Sign in to follow this  
Followers 0
Saygo

Эндерун - кузница кадров Османской империи

5 posts in this topic

Османская Дворцовая школа Эндерун и Матракчи Насух, человек многих дарований

Введение

Рост Османской империи и распространение ее цивилизации на три континента часто объясняют дальновидностью и энергичностью ее правителей. Однако именно талантливые чиновники помогли империи продержаться четыре столетия после взятия Константинополя в 1453 году.

Отбор и обучение чиновников стали архиважной задачей в 15 веке, когда Османское государство из прежнего скромного бейлика превратилось в империю, охватывающую более 2 млн квадратных миль. Эта экспансия стремительно наполнила империю в многообразием народов, смешав меж собой культуры, вовлеченные в османский миропорядок. В результате Мехмед II (1451-1481), позиционирующий себя как правопреемник византийских императоров, решил установить порядок, который долженствовал стать основой его непобедимой империи. Жизненно важным мероприятием на этом пути стало создание специального учебного центра с целью отобрать наиболее способных юношей в империи и дать им образование, сделав из них когорту управленцев. Поэтому Мехмед II развил идею уже существовавшей дворцовой школы, которую создал его отец Мурад II, учредив Дворцовую школу Эндерун в своей резиденции – стамбульском дворце Топкапы (Akkutay, 1984).

Матракчи Насух учился в Дворцовой школе в правление Баязида II (1481–1512), и занятия с ним проводил Саид Челеби, один из учителей этого султана (Ayduz, 2009). Насух служил при Селиме I (1512-1520) и Сулеймане Великолепном (1520-1556), совмещая навыки математика, историка, географа, картографа и миниатюриста. Матракчи Насух, один из лучших плодов эндерунской системы, был человеком множества дарований, l’uomo Universale (And, 2006), универсальный человек или Хазерфен, что станет впоследствии одним из его официальных титулов.

Так напрашивается версия, что именно школа в Эндеруне была тем движителем, который способствовал возвышению Османской империи, и опорой, позволившей ей сохранять могущество на протяжении более чем четырех столетий после взятия Константинополя. Анализ системы обучения одаренных воспитанников Эндеруна поможет современным педагогам понять принцип организации и первое претворение в жизнь отдельного образования для молодых талантов (Senel, 1998; Cakin, 2005; Melekoglu, Cakiroglu, & Malmgren, 2009). В этой связи пример Матракчи Насуха поможет оживить красками абстрактную картину всего, что окружало Эндерун. В этой статье впервые будет рассмотрено его малоизвестное сочинение Umdetü'l-Hisâb (трактат о вычислениях).

Султан Мехмед II, основатель Эндеруна

Angiolello (Giovanni Maria Angiolello, современник Мехмеда II, автор сочинения Historia Turchesca – прим. Saygo) описал Мехмеда II как человека блестящего ума и многих дарований (цит. по: Miller, 1973, p. 25). Он получил образование в соответствии с лучшими стандартами своего времени и обладал многими способностями. Мехмед II был не только выдающимся военачальником и правителем, но также подающим надежды поэтом и вдохновленным садоводом, баловался участием в диспутах о науке, религии и искусстве (Gibbon, 1903) и бегло говорил на семи языках (Runciman, 1965). В спортивном отношении, как отмечает Жюльетт, Мехмед был отличным бойцом на матраках, наездником и стрелком из лука (цит. по: Miller, 1973, p. 27).

Мехмед II служит примером того, как обучались османские чиновники, и почему им даже в отсутствие дееспособных правителей удавалось четыре столетия удерживать государство от распада.

Набор в школу Эндеруна

Главной задачей Дворцовой школы была подготовка одаренных детей к занятию высших постов империи, как военных, так и гражданских (Basgoz & Wilson, 1989). Несмотря на очевидное сходство между Эндеруном и другими известными дворцовыми школами прошлого, существовавшими при Аббасидах и Сельджукидах (Van Duinkerken, 1998), а также европейскими учебными заведениями того времени, Эндерун выделялся вниманием к формированию личности студента и своей меритократической системой. Что касается расовой и этнической принадлежности, то на фазе отбора (девширме) это не имело никакого значения, поскольку ученики были выходцами из разных народов империи.

Отбором детей занимались специально подготовленные люди, действовавшие в европейских санджаках империи. Рекрутеры отбирали юношей в соответствии с их способностями к академическим предметам, свойствами характера и внешними данными. Кандидатами в Эндерун не могли быть сироты или единственные дети в семье (это бы помешало воспитанию в них уважения к семейным ценностям) , дети, обучавшиеся прежде турецкому языку, ремеслу или торговле. Идеальный возраст кандидата – 10-20 лет (Taskin, 2008). Мехмед Рефик-бей упоминал, что юноши даже с самыми незначительными физическими изъянами никогда не допускались во дворец (цит. по: Miller), потому что турки были убеждены, что превосходные ум и душа могут помещаться лишь в превосходном теле (Ipsirli, 1995).

Юноши, которые наилучшим образом отвечали этим критериям, получив базовое образование, направлялись затем в образцовые мусульманские семьи Анатолии для окончательного сливания с мусульманской культурной средой (Horniker, 1944; Miller, 1973; Ipsirli, 1995). Затем в течение 6-7 лет они проходили обучение в той же Анатолии, стажируясь в военных должностях (Ilgurel, 1988). Среди чиновников им полагались самые высокие жалование и почести (Akarsu, n.d.). Armagan, (2006) охарактеризовал эту систему, как пирамиду по отбору лучших из лучших по способностям и внешности. Лишь немногим удавалось достичь Дворцовой школы. Спустя триста с лишним лет в 1789 году Томас Джефферсон, будущий президент США, предложил аналогичную систему отбора наиболее способных и образованных для реализации их потенциала в своем законопроекте "A Bill for the More General Diffusion of Knowledge" (Jefferson 1779).

user posted image

Схема Эндерунской системы

Учебный план и общее устройство Эндеруна

Эндерун состоял из трех факультетов за пределами дворца и одного непосредственно в его стенах. Согласно Миллеру (1973) в трех факультетах Эндеруна обучалось 2-3 тысячи студентов; еще 300 обучалось непосредственно в главном факультете во дворце. Учебный курс был разделен на пять основных специализаций.

1. Исламские науки: обучение арабскому, турецкому и персидскому языкам включительно.

2. Естественные науки: математика, география.

3. История, право, управление: дворцовый распорядок и государственные дела.

4. Прикладные науки, включая искусство и музыкальное образование.

5. Физкультура, включая военную подготовку (Ipsirli, 1995; Akkutay, 1984; Miller, 1973; Basgoz & Wilson, 1989)

У успешных выпускников было два варианта продолжения карьеры в соответствии с их способностями – правительственная или научная; те же, кто для этого не годился, назначались в армию. Одной из отличительных особенностей школы была система выслуг, которая заключалась в тщательно регламентированных поощрениях и взысканиях (Akkutay; Ipsirli; Miller). По утверждению Ipsirli главной задачей школы было не только дать образование, но и помочь студенту раскрыть свои способности. Выпускники Эндеруна могли говорить, читать и писать как минимум на трех языках, имели представление о новейших достижениях науки, владели как минимум одним ремеслом или искусством и превосходно разбирались как в командовании войсками, так и в навыках, необходимых простому воину в гуще боя. Эндерунская система никогда не стремилась сделать из студента только ученого, художника или воина; целью было универсальное образование, превращающее его в человека с энциклопедическими знаниями, достойного управлять империей.

Здания Эндеруна

user posted image

Третий двор Топкапы, где располагались палаты Эндерун. Миниатюра из Хюнер-наме, XVI век

Третий двор Топкапы состоит из Сокровищницы, Павильона Священной мантии и строений Дворцовой школы. Так что школа находилась в одном ряду с двумя главными ценностями Османских султанов – казной и реликвией Пророка. В Дворцовой школе располагалось семь залов (читай классов), в каждом было 12 учителей, отвечающих за умственное и академическое развитие студентов. Студенты носили специальные одежды, отличающиеся в зависимости от их достижений (Deri, 2009). Миллер упоминает вспомогательные помещения – библиотеку, мечеть, консерваторию, дортуар и хамам. Занятия в одном из классов Эндеруна см. на рис.1.

user posted image

Рис. 1. Миниатюра, изображающая учителя перед студентами в школе Эндерун дворца Топкапы. Стамбул (Osmanli kultur ve uygarligi, 2010)

Матракчи Насух

user posted image

Насух бен Абдалла аль-Силяхи аль-Матраки (Матракчи Насух или кратко Матраки) происходил из боснийской семьи с европейской части империи и стал студентом Эндеруна при Баязиде II (1481–1512). Во время обучения в Эндеруне он обнаружил многочисленные таланты и способности в целом ряде предметов. Он стал известнейшим в 16 веке математиком, историком, географом, топографом и даже мушкетером. Это был выдающийся витязь, каллиграф и инженер. Поскольку он был мушкетером, его называли аль-Силяхи (Yurdaydin, 1995), но по названию военного единоборства, которое он ввел для тренировки солдат, за ним закрепилось прозвище Матракчи.

В 1530 Матракчи перевел с арабского ценное историческое сочинение ат-Табари, а, кроме того, опубликовал собственное сочинение Tuhfet-ul Guzat о тактике, военных упражнениях и вооружении. В том же году, на церемонии обрезания сыновей Сулеймана I он представил свой картонный макет двух передвижных крепостей (Yurdaydin, 1995) (см. рис.2).

user posted image

Рис. 2. Изображение движущихся крепостей, сделанное Матраки в его книге Tuhfetu’l-guzat (Ayduz, 2009)

Спустя четыре года (1534) он вместе с Османской армией участвовал в Иранском походе Сулеймана, во время которого он изобразил в миниатюрах ряд посещенных им городов, продемонстрировав султану свои художественные способности. Джонстон (1971) охарактеризовал его работы, как сочетание изысканности и точности, бесценной для реконструкции истории архитектуры. На рис. 3 миниатюра Матраки, изображающая город Дярбакыр (на юго-востоке Анатолии, Турция).

user posted image

Рис. 3. Миниатюра Матраки, изображающая город Диярбакыр (Ayduz, 2009).

Umdetü'l-Hisâb и достижения Матракчи на ниве математики

Матраки возможно ярчайшее произведение образовательной программы Эндеруна, поэтому каждый эпизод его жизни, каждая написанная им книга, заслуживают отдельного исследования. Матраки написал два трактата по математике. Umdetü'l-Hisâb был последней редакцией, включившей в себя обе предыдущие книги. Помимо этого им было издано несколько трудов по истории, географии и военному делу. Однако внимание авторов привлекло прежде всего сочинение по математике, в особенности же то, как доступно для понимания читателей в нем изложены математические идеи.

Матраки объяснял свой интерес к математике словами пророка: «Ведите счет делам вашим при жизни» (Yurdaydin, 1963, p.17). Согласно Матраки математика – это благородная и прекрасная наука, которая позволяет лучше познать Аллаха (Yurdaydin, 1963). Подход Матраки к преподаванию математики заключался в доступности объяснений, понятных широкой аудитории, и возможности применить полученные знания в жизни. В этом отношении он был первопроходцем, и его книга – замечательный пример сочетания педагогических приемов с необходимым количеством информации.

Матраки был человек скромный; в ошибках он винил только себя, а честь полезных достижений приписывал вразумлению со стороны всеведущего Аллаха. Свою книгу он начинает извинениями за возможные ошибки, а затем дает общую характеристику содержанию. Первые главы посвящены особому османскому методу исчисления – siyakat, или ступенчатому методу, и предназначены для студентов Эндеруна, которым предстоит стать чиновниками империи. Матраки объяснял ступенчатый метод, который уходил в область дифференциального исчисления и лежал за пределами тогдашней обычной математики. Причиной появления дифференциалов была необходимость в секретности имперского документооборота. Для этого и был придуман неудобочитаемый ступенчатый метод. Другой причиной была необходимость записать большое количество информации более компактно. Ступенчатый метод позволял надежно зашифровать ценную информацию от посторонних глаз (Elitas, Guvemli, Aydemir, Erkan, Ozcan, and Oguz, 2008).

user posted image

Рис. 4. Индийские цифры

В следующей части своей книги Матраки впервые знакомит читателя с индийскими цифрами. Система цифр, известная нам сегодня, как арабская, была придумана индийскими математиками, о чем, в соответствии с османской этикой, требующей отдать дань уважения авторам идеи, сообщает читателям Матраки. Матраки приводит четыре действия с дробями и другие арифметические действия. На рис. 5 и 6 приведены два из шести методов умножения, приведенных в его книге. Обоими способами показано, как вычислить 155 x 525 = 81375. Первый метод, на рис. 5, известен как «кости Напьера», поскольку Джон Напьер описал его примерно через 50 лет после выхода Umdetü'l-Hisâb Матраки.

user posted image

Рис. 5. Решетчатый способ умножения (Matraki, p.164)

user posted image

Рис. 6. Треугольный способ умножения (Matraki, p.164)

Далее в своей книге Матраки приводит задачи из реальной жизни, чтобы раскрыть методику алгебраических рассуждений. Примеры он берет из повседневности, стремясь рассмотреть в них сложные насущные проблемы своих учеников. Он задает задачу, оставляет место для того, чтобы читатель попытался решить ее самостоятельно, а затем в форме занимательного рассказа объясняет свое решение.

Наконец Матраки проявляет и свой художественный талант, воплощенный в таблицах преобразований между различными размерностями, принятыми в Османской империи (см. рис. 7). Матраки показывает способ извлечения квадратного корня из больших чисел и по-новому рассматривает другие математические задачи, с которыми его современникам приходилось сталкиваться ежедневно. Его книга стала одним из основополагающих трудов европейской и османской науки, на который продолжали ссылаться спустя более двухсот лет после его смерти.

user posted image

Рис. 7. Диаграмма преобразований размерностей (Matraki, p.26)

Выводы

Исследователи полагают, что османский вклад в мировую цивилизацию не ограничивается величественными мечетями и достижениями в военном деле. Школа Эндеруна была не просто зданием или школой – это была единственная в своем роде передовая система образования для одаренных. Она значима, как один из ранних примеров мультикультурализма, объединявший выходцев из разной этнической среды, научая жить вместе ради общего дела. Мультикультурная атмосфера Эндеруна оказывала положительное влияние на субъекты Османской империи до ее заката. Меритократическая система, царившая в факультетах Эндеруна, была, по мнению исследователей, залогом успеха.

Umdetü'l-Hisâb Матраки показывает, что многие методы арифметических вычислений были известны и широко использовались в Османской империи. Матраки заложил основы успешного преподавания математики, привнеся примеры из повседневности, поэтому его читатели имели возможность применить теорию на практике. В этом отношении он заслуживает признания, наряду с другими своими дарованиями, еще и как учитель. Матраки – лучшее подтверждение эффективности Эндерунской системы, пример того, насколько ее выпускники были искушены в науках и искусствах.

Corlu, M. S., Burlbaw, L.M., Capraro, R. M., Han, S., & Corlu, M. A. (2010). The Ottoman palace school and the man with multiple talents, Matrakçı Nasuh. Journal of the Korea Society of Mathematical Education Series D: Research in Mathematical Education, 14(1), p. 19-31

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здесь уже приводились миниатюры Матракчи. Вот побольше.

user posted image

The hippodrome of Constantinople in a miniature of Matrakci Nasuh, 1536

user posted image

Barbarossa's fleet wintering in Toulon, 1543

user posted image

Map of Constantinople by Matrakci Nasuh

user posted image

Map of Hamedan, Iran

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

Share this post


Link to post
Share on other sites

user posted imageuser posted image

user posted imageuser posted image

user posted image

Map of Tabriz

user posted image

Miyaneh, East Azarbaijan, Iran

user posted image

Soltaniyeh, Zanjan, Iran 1

user posted image

Soltaniyeh, Zanjan, Iran 2

user posted image

Zanjan, Iran

user posted image

View of Eskisehir

user posted image

Sivas, 1537

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поскольку он был мушкетером, его называли аль-Силяхи (Yurdaydin, 1995)

Силяхи или Силяхтар - это меченосец.

А вообще, Эндерун - это внутренняя часть дворца, если в широком смысле, а в узком - гарем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вообще, Эндерун - это внутренняя часть дворца, если в широком смысле, а в узком - гарем.

Слово "эндерун", чтобы не отступать от его коренного значения, ближе всего можно было бы передать русским выражением: "внутренние покои", но такая передача не будет вполне верной. "Эндерун", это — женская половина, точно так, как "бирун" есть половина мужская. Так всегда и рассчитана постройка персидского дома: у людей зажиточных в большинстве случаев вы найдете две резко разделенные половины, а в среднем и низшем классе — небольшой ряд совершенно отдельных комнат, не имеющих непосредственного сообщения одна с другой. С таким планом очень трудно примиряется приезжий европеец, почему-либо поставленный в необходимость нанять дом чисто персидского устройства. Но особенно резко бросается в глаза разобщенность мужского и женского помещений при взгляде на загородные шахские дворцы, как, напр., Ишрет-абад, Салтанет-абад, Ниаверан, переименованный теперь в Сахиб-кыранийэ в честь триддатилетнего царствования шаха, который с тех пор только имеет титул "сахиб-кыран'а", и др. Здесь обыкновенно в прекрасном саду, в стороне от собственных чертогов шаха, разбросан ряд крохотных домиков, совершенно одинаковых и по наружному виду, и по внутренней отделке, числом 15 — 20, предназначенных для четырех законных жен и неограниченного числа "сигэ" (наложниц). Каждый домик всецело принадлежит одной супруге.

Таким образом "эндерун" прежде всего — помещение для жен и их прислужниц (кениз), переступать порог которого для мужчин строжайше запрещено законом; исключение составляют: во-первых, шах, пред которым раскрыты двери всякого гарема настежь, и который при встрече с любой женщиной имеет право приказать ей открыть лицо, что та и исполняет беспрекословно, не считая этого позорным; во-вторых, сам хозяин дома, затем его ближайшие родственники, "черные" — евнухи и мальчики- дети вместе с их сверстниками, во главе которых стоит "гулям-бачэ", служащими как для развлечения эндерунного населения, так и для исполнения разного рода мелких поручений и услуг. Потом уже под "эндеруном" разумеются самые "ханум" — дамы, связанные с кем-либо на правах законных жен или "сиге". Нередко можно услышать такого рода разговор. По улице движется одна или несколько карет, буквально наполненных черными чадурами с белыми рубендами (покрывалами), окруженных со всех сторон евнухами, гулямами и прочей челядью. Персиянин, весьма большой любитель "тамаши" (поглазеть) и до крайности любопытный, не преминет спросить:

— Чей это эндерун?

Или вы можете схватить такого рода фразу: "Велик эндерун у такого-то Абдуллы или Аббаса?" — "У него всего только две жены"...

Замечательно, что слово "гарем", — также как и "эндерун", имеющее двоякое значение и нам хорошо известное, почти не пользуется правом гражданства в разговорной речи персов: народ с большей охотой обходится собственным, родным выражением. Слово "гарем", или правильнее "харем", — арабское.

Персидский эндерун. Письма из Тегерана // Вестник Европы, № 10. 1886

Однако вот в чем противоречие: "Изразцовый павильон", в котором располагался гарем, находился за пределами Топкапы, и только подкаблучник Сулейман перетащил свой гарем к себе во дворец (на мой взгляд - напрасно). А поскольку Эндерун был основан при Мехмеде II, когда гарема на территории Топкапы не было, то в данном случае правильнее всего будет перевести "эндерун" как "личные покои".

На плане видно, что Эндерун Авлусу и Гарем - разные комплексы дворцовых построек.

[spoil=План Топкапы]user posted image[/spoil]

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0