Saygo

В. В. Ребрик. "Стела Бури" Яхмоса и ее значение для датировки извержения вулкана на о. Фера и исхода

1 сообщение в этой теме

При раскопках третьего пилона Карнакского храма в 1947–1951 гг. французскими археологами А. Шеврие и П. Лако было найдено несколько фрагментов стелы эпохи Яхмоса (XVI в.). Стела была интересна прежде всего тем, что один и тот же текст оказался выгравирован на ее обеих сторонах, что облегчало реконструкцию. Тем не менее публикация текста стелы затянулась до 1967 г. Ее осуществил Клод Вандерслейен по фотографиям и копиям, сохранившимся в архиве П. Лако (оригинал стелы ему разыскать уже не удалось){1}. В 1968 г. он опубликовал два новых фрагмента стелы, найденных в 1958–1959 гг. главным инспектором доктором Абдул-Кадером Мухаммадом{2}. Поиски остальных фрагментов, произведенные доктором Лабибом Хабаши, оказались безуспешными. Однако найденные фрагменты подтвердили реконструкцию текста,выполненную Вандерслейеном. Вандерслейен сопроводил свое издание французским переводом и комментарием. В 1975 г. новое издание текста подготовил В. Хельк. Стела вызвала большой интерес в 90-е гг., прежде всего, среди исследователей знаменитого извержения вулкана на о. Фера (Санторини), происшедшего в середине 2 тыс. до Р.Х. и оказавшего, очевидно, воздействие не только на Крит и близлежащие острова, но и на Египет. О стеле писали Е. Дэйвис{3}, Х. Гедике{4}, С. Маннинг{5}, К. Фостер и Р. Ритнер{6}, последний сделал новый английский перевод стелы{7}. На русский язык стела не переводилась. Ввиду большого значения этого памятника (неизвестного отечественному читателю и не упомянутому в истории Древнего Египта Ю.Я. Перепелкина{8}) мы предлагаем русский перевод текста стелы и комментарий к нему; содержание надписи, как нам кажется, проливает свет не только на датировку извержения вулкана на о. Фера (возможно, легшего в основу сказания о гибели Атлантиды), но и на датировку библейского исхода израильтян из Египта. Основу статьи составили доклады, сделанные автором в университетах Тюбингена и Мюнстера (Германия), Риги (Латвия) и Санкт-Петербурга. Перевод сделан по фотографиям и прорисовкам стелы Вандерслейена с учетом издания Хелька. Подробное материальное описание стелы дано в работе Вандерслейена{9}. Стела написана на хорошем среднеегипетском языке, по типу начертания иероглифов она сходна со второй стелой Камоса и первой Яхмоса (Каир 34001), в особенности с последней. По написанию имени Яхмоса стелу можно датировать не позднее 22 года его правления (в последние три года иероглиф полумесяца обращен вниз, а не вверх, как ранее). Весьма вероятно, что стела создана после разрушения Яхмосом дворца гиксосов в Аварисе, происшедшего в 11–15 гг. его правления. Таким образом, стела была создана в промежутке между 11–15 и 22 гг. правления Яхмоса, т. е. в 1539 (1535)–1528 гг. до Р.Х. (если принять в качестве начала правления Яхмоса 1550 г.) или в 1529 (1525)–1518 гг. (при начале правления в 1540 г.{10}). Найденные в 1958–1959 гг. фрагменты дают некоторое представление об изображении на стеле{11}. На лицевой стороне изображены две женщины, повернутые спинами друг к другу, приносящие жертвы — продукты питания («овощи») и «всякую вещь». Спереди одной из них изображено некое божество, вероятно, Амон с «анхом» в руке. На обратной стороне стелы сохранилось изображение божества (Амона) и одной женщины. Фрагмент стелы более подробен: кроме «продуктов питания» упомянуты «свежие овощи» (rnpt) и «то, что производит земля». С руки женщины, приносящей жертву, свисают два иероглифа šn, между которыми расположен знак, который Вандерслейен трактует как скипетр: w3s. Знак šn, вероятно, заменяет более привычный в такой ситуации «анх». Женщины, вероятно, персонифицируют номы (или Нил). Поскольку верх стелы утрачен, нельзя сказать ничего более определенного. Поэтому слишком смелым является утверждение Ритнера{12}, что на стеле изображен сам царь в сопровождении женской фигуры. Из разрозненных фрагментов удается реконструировать связный текст размером в 21 строку{13}. Смысловое деление текста таково:

I. Заглавие (1а строка).

II. Описание путешествия фараона и произведенных им религиозныхцеремоний (1б–7 строки).

III. Описание бури (8–12а строки).

IV. Возвращение фараона в Фивы (строки 12б–14а).

V. Первоначальные меры, предпринятые царем (строки 14б–16).

VI. Описание разрушений и восстановления фиванского некрополя(строки 17–21).

Приводим перевод текста.

1а. В заглавии перечислены имена Яхмоса: 1) Имя Хора не сохранилось, из других текстов оно известно как «Великий проявлениями»; 2) Имя двух владычиц: «Благородно (или: приятно) рожденный»; 3) Имя золотого Хора: «Объединивший (связавший) обе земли»;4) Царь Верхнего и Нижнего Египта Неб-пехти-Ра; 5) Сын Ра, Яхмос, да живет он вовеки.

I. 1б. [Итак,] Его Величество пришел…

2а. [Сам] Ра назначил его царем [Верхнего и Нижнего Египта]…

2б. Итак, Его Величество пребывал в городе Седжефа-Тауи

3а. к югу от Дендеры (Иунет), в то время как… [Амон, владыка престолов обеих земель был] в Иуну Верхнего Египта (Фивах).

II. 3б. Его Величество отправился вниз по течению реки, чтобы принести жертвы — [хлеб, пиво, все доброе и]

4. чистое. После принесения этих жертв… он обратил внимание на

5. этот город. Итак, статуя [этого бога]…

6. …В то время как его тело было установлено в этом храме, его члены радовались.

7. Итак, великий бог пожелал… Его Величество… Боги выразили свое несогласие.

III. 8. Боги [вынудили] небо прийти с бурей [и дождем]; тьма в западной области; небеса

9. разверзлись без [перерыва, громче, чем] вопли толп; мощно…[дождь свирепствовал] на горах, громче, чем шум

10. порога в Элефантине. Все группы людей, все жилища, достигнутые ими…

11. плавали на воде, как папирусные лодки; [снаружи] от царской резиденции, на протяжении […] дней

12а. нельзя было зажечь факел в обеих землях.

IV. 12б. И было сказано Его Величеством: «Это более, чем мощь бога великого, чем замыслы богов!» И спустился

13. Его Величество в свою ладью, и его советники за ним. Группы людей на востоке и западе в молчании; нет одежд у них,

14а. после того как проявилась мощь Божья.

V. 14б. Затем Его Величество прибыл в Фивы; золото встретилось с [золотом] этой статуи; она получила то, что желала.

15. И начал Его Величество восстанавливать обе земли, отводить воды без его [людей], снабжать их серебром,

16. золотом, медью, маслом, одеждами, всеми желанными дарами. И отправился Его Величество на отдых в царский дворец (Да будет он жив, да здравствует, да будет он крепок).

VI. 17. И было доложено Его Величеству: «На территорию (кладбищ) вошли [воды], гробницы повреждены, [кладбищенские] постройки снесены, и даже пирамиды рухнули,

18. все, что было сделано, превратилось в еще не сделанное!» И повелел Его Величество: «Восстановить храмы, превратившиеся в руины во всей этой стране; отремонтировать

19. памятники, посвященные богам; возвести ограждающие их стены; поместить священные предметы в благородную погребальную камеру; замаскировать тайные места; внести

20. в святилища статуи, брошенные на землю; установить жаровни; поднять алтари; обеспечить их хлебными жертвами;

21. удвоить жалованье персонала; вернуть землю в ее прежнее состояние». И было сделано все так, как повелел Его Величество.

Стела вызывает немало вопросов, которые, возможно, заинтересуют других исследователей. Мы остановимся лишь на широко дискутируемой в последние годы проблеме: о каком природном явлении (катастрофе) идет речь в стеле?

Вандерслейен предполагал, что речь идет о локальной буре. Поскольку в районе Фив бури с дождями весьма редки весной и летом, то это могла быть зимняя буря, пришедшая с северо-запада и связанная с холодным хамсином. Естественно, что в таком случае современная метеорология не может точно датировать феномен, описанный в стеле.

Однако внимательное чтение стелы приводит к другим выводам. Речь идет о какой-то гигантской катастрофе, имевшей не локальный, аобщеегипетский характер и продолжавшейся, очевидно, несколько дней. Она сопровождалась мраком, мощным шумом, сильным ветром, дождем,вызвавшим наводнение, и, может быть, даже землетрясением, приведшим к большим разрушениям. Все это напоминает последствия извержения вулкана. Не является ли «Стела бури» Яхмоса свидетельством о знаменитом извержении вулкана на о. Фера (Санторин)? Извержение датируется многими исследователями ок. 1535–1525 гг., т. е. Яхмос должен быть его современником. Справедливости ради следует отметить, что существует и другая датировка извержения, почти на 100 лет раньше – 1630–1620 гг., также разделяемая многими исследователями. Однако раскопки в Аварисе (Телль эд-Даба‘а) и в Восточной Дельте показали,что в пост-гиксосском стратиграфическом горизонте встречаются вулканические материалы, близко соответствующие по возрасту, размеру, индексу рефракции и химическому составу выбросам вулкана на о. Фера. Раскопки свидетельствуют также о водных отложениях. Таким образом,существуют четкие археологические свидетельства последствий извержения для Египта. Поэтому гипотеза о том, что стела Яхмоса упоминает об этом извержении, пользуется все большей поддержкой современных ученых. В ее пользу высказались Гедике, Фостер и Ритнер, частично Дэйвис и Воррен. Лишь Маннинг поддерживает теорию Вандерслейена о локальной фиванской буре, а наводнение связывает со штормами в поясе экваториальных муссонов.

Возможно, что косвенное отношение к извержению имеют еще два древнеегипетских памятника. Заметки на обороте Математического папируса Ринд (87 задача, III колонка) упоминают о громе и дожде, продолжавшихся два дня подряд в необычное время в начале 11 года правления неназванного фараона. Если здесь имеется в виду Яхмос, то этоупоминание можно связать со «Стелой бури». Еще одна возможная параллель содержится в стеле казначея Яхмоса Неферперета, посвященной открытию новой каменоломни для обширного храмового строительства по всему Египту. Возможно, что это строительство было вызвано приказом Яхмоса восстанавливать храмы и гробницы («Стела бури», 18–20), пострадавшие от последствий извержения.

Не о том ли свидетельствует и библейский рассказ о «казнях египетских» (Исх 7–12)? Понятно, что в окончательном варианте он был литературно и теологически обработан. Тем не менее замечательны некоторые совпадения, в особенности седьмой (град, гром, молния и буря) идевятой (тьма) казней, со стелой Яхмоса. И Библия, и стела Яхмоса повествуют об общеегипетской катастрофе. Маловероятно, что авторам и редакторам книги Исход (окончательная редакция которой относится к VI–V вв. до Р.Х.) была известна стела Яхмоса. Не идет ли речь о независимом воспоминании о последствиях извержения вулкана на о. Фера, которое на протяжении тысячелетия успело обрасти менее вероятными подробностями? (Сказание Платона об Атлантиде тоже, вероятно, восходит к этому событию, но еще более фантастично.) Любопытно, что даже теологическое обоснование событий в стеле Яхмоса («Это более,чем мощь бога великого, чем замыслы богов») и в Библии (Бог «мощною рукой» осуществляет суд над всеми египетскими богами, ср. Исх 3:19 и12:12) сходно.

За «казнями египетскими» в Библии следует исход евреев из Египта. Не является ли стела Яхмоса косвенным свидетельством об исходе? Действительно, трудно найти лучшее время для исхода, чем во время всеобщей паники, связанной с последствиями извержения вулкана, к тому же возможно, что большие потери понесла и египетская армия{14}. В это время Палестина еще не была завоевана Египтом, поэтому исход был возможен (в отличие от XV–XIII вв., когда Палестина подчинялась Египту и там стояли египетские гарнизоны). Датировка исхода эпохой Яхмоса (а точнее 1530 г.) согласуется с указаниями Манефона и Иосифа Флавия (Против Апиона I. 65–79, 84–90), помещавших исход в начало правления XVIII династии (впрочем, у Манефона было немало и других, противоречащих друг другу версий), после изгнания гиксосов. И внутрибиблейская хронология (например, книги Судей) показывает, что от исхода до Саула прошло примерно 500 лет, что дает дату, близкую к 1530 г. Проблематика исхода продолжает обсуждаться современными исследователями, многие из них скептичны, другие поддерживают различные даты для этого события — от XVI до XII в.{15}. Наименее вероятна, по нашему мнению, как раз распространенная ранее идея об исходе в XIII в., в эпоху Рамсеса Второго или Мернептаха (в стеле которого упоминается, что Израиль повержен и семени его больше нет). Поэтому исход во время извержения вулкана на о. Фера вполне может рассматриваться в качестве рабочей гипотезы (трудности, возникающие в таком случае с описанием периода судей, не могут быть рассмотрены в данной статье, но немало их и у сторонников исхода в XII в., поскольку в таком случае период судей получается слишком коротким).

Таким образом, «Стела бури» Яхмоса является ценным источником сведений не только об устройстве храмов и некрополя рассматриваемой эпохи, но и, вероятно, о последствиях извержения вулкана на о. Фера для Египта, и может косвенно прояснить условия и даже дату исхода израильтян из Египта.

Примечания

1. Vandersleyen C. Une Tempête sous le règne d’Amosis // Revue d’Égyptologie. T. 19. Paris,1967. P. 123–159.

2. Vandersleyen C. Deux nouveaux fragments de la stele d’Amosis relatant une tempête // Revued’Égyptologie. T. 20. Paris, 1968. P. 127–134.

3. Davis E.N. A Storm in Egypt during the Reign of Ahmose // Thera and the Aegean World III, V. 3 Chronology / Ed. by D.A. Hardy and A.C. Renfrew. London, 1990. P. 232–235.

4. Goedicke H. The Chronology of the Thera/Santorini Explosion // Ägypten und Levant 3 (1992). P. 60–61.

5. Manning S.W. The Absolute Chronology of the Aegean Early Bronze Age. Sheffield. 1995.Appendix 7. P. 200–216.

6. Foster K.P., Ritner R.K. Texts, Storms and the Thera Eruption // Journal of Near Eastern Studies. January 1996. V. 55. Number 1. P. 1–14.

7. Ibid. P. 11–12.

8. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: Летний сад - Нева, 2000.

9. Vandersleyen. Une Tempête… P. 124–126.

10. Foster, Ritner. Texts… P. 9–10; Vandersleyen. Deux nouveaux fragments… P. 132.

11. Ibid. P. 128–130.

12. Foster, Ritner. Texts… P. 11.

13. Cр. Vandersleyen. Une Tempête… P. 130, Pl. 10.

14. Foster, Ritner. Texts… P. 9–10; Vandersleyen. Deux nouveaux fragments… P. 132.

15. Различные версии исхода и его маршруты, египетские свидетельства, косвенно подтверждающие их, а также историю исследования см. в основополагающей книге: Hoffmeier James K. Israel and Egypt. The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. Oxford University Press, Oxford-New York, 1997. Результаты раскопок М. Битака в Аварисе указывают на строительные работы в начале 18 династии, которые могли лечь в основу легенды о Яхмосе как фараоне — угнетателе евреев (Ibid. P. 122, n. 147, 148).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.