Saygo

Карл Густав Эмиль Маннергейм

2 сообщения в этой теме

user posted image

Маннергейм получил звание полковника во время русско-японской войны (1904-05), после чего был направлен в разведывательную экспедицию (1906-08) в Северный Китай, финансируемую Генеральным штабом Российской Империи. В 1906-08 гг. экспедиция проследовала из Самарканда в Пекин, осуществляя картографирование ранее неизвестных районов. Маршрут отличался тяжелыми условиями, крутыми горами и глубокими ущельями, часто покрытыми льдом и снегом, и его прохождение требовало выносливости и большого искусства верховой езды. Целью экспедиции было получение новых разведданных о Китае в условиях растущего присутствия Японии и др. стран в регионе. Целью Маннергейма был в первую очередь сбор политической и военной информации. Он проводил подробное картографирование и сбор данных о влиянии Японии, отношении местного населения к России, Японии и Китаю, в первую очередь в приграничных районах, о развитии системы образования, транспорта и пр. инфраструктуры, климатических условиях, оборонных возможностях, плотности населения и государственных структурах.

user posted image

Маннергейм и Пеллио в юрте Курманджан Датки. Слева направо: Поль Пеллио, Курманджан Датка, её внук, Густав Маннергейм.

В течение нескольких недель до отправления Маннергейм готовился к экспедиции, прорабатывая научную литературу, включая работы Стейна; установил контакты с Полем Пеллио. Получив представление о состоянии современных исследований в регионе, он решил, что его экспедиция может решить весьма важные исследовательские задачи. Через Отто Доннера (1835-1909), специалиста по санскриту и министра образования Финляндии, он связался с членами Финно-угорского общества. Они ознакомили Маннергейма с результатами лингвистического и этнографического изучения региона и поставили перед ним задачу выполнения этнографических исследований. Они также просили его собирать и копировать исторические рукописи и надписи, представлявшие научный и культурный интерес. Маннергейм также встречался с представителями Совета коллекций Антеля в Национальном музее Финляндии, которые выразили пожелание, чтобы он собирал исторические рукописи и предметы искусства. Собирательская деятельность была профинансирована Музеем.

user posted image

user posted image

user posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

Экспедиция, в которую входили также повар и 2 казака, отправилась из Самарканда поездом в Андижан 28 июля 1906 г., затем через Ош в Кашгар, куда она прибыла 17 августа после 3 недель изнурительного путешествия вместе с экспедицией Поля Пеллио. Впоследствии 2 экспедиции путешествовали раздельно. Маннергейм провел месяц в Кашгаре, проверяя сведения о японском присутствии в регионе. Будучи вынужденным ожидать разрешения из Пекина на дальнейшее продвижение, он добился разрешения местных властей провести археологические и этнографические исследования в Хотане и вернулся в Кашгар в начале 1907 г. В течение этого времени Маннергейм был занят картографированием и сбором метеорологических и этнографических данных, но он сумел также собрать сотни древних рукописей из Турфана и Хотана, приобретая их на местах. Буддийские санскритские и хотанские тексты были опубликованы Дж. Рейтером, а 4 уйгурских документа - Э. Рамстедом. Из Кашгара Маннергейм начал высылать материалы в Финляндию.

В конце января 1907 г. Маннергейм вновь выступил в путь по труднопроходимой территории к Урумчи, 2 марта прибыл в Аксу, откуда в конце марта отправился дальше, положив на карту 200 милей в бассейне Ташкан-дарьи (реки Токсун). 12 апреля он прибыл в Кульджу, где получил разрешение на дальнейшее продвижение. 5 июля он отправился в Кашгар, проводя по пути раскопки и закупку материалов и отправляя их в Финляндию. 24 июля он прибыл в Урумчи и через месяц, в конце августа, отправился в Турфан, где приобрел несколько рукописей. В середине октября он достиг оз. Баркюль и затем Хами, где встретился с А. Стейном, затем через Гоби двинулся в Аньси. Маннергейм находился в 40 милях от Дуньхуана, и его решение посетить оазис, но не храмы Могаоку интриговало ученых. Возможно, его более привлекала романтика путешествий, чем поиск рукописей, как это можно заключить из его собственных дневниковых записей. Возможно, он не сразу смог оценить значение дуньхуанских открытий. Но, скорее всего, столкнувшись с последствиями любительских раскопок в Турфане, он не захотел состязаться с профессионализмом и целеустремленностью Стейна и Пеллио. Кроме того, уже потратив значительные средства и продолжительное время на археологические и этнографические исследования, он ощущал обязанность посвятить свое внимание сбору разведданных и другим задачам экспедиции. Бюджет был также ограничен: Маннергейм запрашивал из Аньси своих финских спонсоров предоставить ему дополнительные средства для продолжения собирательской работы. И, возможно, если бы средства поступили вовремя, он больше времени провел в регионе.

Итак, Маннергейм повернулся спиной к Дуньхуану и отправился в Сучжоу (1 декабря) и Ганьчжоу (рождество 1907 г.), где провел исследования по уйгурскому языку и культуре, о чем позже опубликовал статью в Journal de la Societé finno-ougrienne. 29 января 1908 г. его экспедиция прибыла в Ланьчжоу, откуда Маннергейм выехал в Лавран, где приобрел различные материалы по тибетской культуре. Затем он отправился в Сиань, Лоян, Кайфэн и Тайюань, потом за 5 дней преодолел 120 миль, прибыл в храмовый комплекс Утайшань и посетил далай-ламу 26 июня 1908 г. Затем он проследовал вдоль монгольской границы прежде чем вернуться в Пекин, где он провел месяц в российском посольстве за написанием отчета, систематизацией материалов, карт и дневников. В Россию он вернулся через Японию.

Осенью 1908 г. Маннергейм со своей коллекцией прибыл в Финляндию. Он никогда более не участвовал в подобных экспедициях, но в течение всей жизни сохранял интерес к коллекциям.

Дневник экспедиции Маннергейма был опубликован в 1940 г. на английском, финском и шведском языках под названием «Across Asia from West to East, Volume 1». В него вошли некоторые экспедиционные фотографии 1906-08 гг., а также описания быта и традиций, флоры и фауны, ремесел, природы и народов, обитавших в селениях и городах вдоль его пути. Том 2, также опубликованный в 1940 г., содержал фотографии и сделанные исследователями описания археологических и рукописных находок Маннергейма из Восточного Туркестана; этнографические материалы, фотографии одежды и произведений искусства; подробные метеорологические наблюдения и карты экспедиции. Местонахождения и обстоятельства, при которых рукописи и произведения искусства приобретались Маннергеймом, не всегда зафиксированы.

Маннергейм, которому недоставало времени и опыта своих современников, проводил лишь кратковременные и случайные раскопки, нанимая местных жителей, большая часть его коллекций также приобретена от местных. Эта обширная коллекция включает:

1. несколько тысяч рукописных фрагментов буддийского содержания из Хотана и Турфана на китайском, уйгурском, тибетском, хотанском и согдийском языках, а также 1 монгольский и 1 среднеперсидский (манихейский) текст

2. 1,5 тыс. экспедиционных фотографий, включая виды селений, городов и этнические типы

3. древнюю керамику и украшения

4. 250 древних монет, в основном из Хотана

5. сотни предметов современного быта, включая украшения и одежду

6. сотни предметов религиозной утвари, включая буддийские храмовые пологи

7. этнографические материалы

8. метеорологические материалы

9. картографические материалы

10. экспедиционные дневники

Материалы являются собственностью Финно-угорского общества и Национального совета по культурным ценностям и хранятся в нескольких учреждениях Хельсинки. Коллекции полностью каталогизированы и большая часть их оцифрована.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас