3 489 сообщений в этой теме

Все вопросы по руси (балтах, верующих в Перуна, в отличие от верующих в Сварога славян)-не ко мне.
Ясное дело - не к вам, Анатол ;)
География находок определенно свидетельствует, что топорики-амулеты не имели широкого распространения среди сельского населения. Их владельцами были главным образом жители городов, военных крепостей и дружинных поселков. Симптоматичны находки топориков в пограничных пунктах: на юге, в Поднепровье и Посулье (Лиллява, Яблоново, Торговицкое, Воинь), юго-востоке (Белая Вежа) и западе Руси (Дрогичин, Букивна, Городница), т. е. в тех местах, которые особенно часто оказывались ареной военных действий. За пределами Руси топорика встречены на территории Пермской губернии, на Ветлуге, в Волжской Болгарии, на о. Вайгач. в Эстонии, Польше и Финляндии – там, где русские дружинники собирали дань или куда они совершали военные походы. В Кемском некрополе, в могильнике Оленино и в курганной группе у д. Городище зафиксированы погребения как с топориками-амулетами, так и с настоящими боевыми топорами, что указывает на принадлежность их обладателей к одной и той же среде.
...
 
Н. А. МАКАРОВ
ДРЕВНЕРУССКИЕ АМУЛЕТЫ-ТОПОРИКИ
 "Российская археология", № 2, 1992 год

http://svitoc.ru/topic/2160-boevye-topory-rusi/#entry22694

 

 

Но именослов послов Русов...
Послы - это челядь. Челядь "эпохи викингов" - это заморские фардренгир. А их господа - светлые князья - не известны по именам из договора рускаго князя Олега.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Простите, может исток будет в районе Бирки?
К тому же в Европе ободритов хорошо знали и перепутать с русью не могли.
Нет, не могли. Как и вагров-варинов которые и были одной из разновидностей ободритов-бодричей, не могли перепутать с варягами.
Бирку и её конунгов хорошо знали христианские миссионеры IX столетия. Свеи Бирки - это не русь.

1. Крещение Бирки не имееи никакого отношения к крещению руси.

2. В Бирке не было характерного для руси капища Перуна.

 

 

Да и пантеон Владимира в Киеве затачивался явно под перуна...
Князь Владимир и его русь навязали киевлянам поклонение Перуну (см. ПВЛ).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да, но все же Биркой ее сейчас так называют, настоящее название неизвестно. При. этом там не просто присутствовали славяне, но и есть их захоронения и не как рабов и обслуги, а как купцов, а также салтовские вещи (кафтан, вроде находили).
Находили не салтовский кафтан, а типичный для верхней одежды руси набор бронзовых пуговиц с элементами шелковой отделки (шелк в могиле с трупоположением сохраняется лучше, чем сукно - см. педивикию :D )

 

 

Город, торговый и загнулся он к середине десятого, началу одиннадцатого века...
В связи с изменениями в торговых потоках серебра (см. Титмара Мерзебургского) и разгромом Хазарского каганата, как посредника в торговле по "Восточному пути".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как вы относитесь к изысканиям некоего Березовца и Галкиной по поводу Русского Каганата?

 

Я кратенько . Никакого русского кагагната в природе нет . Есть именование правителя каганом . Каганат есть только в историографии - Седов , Гумилев и тд . А Галкина фричка конешно очень симпатичная но ... Резко поменять палаши на мечи и топоры , аргамаков на лодьи , курганы на катакомбы  довольно странно .

Аланов и хазар в Византии давно знают и вдруг в 860 г . резко перестали узнавать и они еще и оказались Normannorum gentes .

 

а также и необходимой численностью людей для набега на Константинополь ив 860 году

 

На окрестности . В отсутствии флота , армии , василевса и даже части гарнизона . 

 

 

Послы - это челядь.

 

Отож . И обельные грамоты на них выправлены .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как вы относитесь к изысканиям некоего Березовца и Галкиной по поводу Русского Каганата? Ну короче, что Салтово-маяцкая Культура и есть Русь. 

 

Салтовцы входили в зону влияния "Руси", так можно тогда сказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, не могли. Как и вагров-варинов которые и были одной из разновидностей ободритов-бодричей, не могли перепутать с варягами. Хотя это одна из любмиых песен балтославов, что варины-руяне, это Русь-варяги, что в принципе не может быть по определению. 

 

Можно скажем предположить, что "варяги" произошло от "варингов/варинов", как обозначение "викингов", т.е. вначале как типа варинов-руян, посещавших Приладожье, а впоследствии как общее наименование и всех викингов, что кстати нисколько не будет противоречить Нестору.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ография находок определенно свидетельствует, что топорики-амулеты не имели широкого распространения среди сельского населения. Их владельцами были главным образом жители городов, военных крепостей и дружинных поселков. Симптоматичны находки топориков в пограничных пунктах: на юге, в Поднепровье и Посулье (Лиллява, Яблоново, Торговицкое, Воинь), юго-востоке (Белая Вежа) и западе Руси (Дрогичин, Букивна, Городница), т. е. в тех местах, которые особенно часто оказывались ареной военных действий. За пределами Руси топорика встречены на территории Пермской губернии, на Ветлуге, в Волжской Болгарии, на о. Вайгач. в Эстонии, Польше и Финляндии – там, где русские дружинники собирали дань или куда они совершали военные походы. В Кемском некрополе, в могильнике Оленино и в курганной группе у д. Городище зафиксированы погребения как с топориками-амулетами, так и с настоящими боевыми топорами, что указывает на принадлежность их обладателей к одной и той же среде.
Ну и о чем это говорит? Что село и город тогда мягко говоря не одно и то же. 
Послы - это челядь. Челядь "эпохи викингов" - это заморские фардренгир. А их господа - светлые князья - не известны по именам из договора рускаго князя Олега.
Зато известен русскаго князь Олег (если такой и был), а также и Игорь и Ольга и их имена совсем уж не славянские. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Бирку и её конунгов хорошо знали христианские миссионеры IX столетия. Свеи Бирки - это не русь. 1. Крещение Бирки не имееи никакого отношения к крещению руси. 2. В Бирке не было характерного для руси капища Перуна.
Так по Адаму Бременскому Бирка лежит не в стране Свеев, а в стране гетов. То, что сейчас называют найденную Бирку  на п-ове Бьерке, Биркой не означает, что это та самая Бирка. А вот зато, эта псевдо Бирка очень хорошо подходит под арабские написания острова русов. Логично предположить, что эта псевдо Бирка и есть город Русов на острове, полуострове русов. 
Князь Владимир и его русь навязали киевлянам поклонение Перуну (см. ПВЛ).
Так, а кто спорит то. До Русов там господствовала СМК и Хазарский Каганат.но учитывая что в пантеоне Владимира был Даждьбог и Семаргл, то это указывает как раз на остаточное влияние СМК.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Находили не салтовский кафтан, а типичный для верхней одежды руси набор бронзовых пуговиц с элементами шелковой отделки (шелк в могиле с трупоположением сохраняется лучше, чем сукно - см. педивикию )  
Тут можно поподробней.какого века эта находка и где она расположена? У меня на другом форуме процветает диспут с апологетом  СМК и он приводит  этот "кафтан". как доказательство более сильного присутствия алан, а не скандов и то что из за этого Русь, это аланы -СМК.
В связи с изменениями в торговых потоках серебра (см. Титмара Мерзебургского) и разгромом Хазарского каганата, как посредника в торговле по "Восточному пути".
Так это бы и способствовало оттоку знати и торгашей уже на Русскую Русь,все равно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Салтовцы входили в зону влияния "Руси", так можно тогда сказать.
Нет, у аппологетов салтовцев, там такой подвыверт, что это и славяне и сканды на севере даже входили в в зону влияния СМК. И салтовские аланы, это и есть Русы-Рхасы-Росы-Роксоланы и т.д. В том числе в описании арабов. Оттуда и титул каган и тамга рюриковичей и т.д. И только они дескать могли мобилизоваться на войну и с Византией и  для походов на Каспий, потому как скандов и славян на севере, то есть северней Смоленска совсем мало было. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Можно скажем предположить, что "варяги" произошло от "варингов/варинов", как обозначение "викингов", т.е. вначале как типа варинов-руян, посещавших Приладожье, а впоследствии как общее наименование и всех викингов, что кстати нисколько не будет противоречить Нестору.
Не можно предположить. Тут либо Ободриты Варины, либо Рюгинские Раны из Вильцов. Кто то один должен быть, при это между ободритами и вильцами проистекал на тот момент форменный антагонизм. Да и вэрингер никто не отменял.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
кратенько . Никакого русского кагагната в природе нет . Есть именование правителя каганом . Каганат есть только в историографии - Седов , Гумилев и тд . А Галкина фричка конешно очень симпатичная но ... Резко поменять палаши на мечи и топоры , аргамаков на лодьи , курганы на катакомбы  довольно странно .
Это известно. Там у них подтасовка того, что дескать в СМК тоже жили славяне и потому некоторые моменты схожи. А заодно и то, что в СМК 78% войска составляла пехота. Хотя русы по арабам коней вообще не знают. 
Аланов и хазар в Византии давно знают и вдруг в 860 г . резко перестали узнавать и они еще и оказались Normannorum gentes .
На такое у них тоже есть отговорка, что Л. Кремонский не только назвал у себя  норманами русов, но и Хазар и Печенегов,  и отсюда вывод что он норманнами называет тех кто живут севернее Константинополя. А не только русы норманны. 
а окрестности . В отсутствии флота , армии , василевса и даже части гарнизона . 
Это известно. Вот они и говрят, что на середину 9 века, ни Ладога ни Рюриково Городище ни Гнездово, не могли дать нормально народу для набега, там в этих городах жило всего по 200 человек. И, что следов присутствия норманнов южнее Ладоги до 10 века нет. А только там жили салтовские аланы и славяне и это они совершили этот набег, причем на маленьких лодках долбленках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зато известен русскаго князь Олег (если такой и был), а также и Игорь и Ольга и их имена совсем уж не славянские. 

 

Не славянские, но славянизированные, заимствования личных имён у других народов и культур это обычная практика вообще-то: Петр-Пьер, Иван-Иоанн, и т.д. и т.п. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет, у аппологетов салтовцев, там такой подвыверт, что это и славяне и сканды на севере даже входили в в зону влияния СМК. И салтовские аланы, это и есть Русы-Рхасы-Росы-Роксоланы и т.д. В том числе в описании арабов. Оттуда и титул каган и тамга рюриковичей и т.д. И только они дескать могли мобилизоваться на войну и с Византией и  для походов на Каспий, потому как скандов и славян на севере, то есть северней Смоленска совсем мало было. 

Апологетам - апологетово, а мы пытаемся выяснить как на самом деле было. Каган - от аваров, а территория СМК вполне могла быть частью некоего "русского каганата", как одного из "протогосударств" русов. Да хватало там населения, Волго-Окский регион тоже не стоит забывать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не можно предположить. Тут либо Ободриты Варины, либо Рюгинские Раны из Вильцов. Кто то один должен быть, при это между ободритами и вильцами проистекал на тот момент форменный антагонизм. Да и вэрингер никто не отменял.

А между островными(Рюген и Фембре) не протекало никаких антагонизмов, ибо это были свои епархии так сказать, и не надо забывать что речь именно о викингах, а не просто об ободритах и вильцах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не славянские, но славянизированные, заимствования личных имён у других народов и культур это обычная практика вообще-то: Петр-Пьер, Иван-Иоанн, и т.д. и т.п. 
А не в этом дело. А в том, какое на момент своих действий или существования носил к примеру Вещий  Олег? Свое скандинавское, али уже славянизированное? Учитывая, что у Хазар в переписке упоминается предводитель русов как HLGV, то вероятнее всего считать, что если и был тот легендарный вещий Олег, то на момент своей жизни он был именно Хельгом, как и остальные русы скандами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Каган - от аваров, а территория СМК вполне могла быть частью некоего "русского каганата", как одного из "протогосударств" русов.
Нет. Не могла. Либо она каганат и уже не Русов с севера, алан Рхасов или она не каганат и никого каганата там вообще у русов не было. И аланы, эти это не какие не русы, а асы или ясы с которыми в последствии и воевал Святослав. 
Да хватало там населения, Волго-Окский регион тоже не стоит забывать.
А следы норманнов там на середину девятого века есть?
А между островными(Рюген и Фембре) не протекало никаких антагонизмов, ибо это были свои епархии так сказать, и не надо забывать что речь именно о викингах, а не просто об ободритах и вильцах.
Так варины же не с островов, эти вполне сухопутные. Так что не выглядят они Варягами. Все равно от скандов деться некуда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А Галкина фричка конешно очень симпатичная но ...
А есть какие нибудь ссылки  на критику идей Галкиной и Березовца?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А не в этом дело. А в том, какое на момент своих действий или существования носил к примеру Вещий  Олег? Свое скандинавское, али уже славянизированное? Учитывая, что у Хазар в переписке упоминается предводитель русов как HLGV, то вероятнее всего считать, что если и был тот легендарный вещий Олег, то на момент своей жизни он был именно Хельгом, как и остальные русы скандами.

А потом его переименовали что-ли? Договор(рус-визант) лучше почитайте, так там точно Олег, а не Хельги, и выдумывать ничего не придётся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет. Не могла. Либо она каганат и уже не Русов с севера, алан Рхасов или она не каганат и никого каганата там вообще у русов не было. И аланы, эти это не какие не русы, а асы или ясы с которыми в последствии и воевал Святослав. 

 

Это с чего вдруг? Предводитель из русов, дружина тоже, а остальной войско из местных, в т.ч. и алан. А каган, потому-что было создано видимо какое-то крупное объединение в регионе, вот и потребовался соответствующий титул.

 

 

 

 А следы норманнов там на середину девятого века есть?

А причём тут норманны? кого вы под "норманнами" имеете ввиду? 

 

 

 

 

Так варины же не с островов, эти вполне сухопутные. Так что не выглядят они Варягами. Все равно от скандов деться некуда.

 

На острове Фембре(Фемарн) вагры жили, и к тому же издавна считались самыми опасными пиратами на Балтике(вместе с руянами), так что никакой сухопутностью здесь и не пахнет, а скандами тем более.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А потом его переименовали что-ли? Договор(рус-визант) лучше почитайте, так там точно Олег, а не Хельги, и выдумывать ничего не придётся.
Если не ошибаюсь этот договор во многом содран с договора Игоря. Так, что как там по настоящему неизвестно. Но в кембриджском документе вождь русов фигурирует как HLGV. Реального синхронного документа который  (кроме кембриджского) мог бы сказать о существовании Олега нет. Отсюда остается,то что он может быть Хельгом изначально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если не ошибаюсь этот договор во многом содран с договора Игоря. Так, что как там по настоящему неизвестно. 

Ошибаетесь. Лучше самому почитать.

 

 

 

 

 

Но в кембриджском документе вождь русов фигурирует как HLGV. Реального синхронного документа который  (кроме кембриджского) мог бы сказать о существовании Олега нет. Отсюда остается,то что он может быть Хельгом изначально.

"Кембриджский документ" этот вообще-то слабоват по степени достоверности как известно, хотя вполне возможно что в его основе лежал какой-то действительный источник, так что вписан туда был этот ХЛГВ или реально фигурировал пока неизвестно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А причём тут норманны? кого вы под "норманнами" имеете ввиду? 
Свеев, Данов, Англов и Урдман. Но не славян и венгров и т.д. у противников норманнизма это один из основных доводов. Что не тянет ни Ладога ни Приднепровье на каганат в 9 веке, малолюдно не нсакрести людей для набега. Да и с присутствием скандов там проблемы в том, что их следов не видно на 9 век.
На острове Фембре(Фемарн) вагры жили, и к тому же издавна считались самыми опасными пиратами на Балтике(вместе с руянами), так что никакой сухопутностью здесь и не пахнет, а скандами тем более.
Это с чего вдруг? Предводитель из русов, дружина тоже, а остальной войско из местных, в т.ч. и алан.
может  и создано, но этот титул как мог у норманнов оказаться? Можно предположить, что это ошибка и там какой нибудь Хаген, а не Хакан, Подражание Хазарам или Русы не славяне и скандинавы, а Аланы или хазары изначально. Да, но тогда вагры не могли быть руянами и соответственно Русью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ошибаетесь. Лучше самому почитать
"Кембриджский документ" этот вообще-то слабоват по степени достоверности как известно, хотя вполне возможно что в его основе лежал какой-то действительный источник, так что вписан туда был этот ХЛГВ или реально фигурировал пока неизвестно.
Греческий текст договора не сохранился, так что судить мы может только по ПВЛ, а она уже 12 века, тогда понятно почему там Олег, а не Хельг. А вот кембриджский документ вполне в это части ничего, он точно воспроизводит Хелга\Хельге.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Свеев, Данов, Англов и Урдман. Но не славян и венгров и т.д. у противников норманнизма это один из основных доводов. Что не тянет ни Ладога ни Приднепровье на каганат в 9 веке, малолюдно не нсакрести людей для набега. Да и с присутствием скандов там проблемы в том, что их следов не видно на 9 век.

 

Понятно. Ну так то не "русы", а поэтому и искать их следы в Волго-Окском регионе в середине IX века естественно и смысла никакого не имеет. 

Вряд ли тот "каганат" охватывал и Ладогу.

 

 

 

может  и создано, но этот титул как мог у норманнов оказаться? Можно предположить, что это ошибка и там какой нибудь Хаген, а не Хакан, Подражание Хазарам или Русы не славяне и скандинавы, а Аланы или хазары изначально. Да, но тогда вагры не могли быть руянами и соответственно Русью.

 

 

Не у норманнов, а у русов. У славян же, именно этот титул(каган) имел авторитет могущественного правителя со времён их союза с аварами. А так как русы - славянизированная этногруппа со смешанными этническими составляющими, то вагры с руянами тут вполне к месту.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Материальные следы присутствия вагров в Восточной Европе
      Автор: Mukaffa
      Когда появилось арабское серебро в южной Балтике? - Оно появилось там - в конце VIII века. Представляете какая неприятность?)))
       
      Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.
       
      А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?
    • Варяги - народ или сословие?
      Автор: Mukaffa
      В этой фразе -  "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").
       
       
    • Ободриты и лютичи
      Автор: Mukaffa
      Причём тут самоназвание? Я вам о ПВЛ. Каким словом в ПВЛ и прочих древнерусских летописях обозначены ободриты? Ищите!))
    • 300 золотых поясов
      Автор: Сергий
      В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит.Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.
      Кто же были эти люди, именуемые "золотыми поясами"?
      Что еще о них известно?