andy4675

Кикладская цивилизация. Извержение вулкана на Санторине

9 сообщений в этой теме

Из книги Encyclopedia of Homes:

KNOSSOS, CRETE

The first advanced civilization in the Aegean basin developed on Crete in the

early part of the Bronze Age and lasted until it was weakened by the eruption of

a volcano on the island of Thera in 1450 B.C. This destroyed much evidence

of it, except for the city of Knossos, which was destroyed much later, around

1375 B.C., possibly due to a Mycenaean invasion from mainland Greece. There

is ample, irrefutable evidence of the cataclysmic destruction of Thera, now Santorini,

by a volcano, since half the island, which now appears as a semicircular bay, is

missing. Studies of the ash caused by the volcano on the sea bottom and on Crete

have confirmed that it reached the island, and some geologists have speculated that

it may have traveled as far as Egypt. There were 30,000 people on Thera at the

time of the eruption, but the lack of any human remains as well as the presence of

frescos depicting an evacuation by long boats indicate that they may have all had

time to escape. An earthquake accompanied the eruption, which may have caused

a tsunami that compromised the Minoan ability to defend themselves against a

Mycenaean invasion.

Это очень хорошее замечание. Конечно, дата извержения вулкана совершенно ошибочна (сейчас уже доказано, что извержение произошло во второй половине 17 в. до н. э.). Иными словами, предположение Спироса Маринатоса о том, что это извержение был повинно в гибели Минойской цивилизации (гипотеза, заимстовованная многими авторами, причём большинство говорило об этом как об истине) оказалось неверным. Если извержение и привело к гибели дворцов на Крите, то это связано с гибелью древних дворцов (действительно заброшенных в 17 веке до н. э.). Интересно также, куда бежали эти "30.000 жителей острова Тера". Ближе Крита трудно найти подходящее и способное прокормить такую массу людей место. Не отсюда ли знание морского дела у минойцев? И не отсюда ли такое поразительное сходство настенной живописи на Санторине и на Крите?

Таким образом победа микенцев не связана с извержением вулкана на острове Санторин, якобы ослабившим минойцев. Более того, есть причины считать, что гибель критских дворцов ок. 1.450 г. до н. э. не связана с покорением острова микенцами (вопреки Гомеру, сообщающему о кноссцах под Троей и наличию табличек линейного письма Б в Кноссе). Есть мнение (это мнение не является официальным и общепризнанным, но оно существует), что таблички Кносса следует датировать 12 в. до н. э. Тогда возникновение микенского поселения в Кноссе следует датировать приблизительно второй половиной 13 - первой половиной 12 в. до н. э. Да, и гибель Кноса действительно датируется приблизительно 1375 г. до н. э. Таким образом, при таком раскладе Кносский дворец оставался необитаемым в течение пары веков, и в 12 веке лишь на несколько десятилетий (если не лет) был заселён микенцами, от которых остались глиняные таблички с линейным письмом Б.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно также, куда бежали эти "30.000 жителей острова Тера". Ближе Крита трудно найти подходящее и способное прокормить такую массу людей место. Не отсюда ли знание морского дела у минойцев? И не отсюда ли такое поразительное сходство настенной живописи на Санторине и на Крите?

Так получается, что "санторинская живопись" повлияла на критскую?(а не наоборот?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если моя гипотеза верна - то да. В любом случае извержение Санторинского вулкана в 17 веке (а не в 15, как думали раньше) делает гибель местной цивилизации достаточно древней, чтобы она могла послужить прототипом для минойцев, а не заимствовать у них. Хотя здесь всё на усмотрение преподавателя, по крайней мере пока не будет доказано что-нибудь относительно займов или датировок ранних минойских изображений. Кто-то скажет, что заимствовали минойцы, кто-то - что кикладцы. В любом случае остаётся также вопрос о том, куда делись многочисленные жители доисторического Санторина после извержения вулкана. Если они попали на Крит, то, вероятно, заимствовали всё-таки критяне...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если моя гипотеза верна - то да. В любом случае извержение Санторинского вулкана в 17 веке (а не в 15, как думали раньше) делает гибель местной цивилизации достаточно древней, чтобы она могла послужить прототипом для минойцев, а не заимствовать у них.

Фрески Санторина почти неизвестны (широко не известны).

user posted image

Деталь фрески с Тери, о. Санторин

user posted image

Ласточки весной, Акротири, остров Санторин, Нац.археоллогичний музей (Афины)

user posted image

Фрески с Акротири, остров Санторин, Нац.археоллогичний музей (Афины)

На Ваш взгляд- фрески с Санторина выглядят более архаичными по сравнению с критскими?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фрески Санторина почти неизвестны (широко не известны).

user posted image

Деталь фрески с Тери, о. Санторин

user posted image

Ласточки весной, Акротири, остров Санторин, Нац.археоллогичний музей (Афины)

user posted image

Фрески с Акротири, остров Санторин, Нац.археоллогичний музей (Афины)

На Ваш взгляд- фрески с Санторина выглядят более архаичными по сравнению с критскими?

Ну уж, никак не неизвестными. А с какими сравниваете фресками минойцев - с этими?

user posted image

user posted image

Тема дельфинов будет употребляться и микенцами (напр. Тиринф, Пилос) - явное заимствование из Крита:

user posted image

Деталь изображения трибун:

user posted image

[spoil=Спойлер]user posted image[/spoil]

Изображение трибун полностью:

user posted image

Археологический Музей Гераклиона, Зал с минойской настенной живописью:

user posted image

"Голубые госпожи" - стилистика (и мода) уже вполне близка микенской (ср. со знаменитой "микенянкой"):

user posted image

Танцовщица:

user posted image

"Принц среди лилий":

user posted image

Декор тронного зала (очень свежо - почти "ориентальный стиль", как в 7 в. до н. э.):

user posted image

"Парижанка" - красотка с крашенными губами напрашивалась на это прозвище, символ модницы:

user posted image

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну уж, никак не неизвестными. А с какими сравниваете фресками минойцев - с этими?

Понимаете, фрески Санторина у нас в литературе почти не рассматриваются. Вот взяла что под руку попало- Справочник по мировой культуре и искусству и Дмитриеву - Краткую историю искусства (т.1). Есть материал о крито-микенской цивилизации (культуре), но ни слова про Санторин.

Мне сложно сравнивать, потому что про Санторин почти ничего не знаю. Я хотела от Вас мнение услышать.

Как Вам кажется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Понимаете, фрески Санторина у нас в литературе почти не рассматриваются. Вот взяла что под руку попало-  Справочник по мировой культуре и искусству и Дмитриеву - Краткую историю искусства (т.1). Есть материал о крито-микенской цивилизации (культуре), но ни слова про Санторин.

Мне сложно сравнивать, потому что про Санторин почти ничего не знаю. Я хотела от Вас мнение услышать.

Как Вам кажется.

А вы считаете, что моё мнение может интересовать? В конце концов, доисторический период Греции - раздел специфический. Я здесь тоже как бы "плаваю"... И вообще я любитель конкретики. Относительно Бронзового Века в Греции всё стоит на гипотезах археологов (порой - и очень часто - преждевременных: я вам могу указать десятки шаблонов, которые некогда были общепринятыми "с лёгкой руки" археологов, а ныне с крахом опровергнуты...). Кое-что из всего этого я знаю, а кое-что мне и самому не вредно было бы узнавать... Хорошо, отвечу, как умею.

Информация к размышлению.

Раскопки на Санторине ведутся не так давно. Особенно их рекламировал поначалу своими высказываниями Спирос Маринатос. Ныне там "главный" Христос Думас (по-крайней мере пару лет назад он ещё там оставался...). У меня есть пара книжек на греческом. Вам это не подойдёт, а сидеть и переводить нахаляву меня немножко "ломает". Знаю, что о фресках кикладцев (и на Санторине особенно) публикации есть и на греческом, и на английском. Вот, к примеру, "Настенная живопись Теры" от Думаса:

http://www.amazon.com/Wall-Paintings-Thera...s/dp/9602202742

Поскольку не хочу утруждать себя глубоким поиском (попросту лень), выложу то, что в сети на виду. На русском, думаю, публикации ещё будут (в значительной работе Полевого, "Искусство Греции" или в устаревшей книге Колпинского "Искусство Эгейского мира и Древней Греции", ничего нет про живопись из Акротери или из Филакопи).

Современные Киклады - место, где располагалась Кикладская цивилизация:

http://www.greek-thesaurus.gr/cycladic-civilization.html

Здесь можно полистать (рекомендую). Фотографии раскопок и настенной живописи из поселения Акротери на острове Санторин:

http://www.ou.edu/finearts/art/ahi4913/aeg...tml/cyakr1.html

Ещё одна хорошая рекомендация. Фрески из Акротери Санторина и из Филакопи на острове Мелос:

http://www.greek-thesaurus.gr/cycladic-fre...s-pictures.html

Обратим внимание на мелосских рыбаков-"циклопов":

user posted image

разница с уровнем санторинской живописи неимоверная. Сравните:

user posted image

или:

user posted image

[spoil=Спойлер]user posted image[/spoil]

а вот уже фреска с Филакопи уровня не хуже ни санторинского, ни минойского, ни микенского:

user posted image

очевидно, что эти фрески (если сравнить её с фреской рыбаков-"циклопов") выполнялись на Мелосе в разные времена и разными мастерами...

Немного комментариев к трём фрескам из Акротери Санторина:

http://sasgreekart.pbworks.com/w/page/1015...%20from%20Thera

Здесь внизу можно посмотреть фотографии фресок из Акротери:

http://www.travel-to-santorini.com/place.php?place_id=40

Краткие комментарии к санторинским фрескам. Автор как обычно считает, что мастера на Санторине находились под влиянием минойского искусства:

http://www.greek-thesaurus.gr/cycladic-wall-paintings.html

Сражение у берегов Санторина:

user posted image

Флот и порт Санторина в эпоху расцвета Кикладской цивилизации:

http://www.imagekind.com/Minoan-Miniature-...9a-ccd592b8e6b1

Ещё одна статья касающаяся сравнения минойской живописи с Кикладской:

The ancient town of Akrotiri on the island of Santorini was buried by a huge volcanic eruption in about 1500BC. This eruption was much more powerful and destructive than those of Vesuvius (79AD) and Krakatoa (1883AD) and the layer of pumice that it produced was the agent of both the destruction of the life of ancient Akrotiri and the preservation of its treasures.

The wall paintings, excavated from the volcanic ash more than three millennia later, display the Theran artists’ interest in a remarkable diversity of subjects. Abstract patterns, geometric motifs, inanimate objects and structures, plants, animals and the human figure were the thematic repository on which they drew.

The paintings are distinguished by an inclination to render nature as faithfully as possible. Using line and colour and by paying particular attention to the distinctive details of the forms depicted, the artists have ensured that we have no difficulty recognising plants such as reeds, myrtle, palm trees, crocuses, lilies, and animals, such as the lion, monkey, antelope, deer, wild cat, swallow, dove, dolphin etc.

The process of painting the walls at Akrotiri is apparently no different from that already known from Crete. The surfaces of the walls – usually stone-built – were first covered with a mixture of mud and straw, on top of which a layer of lime plaster was applied. This was the foundation on which one or more successive coats of fine plaster were laid.

In both Crete and Thera the upper and lower limits of the surface to be painted were defined by impressing a taut string on the fresh plaster. Likewise the outlines and even details of the figures were described on the damp surface by string impressions or incisions. In some instances they were drawn in fainter colour.

The pigments used by Theran painters, and their Cretan counterparts, were mineral. Apart from the white of the lime plaster, red was obtained from ferrous earths and haematite, and yellow from yellow ochre. Black also seems to be of mineral provenance. Although blue could have been obtained from azurite, known in the Cyclades since the third millennium BC, analyses have revealed that on the Thera wall paintings two kinds of blue were used: Egyptian blue and glaucophane; sometimes a mixture of the two. The Theran artists used this limited palette to considerable effect, conveying the impression that they had a much wider range of colours.

It was with these limited media that the Theran painters decorated the indoor areas - public and private – in which they lived, creating works which have been rightly characterised as “pioneering” in the history of European art.

http://www.artoffresco.com/03-History/03.1...y-santorini.htm

Важные моменты в статье относительно выводов заимствования санторинцами с Крита я выделил. О том, что живопись идентична никто и не спорит (а статья это доказывает, анализируя и технику, и материал красок). Вопрос в том, кто у кого заимствовал. Поскольку в статье (опять) говорится об ошибочной дате гибели Санторина в 1.500 г. до н. э., тогда как остров погиб в последней четверти 17 в. до н. э. (примерно в то-же время, или скорее чуть ранее, прекратила существование Среднеминойская цивилизация, и Минойская цивилизация возродилась в виде Новоминойской), то и вывод напрашивается сам собой - заимствовали кикладцы. Однако в свете правильной датировки извержения вулкана на острове Санторин всё далеко не так ясно...

Датировка извержения...

К примеру, вот из анонсирования лекции геолога на тему "Извержение вулкана на острове Санторин" (публикация газеты "Καθημερινή", 2007 год):

... "В апреле 2006 года датировка методом радиоуглерода ветви оливы, погребённой под пеплом извержения, дала даты между 1.627 и 1.600 г. г. до н. э. Это навсегда откидывает вероятность классической датировки - 1.500 г. до н. э., и сводит датировку к последним 3 десятилетиям 17 в. до н. э. - вероятнее всего к 1614-1613 г. г. до н. э." ... Прежде чем поселение подверглось погребению под пеплом, его постигло мощное землетрясение. Жители вернулись чтобы создать группы спасателей и собрать всё что осталось. То, что они Не сумели завершить работы по очищению дорог всего поселения, а также отсутствие сколько бы то ни было явной эрозии зданий говорит о том, что время, последовавшее от землетрясения до извержения вулкана было "весьма ограниченным, и не могло превышать несколько десятков дней". Извержение десятков кубических километров магмы создало "углубление кальдеры и проход между Аспрониси-Терасией и Терой-Терасией", тогда как всё время, начиная от первых извержений и вплоть до времени создания кальдеры "не должно было иметь продолжителдьность более 2-3 суток".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только что прослушал текст Самойлова из его книги "Искусство Древней Греции" в главах, касающихся эпохи Бронзы. Тоже нет каких либо хороших данных про Кикладскую цивилизацию (пожалуй, только одну-две строки ей уделил, плюс фотографии пары таких статуэток разместил в иллюстрациях). Где уж там до живописи... Так что из русскоязычной литературы про достижения Киклад в этот период пока лучше всех книга Полевого (по крайней мере он достаточно подробен при рассмотрении знаменитых кикладских статуэток). Будем надеяться, какой-нибудь автор (желательно специалист - археолог, историк или искусствовед) опубликует нечто про живопись кикладцев и на русском...

Изменено пользователем andy4675

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Конечно, дата извержения вулкана совершенно ошибочна (сейчас уже доказано, что извержение произошло во второй половине 17 в. до н. э.).
Существует и набирает популярность точка зрения, что извержение произошло в XVI веке до н.э. в правление Яхмоса. См.: В. В. Ребрик. "Стела Бури" Яхмоса и ее значение для датировки извержения вулкана на о. Фера и исхода

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас