1 362 сообщения в этой теме

В 04.05.2019в23:57, hoplit сказал:

Хоть одну приличную (подробную и дельную) книгу на русском по военному делу древней и средневековой Японии назовете? 

Что вы скажите про ("Современные будзюцу и будо" "Классические будзюцу Боевые искусства и боевые пути Японии") книги Донна Ф. Дрэгера?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.05.2019в13:47, Justinus сказал:

Что вы скажите про ("Современные будзюцу и будо" "Классические будзюцу Боевые искусства и боевые пути Японии") книги Донна Ф. Дрэгера?

ИМХО, это очень мало дает для понимания развития военного дела в Японии того периода, когда она вела активные войны.

К тому же наличие/отсутствие развитых систем боевых искусств мало что дает результативности военной системы страны. Россия не имела серьезных развитых систем рукопашного боя и т.п. - а успешные войны вела на всех направлениях.

Англия, имея в активе только бокс, отнюдь не боксом завоевала множество стран, где и боевые искусства были различными и развитыми.

Франция, Голландия и т.д. - побед много, а боевых искусств мало. И наоборот - всякие страны ЮВА и ДВ оказались разбитыми, хотя имели развитые системы единоборств.

Единоборства - не показатель боеспособности войск и флота.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 07.05.2019в12:47, Justinus сказал:

Что вы скажите про ("Современные будзюцу и будо" "Классические будзюцу Боевые искусства и боевые пути Японии") книги Донна Ф. Дрэгера?

Дрэгер серьезно занимался восточными единоборствами. Проявлял некоторый интерес к истории (что для их круга совершенно нетипично). С этой позиции на его текст и стоит смотреть. ИМХО, для начинающего любителя - подойдет для первого соприкосновения с темой. Не более. Конлан и Муцуо Курэ подойдут лучше.

Так-то "Классическое будо" издана в 1973 году, не то что восточная, западная ["современная"] военная история еще в коротких штанишках ходит. 

Чтобы не было недопонимания - меня и "Samurai, warfare & the state in early medieval Japan" Фридэя, к примеру, не вполне устраивает. А она на две головы выше того, что Носов у Баттомли переписал. Там масса скользких мест и лакун. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 минут назад, hoplit сказал:

Дрэгер серьезно занимался восточными единоборствами. Проявлял некоторый интерес к истории (что для их круга совершенно нетипично).

Манучихр Мостаг Хорасани тоже занимался восточными единоборствами и проявлял некоторый интерес к истории, что породило фейерверк сведений о "древних единоборствах иранских богатырей", полностью восстановленных автором на базе каратэ и каджарского оружия + 100500 книг по иранскому военному делу.

Правда, не очень получилось, если смотреть со стороны и не быть упоротым каратистом.

11 минуту назад, hoplit сказал:

А она на две головы выше того, что Носов у Баттомли переписал.

Бедный-бедный Константин Сергеевич!

Порой мне его жалко бывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
8 минут назад, Чжан Гэда сказал:

породило фейерверк сведений о "древних единоборствах иранских богатырей"

Д.Дрэгер предпочитал "заниматься тем, что есть", он ничего не пытался "восстанавливать". Что и не удивительно - в Японии к "восстановлению", в общем, довольно холодно относятся. По разным причинам.

 

11 минуту назад, Чжан Гэда сказал:

Бедный-бедный Константин Сергеевич!

Порой мне его жалко бывает.

А все потому, что "если компилируешь с английского - то компилируй хорошо". =) У того же Куршакова, который в то же самое время работал, материалы лучше, ИМХО. Он и читал больше, и копал тему основательнее. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 минут назад, hoplit сказал:

Д.Дрэгер предпочитал "заниматься тем, что есть", он ничего не пытался "восстанавливать". Что и не удивительно - в Японии к "восстановлению", в общем, довольно холодно относятся. По разным причинам.

На самом деле там много новодельного именно в разделе единоборств (особенно с не основными видами оружия).

6 минут назад, hoplit сказал:

А все потому, что "если компилируешь с английского - то компилируй хорошо". =) У того же Куршакова, который в то же самое время работал, материалы лучше, ИМХО. Он и читал больше, и копал тему основательнее. 

К сожалению, Куршаков умер, а КСН - как результаты выборов в Южной Осетии в 2011 г. ("Кокойты был, Кокойты и остался").

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Чжан Гэда сказал:

На самом деле там много новодельного именно в разделе единоборств (особенно с не основными видами оружия).

Дрэгер занимался "коре". Их всего с полсотни школ осталось (чудом). Многие - совсем крошечные, особенно во времена Дрэгера, и камерно-семейные.

Понятно, что бывают разные казусы, но, в целом, там подход довольно простой. "Если традиция передачи прервалась (свиток сгорел, учитель не передал что-то ученикам и т.д.) - значит прервалась". Обоснования такого подхода - разные. От рациональных (сейчас не сражаются холодным оружием насмерть, тут бы понять "что зачем" у сохранившегося, а не "восстанавливать"), до религиозных (часть школ храмовые, а традиция считается даром того или иного божества основателю). "У нас в школе лук и копье раньше были, но сейчас их нет".

Новодельного тоже куча - но это не "коре". 

 

3 часа назад, Чжан Гэда сказал:

К сожалению, Куршаков умер

Увы. Ему бы тот доступ к информации, какой мы сейчас имеем... =(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пасков С.С. Япония в Раннее Средневековье. VII-XII века. Годы жизни автора - 1945-1986.

Цитата

Основная идея, пронизывающая все шесть официальных историй, — якобы божественное происхождение императорского дома, — как известно, наиболее полно воплощена в первой из них — «Анналы Японии» («Нихон секи»). Значительную ее часть составляют мифы. Повествование о реальных событиях основано на конфуцианском принципе  наказания зла и торжества добродетели; под злом понимается ущерб, нанесенный императорскому дому, под добродетелью — верная и честная служба ему. Очень отчетливо это обнаруживается, например, в драматизированном описании политического переворота 645 г. «Анналы Японии» вообще более подробны и образны, чем последующие пять историй; китайское влияние здесь тоже наиболее заметно — и в стиле изложения, и в использовании китайских легенд, выдаваемых за события японской истории

Печаль в том, что книгу читать почти бесполезно. Автор везде использует современные японские меры, а в указанную эпоху они просто другими были. =/ И разделить "цитату из оригинального документа" и "выполненный исследователем пересчет в современные меры" - нельзя.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
55 минут назад, hoplit сказал:

и в использовании китайских легенд, выдаваемых за события японской истории

И примерами балует, поди?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
50 минут назад, Чжан Гэда сказал:

И примерами балует, поди?

Нет. Тут только самому смотреть. =( Тем более книга - сплошное разочарование. Чего-то насчитано, ссылки, литры с гектара... А толку - можно сказать, что и нет. Потому как "лженаука метрология". =(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не могу усмотреть китайских мифов, выданных за японскую историю из того, что читал. А что он числит в подобных?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 час назад, Чжан Гэда сказал:

Я не могу усмотреть китайских мифов, выданных за японскую историю из того, что читал. А что он числит в подобных?

Ну есть мнение (скорее всего так и есть) что что некоторые места из "Кодзики" и "Нихонсеки" были заимствованы из китайских династических историй. Но "Нихонсеки" и "Кодзики" это мифология, хотя как утверждает Википедия в ЯИ за отрицания историчности национальной мифологии (я ошибся за отрицание кокутая, а не за отрицание историчности мифов, хотя если верить Хани Горо в Японии действительно были историки которые утверждали, что эти памятники объективно освещают исторические события) могли посадить.

Изменено пользователем Justinus
Ошибки и дополнения

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
15 час назад, Чжан Гэда сказал:

Я не могу усмотреть китайских мифов, выданных за японскую историю из того, что читал. А что он числит в подобных?

Еще пару раз пересмотрел внимательно соответствующие главы Паскова - а вот ни одной ссылки он не привел. "Тезис в воздухе". =/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В.Н. Горегляд. Японская литература VIII-XVI вв. Начало и развитие традиции. 2001.

1.thumb.jpg.0acd8e2724d18a2cae496fb62360

2.thumb.jpg.92180fd0332b708496cb9607556b

3.thumb.jpg.8017ae2ae5c7c7b32e603fbd485e

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перевод С.А. Полховым «Косю хатто-но сидай» (Законы [провинции] Каи).

Цитата

13. Если крестьянин, исполняя трудовую повинность во время войны, будет убит, его господин освобождается от отработочной повинности на 30 дней. Однако [затем] как и прежде следует отправлять крестьян [для выполнения буяку]. Если же будет утерян [перевозившийся крестьянами] груз, это расследованию не подлежит. Если же выполнявший буяку [крестьянин] сбежит, и после того, не известив его господина, [этого крестьянина] примут [к себе], то хоть с того времени и пройдёт много лет, [преступники] не должны избежать наказания. Кроме того, если господин убьет крестьянина, отрабатывающего буяку, хотя на нем и не было особой вины, на протяжении 10 лет [крестьяне этой деревни] освобождаются от отработок для дзито.

Цитата

Подлинник «КХС» не сохранился. Японские исследователи реконструировали три его основные версии, дошедшие до наших дней в различных списках. Первая, представленная списком из собрания документов Хосака Дзюндзи, состоит из 26 статей, в конце текста стоит печать Такэда Харунобу и указан год утверждения — 16-й год Тэмбун (1547 г.). Считается, что это хронологически наиболее ранний вариант, передающий форму подлинника. Две другие версии (по 57 статей каждая) включают в себя первый извод, а также новые статьи, присоединенные к нему в 1547—1554 гг. В данной работе представлен перевод одной из «пространных» редакций «КХС» из 57 статей. В то же время один из списков «КХС», инкорпорированный в «Коёгункан», важнейший источник по истории дома Такэда, переведен на современный японский язык. Кроме того, на немецкий язык переведен список «КХС» из 26 статей, на английский— 7 статей «пространной» версии «КХС»— 1, 3,4, 10, 12, 14, 22 статьи.

 

А это вообще чудное. 2006-й год. М. В. Грачёв. Миёси-но Асоми Киёюки. «Икэн дзю:ни кадзё:» — «Рекомендации в двенадцати пунктах» (914 г.)

Цитата

Кроме того, чтобы предотвратить нападения разбойников извне на границах каждой провинции должно расположить доси228. [Ваш] подданный, изучив вооружение нашей страны, смиренно полагает, что тугой лук229 подобен божеству. Он не очень пригоден при нападении, но нет ничего лучше него при обороне. В одном древнем трактате сказано, что [такие] его свойства привели к поразительному успеху хитроумного плана государыни Дзингу и [луки те] были изготовлены особым [способом]. И хотя в Великой Тан [тоже] есть [различные] луки 230, но они уступают в совершенстве тем, что были раньше [у нас].

В примечаниях - наркомания в тяжелой форме.

Цитата

228 Дословно доси означает «мастер до». Термин до встречается уже в древнекитайских произведениях периода Чжоу и, по мнению специалистов, обозначал как метательное орудие типа баллисты, предназначенное для метания крупных камней, так и станковый арбалет, использующий специальные стрелы до трех метров в длину. Радиус поражения таких метательных машин был достаточно большим (до 1,5 км). Согласно древнекитайским источникам, стрела выпускаемая из такого арбалета привязывалась к нему прочным тросом, что позволяло втягивать ее обратно к месту выстрела с помощью особого приспособления. Таким путем один и тот же метательный снаряд можно было использовать многократно. Школяр С. А. Китайская доогнестрельная артиллерия. М.: Наука, 1980, сс. 26-57. Существует предположение, что в Японию этот вид военной техники попал в период Кофун с одним из кочевых племен, захватившим такой механизм (или механизмы) у китайских воинов. Однако большинство специалистов придерживаются мнения, что do — это вариант длинного лука, используемого как пешими, так, при необходимости, и конными воинами. Что же касается метательных машин, то, по крайнем мере, в хэйанской Японии они не использовались. Подр. см: Кондо: Ёсикадзу. Бугу-но тю:сэй-ка то бусино сэйрицу (Средневековое военное снаряжение и формирование самурайства) / Инсэй-но тэнкай то найран (Утверждение [системы] инсэй и внутренние беспорядки). Под ред. Мотоки Ясуо. Токио: Ёсикава ко:бункан, 2002, ее. 140-142, 173-184.
229 Кё:до (доел, «лук, обладающий силой») считался не только грозным оружием, но и обладал, по мнению японцев, некой сверхъестественной силой. В распоряжении «о применении лучников доси» по этому поводу сказано: «В пылу сражения варвары, скачущие верхом на конях и вооруженные луками, обладают такими преимуществами, что даже десять обычных людей не могут устоять против одного [такого воина]. Но если в ход пускают луки do, то даже мириады свирепых варваров не смогут продвинуться на расстояние пущенной стрелы. В этом преимущество и успех в подавлении [мятежных]  варваров». Руйдзю: сандай кяку, Дзё:ва, 4-2-8, 837 г.
230 в танском законодательном своде «Тан лю дянь» упоминаются семь видов луков различных конструкций.

Вопрос с метательными машинами в этой теме уже разбирали. =) И эти отрывки в том числе. 

Даже отсылка на японские исследования странная. "Гадание по фотографии" - штука неблагодарная, только вот "система инсэев"  это "вторая половина 11 - первая половина 12 века". =) Какое эти имеет отношение в эпохе конца 9-начала 10 века...

 

 

Опять С.А.Полхов.

Цитата

Князья Имагава, как и Мори, доверяли создание и командо­вание отрядами ёрико лишь своим наследственным вассалам из разряда фудай. Среди ёриоя практически не было такокусю или кунисю. Очевидно, что даймё меньше им доверяли. По­томственные вассалы по размеру своих земельных владений и по количеству служивших им самураев зачастую уступали ку­нисю. Их предки из поколения в поколение служили роду Има­гава, что превращало их в основную опору княжеской власти.

Цитата

Во-первых, ставя под военное командование своих наследственных вассалов деревенскую верхушку, даймё расширял ряды своих служилых людей и укреплял свои военные силы. По оценке Овада Тэцуо, в знамени­той битве при Окэхадзама армия Имагава Ёсимото насчитыва­ла 25 тыс. человек, большинство которых составляли дого, дзидзамураи и их слуги, входившие в слой ёрико. Даймё эпо­хи сэнгоку удалось собирать крупные армии во многом за счет подчинения деревенской верхушки. В княжествах Гоходзё и Имагава, отряды ёрико были главной военной силой, на которую опирались управители замков, назначаемые даймё. Сами же замки были административно-военными центрами, с помо­ щью которых даймё контролировали свои земли.
Вместе с тем, вовлекая в сеть вассально-иерархических свя­зей мёсю, даймё укрепляли свою власть над деревенской общи­ной. Зажиточные крестьяне, превращаясь в их служилых лю­дей, одновременно становились опорой господства даймё над остальными земледельцами.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в изучаемом источнике вся вассальная система «замкнута» на даймё, он играет решающую роль в её структурировании. Лишь князю вассал обязан верно и преданно служить, о лояльности и каких-либо обязательствах по отношению к сёгуну не сказано ни слова.

Цитата

В результате сэнгоку даймё укрепили и военные силы кня­жества в военную организацию были мобилизованы мелкие землевладельцы, представители верхних слоев крестьянской общины. После обнаружения земельных излишков или неучтен­ных доходов в процессе кэнти часть этой социальной группы была вынуждена увеличивать размер нэнгу и иных повинно­стей, выплачивавшихся землевладельцу. Другой же части вновь обнаруженные земли (или доходы) жаловались княжеской вла­стью взамен обязательства нести военную службу. Фактиче­ски эта Прослойка рекрутировалась в состав вассалов даймё (именно дзидзамураи составляли значительную часть ёрико).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, hoplit сказал:

Если крестьянин, исполняя трудовую повинность во время войны, будет убит, его господин освобождается от отработочной повинности на 30 дней. Однако [затем] как и прежде следует отправлять крестьян [для выполнения буяку].

服役 - нести повинности; действительная военная служба; быть в распоряжении, состоять на службе, нести службу, находиться на действительной службе, в оперативном составе; оказывать услуги.

Как условно-трудовую можно ее рассматривать, если мобилизованному доверяли только таскать мешки с рисом и строить сортиры в лагере.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опять "вызов на битву". Хроника Ливонии Генриха Латвийского. XIV.5

1210-й год.

GL-HL-14-5.thumb.jpg.8850b9d8404a1a61b85

Latinskiy_14-5.thumb.jpg.71661cbfff5fc7d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пара пометок к "Сэкигахаре".

Много интересного, но автор не очень дружит с математикой. И, кажется, именно вот военным делом Японии той эпохи интересуется слабо, у него нет-нет да и мелькают всяческие "конкурирующие фирмы" и "активы". В общем - "история глазами манагера".

Цитата

Симадзу Ёсихиро писал своему брату Ёсихисе 27.04, что Токугава приказал ему усилить гарнизон Фусими, выставив по три человека с каждых 100 коку. Удел Симадзу тогда оценивался в 500 тыс. коку, так что Симадзу полагалось привести 5 тыс. человек, и их бы не хватило для защиты огромного замка Фусими. 

По 3 со 100 для 500 000 коку это 15 000, а не 5 000.

Цитата

Авторы сообщают, сколько тысяч бойцов привел такой-то даймё, но напрочь игнорируют вопросы снабжения. Сколько нужно провианта, чтобы прокормить 100 тысяч бойцов на Сэкигахаре?


Суточный рацион японского солдата по уставу 1925 г. [14]:


Рис — 450 г.
Перловка — 200 г.
Консервы мясные — 150 г.
Соевый соус — 200 г.
Соленья, овощи, приправы.


Рацион лошади:


Ячмень — 5250 г.
Сено — 3750 г.
Солома — 3750 г

А зачем нам рацион 1925 года, если в текстах 16-17 века мелькают указания "сколько и чего"? В тех же документах Ирики?

Цитата

Пусть полкилограмма еды в день на каждого — выходит 50 тонн. Одной лошади требуется минимум 50 соток пастбища ежедневно. 

50 соток - это полгектара. И это не "на день", а на пастбищный сезон. Насколько понимаю - японцы лошадей кормили бобами и рисом. У них вообще с пастбищами не особо, да и лошадей в армии было не очень много. Опять же - все эти "логистические умствования"... Они хороши, когда можно что-то реально оценить. Вот "50 тонн" - это "много" или "мало"? Так-то у "восточных" за спиной Ноби, про которую автор сам пишет - "корзина с хлебом". У "западных" - Внутреннее Японское море и система водных путей почти до самого поля Сэкигахара.

Цитата

Список Исиды: «У Мори Тэрумото 40 тысяч всадников». 40 тысячам всадников ежедневно нужно 20 тонн провианта, а их лошадям — 520 тонн корма.

У японского дайме столько конных физически быть не могло. "Всадник"/ки был еще и аналогом "дворянин", "кабальеро". В общем - в данном случае такая математика просто не нужна. В лучшем случае Исида имел ввиду "40 000 бойцов".

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, все-таки когда "общественник" решает написать книгу по военной истории - ляпы можно сачком собирать... =/

Farris W.W. Heavenly Warriors The Evolution of Japan’s Military, 500–1300

11.jpg.bd8f838c16789e0845877f98a35423d6.

Опять "сферические в вакууме конные стрелки" всякопобивахом пехоту. =/ И да - у Фарриса конный буси - это легкий конник. Ну с луком же - чего тут думать?

 

12.jpg.b34ed3c36f216d0489bfd4c952019043.

Где в Европе 5-го века н.э. были лошади ростом в 160-см?

 

А вот от таких заходов просто уже заорать хочется...

3.thumb.jpg.c782c0d785dfde0416bcae1100aa

Хотя, помнится, пару лет назад в каком-то вузовском учебнике по экономике прочитал, что "экономика феодализма базируется на закованном в латы рыцаре", ага. Идиотизм неисчерпаем. =(

 

Вообще, читая книгу, нужно держать в уме - Фаррис ни в оружии, ни в военном деле не разбирается от слова "вообще". Называет ламеллярные доспехи "кольчугами" и рассуждает о том, что они "легкие". Делает могучие открытия, что рельеф Японии (вот прям - гора на горе) не способствует солидным построением (типа стенки из станковых щитов, за которыми укрыты стрелки), в отличие от Корейского полуострова.

Но и интересного немало (хотя нужно делать скидку, что книгу писали не вчера). Уже в 6-м веке находок конской сбруи больше в восточной и северной части Японии, а не на западе.

13.jpg.a4a0c19a63ac208e037350c2834909fa.

 

В общем - "что-где-когда" смотреть (японский Фаррис знает), а все околовоенные рассуждения - забыть как страшный сон.

 

Занятно.

1.thumb.jpg.f668361ce1998dab1c912bf87a18

То есть, по сути, что-то похожее на "фубин", воинская повинность возложена только на часть крестьянских дворов. С учетом того, что крестьянская семья, насколько понимаю, тогда была чаще "расширенная", с несколькими работниками, то выходит что-то похожее на "человек со двора".

 

Кампании против эмиси на севере.

2.thumb.jpg.b6ddd4cbef14cecca497bf096e0a

 

蕨手刀

C0037521.thumb.jpg.5525609d2412a5cc97cb5

26ucGeYpZlQAYxCWD1pt.jpg.f3d1620de5e1f16

 

Когда описывается именно военная система Японии, без "широких отсылок" :ganja:, получается, имхо, интересно.

F1.thumb.jpg.0d643cf103bf4f1fa71b9d22d31

 

Столичная армия в конце 8 - первой половине 9 века скатывается в ничтожество. Примерно в это же время начинается размонтирование "армии, которая должна отразить вторжение с континента" в пользу "полицейской силы, для поддержания порядка в провинциях". С оговорками, конечно - 三十八年戦争 с эмиси, к примеру, когда в ход шли армии в десятки тысяч человек.

F2.thumb.jpg.2b51dee5c9f05d29e0c320a6aea

5d3cffe1df21b_.thumb.jpg.0544ccec199de28

 

"Варварские войска". =)

F3.thumb.jpg.441d7b2131274121f218d2935aa

F4.thumb.jpg.656e0e59cb9468fd9c7064fad56

 

Фаррис придерживается идеи, что воинское сословие Японии - результат эволюции, без особых скачков и кульбитов. Когда с континента пришла лошадь - местная знать освоила искусство боя верхом. В ходе реформ 7-8 века - это же знать была преобразована в магистратов в "синизированной" административной системе. При призыве в войско - они сражалась верхом. Далее - из них набирались отряды "кондэй", поддерживавшие порядок в провинциях. Разница между воинской знатью 10 и 12 века, по Фаррису, скорее "количественная", чем "качественная". 

С другой стороны - Фаррис, к примеру, просто не знает, как выглядела и сражалась конница в том же Китае. У него есть панцирная копейная конница Европы и китайская пехота с арбалетами. Поэтому и начинаются пляски с бубном вокруг войн с эмиси... =( 

F5.thumb.jpg.9300d9968e020f71c47cd51122a

 

ИМХО, одной картинки достаточно, чтобы закрыть всю тему с "особым японским путем".

193243_800.jpg.6675c12016fbfb08ba2ae2a16

А уж фасон доспеха и меча - это уже "рюшечки", имхо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О слугах при всадниках кондэй

Ssyilka.thumb.png.528cd660c4f3b49c156862

Нужное издание - 国史大系. 第25巻 Где мы обнаруживаем бодрое извещение о цоперайте на книжку 1936-го года... 

 

Про эмиси. Nihon Sandai Jitsuroku. Jōgan 12/12/2

日本三代實録. 

貞観元年 - началась в 859-м году. Нужная дата, если не путаю, приходится на 27 декабря 870-го.

Цитата

卷十八貞觀十二年(八七〇)十二月戊寅朔》○十二月戊寅朔。二日己卯。太政官下符上総國司。令教喩夷種曰。折取夷種。散居中國。縱有盜賊。令其防禦。而今有聞。彼國夷俘等。猶挾野心。未染華風。或行火燒民室。或持兵掠人財物。凡群盜之徒。自此而起。今不禁遏。如後害何。宜勤加捉搦改其賊心。若有革面向皇化者。殊加優恤。習其性背吏教者。追入奧地。莫使麁之侵于柔良之民。

Если правильно понял - это текст о том, как "приручать" эмиси ("чужеземцы"), расселенных в центе страны. Насколько понял - тем, кто находится на военной службе - особо выдавать помощь.

 

О разграблении Акита в 880-м уже было тут.

 

О нападении силласцев в 894-м - Fusō Ryakuki. 扶 桑 畧 記 Текст составлен во второй половине 12 века.

寛平 Kanpyō 6/9/5

Цитата

寬平六年 ...

九月五日對馬島司言新羅賊徒船四十五艘到著之由,太宰府同九日進上飛驛使。同十七日記曰:「同日卯時,守文室善友召集郡司士卒等,仰云:『汝等若箭立背者,以軍法將科罪。立額者,可被賞之。』由言上者。仰訖,即率列郡司士卒,以前守田村高良令反問,即嶋分寺上座僧面均、上縣郡副大領下今主為押領使,百人軍各結廿番,遣絕賊移要害道。豐圓春竹卒弱軍四十人,度賊前。凶城見之,各鋭兵而來向守善友前,善友立楯令調弩,亦令亂聲。時凶賊隨亦亂聲,即射戰其箭如雨。見賊等被并迯歸,將軍追。賊人迷惑,或入海中,或登山上,合計射殺三百二人就中大將軍三人副將軍十一人。所雜物,大將軍縫物、甲冑、貫革袴、銀作太刀、纏弓革、胡籙、宛夾、保呂,各一具。已上附腳力多米常繼進上。又奪取船十一艘、太刀五十柄、桙千基、弓百十張、胡籙百十、房楯三百十二枚。僅生獲賊一人,其名賢春。即申云:『彼國年穀不登,人民飢苦,倉庫悉空,王城不安。」然王仰為取穀絹,飛帆參來。但所在大小船百艘,乘人二千五百人,被射殺賊其數甚多。但遺賊中,有最敏將軍三人,就中有大唐一人。」【已上日記。】

對馬島 - Цусима

新羅賊徒 - силласские разбойники

船四十五艘 - кораблей 45 штук

百人軍各結廿番 - 100 человек в войске, каждый стоил 20 варваров

立楯令調弩 - выставить татэ, заставить петь арбалеты?

其箭如雨 - их стрелы падали дождем

合計射殺三百二人 - всего перестреляли 302 человека

就中大將軍三人 - из них три начальника

副將軍十一人 - у вице-сегуна 11 человек?

取 - захватили

大將軍縫物 - дайсегуна (главнокомандующего??) шитую вещь (одеяние?) 0_0??

甲冑 - шлем и панцирь/доспехи. 

貫革袴 - кожаные штаны с рисунком?

銀作太刀 - отделанный серебром тати

纏弓革 - ??? 

胡籙 - колчан

宛夾 - ?

保呂 - ?

各一具 - всего [перечисленного] по одному.

船十一艘 - лодок/кораблей 11 штук

太刀五十柄 - тати 50 штук

桙千基 - хоко/копий 1000 штук

弓百十張 - луков 110/больше 100

胡籙百十 - колчанов 110

房楯三百十二枚 - крутил и так и этак, не понимаю. 312 штук ... щитов с бахромой?

僅生獲賊一人 - один пленный?

 

大小船百艘 - больших и малых лодок 100 штук

人二千五百人 - людей 2500 человек

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опять - "благородный буси" это тот, кто имеет придворный ранг знатности или чиновный пост. Именно это, с точки зрения закона, отделяло "благородных" от "неблагородных". 

Farris1.jpg.f3feaf51d07d22a8d724cbc8fe0f

 

Фаррис привел несколько расчетов, которые показали, что число "благородных буси" в конце 12 или начале 13 века толком не отличалось от численности кондэй конца 8 или начала 10 века. Ориентировочно - 5-6 тысяч на всю Японию.

Далее он добавляет к ним по паре пеших послужильцев - на выходе численность войска для Японии получается 5-6 тысяч конных и 10-12 тысяч пеших.

Проблема в том, что даже не каждый конный воин в Японии был "благородным", имевшим ранг или чиновный пост. То есть - исчислив количество "благородных", мы даже количество конных не получим. Это не трогая скользкого вопроса - сводилась ли пехота только к "паре послужильцев на одного конного". Фаррис сам про это пишет, но при финальном расчете предпочел эту тему "замылить"...

В принципе - ничего удивительного. Фаррис вообще любит перемножить "непойми что на непойми что"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Волков С.В. Элитные группы традиционного общества. 2017

Цитата

Из всех терминов, характеризующих высшие слои общества, термин «аристократия» в литературе употребляется наиболее абстрактно. В большинстве случаев авторы не связывают с ним сколько-нибудь определенной для них самих социальной группы, а употребляют его просто как обозначение высшего слоя общества. Если же при этом и имеется в виду какая-то конкретная, социально очерченная группа, то она может быть самой разной и по численности и по своей природе. В отношении многих, если не большинства, восточных обществ это имеет некоторое оправдание, поскольку, действительно, набор высших групп, претендующих на такую дефиницию, там весьма многообразен. Тем не менее некоторая ясность в этот вопрос может и должна быть внесена, и точкой отсчета должно, конечно, служить европейское понимание аристократии. Не потому, что европейский тип развития более «нормативен» в рамках «мировой цивилизации» (скорее, наоборот). Но хотя бы потому, что вся современная наука (в т. ч. и в современных странах Востока) по происхождению, используемым методам и понятиям есть наука европейская.


Для европейских же стран под аристократией совершенно правомерно подразумевались носители наследственных титулов, составлявшие высший слой дворянства, или (при отсутствии титулов) равноценная им социальная группа. Во всяком случае, аристократия в европейских странах – это элита высшего, наиболее привилегированного в государстве сословия (дворянства). Таким образом, социальное значение термина «аристократия» состоит в обозначении верхушки высшего в данном обществе социального слоя (на практике социально открытой, но наследственной). Причем такой верхушки, которая сама по себе может быть названа социальным слоем, а не состоит всего лишь из нескольких десятков человек.


В отношении азиатских стран, особенно дальневосточных, вопрос стоит сложнее. Употребляя этот термин, дефиниций обычно не дают, и это понятно: при отсутствии в этих странах дворянства европейского типа аристократию как бы не с чем соотнести, и под ней часто разумеется всё то, что напоминает европейское дворянство в целом, т. е. лица с наследственным (пусть не всегда юридически оформленным) привилегированным статусом.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 21.07.2019в07:45, hoplit сказал:

ИМХО, одной картинки достаточно, чтобы закрыть всю тему с "особым японским путем".

Танский Тайцзун извлекает стрелу из груди любимого коня - погребальный рельеф. Из этой серии есть еще несколько, где изображены любимые кони Тайцзуна.

А что тут японского?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
20 минуты назад, Чжан Гэда сказал:

Танский Тайцзун извлекает стрелу из груди любимого коня - погребальный рельеф. Из этой серии есть еще несколько, где изображены любимые кони Тайцзуна.

А что тут японского?

Тот же комплекс вооружения, что и у японских буси. Всадник в доспехе с луком и клинком. Фаррис про китайскую конницу (да и вообще - континентальную) не знает ничего, поэтому "пытается понять, откуда такой вот уникальный комплекс вооружения у буси взялся". А он не уникальный - он совершенно типичный для Восточной Азии, разница только в "фасоне" (да и то - накапливалась со временем после затухания контактов с континентом).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, hoplit сказал:

Тот же комплекс вооружения, что и у японских буси. Всадник в доспехе с луком и клинком.

Тогда Сасанидов надо вспомнить до кучи. Тем более, что ближайшим сподвижником Тайцзуна был Юйчи Цзиндэ (Виджайя Намудхарма) - полководец восточноиранского происхождения.

Этак можно договориться и до того, что и Бога нет!

4 часа назад, hoplit сказал:

Фаррис про китайскую конницу (да и вообще - континентальную) не знает ничего, поэтому "пытается понять, откуда такой вот уникальный комплекс вооружения у буси взялся". А он не уникальный - он совершенно типичный для Восточной Азии, разница только в "фасоне" (да и то - накапливалась со временем после затухания контактов с континентом).

А откуда он у индейцев Северной Америки на рубеже XVII-XVIII веков взялся?

Боюсь, этак мы придем к идее мировой революции без учебников и партбилетов!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Кирасиры, конные аркебузиры, карабины и прочие
      Автор: hoplit
      George Monck. Observations upon Military and Political Affairs. Издание 1796 года. Первое было в 1671-м, книга написана в 1644-6 гг.
      "Тот самый" Монк.

       
      Giorgio Basta. Il gouerno della caualleria leggiera. 1612.
      Giorgio Basta. Il mastro di campo. 1606.

       
      Sir James Turner. Pallas armata, Military essayes of the ancient Grecian, Roman, and modern art of war written in the years 1670 and 1671. 1683. Оглавление.
      Lodovico Melzo. Regole militari sopra il governo e servitio particolare della cavalleria. 1611
    • Психология допроса военнопленных
      Автор: Сергий
      Не буду давать никаких своих оценок.
      Сохраню для истории.
      Вот такая книга была издана в 2013 году Украинской военно-медицинской академией.
      Автор - этнический русский, уроженец Томска, "негражданин" Латвии (есть в Латвии такой документ в зеленой обложке - "паспорт негражданина") - Сыропятов Олег Геннадьевич
      доктор медицинских наук, профессор, врач-психиатр, психотерапевт высшей категории.
      1997 (сентябрь) по июнь 2016 года - профессор кафедры военной терапии (по курсам психиатрии и психотерапии) Военно-медицинского института Украинской военно-медицинской академии.
      О. Г. Сыропятов
      Психология допроса военнопленных
      2013
      книга доступна в сети (ссылку не прикрепляю)
      цитата:
      "Согласно определению пыток, существование цели является существенным для юридической квалификации. Другими словами, если нет конкретной цели, то такие действия трудно квалифицировать как пытки".

    • "Примитивная война".
      Автор: hoplit
      Небольшая подборка литературы по "примитивному" военному делу.
       
      - Prehistoric Warfare and Violence. Quantitative and Qualitative Approaches. 2018
      - Multidisciplinary Approaches to the Study of Stone Age Weaponry. Edited by Eric Delson, Eric J. Sargis. 2016
      - Л. Б. Вишняцкий. Вооруженное насилие в палеолите.
      - J. Christensen. Warfare in the European Neolithic.
      - Detlef Gronenborn. Climate Change and Socio-Political Crises: Some Cases from Neolithic Central Europe.
      - William A. Parkinson and Paul R. Duffy. Fortifications and Enclosures in European Prehistory: A Cross-Cultural Perspective.
      - Clare, L., Rohling, E.J., Weninger, B. and Hilpert, J. Warfare in Late Neolithic\Early Chalcolithic Pisidia, southwestern Turkey. Climate induced social unrest in the late 7th millennium calBC.
      - Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества.
      - Алексеев А.Н., Жирков Э.К., Степанов А.Д., Шараборин А.К., Алексеева Л.Л. Погребение ымыяхтахского воина в местности Кёрдюген.
      -  José María Gómez, Miguel Verdú, Adela González-Megías & Marcos Méndez. The phylogenetic roots of human lethal violence // Nature 538, 233–237
      - Sticks, Stones, and Broken Bones: Neolithic Violence in a European Perspective. 2012
       
       
      - Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография, 1988, № 5
      - Иванчик А., Кулланда С.. Источниковедение дописьменной истории и ранние стадии социогенеза // Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Сб. научных трудов. Вып. 1. М., 1991
      - Askold lvantchik. The Scythian ‘Rule Over Asia’: The Classıcal Tradition And the Historical Reality // Ancient Greeks West and East. 1999
      - А.Р. Чочиев. Очерки истории социальной культуры осетин. 1985 г.
      - Α.Κ. Нефёдкин. Тактика славян в VI в. (по свидетельствам ранневизантийских авторов).
      - Цыбикдоржиев Д.В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты.
      - Вдовченков E.B. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах.
      - Louise E. Sweet. Camel Raiding of North Arabian Bedouin: A Mechanism of Ecological Adaptation //  American Aiztlzropologist 67, 1965.
      - Peters E.L. Some Structural Aspects of the Feud among the Camel-Herding Bedouin of Cyrenaica // Africa: Journal of the International African Institute,  Vol. 37, No. 3 (Jul., 1967), pp. 261-282
       
       
      - Зуев А.С. О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов.
      - Зуев А.С. Диалог культур на поле боя (о военном менталитете народов северо-востока Сибири в XVII–XVIII вв.).
      - О.А. Митько. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего средневековья).
      - К.Г. Карачаров, Д. И. Ражев. Обычай скальпирования на севере Западной Сибири в Средние века.
      - Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей (середина XVII—начало XX в.).
      - Зуев А.С. Русско-аборигенные отношения на крайнем Северо-Востоке Сибири во второй половине  XVII – первой четверти  XVIII  вв.
      - Антропова В.В. Вопросы военной организации и военного дела у народов крайнего Северо-Востока Сибири.
      - Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.
      - Laufer В. Chinese Clay Figures. Pt. I. Prolegomena on the History of Defensive Armor // Field Museum of Natural History Publication 177. Anthropological Series. Vol. 13. Chicago. 1914. № 2. P. 73-315.
      - Нефедкин А.К. Защитное вооружение тунгусов в XVII – XVIII вв. [Tungus' armour] // Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего средневековья / Составитель И. Г. Бурцев. Тула: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», 2014. С. 221-225.
      - Нефедкин А.К. Колесницы и нарты: к проблеме реконструкции тактики // Археология Евразийских степей. 2020
       
       
      - N. W. Simmonds. Archery in South East Asia s the Pacific.
      - Inez de Beauclair. Fightings and Weapons of the Yami of Botel Tobago.
      - Adria Holmes Katz. Corselets of Fiber: Robert Louis Stevenson's Gilbertese Armor.
      - Laura Lee Junker. Warrior burials and the nature of warfare in prehispanic Philippine chiefdoms..
      - Andrew P. Vayda. War in Ecological Perspective: Persistence, Change, and Adaptive Processes in Three Oceanian Societies. 1976
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800-1840..
      - Alphonse Riesenfeld. Rattan Cuirasses and Gourd Penis-Cases in New Guinea.
      - W. Lloyd Warner. Murngin Warfare.
      - E. W. Gudger. Helmets from Skins of the Porcupine-Fish.
      - K. R. Howe. Firearms and Indigenous Warfare: a Case Study.
      - Paul  D'Arcy. Firearms on Malaita, 1870-1900. 
      - William Churchill. Club Types of Nuclear Polynesia.
      - Henry Reynolds. Forgotten war. 2013
      - Henry Reynolds. The Other Side of the Frontier. Aboriginal Resistance to the European Invasion of Australia. 1981
      - John Connor. Australian Frontier Wars, 1788-1838. 2002
      -  Ronald M. Berndt. Warfare in the New Guinea Highlands.
      - Pamela J. Stewart and Andrew Strathern. Feasting on My Enemy: Images of Violence and Change in the New Guinea Highlands.
      - Thomas M. Kiefer. Modes of Social Action in Armed Combat: Affect, Tradition and Reason in Tausug Private Warfare // Man New Series, Vol. 5, No. 4 (Dec., 1970), pp. 586-596
      - Thomas M. Kiefer. Reciprocity and Revenge in the Philippines: Some Preliminary Remarks about the Tausug of Jolo // Philippine Sociological Review. Vol. 16, No. 3/4 (JULY-OCTOBER, 1968), pp. 124-131
      - Thomas M. Kiefer. Parrang Sabbil: Ritual suicide among the Tausug of Jolo // Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. Deel 129, 1ste Afl., ANTHROPOLOGICA XV (1973), pp. 108-123
      - Thomas M. Kiefer. Institutionalized Friendship and Warfare among the Tausug of Jolo // Ethnology. Vol. 7, No. 3 (Jul., 1968), pp. 225-244
      - Thomas M. Kiefer. Power, Politics and Guns in Jolo: The Influence of Modern Weapons on Tao-Sug Legal and Economic Institutions // Philippine Sociological Review. Vol. 15, No. 1/2, Proceedings of the Fifth Visayas-Mindanao Convention: Philippine Sociological Society May 1-2, 1967 (JANUARY-APRIL, 1967), pp. 21-29
      - Armando L. Tan. Shame, Reciprocity and Revenge: Some Reflections on the Ideological Basis of Tausug Conflict // Philippine Quarterly of Culture and Society. Vol. 9, No. 4 (December 1981), pp. 294-300.
      - Karl G. Heider, Robert Gardner. Gardens of War: Life and Death in the New Guinea Stone Age. 1968.
      - Karl G. Heider. Grand Valley Dani: Peaceful Warriors. 1979 Тут
      - Mervyn Meggitt. Bloodis Their Argument: Warfare among the Mae Enga Tribesmen of the New Guinea Highlands. 1977 Тут
      - Klaus-Friedrich Koch. War and peace in Jalémó: the management of conflict in highland New Guinea. 1974 Тут
      - P. D'Arcy. Maori and Muskets from a Pan-Polynesian Perspective // The New Zealand journal of history 34(1):117-132. April 2000. 
      - Andrew P. Vayda. Maoris and Muskets in New Zealand: Disruption of a War System // Political Science Quarterly. Vol. 85, No. 4 (Dec., 1970), pp. 560-584
      - D. U. Urlich. The Introduction and Diffusion of Firearms in New Zealand 1800–1840 // The Journal of the Polynesian Society. Vol. 79, No. 4 (DECEMBER 1970), pp. 399-41
      - Barry Craig. Material culture of the upper Sepik‪ // Journal de la Société des Océanistes 2018/1 (n° 146), pages 189 à 201
      - Paul B. Rosco. Warfare, Terrain, and Political Expansion // Human Ecology. Vol. 20, No. 1 (Mar., 1992), pp. 1-20
      - Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Flèches de chasse, flèches de guerre: Le cas des Danis d'Irian Jaya (Indonésie) // Anne-Marie Pétrequin and Pierre Pétrequin. Bulletin de la Société préhistorique française. T. 87, No. 10/12, Spécial bilan de l'année de l'archéologie (1990), pp. 484-511
      - Warfare // Douglas L. Oliver. Ancient Tahitian Society. 1974
      - Bard Rydland Aaberge. Aboriginal Rainforest Shields of North Queensland [unpublished manuscript]. 2009
      - Leonard Y. Andaya. Nature of War and Peace among the Bugis–Makassar People // South East Asia Research. Volume 12, 2004 - Issue 1
      - Forts and Fortification in Wallacea: Archaeological and Ethnohistoric Investigations. Terra Australis. 2020
      - Roscoe, P. Social Signaling and the Organization of Small-Scale Society: The Case of Contact-Era New Guinea // Journal of Archaeological Method and Theory, 16(2), 69–116. (2009)
      - David M. Hayano. Marriage, Alliance and Warfare: the Tauna Awa of New Guinea. 1972
      - David M. Hayano. Marriage, alliance, and warfare: a view from the New Guinea Highlands // American Ethnologist. Vol. 1, No. 2 (May, 1974)
      - Paula Brown. Conflict in the New Guinea Highlands // The Journal of Conflict Resolution. Vol. 26, No. 3 (Sep., 1982)
      - Aaron Podolefsky. Contemporary Warfare in the New Guinea Highlands // Ethnology. Vol. 23, No. 2 (Apr., 1984)
      - Fredrik Barth. Tribes and Intertribal Relations in the Fly Headwaters // Oceania, Vol. XLI, No. 3, March, 1971
      - Bruce M. Knauft. Melanesian Warfare: A Theoretical History // Oceania. Vol. 60, No. 4, Special 60th Anniversary Issue (Jun., 1990)
       
       
      - Keith F. Otterbein. Higi Armed Combat.
      - Keith F. Otterbein. The Evolution of Zulu Warfare.
      - Myron J. Echenberg. Late nineteenth-century military technology in Upper Volta // The Journal of African History, 12, pp 241-254. 1971.
      - E. E. Evans-Pritchard. Zande Warfare // Anthropos, Bd. 52, H. 1./2. (1957), pp. 239-262
      - Julian Cobbing. The Evolution of Ndebele Amabutho // The Journal of African History. Vol. 15, No. 4 (1974), pp. 607-631
       
       
      - Elizabeth Arkush and Charles Stanish. Interpreting Conflict in the Ancient Andes: Implications for the Archaeology of Warfare.
      - Elizabeth Arkush. War, Chronology, and Causality in the Titicaca Basin.
      - R.B. Ferguson. Blood of the Leviathan: Western Contact and Warfare in Amazonia.
      - J. Lizot. Population, Resources and Warfare Among the Yanomami.
      - Bruce Albert. On Yanomami Warfare: Rejoinder.
      - R. Brian Ferguson. Game Wars? Ecology and Conflict in Amazonia. 
      - R. Brian Ferguson. Ecological Consequences of Amazonian Warfare.
      - Marvin Harris. Animal Capture and Yanomamo Warfare: Retrospect and New Evidence.
       
       
      - Lydia T. Black. Warriors of Kodiak: Military Traditions of Kodiak Islanders.
      - Herbert D. G. Maschner and Katherine L. Reedy-Maschner. Raid, Retreat, Defend (Repeat): The Archaeology and Ethnohistory of Warfare on the North Pacific Rim.
      - Bruce Graham Trigger. Trade and Tribal Warfare on the St. Lawrence in the Sixteenth Century.
      - T. M. Hamilton. The Eskimo Bow and the Asiatic Composite.
      - Owen K. Mason. The Contest between the Ipiutak, Old Bering Sea, and Birnirk Polities and the Origin of Whaling during the First Millennium A.D. along Bering Strait.
      - Caroline Funk. The Bow and Arrow War Days on the Yukon-Kuskokwim Delta of Alaska.
      - Herbert Maschner, Owen K Mason. The Bow and Arrow in Northern North America. 
      - Nathan S. Lowrey. An Ethnoarchaeological Inquiry into the Functional Relationship between Projectile Point and Armor Technologies of the Northwest Coast.
      - F. A. Golder. Primitive Warfare among the Natives of Western Alaska. 
      - Donald Mitchell. Predatory Warfare, Social Status, and the North Pacific Slave Trade. 
      - H. Kory Cooper and Gabriel J. Bowen. Metal Armor from St. Lawrence Island. 
      - Katherine L. Reedy-Maschner and Herbert D. G. Maschner. Marauding Middlemen: Western Expansion and Violent Conflict in the Subarctic.
      - Madonna L. Moss and Jon M. Erlandson. Forts, Refuge Rocks, and Defensive Sites: The Antiquity of Warfare along the North Pacific Coast of North America.
      - Owen K. Mason. Flight from the Bering Strait: Did Siberian Punuk/Thule Military Cadres Conquer Northwest Alaska?
      - Joan B. Townsend. Firearms against Native Arms: A Study in Comparative Efficiencies with an Alaskan Example. 
      - Jerry Melbye and Scott I. Fairgrieve. A Massacre and Possible Cannibalism in the Canadian Arctic: New Evidence from the Saunaktuk Site (NgTn-1).
      - McClelland A.V. The Evolution of Tlingit Daggers // Sharing Our Knowledge. The Tlingit and Their Coastal Neighbors. 2015
       
       
      - Фрэнк Секой. Военные навыки индейцев Великих Равнин.
      - Hoig, Stan. Tribal Wars of the Southern Plains.
      - D. E. Worcester. Spanish Horses among the Plains Tribes.
      - Daniel J. Gelo and Lawrence T. Jones III. Photographic Evidence for Southern Plains Armor.
      - Heinz W. Pyszczyk. Historic Period Metal Projectile Points and Arrows, Alberta, Canada: A Theory for Aboriginal Arrow Design on the Great Plains.
      - Waldo R. Wedel. Chain mail in plains archeology.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored Horses in Northwestern Plains Rock Art.
      - James D. Keyser, Mavis Greer and John Greer. Arminto Petroglyphs: Rock Art Damage Assessment and Management Considerations in Central Wyoming.
      - Mavis Greer and John Greer. Armored
 Horses 
in 
the 
Musselshell
 Rock 
Art
 of Central
 Montana.
      - Thomas Frank Schilz and Donald E. Worcester. The Spread of Firearms among the Indian Tribes on the Northern Frontier of New Spain.
      - Стукалин Ю. Военное дело индейцев Дикого Запада. Энциклопедия.
      - James D. Keyser and Michael A. Klassen. Plains Indian rock art.
       
       
      - D. Bruce Dickson. The Yanomamo of the Mississippi Valley? Some Reflections on Larson (1972), Gibson (1974), and Mississippian Period Warfare in the Southeastern United States.
      - Steve A. Tomka. The Adoption of the Bow and Arrow: A Model Based on Experimental Performance Characteristics.
      - Wayne William Van Horne. The Warclub: Weapon and symbol in Southeastern Indian Societies.
      - Hutchings, W. Karl and Lorenz W. Brucher. Spearthrower performance: ethnographic and  experimental research.
      - Douglas J Kennett , Patricia M Lambert, John R Johnson, Brendan J Culleton. Sociopolitical Effects of Bow and Arrow Technology in Prehistoric Coastal California.
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research Reporting on Environmental Degradation and Warfare. Editors Richard J. Chacon, Rubén G. Mendoza.
      - Walter Hough. Primitive American Armor. Тут, тут и тут.
      - George R. Milner. Nineteenth-Century Arrow Wounds and Perceptions of Prehistoric Warfare.
      - Patricia M. Lambert. The Archaeology of War: A North American Perspective.
      - David E. Jonesэ Native North American Armor, Shields, and Fortifications.
      - Laubin, Reginald. Laubin, Gladys. American Indian Archery.
      - Karl T. Steinen. Ambushes, Raids, and Palisades: Mississippian Warfare in the Interior Southeast.
      - Jon L. Gibson. Aboriginal Warfare in the Protohistoric Southeast: An Alternative Perspective. 
      - Barbara A. Purdy. Weapons, Strategies, and Tactics of the Europeans and the Indians in Sixteenth- and Seventeenth-Century Florida.
      - Charles Hudson. A Spanish-Coosa Alliance in Sixteenth-Century North Georgia.
      - Keith F. Otterbein. Why the Iroquois Won: An Analysis of Iroquois Military Tactics.
      - George R. Milner. Warfare in Prehistoric and Early Historic Eastern North America // Journal of Archaeological Research, Vol. 7, No. 2 (June 1999), pp. 105-151
      - George R. Milner, Eve Anderson and Virginia G. Smith. Warfare in Late Prehistoric West-Central Illinois // American Antiquity. Vol. 56, No. 4 (Oct., 1991), pp. 581-603
      - Daniel K. Richter. War and Culture: The Iroquois Experience. 
      - Jeffrey P. Blick. The Iroquois practice of genocidal warfare (1534‐1787).
      - Michael S. Nassaney and Kendra Pyle. The Adoption of the Bow and Arrow in Eastern North America: A View from Central Arkansas.
      - J. Ned Woodall. Mississippian Expansion on the Eastern Frontier: One Strategy in the North Carolina Piedmont.
      - Roger Carpenter. Making War More Lethal: Iroquois vs. Huron in the Great Lakes Region, 1609 to 1650.
      - Craig S. Keener. An Ethnohistorical Analysis of Iroquois Assault Tactics Used against Fortified Settlements of the Northeast in the Seventeenth Century.
      - Leroy V. Eid. A Kind of : Running Fight: Indian Battlefield Tactics in the Late Eighteenth Century.
      - Keith F. Otterbein. Huron vs. Iroquois: A Case Study in Inter-Tribal Warfare.
      - Jennifer Birch. Coalescence and Conflict in Iroquoian Ontario // Archaeological Review from Cambridge - 25.1 - 2010
      - William J. Hunt, Jr. Ethnicity and Firearms in the Upper Missouri Bison-Robe Trade: An Examination of Weapon Preference and Utilization at Fort Union Trading Post N.H.S., North Dakota.
      - Patrick M. Malone. Changing Military Technology Among the Indians of Southern New England, 1600-1677.
      - David H. Dye. War Paths, Peace Paths An Archaeology of Cooperation and Conflict in Native Eastern North America.
      - Wayne Van Horne. Warfare in Mississippian Chiefdoms.
      - Wayne E. Lee. The Military Revolution of Native North America: Firearms, Forts, and Polities // Empires and indigenes: intercultural alliance, imperial expansion, and warfare in the early modern world. Edited by Wayne E. Lee. 2011
      - Steven LeBlanc. Prehistoric Warfare in the American Southwest. 1999.
      - Keith F. Otterbein. A History of Research on Warfare in Anthropology // American Anthropologist. Vol. 101, No. 4 (Dec., 1999), pp. 794-805
      - Lee, Wayne. Fortify, Fight, or Flee: Tuscarora and Cherokee Defensive Warfare and Military Culture Adaptation // The Journal of Military History, Volume 68, Number 3, July 2004, pp. 713-770
      - Wayne E. Lee. Peace Chiefs and Blood Revenge: Patterns of Restraint in Native American Warfare, 1500-1800 // The Journal of Military History. Vol. 71, No. 3 (Jul., 2007), pp. 701-741
       
      - Weapons, Weaponry and Man: In Memoriam Vytautas Kazakevičius (Archaeologia Baltica, Vol. 8). 2007
      - The Horse and Man in European Antiquity: Worldview, Burial Rites, and Military and Everyday Life (Archaeologia Baltica, Vol. 11). 2009
      - The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007
      - The Ethics of Anthropology and Amerindian Research. Reporting on Environmental Degradation and Warfare. 2012
      - Empires and Indigenes: Intercultural Alliance, Imperial Expansion, and Warfare in the Early Modern World. 2011
      - A. Gat. War in Human Civilization.
      - Keith F. Otterbein. Killing of Captured Enemies: A Cross‐cultural Study.
      - Azar Gat. The Causes and Origins of "Primitive Warfare": Reply to Ferguson.
      - Azar Gat. The Pattern of Fighting in Simple, Small-Scale, Prestate Societies.
      - Lawrence H. Keeley. War Before Civilization: the Myth of the Peaceful Savage.
      - Keith F. Otterbein. Warfare and Its Relationship to the Origins of Agriculture.
      - Jonathan Haas. Warfare and the Evolution of Culture.
      - М. Дэйви. Эволюция войн.
      - War in the Tribal Zone. Expanding States and Indigenous Warfare. Edited by R. Brian Ferguson and Neil L. Whitehead.
      - The Ending of Tribal Wars: Configurations and Processes of Pacification. 2021 Тут
      - I.J.N. Thorpe. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare.
      - Антропология насилия. Новосибирск. 2010.
      - Jean Guilaine and Jean Zammit. The origins of war: violence in prehistory. 2005. Французское издание было в 2001 году - le Sentier de la Guerre: Visages de la violence préhistorique.
      - Warfare in Bronze Age Society. 2018
      - Ian Armit. Headhunting and the Body in Iron Age Europe. 2012
      - The Cambridge World History of Violence. Vol. I-IV. 2020

    • Мусульманские армии Средних веков
      Автор: hoplit
      Maged S. A. Mikhail. Notes on the "Ahl al-Dīwān": The Arab-Egyptian Army of the Seventh through the Ninth Centuries C.E. // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 128, No. 2 (Apr. - Jun., 2008), pp. 273-284
      David Ayalon. Studies on the Structure of the Mamluk Army // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London
      David Ayalon. Aspects of the Mamlūk Phenomenon // Journal of the History and Culture of the Middle East
      Bethany J. Walker. Militarization to Nomadization: The Middle and Late Islamic Periods // Near Eastern Archaeology,  Vol. 62, No. 4 (Dec., 1999), pp. 202-232
      David Ayalon. The Mamlūks of the Seljuks: Islam's Military Might at the Crossroads //  Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 3 (Nov., 1996), pp. 305-333
      David Ayalon. The Auxiliary Forces of the Mamluk Sultanate // Journal of the History and Culture of the Middle East. Volume 65, Issue 1 (Jan 1988)
      C. E. Bosworth. The Armies of the Ṣaffārids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London,  Vol. 31, No. 3 (1968), pp. 534-554
      C. E. Bosworth. Military Organisation under the Būyids of Persia and Iraq // Oriens,  Vol. 18/19 (1965/1966), pp. 143-167
      C. E. Bosworth. The Army // The Ghaznavids. 1963
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army //  Studia Islamica,  No. 45 (1977), pp. 67-99
      R. Stephen Humphreys. The Emergence of the Mamluk Army (Conclusion) // Studia Islamica,  No. 46 (1977), pp. 147-182
      Nicolle, D. The military technology of classical Islam. PhD Doctor of Philosophy. University of Edinburgh. 1982
      Nicolle D. Fighting for the Faith: the many fronts of Crusade and Jihad, 1000-1500 AD. 2007
      Nicolle David. Cresting on Arrows from the Citadel of Damascus // Bulletin d’études orientales, 2017/1 (n° 65), p. 247-286.
      David Nicolle. The Zangid bridge of Ǧazīrat ibn ʿUmar (ʿAyn Dīwār/Cizre): a New Look at the carved panel of an armoured horseman // Bulletin d’études orientales, LXII. 2014
      David Nicolle. The Iconography of a Military Elite: Military Figures on an Early Thirteenth-Century Candlestick. В трех частях. 2014-19
      Nicolle, D. The impact of the European couched lance on Muslim military tradition // Warriors and their weapons around the time of the crusades: relationships between Byzantium, the West, and the Islamic world. 2002
      Patricia Crone. The ‘Abbāsid Abnā’ and Sāsānid Cavalrymen // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain & Ireland, 8 (1998)
      D.G. Tor. The Mamluks in the military of the pre-Seljuq Persianate dynasties // Iran,  Vol. 46 (2008), pp. 213-225 (!)
      D.G. Tor. Mamlūk Loyalty: Evidence from the Late Saljūq Period // Asiatische Studien 65,3. (2011)
      J. W. Jandora. Developments in Islamic Warfare: The Early Conquests // Studia Islamica,  No. 64 (1986), pp. 101-113
      John W. Jandora. The Battle of the Yarmuk: A Reconstruction // Journal of Asian History, 19 (1): 8–21. 1985
      Khalil ʿAthamina. Non-Arab Regiments and Private Militias during the Umayyād Period // Arabica, T. 45, Fasc. 3 (1998), pp. 347-378
      B.J. Beshir. Fatimid Military Organization // Der Islam. Volume 55, Issue 1, Pages 37–56
      Andrew C. S. Peacock. Nomadic Society and the Seljūq Campaigns in Caucasia // Iran & the Caucasus,  Vol. 9, No. 2 (2005), pp. 205-230
      Jere L. Bacharach. African Military Slaves in the Medieval Middle East: The Cases of Iraq (869-955) and Egypt (868-1171) //  International Journal of Middle East Studies,  Vol. 13, No. 4 (Nov., 1981), pp. 471-495
      Deborah Tor. Privatized Jihad and public order in the pre-Seljuq period: The role of the Mutatawwi‘a // Iranian Studies, 38:4, 555-573
      Гуринов Е.А. , Нечитайлов М.В. Фатимидская армия в крестовых походах 1096 - 1171 гг. // "Воин" (Новый) №10. 2010. Сс. 9-19
      Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Армии мусульман // Крылов С.В., Нечитайлов М.В. Мусульманское завоевание Испании. Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing, 2015.
      Нечитайлов М.В., Гуринов Е.А. Армия Саладина (1171-1193 гг.) (1) // Воин № 15. 2011. Сс. 13-25. И часть два.
      Нечитайлов М.В. "День скорби и испытаний". Саладо, 30 октября 1340 г. // Воин №17-18. В двух частях.
      Нечитайлов М.В., Шестаков Е.В. Андалусские армии: от Амиридов до Альморавидов (1009-1090 гг.) (1) // Воин №12. 2010. 
      Kennedy, H.N. The Military Revolution and the Early Islamic State // Noble ideals and bloody realities. Warfare in the middle ages. P. 197-208. 2006.
      Kennedy, H.N. Military pay and the economy of the early Islamic state // Historical research LXXV (2002), pp. 155–69.
      Kennedy, H.N. The Financing of the Military in the Early Islamic State // The Byzantine and Early Islamic Near East. Vol. III, ed. A. Cameron (Princeton, Darwin 1995), pp. 361–78.
      H.A.R. Gibb. The Armies of Saladin // Studies on the Civilization of Islam. 1962
      David Neustadt. The Plague and Its Effects upon the Mamlûk Army // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1 (Apr., 1946), pp. 67-73
      Ulrich Haarmann. The Sons of Mamluks as Fief-holders in Late Medieval Egypt // Land tenure and social transformation in the Middle East. 1984
      H. Rabie. The Size and Value of the Iqta in Egypt 564-741 A.H./l 169-1341 A.D. // Studies in the Economic History of the Middle East: from the Rise of Islam to the Present Day. 1970
      Yaacov Lev. Infantry in Muslim armies during the Crusades // Logistics of warfare in the Age of the Crusades. 2002. Pp. 185-208
      Yaacov Lev. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. Vol. 19, No. 3 (Aug., 1987), pp. 337-365
      E. Landau-Tasseron. Features of the Pre-Conquest Muslim Army in the Time of Mu ̨ammad // The Byzantine and Early Islamic near East. Vol. III: States, Resources and Armies. 1995. Pp. 299-336
      Shihad al-Sarraf. Mamluk Furusiyah Literature and its Antecedents // Mamluk Studies Review. vol. 8/4 (2004): 141–200.
      Rabei G. Khamisy Baybarsʼ Strategy of War against the Franks // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
      Manzano Moreno. El asentamiento y la organización de los yund-s sirios en al-Andalus // Al-Qantara: Revista de estudios arabes, vol. XIV, fasc. 2 (1993), p. 327-359
      Amitai, Reuven. Foot Soldiers, Militiamen and Volunteers in the Early Mamluk Army // Texts, Documents and Artifacts: Islamic Studies in Honour of D.S. Richards. Leiden: Brill, 2003
      Reuven Amitai. The Resolution of the Mongol-Mamluk War // Mongols, Turks, and others : Eurasian nomads and the sedentary world. 2005
      Juergen Paul. The State and the military: the Samanid case // Papers on hater Asia, 26. 1994
      Harold W. Glidden. A Note on Early Arabian Military Organization // Journal of the American Oriental Society,  Vol. 56, No. 1 (Mar., 1936)
      Athamina, Khalil. Some administrative, military and socio-political aspects of early Muslim Egypt // War and society in the eastern Mediterranean, 7th-15th centuries. 1997
      Vincent Lagardère. Esquisse de l'organisation militaire des Murabitun, à l'époque de Yusuf b. Tasfin, 430 H/1039 à 500 H/1106 // Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. Année 1979.  №27 Тут
       
      Kennedy, Hugh. The Armies of the Caliphs: Military and Society in the Early Islamic State Warfare and History. 2001
      Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâd State: The Reign of Hisham Ibn Àbd Al-Malik and the Collapse of the Umayyads. 1994.
      D.G. Tor. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the 'Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. 2007
      Michael Bonner. Aristocratic Violence and Holy War. Studies in the Jihad and the Arab-Byzantine Frontier. 1996
      Patricia Crone. Slaves on Horses. The Evolution of the Islamic Polity. 1980
      Hamblin W. J. The Fatimid Army During the Early Crusades. 1985
      Daniel Pipes. Slave Soldiers and Islam: The Genesis of a Military System. 1981
      Yaacov Lev. State and society in Fatimid Egypt. 1991 Тут
      Abbès Zouache. Armées et combats en Syrie de 491/ 1098 à 569/ 1174 : analyse comparée des chroniques médiévales latines et arabes. 2008 Тут
      War, technology and society in the Middle East. 1975 Тут
       
      P.S. Большую часть работ Николя в список вносить не стал - его и так все знают. Пишет хорошо, читать все. Часто пространные главы про армиям мусульманского Леванта есть в литературе по Крестовым походам. Хоть в R.C. Smail. Crusading Warfare 1097-1193, хоть в Steven Tibble. The Crusader Armies: 1099-1187 (!)...
    • Военная мысль конца 19 - начала 20 века.
      Автор: hoplit
      Военная мысль конца 19 - начала 20 века. 
      Статьи. Пехота.
      - Chad R. Gaudet. Baptisms of Fire: How Training, Equipment, and Ideas about the Nation Shaped the British, French, and German Soldiers' Experiences of War in 1914.. 2009.
      - Joseph C. Arnold. French Tactical Doctrine 1870-1914 // Military Affairs,  Vol. 42, No. 2 (Apr., 1978), pp. 61-67.
      - Steven Jackman. Shoulder to Shoulder: Close Control and “Old Prussian Drill” in German Offensive Infantry Tactics, 1871–1914 // The Journal of Military History, Volume 68, Number 1, January 2004, pp. 73-104.
      - Jonathan M. House. The Decisive Attack: A New Look at French Infantry Tactics on the Eve of World War I // Military Affairs,  Vol. 40, No. 4 (Dec., 1976), pp. 164-169.
      - Geoffrey Wawro. An "Army of Pigs": The Technical, Social, and Political Bases of Austrian Shock Tactics, 1859-
      1866 // The Journal of Military History,  Vol. 59, No. 3 (Jul., 1995), pp. 407-433.
      - T. H. E. Travers. The Offensive and the Problem of Innovation in British Military Thought 1870-1915 //  Journal of Contemporary History,  Vol. 13, No. 3 (Jul., 1978), pp. 531-553.
      - Spencer Jones, The Influence of the Boer War (1899–1902) on the Tactical Development of the Regular British Army 1902–1914. 2009.
      - John K. Mahon. Civil War Infantry Assault Tactics // Military Affairs,  Vol. 25, No. 2, Civil War Issue (Summer, 1961), pp. 57-68.
      - Thomas A. Bruno. Ignoring the Obvious: Combined Arms and Fire and Maneuver Tactics Prior to World War I. 2002.
      - О.Р. Кушнир. «Гуманные убийцы» (О взглядах начала XX века на поражающую способность винтовочных пуль) // Война и оружие. 2014.  Сс. 503-517.