Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

Пеласги и другие догреческие народы

2 posts in this topic

Что греки не были автохтонным населением Эгеиды — факт общеизвестный. Согласно античной письменной традиции, тер­риторию собственно Греции с примыкающими островами перво­начально населяли различные неродственные грекам племена: пеласги, лелеги, карийцы, ликийцы и др.)

user posted image

Лемносская стела

Чаще всего и во многих местностях среди догреческих племен упоминались пеласги. Геродот (VIII, 44), например, недвусмысленно сообщает, что пока теперешнюю Элладу населяли пеласги, афиняне были пеласгами и именовались кранайами—Αθηναίοι δε έπ'ι μεν ΙΙελασγων εχόντων την νυν Ελλάδα καλεομένην ήσαν Πελασγοί, ονομαζόμενοι Κραναιοι... ., ср. II 56, где говорится о том, что финикияне одну из увезен­ных священных женщин продали в ту часть нынешней Эллады, которая раньше именовалась Пеласгией. ..—της νυν Ελλάδος, πρότερον δε Πελασγίης καλευμένης της αυτής ταύτης. . . Много интерес­ных фактов сообщает Геродот в I, 57. Какая-то часть пеласгов, ранее населявшая граничащие с теперешними дорянами земли (Фессалиотида), обитала во времена Геродота н городе Крестона, за тирсенами—. . . νυν έτι έοΰσι Πελασγών των υπέρ Τυρσηνων Κρηστωνα πόλιν οίκεόντω, οϊ δμουροί. . . ήσαν τοϊσι νυν Δωριεΰοι καλεομένοισι, οίκεον δέ τηνικαΰτα γην την νυν θεσσαλιωτιν καλεομένην; другие пеласги, некогда жившие вместе с афинянами, поселились в Плакие и. Скилаке на Геллеспонте—των Πλακιην τε και Σκυλάκην Πελασγών ο'ικησάντων εν 'Έλλησποντω; кроме того, Геродоту были известны какие-то пеласгические поселения, названия которых измени­лись (т. е. получили греческие наименования) — ... αλλά Πελασγικά. έόντα πολίσματα το ούνομα μετέβαλε. На основании этого последнего обстоятельства, а также наблюдений над упоминавшимися выше остатками пеласгов Геродот приходит к выводу, что пеласги говорили на варварском наречии—ει τούτοισι τεκμαιρόμενον δεϊ .λέγειν, ήσαν ο'ι ΙΙελασγοί βάρβαρον γλωσσαν ίέντες. Затем он делает другое справедливое умозаключение: если таковы все пеласгические племена, то население Аттики, бывшее пеласгическим, превратившись в эллинов, переменило и язык—ει τοίνυν ην και παν τοιούτο το Πελασγικόν, το Άττικόν εθνος εόν Πελασγικόν άμα τ·η μεταβολή τη ες 'Έλληνας καί την γλωσσαν μετέμαθε. По Геродоту (II 51, 52), греки некоторых богов (изображение Гермеса со стоящим фаллосом и др.) переняли γ пеласгов. См. также: I 58, 146; II 171; IV 145, 2, 4; V 26, 64, 2;VI 136, 2; 137; 138; 139; 140; VII 42, 94, 95. Нечто подобное читаем у Фукидида в l, 3: до троянской войны. . . Эллада, вся как таковая, не носила еще этого имени. . . названия ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги — προ... των Τρωικών. . . ή Ελλάς [δοκεϊ δε μοι] ουδέ τουνομα τούτο ξύμπασά πω εΐκεν. . ., κατά εθνη δε άλλα τεκα'ι το Πελασγικάν έπ'ι πλείστον αφ' εαυτών, την έπωνυμίαν παρέχεσθαι.

Интересно, что у Гомера в Илиаде пеласги в качестве этноса упоминаются всего три раза, и только в числе малоазийских народов, сражавшихся на стороне троянцев, т. е. в качестве современников греков, например в Долонии (X 428—431);

προς μεν αλός Κάρες, κα'ι Παιόνες άγκυλότοξοι, χαι Λέλεγες, και Καυκωνες, δΐοί τε Πελασγοί· ήρός θυμβρης δ' έλακον Λύκιοι, Μυσοί τ' αγέρωχοι, και Φρύγες ίπόδαμοι και Μηονες ίπποκορυσαί.

Далее, в Χ 434 сл.,говорится о фракийцах, пришедших под пред­водительством царя Реса:. . .

θρήϊκες οί'δ' άπάνευθε νεύλυδες, έσχατοι άλλων Εν δε σφιν 'Ρησος βασιλεύς, πά'ίς Ήιονηος.

Два других упоминания связаны с сыновьями Лета Теутамида, царя пеласгов в Ларисе, предводительствующими пеласгскими племенами копьеносцев из той же Лариссы (II 840—844):

Ίππόθοος δ' άγε φυλά Πελασγών έγχεσιμωρων τών, οϊ Λάρισσαν έριβώλακα ναιετάασκον των ήρκ' Ίππόδοός τε, Πυλαίος τ', όζος "Αρηος, υιέ δύω Ληθοιο Πελασγού Τευταμίδαο.

См.. еще XVIII 288—289.

К Греции в Илиаде относятся два места, но в них содержатся лишь имена собственные, восходящие к догреческому этнопиму Πελασγοί—то Πελασγικόν "Αργός (II 681) И Zεύ ανά Δωδωναίε Πελασγικέ, τηλόθι ναίων (XVI 233 сл., молитва Ахилла о даровании победы Патроклу и мирмидонянам).

Единственное место в Одиссее, где упоминаются пеласги (XIX 172 ел.), имеет большое значение для выяснения этно-лингвистической ситуации на Крите, видимо, непосредственно после дорийского нашествия. Дорийцы, согласно Фукидиду (I 12), пришли в Пелопоннес спустя 80 лет после Троянской войны, т. е. в 1120 г., а на Крит, возможно, несколько позже:

Κρήτη τις γαΐ' εστί. ..

... εν δ' άνθρωποι

πολλοί, άπειρέσιοι, και ένήκοντα πόληες. άλλη δ' άλλων γλωσσά, μεμιγμένη· εν μεν 'Αχαιοί

εν ο' Έτεόκρητες μεγαλητορες, εν δε Κύδωνες, Δωριέες τε τριχάϊκες δίοί τε Πελασγοί.

Здесь, впрочем, не исключена возможность более поздней интерполяции греческих племен, в частности дорийцев, ассимилировавших в классическую эпоху все население Крита.

Мы рассмотрели самые древние из греческих письменных свидетельств о пеласгах. Наиболее полную в настоящий момент коллекцию высказываний античных авторов по поводу пеласгов можно найти в книге Лохнер-Хюттенбаха "Die Pelasger" (стр. 1—93). Кроме того, настораживает, что сведения менее древних авторов точнее и богаче. Вряд ли можно согласиться с Лохнер-Хюттенбахом относительно принадлежности пеласгов к иллирийцам, но его выводы о расселении пеласгов весьма примечательны; к этим выводам он пришел, анализируя всю совокупность античных письменных свидетельств. По Лохнер-Хюттенбаху, пеласги оп­ределенно были в Фессалии, Эпире, Аттике, северном Пелопоннесе, на Крите, в Трое, Халкидике. Точно не установлено, какие места они населяли на малоазийском берегу и на островах Самофракии, Лемносе, Имбросе, Хиосе, Самосе. Пеласгские поселения отмечены в Италии.

Другие раннеисторические народы, обитавшие до и одновременно с греками в бассейне Эгейского моря, занимают в трудах античных авторов значительно более скромное место.

О догреческих и парагреческих карийцах, обитавших некогда на Эгейских островах, можно почерпнуть довольно скупые сведения у Геродота в I 171: карийцы (малоазийские) перешли на материк с островов — εισ'ι δε τούτων Κάρες μεν άπιγμένοι ες την ήπειρον εκ των νήσων; сначала, занимая острова, они подчинялись Миносу (царю критской державы) и назывались лелегами— το γαρ πάλαιόν εόντες Μίνω κατήκοοι και καλεσμένοι Λέλεγες είχον τάς νήσους; по прошествии большого отрезка времени дорийцы и ионийцы изгнали карийцев с островов, и такнм образом они перешли на материк—μετά δε του; Καράς χορονω ύστερον πολλω Δωριέες τε και 'Ίωνες έξανέστησαν εκ των νήσων καί ούτω ες την ήπειρον άπίκοντο. Так о карийцах рассказывают критяне, по сами карийцы с ними не соглашаются и признают себя антохтонами на материке, носившими всегда то же самое имя (карийцев)—κατά μεν δη Καράς ουτο Κρήτες λέγουσι γενέοθαι" οϋ μέντοι αυτοί τε όμολογέουσι τοότοισι ο'ι Κάρες, αλλά νομίζουσι αυτοί έωυτοϋς είναι αυτόχθονος ήπειρώτας κα'ι τω οΰνόματι τω αύτω αίεί διαγρεωμένους τω περ νυν.

Фукидид (Ι 4) также говорит о том, что Минос изгнал карийцев с Кикладских островов —|Μίνως] των Κυκλάδων νήσων ήρξέ. . . Καράς έξελάσας. . .

Напротив, кавнии, имевшие сходный с карийским язык, кажутся Геродоту автохтонами (в Малой Азии), хотя сами считают себя выходцами с Крита—οι δε Καύνιοι αυτόχθονες δοκέειν έμοί είσι, αύτο'ι μέντοι εκ Κρήτης φασ'ι είναι, προσκεχωρήκασι δε γλωσσαν μεν προς το Καρικόν εθνος, ή οι Κάρες προς το Καυνικόν. . . (Ι 172).

О ликийцах у Геродота (1 173) почти идентичные сведения: ликийцы изначально происходят с Крита, на Крите же в древности жили только варвары—οι οέ Λύκιοι εκ Κρήτης τώρχαΐον γεγόνασι (την γαρ Κρήτην eiχυν το πάλαιαν πασαν Βάρβαροι). Минос изгнал '· своего брата Сарпедона и его приверженцев. Изгнанники пришли · в Азию, в землю Милиаду.. . Пока ими правил Сарпедон, они назывались термилами --тем самым именем, которое они принесли в Азию и которым еще теперь называют ликийцев соседи — [Μίνως] έξήλασε αυτόν τε Σαρπεδόνα και τους στασιώτας αυτού· οι δε άπωσθέντες άπίκοντο της 'Λοίη, ες την την Μιλυάδα·. . . έως μεν δη αυτών Σαρπηδών ήργε, ο'ι δε έκαλέοντο το πέρ τε ηνείκαντο ουνομα και νυν έτι καλέονται υπό των περιοίκου '/ι Λύκιοι, Τερμίλαι. Обычаи у них частью Критские, частью карийские—νόμοισι δε τα μεν Κρητικοΐσι, τα δε Καρικοϊσι χρέωνται. Однако один обычай совершенно особенный счет родства по материнской линии—εν δε τόδε Ίδιον νενομίκααι κα'ι ούδαμοΐσι άλλοισι συμφέρονται άνθρώπων καλέουσι από των μητέρων έωυτους κα'ι οδκΊ από των πατέρων. О том, что ликийцы происходили с Крита и назывались раньше термилами, Геродот сообщает также в VII 92.

О лелегах — по мысли некоторых ученых, древнейшем этни­ческом слое на юге Балкан — нам практически неизвестно ничего. По некоторым данным, содержащимся у Страбона (VII 322), ссылающегося в свою очередь на Гесиода и Аристотеля, у Гесихия, Павсания (IV 1, 1), можно заключить, что лелеги в догре-ческий период занимали Локриду и юго-запад Пелопоннеса. За­тем они были вытеснены на острова, где, видимо, попали в зави­симость от карийцев. Судя по приведенной выше цитате из Ге­родота, греки плохо различали лелегов и карийцев — жителей островов. В то же время Гомер знает только малоазийских леле­гов (Илиада Χ 429, XX 96, XXI, 86) и хорошо отличает их от ка­рийцев (Илиада Χ 429). Не исключено, что лелеги попали на малоазийский материк в составе карийцев, ср. главный город тро­янских лелегов Πήδασος, расположенный у подножья Иды, тожде­ственный названию города на юге Пелопоннеса, и кар. ΙΙηδασα.

Античные сведения о догреческих народах приведенным ма­териалом, разумеется, не исчерпынаются. Но нас в данном случае интересуют не конкретно-исторические черты этих племен, а сам факт существования, согласно письменной традиции, на юге Бал­канского п-ова и Эгейских островах догреческого и парагреческого населения, в частности карийцев и ликийцев, исторически за­свидетельствованных в восточной части эгейского бассейна. Как известно, сами греки не были этнически однородны; прибывая в Элладу волнами, отделенными друг от друга большими про­межутками времени, двигаясь различными путями, покоряя и ко­лонизируя отдельные области западной Эгеиды с неодинаковой быстротой, они, конечно, не могли заполнить сразу всю террито­рию материковой Греции с прилегающими островами и в корот­кий срок ассимилировать все иноплеменное население. Поэтому Эллада долгое время являла картину этно-лингвистической че­респолосицы. Отдельные греческие племена соприкасались (т. е. наслаивались или подолгу соседили) с различными догреческими народами, как в исторический период они, например, контакти­ровали с иллирийцами, воспринимая от них столь же генетически различные языковые и культурные элементы. С этим связана одна из наиболее актуальных задач в догреческом языкознании — разграничение слоев заимствований, на современный взгляд составляющих единую плоскость проекции. Археологические и исторические данные также показывают сравнительно мирный характер додорийских переселений греков (первая четверть II тыс.)

Неизбежное в подобных условиях двуязычие нашло отражение в античной историографии. Об этом четко свидетельствует Фукидид (IV 109): несколько городов на полуострове Атос населены смешанными племенами варваров, говорящими на двух языках (т. е. по-варварски и по-гречески)—αϊ οικούνται ξυμμίκτοις εθνεσι βαρβάρων δίγλωσσων, букв. '. . . племенами двуязычных варваров. Большая часть их — пеласги, принадлежащие к тирсенам, когда-то населявшие Лемнос и Афины, а также бисальты, крестоняне и эдоны—то δέ πλεϊστον Πελασγικόν, των και Λήμ.νόν ποτε και Άδήνας Τυρσηνων οικησάντων, και Κισαλτικόν και "Ηδωνες.

Из книги Л. А. Гиндина "Язык древнейшего населения юга Балканского Полуострова"

Share this post


Link to post
Share on other sites

То, что по настоящему поясняет вопрос о пеласгах (и о македонянах тоже), содержится в первой книге Истории Геродота (Клио):

56. ... Из расспросов же царь узнал, что самые выдающиеся из эллинов – это лакедемоняне и афиняне. Первые – среди дорийского племени, а вторые – среди ионийского. Это были два наиболее значительных тогда эллинских племени. Так, ионяне первоначально были пеласгийского происхождеяия, а дорийцы – эллинского. Ионийское племя никогда не покидало своей земли, дорийское же – очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем при Доре, сыне Эллина, – у подошвы Оссы и Олимпа, в области под названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пидна и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев.

http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/01.html

Кто такие эллины? В ответ на этот вопрос имеется первое в истории упоминание этнонима у Гомера, Илиада:

1. Песнь Вторая:

Локров Аякс предводил, Оилеев сын быстроногий:

Меньше он был, не таков, как Аякс Теламонид могучий,

Меньше далеко его; невеликий, в броне полотняной,

530 Но копьеметец отличный меж эллинов всех и данаев.

Он предводил племена, населявшие Кинос и Опус,

Вессу, Каллиар, и Скарф, и веселые долы Авгеи;

Тарфы и Фроний, где воды Воагрия быстро катятся.

Сорок черных судов принеслося за ним к Илиону

535 С воинством локров мужей, за священною живших Эвбеей.

http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt

2. Песнь Вторая:

Ныне исчислю мужей, в пеласгическом Аргосе живших,

Алое кругом населявших, и Алоп удел, и Трахину,

Холмную Фтию, Элладу, славную жен красотою,

Всех - мирмидонов, ахеян и эллинов имя носящих;

685 Сих пятьдесят кораблей предводил Ахиллес знаменитый.

http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt

Согласно первому отрывку, данаи (т. е. ахейские, или микенские, греки) для поэта не одно и то же. Но в походе на Трою участвовали и эллины, наряду с данайцами. Второй отрывок - единственное место в Илиаде, где эллины указаны как конкретное племя. Гомер говорит, что среди мирмидонян, подданных Ахиллеса, царя Фтиотиды, были ахейцы и дорийцы. О чём речь? Скорее всего, здесь надо привлечь упоминание Геродота: дорийцы были эллинского происхождения. Известно, что во времена Геракла и Эгимия, дорийцы жили по соседству с долопами и лапитами, близ города Ормения, но в Гистиеотиде. Не бессмыссленно привлечь по этому поводу Страбона, География, кн. 8:

17. Поэт, однако, дойдя в своем описании до этого пункта побережья Магнесии, поднимается к Верхней Фессалии; ведь он подробно описывает местность от Долопии и Пинда, простирающуюся вдоль Фтиотиды вплоть до Нижней Фессалии:

Триккой владевший народ и Ифомой высокоутесной.

(Ил. II, 729)

Эти местности принадлежат к Гистиеотиде, хотя прежде, как говорят, назывались Доридой; когда же ее захватили перребы (которые уже покорили Гистиеотиду на Евбее и переселили ее жителей на материк), они назвали эту страну Гистиеотидой по имени этих гистиейцев из-за множества поселившихся здесь гистиейцев. Гистиеотиду и Долопию называют Верхней Фессалией, которая находится на прямой линии с Верхней Македонией как Нижняя Фессалия с Нижней Македонией. Трикка, где находится самое древнее и наиболее почитаемое святилище Асклепия, граничит с областью долопов и с местностями около Пинда. Что касается Ифомы, одноименной с мессенским городом, то некоторые утверждают, что ее имя следует называть не таким образом, а отбросив первый слог27; с. 415 она так называлась, утверждают они, прежде, но теперь ее переименовали в Ифому. Это — укрепленное от природы место и в действительности «скалистое»28. Оно расположено между четырьмя крепостями, лежащими как бы в четырехугольнике: Трикка, Метрополь, Пелинней и Гомфы. Ифома относится к территории метрополитанцев. Метрополь же раньше объединился из трех незначительных городков; впоследствии к нему присоединилось несколько других местечек, среди которых была и Ифома.

http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267844674

Но Гистиеотида это северная часть Фессалии, близ Македонии, а владения Ахилла, Фтиотида - южная Фессалия (южнее Пагасского залива, севернее горы Эты и на реке Сперхей). Возможно, по пути к Дориде дорийцы некоторое время селились в этой части Фессалии, причём именно в округе Эты (в округе знаменитого из цикла мифов о Геракле города Трахина, где правил царь Кеик, и где проживал герой со своей женой Деянирой, когда совершил поход на Эхалию и трагически погиб на пути назад). Тем более, что Ормений и царство долопов лежат вблизи отсюда. Гомер (Песнь Девятая) говорит, что царство долопов тоже входило в страну Ахилла, хотя и располагалось на окраинах Фтии (автобиографический отрывок речи Феникса, сына царя Ормения Аминтора, известного тем, что тоже был убит Гераклом около того времени, когда герой оказал помощь царю дорийцев Эгимию):

И пришел я во Фтию, овец холмистую матерь,

Прямо к Пелею царю. И меня он, приняв благосклонно,{480}

Так полюбил, как любит родитель единого сына,

Поздно рожденного старцу, наследника благ его многих

Сделал богатым меня и народ многочисленный вверил.

Там над долопами царствуя, жил я на фтийском пределе;

Там и тебя воспитал я такого, бессмертным подобный!{485}

http://www.magister.msk.ru/library/babilon...er/homerr09.htm

Территории Гестиэотиды, вероятно, не входили в состав государства Ахиллеса. Итома Фессалийская, к примеру, а также главный город Гестиэотиды, Трикка, входили в состав царства Асклепиадов. Гомер, Илиада, кн. 2:

Триккой владевший народ, и Ифомой высокоутесной,

730 И обитавший в Эхалии, граде владыки Эврита,

Два извели воеводы, Асклепия мудрые чада,

Славные оба данаев врачи, Подалир и Махаон.

http://www.lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt

Видимо, во времена Троянской войны дорийцы селились уже где-то в пределах царства Ахиллеса, Фтиотиды. Скорее всего, в южной её части, близ горы Эты. Вероятно, под эллинами мирмидонянами Гомер подразумевает именно дорийцев, как часть подданных Ахиллеса, т. о. также обернувшихся мирмидонянами.

Почему же ионийские греки названы у Геродота пеласгами? Вероятно, любое недорийское племя тогда воспринималось как неэллинское, т. е. пеласгическое (реже - лелегское либо карийское). Но об ионийцах достоверно известно, что они находились в числе микенских греков (проживали они, к примеры, в слабо развитой Ахайе - см. свидетельство Павсания).

В вопросе об ахейцах, ионийцах и дорийцах есть неясный вопрос: дорический диалект выглядит гораздо ближе к дешифрованному языку ахейских греков Микенского периода (в обоих случаях доминация альфы над итой, что характерно для доризмов), что указывает на бОльший архаизм дорийского диалекта, нежели ионического, казалось бы... Напротив, в ионической речи есть удаление от языка микенских греков (переход на иту, взамен альфы, к примеру Ат-е-на вместо Ат-а-на, также в окончаниях имён, где доменирует -ес вместо -ас: Сократ-ес, Ификрет-ес, Исократ-ес, тогда как у дорийцев в аналогичных случаях основное окончание это -ас, например Эпитаде-ас, Агиад-ас, Деркилид-ас, Полиид-ас, Анаксандрид-ас; Агесилай дорийцев, это Гегесилай в ионической форме).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0