Saygo

Олимпийские игры в древности

9 сообщений в этой теме

user posted image

Самое важное место среди общегреческих празднеств занимали празднества, происходившие в Олимпии. Они проводились в Элиде в роскошной роще под названием Альтис. Олимпийские празднества первоначально совершались в честь Зевса. С V века до н. э. их центром стал храм Зевса - подлинный архитектурный шедевр. Но уже в IX веке до н. э. наряду с храмовыми торжествами проводились соревнования в стадии, к которым впоследствии (в VII веке до н. э.) прибавились скачки и музыкальные состязания. Эти празднества приобрели у греков такую огромную популярность, что по ним они вели свое летоисчисление.

Учреждение олимпийских игр приписывается Ифиту и относится к 880 году до н. э. Летоисчисление по олимпийским играм началось с их возобновления в 776 году до н. э. С этого времени олимпийские игры систематически проводились под управлением элейской общины каждый пятый год в первое полнолуние после летнего солнцестояния. После 660 года до н. э. в Элиду стекалась публика из всех греческих общин, а с 620 года до н. э. к ней присоединились зрители из греческих малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний. Самый блестящий период олимпийских игр относится к 580-440 гг. до н. э. В римские времена они еще пользовались уважением, хотя их политическое и общественное значение, сравнительно с прежним, было незначительным. В 394 году их проведение было прекращено по распоряжению Феодосия.

Огромное количество народа все 6 дней празднеств жило в наскоро построенных палатках и шалашах. Зрителями были только мужчины. Женщины на олимпийские игры не допускались. Богачи и представители греческих общин (феоры), приглашенные элейскими послами, жили в роскошных домах за пределами священной рощи. Но не только жажда развлечений и тяга к необыкновенным зрелищам привлекали сюда отовсюду многочисленных гостей. На игры также являлись многочисленные торговцы из разных стран, так как здесь происходил весьма оживленный обмен всевозможными товарами. Здесь выставлялись художественные произведения, обнародовались договоры и прочие важные или просто интересные документы. Здесь же читались труды ораторов, поэтов и философов.

Наибольший интерес для значительной части публики представляли состязания в стадии и на ипподроме, о которых стоит рассказать подробнее.

О желании участвовать в общественных состязаниях в стадии (агонес гимникой) необходимо было заявлять заранее. Заявка подавалась судьям, выбранным из представителей элейских фил специально для состязаний (элланодика). К участию в состязаниях допускались только те лица, которые могли подтвердить присягой свое греческое происхождение, нравственную безупречность и (для атлетов) не менее чем десятимесячный срок подготовительных тренировок. Выступавший в первый раз должен был в течение 30 предшествующих дней обучаться в Олимпии. Мальчики также подвергались предварительному испытанию.

В день состязания судьи, одетые в пурпурные одежды, после торжественного жертвоприношения отправлялись в стадию, где занимали отведенные для них места (сфендона). После сигнала трубы глашатай вызывал участников состязания и объявлял всему собранию их имена. Затем жребием определялись соперники. Участники состязания делились на группы по три и по четыре атлета. Одежда и обувь не допускалась. Тело при борьбе натирали маслом и посыпали мелким песком. Победители в отдельных группах должны были состязаться между собой. Одержавший победу над остальными считался победителем состязания и в тот день обычно уже не участвовал в соревнованиях. Однако случалось, что некоторые герои дня состязались во второй раз и снова выходили победителями, например, в пентатлоне и беге. Законами состязания запрещалась и строго наказывалась любая хитрость. Участники соревнования давали присягу в том, что они будут состязаться честно и не позволят себя подкупить. За порядком под надзором судей наблюдала особая стража (галита), которая даже могла наказывать нарушителей палками.

Победителей (иероника) судьи вели торжественной процессией в храм Зевса, где и проходила церемония награждения. В древнейшие времена наградой служила какая-нибудь ценная вещь, а в более поздние времена победителей увенчивали венком из ветвей дикой оливы (котинос), перевитым белыми лентами. При этом пелись гимны в честь Геракла и Иолая, богоподобных учредителей этих состязаний. Празднество в Олимпии оканчивалось пиршеством, которое устраивала в честь победителей элейская община. Многочисленная публика тоже отмечала окончание игр пирами.

Когда победитель возвращался на родину, навстречу ему с радостью выходила вся община, прославленная своим согражданином перед лицом всей Греции. Победителя, въезжавшего в город в пурпурной одежде на четверке белых лошадей, провожали к храму, где олимпийский герой возлагал венок на алтарь божества. Благодарная община награждала олимпийского победителя тем, что освобождала его от всех государственных повинностей, отводила ему почетное место на празднествах и в театре, а также давала денежную награду. Афинская община пожизненно содержала чемпиона в пританее и устанавливала его статуи в общественных местах. Знаменитейшие поэты, такие как Пиндар и Симонид, прославили своими стихотворениями многих победителей. Статуи победителя со спортивными снарядами в руках, например с ручными гирями, диском и т. п., или металлические надписи почитатели и друзья чемпиона ставили в Олимпии в священной роще Альтид для увековечения его памяти* [* Согласно Плинию, статуи иконические, т.е. верно воспроизводящие черты лица, ставились только трехкратным олимпийским победителям.]. Иногда это делали сами победители.

Еще во времена Павсания (во II веке н. э.) там стояло более 230 бронзовых статуй победителей, которые уцелели даже после двухсотлетнего господства римлян.

Посмотрим на сами состязания. Многие из них начинались с простого (стадион) бега от одного конца стадии до другого. Для мальчиков, которые с 37-й олимпиады (632 год до н. э.) могли участвовать в этом состязании, длина забега равнялась половине или двум третям стадии. Более трудным был двойной бег (диавлос), при котором участник соревнования добегал до конца стадии, поворачивал назад (кампа) и без отдыха пробегал ту же дорогу обратно.

Необыкновенной выносливости требовал продолжительный бег (далихос), при котором атлет должен был без остановки пробежать стадию туда и обратно (по различным данным) шесть, десять и даже двенадцать раз, что равнялось в той же последовательности 36 минутам, 1 часу и 1 часу 12 минутам пути. Такое напряжение могло навсегда подорвать здоровье честолюбивого победителя, а иногда стоило ему жизни. Известно, что спартанец Ладас, победив в забеге далихос, замертво пал на землю. Во время 65-й олимпиады (520 год до н. э.) в соревнования был введен вооруженный бег (оплитес дромос), т. е. бег со щитом, в шлеме и поножах. Позднее бегали только со щитом. Бег с вооружением сначала был только простой, позднее появился и двойной бег.

О древности этого состязания свидетельствует его описание в поэмах Гомера ("Илиада", XXIII, 754-783). Поэт описывает и способ бега, где важную роль играли не только ноги, но и руки.

Вторым излюбленным видом состязаний была борьба (пала), требовавшая самой серьезной подготовки. О ее древности свидетельствует Гомер, подробно описывая ("Илиада", XXIII, 700 и далее) борьбу между Эантом и Одиссеем. В более позднее время борьба составляла значительную часть всей греческой гимнастики (отсюда и название палестра) и изучалась систематически.

Существовало два основных вида борьбы, известных из Гомера: борьба стоя и лежа. При борьбе стоя (орта) борцы приближались друг к другу с поднятыми руками, внимательно следя за движениями соперника. Ловкими захватами (лаба) или неожиданным броском борец старался повалить противника на землю. Это он также мог сделать, оторвав противника от земли или подбив его ноги. Если это не удавалось, то борец мог обессилить противника крепким объятием, захватом шеи или выкручиванием рук. Таких приемов и хитростей было множество. Некоторые из них были болевыми, например, выкручивание большого пальца.

Борец, поваленный на землю, мог продолжать борьбу до тех пор, пока не выбивался из сил. Тогда он объявлял себя побежденным. При одинаковой ловкости немаловажную роль играли рост и вес противников. Борец, который был повален три раза подряд (триакса), должен был отказаться от дальнейшего состязания.

Среди состязаний на первом месте стояли бег и борьба, которые проводились отдельно. Когда все участники соревнования заканчивали выступление на арене и исход победы был решен, выступали все желающие участвовать в пятиборье.

user posted image

В древнейшие времена пятиборье (пентатлон) состояло из прыжков, бега, бросания диска, метания копья и борьбы (согласно пентаметру Симонида - галма, подокейен, дискон, гаконта, пален). На публичных состязаниях в Олимпии бег и борьба исключались из пятиборья. Эти два вида состязаний проводились порознь, поскольку каждый из них требовал напряжения всех сил. Бег в пятиборье и не мог быть самостоятельным состязанием, так как его мерой была одна стадия. Борьба проводилась под конец соревнований.

Среди остальных трех видов состязаний в пятиборье, начиная с 18-й олимпиады, первое место занимали прыжки (галма) в высоту и в длину. При прыжках в длину пользовались гирями грушевидной формы (алтерес), сделанными из камня или свинца. Были также гири полуовальной формы, снабженные подходящей рукояткой, которые уже Павсаний называл старинными. Прыжки выполнялись с разбега или с места. При этом руки, отягощенные гирями и вытянутые горизонтально вперед, быстро отбрасывались назад. Таким образом телу сообщалось ускорение, и оно легче двигалось вперед. Место разбега (батер) обозначалось особой меткой, которой иногда служила доска. Цель обозначалась бороздой (скамма), а длина прыжка отдельных участников всегда замерялась. По свидетельствам древних авторов, длина прыжка достигала пятидесяти греческих футов (15 метров). Если верить Свиде, кротонянин Фаилл прыгнул в длину на целых 55 футов!

Метание диска (дискоболиа) имело очень древнее происхождение. Оно упоминается уже в поэмах Гомера. Диск, который герои бросали на играх ("Илиада", XXIII, 826 и далее), представлял собой тяжелый круг из литого железа и назывался солос. В позднейшие исторические времена диск делали из бронзы или другого материала, например камня или дерева. Цельный или с отверстием посредине, он был чечевицеобразно сплющен к краям. В гимнасиях и палестрах диски имели различный вес, но в публичных состязаниях они были одинаковыми для всех. На острове Эгина был найден бронзовый диск с диаметром 7,7 дюйма и весом около четырех фунтов.

user posted image

Бросок выполнялся с незначительного возвышения или ступеньки (балъбис) или на определенное расстояние, или как можно дальше. Место падения диска (катафора) отмечалось без учета его дальнейшего переката. Способ, которым выполнялся бросок, обстоятельно описан в рассказе Статия. Дискобола изображает знаменитая статуя Мирона. Взяв диск поудобнее правой рукой и уперев его в предплечье, атлет отводил эту руку с диском как можно выше назад, а затем делал ею несколько полукруглых махов. При этом для сохранения равновесия верхняя часть тела наклонялась вперед, а левая рука упиралась в правое колено. В момент броска, чтобы придать диску ускорение, дискобол с силой бросал тело в противоположную сторону и выпрямлялся. Упомянутый выше Фаилл бросал диск на целых 95 футов.

Искусство бросать копье (аконтисмос) изучалось в гимнасиях в качестве военного упражнения, важного для каждого юноши. На публичных состязаниях копье бросали не только как можно дальше, но и в цель. Для простого обучения не было необходимости использовать копья с железным острием. Достаточно было одного древка одинаковой с боевым копьем величины и веса. Это подтверждают и некоторые рисунки на греческих вазах.

Гимнастические состязания заканчивались панкратионам - гибридом борьбы и кулачного боя. В панкратионе могли участвовать только самые сильные и ловкие борцы. В Олимпии его ввели в число агонов в 648 году до н. э. (33-я олимпиада), хотя первое упоминание о нем мы находим уже у Гесиода. После 145-й олимпиады (200 год до н. э.) к этим соревнованиям были допущены мальчики и юноши до 18 лет, которые сражались между собой. Стоя дрались прежде всего кулаками, а когда борцы падали, начинала преобладать борьба.

Кулачный бой (пикс, пигмахиа) принадлежал к древнейшим греческим играм и забавам. О нем упоминал Гомер, называя его, как и борьбу, трудным и тяжким ("Илиада", XXIII, 653). Для усиления ударов руки от запястья через ладонь обвязывали ремнями. При этом руку можно было сжать в кулак. Такие ремни назывались мягкими (мейлиха). Впоследствии в кулачных боях стали употреблять более твердые и толстые ремни. Их натягивали поверх мягких поперек руки, а иногда снабжали металлическими пуговицами или гвоздями. Такое тяжелое и опасное приспособление называли шаром (сфера) или в шутку муравьем (мирмекс). В панкратионе применение ремней было запрещено, так как бой переходил в борьбу.

Главные моменты кулачного боя были следующими: оба противника занимали удобные позиции; затем, широко расставив ноги и наклонив тело вперед, а шею и голову назад и влево, начинали наносить удары руками. Иногда один из бойцов ограничивался обороной, отражая удары и выматывая противника. Удары прежде всего приходились на верхнюю часть тела, главным образом на голову. Больше всего страдали уши, лицо и зубы. Бой ограничивался правилами, по которым противники не должны были друг друга таскать, обхватывать, раскачивать или пускать в дело ноги (все эти приемы были разрешены в борьбе). Несмотря на все эти ограничения, кулачный боец редко сохранял в целости уши и зубы. Бой с перерывами длился до полного изнеможения одного из противников.

Иногда упоминается так называемый акрохирисмос, т. е. бой, в котором противники держались только за кончики пальцев.

user posted image

Не менее любимым состязанием были гонки на колесницах и скачки (агон иппикос) на ипподроме, которые обычно проходили на второй день олимпийского праздника. В число олимпийских состязаний они были включены с 25-й олимпиады (680 год до н. э.), хотя имели древнейшее происхождение. Эти скачки упоминались и подробно описывались среди погребальных игр в честь Патрокла в "Илиаде" Гомера (XXIII, 262-538). Желавшие участвовать в скачках приезжали в Олимпию за целый месяц до начала игр. Как лошади, так и наездники подвергались предварительному испытанию гелланодиков. Из-за дороговизны только самые богатые греки могли содержать лошадей для состязаний. Тем не менее в Олимпию всегда съезжалось много упряжек. При этом самому хозяину вовсе не обязательно было участвовать в заезде, награда все равно доставалась ему. Поэтому и некоторые цари, и даже дамы посылали на скачки своих лошадей. До 410 года до н. э. позволялось состязаться только четверкам (mempun пон) взрослых коней. Позднее к гонкам допускались и пароконные упряжки (синорис). Из ограды всегда выезжало по четыре, по восемь, по десять и более упряжек. Начиная с 99-й олимпиады (384 год до н. э.) в состязаниях принимали участие и упряжки жеребят (полы).

user posted image

Судя по рисункам на вазах, повозки для состязаний были похожи на героические военные колесницы. Они тоже были двухколесными, открытыми сзади и очень легкими.

Выехав из конюшен, наездники объезжали ипподром один раз (что составляло 4 стадии), два раза (8 стадий) или двенадцать раз (24 стадии).

Наибольшую опасность представлял объезд меты, при котором наездник мог удариться о нее колесницей.

Скачки (ипподромия) верхом проводились на взрослых конях (иппоскелес) или на молодых (келес полос). Впервые гонки на молодых конях проводились на 131-й олимпиаде (256 год до н. э.).

Иногда также упоминались конно-беговые состязания, особенно характерные для панафинейских скачек. На этих соревнованиях, кроме возницы, на колеснице стоял наездник (апобатес). При последнем объезде он соскакивал с колесницы и некоторое время бежал возле нее, затем вновь вскакивал, стараясь раньше других добраться до цели.

user posted image

Ф. Велишский. "История цивилизации: быт и нравы древних греков и римлян".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Атлетизм в Древней Греции: любители и профессионалы

В 776 г. до н. э. в небольшом поселке Олимпия, расположенном в древнегреческой области Элида, состоялись первые соревнования, давшие старт будущим Олимпийским играм (Paus. V. 8. 1 - 5). Эти состязания постепенно приобрели большую популярность во всей Греции, сделав олимпийский праздник панэллинским, а олимпиоников - национальными героями 1. Собственно физические состязания были известны еще в древних Микенах (кулачный бой и состязания колесниц). На территории Олимпии были найдены бронзовые статуэтки колесниц, датируемые IX-VIII в. до н. э. 2. Самые ранние упоминания о спорте встречаются в эпических поэмах Гомера - погребальные игры в честь павшего Патрокла (Нот. П. XXIII. 318 - 855) и игры на празднике у царя Алкиноя (Нот. Od. VII. 100 - 188). Состязания, скачки на колесницах, кулачный бой, борьба, бег, прыжки, метание копья и диска, стрельба из лука - все это было нацелено на военную подготовку героев. В Спарте военная гимнастика входила в обязательную физическую подготовку как юношей, так и девушек. Олимпийские игры положили начало спортивному атлетизму, объединенному с военным. В VI в. до н. э. к ним присоединились новые панэллинские игры - Пифийские, Истмийские и Немейские. Широкая известность и важнейшее общественно-политическое значение этих игр способствовали популяризации спорта в Древней Греции. Во многих полисах шло масштабное строительство стадионов, палестр и гимнасиев, в которых каждый гражданин мог развивать свои физические умения, навыки и способности.

Как правило, спортсмены начинали собираться в Олимпии за месяц до начала соревнований. Этот месяц был посвящен так называемым отборочным состязаниям. Атлеты должны были продемонстрировать свою подготовку, постоянно тренироваться, соблюдать режим, включая и особое питание. Вопрос о диете спортсменов освещен в источниках крайне фрагментарно. Интересную информацию мы можем почерпнуть в сочинении Флавия Филострата "О гимнастике" (III в. н. э.). Эпоху любительского спорта он называет "старой школой", а профессионального - "новой школой". О старой спортивной школе Филострат отзывается с большим уважением, ставя во главу угла хорошую физическую подготовку спортсменов и специальную систему питания. Последняя включала в себя ячменные лепешки, особенно способствующие укреплению мышц ног, пресный хлеб из непросеянной пшеницы, мясо быков, волов, козлов и косуль, а также масло из дикой маслины (Philost. Gymn. 43). Такая пища укрепляла здоровье спортсменов, а постоянные тренировки не давали им быстро стариться. Сильные и выносливые атлеты были готовы к тяжелой походной жизни. Спортивная тренировка рассматривалась ими как боевая подготовка.

Многие атлеты начинали выступать на Олимпийских играх в юном возрасте (в подгруппе "мальчиков") 3. Благодаря этому они участвовали в восьми, а то и девяти Олимпиадах (Philost. Gymn. 43). Наиболее яркий пример - судьба легендарного атлета Милона Кротонского. Его первый успех относится к 540 г. до н. э., когда на Олимпийских играх он одержал победу в борьбе среди мальчиков. После этого Милон побеждал на последующих пяти Олимпиадах (с 536 по 520 гг. до н. э.), а также шесть раз на Пифийских играх, десять раз на Истмийских и девять раз на Немейских (Paus. VI. 14. 5). Пять раз он был удостоен почетного титула переодоника (pereodonic) 4. О силе Милона ходили легенды.

"Был Милон таковым: четырехгодовалой телицы

Тяжесть он поднял с земли, празднуя Зевсовы дни.

Эту громадину он пронес на плечах как ягненка,

Словно пушинку, посредь люда, пришедшего в храм.

Все изумились. Но он совершил большее чудо.

Друг! Пред тем как обряд жертвы писейской жрецы

Стали свершать, быка для процессий, не знавшего пашни,

Он заколол, и один съел на виду у толпы" 5.

Ежедневный рацион Милона включал в себя шесть килограммов пшеницы и десять литров вина.

На первом месте у спортсменов были мясные блюда. Традиционная пища греков включала в себя густой овощной суп, хлеб, сыр, оливки, фрукты, масло, медовые лепешки, рыбу. Мясом же они лакомились в основном по праздникам, на пиру после жертвоприношения.

"До отвала наевшись рубцов отварных

На гулянии панафинейском

Ты не чувствовал шума и гуда в кишках

И бурчанья в стесненном желудке?" 6.

В источниках нет единого мнения - кто же ввел в рацион атлетов мясо. Павсаний считал, что этим человеком был стимфалиец Дромей, победитель в двойном беге, одержавший победы дважды на Олимпийских, дважды на Пифийских, трижды на Истмийских и пять раз на Немейских играх (Paus. VI. 7. 10). Успехи Дромея Павсаний связывал с употреблением в пищу мяса, в то время как до него атлеты питались в основном сыром. Согласно другой версии, первым "мясную" диету использовал Пифагор для атлетов кротопской школы. Именно эта диета якобы и стала решающим фактором в подготовке будущего победителя в борьбе Эвримена из Самоса (Diog. Laert. VIII. 12). До этого борцы питались в основном смоквами, мягким сыром и пшеничным хлебом. Пифагор же разработал специальную систему, в которой важное место занимала тщательно подобранная пища. "На завтрак они ели хлеб с медом и сотами, а вина днем не пили. Питались вином, ячменными лепешками, пшеничным хлебом, мясом и овощами, как вареными, так и сырыми. Мясо подавалось только жертвенных, подлежащих закланию животных, а рыбу ели редко, так как некоторые виды ее в силу известных причин вредны для здоровья" 7. Употребление мяса в пищу противоречило теории Пифагора о переселение душ. Это отмечал Диоген Лаэртский, добавляя при этом, что запрещая есть мясо, Пифагор сам угощал им других (Diog. Laert. VIII. 13). Результат этой мясной диеты вскоре проявился: с 564 по 510 гг. до н. э. в списках победителей Олимпийских игр значились 13 побед кротонцев 8. Недаром, в это время вошла в обиход поговорка "последний из кротонцев равен первому среди греков" (Strab. VI. 1. 12).

С переходом к профессиональному спорту (VI в. до н. э.) изменяются как внешний облик атлетов, так и их образ жизни. Бегуны должны были укреплять мышцы ног, борцы - брюшной пресс (Philost. Gymn. 34). Тщательно продуманная и сложная физическая подготовка поглощала практически все время спортсменов. Высокие результаты могли быть достигнуты только при условии узкой специализации. Платон с горечью отмечал, насколько бегуны или борцы несостоятельны в других видах спорта (Plat. Anter, 135e). Различные виды спорта требовали и специальной системы питания, что вызывало острые насмешки современников. Еврипид называл атлетов "рабами своего желудка" (Eur. Avtol. Fr. 282), Аристофан высмеивал борцов за чрезмерную прожорливость:

"Ну лопай, трескай, брюхо набивай едой,

Пока не разорвешься ненароком сам!

Да, ну и жрет, проклятый! Как силач-борец

Налег на корм и челюстями лязгает,

И головою вертит, и ногами мнет..." 9

Профессионалов попрекали не только склонностью к обжорству. Многие приравнивали спортсменов к глупцам. Диоген говорил, что все атлеты глупы, потому что "сделаны из мяса свиней и быков" (Diog. Laert. VI. 49). Описывая спортсменов "новой" школы, то есть профессионалов, Филострат отмечал, что они пользуются услугами лучших поваров и поставщиков продовольствия, и с их помощью превращались в эпикурейцев и обжор. Их постоянными блюдами были хлеб грубого помола, обильно посыпанный маком, а также рыба. Основное время спортсмены тратили на рассуждения и беседы о влиянии той или иной среды обитания на вкусовые качества рыб. Рыба с наиболее жирным мясом водится в болотистых местах, с самым нежным - близ утесов, а особенно крупная рыба - на глубине моря. Рекомендовалось употреблять в пищу только мясо тех свиней, которые откармливались кизилом и желудями. Забой свиней неподалеку от рек и вблизи морских берегов запрещался, поскольку допускалось, что эти животные питались вредным для мяса морским чесноком (Philost. Gymn. 44). Подробные филостратовы описания "важных" бесед спортсменов об их питании должны были лишний раз подчеркнуть ничтожество профессионалов по сравнению с героями "старой" школы. Дион Хрисостом отмечал, что Геракл, великий герой Эллады, вряд ли совершил бы все свои подвиги, если бы ел так много мяса и так бы долго спал (Dion. Chrys. O rat. - VIII. 30). Кратер Фиванский при виде молодого атлета, нагоняющего себе мускулатуру постоянными тренировками и мясным питанием, назвал его безумцем, который сам себе строит тюрьму (Anton. 36).

Суть всех этих замечаний и претензий сводилась, в общем, к тому, что профессиональный спорт отделился от своей первоначальной основы - боевой подготовки атлетов "старой" школы, которые рассматривали сражения как тренировку к гимнастике, а гимнастику, как тренировку к боям. Они отлично выступали на стадионах и бились на полях сражений, добывая себе как спортивные призы, так и завоевывая военные трофеи (Philost. Gymn. 34).

Сократ в беседе с Эпигоном так говорил о физической подготовке гражданина: "Люди крепкие телом и здоровы и сильны. Благодаря этому многие с честью выходят невредимыми из сражений с неприятелями и избегают всех тяжелых последствий войны; многие помогают друзьям, приносят пользу отечеству и за это удостаиваются благодарности, приобретают великую славу, достигают самых высоких почестей и остаток жизни проводят в большой радости и славе, а детям своим доставляют возможность жить в лучших условиях" 10.

Самые четкие претензии к профессиональным атлетам сформулировал Платон. Он утверждал, что каждому мужчине необходимо заниматься гимнастическими упражнениями для того, чтобы развивать в себе смелость и отвагу, а не просто для развития мышц (Plat. Res. Pub. 410b). Эти упражнения должны включать в себя элементы военных игр: стрельбу из лука, различные виды метания, верховую езду, а также строевые занятия, умение разбивать лагери, вести походную жизнь (Plat. Leg. VII. 813d-e). Специфический же образ жизни профессиональных спортсменов влечет за собой большую потребность во сне и может навлечь серьезную опасность их здоровью при малейшем отклонении от установленного режима. С такой подготовкой атлеты вряд ли смогут принимать участие в военных походах, где требуется такое здоровье, которое бы не пошатнулось от перемены воды, пищи, от изменений погоды в случае зноя и ненастья (Plat. Res. Pub. 404 a-dirol.gif. Таким образом профессионалы должны отличаться от прочих граждан полиса - и не только своим внешним видом, по и образом жизни.

Физические упражнения для древних эллинов были делом повседневным. Они с детства уделяли большое внимание спорту. Свободное время они с удовольствием проводили в гимнасиях и палестрах, совершенствуя там не только телесные, но и душевные качества. Диоген утверждал, что спортивные упражнения, целью которых является только физическая сила, а не величие духа, не могут быть благом (Stob. Anthol. VII. 18). В спортивных павильонах греки занимались не только тренировками, но и вели беседы на философские и литературные темы, слушали мудрецов и ораторов. Таким образом их досуг носил не только спортивный, но и интеллектуальный характер. Не случайно, что профессиональные атлеты, занятые в основном проблемами режима и диеты, вызывали, как уже отмечалось, насмешки и презрение. Плутарх отмечал, что беседы тренеров и атлетов о качестве пищи могут довести до головной боли (Plut. Мог. 638).

Некоторые философы заявляли, что одностороннее физическое воспитание может нанести ущерб всестороннему развитию личности, а в первую очередь, интеллекту. Вместо приятного и достойного времяпрепровождения, профессионалы "истязают" себя тренировками и диетами. Они-то как раз и поломали полисный идеал гражданина: "атлета-земледельца-воина". Достойное стремление обратить свои навыки на благо отечества (воин - защитник полиса) они променяли на честолюбивые помыслы о "победе ради победы". Ксенофан Колофонский (VI в. до и. э.) так оценивал достижения атлетов:

"Если кто резвостью ног над всеми одержит победу

Иль пятиборствуя - там, где возле Писы меж рек

Зевса священный предел, в Олимпии, - если в кулачном

Кто одолеет бою, боль от ударов стерпев,

Или в борьбе, или в том, что панкратий зовут, состязанье

И на него земляки с гордостью будут смотреть,

Если сидеть впереди он заслужит победами право,

Или в ристаньях успех столько ж наград ему даст,

Все же достойным меня я его не признаю; ведь наша

Мудрость прекрасней любой силы людей и коней.

Глупо тут думать, как все, и с правдой ничуть не согласно

Силу мышц почитать мудрости выше благой.

Будет ли в нашем народе кулачный боец превосходный,

Будет ли мощный борец иль пятиборец средь нас,

Или бегун резвоногий (за что его все прославляют),

Словом, лучший из всех в подвигах силы людской, -

Благозаконнее город не станет от этого вовсе.

Городу, правду сказать, радости малое того,

Что победил кто-нибудь, на Писейских брегах состязаясь:

Тем не умножит добра он в городских кладовых."

(Пер. С. Ошерова) 11.

И тем не менее профессиональный спорт развивался и ничто уже не могло остановить этого процесса. Новых победителей - олимпиоников сопровождали восторженные толпы поклонников, им вручали ценные призы и венки, посвящали статуи и хвалебные оды. Перед престижем Олимпийских игр благоговели эллинистические династы и римские императоры. Их общественно- политическое и культурное значение было настолько велико, что в XIX веке привело к возобновлению этих соревнований.

Примечания

1. MORETTI L. Olympionikai i vincitori neglc antichi agoni olimpici. - Atti delle Academia nazionale dei Lincci Roma. 1957, ser. 8, vol. 8, fasc. 2; BOH RINGER F. Cultes d'alhletcs en Grecc classique: propos politiques, discours mythiques. - Revue des etudes anciennes, 1979, t. 81, p. 5 - 18; ЗЕЛЬИН К. К. Олимпионики и тираны. - Вестник древней истории, 1962, N 4, с. 20 - 29; КУЗИЩИН В. И. Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры. - Вопросы истории, 1997, N 1, с. 48 и др.

2. HIGGINS R. Minoan and Micenacn Art. Lnd. 1967: CHADWICH J. The Mycenaean World. Cambridge. 1976; YALOURIS N. The Olympic Games Through the Age. Athens. 1976.

3. На Олимпийских играх нее спортсмены выступали в двух возрастных группах - paides ("мальчики") и andres ("мужчины"). На всех остальных панэллинских играх были три возрастные группы - paides ("мальчики"), agencioi ("безбородые", т. е. юноши) и andres ("мужчины").

4. Переодоником считался спортсмен, последовательно победивший па всех панэллинских играх (Олимпийских, Пифийских, Истмийских, Немейских) в течение одного олимпийского года.

5. ДОРИЕЙ. Пер. Ю. Голубца. Зевсовы дни - Олимпийские игры, посвященные Зевсу Олимпийскому; посрсдь люда, пришедшего в храм - в первый день Олимпийских игр все спортсмены и зрители собирались у храма Зевса Олимпийского для церемонии торжественного открытия игр; писейские жрецы - на церемонии открытия совершалось крупное жертвоприношение Зевсу Олимпийскому.

6. АРИСТОФАН. Облака. Пер. Адр. Пиотровского.

7. ЯМВЛИХ. О пифагорейской жизни. Пер. А. В. Лебедева.

8. RENFREW J, M. Food for Athletes and Gods: A Classical Diet. - The Archaeology of the Olympics. Lnd. 1988, p. 176; ЗВЕРЕВ Я. И. Олимпийский огонь в общественном сознании афинян VI в. до н. э. - Древний восток и античный мир. Вып. III. М. 2000, с. 60.

9. АРИСТОФАН. Мир. Пер. Адр. Пиотровского.

10. КСЕНОФОНТ. Воспоминания о Сократе. Пер. С. И. Соболевского.

11. Пятиборство на Олимпийских играх включало в себя бег, прыжки, борьбу, метание копья и диска. В программу игр в 708 г. до н. э. было введено: с 648 г. до п. э. панкратий - борьба, с разрешением всех возможных приемов. В Афинах олимпионики получали право сидеть в первом почетном ряду театра Диониса.

Автор: Т. Б. Гвоздева, кандидат исторических наук, старший преподаватель Литературного института им. А. М. Горького.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Saygo @ Ноя 17 2012, 22:13)
Еще во времена Павсания (во II веке н. э.) там стояло более 230 бронзовых статуй победителей, которые уцелели даже после двухсотлетнего господства римлян.

О времени жизни Павсания - он жил около 159 г. н. э., о чём красноречиво говорит следующий отрывок (напоминаю: 235 Олимпиада, означает, что прошло 234 Олимпиады после т. н. Первой Олимпиады 776 г. до н. э. - потому что она сама учёту не подлежит, потому что не означает, что после какого-то иного события прошло ещё 4 года, и является точкой начала отсчёта, и поэтому выходит (235-1)х4= 936 лет, к тому же при переходе от счёта до н. э. к счёту после н. э., теряется один год, т. к. после 1 г. до н. э. идёт сразу 1 г. н. э., и т. о. получается 776-936=-160, и теперь 160-1 (разница при переходе к новой эре)=159 г. н. э.):

Павсаний, Описание Эллады, кн. X (Фокида):

XXXIV

2. В мое время, когда разбойничий отряд костобоков сделал вторжение в Элладу, он дошел и до Элатеи. Тогда один из жителей Элатеи, Мнесибул, собрал вокруг себя отряд из своих взрослых сограждан, убил многих из варваров, но и сам пал в битве. Этот Мнесибул одержал много различных побед в беге; между прочим, в 235-ю олимпиаду он победил в простом беге и в двойном беге со щитом. В Элатее, по дороге сюда, стоит медная статуя этого бегуна Мнесибула.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Saygo @ Мар 1 2013, 08:32)
...
Самые четкие претензии к профессиональным атлетам сформулировал Платон. Он утверждал, что каждому мужчине необходимо заниматься гимнастическими упражнениями для того, чтобы развивать в себе смелость и отвагу, а не просто для развития мышц (Plat. Res. Pub. 410b).

Платон знал, что говорил...
Если память мне не изменяет - Платон был неоднократным победителем Олимпийских игр в панкратионе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Диоген Лаэртский писал, что настоящее имя философа было Аристокл, в честь деда, а тренер по борьбе, некий Аристон из Аргоса, нарек его "платоном", что видимо значит "широкоплечий". Дикеарх из Мессены обмолвился, что Платон принимал участие в Истмийских играх. О его участии в Олимпийских играх история умалчивает.

Должен заметить, что в Истмийских играх помимо атлетов соревновались также поэты и музыканты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Saygo @ Мар 14 2013, 17:29)
Диоген Лаэртский писал, что настоящее имя философа было Аристокл, в честь деда, а тренер по борьбе, некий Аристон из Аргоса, нарек его "платоном", что видимо значит "широкоплечий". Дикеарх из Мессены обмолвился, что Платон принимал участие в Истмийских играх. О его участии в Олимпийских играх история умалчивает.
Должен заметить, что в Истмийских играх помимо атлетов соревновались также поэты и музыканты.

Платон - просто "широкий". Считается, что это произвище из-за его широкого лба.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Бубка С.Н. Римский период в истории древнегреческих олимпийских игр

Древний Рим, реализуя свою политику завоеваний в Европе и за её пределами, в 215 – 205 годах до н.э. привлёк на свою сторону – в борьбе против Македонии – Ахейский союз, созданный из нескольких греческих городов-государств, расположенных на полуострове Пелопоннес, а также некоторые полисы балканской Греции [2, 8].

Следствием дальнейших событий стало то, что Македонии пришлось уступить Риму свои владения на территории Греции. И хотя формально римлянами была провозглашена свобода Греции, реально же греческие города-государства попали под контроль Рима [10].

Позднее, когда римляне разгромили одно из самых крупных государств эллинистического мира – Македонию (в 168 г. до н.э.), изрядно расширившийся и окрепший Рим уже больше не нуждался в греческих союзниках [9, 14]. Результаты этого не замедлили сказаться: сперва римляне захватили у Родоса его колонии, находившиеся в Малой Азии, а потом начали войну с Ахейским союзом, нанеся ему в 146 году до н.э. поражение. После этого Ахейский союз прекратил своё существование, а входившие в него греческие города-государства попали под римское владычество [2, 10].

Когда в 63-67 гг. до н.э. войска Рима захватили остров Крит, а в 65 году до н.э. римлянами было ликвидировано государство Селевкидов (эллинистическое Сирийское царство, основанное после смерти Александра Македонского одним из его полководцев Селевком І), расположенные на территориях Палестины и Сирии греческие государства перестали существовать, превратившись в римские провинции. А в 30 году до н.э. римляне захватили и включили в состав своей империи последнее из существовавших к тому времени эллинистических государств – расположенное в Египте царство, основанное – также после смерти Александра Македонского – его полководцем Птолемеем І [8, 9, 14].

Утрата независимости греческих государств не могла не сказаться негативно на различных – социальных, религиозных, политических, экономических и других – аспектах жизни общества в Древней Греции. И если на начальном этапе завоевания победители – римские правители – достаточно благосклонно и даже уважительно относились как к святилищам побежденных ими греков, находившимся в Олимпии, так и к проводимым там Олимпийским играм [1, 3, 15], то в дальнейшем в покоренной Римом Древней Греции стали проявляться различные явления, носившие негативный характер, в том числе и в атлетике (спорте). Интерес к таким атлетическим состязаниям со стороны греческого населения существенно снизился [3, 4], а Олимпийские игры, как и другие всегреческие соревнования (Пифийские, Истмийские, Немейские игры), стали несколько менее популярными и менее престижными.

Но, наряду с этим, в покоренной Римом Греции продолжали функционировать такие структуры тогдашней древнегреческой системы образования и физического воспитания, как гимнасии, благодаря чему они оставались своего рода центрами, позволявшими грекам и под римским владычеством сохранить своё национально-историческое, культурное, образовательное и духовное наследие, включая и такой его весомый фактор, как атлетические (спортивные) состязания [2, 10]. А впоследствии различные наместники Рима в Древней Греции, с достаточным уважением относившиеся к греческой культуре и традициям, нередко проявляли себя как сторонники возрождения тех или иных местных и региональных атлетических и других состязаний и даже способствовали сооружению гимнасиев и стадионов [3, 8].

В самом же Риме (в ранний период древнеримской истории) различные массовые действа, в том числе фестивали и другие праздники, были чаще всего посвящены плодородию земель, сбору урожая, обрядам очищения и т.п. – и включали как жертвоприношения животных, так и театрализованные представления (символизировавшие благодарность древнеримского общества богам за победы над врагами в войнах или за избавление от какого-то бедствия или иной кризисной ситуации), а также весьма популярные в Древнем Риме гонки на колесницах, бои зверей и поединки гладиаторов [10, 18].

Что же касается роли физических упражнений в процессах воспитания в Древнем Риме, то для конкретизации этого можно привести здесь цитату из труда французского исследователя Поля Гиро «Исторические чтения. Частная и общественная жизнь римлян»: «Тот, кто хочет составить себе представление о воспитании римлянина в те времена, пусть прочтет у Плутарха описание того, как воспитывал своего сына Катон Старший. Он сам взял на себя заботы о ребенке, сам учил его грамоте и праву и руководил его физическими упражнениями. Он имел терпение написать собственноручно большую тетрадь, чтобы обучить сына письму. Но больше всего учил он собственным примером: как садиться на лошадь, как владеть оружием, бороться, как перебраться вплавь через реку, как переносить холод и зной – всё это отец сам показывал своему сыну, никому не уступая чес-ти научить его сделаться гражданином и солдатом, достойным имени римлянина. Такая чисто практическая система воспитания долгое время была обычной в хороших семействах. Такое воспитание имело то преимущество, что оно делало тело крепким, характер твердым, душу дисциплинированной и слепо подчиняющейся законам. Ему, без сомнения, Рим обязан тем, что добился владычества над всем миром, причем ни разу во время самых великих бедствий его граждане не падали духом. Но такая система имела и оборотную сторону. Практический интерес оказывался единственным руководящим правилом жизни; ничего не делалось для развития нежных свойств сердца, для того, чтобы доставить человеку способность к тонкому и бескорыстному умственному наслаждению. Типичный римлянин, соответствующий древнему идеалу, это Катон, рекомендующий продавать раба после того, как он состарится в доме и не в состоянии уже больше служить; это Мумий, который со спокойным сердцем уничтожает в Коринфе чудные произведения искусства. Наступило, впрочем, время, когда греческое влияние заронило в здравые и ограниченные умы зачатки мировоззрения менее сурового и отводящего более места идеалам. Начиная с эпохи Пунических войн, мы видим множество признаков этого изменения. Воспитание ещё сохраняет свой частный характер, власть отца ещё остается неприкосновенной, но недостаток общеобразовательных идей и сведений начинает уже пополняться, благодаря всё усиливающемуся влиянию Греции» [4, 11, 12].

Во времена республики в Древнем Риме ежегодно проводились семь народных праздников, занимавших в общей сложности 66 дней, – Римские игры, Плебейские игры, Игры Цереры, Игры Апполона, Игры Кибелы, Игры Флоры, Игры триумфа Суллы. А во времена Римской империи число праздничных дней постоянно увеличивалось, достигнув 175, из которых 10 дней предназначались для боёв гладиаторов, 64 дня – для игр в цирке и 101 день – для театральных представлений [4].

В своем труде «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» Лидия Винничук [3], в частности – в разделе, посвященном праздникам и зрелищам в Древнем Риме, – отмечает: «Римлян куда больше, чем музыка, чем выступления танцоров и даже театральные представления, притягивали к себе состязания на колесницах в цирках и кровавые действа в амфитеатрах. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории верований, культов и религиозных обрядов».

Та же Лидия Винничук в одном из разделов своего упомянутого выше труда, озаглавленном «Игры в Древнем Риме», пишет: «Хотя и не так страстно, как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами, прежде всего выступлениями атлетов. Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186 г. до н.э. полководец Марк Фульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям и традициям» [3].

Но, наряду со всем этим, следует констатировать и то, что, как отмечает, например, Поль Гиро, римляне «…на музыку всегда смотрели исключительно как на аккомпанемент к религиозному пению, а на танцы – как на принадлежность религиозного обряда; даже пример царственного певца Нерона не мог искоренить этих предрассудков. И если император Юлиан учил ходить под музыку пиррихи*, то это было скорее физическое упражнение для развития ловкости и изящества, чем урок танцев. Даже гимнастика не пользовалась расположением этого народа воинов. Нагота атлетов всегда казалась им безнравственной и возмутительной, на палестры они смотрели как на школы праздности и разврата. Сенека говорил, что эта наука составлена из масла и грязи [4, 20].

Тот же автор (4) в главе своего труда, посвященной зрелищам в Древнем Риме, отмечает, что там: «Среди цирковых увеселений во все времена преобладал бег колесниц. Бывали также и бега лошадей с вольтижировкой. На арене выступали, кроме того, кулачные бойцы, скороходы и борцы. Во времена республики молодые граждане устраивали… примерные сражения и военные парады. В императорскую эпоху представления такого рода давались отрядами пехоты и конницы. Нередко всё сословие всадников дефилировало верхом по цирку. Дети сенаторов, покрытые блестящим вооружением, иногда производили конные упражнения, выстроившись по возрасту. В древние времена граждане не стыдились сами править колесницами, хотя иногда и поручали это рабам. Позднее ремесло возницы сделалось достоянием исключительно людей низкого звания. Впрочем, оно было довольно прибыльным. Победителям давали не только пальмовые ветви и венки; они получали также деньги и драгоценные материи».

Борьба атлетов в Древнем Риме появилась в 186 г. до н.э. До конца Римской республики об этом виде состязаний упоминается несколько раз, но, в общем, довольно редко. Гораздо больше распространяется в Древнем Риме борьба атлетов со времени Августа.

В 17 году до н.э. в Риме праздновались Юбилейные игры**. «Август хотел, чтобы этот праздник вышел блестящим. Празднество… продолжалось три дня и три ночи» [4].

В то же время римляне, завоевавшие Древнюю Грецию, руководствуясь принципами того, что можно было бы, используя современную терминологию, назвать культурной дипломатией, в своих политических целях даровали привилегии важнейшим древнегреческим играм – Олимпийским, Пифийским, Немейским и Истмийским (18). Римские императоры (далеко не все) поощряли сохранение на завоеванных территориях Древней Греции местных религиозных и культурных традиций (проводя, таким образом, свою политику ассимиляции и патроната).

Известный древнегреческий поэт Гораций, живший в 65-8 гг. до н.э., говоря о влиянии различных проявлений древнегреческой культуры на римских завоевателей греческих государств, красноречиво отметил, что плененная Греция победила своего некультурного победителя [6]. Однако следует отметить и то, что древнегреческая атлетика никогда не составляла конкуренции древнеримским гонкам на колесницах либо таким популярным в Древнем Риме кровопролитным зрелищам, как бои гладиаторов или зверей [10, 19].

Говоря о постепенно происходившем завоевании римлянами древнегреческих государств, завершившемся тем, что со временем все они оказались под властью Рима, нельзя не упомянуть и о том, что греки неоднократно оказывали римским завоевателям серьезное сопротивление. Например, менее чем через шестьдесят лет после того, как в битве под Коринфом (146 г. до н.э.) римляне понесли поражение греческим войскам Ахейского союза, весьма значительные части Древней Греции, включая Афины, Спарту, Беотию и Ахайю, объединились с понтийским царем Митридатом в борьбе против Рима. Но в 87 году до н.э. римский полководец Луций Корнелий Сулла разбил греческие войска в районе Афин и Пирея. После этого римляне разгромили и разбили не только Афины (уничтожив к тому же значительную часть населения этого города), а и нанесли существенный ущерб святилищам в Олимпии и Дельфах, а также находившимся там крупным греческим спортивным и образовательным сооружениям.

Когда Луцию Корнелию Сулле при осаде Афин не хватало как денежных средств, так и необходимых материалов, он отдал своим войскам приказ – вырубить деревья в священных рощах в том афинском пригороде, где находилась Академия Платона, и в загородном парке возле храма Аполлона (там был расположен гимнасий, в котором в свое время преподавал Аристотель). Также Сулла вывез из нескольких святилищ Древней Греции наиболее ценные из находившихся там прекрасных даров [13].

В дальнейшем, когда в 82 г. до н.э. Луций Корнелий Сулла в ходе кровавой междоусобной войны стал правителем Рима и установил там военную диктатуру, он не только жестоко расправился с противниками, сделав свою власть по сути неограниченной, но и выступил с инициативой о переносе Олимпийских игр в Рим. Одним из слагаемых в этой политике Суллы стало то, что он после завершения проходивших в Олимпии в 80 г. до н.э. Игр 175-й Олимпиады привез всех их участников в Рим, где представил жителям города (13). Однако, несмотря на то, что в период владычества Суллы древнегреческим Олимпийским играм был нанесен весьма существенный ущерб, полностью реализовать свои планы (относительно их переноса из Олимпии в Рим) не удалось, поскольку в 79 г. до н.э. ему пришлось сложить свои диктаторские полномочия, а в следующем году Сулла скончался.

Древняя Греция снова попыталась сопротивляться римским завоевателям во времена Гая Юлия Цезаря, который – после побед в 48-45 гг. до н.э. над войсками Помпея и его сторонников – был провозглашен в Риме пожизненным диктатором. В дальнейшем он неоднократно в ознаменование своих военных побед устраивал различные пышные зрелища, включавшие гонки на колесницах, бои гладиаторов и состязания атлетов.

В борьбе против Юлия Цезаря свои силы объединили такие греческие полисы, как Афины, Фессалия, Беотия, Ахайя, Спарта и Крит. Но одолеть римлян и вернуть себе независимость им не удалось [10].

Когда в 44 году до н.э. вследствие заговора был убит повелитель Рима Гай Юлий Цезарь, преемником стал его внучатый племянник Октавиан, который затем, после победы в продолжительной гражданской войне, закончившейся в 30 г. до н.э., стал фактически единовластным правителем Римского государства, тогда еще формально сохранявшего республиканский статус. В дальнейшем он – как Октавиан Август – правил уже как римский император. При его правлении были предприняты действенные меры не только для установления мира в государстве и создания благоприятных условий для развития различных видов культуры и искусства (скульптуры, архитектуры, театральных представлений, боёв гладиаторов и прочих зрелищ), но также соревнований кулачных бойцов и других атлетических состязаний [9].

Август завершил строительство самого большого в тогдашнем мире ипподрома, которое было начато еще при Юлии Цезаре. Как отмечал, в частности, Плутарх [11], в архитектуре этого ипподрома, украшенного многочисленными статуями и красивыми арками из мрамора, гармонично сочетались греческие и римские воззрения на атлетику (спорт) и спортивные сооружения.

Особо следует подчеркнуть, что Август многое сделал и для возрождения прежнего величия крупнейших всегреческих соревнований, прежде всего – Олимпийских игр. Он осуществил реставрацию ряда спортивных и культовых сооружений в Олимпии и в Дельфах, возвратил туда из Рима те сокровища, которые в свое время вывез Сулла. Олимпия, где восстанавливались пришедшие в упадок прежние спортивные сооружения и строились новые, при Августе успешно развивалась и опять стала преуспевающим городом. Кроме того, при правлении Августа стали проводиться и другие всегреческие игры, местами для которых были определены Афины и Александрия. Август учредил и свои новые Игры, образцом для которых были Олимпийские, а проводились они в основанном им в Никополисе – городе, расположенном в западной части Греции. Но в то же время, как констатируют исследователи [8, 10], появление при Августе новых Игр не привело к снижению популярности Олимпийских игр и их важной роли в жизни общества.

Один из исследователей истории Древнего Рима Т. Моммзен отмечает, что в тот период, когда Древняя Греция пребывала под римским владычеством, там происходило смешение местных (греческих) и привнесенных завоевателями-римлянами традиций: эллинские увеселительные зрелища оказывали влияние на Рим, а эллинские цари в той или иной степени адаптировались к римским зрелищам [9].

Различные авторы [15, 18 и др.] указывают в своих трудах на то, что древнегреческая атлетика была более массовой и более спортивной, чем древнеримская, тогда как зрелища в Древнем Риме были более пышными и более увлекательными, нежели в Древней Греции.

Кроме того, если в атлетических состязаниях, проводившихся в Древней Греции, могли участвовать лишь те, кто были греческими гражданами, в римских соревнованиях имели право принимать участие не только граждане Рима [10].

D.G.Kyle [18] отмечает, что различные античные Игры – и проводимые в Древней Греции, и те, что проводились в Древнем Риме, – помимо их соревновательности и зрелищности, имели и такие характерные специфические черты, как наличие в них элементов принуждения, опасности и агрессивности.

Одним из принципиальных отличий между Олимпийскими играми эпохи независимости Древней Греции и Олимпийскими играми в период, когда греческие государства попали под власть Рима, было и то, что греческие атлеты, как правило, являлись представителями привилегированных слоёв тогдашнего общества в Древней Греции – и для них участие в Олимпийских играх (для которого требовалась длительная предварительная подготовка) было почётным, тогда как в Древнем Риме (особенно в имперский период его истории) физические упражнения воспринимались лишь как составная часть воинской подготовки, а атлетику (спорт) римляне считали бесполезным занятием и, в определённой мере, зрелищем [6, 14]. В связи с этим, во времена римского владычества над Древней Грецией среди участников Олимпийских игр появлялось всё больше людей из низших слоёв тогдашнего общества. К тому же они к своим занятиям атлетикой вообще и к участию в Олимпийских играх относились как к профессиональной деятельности [5, 7, 10]. Причем, как отмечал, например, римский историк Гай Транквилл Светоний, живший между 70 и 160 гг. н.э., римские императоры, участвовавшие в конных
состязаниях Олимпийских игр на колесницах, стано-вились их победителями как владельцы лошадей, а не
в качестве наездников [13].

Тиберий, ставший римским императором после смерти Августа в 14 году н.э. и правивший до 37 г. н.э., не только уделял большое внимание играм в греческой Олимпии, но и стал победителем Игр 194-й Олимпиады в гонках на колесницах, запряженных четверками лошадей. Также стоит отметить и то, что во времена правления императора Тиберия в Олимпии были возведены новые сооружения, среди которых – триумфальная арка.

А победителем Игр 199-й Олимпиады в гонках на колесницах стал Германик – римский военачальник и государственный деятель [10].

В отличие от Августа и Тиберия, благоволивших к святыням Олимпии и способствовавшим развитию Олимпийских игр, совсем по-иному относился к ним следующий римский император Калигула – жестокий деспот, правивший с 37 до 41 гг. н.э. В частности, он намеревался вывезти из Олимпии в Рим легендарное творение великого древнегреческого скульптора Фидия – статую Зевса, сделанную из золота и слоновой кости. Однако осуществить этот свой замысел Калигула не успел, поскольку в 41 году н.э. он был убит заговорщиками-преторианцами из императорской гвардии.

Большим почитателем древнегреческой культуры был Нерон, живший в 37-68 годы н.э. и правивший Римской империей с 54 по 68 гг. н.э. Он увлекался пением и театром, участвовал во многих состязаниях и конкурсах, поддерживал атлетику (спорт) и Олимпийские игры, осуществлял строительство различных сооружений в Олимпии.

Но не этими делами Нерон вошел в историю вообще и в историю Олимпийских игр в частности, а такими своими гипертрофированными негативными личными качествами, как ничем не ограниченные жестокость, тщеславие и своеволие. Он, грубо поправ олимпийские идеалы и общепризнанные принципы, пошел даже на то, чтобы себе в угоду нарушить бывшую дотоле незыблемой хронологию проведения Олимпийских игр. Стремясь одновременно стать победителем всех четырех соревнований всегреческого масштаба – Олимпийских, Истмийских, Немейских и Пифийских игр, Нерон добился перенесения – на два года позже – сроков Игр 211-й Олимпиады. Благодаря этому в 67 году н.э. состоялись все четыре упомянутые соревнования, а Нерон, хотя во время конных состязаний на колесницах в Олимпии он упал и выбыл из соревнований, тем не менее был провозглашен олимпийским чемпионом; кроме того, получил венки победителя даже в тех видах программы Игр, где он вообще не участвовал, а также был объявлен победителем в театральном, певческом и других конкурсах, после чего возвратился в Рим, незаслуженно увенчанный великим множеством наград. Помимо всего этого, Нерон ещё и вывез в Рим из Олимпии немало статуй, украшавших там древнегреческие святилища [2, 12].

С учетом всех этих отвратительных деяний не удивительно, что после того, как в результате мятежа, произошедшего в 68 году н.э., Нерон был свергнут и покончил жизнь самоубийством, его имя было вычеркнуто из списков победителей Олимпийских и других игр.

Смерть Нерона поставила точку в правлении в имперском Древнем Риме династии Юлиев-Клавдиев. С 69 до 96 гг. н.э. Римской империей правила династия Флавиев. Причем можно отметить, в частности, что римские императоры из этой династии относились к находившейся под их властью Греции довольно благосклонно – и не только время от времени посещали древнегреческие города и святилища, но и содействовали их процветанию [10].

«Золотым веком» Римской империи стало время правления императоров из династии Антонинов (с 96 до 192 гг. н.э.). В ту пору позитивные изменения происходили не только в Риме, но и в находившейся под римским владычеством Древней Греции, где началось возрождение этой страны. К тому же ряд римских императоров с уважением относились к различным проявлениям культурного наследия древнегреческой цивилизации и к ее достижениям в самых разных сферах жизни эллинского общества.

Особенно щедрым в этом отношении был император Адриан, правивший в Древнем Риме с 117 по 138 гг. н.э. Он, будучи большим почитателем, как греческой культуры, так и Олимпийских игр, всячески их поддерживал. Адриан немало сделал для восстановления храмов и других святилищ в Олимпии (и был в благодарность за это удостоен статуи, установленной в священном для греков Алтисе), для строительства новых спортивных сооружений и для поддержки атлетов.

Во времена правления Адриана и при его содействии греческие Афины превратились в главный образовательный и культурный центр Римской империи. При Адриане – и в его честь – неоднократно проводились всевозможные атлетические состязания, проходившие в Афинах, Пергаме, Неаполе, Галикарнасе, Смирне, Сиракузах и других городах Римской империи. Весьма примечательно и то, что в своем завещании Адриан пожелал, чтобы его похоронили не в Риме, а в Афинах – возле знаменитого стадиона. Это завещание императора (умершего в 138 году н.э.) было исполнено [16].

Политику Адриана в отношении Древней Греции в дальнейшем продолжали такие римские императоры, как Антоний Пий (правил в 138-161 гг. н.э.) и Марк Аврелий (правил в 161-180 гг. н.э.).

При всём этом следует подчеркнуть, что те или иные события в истории античных Олимпийских игр в Древней Греции, попавшей под власть Рима, обусловливались не только позитивным (в одних случаях) или негативным (в других) отношением государства к древнегреческой атлетике и к древнегреческим Олимпийским играм (как наивысшему ее проявлению) со стороны различных правителей Древнего Рима, но и гораздо более широкими и глубокими тенденциями, возобладавшими в тогдашнем обществе.

Особо стоит отметить, что после того, как становившаяся все более могущественной Римская держава завоевала не только Средиземноморский регион, но и почти весь античный мир, римлянами были в значительной мере восприняты и во многом ассимилированы древнегреческие исторические и культурные ценности [10].

Многие скульпторы и другие мастера, жившие и творившие в те времена в Средиземноморье, нередко копировали известные творения греческих архитекторов и ваятелей, тем самым, с одной стороны, способствуя дальнейшему развитию различных искусств в Древней Греции, а с другой – обеспечив тем самым то, что очень большое количество древнегреческих скульптурных и архитектурных произведений искусства, с которых во времена римского владычества в Древней Греции были сделаны копии, именно благодаря им дошли до наших времен и стали предметами изучения современных исследователей, тогда как многие греческие оригиналы этих творений в силу самых разных причин не сохранились (были уничтожены, украдены и т.п.).

Одними из наиболее убедительных иллюстраций подобных явлений стали приведенные в трудах известного древнегреческого путешественника, писателя и исследователя Павсания (жившего во второй половине ІІ века н.э. – начале ІІІ века н.э. и значительную часть жизни посвятившему изучению истории Древней Греции) описания её городов и различных местностей, нравов и обычаев древних греков, наиболее важных событий в их жизни (включая Олимпийские игры), древнегреческих архитектурных и скульптурных творений (в том числе в Олимпии), многие из которых стали известны этому исследователю именно по копиям, созданным во времена, когда Древняя Греция уже была под римским владычеством. Благодаря этому труды Павсания, значительная часть содержания которых опирается на изучение увиденных им в ходе путешествий во ІІ веке н.э. различных скульптур и сооружений, во времена античных Олимпийских игр находившихся в Алтисе (святилище в Олимпии), стали, пожалуй, одним из наиболее полных (если не самым полным) из дошедших до нас описаний памятников древнегреческой эпохи [10].

Исследователи отмечают и то, что сохранение, использование и развитие в Древнем Риме наследия древнегреческой цивилизации во многом стимулировало римлян и к их собственным достижениям в различных сферах культуры искусства [2, 10 и др.]. Культура Древнего Рима в период её расцвета опиралась на греческую культуру и в то же время содействовала ее дальнейшему развитию.

И архитекторы, и скульпторы Древнего Рима при сооружении дворцов, соборов и других зданий и при создании тех или иных скульптур во многом подражали своим древнегреческим предшественникам, чье творчество в значительной мере сказалось на последующих творениях древнеримских мастеров искусств [14]. При этом политическое господство Рима над Грецией тех времен не только не мешало римлянам преклоняться перед творческими и другими достижениями греков, но и даже привело к тому, что римлянами было признано могущество греческих богов, вера в которых помогла древнегреческим народам добиться их выдающихся достижений [10].

В те времена весьма оживленными были не только хозяйственные (экономические), но и культурные связи между Италией (Римом) и Грецией: в частности, в Италию прибывали многие греческие философы, поэты, учителя, которые нередко занимали в Риме видное положение. К тому же эллинское (древнегреческое) образование стало важной составляющей образования в Древнем Риме, а эллинская цивилизация стала там, в полном смысле слова, общераспространенной [9].

Именно благодаря всему этому в общественном сознании римлян, в их повседневной жизни и во многих других аспектах бытия и творчества была сформирована такая среда (используя современную терминологию – микроклимат), в которой, несмотря на все катаклизмы тех и последующих эпох, сохранились – и через многие веках дошли до наших времен – сведения о всевозможных исторически значимых особенностях Древней Греции, в том числе и о ее атлетике (спорте), и Олимпийских играх, и основополагающие идеалы олимпизма.

Кризисным для Римской империи стал ІІІ век нашей эры, когда участились волнения в различных провинциях, порой захватываемых стремившимися к большей власти наместниками, а также освободительные войны. Так, в середине ІІІ века от Римской империи отделились Испания, Галлия, Британия, Пальмира (древний город в Сирии), а в 260 году в войне с Персией римляне потерпели тяжелоепоражение [10].

В дальнейшем в Римской империи всё более преобладали центробежные тенденции, следствием чего стало ее разделение на четыре префектуры, произошедшее в 293 году. И хотя в последующем – в частности, при императорах Диоклетиане (284-305 гг. н.э.) и Константине І (306-337 гг. н.э.), подавивших ряд сепаратистских движений и вновь объединивших распадавшееся государство, была достигнута некоторая стабилизация положения в Римской империи, однако в IV веке негативные явления в ней продолжились.

Император Феодосий І (правивший в 379-395 гг. н.э.) в 394 году предпринял попытку военным путем восстановить единство Римской империи, но это ему не удалось. И в 395 году Феодосий І незадолго до своей смерти разделил Римскую империю между двумя своими сыновьями – Гонорием и Аркадием. При этом правителем Западно-Римской империи стал младший сын – Гонорий, а правителем Восточно-Римской империи (её еще именуют Византийской по названию столицы – города Византий) – Аркадий (старший сын Феодосия І).

На дальнейшие судьбы Древнего Рима и отдельных частей Римской империи весьма повлияли религиозные конфликты, прежде всего – противостояние между язычеством и христианством. В частности, упоминавшийся выше император Феодосий І был сторонником христианства и осуществлял политику, направленную на полное искоренение язычества. А поскольку древнегреческие Олимпийские игры в своей основе были явлением, базирующимся на религиозно-мифологических постулатах язычества, их печальная судьба была предопределена. К тому же еще до этого усиливавшейся профессионализацией атлетики (спорта) в Древней Греции размывались олимпийские идеалы и нравственные ценности олимпизма – и спорт всё сильнее отходил от древнегреческих историческо-мифологических корней.

Как отмечают исследователи, с 267 года н.э. прекратилась регистрация победителей античных Олимпийских игр. За период с 267 до 361 гг. н.э. не выявлено каких-нибудь документальных данных о состязаниях атлетов на Олимпийских играх. Известны лишь датируемые 369 годом н.э. и 373 годом н.э. сведения об атлете Фиоуменосе из расположенной в Малой Азии Филадельфии, победившем в состязаниях борцов. Есть также информация об армянском принце Вараздате, ставшем в 385 г. н.э. победителем соревнований по борьбе на Играх 291-й Олимпиады [10 и др.].

В 394 году н.э. римский император Феодосий І издал эдикт (указ), осуждавший языческие традиции (жертвоприношения богам и другие обряды), которые отныне рассматривались как преступления и соответственно карались. Тем же эдиктом были запрещены Олимпийские игры, и без того уже переживавшие весьма тяжелые времена.

Как считает норвежский исследователь профессор Х. Плекет (H. Pleket), “...упадок Олимпийских игр явился результатом упадка урбанизированного образа жизни и благосостояния в Римской империи в последние годы III века н.э. Игры не прекратились, а стали привлекать всё меньше и меньше людей. Начиная с IV века н.э. тренер в гимнасиях стал превращаться в своего рода врача, «ремонтировавшего» сломанные конечности и оказывавшего первую помощь. Христианство со своими атаками на тело, физическую культуру и спортивные соревнования доделало всё остальное» [21].


* Пиррихи – военная пляска дорийцев, населявших Крит и Спарту; в Древней Греции, а позднее в Древнем Риме (при императорах) ей обучались мальчики и юноши.
** Юбилейные игры – устраивались в Древнем Риме каждые сто лет в честь главнейших римских богов для того, чтобы обеспечить силу и могущество Рима.

Литература

Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады. – М.: Советский спорт, 2004. – 372 с.
Венгер В. Рим. История и культура римского народа: в 2-х томах. – С.– Пб.; Изд. т-ва М.О.Вольф, 1910. – Т. 1. – 562 с.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – Перевод с польского. – М.: Высшая школа, 1988. – 495 с.
Гиро П. Исторические чтения. Частная и общественная жизнь римлян. / Перевод с французского. Изд. 2-е исправленное. – М. Изд. в магазинах т-ва И.Д.Сытина, 1913. – 606 с.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта (8-е изд., перераб.). – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 320 с.
Гораций. К Лидии // Олимпийский огонь. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – С. 56.
Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры. – М.: Советский спорт, 2008. – 228 с.
Либерати А.М., Бурбон Ф. Древний Рим. История цивилизации, которая правила миром. – М.: АСТ; Астрель, 2004. – 291 с.
Моммзен Т. История Рима: в 5-ти книгах. – М.: АСТ, 2005. – 240 c.
Платонов В.Н., Булатова М.М., Бубка С.Н. и др. Олимпийский спорт: в 2-х томах. – К.: Олимпийская литература, 2009. – Т. 1. – С. 54-63.
Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2-х томах. – М.: Правда, 1987. – Т. 1. – 592 с.
Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2-х томах. – М.: Правда, 1987. – Т. 2. – 608 с.
Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Властелины Рима / Перевод М.Л.Гаспарова, С.Н.Кондратьева. – М.: Научно-издат. центр «Ладомир»; АСТ, 2000. – 944 с.
Сергиенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. – С.-Пб.: Издат. торг. дом «Летний сад», 2000. – 368 с.
Энциклопедия олимпийского спорта. В 5-ти томах. – Коллектив авторов. Под общ. ред. В.Н.Платонова. – Т. 1. – К.: Олимпийская литература, 2002. – С. 61-63.
Coubertin P. Games of Olympiad from Much Wenlock. // Athletigu.– 1980. – № 12. – P. 705-713.
Durantez C. Olympia. Y los juegos Olimpicas antiguos // Buzlada-Pamplona. – T. II. – Espania, 1975. – 500 p.
Kyle D.G. Sport and Spectacle in the Ancient World. – Oxford: Blackwell Publishing, 2007. – 403 p.
Kyrkos B. The development of sport in the Hellenistic and Roman Periods // The Olympic Games in Ancient Greece. – Athens: Ekdotike Athenon S.A., 1982. – P. 275-298.
Lynch L.M. Ancient Olympiads. Bridges to modern era. Vol. 1. – Los Angeles: World Sport Research and Publication, 2000. – 173 p.
Pleket H. The Olympic Games and their decline // Ist joint international session for directors of national sport federation. – Ancient Olympia, 1992. – P. 19-24

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Договорной бой

Как показала расшифровка древнего папируса, договорные спортивные матчи были не редкостью еще в античные времена. Согласно тексту, самый древний известный договорной поединок состоялся в 267 году н.э. В обнаруженном археологами договоре некий Деметрий (борец либо тренер борца) в финале боя должен был трижды поддаться, упав на спину и получить за это огромную по тем временам сумму в размере 3800 драхм серебром.

Финальный бой между борцами, по мнению ученых, должен был состоятся в ходе 138-х Великих Антинойских Игр. Это было одно из самых важных спортивных соревнований, проводившихся в египетском Антинополисе. Из текста понятно, что борцовский бой должен был состояться среди подростков. Награда Деметрию полагалась даже в случае обнаружения обмана судьями соревнований. В случае же, если борец не выполнит договор его, штраф составлял 3 таланта, примерно 75 килограммов серебром! Второй участник боя, в договоре его представляет отец Никантиноус, в случае победы получал пожизненную пенсию от своего родного города или значимый приз.

Папирус, на котором находился текст, был обнаружен во время археологических раскопок древнего города Оксиринха еще 100 лет тому назад экспедицией под руководством Бернарда Гренфелла и Артура Ханта. На данный момент все обнаруженные рукописи, более 500 000 штук хранятся в библиотеке Оксфорда. Его расшифровкой английские ученые занялись только сейчас и опубликовали свою работу в научном альманахе Oxyrhynchus Papyri.


OCl-fqg16Cw.jpg

xeDLvtXCpNE.jpg
Антиной


Купленный матч должен был состояться на мероприятии в честь Антиноя, умершего любовника императора Адриана. Антиной утонул в реке Нил недалеко от города Антинополис, основанного в его честь. Также после гибели его провозгласили богом и установили статуи по территории всей Римской империи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас