Saygo

Рорик Ютландский и летописный Рюрик

298 сообщений в этой теме

9 минут назад, Сергий сказал:

Ввиду того, что имя "заморское", логично предположить, что Ростислав был женат на знатной скандинавке, дочери конунга Хрёрека (Рюрика) и после смерти тестя нарек своего сына его именем.

Какого "конунга Хрёрика"? Неизвестно какого? Так нафантазировать можно целый воз и маленькую тележку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, Сергий сказал:

Пусть :unsure:

Как видите - правящую династию не смущает наличия вымышленных предков. Даже двух "отцов" - Кнута и Харальда - одновременно.

Так зачем правящей династии выдумывать "некого" не поймёшь какого князя, не поймёшь откуда взявшегося? Это же абсурд полный. Выдумывать так выдумывать!  Взяли бы какого-нибудь проверенного Инглинга, подсуетились с хронологией, и вот на выходе чуть-ли не король-Солнце, самый "варяг" из "варягов" скандинавских. Во, сюжет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Сергий сказал:

Да. Где?

Значит не было. И Рюрик - не родоначальник Рюриковичей. И Что?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Mukaffa сказал:

Но ведь на историчность Рюрика это никак не влияет, от слова вообще.

Тут гипотеза об историчности "Рюрика" распадается на две части:

1. Либо Рюрик - отец Игоря. И тогда он не имеет отношения к событиям IX в. вообще.

2. Либо Рюрик действительно предводитель какой-то дружины связанной с Приладожьем в IX в. И тогда он не отец Игоря.

Ну и (на закуску) напомню о его "историчности" по работе  Виктора Лушина (опять же) http://istorja.ru/applications/core/interface/file/attachment.php?id=14404

Цитата

Рюрик из «заморья» лишен в летописи важнейшего отличительного признака архаичного вождя: не указаны ни обстоятельства его смерти, ни способ погребения, ни место расположения могилы, что вычеркивает его из списка языческих князей, предания о которых могли сохраняться в устной традиции к началу летописания. Это не решает проблему реальности или надуманности самого Рюрика, а лишь доказывает отсутствие такого персонажа в долетописных сказаниях о первых князьях, в которых находилось место другим выходцам из «заморья» – Олегу, Аскольду и Диру.

Действительно - летописец точно указывает могилы Аскольда и Дира (безродных чужаков!), но не указывает могилы Рюрика!!! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минуты назад, Mukaffa сказал:

Так зачем правящей династии выдумывать "некого" не поймёшь какого князя, не поймёшь откуда взявшегося?

Спросите об этом сочинителей династической легенды конунга Горма ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.11.2020в21:45, Mukaffa сказал:

Какого "конунга Хрёрика"? Неизвестно какого?

Известно какого - таковой конунг Хрёрек (кстати, потомок Харальда Прекрасновосого - т. е. Инглинг) имелся в Норвегии в начале XI века. "Сага об Олафе Святом" вам в помощь. Конунг Хрёрек был ослеплен Олафом Святым (Толстым) и умер в изгнании в Исландии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
28 минуты назад, Mukaffa сказал:

подсуетились с хронологией...

Летописцу пришлось "подсуетится" с хронологией. Семь потов сошло :D

Последовательность событий была такая:

Вначале правящей династии сочинили династическую легенду...

А затем за дело взялся летописец. Он честно принялся ворошить доступное ему греческое летописание. Представьте его ужас :blink: когда он узнал, что первые упоминания о Руси начинаются аж в середине IX века. А у него в распоряжении легенда всего об одном поколении от вымышленного родоначальника до подлинных князей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
40 минуты назад, Сергий сказал:

1. Либо Рюрик - отец Игоря. И тогда он не имеет отношения к событиям IX в. вообще.

Допустим, что не отец.

40 минуты назад, Сергий сказал:

2. Либо Рюрик действительно предводитель какой-то дружины связанной с Приладожьем в IX в. И тогда он не отец Игоря.

Именно так, скорее всего.

41 минуты назад, Сергий сказал:

Рюрик из «заморья» лишен в летописи важнейшего отличительного признака архаичного вождя: не указаны ни обстоятельства его смерти, ни способ погребения, ни место расположения могилы, что вычеркивает его из списка языческих князей, предания о которых могли сохраняться в устной традиции к началу летописания. Это не решает проблему реальности или надуманности самого Рюрика, а лишь доказывает отсутствие такого персонажа в долетописных сказаниях о первых князьях, в которых находилось место другим выходцам из «заморья» – Олегу, Аскольду и Диру.

Так Рюрик же на новое местожительство прибыл. Откуда у него будет устная традиция? Ей просто неоткуда взяться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.11.2020в21:50, Mukaffa сказал:

Так зачем правящей династии выдумывать "некого" не поймёшь какого князя, не поймёшь откуда взявшегося? Это же абсурд полный. Выдумывать так выдумывать!  Взяли бы какого-нибудь проверенного Инглинга, подсуетились с хронологией, и вот на выходе чуть-ли не король-Солнце, самый "варяг" из "варягов" скандинавских. Во, сюжет!

Это в XXI веке кажется хорошим сюжетом. У знати XI столетия могло быть другое мнение.

Цитата

В представлении создателя летописи и современного ей читателя, Рюрик и пришедшие с ним никак не должны были ассоциироваться со шведами и норвежцами, равно как и с обитателями Готланда или англичанами. Для начала XII века, когда писалась «Повесть», выведение истоков русского княжеского рода из правящих династий этих народов вряд ли представлялось настолько же престижным, как ныне это видится многими нашим современникам.

Виктор Лушин (опять же) http://istorja.ru/applications/core/interface/file/attachment.php?id=14404

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
41 минуты назад, Сергий сказал:

Спросите об этом сочинителей династической легенды конунга Горма

Ну так, а отца Рюрика никто и не выдумывал, в отличии от отца Горма. Поэтому тут и вопроса нет, и проблемы нет. Надуманная аналогия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
39 минуты назад, Сергий сказал:

Известно какого - таковой конунг Хрёрек (кстати, потомок Харальда Прекрасновосого - т. е. Инглинг) имелся в Норвегии в начале XI века. "Сага об Олефе Святом" вам в помощь. Конунг Хрёрек был ослеплен Олафом Святым (Толстым) и умер в изгнании в Исландии.

Господи, ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
32 минуты назад, Сергий сказал:

Летописцу пришлось "подсуетится" с хронологией. Семь потов сошло :D

Последовательность событий была такая:

Вначале правящей династии сочинили династическую легенду...

А затем за дело взялся летописец. Он честно принялся ворошить доступное ему греческое летописание. Представьте его ужас :blink: когда он узнал, что первые упоминания о Руси начинаются аж в середине IX века. А у него в распоряжении легенда всего об одном поколении от вымышленного родоначальника до подлинных князей.

Так Рюриковичи не выводят свою родословную от Рёрика Ютландского. Понимаете? - НЕ ВЫВОДЯТ. ... Вот такая загогулина. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минуту назад, Mukaffa сказал:

Ну так, а отца Рюрика никто и не выдумывал, в отличии от отца Горма.

Не "включайте дурачка" ;)

Горм и Игорь - реальные историческое лица. 

А их отцы - династический вымысел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 минуту назад, Mukaffa сказал:

Откуда у него будет устная традиция? Ей просто неоткуда взяться.

Пример устной традиции:

И убиша Асколъда и Дира, и несоша на гору, и погребоша на горѣ, еже ся нынѣ зоветь Угорьское, идеже нынѣ Олминъ дворъ; на той могилѣ поставилъ божницю святаго Николы: и Дирова могила за святою Ориною.

Т. е. Аскольд и Дир более реальны, чем "Рюрик".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, Сергий сказал:

"В представлении создателя летописи и современного ей читателя, Рюрик и пришедшие с ним никак не должны были ассоциироваться со шведами и норвежцами, равно как и с обитателями Готланда или англичанами. Для начала XII века, когда писалась «Повесть», выведение истоков русского княжеского рода из правящих династий этих народов вряд ли представлялось настолько же престижным, как ныне это видится многими нашим современникам."

Ну вот видите? и зачем надо тогда весь этот огород городить со скандинавами. 

Сами Рюриковичи русским языком совершенно чётко и ясно пишут - что их Рюрик это "некий князь из Пруськой земли"(Степенная книга). Т.е. неведомо даже что за такой князь был. Вот и прибавили поэтому Августа для веса. А вы всё - скандинавы! Рёрик Ютландский! вот где мол предки то зарылись. ... И как здесь быть? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Сергий сказал:

Не "включайте дурачка" ;)

Горм и Игорь - реальное историческое лица. 

И их отцы - династический вымысел.

А отец Рюрика кто? Мы ж о нём, а не об отце Игоря. Запутались? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Сергий сказал:

Пример устной традиции:

И убиша Асколъда и Дира, и несоша на гору, и погребоша на горѣ, еже ся нынѣ зоветь Угорьское, идеже нынѣ Олминъ дворъ; на той могилѣ поставилъ божницю святаго Николы: и Дирова могила за святою Ориною.

Т. е. Аскольд и Дир более реальны, чем "Рюрик".

Это киевская традиция. А по Рюрику должна быть новгородская. Врубаетесь в разницу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, Mukaffa сказал:

Сами Рюриковичи русским языком совершенно чётко и ясно пишут - что их Рюрик это "некий князь из Пруськой земли"(Степенная книга).

Степенная книга развивает "фантазию на тему" ;)

В XI веке никому и в голову не приходило выводить правящую династию из Пруссии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Сергий сказал:

В XI веке никому и в голову не приходило выводить правящую династию из Пруссии.

Это откуда у вас такой вывод? 

Т.е. в XI веке из другого места выводили, а потом на Пруссию перевели? 

Делитесь размышлениями! ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минуту назад, Mukaffa сказал:

Это киевская традиция. А по Рюрику должна быть новгородская. Врубаетесь в разницу?

Врубаюсь :rolleyes:

У князя Олега две могилы - одна в "киевской традиции", вторая - в новгородской. А у "Рюрика" нет ни одной могилы :( нехорошо...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 минуту назад, Mukaffa сказал:

А отец Рюрика кто? Мы ж о нём, а не об отце Игоря. Запутались? 

Нет. Не запутался. Мне не интересен "отец" вымышленного "Рюрика". :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Сергий сказал:

Врубаюсь :rolleyes:

У князя Олега две могилы - одна в "киевской традиции", вторая - в новгородской. А у "Рюрика" нет ни одной могилы :( нехорошо...

Олег более известный персонаж, вот поэтому и целых две. Эти традиции может вообще века 19-го, когда славянофильский подъём в России нагрянул. Об Олеге и стихи и поэмы стали сочинять, поэтому и "могилы" появились, а Рюрика не особо  популярностью баловали. Вот и всё "нехорошо"..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 минуты назад, Сергий сказал:

Нет. Не запутался. Мне не интересен "отец" вымышленного "Рюрика".

Так родоначальник скандинавской династии - Горм Старый, а не его отец. ... Значит всё-таки запутались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 минут назад, Mukaffa сказал:

Так родоначальник скандинавской династии - Горм Старый, а не его отец. ... Значит всё-таки запутались.

Оставьте свои иллюзии.

Я не запутался.

Горм Старый и Игорь Старый - реальные исторические лица. Современники. У обоих вымышленные предки и неясное происхождение. Выяснять личности их "отцов" - дело бесперспективное и бесполезное. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 час назад, Сергий сказал:

Оставьте свои иллюзии.

Я не запутался.

Горм Старый и Игорь Старый - реальные исторические лица. Современники. У обоих вымышленные предки и неясное происхождение. Выяснять личности их "отцов" - дело бесперспективное и бесполезное. 

Но родоначальником династии считается Рюрик, а не Игорь Старый. Так официально. Игорь Старый - его сын. Так же как сын Горма Старого - Харальд Синезубый. 

У Горма Старого - отец толком неизвестен. У Рюрика - вообще неизвестен. Вот эти персонажи и сравниваются, а не сын с отцом как у вас. Так что, тогда уж  это вам надо "оставить свои иллюзии", а не мне. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Плавания полинезийцев
      Автор: Чжан Гэда
      Кстати, о пресловутых "секретах древних мореходах" - есть ли в неполитизированных трудах, где не воспеваются "утраченные знания древних", сведения, что было общение не только между близлежащими, но и отдаленными архипелагами и островами?
      А то есть тенденция прославить полинезийцев, как супермореходов, все знавших и все умевших.
      Например, есть ли сведения, что жители Рапа-нуи хоть раз с него куда-то выбирались?
    • Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл Каталог гор и морей (Шань хай цзин) - (Восточная коллекция) - 2004
      PDF, отсканированные стр., оглавление.
      Перевод и комментарий Э. М. Яншиной, 2-е испр. издание, 2004 г. 
      Серия -- Восточная коллекция.
      ISBN 5-8062-0086-8 (Наталис)
      ISBN 5-7905-2703-5 (Рипол Классик)
      "В книге публикуется перевод древнекитайского памятника «Шань хай цзин» — важнейшего источника естественнонаучных знаний, мифологии, религии и этнографии Китая IV-I вв. до н. э. Перевод снабжен предисловием и комментарием, где освещаются проблемы, связанные с изучением этого памятника."
      Оглавление:

       
      Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      Просмотреть файл «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.
      Автор foliant25 Добавлен 03.11.2020 Категория Китай
    • «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      Автор: foliant25
      «Чжу фань чжи» («Описание иноземных стран») Чжао Жугуа ― важнейший историко-географический источник китайского средневековья. 2018
      PDF
      Исследование, перевод с китайского, комментарий и приложения М. Ю. Ульянова; научный редактор Д. В. Деопик.
      Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
      Тираж 300 экз.