Saygo

Меркитский хан Тохтоа-беки

1 сообщение в этой теме

Возникновение могущественной Монгольской империи принято связывать исключительно с личностью Чингисхана. Между тем эпоха объединения Монголии показывает нам противостояние нескольких крупных племенных союзов, многих пассионарных личностей и только военной удачей можно объяснить победу Тэмуджина и его клана борджигин в гражданской войне.

Так, исторические фигуры джаджиратского Джамухи и кереитского Тогрула Ван-хана, тайчиутского Таргутай-Кирилтуха, меркитского Тохтоа-беки, татарского Алак-Удура, найманских полководцев Коксей-Сабраха, Таян-хана и особенно Кучлука требуют внимательного изучения. Каждый из этих ханов имел свой политический взгляд, смотрел на будущее родной Монголии собственным взором. Среди этих фигур заметно выделяется меркитский бек Тохтоа-беки.

Рашид-ад-дин называл Тохтоа-беки государем и вождем, государем племени Мерки, эмиром меркитов, государем меркитов.

«Юань-ши» именует Тохтоа-беки «начальником аймака Миликэй». По словам А.В. Тиваненко, представление о главенствующей роли Тохтоа-беки в памяти монгольских народов сохранилось в последующие века.

В ХIII – ХIV столетиях его продолжали называть «государем», в XVIII в. - «владельцем племени мэркэтов» и «предводителем уйрят» (или калмыков) [1]. А.В. Тиваненко пришел к выводу о том, что «земли забайкальских меркитов были достаточно обширными и густо заселенными, они имели отлаженное управление родственниками и приближенными Тохтоа-беки» [2].

Меркиты считаются одним из монгольских племен, хотя они враждовали и многократно воевали с монгольскими племенами. Они являлись потомками одного из трех племен дубо: под названием «милиге»; их китайские летописцы считали то племенем лыжных тюрков-тугю, то одним из племен теле-потомков загадочных динлинов. Следовательно, они жили на Саяно-Алтае и оттуда в XI в. переселились в забайкальские степи.

Тохтоа-беки, безусловно, был выдающимся полководцем своего времени, многие тактические приемы, примененные им, впоследствии использовались Чингис-ханом. Как пишет Рашид-ад-дин, он еще до ссоры с Темуджином дважды воевал с монголами, возглавляемыми Кадан-тайшой, будучи окруженным превосходящими силами противника, бежал, получив в общей сложности 16 тяжелых ран. По описанию Рашид-ад-дина вождь меркитов по древнему обычаю, смазав бунчук жиром, «посадил войско на коней и чрезвычайно умело выступил навстречу (врагу)» [3].

Слово «беки» - титул меркитских вождей - обозначало высший, религиозный авторитет первосвященника. Прежде всего, беки и «белые» шаманы облачались в белую одежду, ездили на белом коне. В то же время древнетюркские слова «бек», «бег», «бей» означали «предводитель племени», «князь», «государь». Тюрко-монгольский термин beki, begi считается древнейшим заимствованием, восходящим к иранскому слову baga, baүa - «бог», «король» [4]. У древних монголов существовал институт «бэки» - жрецов, имевших право проводить родовые моления и одновременно являвшихся родовыми предводителями. Согласно Б.Я. Владимирцову, этим титулом обладали старшие сыновья улусных лидеров [5]. К сравнению, у саха титул «бого» был наследственным и присваивался старшему из обученных воинскому искусству сыновей. Среди меркитов этим титулом владели только Тохтоа и его наследник Токуз. Тот факт, что этот титул носил и Чильгир, говорит о том, что сначала именно он был старшим сыном Тохтоа, его наследником.

О заметном влиянии Тохтоа-беки в Монголии дочингисовского периода, свидетельствует тот факт, что многие прославленные вожди племен обращались к нему за помощью, надеясь на его покровительство. Так, в плену у него вместе с отрядом в 100 воинов побывал и сам великий Тогрул-хан, государь кереитского народа, «в кожухе из черно-рябого козленка, в Селенгинской пустыне Буури-кеере толок ведь просо в Меркитских ступах»[6]. Впоследствии грозный полководец Джамуха также в свое время испытал меркитскую неволю. Тохтоа-беки, меркитский государь, ограбил Джамуху, так, что тот еле унес ноги и был вынужден поклониться ему: «Я подчиняюсь и пребуду покорным отцу моему, чтобы помогать ему». После этого Джамуха со своими нукерами прибыл к Тохтоа и стал нести службу при дворе [7]. Например, у Рашид-ад-дина есть сюжет о внезапном появлении Джамуки с тридцатью нукерами в покоях великого предводителя Тохтоа-беки: «Будучи «чрезвычайно трусливым человеком», он тут же поклялся золотой чашей, по обычаю пролив несколько капель кумыса на землю» [8].

Согласно «Сокровенному сказанию», мать Тэмуджина Оэлун-экэ из племени хонхират была ранее невестой меркитского вождя Еке-Чиледу и была угнана Есугеем из племени борджигин. Начало историческим событиям, приведшим к образованию Монгольской империи, положил набег отряда из 300 меркитов во главе с вождем удуит-меркитов Тохтоа-беки на кочевья племени кият-борджигинов, похитившего жену Тэмуджина Бортэ. Долго искали меркитские воины и самого сына Есугея: «метались туда и сюда, шли по его следу по таким болотам, по такой чаще, что сытому змею и не проползти» [9].

Эпизод с умыканием сначала Оэлун, потом Бортэ совпадает с представлением о том, что форма брака путем похищения была более древней, предшествовавшей договорной форме брака. Однако в последнее время утверждается, что широкое распространение «воровской свадьбы» было связано с эпохой становления раннеклассовых обществ, с периодом далеко зашедшей социальной стратификации [10]. Любопытно, что 300 аристократов из удуит-меркитов, совершивших набег на Бурхан-Халдун, «Сокровенное сказание» называет сыновьями Тохтоа. Исходя из этого, можно предположить, что набег совершил меркитский отряд, представлявший собой мужской воинский союз. Набеги с целью добычи скота и женщин в соседние племена видимо для них были постоянными.

user posted image

Монгольские воины в бою. Персидский рисунок XIV в.

Набег отряда Тохтоа очень походит на набег молодых мужчин, проходивших инициацию в походах на соседние владения. Мужские союзы возникли как организация мужчин на стадии перехода от материнского рода к отцовскому роду с целью борьбы за преобладающее положение в обществе. Мужские союзы имели своих руководителей, тайные языки, обряды, религиозные церемонии. В процессе разложения первобытнообщинного строя поздние мужские союзы (их иногда называют тайными обществами) часто становились зародышем органов государственной власти.

В 1180 г. 40-тысячное войско вождя клана кият-борджигин Темуджина, владыки кереитов Тогрула и предводителя племени джаджират Джамухи перевалив Хаамар-Дабаан, в степи Буура-Кеере напали на ставку Тохтоа-беки и наголову разгромили меркитов. Великое разорение постигло хоть и немногочисленное, но могущественное племя: «Три сотни меркитов, что некогда окружили Буркан, были до последнего колена развеяны пеплом. Оставшихся женщин обратили в наложниц и в домашнюю прислугу» [11].

«Бурей внезапной нагрянули.

Разом заставу почетную сбили,

Жен и детей у него полонили.

Разом святую заставу смели, -

Для Тохтоа будет много ли, мало ли -

Целый народ мы в полон увели».

Тохтоа-беки мог быть захвачен во время сна, но о приближении неприятеля успели предупредить, проскакав всю ночь напролет, его люди, которые занимались рыбной ловлей в реке Килхо, ловлей соболей или звериной охотой. Будучи предупрежден, Тохтоа, вместе с Увас-Меркитским Даир-Усуном и небольшим числом людей, поспешно бежал вниз по реке Селенге в «страну Баргучжинскую».

Только после этого события число сторонников Тэмуджина стало увеличиваться, его власть стали признавать все больше монгольских племен. Тэмуджин и Джамуха стали настоящими ханами, как только надели на себя золотые пояса меркитских владык и оседлали их богатырских коней:

«Хан Тоорил и анда Чжамуха дружбу свою доказали...

Мужам Меркитским как должно воздав,

В руки свои их наследье (! - В.У.) приняв,...

Род их мы до конца разорили» [12].

Именно с этого события в 1180 г. в забайкальских степях, согласно «Сокровенному сказанию», и началась новая эра в истории монгольских народов. Ранее находившихся под гнетом тюрков племена монголов громко заявили о своих претензиях на право создать собственную империю.

Довольно загадочным представляется перерыв в 17 лет между первым разгромом и последующей вспышкой междоусобной войны. Возможно, в это время оба лагеря копили силы. Выросли их дети, и новая пассионарная сила вырвалась далеко за пределы Монголии. Так, в 1197 – 1198 гг., когда Чингис-хан отправился на войну против татар, Тогрул (Ван-хан), почему-то не предупредив его, выступил против меркитов, возродившихся после первого разгрома. Прогнав Тохтоа-беки в сторону Баргуджин-токума, он убил его старшего сына Токуз-беки, захватил двух дочерей-принцесс Хутуктай и Чаарун, сыновей Хуту и Чилаун вместе с их людьми, но ничего не дал Чингис-хану [13]. Позже Ван-хан официально объявил о присоединении земель меркитов к кочевьям кераитов. Но сразу после того, как военачальник найманов Коксэй-Сабрах настиг войска Ван-хана и разгромил их, Хуту и Чилаун отделились от кереитов и пошли вниз по течению Селенги на соединение со своим отцом [14]. Весьма интересно, что при этом Ван-хан своей многотысячной армией загнал Тохтоа-беки за Баргузин и занял Баргузинскую долину.

Необходимо отметить, что Тохтоа-беки, преследуемый монгольскими армиями, всегда уходил в Баргуджин-Тукум. Значит, Тохтоа с соратниками мог уйти на территорию Южной Якутии, ища там спасение. Так, имена «Такта» и «Тохтыкан», встречающиеся среди эвенков Нижней Тунгуски, В.А. Туголуков связывает с Тохтоа-беки [15].

Тохтоа-беки и меркиты, согласно монгольским источникам, воевали с Чингис-ханом также и в союзе с тайчиутами, татарами, Джамухой и найманским Буюрук-ханом, но всегда терпели поражение. Тохтоа-беки и его сыновья были участниками и во многих случаях зачинщиками всех крупнейших сражений в Монголии против Чингис-хана. Проиграв в сражении, они всегда прорывались через монгольскую армию, уходя в родные степи [16].

Терпевшие поражение на территории Северной Монголии, бывшие враги Тохтоа-беки и Джамуха нашли приют в лагере найманского Таян-хана. Этот факт нас вновь приводит к выводу о том, что противостояние между монголами и меркитами следует объяснять не кровной враждой, а лишь противоборством военной диктатуре. Побежденные в великой битве союзники вынуждены были покориться, кроме меркитов, вновь бежавших вниз по Селенге. Когда Чингис-хана в 1203 г. провозгласили на курултае великим государем Монголии, против него опять выступили меркиты, собравшие в Западном Забайкалье остатки побежденных племен [17].

user posted image

Провозглашение Темучина Чингисханом. Персидский рисунок XIV в.

Когда грозный Чингис-хан вторгся в долину Селенги, владыка племени хоас-меркитов Даир-Усун, чтобы задобрить его, отправил к нему свою дочь Кулан-хатун [18]. Однако, как только монгольские отряды покинули кочевья Даир-Усуна, меркитские ратники тут же подняли восстание и разграбили обозы. Монгольская охрана тыла еле сумела отбить и разогнать восставших меркитов по лесам [19]. Тогда Чингис-хан сказал: «Мы хотели их оставить среди нас, но они, оказывается, восстали!» – и приказал разогнать их во все стороны, никого не оставляя вместе. Вторгшись во второй раз в кочевья Даир-Усуна, Чингис-хан подверг их полному истреблению, отобрал его жену Туракину-хатун и подарил ее сыну Угедею.

Таким образом, хоас-меркиты вроде бы были вынуждены служить покорителю мира, но наличие именно их потомков среди бурятов и северных народов противоречит этой версии. При рассказе о восстании в обозе говорится о том, что мятеж устроили «меркитские аристократы», а подавили их восстание слуги, находившиеся при них в обозе. Эти факты вновь позволяют сделать вывод о том, что противостояние между монголами и меркитами было не межплеменной, а гражданской войной.

В 1204 г. осенью у истока Карадала Чингис-хан сразился с меркитским Тохтоа-беки, прогнал и в Саари-кеере захватил его подданных и имущество. Вождь меркитов опять вырвался с сыновьями Куду, Чилауном и несколькими людьми. Чингис-хан сам пустился в погоню за ними и зазимовал в

отрогах Алтая. Как пишет В.В. Бартольд, по пути на Иртыш, пройдя зимой покрывшийся льдом Енисей, Тохтоа добился подчинения пяти княжеств енисейских кыргызов.

Примечательно, что для покорения «лесных народов» был послан именно Джучи, которому киргизские и нойоны других племен били челом «белыми кречетами». И в последующем народы Южной Сибири, выражая свою покорность Чингис-хану и его потомкам, дарили «белого орла».

Когда в 1208 г. Чингис-хан выступил в поход, ойраты, бывшие союзники меркитов, указали ему дорогу к месту, где укрылись последние меркиты [20]. В это время найманский Кучлук-хан, потеряв подданных, объединился с меркитским Тохтоа, и у притока Иртыша Бухтурмы приготовился к сражению. Армия Чингис-хана через узкую тропинку проникла в густой лес и неожиданно напала на меркитов. Тохтоа наконец-то пал на поле сражения, пронзенный метательной стрелой «хун-шубуун». Сыновья, не успевая ни похоронить, ни забрать его с собой, отрезали ему голову и увезли. Многие из бежавших утонули, когда переправлялись через Иртыш. Оставшиеся в живых найманы и меркиты за Иртышом разделились [21].

Так погиб великий воин Монголии, избравший путь борьбы за свободу и независимость своего родного Меркитского улуса.

Прямой наследник, старший сын Тохтоа-беки Тогуз-бек был убит Тогрул-ханом. Остальные - Куса, Худу, Уилаун, Джибук и Култукан-мэргэн в разное время были умерщвлены по прямому указанию Чингис-хана. Уилауна не спасло даже то, что он являлся сыном дочери Чингис-хана, отданной в жены Тохтоа-беки. Некоторые летописные источники в числе братьев Тохтоа-беки называют Куду, Урхана и некоего Чилауна, но сведений о них нет. Наконец, те же источники именуют сыновьями Тохтоа-беки неких Маджара, Тускана, Иналци и Тауранци.

По Рашид-ад-дину, в последней войне Культукан – Мэргэн - младший сын Тохтоа-беки, чрезвычайно меткий стрелок, убежал к кыпчакам. Посланный вдогонку за ним отряд схватил его. Джучи, прослышав о нем как о чрезвычайно метком стрелке, поставил мишень и приказал ему пустить в нее стрелу. Когда вторая стрела расколола пущенную первую, то восхищенный его меткостью царевич Джучи послал просьбу Чингис-хану даровать жизнь Мэргэну. Однако от государя пришел отказ: «Нет ни одного племени хуже племени меркитов: сколько раз мы воевали с ними; много беспокойств и затруднений видели от них, - каким же образом возможно оставить его в живых, чтобы он опять убежал и возбудил мятеж?! Я приобрел для вас все эти области, войска и племена; какая же нужда в (этом человеке)?! Врагу государства нет лучшего места, чем могила!» [22].

Считается, что часть меркитов, в 1204 г. бежавшая на Монгольский Алтай, вошла позднее в состав ойратов. В XVIII столетии академик Г.Ф. Миллер, побывавший у калмыков, оставил запись о том, что предводителем у них был Тохабеги-хан с двумя сыновьями Иналцы и Тауранцы, долгое время оказывавший сопротивление Чингисхану [23].

Размышляя об истоках культа Даян-дэрхэ, А.В. Тиваненко укрепился в мысли о том, что в основе рождения данного образа лежит имя Тохтоа-беки - меркитского предводителя, военачальника и верховного «белого» шамана. Согласно мифологической традиции, Даян-дэрхэ являлся главенствующим шаманом данного региона Центральной Азии, убитого Чингис-ханом.

Культ Даян-дэрхэ был широко распространен по всей Монголии, особо почитался в Южной Бурятии и в Северной Монголии. Однако наиболее полные предания были записаны у алтайцев, теленгитов, дербетов, тувинцев, урянкайцев; то есть преимущественно среди тюркоязычного населения Саяно-Алтая [24].

По мысли А.В. Тиваненко, «воспоминанием о далеких кровавых временах сражений меркитов с монгольскими войсками может служить бытующее в Халхе представление о Даян-дэрхэ как о знаменитом сильном шамане Севера, прославившимся кровавыми обрядами, в которых он прибегал и к человеческим жертвоприношениям (букв. «питающийся загустевшей (черной) кровью, пьющий жидкую кровь»)» [25].

В итоге А.В. Тиваненко спрашивает: «Назовите мне другого тюркского по происхождению великого «белого» шамана и общенародного военачальника среди лесных племен эпохи средневековья северной Монголии, Алтае-Саянского нагорья и Забайкалья, кроме меркитского Тохтоа-беки, который в итоге многолетних битв за независимость своей родины был бы убит Чингисханом?!» [26].

В образе героя якутского фольклора Омогой Бая, метавшегося туда-сюда, не зная куда деваться, после того, как его владения были разорены татарскими войсками, также можно увидеть меркитского владыку Тохтоа-беки. Таким образом, после своей смерти Тохтоа-беки стал почитаемым героем фольклора, культа тюрко-монгольских народов.

Примечания

1. Тиваненко А.В. Гибель племени меркитов. Улан-Уд э: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. С. 23.

2. Там же. С. 25.

3. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.2. С. 58.

4. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядного фольклора бурят. М.: Наука, 1991. С. 260-263.

5. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Л., 1934. С. 49-50.

6. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Монгольский обыденный изборник / Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 122.

7. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.1. С.190-191.

8. Там же. С.191.

9. Козин С.А. Указ. соч. С. 97.

10. Першиц А.И. 1998. С. 63.

11. Там же. С.104.

12. Козин С.А. Указ. соч. С. 104-105.

13. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. С. 128.

14. Козин С.А.Указ. соч. С. 126.

15. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и западной Сибири. М.: Наука, 1985. С.111.

16. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Главная редакция вост. лит. изд-ва «Наука», 1970. С.22.

17. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.2. С.148.

18. Там же. Т.1. Кн.1. С.116.

19. Там же. Т.1. Кн.2. С.149.

20. Тиваненко А.В. Указ. соч.С.48.

21. Козин С.А. Указ. соч. С.143.

22. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. С. 116.

23. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского цар-

ства. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. С. 179.

24. Тиваненко А.В. Указ. соч. С. 30-31.

25. Там же. С.32.

26. Там же.

В.В. Ушницкий, к. и. н.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас