Saygo

Рорик Ютландский и летописный Рюрик

298 сообщений в этой теме

10 час назад, Сергий сказал:

О ком так красочно живописал Фотий патриарх в 860-м году?

У Фотия о "династийности" какой-либо у русов даже намёка нет. У него не упоминается о предводителе русов вообще, т.е. единоначалия у них не было тогда ещё. Военная демократия типа. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Mukaffa сказал:

"Русский каганат" и "Рюриковы русы" - это разные группы русов.

Т. е. династии уже (как минимум) две?

Мы можем предположить, что "Рюриковичи" боролись с династией "кагана-рус", но не знаем когда, кто и кого убил. Т. к. составители ПВЛ скрыли от потомков имена прежних правителей руси "каганов", и, описывая деятельность новой династии попали "пальцем в небо", расставляя даты вплоть до Игорева похода на греков.

К тому же...

Арабские географы начала X в. (Ал-Балхи, Ал-Истахри) знают аж три руси, в двух их которых легко угадываются Киевская и Новгородская земли, но в третьей (Арсе) сидит свой царь. Т. е. точно не "Рюрикович".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Сергий сказал:

Т. е. династии уже (как минимум) две?

Сомневаюсь. Рюрик был скорее выборным военным вождём. А в "каганате" если династия и появилась, то почти сразу и исчезла, вместе с самим каганатом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Mukaffa сказал:

У него не упоминается о предводителе русов вообще...

Предводители были... и крестились, между прочим.

 

Только что, Mukaffa сказал:

...единоначалия у них не было тогда ещё. Военная демократия типа. 

Но у них была сила, которой ни разу не удалось сплотить "Рюриковичам".

Константинополь спасся чудом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Сергий сказал:

Арабские географы начала X в. (Ал-Балхи, Ал-Истахри) знают аж три руси, в двух их которых легко угадываются Киевская и Новгородская земли, но в третьей (Арсе) сидит свой царь. Т. е. точно не "Рюрикович".

Так уже и говорили мы раньше об этом. Т.е. русы Пургасовой руси - это возможно потомки дорюриковых русов в среднем Поволжье.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Mukaffa сказал:

Так уже и говорили мы раньше об этом. Т.е. русы Пургасовой руси - это потомки дорюриковых русов в среднем Поволжье.

Это был исключительно ваш вывод.

Я же от себя замечу, что киевские летописцы, составлявшие ПВЛ, ничего об Арсе и борьбе с её царем не пишут вовсе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Mukaffa сказал:

Рюрик был скорее выборным военным вождём.

Когда был?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
46 минуты назад, Mukaffa сказал:

дорюриковых русов

Клеймо на них стояло "дорюриковы русы"?

Чем они отличались от всех прочей руси?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Сергий сказал:

Это был исключительно ваш вывод.

Я же от себя замечу, что киевские летописцы, составлявшие ПВЛ, ничего об Арсе и борьбе с её царем не пишут вовсе.

Но они не враждовали видимо. Притом Х в. - это век походов, во времена Игоря произошло объединение положим, а недовольные ушли в Мордву.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Сергий сказал:

Когда был?

Тут ещё выяснять надо. Скажем до "призвания". Но дружина и при Святославе играла значительную роль, тем более при Игоре, когда часть дружины не пошла повторно за данью к древлянам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Сергий сказал:

Клеймо на них стояло "дорюриковы русы"?

Чем они отличались от всех прочей руси?

Да особо ничем. Если судить по путям арабского серебра - то тоже выходцы из южной Балтики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 часа назад, Mukaffa сказал:

Притом Х в. - это век походов, во времена Игоря произошло объединение положим, а недовольные ушли в Мордву.

Игорь едва контролировал Поднепровье. Об этом дружно сообщают, как ПВЛ, так и Константин Порфирогенит. Если верить русскому летописанию - Ольге удалось подчинить себе русь по Мсте и Луге. А Поволжьем Ольга овладела с помощью своего возмужавшего сына Святослава. 

 

23 часа назад, Mukaffa сказал:

А в "каганате" если династия и появилась, то почти сразу и исчезла, вместе с самим каганатом.

Каганат в 838 году шлет послов Феофилу, в 860(?) успешно воюет с Михаилом. И вдруг исчезает... (с ваших слов) Почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
31 минуты назад, Сергий сказал:

Игорь едва контролировал Поднепровье. Об этом дружно сообщают, как ПВЛ, так и Константин Порфирогенит. Если верить русскому летописанию - Ольге удалось подчинить себе русь по Мсте и Луге. А Поволжьем Ольга овладела с помощью своего возмужавшего сына Святослава. 

Тогда "основатель династии" выходит - Ольга. Что собственно всей дошедшей инфой о тех временах и подтверждено.

Единственно, получается, что Ольга однозначно из благородного рода должна быть, ибо получила соответственное воспитание с детства, т.е. умение управлять.

 

36 минуты назад, Сергий сказал:

Каганат в 838 году шлет послов Феофилу, в 860(?) успешно воюет с Михаилом. И вдруг исчезает... (с ваших слов) Почему?

Но скорее всего, того каганата 830х уже не существовало. В Константинополь пришла уже новая группа русов, пусть даже с примкнувшими к ним из остатков каганата.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
12 часа назад, Mukaffa сказал:

Тогда "основатель династии" выходит - Ольга. Что собственно всей дошедшей инфой о тех временах и подтверждено.

Единственно, получается, что Ольга однозначно из благородного рода должна быть, ибо получила соответственное воспитание с детства, т.е. умение управлять.

На мой взгляд, династия происходит от Игоря - его знает русь и соседи. А Ольга - основатель государства.

Благородного рода? Не знаем. Но у Константина Порфирогенита были основания посадить её за стол со своей семьей. Умение управлять (государством) появилось у Ольги после того, как она ознакомилась с империей ромеев воочию и прожила там несколько месяцев. Т. е Ольга - способная ученица басилевса - Константин любил поучать ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Сергий сказал:

На мой взгляд, династия происходит от Игоря - его знает русь и соседи. А Ольга - основатель государства.

Не факт. Как известно. Игорь был уже в преклонном возрасте, когда Ольга стала его женой. А до Ольги, у него что, жен не было разве? что-то сильно сомнительно. Наложницы по-любому имелись, а значит могли быть от них и дети. Ежели вариант - что Игорь типа бесплоден, то Святослав - не его сын получается. Формально - да, Игоревич, и только.

Вообщем Игорю судя по всему было по барабану кто будет после него править, и это даже при том, что он сам не выборным был(а это точно неизвестно).

 

3 часа назад, Сергий сказал:

Благородного рода? Не знаем. Но у Константина Порфирогенита были основания посадить её за стол со своей семьей. Умение управлять (государством) появилось у Ольги после того, как она ознакомилась с империей ромеев воочию и прожила там несколько месяцев. Т. е Ольга - способная ученица басилевса - Константин любил поучать

Нереально. ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 25.08.2017в09:56, Mukaffa сказал:

Игорь был уже в преклонном возрасте, когда Ольга стала его женой.

Откуда это известно? Из ПВЛ? Но даты в ПВЛ, до похода Игоря на греков, расставлены авторами произвольно. И совершенно расходятся с датами Новгородской первой летописи.

Вот например Новгородская первая летопись:

В лѣто 6428 [920]. Посла князь Игорь на Грѣкы вои Русь скыдеи 10 тысящь. И приплыша ко Цесарюграду, и многа зла створиша Русь: Суд бо весъ пожгоша огнемъ; а ихъ же имше плѣнникы, овѣх растинаху, иныя же къ землѣ посѣкаху, другыя же поставляюще,стрѣлами стрѣляху; елико же ратнии творят, изъломяще опакы руцѣ и связающе, гвозды желѣзны посрѣде главъ вбивающе; и многыи церкви огневи предаша. Въ время же то царствующю во градѣ Роману, и абие посла Романъ цесарь патрикыя Феофана съ вои на Русь, и огненымъ строемъ пожьже корабля рускыя. И възратишася Русь въ своя. Том же лѣтѣ препочиша и другое, на третьее идоша.

В лѣто 6429 [921]. Игорь и Олегъ пристроиста воя многы, и Варягы и Полянѣ и Словенѣ и Кривичи, и корабля многы бещисленыи.

 

Где из летописных текстов видно, что Игорь был стариком? Из летописных текстов следует, что Ольга была молода - это да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Сергий сказал:

Где из летописных текстов видно, что Игорь был стариком?

Да общепринято вроде как-то, Игорь Старый типа. Пока не готов на этот вопрос ответить. По Игорю надобно дополнительные материалы изучать.:rolleyes: 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 час назад, Mukaffa сказал:

Да общепринято вроде как-то, Игорь Старый типа.

Иларион Русин " О ЗАКОНЕ, МОИСЕОМЪ ДАНЕЕМЪ, И О БЛАГОДЕТИ И ИСТИНЕ":

Похвалимъ же и мы, по силе нашеи, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующе, мужьствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепостию поминаются ныне и словуть.

 "Старый" здесь означает "основатель династии".

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Сергий сказал:

"Похвалимъ же и мы, по силе нашеи, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворьшааго нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера, вънука старааго Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующе, мужьствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепостию поминаются ныне и словуть."

 "Старый" здесь означает "основатель династии".

Разве?

Что-то не уверен.

Надо чтоб curser  прокомментировал значение оного эпитета. Он же вроде знаток древнерусского.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 29.08.2017в20:21, Mukaffa сказал:

Что-то не уверен.

А вы приглядитесь к современникам князя Игоря.

Вот, например, основатель датской династии (существующей поныне) Горм Гамли (Старый, на датском Gorm den Gamle) сын Кнута - первый признанный король Дании.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Сергий сказал:

А вы пригладитесь к современникам князя Игоря.

Вот, например, основатель датской династии (существующей поныне) Горм Гамли (Старый, на датском Gorm den Gamle) сын Кнута - первый признанный король Дании.

Иларион основывается на византийской и южнославянской традиции, о западноевропейских он скорее даже не знал.

Т.е. нужен пример подобного употребления данного эпитета в византийской литературе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да и ладно, пусть будет основателем династии, собственно я лично и не оспариваю например. Но со временем его жизни надобно разбираться. Не был бы действительно старым, эпитет "старый" не получил бы. ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
On 8/20/2013 at 11:13 AM, muarrih said:

То есть фризского Рорика на Ладоге не было. И едва ли был там какой-то другой Рорик. Основатель первой Российской династии - личность, скорее всего, легендарная, но Рорик Ютландский мог послужить прототипом для создания этой легенды.

К сожалению, ключевой документ древнерусской истории отсутствует. Я имею в виду объявление народу и сенату о предстоящей свадьбе Владимира Киевского и Анны Византийской. Обошел ли брат невесты заветы не родниться через брак с северными нечестивцами или удалось найти руса из рода франков..

Изменено пользователем Ингерин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас пришло в голову ;)

По скандинавской традиции сын Игоря должен был называться - Рюрик....

а он - Святослав.

Отсюда два вывода:

1. скандинавских обычаев в семье Игоря никто не придерживался.

2. никакого Рюрика в семье Игоря родственником не считали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.01.2018в18:20, Сергий сказал:

По скандинавской традиции сын Игоря должен был называться - Рюрик....

а он - Святослав.

Отсюда два вывода:

1. скандинавских обычаев в семье Игоря никто не придерживался.

2. никакого Рюрика в семье Игоря родственником не считали.

Федор Успенский (в одном своём интервью, сходу!) на туже тему, более аргументированно:

Цитата

Раз скандинавы пришли на Русь, то мы должны были бы ожидать развернутой генеалогии. Если вы откроете любой скандинавский источник, прежде всего родовые саги, то вы обнаружите, что для того, чтобы человек начал жить на страницах саги, о нем надо сообщить все до десятого колена. Ничего подобного о Рюрике мы не знаем. У него не было матери, отца, а были только братья. Никакой генеалогии, даже примитивной, которая была бы необходима для скандинавского источника, здесь нет. Это вещь, говорящая о том, что рассказ летописца о Рюрике уже составлялся вне какого-то взаимодействия со скандинавским миром.

Вообще, надо заметить, что "взаимодействия со скандинавским миром" на Руси XI столетия было хоть отбавляй :rolleyes:

Но в целом Успенский прав - "скандинавский мир" в составлении легенды никак не поучаствовал. Подробностей, типичных для скандинавских саг, в легенде нет совсем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Плавания полинезийцев
      Автор: Чжан Гэда
      Кстати, о пресловутых "секретах древних мореходах" - есть ли в неполитизированных трудах, где не воспеваются "утраченные знания древних", сведения, что было общение не только между близлежащими, но и отдаленными архипелагами и островами?
      А то есть тенденция прославить полинезийцев, как супермореходов, все знавших и все умевших.
      Например, есть ли сведения, что жители Рапа-нуи хоть раз с него куда-то выбирались?
    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.