marinin

Заметки о руси и варягах

19 сообщений в этой теме

Скрытый текст
Заметки о руси и варягах.

Цель данной работы – раскрыть смысл понятий «русь» и «варяги»;

-  показать,что представляли собой русь и варяги на Балтике;

- решить некоторые спорные вопросы начальной истории Древней Руси.

1.   Значение термина « русь».

Историки упоминают о многих «Руссиях» и народах с корнем «рус», «рос»,расположенных в различных частях прежде всего  Европы: Прибалтике,Поднепровье,Приазовье,на Дунае,в Северо-Восточной Руси. Есть даже упоминание о «Руссиях» в Северной Африке и Сирии.(1)

Чтобы не потонуть в этом огромном материале,я намеренно ограничусь попыткой выяснить,что представляла собой балтийская русь,т.к. именно эта русь существенно повлияла на становление государства восточных славян.

Историки,выясняя значение термина «русь»,обращаются к самым разным языкам и народам.Одни исследователи выводят его из финского «руотси» - считая это слово названием шведов,или более общее значение «народ скал»; другие – из иранских языков,в которых понятие «русь,рос» означает светлый,или белый цвет; третьи считают,что смысл этнонима «русь» объясняется европейскими языками,в которых схожие слова объясняются как красный или рыжий цвет.(2) Это слова с корнем «ру», «руад», «руд».

Но почему-то мы забываем поинтересоваться мнением самого русского народа.Я считаю,что необходимо выяснить,имеет ли какое-либо значение понятие «рус», «рос» прежде всего в русском языке и что,в таком случае,изначально можно понимать под  «русью» как исторической общностью?

Прежде чем ответить на вопрос: « Что означает слово «рус-рос» в русском языке?»,необходимо отметить некоторые из особенностей словообразования у наших предков:

1) Часто составной,многокоренной,описательный способ образования слов;

2) Сокращение слов за счет отбрасывания слогов,частей слова.

Например,слово «берлога» состоит из двух корней: корня «бер» - медведь и корня «логово»,из которого отброшен слог «во». Слово «коромысло» состоит из корней «коро» - коло,около и «мысло» - ложе (отброшен слог «же») мысли,или голова.

Слово «Ладога» также имеет двойной корень: корень «лад» - добро,богатство,ценность (клад,ладо и т.д.) и корень «дорога»,из которого отброшен слог «ро».В итоге начальный смысл слова Ладога (Ладожское озеро) – это дорога,по которой переправляется добро,или торговая дорога. Ладья –судно,перевозящее «добро»,или торговое судно.

Теперь обратимся к русским словам с корнем «рос-рус».

Роса – капля воды;

Русло – ло(же) «руса» - место(выемка,заниженность,низина…),где течет вода;

Русалка – женщина,живущая в воде,или водяная женщина( ничего другого и не может означать слово «русалка».Славяне,не мудрствуя лукаво,называли подобных существ по месту обитания: леший,домовой,банник… Объяснения типа «русоволосая», «чистая,светлая» не имеют под собой никакой основы: по сказаниям, у русалок волосы зеленые или белые; также славяне никогда не считали неупокоенных утопленниц,которые к тому же топят время от времени бедных мужиков,- ни чистыми,ни светлыми.Про римские русалии даже говорить не хочется – бред сивой кобылы.

«Водяной» – более позднее слово.Изначально понятие «вода» означало,скорее всего, путь,дорогу; того,кто ведет по дороге.Сохранились слова: поводырь,проводник,воевода…Так как дороги у наших предков были в основном водные,то вполне логично данное понятие наполнилось новым,современным содержанием).

Итак,опираясь на вышеприведенные примеры (роса,русло,русалка),можно сделать вывод: слово «рус-рос» у славян означало то,что мы сейчас называем словом «вода»,или одно из состояний воды.

Еще вывод:  язык наших предков допускал взаимопереход звуков «о» и «у».(Другой пример – слова «лог» и «луг»,- по сути означают одно и тоже: заниженность,низина).

Исходя из вышесказанного,народ «русь,рос» может означать:

1) людей,живущих у воды (например,пруссы-поруссы; современное – поморы);

2) людей,живущих среди воды,на островах;

3) людей,пришедших из-за воды.

Следовательно,слова «русь,рос» как название народа первоначально не имели конкретно-этнического смысла.

Кстати,на вопрос: « Почему этнически разные народы Европы в течении нескольких столетий имели  названия,схожие с корнем «рос,рус» и близкими вариациями?» возможен следующий ответ.   Племена,которые двигались из Азии в Европу,шли двумя потоками:

севернее Черного моря,по степи,или «полем» и южнее Черного моря,через проливы Босфор и Дарданеллы,или «водой».Соответственно,часть народов северного потока могла получить название(или назвать себя) «поляне», «поляки», «половцы», «аланы-поланы».Часть народов южного потока,пришедшие в Европу из-за «воды»,через проливы, – названия с корнем «рус-рос».

С течением времени эти названия у одних народов оставались,у других по разным причинам менялись,опять возрождались и т.д. Данное предположение,являясь гипотетичным,более-менее приемлемо объясняет схожие названия этнически разных народов.

2.  Значение слова «варяги».

Историки по-разному объясняют этноним «варяги»,последний вариант – солевары.Эти объяснения общеизвестны,поэтому останавливаться на них не буду.Предлагаю в сжатом виде свою версию как происхождения понятия «варяги», так и их роли в балтийском регионе.

Около 6 века(?) славянские племена заселяют южное побережье балтийского моря.По мере развития этого процесса  возникают как межплеменные противоречия(по поводу земли,рек,лесов,участков побережья), так и противоречия с окружающим неславянским населением.Возникает необходимось в создании единого политического центра для решения этих и других задач.Такой центр возникает на о.Рюген в единственно приемлемой для того уровня развития славянских племен форме – форме религиозной ( Почему на острове?  Остров – ничейная земля,что гарантирует независимость  политико-религиозного центра от конкретного племени и непредвзятость в решении межплеменных споров; возможно,лучшая защищенность от внешней агрессии).Формируется культ главного бога,которому поклоняются все прибалтийские славяне.Германские источники (Гельмгольд «Славянская хроника», Саксон Грамматик «Деяния данов») называют его Радогост, Световит. По поводу данных названий возникают серьезные сомнения:

а) названия явно описательные: Радогост – радующий богатством,дарами ( «гость» - купец,привозящий товары,или богатство; другое слово – «гостинец» - дар,подарок), Световит(д) – световидный,возможно,дарующий свет,озаряющий; другой вариант – освящающий.

б) эти названия что-то уж больно быстро появляются и также быстро исчезают.По крайней мере у восточных славян,у  приильменских словен – выходцев с южной Балтики, - мы этих имен не видим.

в) не могли славяне назвать собственное имя главного бога чужим людям,тем более представителям врагов,с которыми долго и упорно воевали.Это означало бы лишить бога силы,а себя – его поддержки,навлечь беды и страдания на свой народ.

Так какой бог  скрывается под именем Радогоста и Световита? Каково собственное имя главного бога прибалтийских славян?

Ответ содержится в описании Гельмгольда: «… среди многообразных божеств… они признают и единого бога,господствующего над другими в небесах,признают,что он всемогущий,заботится лишь о делах небесных,другие боги,повинуясь ему,выполняют возложенные на них обязанности,и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее,чем ближе он стоит к этому богу богов…»(3).  

Единственный славянский бог,который точно подходит под данное описание – это бог Сварог:

- бог неба (у индоариев Сварга – обожествленное небо);

- главный бог,бог богов;

- другие боги – дети и внуки его: Даждьбог Сварожич,Перун Сварожич,огонь Сварожич,ветры – сварожьи внуки.

- аморфность,размытость функций Сварога в сознании славян («…заботится лишь о делах небесных…»).

Чтобы обеспечить как всеобщее поклонение Сварогу,так и эффективность деятельности религиозно-политического центра на Рюгене,жрецы культа Сварога нашли блестящее решение: изображение Сварога в виде многоликого идола,у которого лики – его  ипостаси,дети Сварога.

Конкретное племя,поклоняясь конкретной ипостаси (Перун,Макошь…),одновременно поклоняется и Сварогу,а жрецы отдельных племен автоматически являются как служителями своего божества,так и служителями культа Сварога и,как следствие,вынуждены подчиняться рюгенским жрецам как младшие жрецы старшим.

Обслуживание культа Сварога на Рюгене,выполнение общих для южнобалтийских славян функций требует значительного слоя служителей. Кроме прямых жреческих обязанностей,они занимались охраной богатейшего рюгенского храма,обеспечивали поступление даров от славянских племен,передавали на места решения рюгенского центра и т.д.

Их название – производное от бога Сварога: сварожьи-свАражьи слуги, глухая «с» постепенно пропадает, «а» смягчается и превращается под ударением в «я»( вода – водЯнка, лед – ледЯнка, козел – козлЯтина и т.д.),в итоге – варяжьи слуги,или варяжи. В дальнейшем,по мере превращения части этой группы людей в самостоятельную силу буква «ж» вытесняется буквами «г» и «з». Так формируется понятие «варяги,варязи».(суффикс «ж» указывает на уменьшительность,зависимость слова,суффиксы «г» и «з» - на самодостаточнось понятия.Примеры:дороГа – дороЖка,ВолГа – ВолоЖка,княЗь и княГиня – княЖич и княЖна ит.д.)

Итак,можно сделать следующие выводы:

1) Понятие «варяги» произошло от имени бога Сварога,служителями культа которого они изначально были;

2) Варяги – представители славянских племен.Это вытекает как из славянского по формированию понятия «варяги»,так и по их первоначальным функциям.

3.   Варяги и русь в балтийском регионе.

Первоначально варяги выполняли религиозные, жреческие функции. Обслуживание культа Сварога заставило варягов овладеть в совершенстве кораблестроением,мореплаванием (доставка или сопровождение на Рюген представителей племен и даров (дары – архаичная форма дани как платы за выполнение общественно значимых функций), передача решений Сварога и т.д.); военным делом – защита Рюгена,рюгенского храма от морских разбойников,обеспечение безопасности перевозки даров и прибрежной торговли.

Регулирование жизни на Рюгене и отношений с южнобалтийскими племенами предполагало также выполнение административных функций.Овладевают варяги и торговыми навыками: реализация части даров,покупка необходимых товаров и услуг.

С течением времени по южному побережью Балтики и в глуби территории прибалтийских славян возникает множество городов с развитым ремеслом и торговлей. Об их богатстве с плохо скрываемой завистью сообщают наши добрые германские соседи. До сих пор львиная доля северогерманских городов носит или чисто славянские названия, или отчасти переделанные на германский лад.

Развитие городов, ремесел и торговли на первый план выдвигает задачу обеспечения безопасности уже не прибрежной, а трансбалтийской торговли.Рюгенские варяги вследствии малочисленности и базирования на о. Рюген эту задачу решить не могли.И тем не менее решение было найдено,решение единственно верное в данной ситуации: если нет сил гоняться за драккарами морских разбойников по всему Балтийскому морю,то нужно лишить их самой возможности здесь появляться,необходимо перекрыть западный морской вход в балтийский регион.

Идеальное место – остров с современным названием Зеландия.Создание здесь форпоста варягов было острейшей необходимостью и делом времени. С этого момента море, которое мы сегодня называем Балтийским, становится морем Варяжским.

Роскилле – остров Росов, или Русский остров.

Создавая военно-оборонительный форпост (форпосты) на Зеландии(Роскилле), варяги должны были,кроме прочих,решить следующие задачи: обеспечение себя продовольствием,ремонтной,строительной,ремесленной базой,молодым пополнением на случай неизбежных потерь.Для их решения организуется (поощряется) переселение части славянского или ославяненного населения южнобалтийского побережья.Почему именно славяне? По двум причинам:

 славяне – наиболее развитый  в производственном плане народ балтийского региона;

 только славяне могли стать надежной этнической базой для решения общеславянской задачи,вставшей перед варягами.

Кто мог переселяться на Зеландию? Молодежь,жаждавшая славы,  приключений, богатств; изгои,которым были тесны родовые и религиозные рамки; ремесленники,не нашедшие себе места в городах или бежавшие от войн и разрушений;торговцы,увидевшие возможность быстрого обогащения…

То, что переселенцы были в основном славяне, подтверждают как раскопки датских археологов( Клиндт-Йенсен Оле. Дания до викингов: Пер. с англ. Саниной А.П.- СПб: Евразия, 2003), так и сохранившиеся до сих пор изначально славянские названия населенных пунктов: Бросков, Видегорден,Роскилле, Страннегорд, Холмегорд и др.

Переселенцы с разных славянских племен стали называть себя(их стали называть) росами-русью: живущие среди воды,жители островов; а остров,который они первоначально освоили – Роскилле,или Русский остров.

 

Вскоре русь – торговоремесленное население Русского острова,становится здесь  ведущей экономической и,как следствие,политической силой,которая содержит на свои средства (дань) варяжскую дружину.В свою очередь варяги Русского острова превращаются в русских князей – боевую силу русов,главной функцией которой становится военная реализация экономических интересов руси.

Формируется передовой для того времени свод законов –« Русская правда»,основные принципы которой можно выделить на основе договоров Киевской Руси с Византией в 10в. и Краткой Русской Правды( Правда роськая) : равенство людей независимо от этнической принадлежности, защита прав торговой и имущей части населения,наличие определенных преимуществ для варягов и колбягов(иностранные гости; возможно, изначально торговые представители южнобалтийских славян), ограничение кровной мести,экономические санкции как основной инструмент регулирования общественных отношений.

Происходит смена религиозного мировоззрения: старые боги вытесняются в сознании людей богами,помогающими русским варягам и руси в их основной деятельности – Перуном у варягов и Велесом у руси, а Сварог трансформируется в Стрый Бога,или Стрибога( «стрый» - коренной,главный,изначальный), который теряет свое практическое значение.

Итак,формируется два предгосударственных образования  прибалтийских славян с варягами во главе: южнобалтийские славяне,возглавляемые рюгенскими варягами и славяне-русь,возглавляемые русскими варягами(русскими князьями) на острове Роскилле, Русском острове.

Объективно у этих предгосударственных образований схожие внешнеполитические интересы и (чем далее,тем более) противоположные интересы экономические(торгово-экономическое господство в балтийской акватории),что найдет свое отражение в последующей истории.

С превращением Балтийского моря в море Варяжское прибалтийские славяне как ведущая экономическая и военно-политическая сила быстро осваивают данный регион,выступая субъектами балтийской торговли.Освоение идет с запада на восток условно двумя потоками: южнобалтийским, с выходом в юго-восточную и восточную Прибалтику,с освоением акватории Западной Двины и Немана и последующим выходом на Днепр ( южнобалтийские славяне с рюгенскими варягами во главе); и северобалтийским, по островам Борнхольм,Эланд,Готланд,Бирка и др.,по южному и восточному побережью будущей Швеции,побережью будущей Финляндии и с дальнейшем выходом на Волгу (русь с о.Роскилле во главе с русскими варягами). На островах создаются перевалочные и торговые центры с временными и постоянными поселениями. О богатстве этих поселений можно судить раскопкам на Бирке, Готланде ( Викинги: набеги с севера/ Пер.с англ. Л.Флорентьева.-М.: Терра,1996).

Важно еще раз подчеркнуть,что инициатором, субъектом балтийской и трансбалтийской торговли объективно могли выступать только прибалтийские славяне и их представители как наиболее развитые в экономическом плане народы Балтики, с их богатейшими городами,развитым ремеслом и выгодным географическим положением. Другие народы балтийского региона,в частности, будущие шведы могли выступать и выступали только в качестве объекта торговли вследствии сравнительно низкого уровня социально-экономического развития.

Также необходимо отметить,что наиболее богатые и схожие захоронения на о.Бирка, в Старой Ладоге, Гнездове могут принадлежать только славянам,славяноязычной руси как ведущей торгово-экономической и военной силе в балтийском регионе в данный период. Это утверждение можно проверить господствуюшим типом бытовой керамики,которая является определяющим этническим признаком в археологии.

Господство славяноязычной руси в балтийском регионе( по крайней мере в северной его части) соответствует вендельскому археологическому периоду в изучении Швеции( 550-800гг. н.э), периоду культурного расцвета и подъема. В дальнейшем, с уходом руси начинается резкий спад экономической и культурной жизни,хиреет Бирка и т.д.( использ.работа – Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ленинград. Издательство Ленинградского университета,1985).

Кстати,исходя из вышесказанного,финнское «руотси»,если считать это слово этнонимом, означает славяноязычную русь,которая освоила восточное побережье будущей Швеции и близлежащие острова(Бирка) и приплывала торговать с будущими финнами.

 

4.Изгнание варягов.

В конце 8 века происходит массовое переселение южно-балтийских славян в Приильменье. Это подтверждается археологическими данными: появлением в Приильменье сосудов,аналогичных южно-балтийским,узколицего населения,схожего с южно-балтийским и т.д.( Откуда есть пошла русская земля, в 2-х частях,книга 2, Предисловие. Кузьмин А.Г.  М., Молодая гвардия,1986, с. 27).

Смешение  представителей различных славянских  племен в процессе переселения, при изначально высоком уровне экономического развития,определило господство в Приильменье территориальной общины с основой в виде малой семьи. Также результатом смешения переселенцев стало их общее название на новом месте – славяне или словене.

Главной причиной переселения,скорее всего, послужило резкое усиление давления на славянские племена франков и саксов. Другой причиной мог стать быстрый естественный рост населения южно-балтийского побережья.

Организаторами переселения могли быть  рюгенские варяги. На это указывает как масштабность решаемой задачи(массовость переселения),так и место,откуда шло переселение – южно-балтийское побережье.Также явно морской способ переселения( расселение словен « клином» на юг от Ладожского озера). Кроме того,особое положение варягов у словен и окружающего населения до второй половины 9 века: « Варяги из заморья взымали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей…»( Повести временных лет), «… и давали дань варягам от мужа по зимней белке(белей веверице)…»(Начальная часть извода Новгородской I летописи).

Но вскоре варяги были изгнаны.

Почему же приильменские словене и окружающие их племена изгнали варягов?

Дань,взымаемая варягами,была традиционной( «дары» южно-балтийских славян рюгенскому центру) и легкой. Насилие со стороны варягов? Но всякая власть так или иначе осуществляется через насилие, кроме того, о каком-то особом насилии ничего не говорится.

Люди согласны терпеть власть, если она более-менее эффективно реализует их общие интересы. Каковы же были общие интересы народов Приильменья? Основных было два:

1) Урегулирование межродовых и межплеменных отношений на севере будущей Руси. « И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой…» (Повести временных лет). По летописи,усобицы начались после изгнания варягов, но чтобы « …встал род на род…», обиды,непонимания должны были копиться годами.

2) Расчистка торговых путей на восток и юг. Приильменье,чрезвычайно богатое пушниной и заселенное словенами,экономически активными выходцами с южно-балтийского побережья,умеющими и готовыми заниматься товарным производством,буквально задыхалось от отсутствия свободной торговли.Восточный путь оседлала островная русь,болгары и хазары. Южный торговый путь перекрывали города славян и славянские племена вплоть до устья Днепра, которые или взымали пошлину за пошлиной за провоз товара, или перекупали товары задешево с целью их дальнейшей перепродажи.

Этих задач рюгенские варяги решить не смогли. Почему? –

Во-первых,религиозно-этническая организация власти,общая для южно-балтийских славян, в условиях разноэтнического севера будущей Руси оказалась неэффективной. Повеления славянских богов, Сварога, озвученные рюгенскими варягами, не находили отклика в сердцах фино-угорского населения, что вело к распрям,обидам,насилию.

Во-вторых, рюгенские варяги, занятые тяжелейшей борьбой с агрессией германских народов в юго-западной Балтике, не могли предоставить хоть сколько-то значительные силы для решения так важной для Приильменья, но частной с позиции Рюгена задачи. Кроме того, реализация экономических интересов приильменских словен на южном пути ущемило бы торговые интересы южнобалтийских славян, которые двигались в том же направлении ( Западная Двина, Неман, Полоцк).

Кроме вышесказанного, власть, основанная на религиозных установках и запретах,строго регламентирующих жизнь и деятельность людей,-  чем дальше, тем больше не устраивала наиболее активную торгово-ремесленную часть населения Приильменья.

В итоге изгнание рюгенских варягов становится неизбежным.

5.Призвание варягов.

Изгнание рюгенских варягов не решило проблем, стоявших перед населением Приильменья.

Практически сразу было отправлено посольство к варягам-руси, русским варягам с Русского острова. «…И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги-русь. Как другие зовутся шведы,иные же норманны,англы, другии готы, эти же так…»( Повести временных лет). Кстати, именно эта фраза из летописи является одним из главных аргументов норманистов в пользу того, что варяги – жители Скандинавии. Вот что пишет Л.С.Клейн в своей недавно вышедшей книге: « …и тут в летописи поясняется: эти варяги назывались русью, как другие варяжские племена называются свеями(шведами),англами,готами и т.д.» ( Клейн Л.С. Спор о варягах. Евразия СПб,2009, с 18).

Оставим « варяжские племена» на совести Л.С.Клейна. На самом деле данный отрывок не так однозначен,как его пытаются представить некоторые историки. Этот отрывок можно трактовать в двух, прямо противоположных смыслах:

1) « …так звались те варяги – русь, как другие ( варяги) зовутся шведы, норманны,англы,готы…»

2) « …так звались те варяги – русь, как другие( народы) зовутся шведы, норманны, англы, готы…».

В первой трактовке варяги – общее название скандинавских и ютландских народов, к которым относится и русь ( то, что заявляют норманисты). Во второй трактовке варяги – это другое название  одного народа – руси, который не относится к германоязычным народам . Правильность второй трактовки подтверждает далее летописец Нестор, отмечая, что варяги, русь – славяне.

Этому же в целом посвящена и моя работа.

Но вернемся к призванию варягов. Цели призвания нетрудно выделить по тексту летописи: «…И сказали они себе: « Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву…».

Итак, первая цель – « суд по праву». Как это понимать? Возможно,как наследственное право приглашенного князя вершить суд среди приглашающих его племен? Это объяснение неверно, так как сам факт выбора, или поиска князя отрицает его возможное наследственное право; кроме того,не могло быть никакого наследственного права князя над группой этнически различных племен.

Другое объяснение : « суд по праву» - это суд, регламентация жизни на основе определенных законов, которые признаются как справедливые приглашающими племенами.

Таким сводом законов,передовым для своего времени, была Русская Правда. Защита имущественных и личных прав человека независимо от его этнической и религиозной принадлежности вполне устраивала как неславянское население Приильменья, так и экономически активную часть словен, - ремесленников и торговцев.

Поэтому приглашение именно русских варягов могло решить задачу наведения справедливого порядка на севере будущей Руси.

Другая цель приглашения видна из летописного обращения народов Приильменья к варягам: «…Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…».

Очень интересное и емкое обращение, попытаюсь его разобрать.

Слово « наряд» обычно трактуется как «порядок, законность». Но в таком случае первая часть обращения становится логически противоречивой: величина и обилие( богатство) земли непостижимым образом увязывается с наличием или отсутствием регулирования ( регулятора) общественных отношений.

Это противоречие снимается, если мы попытаемся выяснить  смысл слова « ряд». Изначальный смысл корня «ряд» и близких корней « род», «рад» - защита. Например, город, град, ряд кольев,столбов,отряд и т.д. И сегодня известны разные объяснения слова «наряд» с военным,защитным смыслом: наименование артиллерии в русском государстве в XIV-XVIIIвв.; подразделение или группа военнослужащих в военной части, назначаемые для несения внутренней службы; военное снаряжение – совокупность экипировки военнослужащего, предназначенная для ношения на себе оружия, боеприпасов и различного имущества ( Военный энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом « Оникс XXI век»,2002). Да и наряд как одежда есть, по сути, защита тела.

То есть под словом «наряд» нужно понимать военный отряд,выполняющий особые функции.

При данном понимании первая половина обращения к варягам становится логичной: « земля наша велика и обильна, но военной силы, способной защитить данную территорию и данное богатство,реализовать наши территориальные и экономические интересы – нет».

Вторая часть обращения ( « Приходите княжить и владеть нами») интересна своим разделением, разведением понятий «княжить» и «владеть». Понятие « княжить» означало в то время выполнение военных функций, военное руководство; понятие «владеть» означало выполнение судебно-административных функций: властвовать – осуществлять административные функции, править – быть посредником в спорах,осуществлять суд на основе законов.

Таким образом,во второй части обращения четко и ясно сформулированы основные задачи, поставленные перед русскими варягами: военная и судебно-административная.

Почему выбор пал на русских варягов?

1) Наличие у них передового для балтийского региона свода законов – Русской Правды, которая вполне устраивала призывающую сторону как инструмент регулирования общественных отношений;

2) Огромный боевой,торговый и административный опыт русских варягов, способность и готовность военным путем обеспечивать интересы своих людей;

3) Культурное и этническое единство с приильменскими словенами, - наиболее активной и экономически развитой частью приглашающих племен;

4) Демократический способ формирования власти ( «…и избрались…»), соответствующий уровню политического развития приильменских племен.

Реализацией вышеназванных основных задач и была деятельность первых русских князей.

.

Заключение.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1) Слова с корнем «рос», «рус» в русском языке означают воду, или явления, связанные с водой.

2) Народ « русь» означает группу людей, живущих у воды, или пришедших из-за воды, или живущих среди воды, т.е. на острове(островах).

3) Остров, на котором жила летописная русь – это остров Роскилле, или Русский остров, сегодня остров Зеландия. Русь – это выходцы с различных славянских племен юго-западной Балтики,заселившие данный остров.

4) Одновременно этот остров был освоен варягами, служителями культа главного славянского бога Сварога, по имени которого и получили свое название; освоен с целью наиболее эффективного решения общей оборонительной задачи, стоявшей перед южно-балтийскими славянами.

5) В балтийском регионе складывается два предгосударственных образования с варягами во главе:

религиозно-политическое объединение южно-балтийских славян во главе с варягами с острова Рюген;

и объединение славян-руси на Русском острове во главе с русскими варягами, или русскими князьями как военными предводителями руси.

6) На Русском острове предгосударственное образование характеризовалось передовым для балтийского региона сводом законов – « Русская Правда», демократической формой правления, развитым торгово-ремесленным населением – русью, особой группой населения, выполняющей прежде всего военную, а также судебно-административную, религиозную функции, - русскими варягами, или русскими князьями, общим налогом (дань) на содержание данной группы.

7) Варяги-русь экономически осваивают острова и север балтийского региона, Волжский торговый путь, создавая торгово-ремесленные поселения. Этим объясняется наличие многих « Русий» как на Балтике,так и в акватории Волги( Пургасова русь, Приазовская или таманская русь, - будущее Тмутараканское княжество).

8) Примерно в конце VIII в. варягами с о. Рюген было организовано переселение представителей различных славянских племен в Приильменье, где переселенцы стали называться своим межплеменным именем – славяне,или словене. Рюгенские варяги не смогли решить задачи, вставшие перед приильменскими словенами и их соседями и были изгнаны.

9) Вместо рюгенских варягов были призваны варяги русские, обладавшие возможностями и готовностью эти задачи решить, что и было блестяще сделано первыми князьями Древней Руси.

Данная работа (в сокращенном варианте) является попыткой представить непротиворечивую версию происхождения летописной руси и варягов, их этнической принадлежности и деятельности. Попутно были предприняты шаги по решению некоторых других спорных вопросов.

Автор работы  Калин Р.Н.

Приложение.

Есть ряд интересных моментов, которые в силу разных причин я убрал из основного текста.

1. Начало летописи Нестора: « Вот повести временных лет. Откуда есть пошла Русская земля, кто на Руси начал первый править, откуда Русская земля стала есть…».

Обычно объясняется, что здесь Нестор ставит вопросы, на которые и собирается ответить. При таком объяснении возникают два противоречия: во-первых, части фразы « кто на Руси начал первый править» и « откуда Русская земля стала есть» по сути означают одно и то же – начало возникновения русского государства и непонятно, зачем это двойное повторение; во-вторых, первое предложение противоречит второму. Если во втором предложении Нестор ставил вопросы,на которые собирался ответить, то он бы и написал что-то вроде: « вот вопросы, которые волнуют меня, окружение…». Но он пишет: « Вот повести временных лет».

Представляется верным, что не вопросы ставит Нестор, а называет предыдущие письменные источники, которые собирается использовать при написании своей работы. В этом случае оба противоречия снимаются. Разные источники, использованные Нестором, объясняют возможные нестыковки в тексте летописи.

2. Вот отрывок из летописи: «…Олег…установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, которую и давали варягам до смерти Ярослава…», который вызывает много вопросов: каким варягам? Почему от Новгорода? и т.д.

Представляется правильным следующее объяснение.

Когда на Русский остров, к русским варягам прибыло посольство от приильменских славян с приглашением, то основная часть руси ( «…вся русь…») тоже решила уйти в Приильменье, что было выгодно призванным варягам, которые на новом месте сразу же получали серьезную социально-экономическую базу для решения стоявших перед ними задач.Но это не устраивало оставшихся варягов, которые данной базы лишались. В итоге был найдено компромиссное решение: ушедшая русь продолжает содержать оставшихся русских варягов ( дань по 300 гривен ( более 60 кг серебра ежегодно)), а оставшиеся варяги как продолжают сдерживать агрессию викингов ( «…ради сохранения мира…»), так и обязуются оказывать прямую военную помощь руси или ее представителям.

Рюрик пришедшую с ним русь посадил в Новгороде, поэтому вполне логично « …Олег… установил давать дань варягам от Новгорода…». а прямая военная помощь была оказана Владимиру и Ярославу как представителям Новгорода.

3. Когда Владимир выбирает веру, то со всеми представителями вероисповеданий ведет себя спокойно: с кем-то шутит, кому-то задает вопросы… Единственные, с кем ведет себя Владимир очень жестко, не желая с ними даже разговаривать, были представители Римской церкви: « Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

В чем смысл данной фразы и такого поведения?

Как фраза « ибо и отцы наши не приняли этого», так и тон, с которым она была сказана, - является отражением в сознании Владимира (русского князя, потомка русских варягов) той тяжелейшей борьбы, которую вели прибалтийские славяне с германской агрессией.

Объяснение пунктов 2 и 3, в частности, доказывает, что предложенное выше решение проблемы руси и варягов « работает», проясняя спорные места нашей истории.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1.

Роскилле – остров Росов, или Русский остров.

Где и когда изначальная русь называла себя "росами" (а не русь и русин)?

2.

Рюрик пришедшую с ним русь посадил в Новгороде, поэтому вполне логично « …Олег… установил давать дань варягам от Новгорода…».

Нелогично...

русь обосновалась (возникла) на реках восточной Европы задолго до "призвания Рюрика" (арабы об этом дружно сообщают).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Переход "о" в "у" я показал на примерах : лог - луг; роса - русалка, русло. Это можно отрицать в теории, но критерий истины - практика.

2. Я говорил о конкретной руси, которую привели конкретные варяги, при этом объясняя конкретную выплату. Причем тут ваше замечание?

3. Главное в данной работе - объяснение понятий " варяги, русь ". Если можете и есть желание - критикуйте.

4. Мои работы - это не истина в последней инстанции, а одна из гипотез о начале нашей истории. В условиях ограниченности материала историческая гипотеза проверяется тем, насколько непротиворечиво она объясняет спорные ( темные ) моменты истории. Я показал, что моя гипотеза " работает", объясняя подобные места ( кстати, как вы объясните ту жестокость, которую проявил Владимир в ответ на отказ Рогнеды?).

Норманская гипотеза тонет в противоречиях, что косвенно я показал в статье "О вендельском...".

Можно, конечно, спрятать голову в песке и бормотать о " научности" норманизма, на все остальное навешивая с ходу ярлыки типа фальк-истории.

Ну что ж, вот вам оригинальная работа, написанная профессиональным историком. Жду серьезной коструктивной критики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рюрик пришедшую с ним русь посадил в Новгороде

Новгород возник не ранее сер. X в.

Так что Рюрик если куда и пришел, то в Старую Ладогу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Переход "о" в "у" я показал на примерах : лог - луг; роса - русалка, русло.

Это не переход. Это разные корни.

Лог и луг - не есть одно и то же. Перехода нет.

Роса никак не связана с русалкой, а та - с руслом.

Это не обоснование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

3. Главное в данной работе - объяснение понятий " варяги, русь ". Если можете и есть желание - критикуйте.

Большого желания нет, по той причине, что большая часть этой работы основана на домыслах о слабых доводах. Но придется... Домыслы и заблуждения тиражировать недопустимо.
Итак,можно сделать следующие выводы:

1) Понятие «варяги» произошло от имени бога Сварога, служителями культа которого они изначально были;

Можно кратко и конкретно изложить - где и когда варяги поклонялись Сварогу? Все варяги поклонялись Сварогу? До единого?

2) Варяги – представители славянских племен.Это вытекает как из славянского по формированию понятия «варяги»,так и по их первоначальным функциям.
"Повесть временных лет" крайне редко называет варягов по именам. И славянских имен варягов я не припоминаю... Почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Их название – производное от бога Сварога: сварожьи-свАражьи слуги, глухая «с» постепенно пропадает, «а» смягчается и превращается под ударением в «я»( вода – водЯнка, лед – ледЯнка, козел – козлЯтина и т.д.),в итоге – варяжьи слуги,или варяжи.

Это не лингвистика, а отсебятина.

Покажите на примерах (только не как "роса-русалка"), как "глухая "С" постепенно пропадает". И про превращение "а" в "я", но не на таких "примерах".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

" с" перед согласной то пропадает, то появляется, и ничего необычного в этом филологи не видят. Недавно смотрел выступление одного из лингвистов, который об этом прямо говорил. А вот живые примеры : спрашивать ( спросить) - просить ; связывать (связать) - вязать...

А чем вам не нравятся примеры перехода "а" в "я", приведенные мной?

Я не лингвист, и, понимая, что ко мне будут притензии по поводу словообразования, пошел по пути поиска примеров из живого языка, какие мне удалось найти для существенных этапов выведения понятия " варяги" от верховного бога славян Сварога.

И в чем здесь отсебятина? Разве лингвисты поступают по существу как-то иначе?

Насчет росы, русалки, русла. Я объяснил смысл данных понятий и показал, что у них один корень - "вода". Попутный вывод из этого - возможность перехода "о" в "у" на какой-то стадии развития русского языка. Если мое объяснение не устраивает, дайте свое объяснение ну хотя бы понятия " русалка".

Лог и луг по сути определяются одинаково.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это не лингвистика, а отсебятина.

Покажите на примерах (только не как "роса-русалка"), как "глухая "С" постепенно пропадает". И про превращение "а" в "я", но не на таких "примерах".

"Повесть временных лет" крайне редко называет варягов по именам. И славянских имен варягов я не припоминаю... Почему?"...

Вопрос поднимается довольно часто, связан прежде всего с именами русских людей, озвученными в договорах с Византией.

Ответы могут быть следующие :

1. Люди боялись называть собственные имена, и поэтому, чтобы не навлечь беду, для "внешнего пользования" брали дополнительные имена, зачастую врагов.

2. Традиционно люди берут себе чужие, но прославленные кем-то или чем-то имена : Александр, Леонид, кстати, Сергей...

3. Если моя гипотеза верна и варяги изначально выполняли и жреческие функции ( что объясняет как отсутствие верховных жрецов рядом с первыми русскими князьями, так и вольное обращение с языческими богами Владимира ( кстати, еще два "темных" места!)) и, как жрецы, не имели возможности завести семью, то их дети от случайных связей получали свои имена от самых разных матерей. В дальнейшем часть таких детей уходила к отцам ( нечто похожее описано в саге о йомских рыцарях).

4. Синий Ус - разве не славянское имя? Трувор, возможно, Турвор - убийца туров, Рюрик - сокол...

Олег - Ольг( Вольг ), - Вольг Всеславич. Есть "славянское" объяснение данного имени.

И река Волга, и имя Вольг-Олег имеют изначально один общий корень - волглый. Отсюда Волга - это волглая ( волгла река), или полноводная река ( что и есть на самом деле), а смысл имени Вольг-Ольг-Олег : упорный,сильный, щедрый как полноводная ( волгла ) река.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Люди боялись называть собственные имена, и поэтому, чтобы не навлечь беду, для "внешнего пользования" брали дополнительные имена, зачастую врагов.
Чем можете подтвердить эти домыслы? Какой варяг (или русин) боялся назвать своё имя?

Вот здесь цитата (и довольно убедительная полемика) о варяге, который явно не славянин, и никогда не поклонялся Сварогу.

"

6532… Возвратися великый князь Яраславъ и прииде к Новоугородоу и посла за море по Якоуна, по Варяжского князя, и по Варягы. И прииде Якоулъ с Варяги къ великому князю Ярославоу. И бе Якунъ слепъ, и лоуда бе емоу вся златомъ истъканна Победи Мстиславъ Ярослава. Иде князь великый Яраславъ съ Акоуномъ на Мьстислава Черниговоу. Мстислав же, слышавъ, изыде противоу имъ на сечю к Лиственоу. И бяше осень, и тоу ся сретошя. Мстиславъ же с вечера исполчивъ дружиноу свою и постави Северу в чело, противу Варяговъ, а самъ ста съ дроужиною своею по крылома. И бывши нощи рабийной, бысть тма и громъ шибаше и молниа и дождь. И рече Мстиславъ своимъ: "Поидемъ на нихъ, то ны есть корысть". И поиде Мстиславъ и великый князь Яраславъ противоу себе. И състоупишяся в чело Севера с Варягы, и трудишяся Варягы, секоуще Североу. И посемъ наступи Мстиславъ съ своими и нача сечи Варягы. И бысть сеча зла и страшна. Яко посветяше молния, тако блещащеся ороужие ихъ, и елико же молния осветяше, толко мечи видяхоу. И тако дроугь друга оубиваше. И бе гроза велика и сеча силна. Видев же се князь великый Яраславъ, яко побежаемъ есть, побеже съ Якоуномъ, княземъ Варяжскымъ. И Якоунъ же тоу отбежа лоуды своа златыя. И тако победи Мстиславъ великого князя Яраслава и Акоуна. Яраслав же прииде к Новоугороду, а Якоунъ иде за море и тамо оумре. Мстислав же о светъ заоутра виде лежаща иссечены отъ своихъ Северо и Варягы великого князя Яраслава, и рече: "Кто семоу не радъ? Се лежить Северникъ, а се Варягъ, а мои люди целы"! И посла Мстиславъ по великого князя Яраслава, глаголя: "Сяди на своемъ столе в Киеве, занеже ты еси болший братъ, а мне буди си сторона". И не смея великый князь Яраславъ пойти, дондеже смирися… Помирися Ярославъ с братомъ своимъ Мстиславомъ. В лето 6534 великий князь Яраславъ совокоупи воа многы, прииде къ Кыевоу и сътвори миръ с братомъ Мстиславомъ оу Городца и раздели Роускоую землю по Днепроу: великы князь Яраславъ приа сю стороноу, а Мстиславъ ону, и начаста жити миромъ и въ братолюбьстве. И престаша оубиства и мятежъ, и бысть тишина в земли"

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=427&st=30

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отсюда Волга - это волглая ( волгла река), или полноводная река ( что и есть на самом деле), а смысл имени Вольг-Ольг-Олег : упорный,сильный, щедрый как полноводная ( волгла ) река.

Вы вообще Волгу видели?

Особенно ее верховье.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А чем вам не нравятся примеры перехода "а" в "я", приведенные мной?Я не лингвист, и, понимая, что ко мне будут притензии по поводу словообразования, пошел по пути поиска примеров из живого языка, какие мне удалось найти для существенных этапов выведения понятия " варяги" от верховного бога славян Сварога.

С выделенного и начните. Вся ваша лингвистика является фолькс-упражнениями. Роса и русалка - разные слова. Чередование наблюдается у однокоренных слов/или не наблюдается.

Корень и другие части слова - тоже надо учитывать.

Т.ч. "обоснований" вы не привели.

И в чем здесь отсебятина? Разве лингвисты поступают по существу как-то иначе?

Иначе. Посмотрите хотя бы в словарь Фасмера (доступно и для не-лингвиста).

Так и подмывает спросить: а проктологи как поступают?

Насчет росы, русалки, русла. Я объяснил смысл данных понятий и показал, что у них один корень - "вода". Попутный вывод из этого - возможность перехода "о" в "у" на какой-то стадии развития русского языка. Если мое объяснение не устраивает, дайте свое объяснение ну хотя бы понятия " русалка".Лог и луг по сути определяются одинаково

Чушь.

Слово: луг,

Ближайшая этимология: род. п. -а I.; на лугуґ, укр. луг, ст.-слав. л†гъ Ґlsoj, л†жЮнъ (Еuсh. Sin.), болг. лъг(ъґт) "ровное, низкое место под небольшим лесом, роща, кустарник, луг", сербохорв. лу?г, род. п. лу?га "лес в низине, тростник, камыши", словен. lо?g "лес на низком месте", польск. љa§g, љe§g "топь, болото, лес на болоте, болотистый луг", в.-луж. љuh, н.-луж. љug "травянистое болото". В народн. песнях выражение во лузях происходит из стар. местн. и. мн. ч. на -kхъ, вопреки Ильинскому (ЖСт. 16, 1, 39 и сл.), а не от *лузь. Связано чередованием гласных с ляга (*lo§g- : *le§g-).

Дальнейшая этимология: Сближают с лит. leґnge† "маленький лужок между двух холмов", linguґoti "качаться, двигаться туда-сюда", langau~, langoґti -- то же, др.-прусск. Langodis -- название одного болота, лтш. l–guot "покачиваться"; см. Траутман, ВSW 157 и сл.; дальнейшие связи неясны. Недостоверно родство с др.-исл. lyng "вереск", др.-шв. ljung, шв. lingon "vaccinium vitis idаеа", якобы из *lengva- "пустошный, луговой" (см. Шарпантье, МО 1, 222 и сл.); иначе о герм. словах см. Хольтхаузен (Awn. Wb. 187). Более удачно сравнение с датск. lung "болотистая почва", шв. местн. н. Lungen (см. Петерссон, AfslPh 34, 376 и сл.). Гадательно предположение о варианте с носовым инфиксом к лит. lau~kas "поле", др.-инд. lЎkaґs "свободное пространство, место", лат. lіcus "роща", д.-в.-н. lo^h, др.-исл. loґ "заросшая просека, низкий кустарник" (см. Бернекер 1, 739; Остхоф, Раrеrgа 1, 355); ср. также Брюкнер (KZ 42, 355), который пытается сблизить *lo§gъ с lo§ka. Вайан (RЕS 18, 76 и сл.) предполагает родство с др.-прусск. wangus "луг", др.-лит. vanga -- то же, гот. waggs parЈdeisoj, др.-сакс. wang "поле, нива", др.-исл. vangr "поле, луг", а l- объясняет влиянием другого слова. Маловероятно существование праслав. варианта *lugъ наряду с *lo§gъ. Во всяком случае, это не дает основания причислять вост.-герм. лугиев (Lugii) к славянам (см. Фасмер, ZfslPh 4, 278).

Слово: лог,

Ближайшая этимология: род. п. -а "долина, овраг, поле под паром", влог "углубление, яма", залоґг -- также в знач. "поле под паром", пролоґг "долина", перелоґг "пар (поле)", излоґг "овраг", болг. лог "приманка", сербохорв. ло?г, род. п. ло?га "лежание".

Дальнейшая этимология: От лежаґть. Ср. лит. atlagai~ "поле, долго лежавшее под паром", греч. lТcoj "засада", галльск. logan, вин. ед. "могила" (Стокс 246), др.-кимр. lо; см. Бернекер 1, 727 и сл.; Траутман, ВSW 158; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 97; Ильинский, ЖСт. 16, 1, 42; Маценауэр, LF 9, 213. Неверно сравнение с греч. lagиn "пещера, расселина, пах", вопреки Маценауэру (243); о формах, родственных последнему, см. Гофман, Gr. Wb. 170.

Трувор, возможно, Турвор - убийца туров, Рюрик - сокол...

На КАКОМ языке?

Олег - Ольг( Вольг ), - Вольг Всеславич. Есть "славянское" объяснение данного имени. И река Волга, и имя Вольг-Олег имеют изначально один общий корень - волглый. Отсюда Волга - это волглая ( волгла река), или полноводная река ( что и есть на самом деле), а смысл имени Вольг-Ольг-Олег : упорный,сильный, щедрый как полноводная ( волгла ) река.

БСК.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слово:русалка

Ближайшая этимология: (см. Зеленин, ЖСт. 20, 357 и сл.). Производное от др.-русск. русали?а "языческий праздник весны", "воскресение св. отцов перед троицей", "игры в этот праздник", ст.-слав. роусали„ (Савв. кн.), др.-сербск. русали?а penthkost», болг. русаґлия "неделя перед троицей", сербохорв. ру°са??е ср. р. "троица", заимств. через ср.-греч. ·ousЈlia "троица" или непосредственно из лат. rosѓlia -- то же, первонач. "праздник роз"; см. Мi. ЕW 283; Мурко, WuS 2, 142 и сл.; Томашек, DWА 60, 351 и сл.; Романский, JIRSPpr. 15, 127; Ягич, AfslPh 30, 626 и сл. Для русск. русалка Ягич (там же) предполагает влияние русло.

Слово:русло,

Ближайшая этимология: вероятно, родственно лит. ruse†ґti "течь", rusnoґti "медленно течь", лит. название реки Rau~sve†, далее Rusni°s, правый рукав Немана, см. также руст, Орша, ср. Буга у Преобр. II, 225; РФВ 75, 142. Другие сближают с рушить, рух (Брандт РФВ 22, 144), а также с рыть, рвать (Ягич, AfslPh 30, 629; Преобр. II, 225). Маценауэр (LF 17, 192) сравнивает с авест. rаЎ‹аh- "река". Невероятна реконструкция *ro§slо и сравнение с лит. rantyґti "делать зарубки", лтш. ruoti^t "делать зарубки, рубить поперек", вопреки Микколе (Мeґl. Реdеrsеn 412).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Чем можете подтвердить эти домыслы? Какой варяг (или русин) боялся назвать своё имя?

Вот здесь цитата (и довольно убедительная полемика) о варяге, который явно не славянин, и никогда не поклонялся Сварогу.

"

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=427&st=30

Сергей, ну и как ваш текст подтверждает, что Якун :

1. Не славянин;

2. Никогда не поклонялся Сварогу? ( Кстати, в этом вы можете быть и правы, но текст этого не подтверждает, а я за вас этого делать не буду).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вы вообще Волгу видели?

Особенно ее верховье.

Я живу на Волге, ниже Самары.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С выделенного и начните. Вся ваша лингвистика является фолькс-упражнениями. Роса и русалка - разные слова. Чередование наблюдается у однокоренных слов/или не наблюдается.

Корень и другие части слова - тоже надо учитывать.

Т.ч. "обоснований" вы не привели.

Иначе. Посмотрите хотя бы в словарь Фасмера (доступно и для не-лингвиста).

Так и подмывает спросить: а проктологи как поступают?

Чушь.

Слово: луг,

Ближайшая этимология: род. п. -а I.; на лугуґ, укр. луг, ст.-слав. л†гъ Ґlsoj, л†жЮнъ (Еuсh. Sin.), болг. лъг(ъґт) "ровное, низкое место под небольшим лесом, роща, кустарник, луг", сербохорв. лу?г, род. п. лу?га "лес в низине, тростник, камыши", словен. lо?g "лес на низком месте", польск. љa§g, љe§g "топь, болото, лес на болоте, болотистый луг", в.-луж. љuh, н.-луж. љug "травянистое болото". В народн. песнях выражение во лузях происходит из стар. местн. и. мн. ч. на -kхъ, вопреки Ильинскому (ЖСт. 16, 1, 39 и сл.), а не от *лузь. Связано чередованием гласных с ляга (*lo§g- : *le§g-).

Дальнейшая этимология: Сближают с лит. leґnge† "маленький лужок между двух холмов", linguґoti "качаться, двигаться туда-сюда", langau~, langoґti -- то же, др.-прусск. Langodis -- название одного болота, лтш. l–guot "покачиваться"; см. Траутман, ВSW 157 и сл.; дальнейшие связи неясны. Недостоверно родство с др.-исл. lyng "вереск", др.-шв. ljung, шв. lingon "vaccinium vitis idаеа", якобы из *lengva- "пустошный, луговой" (см. Шарпантье, МО 1, 222 и сл.); иначе о герм. словах см. Хольтхаузен (Awn. Wb. 187). Более удачно сравнение с датск. lung "болотистая почва", шв. местн. н. Lungen (см. Петерссон, AfslPh 34, 376 и сл.). Гадательно предположение о варианте с носовым инфиксом к лит. lau~kas "поле", др.-инд. lЎkaґs "свободное пространство, место", лат. lіcus "роща", д.-в.-н. lo^h, др.-исл. loґ "заросшая просека, низкий кустарник" (см. Бернекер 1, 739; Остхоф, Раrеrgа 1, 355); ср. также Брюкнер (KZ 42, 355), который пытается сблизить *lo§gъ с lo§ka. Вайан (RЕS 18, 76 и сл.) предполагает родство с др.-прусск. wangus "луг", др.-лит. vanga -- то же, гот. waggs parЈdeisoj, др.-сакс. wang "поле, нива", др.-исл. vangr "поле, луг", а l- объясняет влиянием другого слова. Маловероятно существование праслав. варианта *lugъ наряду с *lo§gъ. Во всяком случае, это не дает основания причислять вост.-герм. лугиев (Lugii) к славянам (см. Фасмер, ZfslPh 4, 278).

Слово: лог,

Ближайшая этимология: род. п. -а "долина, овраг, поле под паром", влог "углубление, яма", залоґг -- также в знач. "поле под паром", пролоґг "долина", перелоґг "пар (поле)", излоґг "овраг", болг. лог "приманка", сербохорв. ло?г, род. п. ло?га "лежание".

Дальнейшая этимология: От лежаґть. Ср. лит. atlagai~ "поле, долго лежавшее под паром", греч. lТcoj "засада", галльск. logan, вин. ед. "могила" (Стокс 246), др.-кимр. lо; см. Бернекер 1, 727 и сл.; Траутман, ВSW 158; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 97; Ильинский, ЖСт. 16, 1, 42; Маценауэр, LF 9, 213. Неверно сравнение с греч. lagиn "пещера, расселина, пах", вопреки Маценауэру (243); о формах, родственных последнему, см. Гофман, Gr. Wb. 170.

На КАКОМ языке?

БСК.

Гэда, вы цитируете одно, а доказываете нечто другое, - соберитесь с мыслями.

Далее, а где вы у меня видели, чтобы я говорил, что русалка и роса - это одно и то же? Не приписывайте мне собственных домыслов.

Если бы вы знали, как внимательно я смотрел Фасмера и не только...

Луг - влажная низменность, занижение;

Лог - углубление, яма, овраг.

Ну и какая принципиальная разница? Вспаханное поле все-таки логичнее называть перелогом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Слово:русалка

Ближайшая этимология: (см. Зеленин, ЖСт. 20, 357 и сл.). Производное от др.-русск. русали?а "языческий праздник весны", "воскресение св. отцов перед троицей", "игры в этот праздник", ст.-слав. роусали„ (Савв. кн.), др.-сербск. русали?а penthkost», болг. русаґлия "неделя перед троицей", сербохорв. ру°са??е ср. р. "троица", заимств. через ср.-греч. ·ousЈlia "троица" или непосредственно из лат. rosѓlia -- то же, первонач. "праздник роз"; см. Мi. ЕW 283; Мурко, WuS 2, 142 и сл.; Томашек, DWА 60, 351 и сл.; Романский, JIRSPpr. 15, 127; Ягич, AfslPh 30, 626 и сл. Для русск. русалка Ягич (там же) предполагает влияние русло.

Слово:русло,

Ближайшая этимология: вероятно, родственно лит. ruse†ґti "течь", rusnoґti "медленно течь", лит. название реки Rau~sve†, далее Rusni°s, правый рукав Немана, см. также руст, Орша, ср. Буга у Преобр. II, 225; РФВ 75, 142. Другие сближают с рушить, рух (Брандт РФВ 22, 144), а также с рыть, рвать (Ягич, AfslPh 30, 629; Преобр. II, 225). Маценауэр (LF 17, 192) сравнивает с авест. rаЎ‹аh- "река". Невероятна реконструкция *ro§slо и сравнение с лит. rantyґti "делать зарубки", лтш. ruoti^t "делать зарубки, рубить поперек", вопреки Микколе (Мeґl. Реdеrsеn 412).

Вы хоть вдумывайтесь в то, что приводите как некие аргументы.

Впервые дать разумное объяснение понятию русалка удалось мне. До этого значение данного понятия выводили по-разному и не смогли вывести никак. Один из вариантов привели вы : восточноевропейская русалка есть производное от римских русалий - праздника роз. Какое отношение имеет Рим к восточным славянам, а розы к русалкам - сие есть тайна великая! ( Вот вам и "профессиональная"(!) лингвистика ).

Далее, по поводу "славянских праздников, связанных с русалками" :

Во - первых, задайтесь простым вопросом: а что праздновать-то? То, что девушка утонула (утопилась)? Или что утопленницы заманили в воду и утопили юношу?

Это все равно, что на похоронах кричать родственникам: носить вам, не переносить!

Праздник весны у славян был связан с Лелей, младшей из Рожаниц и Ярилой - символом необузданной животной силы.

Во - вторых, почему горе-лингвисты из праздника выводят явление, а не из явления - праздник? Зачем ставить телегу впереди лошади?

По такой логике праздник Яблочный Спас дал название яблоку...и т.п.?.

И такую глупость вы повторяете, не подумав, за недалекими людьми.

По поводу русла вообще нет никакого объяснения, посмотрите сами : ближайшая этимология: ВЕРОЯТНО(!?), РОДСТВЕННО(!??)... Знаете, что означают на деле эти слова т.н.лингвистов? - что нет никакой ближайшей и уж тем более дальнейшей этимологии, а мы занимаемся болтовней, чтобы прикрыть свое незнание.

"...невероятна реконструкция (= вариант болтовни) ...и сравнение с ..."делать зарубки" - наверное, не один месяц сидела толпа дармоедов, пока не пришла к выводу, что русло не есть делать зарубки!

Гэда, повторяя за подобными лингвистами, вы ставите себя в неловкое положение, - будьте внимательны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я живу на Волге, ниже Самары.

А я выше.

Так как Вы думаете- кто назвал Волгу - Волгой- племена обитающие в верховьях реки или ниже по течению?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А я выше.

Так как Вы думаете- кто назвал Волгу - Волгой- племена обитающие в верховьях реки или ниже по течению?

Считаю. что данную реку " волглой" назвали русские купцы, которые вели по ней торговлю с арабами.

Это мой последний вам ответ, пока сохраняется указанное мной ПОЗОРНОЕ для данного форума положение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас