Опубликовано: 16 июл 2013 Прорыв блокады Ленинграда Самым значительным сражением в Приладожье явилась стратегическая наступательная операция «Искра», закончившаяся прорывом блокады и восстановлением сухопутных коммуникаций Ленинграда. Этому событию посвящен музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» в левобережном пандусе Ладожского моста, открытый 7 мая 1985 г. Авторы диорамы — ленинградские художник. Среди них — участники ВО войны Б. В. Котик., Н. М. Кутузов, Ф. В. Савостьянов, К. Г. Молтенинов. В. И. Селезнев пережил тяготы и лишения блокады. На заключительном этапе работы подключились художники Ю. А. Гариков и Л. В. Кабачек. В 1984 г. диорама была открыта на общественные просмотры. Консультировали создание музея В. П. Зайцев, полковники в отставке Д. К. Жеребов и И. Г. Соломатин — участники Битвы за Ленинград. Макетный план выполнен специалистами объемного проектирования под руководством В. Д. Зайцева. Живописное полотно размером 40 х 8 м рассказывает о семидневных боях операции «Искра» в январе 1943 г. Именно в этом своеобразие и уникальность первой ленинградской диорамы. Со смотровой площадки открывается грандиозная панорама сражения. Крупным планом показано форсирование Невы подразделениями 67-й армии Ленинградского фронта под командованием генерала Л. В. Говорова. С востока навстречу ленинградцам пробиваются войска Волховского фронта под командованием генерала К. А. Мерецкова. 12 января 1943 г. встречным ударом войска двух наших фронтов прорвали немецко-фашистскую оборону на шлиссельбургско-синявинском выступе, разгромили группировку противника и 18 января 1943 года встретились в 1-м и 5-м Рабочих поселках. На освобожденной территории в полосе прорыва за 18 дней была проложена железная дорога Поляны-Шлиссельбург с мостовым переходом через Неву. Названная народом «Дорогой Победы», она позволила накопить силы для полного освобождения ленинградской земли от немецко-фашистских захватчиков в январе 1944 г. Диорама является центральным объектом музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», в который также вошли музей «Дорога жизни» и мемориальный музей А. Прокофьева в деревне Кобона, мемориалы «Невский пятачок» и «Синявинские высоты», мемориальная зона «Место встречи двух фронтов» и Выставочный зал в Кировске. С сентября 2003 г. перед диорамой формируется открытая экспозиция боевой техники периода Великой Отечественной войны. Она вызывает особый интерес у гостей диорамы, так как рассказывает о том вкладе, который внес окруженный блокадным кольцом Ленинград в дело общей Победы над врагом. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июл 2013 Музейный комплекс включает в себя Ладожский мост, символизирующий триумфальную арку и группу танков. Танк Т-34-85 стоит через дорогу от диарамы, на возвышении. Непосредственно на площади перед диарамой стоят 6 машин, все они принимали участие в боевых действиях, 4 из них были подняты со дна Невы в районе легендарного "Невского пятачка"- небольшого плацдарма на левом берегу Невы, где в 1941 г. были проведены две операции по прорыву блокады Ленинграда. В настоящее время в экспозиции представлены следующие танки: тяжелые- КВ-1 (2 машины) и КВ-1С, легкие- Т-26, БТ-5 и малый плавающий танк Т-38. Танк КВ-1 был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г., серийное производство было налажено на Кировском заводе. Танки поступали в основном в военные округа, расположенные на западной границе СССР, где приняли на себя самый тяжелый удар немецких войск на первом этапе ВОВ. К концу войны большая их часть была уничтожена. Дольше всего они воевали на Ленинградском фронте. В июле- августе 1941 г. фронт получал почти все КВ, выпускаемые в Ленинграде. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июл 2013 В экспозиции есть еще одна машина КВ-1. Этот танк 16 сентября 2003 г. своим ходом встал на место возле мемориала. Затонул он 5 ноября 1941 г., когда снаряд попал в паром. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июл 2013 Для поддержания наших войск в октябре-ноябре 1941 г. на левый берег Невы переправлялись в основном легкие танки Т-26 и БТ. Эта машина была установлена в экспозиции в я нваре 2005 г. Т-26 стал первой серийной и самой массовой машиной Советской России. С 1931 по 1941 гг. на ленинградских заводах было выпущено 11 208 танков Т-26 двадцати трех модификаций Первые Т-26 были двухбашенные, вооруженные двумя 7, 62-мм пулеметами. В дальнейшем, в правую башню вместо пулемета устанавливалась 370мм пушка "Гочкис". В 1933 г. началось производство однобашенных танков, у которых во вращающейся цилиндрической башне была установлена 45-мм танковая пушка и спаренный с ней пулемет ДТ. Т-26 сыграл в советском танкостроении еще одну важную роль- своеобразной лаборатории, где апробировались многие технические идеи, в дальнейшем воплощенные в жизнь. Большая часть танков Т-26 была потеряна в течении 1941-1942 гг. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 16 июл 2013 Этот танк Т-38 был вероятно потоплен в начале октября 1942 г. в результате попадания снаряда в башню по касательной. Был поднят со дна Невы в феврале 2005 г. Первый плавающий танк был разработан и создан осенью 1931 г. в Англии. Лишь в апреле 1932 г. опытный образец первого отечественного плавающего танка Т-33 (первоначальное обозначение №Селезень") был показан представителям командования Красной Армии. Но не смотря на положительные отзывы командования, танк так и не был принят на вооружение из-за очень большого количества недостатков и недоработок. Опыт по созданию первого плавающего танка был использован при создании последующих советских амфибий Т-37, Т-38 и Т-40. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июл 2013 Музейный комплекс включает в себя Ладожский мост, символизирующий триумфальную арку и группу танков. Танк Т-34-85 стоит через дорогу от диарамы, на возвышении. Операция "Искра" имела место быть в январе 1943 г. Танк Т-34-85 был принят на вооружение в январе 1944 г. Куда смотрели проектировщики мемориала и комиссия? Большая часть танков Т-26 была потеряна в течении 1941-1942 гг. Воевали и в 1944, и в 1945 годах, и даже против Японии успели повоевать на Сахалине. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июл 2013 Танк КВ-1С является дальнейшим развитием танка КВ-1, образца 1941 г, решение о модернизации которого было принято на втором году войны. Производство КВ-1С началось в сентябре 1942 г. на Челябинском Кировском заводе. Танки с конвейера шли на фронт. Первое боевое применение полков прорыва КВ-1С произошло на Донском фронте, где они активно использовались в боях по ликвидации остатков армии Паулюса. Танк, представленный в экспозиции был обнаружен в урочище Карбусельские поля (Кировский район Ленобласти) в октябре 2005 г. Как оказалось по танку очень мало справочной литературы, что затрудняло его восстановление. Свое место в экспозиции танк занял 18 января 2007 г. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 17 июл 2013 Этот танк, поднятый со дна Невы в июне 2007 г. скорее всего участвовал в боях в январе 1943 г. Танк принимал непосредственное участие в операции "Искра". Установлен в экспозицию 18 января 2009 г. Родоначальником танка БТ является колеснично-гусеничный танк М.1940 "Кристи", два экземпляра которого были куплены у Джоржа Уолтера Кристи в апреле 1930 г. При постановке их на серийное производство под маркой БТ-2 на Харьковском Паровозо-строительном Заводе (ХПЗ) им. Коминтерна оказалось, что они не совсем технологичны, т.к. требовали рабочих высокой квалификации, которых в начале 1930-х гг. в нашей стране еще не хватало. Поэтому в январе 1932 г. начались работы по устранению недостатков и дальнейшему совершенствованию машины. В результате был создан БТ-5, отличавшийся от БТ-2 составом и размещением экипажа, конструкцией двухместной башни, вооружением и двигателем. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах