Saygo

Японский меч

44 сообщения в этой теме

Катана - длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см. (лично моё мнение - это не научно, ниже информация из другого источника).

Некоторые рекомендуемые японцами размеры мечей:

Рост, смДлина клинка (от муфты хабаки до кончика кисаки), см
20081,8
19580,3
19078,8
18577,3
18075,8
17574,3
17072,7

Если нет твоего роста в таблице, то на каждый дополнительный сантиметр роста нужно добавлять 3 мм к длине клинка, т.о. можно более точно вычислить длину клинка (но это только рекомендация т.к. на протяжении всего существования меча менялась его длина и техника владения им, тут боец вправе сам выбирать длину меча в зависимости от боевой ситуации).

Оправа букэ-дзукури, или ути-гата-на косираэ. Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс. На ножнах имелся выступ куриката, через который пропускался шнур сагэо.

user posted image

Детали оправы букэ-дзукури

Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.

Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.

Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки — орнамент на рукояти меча.

Сагэо — шнур на ножнах меча.

Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.

Сая — ножны.

Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути — муфта на рукояти.

Цуба — гарда.

Цука — рукоять.

Цука-ито — обмотка рукояти

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё — пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:

- кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ, если оно металлическое;

- урагавара — укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана;

- облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;

- куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо;

- сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ, — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем клинке;

- кодзири — наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира.

Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Сагэо — это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату, которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо. У ярких и пёс­ трых оправ сагэо соответствующий.

user posted image

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ.

Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати. Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.

user posted imageuser posted image

user posted image

user posted image

Варианты обмотки рукояти цука и техника обмотки, приводящая к образцу, который показан вверху в центре

user posted image

Закрепление шнура цука-ито на касира

Существовало много исключений из этого обычного цука-маки (метода обмотки рукояти). Например, на мечах, которые носили даймё при официальной одежде, называемой камисимо, при дворе сёгуна в период Эдо, черная шелковая обмотка перекрещивалась поверх касира, вместо того, чтобы проходить внутри; касира в этом случае была из простого черного рога. Этот стиль известен как маки-какэ-но-касира, а меч с такой обмоткой назывался камисимо-дзаси.

user posted image

У определенных придворных мечей, так же как и у большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной. В таких случаях касира и оба мэнуки приходилось крепить клеем, скрытыми булавками, декоративными кнопками или другим подходящим способом. Этот стиль называется ханаси-мэнуки (свободный мэнуки). Существует также много форм необмотанного эфеса, большей частью у кинжалов, рукоять которых покрыта полированным или резным деревом, лаком, ротанговой пальмой или металлом. Обычно, если на рукояти отсутствовала кожа ската, боковые стыки между половинками рукояти закрывались полосками металла, называемыми кэнуки-канамоно.

По форме рукоять состоит из узкой эллиптической секции и обычно совсем слегка утончается с обоих концов к середине. У кинжалов с необмотанной рукоятью сторона омотэ может иметь косой срез на расстоянии 2,5 см от касира. В том случае, когда кинжал носят на груди в одежде (квайкэн), эта особенность дает человеку возможность тут же почувствовать, с ка­ кой стороны находится лезвие.

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати. Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.

user posted image

Гарды бывают различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.

Гарды почти всегда сделаны из металла, хотя на парадных мечах они могут быть из лакированной кожи, кожи, натянутой на дерево, или из папье-маше. Вплоть до XVI в. гарды цуба обычно делались из железа. Простые по дизайну, они служили чисто утилитарной цели — защите руки. Позднее, по мере развития металлургии, цуба стала также произведением искусства. Украшения гарды достигают своего расцвета в мирный период Эдо. Для их украшения начали использоваться такие металлы, как золото, серебро, медь с различной красноватой патиной, а также сплавы меди: сякудо, сибуити, самбо гин, рогин, караканэ, нигуромэ, сэнтоку и чистая латунь синтю. Применение различных химических соединений позволяло придавать им самые разные цвета. К ним надо добавить интересные контрастные комбинации двух или более сплавов разного цвета.

user posted image

Детали гарды (цуба)

Хира («плоское тело») — часть гарды между мими и сэппадаи.

Мими — ободок.

Сэппадаи («позиция для шайб») — место для шайб сэппа. Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.

Накаго-ана — отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.

Удэнуки-ана — отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.

Сэкиганэ — заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу.

Когай хицу-ана — отверстие для когай. Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.

Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзу-ки. Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана, предназначено для рукояти ко-гатана. Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу.

user posted image

Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира). Эти две детали оправы, как правило, рассматриваются вместе, так как они обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером.

Функция фути (муфты рукояти) и касира (головки рукояти) состоит в укреплении рукояти с обоих концов. Термин «касира» (букв. «голова») — это сокращение от первоначального названия «цука-гасира» (голова рукояти), а фути — общий термин для обозначения границы. Обе вещи вместе обычно называются фути-касира.

Фути, как правило, состоит из плоской металлической ленты-кольца шириной до 1,3 см, которая охватывает рукоять рядом с гардой и которую легко снять. У основания фути имеется овальная пластина, называемая тэндзё-ганэ («потолочный металл»), как правило медная, с отверстием для хвостовика меча.

Касира представляет собой небольшую чашечку обычно с приплюснутым дном, хотя также часто встречаются касира с совершенно круглым дном. На фути основная часть узора расположена на стороне омотэ. На касира узор расположен на торце рукояти, чтобы он был виден при ношении меча.

С каждой стороны касира имеется овальная прорезь — ситодомэ-ана, снабженная убираемой петелькой-проушиной — ситодомэ («глазок овсянки») из позолоченной меди, как раз такого размера, чтобы прошел шнур рукояти. На эфесе с обмоткой рукояти касира больше никак не крепится. Однако на рукояти без обмотки она обычно закреплена не только клеем, но и двумя булавками с листообразными головками, достаточно большими, чтобы скрыть ситодомэ-ана (петелька с которой убрана).

Фути подписывается на стороне омотэ внешней поверхности тэндзё-ганэ и иногда на видимой части. На касира подпись, в тех редких случаях, когда она есть, находится на маленькой металлической пластине, припаянной изнутри или снаружи. Так же она расположена и у мэнуки.

user posted image

Мэнуки — это пара маленьких орнаментов из декорированного металла, находящихся по обе стороны рукояти. Они служат не только украшением, но и для более плотного охвата рукояти. Вероятно, они ведут свое происхождение от декорированных шляпок крепежных штырей на древних мечах. Вместе с когай и ко-гатана (кодзука) они могут составлять единый комплект, называемый митокоро-моно («три места вещи»). Единый стиль может распространяться до полного комплекта металлических деталей для меча — сороимоно («единообразная вещь») или пары мечей — дайсё-сороимоно. Митокоро-моно или сороимоно работы известного мастера по металлу — предпочтительно одного из Гото — было любимым подарком у даймё и других высокопоставленных лиц в торжественных случаях.

Мэкуги — это крепежный штырь, который проходит через рукоять и хвостовик меча и не дает полосе меча выпасть из рукояти. Обычно он делается из бамбука, но нередко и из темного рога (очень редко из слоновой кости). При обмотанной рукояти слегка сужающийся мэкуги входит на стороне ура в центре одного из открытых ромбиков самэ так, что на стороне омотэ его более узкий конец скрыт обмоткой. Но из этого правила есть исключения. В необмотанных рукоятях кинжалов мэкуги может проходить сквозь проушину из металла или слоновой кости или сквозь металлическую ленту — до-ганэ («металл тела»), охватывающую рукоять.

Металлический мэкуги — это поразительная черта большинства необмотанных рукоятей. Он состоит из толстой медной трубки с декоративной шляпкой, часто серебряной, в которую вдевается или ввинчивается с другой стороны медный штырь с такой же шляпкой. Резьба на винтах часто левосторонняя, и при демонтаже такого оружия надо быть крайне осторожным.

Шайбы (сэппа) — это пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды. Они почти всегда сделаны из меди, простой, позолоченной, посеребренной или покрытой золотой или серебряной фольгой. Видимые поверхности могут быть полированными или покрыты легкими штрихами. Их края обычно фрезерованные или украшены отверстиями. У некоторых мечей их бывает две или три пары, а у тати дополнительно к этим обычным сэппа часто встречается еще значительно большая пара, называемая о-сэппа (большие шайбы). Они покрывают большую часть гарды и бывают украшены гравировкой, причем основу узора часто составляет изящный Мальтийский крест. Говорят, что сэппа начали применяться в XII в. Их назначение — предохранять фути и гарду от повреждений и придавать всему законченный вид.

Муфта (хабаки). Несмотря на то что с художественной стороны хабаки наименее значительна, она абсолютно необходима, и её находят на всех японских мечах, кинжалах и копьях. Эта толстая металлическая муфта, внутренняя сторона которой плотно прилегает к последним двум-трем сантиметрам клинка и первым двум-трем сантиметрам хвостовика (накаго) (примерные цифры для оружия средней величины), имеет несколько функций. Во-первых, она плотно удерживает меч в ножнах, исключая трение клинка и особенно закаленной части клинка о внутреннюю поверхность ножен. Во-вторых, она в какой-то мере предохраняет клинок от появления ржавчины в этом опасном месте, поэтому часть полосы меча под хабаки должна быть слегка смазана маслом. Но самая важная её функция состоит в том, что она переносит отдачу от удара через гарду на всю рукоять, а не на сравнительно слабый сдерживающий колышек мэкуги из бамбука или рога.

Хабаки обычно сделана из меди, посеребренной или позолоченной, или же покрыта фольгой из золота, серебра или сплава сякудо. Поверхность либо полированная, либо покрыта косыми штрихами, которые называются нэко-гаки («скребет кошка»). Если присутствует тонкое фольговое покрытие, оно может быть вделано в эти нэко-гаки или же украшено штампованным узором. Изредка также встречаются хабаки из железа, драгоценных металлов или даже из слоновой кости или дерева, но только на мечах, оправленных не для серьезного использования. Если полоса меча тоньше средней и, таким образом, требует хабаки дополнительной толщины, то может использоваться нид-зю-хабаки — двойная хабаки. Это просто обыкновенных размеров хабаки, усиленная отдельным, но аккуратно подогнанным куском, который добавляет две «щеки», чтобы усилить нижнюю часть (соседнюю с гардой). По хабаки часто можно оценить качество клинка. Нидзю-хаба-ки и особенно хабаки, украшенные фамильным гербом мон, обычно принадлежат хорошим мечам.

Терминология полосы меча

Полоса меча, кинжала или любого другого клинкового оружия состоит из клинка и хвостовика.

Острие (кисаки) — это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки. Линия закалки на острие (боси) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.

Существует великое множество типов линии закалки на острие (так же, как и на самом клинке).

user posted image

Типы острия меча (кисаки) и линии закалки (боси) классифицируются:

1. по форме лезвия:

- фукура-карэру — прямое;

- фукура-цуку — изогнутое;

2. по размеру:

- ко-кисаки — маленькое острие. Характерно для тати периода Хэйан и начала периода Камакура;

- тю-кисаки — среднее. Широко распространенный тип для всех мечей, начиная примерно с 1232 г.;

- о-кисаки — длинное;

- икари-о-кисаки — длинное и изогнутое;

3. по линии закалки (боси):

- ко-мару — слабое закругление;

- о-мару — сильное закругление. Ширина закаленной части уже, чем в ко-мару;

- дзидзо — в форме головы божества Дзидзо;

- яки-дзумэ — невозвращающаяся. Как правило , линия закалки доходит до острия и поворачивает назад к хвостовику. В данном случае возврат (каэри) отсутствует;

- мидарэ-коми — волнистая;

- каэн — огненная;

- ити-маи — полная. Все острие закалено;

- каэри-цуёси — прямая линия возврата;

- каэри-фукаси — длинный возврат;

- каэри-асаси — короткий возврат.

user posted image

Полоса меча:

Коми, или ми — клинок.

Накаго — хвостовик.

Тосин — полоса меча.

user posted image

Терминология полосы меча:

Боси — линия закалки на острие.

Ёкотэ — линия, разделяющая остриё и клинок.

Дзи (илихира-дзи) — плоскость между лезвием и синоги (ее ширина называется нику).

Дзихада — поверхностный узор хада.

Дзи-цуя — более темная (по сравнению с ха-цуя) часть клинка (остальной клинок, кроме закаленной части).

Касанэ — толщина клинка, измеряемая по обуху; бывает мото-касаиэ и саки-касанэ.

Кисаки — острие (иногда под этим терми­ ном понимают всю область от ёкотэ до самого кончика клинка).

Ко-синоги — ребро клинка на острие.

Мидзукагэ — нечеткая линия на плоскости дзи, обычно возникающая при повторной закалке клинка.

Михаба — ширина клинка; бывает мото-хаба и саки-хаба.

Мицу-кадо — точка, где встречаются ёкотэ, синоги и ко-синоги.

Моноути — часть лезвия, которой наносится большинство ударов, представляет собой часть клинка длиной около 15 см, расположенную на расстоянии около 10 см ниже ёкотэ (данные для длинного меча, у коротких мечей и кинжалов она пропорционально уменьшена).

Мото-касанэ — толщина клинка у мунэ-

Мото-хаба — ширина клинка между ха-мати и мунэ-мати.

Мунэ — обух клинка.

Мунэ-мати — небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне обуха, край мунэ.

Мунэ-саки — название обуха возле острия;

Мэи — надписи (на накаго и др.).

Мэкуги-ана — отверстия в накаго для мэнуки.

Нагаса — длина клинка (измеряется между мунэ-мати и острием).

Накаго-дзири — оконечность накаго.

Сабигива — граница между хабаки-мото и ясури-мэ.

Саки-касанэ — толщина клинка у ёкотэ.

Саки-хаба — ширина клинка у ёкотэ.

Синоги — ребро клинка.

Синоги-дзи — плоскость клинка между синоги и мунэ.

Сори — кривизна клинка.

Сугата — форма клинка.

Фукура — форма лезвия у кисаки.

Ха (или ха-саки) — лезвие.

Хабаки-мото — часть полосы меча, которая находится под муфтой хабаки.

Хада — слоистость стали; результат складывания стали в процессе ковки.

Ха-мати — небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне лезвия, край ха.

Хамон — линия якиба.

Хатараки — «активности», выработки на поверхности металла (ниои, ниэ и др.).

Ха-цуя — более светлая часть клинка по сравнению с дзи-цуя; практически то же, что якиба.

Хи — дол.

Хоримоно — гравировка на клинке.

Якиба — закаленная часть клинка.

Якихаба — ширина якиба.

Ясури-мэ — насечки на хвостовике.

user posted image

Ребро клинка (синоги) отсутствует на клинках хира-дзукури.

Существует двух типов:

- выступающее (синоги-такаси). Толщина клинка между ребрами жесткости значительно больше, чем у обуха;

- ровное (синоги -хикуси).

user posted image

Плоскость между ребром и обухом клинка (синоги-дзи) бывает широкой и узкой.

user posted image

Дол (хи) первоначально делали для увеличения прочности клинка и для уменьшения его веса. Позднее его стали рассматривать как украшение. Иногда дол делали для того, чтобы восстановить баланс укороченного меча или чтобы скрыть изъяны клинка (такие долы, добавленные позже, называются ато-би). Встречается 8 типов долов, из которых коси-хи, томабаси, сёбу-хи, куитигаи-хи и нагината-хи — на коротких мечах.

Кроме того, существует 4 формы дола у хвостовика, из которых каки-тоси и каки-нагаси обычно находят на полосах мечей, сделанных кузнецами периода старого меча (кото).

Дол может пересекать ёкотэ (тип хи-саки-агари) и останавливаться немного не доходя до ёкотэ (тип хисаки-сагари).

Плоскость синоги-дзи, не вырезанная долом, называется тири. Дол может иметь тири с обеих сторон (тип рё-тири) или только с одной стороны (тип ката-тири).

Типы долов на полосе меча:

Бо-хи — широкий дол.

Бо-хи-ни-цурэ-хи — широкий и узкий дол.

Гомабаси — два коротких дола.

Каки-нагаси — идущий до половины хвостовика.

Каки-тоси — проходящий по всему хвостовику.

Каку-домэ — прямоугольный конец.

Коси-хи — короткий дол.

Куитигаи-хи — двойной нерегулярный дол, соединяющийся в конце.

Нагината-хи — короткий широкий дол; характерен для нагината, но встречается и на мечах.

Сёбу-хи — двойной дол, соединяющийся в конце.

Футасудзи-хи — два узких дола.

Мару-домэ — округлый конец.

Гравировка (хоримоно).

На клинках японских мечей встречаются различные типы гравировки. Наиболее частые сюжеты: палочки для еды (гома-хаси), ритуальный меч кэн, дракон (курикара) и надписи китайскими или японскими иероглифами (бондзи).

Хатараки

Дзи-ниэ — пятна ниэ в дзи.

Кинсудзи, инадзума и сунагаси — полоски ниже и выше линии хамон.

Ко-ниэ — маленькие точки ниэ над хамон.

Утинокэ — «активность» в форме полумесяца.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Картинки от Константин Сергеевича wink.gif

Вообще, меня сильно волнует, как называется этот стиль оправы по-японски?

Во вложении - айнский эмус, но с такой же оправой (только еще цуба есть) встречается масса дайсё XIX в.

post-53-1376163139.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Т.н. гин тати (серебряный тати), без клинка, является традиционным свадебным подарком с конца периода Эдо. Последние гин тати изготовлены в период Сёва (1926-1989), но ближе к началу или к концу - не знаю.

На фото - гин тати, датируемый от 1875 до 1927 гг. В целом, стиль отделки напоминает тот, что применен на айнском эмусе (тоже XIX в.) - см. выше.

Сейчас работаю с аналогичной парой дайсё, но в обкладке из желтого металла (какой-то медный сплав). Только сагэо не хватает.

Кстати, сагэо постоянно кличут шнуром, в то время как это более похоже на тесьму.

post-53-1376163873.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня предложение - цеплять сюда фото (картинки, даже самые средневековые японские, хуже), где фиксирован японский меч.

Чтобы реально видеть, как выглядели крепление, способ ношения и т.д. Фото казней с применением японского меча тоже годятся, но при условиях хорошего разрешения.

Начну с автофотопортрета Энами Нобукуни (1857-1929), известного японского фотографа, много приложившего своих сил (правда, и денег за это получившего) для популяризации образа традиционной Японии на Западе, в доспехах с парой мечей дайсё.

post-53-1376165882.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот это - фото японских кузнецов Сёда Масафуса, Асано Канэсанэ, Канэфуса и Като Такао во время церемонии Дай Ити Фуйго (церемонии возжигания первого в году огня в кузне), 1965 г. Обратите внимание на одежду - такую одежду во времена Хэйан носили при дворе, а впоследствии ее разрешили носить кузнецам при определенных кузнечных ритуалах.

post-53-1376166511.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Картинки от Константин Сергеевича

Там, где взято, в качестве источника была указана битая ссылка, копирайтов не было, ватермарков тоже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да ему как-то. Носов сам ругался на плохое качество первого издания в отношении иллюстраций. Второе намного удачнее.

Вот фото - у одного хорошо виден син-гунто, но оплетка, вроде, не имитационная алюминиевая (т.е. не сержант). Что за войска? Что за чины?

post-53-1376203715.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что делает этот бравый солдат?

И, самое главное, где? Малайзия?

post-53-1376236033.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
У меня предложение - цеплять сюда фото (картинки, даже самые средневековые японские, хуже), где фиксирован японский меч.

Вот подборка фотографий японских самураев и прочих воинских людей Японии 19 века. В доспехи часто наряжали актеров, поэтому понять, кто тут самурай, а кто нет, не всегда возможно. Есть даже женщины (онна-бугэйся). Большая часть, представленных здесь доспехов и оружия, применялась в Японии непосредственно в 19 веке, но некоторые одеяния соответствуют более ранним эпохам.
 

0_bac12_a1abf6e5_orig.jpg

0_bac11_e798fd05_orig.jpg

0_bac03_9bf70722_orig.jpg

0_bac0f_e7c4e395_orig.jpg

0_bac19_e906e7fd_orig.jpg

0_bac20_acdcd405_orig.jpg

0_bac1c_355ce85e_orig.jpg

0_babee_80856d98_orig.jpg

0_bac81_40d1d393_orig.jpg

0_bac0d_a58efb61_orig.jpg

0_bac07_7586f662_orig.jpg

0_babf1_5f3f8e06_orig.jpg

0_babfd_99c93689_orig.jpg

0_babfa_ba745b01_orig.jpg

0_babf3_c7926a22_orig.jpg

0_babf0_186cdfad_orig.jpg

0_babf7_98ca0357_orig.jpg

0_babf8_441023b7_orig.jpg

0_bac13_3685a742_orig.jpg

0_bac10_8dd02ebb_orig.jpg

2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0_babff_d4252ce2_orig.jpg

0_babef_c81f31df_orig.jpg

0_babfe_e7ce65fd_orig.jpg

0_babf9_733ea8aa_orig.jpg

0_bac1e_a2e338b6_orig.jpg

0_bac04_c9161384_orig.jpg

0_bac06_2c1e9015_orig.jpg

0_bac1f_20b39eaf_orig.jpg

0_bac17_ec15284b_orig.jpg

0_bac16_b128b3e_orig.jpg

0_bac08_e21fb159_orig.jpg

0_bac09_33d571a6_orig.jpg

0_bac21_e02c0e75_orig.jpg

0_bac0e_599cda1a_orig.jpg

0_bac15_b9345236_orig.jpg

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фоты просто супер! Особенно первая сверху тут, где предусмотрен запирающийся прямоугольный лючок в нижней части кирасы для совершения самояджни (примерно так это прозвучало бы на языке ариев имхо) не снимая доспехов. Дух самураев реально производит впечатление! Самобытнейшая субкультура.

Изменено пользователем RedFox

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А тут какая обувка этнографическая замечательная - двенадцатая сверху. Их женщины в железе воистину прекрасны - см. финал галереи. Интереснейшие материалы по этнографии. От души порадовали, спасибо.

Изменено пользователем RedFox

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Большая часть, представленных здесь доспехов и оружия, применялась в Японии непосредственно в 19 веке, но некоторые одеяния соответствуют более ранним эпохам.

 

Сильно сомневаюсь в реальном использовании.

 

Да и большая часть сфотографированных личностей при ближайшем рассмотрении может оказаться просто статистами, одетыми "под самураев". Особенно это касается постановочных фото, в т.ч. работ Фелиса Бето.

 

А вот где деревянную нагинату блокируют деревянным кусари-гама с веревкой и мотком ветоши на конце - такую экипировку (старую) недавно видел. Меня спрашивали, что это такое. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот еще пара цуба которые видел на днях:

 

post-19-0-55246000-1442766500_thumb.jpeg

post-19-0-45387500-1442766515_thumb.jpeg

post-19-0-68010800-1442766525_thumb.jpeg

post-19-0-09796600-1442766549_thumb.jpeg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, посетила необычайно "умная" мысль - а ведь катан в стиле букэ-дзукури на период Сёва всяко поменьше будет, чем син-гунто и кай-гунто всех модификаций!

 

Т.е. частники что-то у кузнецов заказывали, но этого было так мало, потому что кузнецам приходилось офицерам мечи ковать массово.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 11.08.2013в18:47, Чжан Гэда сказал:

И, самое главное, где? Малайзия?

Нашел - Индонезия, 1943 г. Местным интеллигентам демонстрируют возможности японского меча.

Но вообще, я мало что понимаю в японском железе.

Например, мунэяки (закалка по обуху) не нужна для боевых целей, и делает клинок более хрупким.

Но вот артефакт - катана мастера Тадзима Дайдзё Наофуса, мастера школы Мино, работавшего в 1620-1640-х годах - по всей длине мунэ сплошная полоса мунэяки! Каприз мастера мирного времени, что и говорить! Но вижу впервые и не понимаю - зачем?

image5214.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Самый широкий показатель мотохаба я видел у дайсё работы Гассан Садаити  (1981 и 1978 гг. для дай и сё соответственно) - 34 мм. для дай, 35 мм. для сё.

Обычно клинки несколько уже. Хотя при коротком клинке и 30 мм. смотрится очень широко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 час назад, Чжан Гэда сказал:

Самый широкий показатель мотохаба я видел у дайсё работы Гассан Садаити  (1981 и 1978 гг. для дай и сё соответственно) - 34 мм. для дай, 35 мм. для сё.

Обычно клинки несколько уже. Хотя при коротком клинке и 30 мм. смотрится очень широко.

В том то и дело, что собираю информацию по тому, как они оправляли широкие клинки в косиарэ. Была ли видимая разница между шириной рукояти (в сборе) и шириной сая. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Grigory сказал:

Была ли видимая разница между шириной рукояти (в сборе) и шириной сая. 

Могу говорить только за то, что видел - безусловно, разница есть, но не глобальная. Потому что мати дают не более 2 мм. с каждой стороны у стандартного меча (большинство клинков отличается ковкой, а не формой), что дают ширину накаго всего на 4 мм. меньше, чем мотохаба.

Просто те мечи, с которыми работаю, выкладывать без согласия хозяев прав не имею. Надо подумать, что можно показать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня кое-что есть по фото. И новоделы и неноводелы :ph34r: Например, вот: 

hEbrPxI3M6U.jpg

o6BA6jAyyIQ.jpg

FfM2JBjeZNE.jpg

klUgfA4eEjw.jpg

8bj0iVKYnOk.jpg

VkZlT6g3JfE.jpg

DOBoOhzjIEY.jpg

dhs2t-hjBQQ.jpg

C4aeQVrdji0.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня попал в руки меч 1637 г., подписанный мастером Умэтада Ёсинобу. Редкая школа, редкий мастер. Но самое интересное, что меч сделал не он, а его младший брат Умэтада Дэндзабуро!

Т.н. дай-мэй (надпись вместо) - когда ученик с позволения мастера ставит в подписи на клинке выкованного самостоятельно меча иероглифы фамилии учителя.

О таком явлении писали все (Баженов, Носов, Хорев и т.п.), но вот чтобы реально в руки попал меч с дай-мэй, к тому же довольно легко вычисляемой - это впервые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Чем дальше в лес - тем ... толще партизаны!" (с) (кто не помнит - так Фоменко по "Русскому радио" шутил в свое время)

В общем, встречаю уже второй раз не нормативную оплетку цука - с каким-то ужасным по качеству шнуром, в одном случае - даже без самэ:

Tsuka.JPG.ef0a2d821701dab80bf16ea5d56ef5

unnamed.jpg.89376c5fe362dd873fd563c861c0

Оба предмета подлинные. У одного есть самэ и цукамаки с защипом (типа, лучше в руке сидит), у другого - самэ нет, цукамаки гладкая. Но 100% - не подделка.

Что это?

Ну и на сладкое - как определить и датировать такую примитивно простую гарду?

Guard_1.JPG.543f60a8499cb48ec5f35328b19b

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас