106 сообщений в этой теме

Среднее и Нижнее Приамурье в конце I - первой четверти II тысячелетия н.э. (чжурчжэньская эпоха)

Заключение диссертации по теме "Археология", Медведев, Виталий Егорович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конец I - первая четверть II тыс.н.э. в Среднем и Нижнем Приамурье связывается с чжурчжэньской эпохой, В это время здесь, главным образом в пределах Среднеамурской равнины,развивалась самостоятельная и яркая культура, названная чжурчжэньской - по хорошо известному этнониму того времени.

Многочисленные археологические памятники - поселения, городища, грунтовые и курганные могильники, клады, отдельные находки и другие категории памятников - позволяют, с учетом письменных данных, достаточно отчетливо проследить исторические и культурно-этнические процессы, протекавшие со всеми их особенностями и закономерностями в тунгусоязычной среде на протяжении полу тысячелетнего периода. "Сквозные" элементы материальной и духовной культуры, такие, как полуподземные, а затем наземные жилища с канами, дольчатая лепная и станковая керамика, многие виды вооружения, поясные наборы и другое, фиксирующееся в памятниках всей эпохи, от этапа к этапу и служащие связующими звеньями их, создают устойчивый культурный фон со своим оригинальным лицом.

Население чжурчжэньской эпохи обладало прочной экономикой, с, бесспорно, скотоводческо-земледельческой направленностью. Для чжурчжэней-скотоводов (особенно коневодов) и земледельцев необходимы были открытые пространства - долины,пойменные луга по берегам и островам рек и озер. Подавляющее большинство памятников связано именно с такими, широко распространенными в исследуемом регионе ландшафтами. Многочисленные вещественные и фаунистические остатки говорят о том, что в чжурчжэньской экономике, наряду со скотоводством и земледелием, существенную роль играли промыслы, в частности, охота и рыболовство. Среди орудий охоты - различные- по назначению наконечники стрел из железа и стали, а также копья; в рад-орудий лова - железные крючки, глиняные и каменные грузила для сетей. Уже в пору своего раннего освоения Приавдхья носители чжурчжэньской культуры проживали довольно плотно. Выделяется ряд районов, в которых на сравнительно небольшой территории располагаются многочисленные археологические объекты. К таким районам относятся - нижнее течение р.Виры, реки Ин, ОУнгуска, берега и острова Амура ниже устья р. Уссури, берега Найхинского протока, окрестности оз.Болонь.

Чжурчжэньское население проживало главным образом в неукрепленных поселениях. Нередко оно строило также укрепленные поселения-городища. Поселения, состоящие порой из десятков полуподземных (на ранних этапах культуры) или наземных жилищ, с характерным для исследуемой эпохи региона отопительным устройством - каном, располагаются обычно в поймах рек на песчаных возвышенностях-режах или иногда на высоких террасах коренных берегов Амура.

Амурские чжурчжэни, как и родственное им дальневосточное население, преуспели в строительстве фортификационных сооружений, воздвигая прямоугольные, округлые в плане, а также городища свободной планировки, используя при этом особенности рельефа в качестве естественных укреплений (городища Джаринское, Утюг, Кошелемы Яш, Болонь). Их городища, в целом, не отличаясь по своему характеру от подобных памятников Приморья и Маньчжурии, обнаруживают, мезду тем, некоторые самобытные особенности, в частности, устройство около ворот дополнительных своего рода "боевых точек" наподобие полуземлянок, окруженных кольцевой насыпью. В период расцвета культуры чжурчжэней появились общественные строения типа сельских храмов с огромными тесаными каменными базами колонн.

Бытовая сторона характеризуется находками самого различного назначения, в том числе сотнями железных ножей, оселками, кресалами, железными котелками, скобковидными предметами - ручками деревянных и, видимо, берестяных сосудов. Установлено, что чжурчжэньские женщины носили высокие прически типа шиньонов, о чем свидетельствуют массивные с длинными ножками позолоченные шпильки, найденные в женских захоронениях. В быту использовались также ножницы, шилья, тушечницы, вертлюги.

В чжурчжэньском обществе было широко развито домашнее недифференцированное ремесло, которое обеспечивало всем необходимым в основном рядовое население коллектива. В поселениях и городищах значительная часть населения изготовляла необходимые вещи, основываясь на переработке продзуктов скотоводства, охоты и добытых минералов.

Значительных успехов достигла такая отрасль ремесленных занятий как гончарное занятие. Амурские чжурчжэни умели делать самые различные по форме и назначению глиняные сосуды, представленные в исследуемой коллекции почти 700 экземплярами. Если в начальной стадии культуры преобладающей была лепная посуда, сделанная из каолиновой глины с примесью дресвы в качестве отощителя, а в 1Х-Х вв. наблюдалось некоторое увеличение производства станковой керамики, то в ХII - первой половине ХIII в. лепная утварь, за редким исключением, почти не производилась. Лепные сосуды делались 7 типов - вазовидные, горшки, баночные, амфоровидные, кувшиновидные, чаши типа пиал, бокаловидные. К разряду лепной посуды относится ее составная часть - крышки, впервые начавшие производиться, как впрочем, и кувшиновидные, в чжурчжэньскую эпоху. Станковая посуда горшковщщые, вазовидные, кувшиноввдные, чаш, бочонковидные, бутылевидные, котловидные, шаровидно-сферические - характерна как для могильников, так и поселении, хотя некоторая разница, главным образом хронологического плана, в ассортименте их наблюдается. Керамические комплексы - одни из ценнейших в изучении самых различных сторон культуры, а также этнокультурных процессов, протекавших в среде ее носителей, открывают многие страницы неизведанного у чжурчжэней. Это объясняется особенно тем обстоятельством, что в летописных источниках, вообще довольно мало повествующих о ранних чжурчжэнях, ничего не говорится о их керамическом производстве, которое, кстати, по своему весьма высокому качественному уровню продукции не уступало многим своим современникам. У них, в частности, было налажено производство дольчатых сосудов с вертикальными желобками, вмятинами или полосками. Причем эта посуда изготовлялась сначала вручную, а затем традиция перешла и на круговую утварь. Эта особенность чжурчжэньской керамики -одна из специфических черт культуры.

Несомненно, обширными познаниями обладало население Приамурья в такой области производства, как металлодобыча и металлообработка. Развитость ее дает основания видеть в роли добывающих и обрабатывающих металл - людей определенной профессиональной направленности - металлургов, кузнецов, ювелиров. О получении и обработке металла на местах обитания чжур-чжэньских племен свидетельствуют находки металлических шлаков, выплесков металла, тиглей, наковальни, напильников, ювелирных пинцетов и других предметов. Значительное место в ряду ремесленных занятий носителей чжурчжэньской культуры занимали деревообработка, ткачество, косторезное и камнерезное дело, а также обработка кож.

Одну из наиболее своеобразных и ярких черт культуры чжурчжэней представляют собой пояса с пластинчатыми ажурными бляшками. Эти оригинальные украшения - непременная принадлежность чжурчжэньских памятников - родились, так же как и дольчатые сосуды, в чжурчжэньской среде интересующего нас ареала. Удивительно высокая насыщенность погребальных комплексов различного рода остатками поясов, в том числе большим количеством целых наборов оригинальной конструкции, позволяет выделить особый средневековый амурский ареал поясов.

Людям чжурчжэньской эпохи присуща незаурядная любовь к личным украшениям, изготовлявшимся из всех подходящих для этих целей материалов. В женских погребениях особенно много найдено бус, в том числе целых ожерелий, составленных из каменных (халцедон, сердолик, хрусталь, бирюза), стеклянных, включая с золотой прокладкой; бронзовых бусин, а также бусин из другого материала. Столь же популярным, как бусы, украшением чжурчжэньских женщин и определенной части мужчин были ушные (порой носовые) серьги. Основной тип - серьги в виде бронзового (нередко серебряного или из сплава серебра, меди и золота) кольца. Такие серьги, зачастую с нефритовой подвеской, сохранились до нашего времени у тунгусоязычного амурского населения. К числу распространенных серег чжурчжэней относится тип литых бронзовых изделий с отростками по бокам и утолщением, имитирующим подвеску, внизу. Чжурчжэньские ювелиры изготовляли различные браслеты, шейные гривны, перстни. Исследуемое население ареала обладало также сложными и несколько загадочными "украшениями" или, возможно, "пайцзами", скомплектованными из бронзовых позолоченных пластинок, фигурок рыб, древесины и кожи.

При характеристике военного искусства средневековых обитателей Среднего и Нижнего Приамурья вполне справедливым надо считать определение их в разряд наиболее передовых для своего времени этнических общностей, в совершенстве владеющих тактикой как наступательного (всегда или почти всегда с применением конницы), так и оборонительного боя. В части обеспечения различными видами вооружения и снаряжением коня чжурчжэни не только не уступали своим современникам, но в отдельных компонентах превосходили многих из них, что способствовало успешной и сравнительно долгой борьбе с соседними народами.

Важным стало открытие погребений женщин-шаманок, оснащенных различной ритуальной атрибутикой, включающей в первую очередь роскошные пояса с позолоченными деталями, конусовидными и другими подвесками, а также с наспинными и нагрудными украшениями в виде бляшек-дисков, конусовидных подвесок и других нашивок. Чжурчжэни-шаманисты по крайней мере уже в 1Х-Х вв. обладали сложившейся оригинальной шаманской культовой атрибутикой, известной позже по этнографическим материалам нанайцев и других народностей Дальнего Востока. Со второй половиной XI в. следует связывать первое проникновение в Приамурье буддизма. Помимо образцов религиозного искусства, связанного с буддизмом, в том числе скульптурного изображения будды, в исследуемом регионе отмечены, как сказано, остатки храмового, надо полагать, буддийского строения.

Изобразительное искусство чжурчжэньского населения впитало многие элементы художественных традиций предшествующих культур Приамурья, отчасти сохранившихся, надо заметить, в искусстве аборигенных народностей региона до наших дней. Помимо этого, у тунгусоязычных чжурчжэней ясно виден художественный пласт, тесно увязанный с традицией скифо-сибирского звериного стиля.

Имеющий прямое отношение к этногенезу народностей ареала вопрос о месте обитания племен мэнгу (манту, мэнву, мэнгули, мангусы), на основании многочисленных данных, возможно, следует считать решенным. На территории Нижнего Амура, как ошибочно считалось в ряде исследований, мэнгу никогда не проживали. Надо признать правильной точку зрения относительно идентичности этнонимов мэнгу (мэнгули и др.) и монголы.

В чжурчжэньской культуре прослеживается два субстрата -местный амурский и пришлый тунгусский. Тунгусоязычные чжурчжэни, в первой половине I тыс.н.э. не упоминаются в хрониках, поскольку находились в зависимости родственных племен мохэ, первыми вышедшими на политическую арену. В VI-VII вв. чжурчжэ-ньское население усиливается и, возможно, освобождается от опеки мохэ, что находит отражение в письменных документах.Примерно с первой половины VIII в. развитие чжурчжэньской культуры шло самостоятельным независимым путем, что нашло отражение в обширном вещественном и ином материале, специфическом по своему характеру. В сложении культуры приняли некоторое участие тюркоязычные уйгуры, что особенно заметно со второй половины IX - первой половины X вв.,и в какой-то мере монголоязычные общности, а также корейцы. Последнее в археологическом материале почти не проявляется, а принимается с учетом летописных данных.

В формировании культуры тунгусоязычного населения Приамурья в чжурчжэньскую эпоху просматривается три хронологических этапа.

Первый этап (вторая половина VII - середина IX в.) - время сложения почти всех ключевых культурных компонентов. Характеризуется он началом интенсивного разложения первобытно-общинных отношений и возвышением родовой знати. Особенно четко обнатуживаются пережиточные элементы культур раннего железного века. Вещевые комплексы, сближающие в какой-то степени .мохэ-скую и чжурчжэньскую культуры, заметны в основном на этом этапе. Прослеживается близость с материальной культурой приморского населения.

Второй этап (вторая половина IX - первая четверть ХII в.)-наиболее насыщенный событиями у приамурских чжурчжэней, Культура достигает зрелости; финальный отрезок этапа (XI - начало ХII в.) - пж бурного становления культуры и формирования чжурчжэньской народности. Это время широких связей и взаимодействий с различными этническими общностями, особенно с южными и западными. Этот этап характеризуется наибольшим внедрением центрально-южносибирских, а также среднеазиатских(согдийских) компонентов в культуру чжурчжэней региона. В свою очередь амурские чжурчжэньские культурные комплексы проникают к населению Приморья, к палеоазиатам приустьевой части Ашу-ра, к корякам, а также в охотскую культуру, включая о.Хоккайдо,

Третий этап (вторая четверть ХII - середина ХIII в.) - время развития культуры населения Приамурья, как периферии чжурчжэньского "Золотого" государства. Налаживается обмен культурными ценностями с населением более южных районов, включая Северный Китай. При значительной нивелировке многих культурных компонентов на территории амурского региона и территории Приморья, тем не менее в культуре исследуемых чжурчжэней сохраняется ряд своих особенностей (дольчатая керамика, пояса с пластинчатыми ажурными бляхами и другое). Для третьего этапа характерно заметно меньшее число памятников, в сравнении с предшествующими этапами, что объясняется массовыми переселениями на территорию Китая - центр созданного чзкурчжэньского государства - родственных этнических коллективов, в том числе амурских чжурчжэней. Однако после разгрома империи монголами часть чжурчжэньского населения возвратилась на берега Амура и его притоки.

Таким образом, анализ разнообразных материалов, определение возраста которых впервые для Дальнего Востока проводилось перекрестным методом (с использованием двух способов абсолютного датирования - нумизматического и радиоуглеродного), а также осмысление письменных источников и литературы, позволили получить ответы на поставленные в работе задачи. Одним из наиболее главных результатов исследования следует считать установление исторической закономерности в достижении значительных высот многих слагаемых материальной и духовной культуры чжурчжэньского населения, построившего свое оригинальное государство, сыгравшего видную роль в истории Азии.

Спустя несколько веков, в середине ХVII в., чжурчжэни Приамурья упоминаются в сообщениях русских землепроходцев как дючеры, а также натки и ачаны. Последние являются непосредственными предками полноправных представителей великой братской семьи народов СССР - нанайцев и ульчей, ставших одними из наследников средневекового чжурчжэньского населения. список принятых сокращений

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/srednee-i...y#ixzz2eiVJ9eQr

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы живём в Приморском крае и можно точно констатировать, что люди здесь не знают свою историю. Наоборот, большинство считает,что история этих местах началась только с приходом сюда русских казаков и кораблей. А история чжурчжэней -это чужая история. Да, и приведённый вами отрывок диссертации Медведева, был написан в 1983 году,более 30 лет назад! Так что же, никому из живущих здесь не интересна история края, в котором они родились и живут? Или наука стесняется говорить о непривычном? Разве миссия науки не нести людям знание?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так что же, никому из живущих здесь не интересна история края, в котором они родились и живут? Или наука стесняется говорить о непривычном? Разве миссия науки не нести людям знание?

Миссия науки - фундаментальные исследования, миссия данного сайта - помочь тем, кто уже избрал историческую науку предметом своего профессионального или непрофессионального интереса, получить доступ к широкому кругу материалов и идей, а ответственность за просвещение жителей Приморья лежит на министерстве образования РФ во главе с Ливановым. Так что свое возмущение адресуйте ему. Все, что мы можем сделать - делаем. Я не могу лично зайти в каждый дом и рекомендовать вместо чтения дебильных бложеков и лживых лент новостей читать "SVITOC.RU". А если бы я даже это сделал - лишь немногие бы прислушались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно ли сюда выкладывать данные последних исследований по этой теме или необходимо разрешение уважаемых гуру?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас тут никаких менторов нет, выкладывайте. Научным экспертом по Дальнему Востоку является Чжан Гэда, по чжурчжэням можно консультироваться у него.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я не спец по чжурчжэням - мне ближе их поздние потомки (маньчжуры).

Но если не грабленка с могил, если не данные от "черных археологов" - то пожалуйста. Все только приветствуется.

А "черные копатели" - это и аморально, и антизаконно, и не приветствуется...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, спасибо,уважаемые Эксперты. Совершенно с Вами согласен. Чёрных копателей и таких же "писателей" сейчас очень много. Сегодня найти научные данные, о том или ином вопросе гораздо труднее,чем фантазии и вымыслы по интересующей теме. И это очень плохо. Поскольку, только приближение к истине даёт человеку реальную опору для своего развития. Что же касается истории-это вообще чрезвычайно важно. История формирует корни человеческой личности и его самоидентификации. Почему же у меня возник интерес к древнему народу чжурчжэням? Ну во-первых, я живу в Приморском крае и мне интересно кто здесь жил ранее.Во-вторых,и это на мой взгляд очень важно, хочется осмыслить какие этносы и их культурные традиции оказали влияние на формирование нашего русского народа.Россия огромная евроазиатская держава. И без всякого сомнения, исторические корни нашего народа нужно искать и в греках и в славянах. Но только ли? Не стоит ли внимательно присмотреться к народам,населявших когда-то азиатские просторы и где-то здесь тоже поискать наши азиатские корни?

Итак, чжурчжэни. Кто такие?

Публикую выдержки из статьи:"История открытия и изучения Шайгинского городища: к полугодовому юбилею исследования памятника." автор Надежда Григорьевна Артемьева,

Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток «Россия и АТР» 2013 № 3. Владивосток.

"В статье рассматриваются вопросы, связанные с открытием и изучением Шайгинского городища . Впервые оно было обнаружено горным инженером Д .Л . Ивановым в 1891 г . Однако исследование началось лишь в 1963 г . и ве­лось на протяжении 30 лет под руководством Э .В . Шавкунова . В результате многолетнего изучения доказано, что Шайгинское городище—это средне­вековый город с многочисленным населением, а также крупный областной административно-­хозяйственный центр государства Восточное Ся .

В настоящее время выяснены датировка памятника и его стратигра­фия, раскопано около 300 жилищ и хозяйственных дворов . Были проведе­ны исследования редута—ставки военачальника города, пяти зданий ко­лоннадной конструкции, которые использовались как государственные хранилища припасов, шести металлургических мастерских ,центральных ворот, Запретного города, внутреннего города, фортификационных со­оружений—вала, редана, башен барбета . На памятнике собран богатей­ший археологический материал, который лёг в основу многих моногра­фических и диссертационных исследований ,позволивших более глубоко изучить культуру чжурчжэней в области металлургии и металлообработ­ки [14]; гончарства [18]; домостроительства [3]; земледелия и животно­водства [6]; военного дела [19]; стеклообрабатывающего [17], бронзоли­тейного [13] и черепичного [16] производств; фарфора и глазурованнойпосуды[8]; защитного вооружения [15]; а также сделать выводы об этно­культурных этапах складывания чжурчжэньского этноса [20] .С1993 по 2000 г . из ­за финансовых трудностей исследования Шайгин­ского городища были остановлены . За этот период оно подверглось силь­ному разграблению «чёрными» археологами . Новый этап в изучении па­мятника начался в 2000 г . в рамках научной программы «Средневековыегорода Приморья XII—XIII вв .»,поддержанной грантами РГНФ . К этому времени большой объём археологического материала из средневековых памятников Приморья сделал необходимым поставить вопрос о причи­нах возникновения, становления и развития средневекового города как

социально­экономического организма .

Изучение внутренней топографии Шайгинского городища позволило проследить черты городской застройки, которая велась по заранее проду­манному плану . Хорошо видны социально­престижные зоны—Запрет­ный и Внутренние города . Запретный размещался в довольно обособлен­ном месте . От центральных ворот к нему шла дорога, заканчивавшаяся у парадно оформленного входа . В юго-­восточной части располагались два внутренних города . На территории одного из них проводились археоло­гические раскопки, в результате которых найдены государственные амбары и склады .Анализ вещевого материала позволил исследователям сделать вывод, что население городища группировалось в отдельные кварталы по профессионально-производственным и социальным признакам . Эти кварта­лы имели естественные границы, не были замкнуты и обнесены валами . Район проживания крупных должностных лиц располагался в юго­-за­падной части . В северо-­западной обнаружен район металлургов, на тер­ритории которого находились металлоплавильные и металлообрабаты­вающие мастерские . Следы производства встречены и в других районах городища . Кварталы ремесленников концентрировались в определённых местах памятника, что лишний раз говорит о планомерности заселения .

Особенностью Шайгинского памятника является усадебная застрой­ка, которая характеризуется наличием на одной террасе жилища и хозяй­ственного помещения, например свайного амбара . Усадьбы определён­ного типа концентрировались в разных районах . Очевидно, планировка этих домов была связана с социальной принадлежностью и характером производственной деятельности хозяина .

В результате многолетних исследований стало ясно, что Шайгин­ское городище—это средневековый город с многочисленным населе­нием и вместе с тем крупный административно-­хозяйственный центр . Это подтверждалось ещё и большим количеством

престижных для той эпохи вещей—зеркал[22], амулетов[4],печатей, изготовленных из брон­зы,камня и железа . С самого начала исследований Шайгинское городище датировалось временем существования империи Цзинь, т .е .XII—XIII вв .Материалы памятника стали образцами или эталонами для проверки дан­ных с остальных городищ . Если визуально выделялись какие ­либо от­

клонения от хорошо известных материалов с Шайги, например обвалов­ка вокруг жилищ, это воспринималось как нетипичное для чжурчжэней XII—начала XIII в . Поэтому такие древние поселения, как Екатери­новское и Шкляевское, отнесены к раннечжурчжэньским памятникам,а Ананьевское одно время считалось локальным вариантом чжурчжэнь­ской культуры . По этой же причине появился термин «амурские чжур­чжэни», долгие споры об этнической принадлежности которых привели исследователей к выделению покровской культуры . Накопление эпиграфического материала из памятников чжурчжэнь­ской эпохи позволило связать появление многих горных городищ на территории Приморья с периодом образования и существования чжур­чжэньского государства Восточное Ся (1215—1233 гг .), созданного в хо­де войн империи Цзинь с монголами [2; 5; 9; 10] . По письменным ис­точникам известно, что Пусянь Ваньну, провозгласив себя императором нового государства, в 1216 г . ушёл из района современного Ляонина, за­няв восточную часть Маньчжурии, Приморья и север Корейского полу­острова [9, с . 15] .

Эпиграфические находки из Шайгинского городища: эталонные ги­ри (рис . 3: 2)[9] и весовая чашечка с девизом правления Пусяня Ваньну(рис . 3:3)[21], а также серебряная пайцза уполномоченного посланца им­ператора, выпущенная в Восточном Ся(рис . 3:4)[11;23],—дали возмож­ность утверждать, что памятник построен в период существования этого государства . Чжурчжэньские города XIII в . являлись административны­ми центрами, в которых находились представители центральной власти,управляющие соответствующими территориями . Вопрос о статусе Шай­гинского поселения был решён благодаря государственной печати,обнаруженной на памятнике (рис . 3: 1) . А .Л . Ивлиев, занимаясь расшифров­кой находки, пришёл к выводу, что это печать чжичжуна—помощника начальника области государства Восточное Ся . Данный факт свидетель­ствует в пользу того, что Шайгинское городище было областным городом(фу) в составе этого государства [12] . Вызванная событиями, связанными с образованием Восточного Ся, большая миграция из районов Восточной столицы Цзинь объясняет богатство и разнообразие культуры, наблюдае­мой на городище, и в то же время не позволяет утверждать, что его насе­ление—исконно приморские чжурчжэни .

Таким образом, Шайгинское городище—это областной центр госу­дарства Восточное Ся, и, несмотря на уточнение датировки и пересмотр раннее сделанных выводов, оно остаётся эталонным памятником, на ос­нове которого сложились современные знания об истории и культуре чжурчжэней в Приморье в XIII в ".

Оказывается на территории нашего края уже в 13 веке существовали средневековые города, были проложены дороги и торговые пути, и край жил свой бурной и разнообразной жизнью,связывая Китай и Японию, Среднюю Азию и Дальний Восток. Интересный факт не правда ли? Так кто же такие чжуржэни? Вопрос очень интересный. Хотел бы услышать мнение уважаемых экспертов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так кто же такие чжуржэни?

Предки маньчжуров, нанайцев, удэгэйцев, ульчей, орочей, орочонов и т.д.

Думаю, за счет рыхлости определений для XIII в., к ним можно отнести и таких реликтовых палеоазиатов, как нивхи - неизвестно, на каком языке они говорили до XVII в.


По этой же причине появился термин «амурские чжур­чжэни», долгие споры об этнической принадлежности которых привели исследователей к выделению покровской культуры

Локальные варианты культуры, за счет специфики региона, вполне нормальное явление.

Когда с профессором Мазуровым мы писали первый том книги "Очерки истории Российского Дальнего Востока", мы спорили с ним по поводу - считать ли дючеров потомками чжурчжэней.

В общем, вывели в текст мою гипотезу, что дючер - это фонетический вариант произношения самоназвания этих племен, звучавший в китайской передаче как чжуличжэнь, чжушэнь, жучжэнь, чжушэли, нюйчжэнь и т.д., а в корейской - ёджин (в принципе, калька с китайского нюйчжэнь, только чтение корейское).

Правда, я лично совершенно не отрицаю возможности инкорпорации в их состав нивхов и айнов - некоторые группы их могли проживать на территории империи Цзинь и пост-цзиньских княжеств, и влиться в состав чжурчжэней.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, почему тема про чжурчжэней переехала в рубрику "История Китая"? Ведь это совсем другая история! Вот монголы,например, тоже завоёвывали Китай, но они в рубрике "Монголы"? А куда бы вы определили историю киданей, ведь по их имени и названа Поднебесная?

Изменено пользователем Меридиан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Интересно, почему тема про чжурчжэней переехала в рубрику "История Китая"?
Структура форума меняется для упрощения поиска и улучшения индексации, а поскольку этим занимается один человек, а не десять, то делается все медленно, и могут быть накладки. Но вообще-то по-моему тут ошибки нет - Маньчжурия в составе современного Китая, и чжурчжэни имели дело преимущественно с Китаем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ошибка, всё же, есть. Маньчжурия действительно в составе современного Китая,это бесспорно. Чжурчжэни же как этнос образовался и развивался в среднем и нижнем течении Амура и в сопредельных областях .Так стоит ли чжурчжэней относить к истории Китая?

Конец I - первая четверть II тыс.н.э. в Среднем и Нижнем Приамурье связывается с чжурчжэньской эпохой, В это время здесь, главным образом в пределах Среднеамурской равнины,развивалась самостоятельная и яркая культура, названная чжурчжэньской - по хорошо известному этнониму того времени.

Цитирую начало первой статьи этого раздела "Чжурчжэни".

Да, чжурчжэни, как и другие народы, имели тесные отношения с Китаем. И завоевали его, создав свою Золотую империю. А затем были уничтожены монголами. Но у них своя самобытная история и родина их (в основном) -это территория России. Так может и включить чжуржэней в историю нашей страны или оставить хотя бы самостоятельной рубрикой, как монголов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так стоит ли чжурчжэней относить к истории Китая?
Администраторы разберутся и перенесут куда надо. Я здесь не копенгаген. Я специализируюсь на истории Японии и медиевистике в целом.
1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, почему тема про чжурчжэней переехала в рубрику "История Китая"? Ведь это совсем другая история!

Чжуржчэни (вернее, их потомки) разделены между территориями России и Китая. Культурно они относятся к китайскому ареалу. Для XII-

XIII в. - так уж точно.


Чжурчжэни же как этнос образовался и развивался в среднем и нижнем течении Амура и в сопредельных областях .Так стоит ли чжурчжэней относить к истории Китая?

Если быть точными, то к Амуру они получают отношение весьма поздно. Как раз, когда Агуда создает империю Цзинь на обломках империи Ляо.

История их проходит исключительно во внутрирегиональных контактах.


Так может и включить чжуржэней в историю нашей страны или оставить хотя бы самостоятельной рубрикой, как монголов?

Какое отношение история чжурчжэней имеет к истории России? АФАИК, на Волге на местах булгарских городищ, погибших при нашествии монголов, обнаружено некоторое количество элементов чжурчжэньского вооружения. Пожалуй, все. При этом оружие, скорее всего, просто было трофейным.

Далее они как существовали в монголо-китайско-корейском треугольнике, так и существовали, пока не появились казаки Пояркова и Хабарова, и завертелось...

Да, очень примечательный факт - дючеры (варианты написания в русских документах - дючер, жучер, чючер, дучюн) к 1652 г. (и даже к 1643 г.) признавали сюзеренитет маньчжуров.

В современной науке история чжурчжэней (по линии сушэнь-мохэ-чжурчжэнь-маньчжур) всегда рассматривается в качестве составляющей истории Китая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кстати, история империи Юань обычно рассматривается в курсе истории Китая. И даже Бэй Юань (1368-1392) - тоже в курсе истории Китая.

Ну и история Монголии после Долоннорского съезда (1691) и до Синьхайской революции (1911) - тоже в курсе истории Китая.

Есть и общий курс истории Монголии, но там это рассматривается "галопом по европам".

В целом, учитывая проблемы с местным населением после действий казаков и указа Шуньчжи о переселении, лучше рассматривать этот регион в истории Сибири и Дальнего Востока с 1853 г. (присоединение края к России), а до этого - по исторической юридической принадлежности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если быть точными, то к Амуру они получают отношение весьма поздно. Как раз, когда Агуда создает империю Цзинь на обломках империи Ляо

Мнение о том, что чжурчжэни появились на Амуре в период Агуды, не совсем верно. Возьмём те же выводы из диссертации Медведева, Виталия Егоровича ,приведённые в начале этой темы:

Выделяется ряд районов, в которых на сравнительно небольшой территории располагаются многочисленные археологические объекты. К таким районам относятся - нижнее течение р.Виры, реки Ин, ОУнгуска, берега и острова Амура ниже устья р. Уссури, берега Найхинского протока, окрестности оз.Болонь.

И далее автор выделяет три периода чжурчжэнской эпохи на берегах Амура:

"В формировании культуры тунгусоязычного населения Приамурья в чжурчжэньскую эпоху просматривается три хронологических этапа. Первый этап (вторая половина VII - середина IX в.) - время сложения почти всех ключевых культурных компонентов. Характеризуется он началом интенсивного разложения первобытно-общинных отношений и возвышением родовой знати. Особенно четко обнатуживаются пережиточные элементы культур раннего железного века. Вещевые комплексы, сближающие в какой-то степени .мохэ-скую и чжурчжэньскую культуры, заметны в основном на этом этапе. Прослеживается близость с материальной культурой приморского населения.

Второй этап (вторая половина IX - первая четверть ХII в.)-наиболее насыщенный событиями у приамурских чжурчжэней, Культура достигает зрелости; финальный отрезок этапа (XI - начало ХII в.) - период бурного становления культуры и формирования чжурчжэньской народности. Это время широких связей и взаимодействий с различными этническими общностями, особенно с южными и западными. Этот этап характеризуется наибольшим внедрением центрально-южносибирских, а также среднеазиатских(согдийских) компонентов в культуру чжурчжэней региона. В свою очередь амурские чжурчжэньские культурные комплексы проникают к населению Приморья, к палеоазиатам приустьевой части Ашу-ра, к корякам, а также в охотскую культуру, включая о.Хоккайдо,

Обращает на себя внимание то, что исследователь исчисляет историю народов мохэ-чжурчжэней в Приамурье со второй половины 7 века. И оба этих этапа по хронологии до рождения Агуды.

Т.о можно сделать вывод о том,что чжурчжэнский этнос в чжурчжэнскую эпоху являлся коренным этносом Приамурского региона.

Изменено пользователем Меридиан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Культурно они относятся к китайскому ареалу. Для XII- XIII в. - так уж точно.

А что значит китайский ареал? Амур входил в этот ареал? Процетируем Медведева далее:

В чжурчжэньской культуре прослеживается два субстрата -местный амурский и пришлый тунгусский. Тунгусоязычные чжурчжэни, в первой половине I тыс.н.э. не упоминаются в хрониках, поскольку находились в зависимости родственных племен мохэ, первыми вышедшими на политическую арену. В VI-VII вв. чжурчжэньское население усиливается и, возможно, освобождается от опеки мохэ, что находит отражение в письменных документах.Примерно с первой половины VIII в. развитие чжурчжэньской культуры шло самостоятельным независимым путем, что нашло отражение в обширном вещественном и ином материале, специфическом по своему характеру. В сложении культуры приняли некоторое участие тюркоязычные уйгуры, что особенно заметно со второй половины IX - первой половины X вв.,и в какой-то мере монголоязычные общности, а также корейцы. Последнее в археологическом материале почти не проявляется, а принимается с учетом летописных данных.

Где же здесь просматривается хоть какое-нибудь влияние Китая? Почему история чжурчжэней, испокон веков живших на территориях, теперь принадлежащих нашей отчизне, приписывается к истории Китая? Это совсем не очевидно!

Изменено пользователем Меридиан

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Почему история чжурчжэней, испокон веков живших на территориях, теперь принадлежащих нашей отчизне, приписывается к истории Китая?

"А Господь еще в гробу?" ©

Они там до сих пор проживают?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я и спрашиваю - чжурчжэни живут сейчас в Приморье?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Здесь живут их потомки.

О потомках создавайте отдельные темы в каких угодно разделах. А тут обсуждается народ Чжурчжэни, исчезнувший со страниц истории задолго до того, как на Земле появилось слово "национализм". Так что попрошу больше не зафлуживать ветку.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обращает на себя внимание то, что исследователь исчисляет историю народов мохэ-чжурчжэней в Приамурье со второй половины 7 века. И оба этих этапа по хронологии до рождения Агуды. Т.о можно сделать вывод о том,что чжурчжэнский этнос в чжурчжэнскую эпоху являлся коренным этносом Приамурского региона.

Был бы такой этнос... Все было бы проще.

В реале были племена. Разные. Говорившие как на тунгусо-маньчжурских, так и на монгольских и палеоазиатских языках.

Агуда собрал их в единую державу (которая, тем не менее, не отличалась сплоченностью племен, которые жили подальше от основного ядра - коренных земель племен, входивших в союз, созданный Агудой), но она рухнула через 119 лет. Во многом от того, что жители Амура отличались по своей самоидентификации от жителей Приморья и Маньчжурии.

Общая/схожая материальная культура - плод нивелирующего воздействия центральной власти на родственные племена.


А что значит китайский ареал? Амур входил в этот ареал? Процетируем Медведева далее:

Безусловно. Китай - тотальный и единственный культуртрегер в этом регионе до начала Нового Времени. Да и в XVII - первой половине XIX в. он там, как культуртрегер, безусловно доминировал.


Где же здесь просматривается хоть какое-нибудь влияние Китая? Почему история чжурчжэней, испокон веков живших на территориях, теперь принадлежащих нашей отчизне, приписывается к истории Китая? Это совсем не очевидно!

Потому что слово нюйчжэнь/ёджин (наиболее часто распространенное название этого народа в хрониках) появляется в IX-X вв. в связи с историей Ляо, Силла и Корё. До этого действуют мохэ/мальгаль, которые основали еще задолго до чжурчжэней государство Бохай (идет большая битва между корейцами и китайцами за то, чтобы считать его подчиненным китайскому или корейскому культурному влиянию, но тут корейцы в проигрыше - у них самих к тому времени культура стремительно китаизируется).

Культура у них китайская, государственная модель китайская, письменность либо китайская, либо на основании китайской.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здесь живут их потомки.

К сожалению, говорить о 100% тождественности потомков и предков нельзя.

К тому же, скажем, сунгарийские и нижнеамурские нанайцы, например, имеют разный этногенез.

Этногенез нивхов вообще темен, как полночь где-нибудь в самоварной трубе...

Поэтому до 1853 г. регион даже формально - под Китаем (как культурно, так и в административном отношении), а потом - наш. Кратковременные походы Пояркова, Хабарова и Степанова, а также короткий период существования Албазинского острога практически не сказались на развитии региона.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, у меня вопрос - какая связь до начала походов Пояркова у этого региона с историей России?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас