Saygo

Китайская кухня

5 сообщений в этой теме

Искусство управления большим государством подобно искусству приготовления маленькой рыбы". Лао Цзы

Основой китайской еды являются зерновые - рис, пшеница, просо. На севере чаще едят лапшу и пампушки из пшеничной муки, на юге - блюда из риса. За зерновыми следуют овощи - капуста разных сортов, огурцы, редька, зеленый лук, чеснок, томаты, перец, шпинат, стручки фасоли, бобовые ростки, побеги молодого бамбука. Овощи варят, жарят, маринуют, солят в соевом соусе, квасят и сушат. Рыба и мясо сравнительно дороги и не всем доступны.

user posted imageuser posted image

Из мяса едят свинину и птицу, особенно, кур и уток. Недостаток животного белка восполняют блюдами из сои, соевым творогом тофу и соевыми соусами. Главное требование к еде - свежесть продуктов. Китайцы предпочитают покупать на рынке живую птицу и рыбу. Мясо, птицу и овощи предварительно замачивают в соусах и режут на маленькие кусочки, но само приготовление - жарка в арахисовом или кунжутном масле, длится всего 2-4 минуты. Жарят в воке - сковороде с выпуклым дном и высокими стенками. Вок известен в Китае почти три тысячи лет. Кроме жарки, пищу варят на пару и в воде, реже, запекают и тушат.

user posted image

Вок 锅

При приготовлении еды используются пряности, специи и соусы. Всего в китайской кухне больше 300 видов всевозможных приправ. Продукты и приправы подбирают по цвету, запаху и вкусу. Правильное их сочетание - это наука. Китайская кухня стремится, чтобы еда поддерживала гармонию инь и янь в организме. Этой гармонии должен способствовать каждый прием еды. Китайская поговорка гласит: "Еда лучшее лекарство". - Никакой другой народ не обращает столько внимания на лечебные свойства продуктов в каждодневной еде. Каждый компонент, согласно его природе - горячей, теплой, прохладной и нейтральной, и вкусу - сладкому, кислому, горькому, соленому и острому, должен соответствовать недугу человека. При лихорадке надо давать охлаждающую еду, а после родов - согревающую. По этой причине в китайских семьях, иногда готовят блюда с добавлением целебных продуктов - сушеных ящериц, волчьих ягод, черных шелковых цыплят.

К еде китайцы относятся с большим уважением. Недаром, при встрече знакомые приветствуют друг-друга словами: "Ни чи фань ла ма?" - "Вы уже кушали?". Поесть со вкусом китайцы любили всегда. Вот как описан в замечательном романе XVII века, "Цветы сливы в золотой вазе", рядовой обед зажиточных горожан:

"Вскоре появился Циньтун и накрыл стол. Хуатун принес на квадратно подносе четыре блюда закусок, а к ним ароматный соус из баклажанов, сою, подливки из душистого перца и сладкого чеснока, а также три блюдца чесночного соуса. Когда все расставили на столе, подали большое блюдо солонины с серебряным половником и три пары палочек из слоновой кости. ...Появился Симэнь и сел рядом с друзьями.

Потом подали три тарелки лапши, и все принялись за солонину, подливая к ней чесночный соус и специи. Ин Боцзюэ и Се Сида, вооружившись палочками, вмиг опорожнили по чашке лапши, а немного погодя уплели по семи чашек, тогда как Симэнь доедал вторую.

- Ну и глотка же у вас, дети мои! - воскликнул он.

- Скажи, брат, какая сестрица готовила лапшу, а? - спросил Боцзюэ. - Вот мастерица! Пальчики оближешь!

- А соусы с подливками чем плохи?! - подхватил Се Сида. - Жаль, только что дома пообедал, а то бы еще с удовольствием чашку пропустил.

Оба раскраснелись и сняли халаты, повесив их на спинки своих стульев".

Что тут говорить об обеде праздничном. Ниже - выдержка, где тот же хозяин, богатый купец, Симэнь Цин, угощает тибетского монаха, от которого надеется получить чудодейственное средство для укрепления мужской силы:

" - Пьешь ли ты вино, уважаемый? -- спросил, наконец, Симэнь Цин.

- Вино я пью, и мясо я ем, - сказал монах, будто признаваясь, что его самоотречение не распространяется на пищу.

Симэнь Цин сказал слуге, чтобы им подали не вегетарианскую, а обычную пищу. Был праздник рождения Великого Ли, и на кухне целый день готовили изысканные яства; скоро слуга вернулся и поднес кушанья хозяину и его гостю с Холодных Вершин Тибета.

- Давайте отведаем, - сказал Симэнь Цин учтиво. В течение часа грозный монах насыщался, не проронив ни слова. Он начал с четырех блюд, "сопровождающих вино": тушеных рыбьих голов, остро приготовленной утки с соусом из винного осадка, очищенных от кожи цыплят на черепаховых яйцах, а также морского леща из Цзянсу. За этим последовали четыре блюда, "сопровождающих рис": рубец ягненка, нашпигованный толченым грецким орехом и порошком из козьих рогов, слегка обжаренная змея из Аньхоя, хорошо прожаренное мясо быка с луком, долго варившиеся в "Море Космических ароматов" угри. Затем продолжил наслаждение тремя "острыми супами": "Драконом, играющим двумя мячами", "Слезами принцессы Шан-Инь" и "Высшим проявлением Ян Верховного бога". Почти после каждого глотка слуга наполнял сделанную в форме листа лотоса чашку монаха, вскрывая одну запечатанную красной глиной бутылку вина за другой. До того как монах откинулся на спинку стула, было открыто тридцать бутылочек".

В Китае принято есть три раза в день; все стараются приступить к обеду в 12 дня. Для еды используют бамбуковые палочки, для супа - ложки. Суп едят в начале или конце обеда. В повседневной жизни блюда подают не одно после другого, а все сразу. Десерт отсутствует, хотя китайцы едят достаточно фруктов. Китайская трапеза начинается и заканчивается чаем. Зеленый чай - самый распространенный напиток в Китае. Когда приходят гости, им тут же предлагают свежезаваренный чай. Чаепитие в Китае имеет древние традиции. Родина чая - юго-западный Китай и северный Индокитай. Открытие чая как напитка окружено легендами. В трактате от 770 года до н.э. упоминается дерево, дающее ку ча - "горький чай". В начале новой эры чай был хорошо известен китайцам, а в VIII веке поэт Лу Юй создал классический "Чайный канон", "Чацзин", из трёх книг и десяти глав, в котором изложил основы сбора, приготовления и питья чая.

По разнообразию сортов чая с Китаем не может сравниться ни одна страна. Только в провинции Юньнань культивируют свыше двухсот сортов. Главные виды - зеленый, цветочный, белый, желтый, улун, красный (черный), различаются по степени окисления, зависящей от температуры при обработке. Зеленый чай вообще не окислен (он лучший антиоксидант), а черный окислен в наибольшей степени. Китайцы заваривают чай в гайване, фарфоровой пиале с крышкой, и пьют горячим без сахара. Вода для заварки зеленого, цветочного, белого и желтого чая должна быть не выше 80 градусов, иначе чай "сгорит". Зеленый чай заваривают многократно. Первую заварку выливают - она лишь промывает и раскрывает чай. Пьют последующие заварки. Лучшими считаются со второй по пятую, хотя многое зависит от сорта чая. Лучший сорт зеленого чая - "Колодец дракона с озера Си Ху", белого - "Белый пион", цветочного - "Жасминовая нефритовая бабочка", и желтого - "Владыка серебряных игл".

Особое место в китайской жизни занимают банкеты. Банкеты устраивают чтобы отпраздновать любое важное событие: от окончания школы до заключения сделки. Составление праздничного меню требует немалого искусства, ведь блюда имеют разный символический смысл; даже цвет имеет значение (счастливые цвета - красный и желтый). Сама пища действуют по-разному - одна стимулирует стихосложение, другая красноречие, третья усыпляет, а четвертая повышают эротическое влечение. Важно и число блюд. Часто их восемь, ведь восемь звучит как слово процветание, бывает и девять - девять похоже на долголетие. На торжественных банкетах бывает по 15 блюд и больше. Важна и очередность съедаемой пищи, чтобы избежать изжоги и дурных сновидений. Банкет начинают с красиво убранных подносов с нарезанным мясом, морскими продуктами и орешками. Затем идут горячие закуски, за ними - суп из акульих плавников или другой праздничный суп. За супом следуют главные блюда - цельная птица или жаренный молочный поросенок. На китайский Новый Год подают рыбу, означающую изобилие. Банкет завершают сладкий суп и фрукты.

На роскошных банкетах подают экзотические блюда - акульи плавники, трепанги, абалоны, ласточкины гнезда, цельных морских рыб, змей, медвежьи лапы и крыс. Из закусок популярны утиные или куриные тысячелетние яйца. Их консервируют, смазывая смесью золы и извести, содой, солью и выдерживают в чанах или земле до трех месяцев, пока белок не станет коричневым, а желток зеленым. Китайцы едят не только тысячелетние яйца и крыс, но мышей, кошек и собак, воробьев, тараканов и обезьян. Про себя они говорят: "Мы едим все, что движется и растет. Китаец может приготовить и съесть все, кроме Луны". Ограничения касаются лишь полезности блюд, исходя из понятий китайской медицины. Так считается, что собачье мясо имеет согревающую природу, и его надо есть зимой, а не летом. Завершая тему банкетов, нужно упомянуть, что там пьют пиво, вина и рисовую водку; правда, китайцы редко позволяют себе напиваться.

В Китае существует четыре основные региональные кухни - северная, восточная, западная и южная. Северная кухня возникла в зоне выращивания пшеницы и проса, там зимой холодно, летом жарко, и всегда пыльно - чувствуется дыхание Великой Степи. По соседству живут кочевники, частые гости, и, нередко, хозяева на севере Китая. При том, Север - исконный центр китайского народа и его главный город, Пекин, - столица Китая, где сложилась изысканная императорская или мандаринская кухня. Все эти влияния сливаются в северной кухне. В ее основе лежат изделия из муки: различные виды лапши, вермишели, пампушек на пару, пельменей, лепешек, ушек и печенья. Общий вкус еды, скорее, соленый, употребляется много соленых овощей. В северной кухне заметен монгольский акцент, - кроме свинины, здесь едят баранину. На улицах Пекина можно отведать бараний шашлык, жаренный на мангале, а в ресторане - баранину по-пекински (по-монгольски). На середину стола ставится полированная медная кастрюля с водой и подогревом, а вокруг подносы с сырым мясом, нарезанным тончайшими ломтиками, и чаши с 15 видами соусов. Когда вода закипает, гости берут кусочки сырого мяса и опускают в воду, а затем в чаши с соусом.

Особо следует сказать о китайских пельменях. В прошлом пельмени были праздничным кушаньем, особенно в ночь накануне праздника Весны. Фарш в китайских пельменях самый разный - из рубленого мяса и овощей, из мяса, креветок и овощей, из яиц и лука-порея. Фарш рубят большим секачом на доске. Лепят пельмени разными способами. Сейчас китайцы предпочитают покупать готовые пельмени или идут в пельменную. Особенно знаменита пельменная Сиани, древней столицы Китая. Туда съезжаются любители со всей страны. За вечер вряд ли удастся попробовать хотя бы один одинаковый пельмень. Пельмени разных видов, каждый на своей тарелочке, одновременно готовятся на пару. Начинка поражает разнообразием: голубиное мясо, ветчина, капуста, курица, бобы, сыр, свинина, помидоры, рыбьи плавники, грецкие орехи, овощи - всего 210 видов. Не меньше, чем пельменями, знаменит Север упругой пшеничной лапшой. Мастера по ручной выделке лапши вызывают восхищение у всех, кто наблюдал их работу.

user posted image

Пельмени

Север граничит не только с монгольскими степями, но с побережьем Желтого и Китайского моря. В приморском Шаньдуне, на родине Конфуция, сложилась шаньдунская кухня, важная часть северной кухни. В шаньдунская кухне много блюд, приготовленных из даров моря. Именно здесь вошли в китайское меню ласточкины гнезда, жареные устрицы, трепанги, морские гребешки, суп из акульих плавников и многие блюда из рыб. Окрестности Шаньдуня знамениты тушеными курами, жареной свининой и, жареным свиным желудком. Шаньдунская кухня повлияла на императорскую кухню Пекина. Эта кухня возникли в пекинской среде и некогда подавались в императорском дворце и в домах высшей бюрократии. Он отличается изысканным сочетанием разнообразных овощей и грибов с мясом, птицей и морепродуктами. Но шедевр императорской кухни - Утка по-пекински.

user posted image

Утка по-пекински 北京烤鴨

Утку по пекински готовят из семимесячных белых пекинских уток, выращенных под Пекином. Предварительно уток откармливают зерном, поят родниковой водой и дают плавать. Уток забивают, сохранив голову, ощипывают, удаляют жир с шеи и гузки. Затем их надувают под кожей, чтобы кожа отделилась от мяса, окатывают кипятком, натирают черной патокой, дающей при жарке красный лакированный цвет, и подвешивают на ночь в сухом прохладном месте, чтобы кожа подсушилась и стала тонкая как пергамент. Подсушенную утку заполняют кипящей водой и подвешивают за шею в печи, где ее запекают час - полтора. Печь топят дровами из фруктовых деревьев. В печи с утки стекает лишний жир, а кожа становится темно-золотистой и хрустящей. Приготовленную утку повар нарезает тонкими ломтиками так, чтобы каждый ломтик содержал полоску кожи и немного мяса. Вместе с нарезанной уткой подают блинчики, сливовый соус и перышки зеленого лука, разрезанных как кисточки. Луковой кисточкой смазывают соусом блинчик, кладут полоску кожи с мясом и саму кисточку, блинчик сворачивают и отправляют в рот.

Восточная или янчжоуская кухня сложилась в самом плодородном районе страны - нижнем течении Янцзы. Здесь достаточно тепла и влаги, чтобы выращивать два урожая риса в год, а в прудах и озерах водится много рыбы, в частности, лучшие в Китае карпы. Недаром, здешние края называют "землей риса и рыбы". Кроме риса и карпа, регион знаменит полупресноводным волосатым крабом - деликатесом гурманов, прекрасными овощами, вкусной свининой и домашней птицей. Здесь предпочитают тушить и варить на пару, поэтому еда нежная и маслянистая. Из приправ употребляют рисовые вина, уксус, чеснок, соевый соус, имбирь и сахар. Многие блюда, такие как жареные свиные ребрышки, - кисло-сладкого вкуса. Из мучных изделий хороши пельмени с начинкой из свинины, крабовой икры и крабового мяса - все это дает вкуснейший сок, стоит лишь надкусить пельмень. Замечательны фрикадельки "Львиная голова" из свинины с крабовой икрой, паровой карп в уксусном соусе и сваренный на пару с имбирем и травами волосатый краб с икрой. Восточный регион - родина лучшего в мире зеленого чая "Колодец дракона с озера Си Ху".

user posted image

Волосатый краб

Западная или сычуаньская кухня - самая острая в Китае. Это кухня горных западных провинций - Сычуани, Хунани, Юньнани, но ее центр лежит в Сычуани, где выращивают сычуаньский перец. Растение это не родственник другим перцам. Как перец в нем используют молотые оболочки плодов. У них уникальный аромат и слегка лимонный вкус, вызывающий легкое онемение и жжение во рту, открывая путь для более острых видов перца. Ибо острый перец, завезенный в Китай португальскими монахами в XVII веке, обильно употребляется в Сычуани и, еще больше, - в Хунани. Кроме перцев, в западной кухне как приправы используют - желтодревесник, кунжутное масло, рисовое вино, уксус, бобовые пасты и соевые соуса. Из продуктов главные - рис, свинина, тофу, овощи, грибы, орехи и бамбуковые ростки. Их готовят в разных сочетаниях. Особняком стоит кухня Юньнани. Там много мусульман и едят такое некитайское блюдо, как козий сыр. Но в Юньнани коптят и лучшую в Китае ветчину из особой породы свиней. Едят здесь и рыбу. На озере Эрхай и реке Линзян рыбу до сих пор ловят ручные бакланы со вставленным в глотку кольцом, чтобы не проглотили добычу.

Южную кухню многие считают лучшей в Китае. Особенно славится кантонская кухня, известная во всем мире. Теплый, даже жаркий, климат приморского юга позволяет круглый год выращивают рис, овощи, субтропические и тропические фрукты, а обширное морское побережье - богатый источник рыбы, моллюсков, ракообразных. Не менее важна школа гуандунских (кантонских) поваров, смело сочетающих самые невероятные продукты, но всегда стремящихся сохранить их свежесть и естественный вкус, не заглушить его излишним нагреванием и приправами. Специй немного - зеленый лук, чеснок и имбирь; их задача их - оттенить натуральный вкус пищи. Из соусов выделяются устричный соус и соус из черных бобов. Из мяса на юге любят свинину и утятину, а сорта рыбы и морепродуктов трудно перечислить. Кантонская кухня знаменита экзотическими растениями и животными. В пищу идут кузнечики, скорпионы, ядовитые грибы, яйца с утиными эмбрионами, тараканы.

user posted image

Жареные тофу 豆腐 с креветками

Одно из самых дорогих блюд - "Борьба дракона с тигром", готовится из дикой леопардовой кошки и змеи. Едят и домашних кошек. На кантонских рынках они сидят в клетках, рядом со щенками и черепахами, ожидая выбора местных гурманов. Есть любители новорожденных мышат. Живых мышат оглушают, опаливают над свечой и, держа за хвостик, опускают в кипяток, а потом в соус. Сырой хвостик, следуя суеверию, бросают через левое плечо. Отвратительней всего - поедание мозга еще живых обезьян. Сейчас это блюдо запрещено, но раньше в дорогих ресторанах мозг подавали прямо в голове обезьяны. Для этого обезьяну связывали, сажали в ящик, обривали голову и удаляли верхнюю часть черепа. Мозг ели ложечкой, стремясь закончить трапезу до смерти животного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо. Замечательный материал. smile.gif

Захотелось купить сковородку вок.

А оказывается в Германии есть вид спорта- спуск на этих сковородках blink.gif (вок-рейсинг)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%...%BA%D0%B0%D1%85 rolleyes.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

китайская кухня была бы ничего, если бы там было поменьше масла и специй.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, что для японцев китайская кухня тоже была в диковинку.

В середине XVII века, когда просвещённые японцы разных сословий усердно практиковали разные формы чайной церемонии тя-но ю, заведённые разными чайными школами, некоторые оригиналы ехали в Нагасаки, для того чтобы выпить чаю (а заодно и поесть, конечно) в крайне экзотическом антураже. Среди будоражащих воображение диковинок было сидение на стульях за столом и еда с больших тарелок. Наиболее популярные заведения подобного толка располагались в районе Маруяма, где японцы могли выпить китайского листового чаю и отведать китайских блюд, сидя за китайским столом на китайских стульях.

user posted image

Чайный домик Кагэцу, построен 1642, реставрация 1870. Нагасаки, район Маруяма.

В XVII веке китайские обыкновения были для японцев ничуть не ближе и не намного понятнее, чем европейские. До конца XVI века китайские философы и книжники - конфуцианцы и даосы - тепло принимались в Японии. Но правительство Токугава, сделавшее конфуцианство государственной идеологией, в то же время препятствовало выезду японцев в Китай для обучения или торговли: политическая нестабильность в Китае, смуты, мятежи и смена династии на манчжурскую вызвали недоверие бакуфу, военного правительства. Тем не менее, интерес к китайской духовной и материальной культуре рос, и сведения получались от китайцев, проживающих в Японии, преимущественно, - в Нагасаки. Это были купцы, эмигрировавшие последователи чань-буддизма и беженцы, лояльные династии Мин.

В Нагасаки они создали общину, привлекавшую японских интеллектуалов, художников и просто тех, кто искал в китайской культуре истинную, первоначальную чистоту.

Картинки-сувениры из Нагасаки (нагасаки-миягэ) изображали нравы китайцев, в том числе и затем, чтобы японские интеллектуалы по всей стране могли познакомиться с китайскими обыкновениями и прикоснуться к высокой культуре минского Китая.

user posted image

Кабинет китайского учёного. Издательский дом Ямато-я, Нагасаки, начало XIX в.

Именно из Нагасаки по всей Японии распространилась манера пить листовой чай (обычно называемый сэнтя), завариваемый в чайничках , да и сами чайнички (а заодно и чашки с крышками, гайвань).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вечером сановник прислал мне привет и приглашение к ужину во дворце богдыхана, где тот останавливался, когда бывал здесь проездом. Придя туда, я встретил помимо сановника также губернатора и главных чиновников города. После того как было выпито несколько чашек чаю, меня угостили прекрасным обедом, да к тому же показали пьесу, сопровождаемую китайской музыкой. Последняя состоит в том, что бьют во всяческие тазы, играют на струнных инструментах. Всем этим создают странный я беспорядочный шум, так что возникает желание бежать.

Убранство стола. Они сидели на сиденьях по двое за каждым столом. Столики из прекрасного дерева были украшены красиво вышитыми шелковыми занавесками и лаками. У китайцев не приняты скатерти, салфетки, ножи, вилки или столовые тарелки; на стол кладутся лишь две маленькие круглые палочки из слоновой кости или черного дерева, которые и составляют все убранство стола. Китайцы умеют так хорошо обращаться с этими палочками, что удивляешься, особенно когда они поднимают ими булавку за головку. Они держат их в правой руке между большим и двумя следующими пальцами.

Вся их еда, как то: супы, рис и жаркое - подается на стол в фарфоровых чашках и никоим образом не на блюдах. Каждый сорт жаркого подается на стол в виде нарезанных мелких кусочков; десерт состоит из печенья и фруктов и подается в маленьких фарфоровых мисочках.

Какие травы кладутся в китайские супы. Супы их необыкновенно вкусны, потому что их приправляют всякими травами и пряностями, такими, как мускатный орех, корица и др. Трава, которую они кладут в суп, растет на приморских скалах и, когда сварена, имеет вид студня, когда же ее высушат, приобретает зеленый цвет и сохраняет его и в супе. Растение это имеет не листья, а усики, которые тесно переплетаются. Оно очень вкусно. Говорят, что это - птичьи гнезда, которые считаются очень полезными для здоровья. Китайцы подают также очищенные креветки и голубиные яйца, причем окрашивают белок в красный или желтый цвет, прекрасную зелень, в особенности очень хороший на вкус и ароматный эндивий, разрезанный на длинные маленькие кусочки, который употребляют в виде гарнира. Китайцам нечему учиться у немецких поваров.

Вместо солонок стоят маленькие мисочки с рассолом, куда макают еду. Так как китайцы не пользуются ложками, то каждый подносит поставленную перед ним чашку с супом ко рту и выхлебывает или выпивает суп, то, что не попадает в рот, он толкает круглыми палочками и делает это очень искусно: ничего не роняет и не пачкает платья. Так как китайцы не пользуются салфетками, у каждого сбоку висит платок, которым они пользуются для того, чтобы вытирать рот.

Как разрезают мясо в трактирах и кухмистерских. В трактире раздатчик становится у стола, ставит перед собой жаркое и в присутствии гостей срезает мясо с костей, разрезает на мелкие кусочки, раскладывает по чашечкам и расставляет на столе. Этот раздатчик не пользуется никакими платками, чтобы вытирать себе руки; он срезает, сколько может, лучшее сваренное мясо с костей, остальное отрывает руками, которые у него так запачканы до локтей, что у присутствующих от одного их вида должен исчезнуть аппетит.

Что китайцы пьют. Они пьют водку, которую называют аракка. Есть у них также сорт вина, называемый тарасу, его приготовляют из недозрелого риса, После того как это вино простоит год или два, оно приобретает вкус и цвет лучшего рейнского и не уступает ему по крепости; льют его подогретым.

Приготовление к постановке спектакля. Пока мы сидели за столом, пришел главный распорядитель комедии. Опустившись на колени, он протянул стоявшему рядом со мной сановнику книжку из красной бумаги с черными иероглифами. Перелистав книгу, в которой были записаны пьесы, сановник указал ему, какую он хочет, чтобы была представлена, после чего распорядитель поклонился до земли, встал и велел начинать.

Начало представления. Сначала на сцене выступила красивая женщина, одетая в великолепные парчовые одежды, разукрашенная драгоценными камнями и с короной на голове. Очень приятным голосом со сладкими переливами она стала что-то нараспев говорить, сопровождая пение красивыми телодвижениями и жестами рук, в одной из которых у нее был веер.

Пьеса, прославляющая одного из прежних богдыханов. После того, как она ушла, последовало представление об одном из прежних китайских богдыханов, который был верен своей стране и которого поэтому чествуют на театре. Иногда появляется он сам, в роскошной одежде, с чем-то вроде плоского скипетра из слоновой кости в руках; иногда - его офицеры со знаменами, оружием, барабанами и т. д. То и дело их лакеи в забавном платье с курьезно раскрашенными лицами разыгрывали какой-либо фарс. Они очень искусно и остроумно играли свои роли, и представление было не хуже, чем те, что я видел в Европе. И поскольку я мог понять из перевода, игра их была очень смешна, в особенности одного, который, женившись после ухаживания на женщине сомнительной репутации, остался в дураках. Он думал, что она достанется ему одному, другой же прямо у него на глазах сделался ее возлюбленным.

Избрант Идес и Адам Бранд. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695). М., 1967

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас