3 489 сообщений в этой теме

(Сергий @ Сегодня, 21:40)
Следы руси

А следов руси в Гнёздове было 6000 штук. Осталось около 1500. Я видел, как с такими следами бульдозеристы работают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Сергий @ Сегодня, 21:59)
Я давно не смотрю телеящик.

И-нет тоже бы порвало. Факт в том, что никаких атрибутов "славянскости", "иранскости", "рускости" - вообще ничего такого археология дать не в состоянии. Гадание на кофейной гуще да лихорадочный поиск цитат из арабов или византийцев...

(Сергий @ Сегодня, 22:02)
А следов руси в Гнёздове было 6000 штук

Прямо с надписями "Яз русь"? См. выше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Факт в том, что никаких атрибутов "славянскости", "иранскости", "рускости" - вообще ничего такого археология дать не в состоянии.

Вы, я смотрю, ставите под сомнение взаимосвязь археологической культуры и этноса dry.gif

Таким образом, в каждой археологической культуре представлен неэтнический и этнический слой, благодаря чему мы можем говорить о соответствии культуры этносу, если мы выявили ядро культуры, установили ее периодизацию и определили характерные для каждого этапа сумму признаков. В этой связи вновь встает вопрос, какие категории предметов, составляющие культуры могут быть вынесены в ядро культуры.

Ну и далее керамика, погребальный обряд....
Сафронов В. А. Индоевропейские прародины
http://docs.podelise.ru/docs/index-1788.html?page=5

чьи вообще она "следы" там дает?

Гугл Вам в помощь hi.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Прямо с надписями "Яз русь"? См. выше.

Нет. " Я- варяг" russian.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Сергий @ Окт 9 2013, 21:40)
Следы руси, известной Ибн-Хордадбегу - купцов. Но в них нет ничего норманнского.

В погребальном обряде руси древнего Смоленска я обратил внимание на два обстоятельства:
1. Округа древнего Смоленска заселена летописными словенами кривичами. Они хоронят своих усопших в так называемых "длинных курганах". Т.е на лицо искомое явное и резкое отличие словен и руси.
2. Погребальный обряд жителей древнего Смоленска поражает удивительным единообразием. Т.е. большая часть населения Смоленска являлась одним этносом и придерживалась единых религиозно-мифологических представлений изначальной руси.

«В. А. Булкин нарисовал достаточно точную и убедительную картину последовательности операций при сооружении курганов в Гнёздове: «1) выбор ровной площадки – места будущего кургана; 2) выжигание растительности (ритуальный огонь); 3) сооружение деревянной конструкции и помещение на ней трупа; 4) акт сожжения; 5) собирание пережженных костей в глиняную урну и установка её в центре кострища, сгребание части кострища к урне; 6) установка сосудов с заупокойной пищей, битьё сосудов; 7) сооружение погребальной насыпи из земли, взятой вокруг основания площадки или привезенной со стороны». По заключению исследователя, 80-85% гнёздовских курганов были сооружены именно таким образом".

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1269&st=45

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
(Сергий @ Окт 9 2013, 21:40)
Норманны своих героев помнили, но не этих.

Мне попался под руку текст в очень точных выражениях описывающий то, что давно хотел выразить я.
(Я заменил в тексте некоторые слова по смыслу [они в квадратных скобках]. Не сочтите за плагиат. Исходный текст здесь - http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1368)

Вот что получилось:

К 850-м гг. [русь] стали значительной силой. У них были свои социальные институты, военные формирования и предводители. Изначально ядро их составляли [словене]-отступники, предавшие ["обычай свой"] и присоединившиеся к северным язычникам [и южным кочевникам]...
Несомненно, значительную часть среди них составляли дети от смешанных браков, получившие в наследство неудобоваримую смесь традиций и верований того и другого народа, оскорбительную и для [варягов], и для [словен, и прочих]. Эти люди с их сомнительным происхождением, эклектической религией и непонятными политическими интересами, разумеется, ни у кого не вызывали симпатии. В 850-х гг. они сражались против [варягов], против [словен] и против тех и других вместе. К тому же они были самыми жадными и безжалостными среди мародеров. Как политическая сила они [не] утратили свою значимость к 860-м гг., [и] продолжали вносить свой вклад в копилку неисчислимых бед, обрушившихся на [путь из варяг в греки, и словен, живущих "обычаем своим", и не принявших "закон руский"].

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

(Сергий @ Окт 7 2013, 09:30)

7. Религия и мифология (данные отрывочные, но они есть...)

(Сергий @ Окт 7 2013, 09:30)

боги руси - балто-славянские,

(Plunkett @ Окт 8 2013, 18:58)

По каким текстам реконструированы?

Первыми текстами, дошедшими до нашего времени от изначальной руси, несомненно следует считать договоры руси с греками.

В тексте договора 945 года князь Игорь и его русь клянется Перуном.

Перун-Поренутий-Перкунас может быть расценен только как балто-славянское божество.

Следует отметить некоторую чужеродность Перуна славянскому "небесно-солнечному" пантеону "Сварог-Сварожич-Даждьбог".

Следует отметить полное отсутствие Перуна в тексте "Слова о полку Игореве", изобилующем дохристианскими эпическими символами - "Даждьбогов внук", "Велесов внук", "Стрибожьи внуки" и т. д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перун-Поренутий-Перкунас может быть расценен только как балто-славянское божество.

Следует отметить некоторую чужеродность Перуна славянскому "небесно-солнечному" пантеону "Сварог-Сварожич-Даждьбог".

Первоначальное обитание варягов-руси на южную Балтику выводит. Никаких весомых аргументов против что-то уже и подобрать не могу. Если у кого имеются - хотелось бы услышать. Интересно было бы поразбирать.

Следует отметить полное отсутствие Перуна в тексте "Слова о полку Игореве", изобилующем дохристианскими эпическими символами - "Даждьбогов внук", "Велесов внук", "Стрибожьи внуки" и т. д.

Объяснить можно тем, что раз сочинение как-бы Велесова внука, то это иная традиция религиозная, другой пантеон, поэт же и к жреческим функциям тоже типа отношение имеет, ну и не обязан "чужих" богов упоминать.

1 пользователю понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
"геральдика" руси - самобытная, но возможно её заимствование из Хазарии.

55494_original.jpg

Фрагмент поясного набора кочевника раннего средневековья, найденный на территории современной Башкирии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"геральдика" руси - самобытная, но возможно её заимствование из Хазарии.

А что, из Хазарии разве было чего позаимствовать в геральдическом плане?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фрагмент поясного набора кочевника раннего средневековья, найденный на территории современной Башкирии.

Кстати кочевники и сами могли у русов позаимствовать некоторые знаки.

Ну и опять же, это мог быть фрагмент пояса "руского" производства, который кочевник где-то приобрёл, или трофей.

Изменено пользователем Mukaffa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что, из Хазарии разве было чего позаимствовать в геральдическом плане?
Mukaffa, речь здесь идет не о привычной нам средневековой геральдике, а о так называемых "знаках Рюриковичей" или "тамге Рюриковичей". Побробнее "Знаки Рюриковичей" и их происхождение рассмотрены в разделе "Геральдика и вексиллология"

http://svitoc.ru/index.php?showtopic=862

(Тема ветки "Изначальная русь" - по отдельным направлениям (оружие руси, костюм руси, язык руси и т. д.) - излагается для большей убедительности в смежных ветках.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну и опять же, это мог быть фрагмент пояса "руского" производства, который кочевник где-то приобрёл, или трофей.
Тамги в Причерноморье были известны задолго до появления русов - более того, задолго до появления славян. Вот тамга царя Боспора II века Тиберия Юлия Евпатора:

767px-Tamga_of_Tiberius_Julius_Eupator.J

Тут о "русском производстве" можно думаю не обсуждать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Раскопки графа Уварова в 1851-1854г. Прокомментируйте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Mukaffa, речь здесь идет не о привычной нам средневековой геральдике, а о так называемых "знаках Рюриковичей" или "тамге Рюриковичей". Побробнее "Знаки Рюриковичей" и их происхождение рассмотрены в разделе "Геральдика и вексиллология"

http://svitoc.ru/index.php?showtopic=862

А хорошо, а то я не сообразил вначале.)) обязательно ознакомлюсь, спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тамги в Причерноморье были известны задолго до появления русов - более того, задолго до появления славян. Вот тамга царя Боспора II века Тиберия Юлия Евпатора:

Тут о "русском производстве" можно думаю не обсуждать.

Понял. Но моим догадкам эти данные вообщем-то не противоречат, скорее наоборот.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Понял. Но моим догадкам эти данные вообщем-то не противоречат, скорее наоборот.

Наши дежурные телепаты в летнем отпуске :D но я попробую распознать - куда вы клоните?

В "геральдике" Рюриковичей и военно-дружинной символике изначальной руси совершенно не различимо какое-либо скандинавское (варяжское?) влияние. (И я с этим согласен).

Угадал?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наши дежурные телепаты в летнем отпуске :D но я попробую распознать - куда вы клоните?

В "геральдике" Рюриковичей и военно-дружинной символике изначальной руси совершенно не различимо какое-либо скандинавское (варяжское?) влияние. (И я с этим согласен).

Угадал?

Да относительно геральдики пока не вникал. Но вкратце так: Рюрик вполне себе мог быть скандинавом и сидеть в Ладоге, это возможно ещё до приглашения варягов-руси ("варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. ... изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть").

Местом обитания же варягов-руси была Самбия, те. прибрежная полоса от Вислы до территории куршей, включая Земландский (Самбийский) полуостров. Понятно что ими осуществлялся контроль древнего Янтарного пути. ... ну и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да относительно геральдики пока не вникал.

И напрасно ;)

"Геральдика" и военно-дружинная символика изначальной руси - один из признаков по которому можно совершенно безошибочно выделить русь среди прочих этносов раннего Средневековья. Загляните, например, в книгу "Граффити на восточных монетах". И вы убедитесь - сейчас (через тысячу лет!) мы можем совершенно безошибочно сказать - какую из этих монет держал в руках приезжий наёмник-"фардренг" из далёкой Скандинавии, а какую - русин из ближайшего окружения князей "Рюриковичей".

(см. книгу Граффити на восточных монетах в разделе Файлы) -

http://svitoc.ru/index.php?app=downloads&showfile=141

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Рюрик вполне себе мог быть скандинавом и сидеть в Ладоге, это возможно ещё до приглашения варягов-руси...

1. До Рюрика и до "приглашения варягов-руси" - русь уже известна в Восточной Европе по сообщениям Бертинских анналов и Ибн-Хордадбега..

2. "Варяги-русь" известны только по "легенде о призвании варягов" всё прочее содержание ПВЛ четко отличает варягов от руси, русь - от словен. Такие же различия видны в свидетельствах византийских и арабских раннесредневековых источников.

Местом обитания же варягов-руси была Самбия, те. прибрежная полоса от Вислы до территории куршей, включая Земландский (Самбийский) полуостров. Понятно что ими осуществлялся контроль древнего Янтарного пути. ... ну и т.д.

3. А где в это время обитали "НЕваряги-русь", которыми правил каган? (известный по сообщению Бертинских анналов 839 г.) Варягами правили конунги, а не каганы ;) Кроме того - припоминаю - послы кагана не доверяли Янтарному пути - на нем жили "варварские народы" ;)

4. "Варяги-русь" известны нам только по "легенде о призвании варягов", которая летописными свидетельствами IX столетия никак не подтверждена, и только сбивает нас с пути в поиске и локализации изначальной руси.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. До Рюрика и до "приглашения варягов-руси" - русь уже известна в Восточной Европе по сообщениям Бертинских анналов и Ибн-Хордадбега..

Конечно известна, собственно она должна быть известна ещё со времён "готовских" уж точно.))

2. "Варяги-русь" известны только по "легенде о призвании варягов" всё прочее содержание ПВЛ четко отличает варягов от руси, русь - от словен. Такие же различия видны в свидетельствах византийских и арабских раннесредневековых источников.

Отличает только тогда когда варяги-русь прибыли "на Русь".

ПВЛ отличает к тому же варягов первоначально сбиравших дань "с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей", от варягов-руси впоследствии приглашённых. Т.е. первые варяги названы "варягами" - общим термином который по-видимому означает участие различных групп варягов(перечисленных Нестором позже), вторые же варяги - "варяги-русы" чётко выделены из списка "варяжской группы" приведённой в летописи.

3. А где в это время обитали "НЕваряги-русь", которыми правил каган? (известный по сообщению Бертинских анналов 839 г.) Варягами правили конунги, а не каганы ;) Кроме того - припоминаю - послы кагана не доверяли Янтарному пути - на нем жили "варварские народы" ;)

Во первых, почему это "неваряги", а во-вторых, некая группа русов вполне могла создать какое-то гособъединение на восточноевроп. землях с участием также войск из бывших аваров, по этой причине предводитель русов и мог взять себе титул кагана. Это если конечно всё сообщение в Бертинских анналах принять за чистую монету.

Разве предводители русов конунгами назывались? свидетельства кроме саг нужны.

Не, там о пути типа из Константинополя домой имелось ввиду.

4. "Варяги-русь" известны нам только по "легенде о призвании варягов", которая летописными свидетельствами IX столетия никак не подтверждена, и только сбивает нас с пути в поиске и локализации изначальной руси.

Варяги означают викингов. Правильно? По всему контексту источников очевидно что русы подпадают именно под категорию викингов. Единственно они использовали коней более активно чем скандинавы. Но у пруссов то(соседей варягов-руси) как-раз конница у знати в почёте была в первую очередь.

Так что пока серьёзных противоречий в локализации варягов-руси именно в Самбии - не наблюдаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Конечно известна, собственно она должна быть известна ещё со времён "готовских" уж точно.))

Росомоны? Союзники готов? Это тоже изначальная русь?

Очень спорно... (но для этого и есть форум)

Развернуто обосновать сможете? (тогда выделим в новую ветку)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Росомоны? Союзники готов? Это тоже изначальная русь?

Очень спорно... (но для этого и есть форум)

Развернуто обосновать сможете? (тогда выделим в новую ветку)

Не, развернуто пока нет. Но это как-бы следует из всех данных. Я ж недавно пришёл к выводу о Самбии. Так что тут полно ещё делов для исследований. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ПВЛ отличает к тому же варягов первоначально сбиравших дань "с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей", от варягов-руси впоследствии приглашённых. Т.е. первые варяги названы "варягами" - общим термином который по-видимому означает участие различных групп варягов(перечисленных Нестором позже), вторые же варяги - "варяги-русы" чётко выделены из списка "варяжской группы" приведённой в летописи.

Я в "легенде о призвании варягов" вижу только одно здравое зерно:

русь и словене Восточного Пути (пути "из Варяг в Греки") в трудные времена призывают на помощь своих соплеменников, "варяживших" (викинговавших) за морем. Т. е. предводителем "варяжской руси" в этот момент мог оказаться и скандинав, и балт и словенин... Кроме того - у предводителя могла быть скандинавская родня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я в "легенде о призвании варягов" вижу только одно здравое зерно:

русь и словене Восточного Пути (пути "из Варяг в Греки") в трудные времена призывают на помощь своих соплеменников, "варяживших" (викинговавших) за морем. Т. е. предводителем "варяжской руси" в этот момент мог оказаться и скандинав, и балт и словенин... Кроме того - у предводителя могла быть скандинавская родня.

Основной состав варягов-руси скорее - славяно-балтский, скандинавы конечно тоже вполне могли присутствовать, но в минимальном количестве.

Кстати, имеет смысл обратить внимание на древние имена о.Готланд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Материальные следы присутствия вагров в Восточной Европе
      Автор: Mukaffa
      Когда появилось арабское серебро в южной Балтике? - Оно появилось там - в конце VIII века. Представляете какая неприятность?)))
       
      Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.
       
      А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?
    • Варяги - народ или сословие?
      Автор: Mukaffa
      В этой фразе -  "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").
       
       
    • Ободриты и лютичи
      Автор: Mukaffa
      Причём тут самоназвание? Я вам о ПВЛ. Каким словом в ПВЛ и прочих древнерусских летописях обозначены ободриты? Ищите!))
    • 300 золотых поясов
      Автор: Сергий
      В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит.Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.
      Кто же были эти люди, именуемые "золотыми поясами"?
      Что еще о них известно?