика-сутра-шастра» 266

Две истины 267

«Джатакамала» 272

Джатаки 273

Дзёдзицу-сю 274

Дзёдосин-сю 274

Дзёдо-сю 275

Дзи-сю 276

Дзиун Онко 277

Дзиэн 278

Дзогчен 278

Дзонкаку 282

Дзэн 283

Дзэн-буддизм 283

Дзэн-сю 284

«Дзюдзюсин-рон» 286

Дигнага 287

Дилунь-цзун 293

Диспут в тибетском буддизме 293

Диспут в Самъе 297

Диттхи (дришти) 298

Догэн 300

Дравья 301

Дриштанта 301

Дунь у 303

Духкха (дуккха) 303

Ду-шунь 306

«Дхаммапада» 306

Дхарани 306

Дхарма (дхамма) 308

Дхармагуптака 309

Дхармадхату 311

Дхармакирти 313

Дхармоттара 315

Дхармы 317

Дхату 320

Дхьяна 321

Дхьяни-будда 324

Жэнь ван цзин» 324

Игёдо 325

Игуань-дао 325

Иккю Содзюн 326

ИкэдаДайсаку 327

Индрии 329

Иппэн 330

И-син 331

Итигу-о тэрасу 332

Иччхантика 333

Ишварасена 334

Йогачара 334

«Йогачарабхуми-шастра» 343

Йоги-пратьякша 344

Кагью 344

Кадзи 346

Какубан 346

Какунё 347

Кала 348

Калачакра 349

Кальпа 350

Кальпана 352

Кама (тиб.) 354

Кама (санскр.) 354

Камалашила 355

Кан Сэн-хуй 355

Кангьюр 356

Као-дай 358

Карма 360

Карма-пхала-випака 369

Кармопачая 370

Каруна 370

Катьяянипутра 372

Кашьяпа 374

Кашьяпия 375

Кенпо Шенга 376

«Кёгёсинсё» 377

Киёдзава Манси 378

Клеша 379

Комментарий 380

Контрул Лодро Тайе 381

Кубо Какутаро 382

Кукай 382

Кумараджива 384

Куся-сю 385

Кушала 386

Кхьятивада 387

Кшана 387

Кшаникавада 389

Кьенце Ванпо 392

Кэгон-сю 392

Кэйдзан Дзёкин 393

«Кэнкай-рон» 394

Лама 395

Ламрим 395

«Ланкаватара-сутра» 395

«Ли цюй цзин» 398

Линга 399

Линь-цзи И-сюань 399

«Линь-цзи лу» 399

Линьцзи-цзун 400

Ли-ши 401

ЛоЦин 402

Логика буддийская 403

Лоджонг 411

Лока 412

Локоттаравада 414

Лонченпа 414

Лю сян 415

«Лю цзу тань цзин» 416

Люй-цзун 416

Лю-цзя ци-цзун 418

ЛянУ-ди 419

Мадхьямака 420

«Мадхьямака-шастра» 425

Майтрея 426

Майтреянатха 426

Майтри 427

Макигути Цунэсабуро 428

Мана 429

Манас 429

Манасикара 432

Мандала 433

Манджушри 433

«Манджушри-паринирвана-сутра» 433

Мано-виджняна 434

Мантра 435

Маппо 435

Мара 436

Марга 438

Матрика 439

Маудгальяяна и Шарипутра 440

Махабхуты 441

«Махавайрочана-сутра» 442

Махамудра 443

«Махапаринирвана-сутра» 445

«Махапраджняпарамита-сутра» 447

«Махапраджняпарамита-шастра» ... 448

Махасангхика 448

Махасиддха 452

Махаяна 452

«Махаяна-санграха-шастра» 454

«Махаяна-шраддхотпада-шастра» .... 456

Махишасака 457

Ма-цзуДао-и 459

Медитация 460

Медитация в буддизме 463

Миккё 469

«Милинда-паньха» 471

Мипам Ринпоче 471

Митхуна 472

Ми-цзун 473

Моу-цзы 475

Моха 475

«Мохэ чжи гуань» 475

Мудра 477

Мусо Сосэки 478

Нава-дхарма-парьяя 479

Нагарджуна 479

Накамура Хадзимэ 486

Наланда 487

Нама-рупа 489

«Насянь бицю цзин» 490

Нивано Никкё 491

Ниварана 492

Никая 493

Ниппондзан мёходзи 493

Нирвана 493

Нирвана без остатка 497

Нирвикальпака — савикальпака 497

Нирная 500

Нисида Китаро 500

НисидаМугаку 501

Нитирэн 502

Нитирэн-сю 504

Ньингма 506

Ньянатилока 507

«Ньяя-бинду» 509

Обаку-сю 510

Образования философия 511

«Одзёёсю» 516

Оуян Цзин-у 517

Падмасамбхава 518

Пакша 519

Пакша-абхаса 519

Панча-аваява-вакья 520

Панча-марга — даша-бхуми 523

Пань цзяо 525

Парамартха 527

Парамиты 528

Паратах праманья 529

Правритти — нивритти 530

Праджня 530

Праджня — упая 531Содержание

Праджняпарамита 532

Праджняпарамиты сутры 536

Праджняпти 540

Праманавада 541

«Прамана-самуччая» 545

Прапанча 546

Прапти 547

Прасанга 548

Прасангика-мадхьямака 548

Пратитья самутпада 549

Пратьякша 556

Психотехника 565

Пудгала 566

Пунья 567

Ребу синто 568

Ренин 569

Риме 570

Риндзай-сю 571

«Риссё анкоку-рон» 572

Риссё косэй кай 573

Риссю (рицу-сю) 574

Рупа 574

Рэйюкай 575

Рэннё 576

Саддха 577

«Саддхармапундарика-сутра» 578

Сайте 584

Сакаравада — ниракаравада 586

Сакья 588

Сакья-пандита 590

Самадхи 590

«Самдхинирмочана-сутра» 592

Самматия 594

Самшая 596

Сангха 597

Санджня 599

Санрон-сю 600

Сансара 601

Санскара 603

Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы 605

Сантана 607

Сань ди юань жун 608

Саньлунь-цзун 609

Саньцзе-цзун 611

Сарваджня 611

Сарвастивада 612

Сассатавада 617

Саткая-дришти 618

Сатья 620

«Сатьясиддхи-шастра» 622

Саутрантика 623

Свалакшана — саманья-лакшана .... 625

Свасамведана 628

Сватантрика-мадхьямака 628

«Сёбогэндзо» 629

Сётоку-тайси 629

Сиддхи 631

Сидо Бунан 631

Симбуцу сюго 632

Сингон-сю 634

Синнё-эн 635

Синран 636

Синь 637

Скандхи 638

Скрытые земли 641

Смрити 642

Смрити (сати) 644

Сока гаккай 645

Сокусин дзёбуцу 646

«Сокусин дзёбуцу ги» 647

Сомоку дзёбуцу 648

Сон 649

Сото-сю 650

Срединный путь 651

Субурган 654

«Суварнапрабхаса-сутра» 654

Судзуки Дайсэцу 657

Судзуки Сёсан 657

СуньЧо 659

«Сусиддхикара-сутра» 659

Сутры (супы) 660

Сыфэньлюй-цзун 662

«Сэнтяку хонган нэмбуцу сю» 662

Сэн-чжао 662

«Сю синь яо лунь» 664

Сюань-цзан 666

Тай-сюй 668

Такуан Сохо 670

ТанакаТигаку 671

Тантры 672

Таранатха 674

Тарики 675

Татхагата 675

Татхагата-гарбха 676

Татхата 677

Тенгьюр 678

Терма 679

Типитака (Трипитака) 680

Тода Дзёсэй 686

Трайрупья 687

Три века Дхармы 688

Тридцать два знака 689

Трикая 690

Трилока 693

Триратна 695

Трисвабхава 698

Тришна (таньха) 701

Трияна 703

Тхеравада (стхавиравада) 704

Тэндай-сю 709

Тяньтай-цзун 711

«У мэнь гуань» 715

Ушибацзяо 716

Упадана 720

Упая каушалья 721

Упекша 724

Утайшань 724

Уччхедавада 725

«Фа хуа сань бу цзин» 726

Фасин-цзун 727

Фасян-цзун 728

Фа-сянь 728

Фа-цзан 729

«Фо го цзи» 731

Фогуан-пай 732

Хакуин Экаку 732

Хетвабхаса 733

Хету 735

Хету — пратьяя 735

«Хетучакра-дамару» 740

Хинаяна 742

Хихан буккё 744

Хоа-хао 745

Хонгаку 747

Хонгаку хомон 747

Хонган 748

Хондзи-суйдзяку 749

Хонэн 749

Хоон 751

Хоссо-сю 752

«Хридая-сутра» 753

Хуаянь-цзун 753

Хуй-линь 755

Хуй-нэн 756

Хуй-юань 756

«Хун мин цзи» 758

Хун-жэнь 758

Цзи шэнь чэн фо 760

Цзинту-цзун 761

Цзи-цзан 764

Цзун-ми 766

Цзю ши 766

Цзюйшэ-цзун 767

Цонкапа 768

Чайтика 770

Чайтта 771

Чам 772

Чандракирти 773

Чань 774

Чань-сюэ 774

Чань-цзун 775

Чатвари арья сатьяни 780

«Чатух-пратисарана-сутра» 784

Чатушкоти 786

Четана 786

Четыре благородные истины 787

Чжи-и 787

Чжэнь жу 791

Чжэнь синь 792

Чжэнькун-цзяо 792

Чистая земля 793

Читта 794

Чханда 795

«Чэн вэй ши лунь» 796

Чэнши-цзун 796

Шаматха (саматха) 798

Шантаракшита 799

Шастры 801

«Шата-шастра» 801

Шентонг — рантонг 802

Шестьдесят два взгляда/воззрения ... 804

«Ши мохэянь лунь» 805

«Ши эр мэнь лунь» 806

Шила 807

Шубхакарасимха 809

Шуньявада 809

Шуньята 811

Шэлунь-цзун 812

Шэнь бу ме 813

«Шэнь ме лунь» 814

Эйсай 816

Эннин 816

Энтин 817

Юдзу-нэмбуцу-сю 818

Языка философия 819

«Яо-ши Лю-ли-гуан жулай бэнь юань гун дэ цзин» 828

Распространение буддизма 829

Регион преобладающего влияния тхеравады (хинаяны) 829

Буддизм в Шри-Ланке 829

Буддизм в Мьянме 832

Буддизм в Таиланде 839

Буддизм в Камбодже 851

Буддизм в Лаосе 863

Регион преобладающего влияния махаяны 872

Буддизм в Китае 872

Китайский буддизм в XX — начале XXI в 889

Буддизм в Корее 894

Буддизм во Вьетнаме 906

Буддизм в Японии 914

Буддизм в Нусантаре 925

Регион преобладающего влияния ваджраяны 933

Буддизм в Тибете 933

Буддизм в Монголии 945

Буддизм в России 949

Список сокращений 956

Указатель имен 959

Указатель произведений 978

Указатель терминов 1004

Список авторов 1041





User Feedback

You may only provide a review once you have downloaded the file.

There are no reviews to display.

  • Similar Content

    • Barton C. Hacker. World military history bibliography: premodern and nonwestern military institutions and warfare.
      By hoplit
      Barton C. Hacker. World military history bibliography: premodern and nonwestern military institutions and warfare. 2003
      Книге уже 16 лет, да и охват внушает (т.е. - "далеко не все там есть", да и библиография почти вся англоязычная), но библиографический справочник на почти 800 страниц в любом случае лишним не будет, если интересны всяческие Амазонии и Океании.
    • Barton C. Hacker. World military history bibliography: premodern and nonwestern military institutions and warfare.
      By hoplit
      Просмотреть файл Barton C. Hacker. World military history bibliography: premodern and nonwestern military institutions and warfare.
      Barton C. Hacker. World military history bibliography: premodern and nonwestern military institutions and warfare. 2003
      Книге уже 16 лет, да и охват внушает (т.е. - "далеко не все там есть", да и библиография почти вся англоязычная), но библиографический справочник на почти 800 страниц в любом случае лишним не будет, если интересны всяческие Амазонии и Океании.
      Автор hoplit Добавлен 10.08.2019 Категория Общий книжный шкаф
    • Я здесь посвящаю змея Богу Иншушинаку...
      By Неметон
      Наряду с Южной Месопотамией и Египтом в IV тыс до н.э развивается третий очаг цивилизации — Элам, первое упоминание которого, как государства, относится к надписи Эн-Менбарагеси из Киша. Шумеры писали слово elam со знаком nim, что означало «наверху»,т.е «шумерский Элам» - это не равнины Сузианы, а горы, окружавшие ее. Именно сочетание равнинного Элама (Шушуна или Сузианы) и горного (Аншана) имело рещающее значение для его истории и культуры.  Сами эламиты именовали страну Хатамти, т.е «Страна Бога» (от hal-tampt, где hal- страна, а tampt – господин). Данная точка зрения разделяется не всеми исследователями. Родство эламитов с другими народами пока не установлено, но существует предположение о некой общности черт с горцами-луллубеями, обитавшими на северо-восток от Элама у о. Урмия, и т.н народом Su (или субареев) с гор Загроса, участвовавших в разрушении III династии Ура в 2005г до н.э.

      Районы почитания триады богинь в Эламе
      Религия эламитов имела некоторые черты, сближавшие ее с верованиями Месопотамии, в частности, шумеров. Но имелись и существенные отличия. Для религии шумеров был типичен культ богини-матери, известной под разными именами — Нинхургаль, Нингаль, Бау, Нинсун. Во главе эламского пантеона находилась богиня Пиненкир, упомянутая в первом дошедшем эламском документе — договоре между эламским царем Хитой и аккадским царем Нарам-Суэном (Нарамсином), датируемом 2260г до н.э, который начинается словами: «Слушайте, богиня Пиненкир и вы, добрые боги неба».

      Оборотная сторона таблички с договором 2260 г до н.э
      Имя Пиненкир часто встречается в именах собственных, например, дочь царя Элама Шилхак-Иншушинака носила имя Уту-е-хиххи-Пиненкир, т.е «Ее лоно я посвятил Пиненкир» (что, возможно, указывает на ее принадлежность к «храмовым жрицам любви», учитывая, что многие исследователи видят в Пиненкир аналог вавилонской Иштар). По всей видимости она являлась Великой богиней-матерью эламитов.
      На юго-востоке, у Персидского залива, почиталась Киририша, центр культа которой находился в Лияне (Бушире), откуда он распространился на северо-запад. В Сузах, столице Элама, Киририша носила титулы «Мать богов» и «Владычица главного храма», однако, ее культ не слился с культом Пиненкир. Кроме того, в надписи 710 г до н.э правитель Ханни из Аяпире наряду с Кириришей упоминает богиню Парти, которую именует «доброй богиней-матерью».
      Наличие образов двойных и тройных богинь-матерей объясняется федеративным устройством Элама, где каждый член федерации имел свою богиню-мать: Сузы — Пиненкир, прибрежная область — Кириришу, Аншан — Парти. Даже когда во II тыс до н.э Киририша была признана всем Эламом, ее культ сосуществовал с издавно почитаемыми богинями-матерями, которым сооружали святилища и приносили жертвы. Однако, в одном месте более двух богинь-матерей не почитали, за исключением Суз, где в более поздний период истории Элама засвидетельствовано, помимо Пиненкир и Киририши, наличие культа Парти, что можно рассматривать как особую роль Суз в качестве сакрального центра эламитов. В 1878 году при раскопках Ниневии английским археологом О. Россамом был найден цилиндр, описывающий поход в Элам царя Ашшурбанапала в 636 г до н.э против царя Умманалдаси. Ашшурбанипал писал: «...я завоевал Шушан, жилище их богов, место их оракула».
      Троица верховных богов шумеров — Ану, Энлиль, Энки свидетельствует о патриархальной основе общества Южного Двуречья, в то время как первенство эламских богинь-матерей Пиненкир-Киририши и Парти говорит о том, что их пантеон сформировался в эпоху матриархата и оставался неизменым вплоть до II тыс до н.э, когда культ богини-матери уступает место верховному мужскому божеству, однако из ведущей группы пантеона вытеснен не был. Об этом свидетельствуют многочисленные терракотовые статуэтки обнаженной богини, поддерживающей обеими руками груди, возможно, Пинеркир или Киририша.
      Мужское божество, которому Великая богиня уступила место, именовалось Хумпаном. В III тыс до н.э он еще занимал второе положение, но уже с сер. IIтыс до н.э он возглавил пантеон богов, но, в отличие от локальных культов богинь-матерей, Хумпан почитался по всему Эламу. В Сузах он считался супругом Пиненкир, а позднее Киририши, получившей титул Великой супруги. От их брака родился Хутран. В VIIв до н.э в Ассирии он был известен как Удуран. Соперниками Хумпана в борьбе за ведущее положение в пантеоне Элама высступали боги больших городов.
      После превращения Суз из провинциального города III тыс до н.э в столицу Элама во II тыс до н.э изменилось и отношение к богу Суз — Иншушинаку. Его имя связывают с шумерским Nin-susin-ak, т.е «владыка Суз» и относят ко времени, когда Сузы находились под властью шумеров. В договоре 2260 г до н.э он занимал 6-е место среди 37 богов, но спустя тысячу лет уже входил в триаду с Хумпаном и Кириришей, однако на первое место так и выдвинулся. Наивысший титул Иншушинак получил в XIIв до н.э при Шилхак-Иншушинаке, звучавший как «великий господин, владыка верхнего города, благодетель верхнего храма, всеобщий защитник, который дал нам свое имя». В VIII в до н.э Иншушинак почитался как «покровитель богов на небе и на земле» и пользовался среди эламитов наибольшей популярностью. Его культ был тесно связан с культом богини Ишникараб, чье имя в нач. II тыс до н.э по-аккадски звучало как Ишмекараб, т.е «Она услышала молитву». Иншушинак являлся владыкой подземного мира, выносящий приговор, а Ишникараб принимает усопших, являясь его помощницей. Ей посвящена надпись на пожертвованной храму терракотовой рукоятке, покрытой голубой глазурью. Судя по всему, в старовавилонский период культ Иншушинака постепенно вытеснил культ Нергала, шумерского бога потустороннего мира.

      Зиккурат Иншушинака в Дур-Унташ
      В эламских правовых документах свидетели всегда находились под покровительством бога Солнца и Иншушинака, т.е властителей мира живых и мертвых. В договоре 2260 г до н.э бог Сонца Наххунте занимает 5-е место в иерархии богов, опережая Иншушинака, при этом подчеркивается, что «Богу Наххунте любой царь платит преданностью и верностью, а Иншушинаку — покорностью». Имя бога Луны эламитов, обозначаемого по-аккадски Sin (луна), точно не установлено, но предполагается, что его звали Напир и у эламитов он именовался «богом сирот». Кроме того, по всему Эламу почитался вестник богов Симут (Шимут), занимавший в договоре 2260 г до н.э 7-е место после Иншушинака, а его супруга Манзат — 18-е, между «сестрами великой матери-богини» Сияшум, «хранительницы дворцы богов», и Нарунди, богини победы, в честь которой царь Кутик-Иншушинак построил храм в Сузах.
      Ее статуя из известняка высотой 81см, находящаяся в Лувре, изображает богиню, сидящую на троне, украшенному львами. Она держит в руках два загадочных предмета (либо символы божественной власти, либо таблички с надписями). Те же предметы в руках богини на обнаруженной в 1966 году в Персеполе серебрянной вазе-сосуде для возлияний, пожертвованной жрицей по имени Кури-Нахити, изображенной на ее обратной стороне. Ассирийцы именовали Нарунди как сестру «семи злых духов».

      Изваяние богини Нарунди (Лувр)
      Предполагают, что в Сузах с древнейших времен имелся верхний город со священным округом, в котором располагались храмы различных божеств с главным храмом Иншушинака. Из летописи Ашшурбанипала известно, что он ««...Святилища Элама до небытия ...уничтожил, его богов и богинь... пустил по ветру. Шушинака, их бога-прорицателя, жившего в уединении, божественных дел которого никто не видел, богов Шумуду, Лагамару, Партикира, Амман-Кашбар, Удуран, Сапак, божественность которых почитали цари Элама, богов Рагиба, Сунгурсара, Карса, Кирсамас, Шудану, Айпаксина, Билала, Панинтимри, Набирту, Киндакарбу, Силагара, Набса — этих богов и богинь с их сокровищами, их добром, их утварью, вместе с первосвященниками и бухлалу...заполонил в страну Ашшур...»
      В то же время, наиболее значительным поводом совершения ритуальных действий, по всей видимости, был праздник «владычицы верхнего города» (Пиненкир или Киририши), великой богини-матери, происходивший в начале осени при новолунии и знаменовавший собой начало нового года. В священной роще богини особым ритуальным способом «гушум» забивались жертвенные бараны, содержавшиеся в царских загонах и, иногда, доставлявщиеся издалека. Так, шумерский царь Ларсы Гунгунум (1932-1906 гг до н.э) прислал в Сузы жертвенного быка.
      Внутри эламского храма роль стражей выполняли сфинксы, грифоны и др. мифические существа. При разрушении Суз ассирийцами Ашшурбанипала, он «...снес шеду и ламассу, стражей храма, всех, сколько их было, исторг яростных быков, украшение ворот». Особая роль отводилась Ламассу, упомянутая Шилхак-Иншушинаком в XIIв до н.э., в правление которого в Сузах была обнаружена и восстановлена ее разрушенная терракотовая статуя. В Вавилоне и Ассирии Ламассу воспринималась как злой дух, виновный в родительской горячке и смерти новорожденных. В Эламе с культом Ламассу был связан странный ритуал, описанный царем Темптиахаром, согласно которому четыре жрицы должны были провести ночь в опечатанном храме у подножия статуй Ламассу и Кирибату (духов-хранителей) и утром, после представления царя божествам, должны были тут же удалиться. Возможно, как и в Шумере, жрицы проводили ночь с царем перед духами — хранителями. В тоже время, известно, что у шумеров подобные обряды в раннюю эпоху заканчивались смертью жреца и жрицы. Об этом известно по богатым, но безымянным захоронениям Урука. Позднее, подобные ритуалы с участием «вавилонских блудниц»,  описаны Геродотом.
      К специфически эламским можно отнести шествия, возглавляемые жрецами и сановниками (или даже представителями царствующей династии) к священным местам для жертвоприношений, где размещались культовые изображения и алтари, обычно располагавшимися на возвышении (храм в городе, горная гряда). Важной особенностью, характерной для эламского храма, было наличие при нем священной рощи. В Сузах подобные рощи имелись при храме Наххунте, в Дур-Унташе — при храме Киририши.
       О своем восьмом походе царь Ассирии писал: «В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли их огнем».
      К самобытно-эламскому относились исключительные привилегии и почитание, оказываемые вечно женскому началу, уходящее корнями к древнемагическому обряду — почитанию змеи, являвшемуся лейтмотивом всей эламской культуры. 
      Рисунки на керамике IV-IIIтыс до н.э изобилуют изображениями змей. Как символы защиты от зла они изображались на затычках для кувшинов и крышках для различных сосудов.

      Изображение змеи с человеческой головой
      Изображения змей выполняли роль привратников, обвивали властителей на рельефах, изображались на алтарных блюдах, служили рукоятями скипетров и т.д. С древнейших времен в Эламе также находил место мотив змеи на древе жизни. Эламский символ плодородия в виде двух спаривающихся змей проник до самого Египта. Изображение змеи с человеческой головой свидетельствует о такой степени обожествления животного, которая не встречается в Двуречье.
      В Аншане (у Курангана) известно изображение божественной супружеской четы, определяемое по короне с рогами, перед которым приносились жертвы. Мужскому божеству с длинной бородой, очевидно, Хумпану, троном служит сиденье, похожее на катушку из змей. Левой рукой Хумпан держит голову змеи. За ним изображена сидящая богиня (Киририша или Парти). Хумпан держит в правой руке сосуд с «живой водой», заимствованный, также как и мотив божественной коровы с рогами, у шумеров. Подобное изображение известно также в районе Персеполя в Южном Иране, на котором сохранилось изображение двух тронных сидений в виде свернувшихся змей. Данный рельеф создан тысячелетием раньше рельефа из Курангана.

      Изображения нагих жрецов с жертвенной овцой и царя, обвитого змеями
      Резьба по битуму изображает двух нагих жрецов с жертвенной овцой, увенчанных парой змей, образующих странный знак. Ритуальные службы в древнем Шумере также отправлялись нагими жрецами, судя по найденным треножникам, изображавшими именно их.
      На печатке правителя Эшкума (ок. 2300г до н.э) можно различить шесть мужских фигур в вецах в форме древа жизни. Двое из них обнажены, на остальных надеты набедренные повязки в форме змеи. Они попарно держат друг друга за руки и венцы с рогообразными выступами, символизировавшим «древо жизни», аналогичным огромным выступам, типичным исключительно для эламского храма, о которых известно из свидетельства Ашшурбанипала, который"...зиккурат Шушана, который был построен из эмалированных кирпичей,..разрушил, обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди»

      Изображение нагих жрецов на печатке царя Эшкума
      Подобная форма ритуальных поз и венцов известна по аналогичным изображениям схватки со львом и аккадским печатям.

      1. Оттиск печати с изображением бога Энки в чертоге Абзу 2. Изображение схватки со львом 3. Рельеф по мотивам сказания о Гильгамеше и Энкиду
      Надпись на каменном изваянии из храма Иншушинака в Сузах, построенном по приказу Кутик-Иншушинака,гласит: «Я, Кутик-Иншушинак, царь страны, посвящаю богу Солнца высеченную статую. Я здесь посвящаю змея Богу Иншушинаку». Возможно, в данном случае речь идет о ритуале приношения клятвы перед богами надземного и подземного мира при интронизации царя Элама, которым стал Кутик-Иншушинак в 2240 г до н.э. Статуя, посвящанная богу Солнца, вероятно, привезена им из Месопотамии в качестве военного трофея. Но какого змея посвятил царь эламитов богу Суз и подземного мира? Рискну предположить, что вряд ли это было ритуальное жертвоприношение змеи, учитывая ее сакральное значение для эламитов. К тому же, как было сказано выше, для этих целей обычно использовались жертвенные овцы или бычки. Вероятно, речь идет о каком-то ритуальном предмете, имевшем значение  для храма божества. На каменном изваянии из храма Иншушинака в Сузах, есть изображение коленопреклоненного царя, подносящего богу задвижку из кедрового дерева и бронзы для ворот его храма. Возможно, что выполненная в форме змеи, она символически защищала врата, ведущие к алтарю владыки подземного мира...

    • Swope K.M. The Military Collapse of China's Ming Dynasty, 1618-44
      By hoplit
      Просмотреть файл Swope K.M. The Military Collapse of China's Ming Dynasty, 1618-44
      Swope K.M. The Military Collapse of China's Ming Dynasty, 1618-44. Routledge. 2014. 308 pages
       
      TABLE OF CONTENTS:
      - Introduction
      - A gauntlet is cast down: The rise of the Latter Jin, 1618–21
      - Changing tides: From defeat to stability in the northeast, 1622–6
      - Pursuing a forward strategy: Yuan Chonghuan’s rise and fall, 1626–30
      - Dashing defi ers and dastardly defenders: The peasant rebels gain strength and the northeastern front weakens, 1630–6
      - Miscasting a ten-sided net: Yang Sichang ascendant, 1636–41
      - Hanging by a silken thread: The Ming armies collapse, 1641–3
      - Chongzhen’s lament: My ministers have abandoned me! Winter–Spring 1644
      - The fall of the Ming from a global perspective
      Автор hoplit Добавлен 26.07.2019 Категория Китай
    • Swope K.M. The Military Collapse of China's Ming Dynasty, 1618-44
      By hoplit
      Swope K.M. The Military Collapse of China's Ming Dynasty, 1618-44. Routledge. 2014. 308 pages
       
      TABLE OF CONTENTS:
      - Introduction
      - A gauntlet is cast down: The rise of the Latter Jin, 1618–21
      - Changing tides: From defeat to stability in the northeast, 1622–6
      - Pursuing a forward strategy: Yuan Chonghuan’s rise and fall, 1626–30
      - Dashing defi ers and dastardly defenders: The peasant rebels gain strength and the northeastern front weakens, 1630–6
      - Miscasting a ten-sided net: Yang Sichang ascendant, 1636–41
      - Hanging by a silken thread: The Ming armies collapse, 1641–3
      - Chongzhen’s lament: My ministers have abandoned me! Winter–Spring 1644
      - The fall of the Ming from a global perspective