3 489 сообщений в этой теме

1 час назад, hoplit сказал:

Холсол Г. Этничность и раннесредневековые могильники // Российский археологический ежегодник. № 3. 2013

Так вот именно. А то, доказываешь-доказываешь, что русь - это многоэтничная общность, и как об стенку горох. - Нет, "скандинавы" - и хоть тут тресни.))

"Первая из них заключается в том, что связь между материальной культурой и  этнической идентичностью весьма проблематична. Много лет назад классические исследования показали, что нетрудно составить список признаков  — будь то язык, одежда или прически, — которые, по мнению членов одной группы, отличают ее от других. Однако на практике эти признаки редко — а, может быть, и  никогда  — не выявляются, а  если и  выявляются, то не позволяют отличить одну группу от другой ..."

"Другое исследование, посвященное восточной Африке, показывает, что некоторые возрастные группы одной общины перенимали материальную культуру соседней общины, чтобы обозначить свое отличие от других возрастных групп, старше или моложе себя. Невозможно даже представить себе, какую неразбериху вызвала бы попытка определить этническую принадлежность исходя из ареала артефактов! Однако мы можем наблюдать подобную картину, опираясь на свидетельства поздней античности, когда римские солдаты и  аристократы заимствовали элементы костюма, который считался варварским — то, что я назвал «варварским шиком»   — или когда народы Барбарикума, как мужчины, так и  женщины, использовали привозные предметы материальной культуры, чтобы продемонстрировать свой высокий статус. Около 400 года некоторые северные германцы принимали римский обряд погребения, чтобы выделиться из массы своих сородичей. От этого они не становились римлянами по праву рождения, однако, насколько нам известно, некоторые из них, если они отслужили в римской армии, вполне могли называть себя римлянами. В готской Италии или на окраинах готского королевства Испании отдельные личности вполне могли называть себя готами, даже если они не были потомками народа, который пере-шел Дунай в 370–380-е годы. Это была заявка на власть и статус."

(Холсол Г. Этничность и раннесредневековые могильники)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Mukaffa сказал:

Так вот именно. А то, доказываешь-доказываешь

Как там Хордадбех поживает?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
18 час назад, hoplit сказал:

Как там Хордадбех поживает?

Да всё нормально у Хордадбеха.))

Мне тут некоторые бытовые проблемы надобно разрулить, потом обязательно вернусь к той теме. Всё подробно распишем.:rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я вот из заголовка ни полслова не понял. Помню на истории философии что-то вещали про дискурсы, но это слово прошло мимо меня, как мусорное и ругательное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
50 минут назад, Чжан Гэда сказал:

Помню на истории философии что-то вещали про дискурсы, но это слово прошло мимо меня, как мусорное и ругательное.

"Концепт, идея, понятие". Это не только в истории философии используется. 

В данном случае - "какая идея/комплекс идей и значений стоит за определением "руський человек" в 15-м веке?", к примеру.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот почему не говорить простыми словами?

Я первую часть осилил, где озвучивались чьи-то конкретные взгляды, а потом "дискуссия" - это редкий образчик околонаучного мракобесия с политической подоплекой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это интересно, на реке Рось под Киевом были найдены не викинги-норманны, а пруссы.

К тому же и нижнее течение Немана немцы на средневековых картах называли река Rus.

 

https://www.iananu.org.ua/novini/rujnuvannya-pam-yatok/527-novoviyavlenij-baltskij-mogilnik-khi-st-na-porossi-poperedni-rezultati-doslidzhen-ta-problemi-okhoroni-unikalnoji- pam-yatki

https://iananu.org.ua/novini/ekspeditsiji/920-pershi-rezultati-doslidzhennya-nekropolya-epokhi-piznikh-vikingiv-ostriv-v-ukrajini

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 06.11.2015в10:36, hoplit сказал:

Кстати - про гипотезу с культом святого Олафа Вы так ничего и не сказали.

Культ святого Олафа не мог возникнуть раньше самого святого Олафа (погиб в 1030 году).

Датировка самых ранних бронзовых топориков-амулетов не вписывается в эту гипотезу.

(См. Ю. М. Лесман "Скандинавский компонент древнерусской культуры", Stratum plus №5. 2014)

Цитата

Наиболее ранняя датированная находка — новгородский широколезвийный топорик (Неревский раскоп 25-21-664; см.: Седова 1981: 26, 27, рис. 7: 9), который происходит из слоев 25 яруса, дендрохронологически датируемых 1006—1025 гг. Однако, при оперировании датами единичных новгородских находок следует принимать во внимание специфику новгородской вещевой хронологии. Во-первых, привязка подавляющего большинства новгородских находок к соответствующим ярусам уличных мостовых достаточно условна и может приниматься лишь с учетом возможной погрешности в один ярус (то есть датировка временем функционирования 25 яруса является лишь наиболее вероятной датой, в то время как более или менее надежная дата шире — 24—26 яруса,
то есть, условно 989—1055 гг.). Во-вторых, часть дат единичных находок в силу наличия не зафиксированных (хотя и редких) древних перекопов, возможных сбоев в полевой документации и пр. ошибочна; достаточно надежны лишь даты бытования серийных однотипных изделий (подробнее см.: Лесман 1990: 31—32 и др.).

Собственно, и шведский археолог Руне Эдберг (комментируя массу находок из Сигтуны) никак не связывает русские топорики-амулеты с культом святого.
"symbols of Russian warrior ideology on Swedish soil".
(оригинал статьи Р. Эдберга см. здесь)

http://istorja.ru/applications/core/interface/file/attachment.php?id=14331

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 часа назад, Сергий сказал:

Культ святого Олафа не мог возникнуть раньше самого святого Олафа (погиб в 1030 году).

К какой эпохе относится большая часть гипотетически связанных с этим находок топориков-амулетов? И - когда какое-то количество людей начало считать Олафа "святым"? Беатификация - в 1031-м. Но это беатификация. Сначала кто-то должен был начать ее добиваться.   

 

2 часа назад, Сергий сказал:

Датировка самых ранних бронзовых топориков-амулетов не вписывается в эту гипотезу.

Ваша же цитата.

Цитата

Наиболее ранняя датированная находка ...  более или менее надежная дата шире — 24—26 яруса, то есть, условно 989—1055 гг.

Беатификация Олафа в Норвегии уже 1031 году. Не "самые ранние", а "самая ранняя" находка может оказаться вообще 1050-х годов. 

 

2 часа назад, Сергий сказал:

Собственно, и шведский археолог Руне Эдберг

Писавший за десять с лишним лет до того, как гипотезу предложили.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
19 час назад, hoplit сказал:

К какой эпохе относится большая часть гипотетически связанных с этим находок топориков-амулетов?

Третьего экземпляра из Сигтуны (находка C) вполне достаточно - 1050-1075 r.
Это означает, что к 1050-1075 году должны были произойти следующие события:
1. в Норвегии повсеместно установлено христиаство, приведшее к возникновению культа св. Олава
2. культ св. Олава получил широкое распространение на Руси.
3. на Руси возник обычай использовать соответствующий культу св. Олава амулет (изготовлявшийся по образцу русского боевого топора)
4. амулеты в значительном количестве были привезены в Сигтуну вернувшимися на родину шведскими дренгами (свенами).

С датировкой находок из Сигтуны совпадает бытование находки амулета-топорика из Менска (первоначального - на реке Менке) - не поздее 1084 г.
Дважды разрушался к ходе усобиц - в 1067 г. и в 1084 г.

При этом - центр культа св. Олава - Тронхейм (Нидарос) никак не соотносится с находками группы амулетов-топориков, рассматриваемых Макаровым.

 

19 час назад, hoplit сказал:

Ваша же цитата.

Да. Моя.

Лесман и не скрывает, что жизнеспособность этой гипотезы связана с датировкой находок. И для её обоснования необходимо поставить под сомнение точность дендрохронологии новгородских мостовых и всех (!) связанных с ними предметов.

Вот так ("легким движением руки" (с)) находка точно датированная 1006—1025 гг. (когда Олаф Толстый "Святой" был ещё жив) омолаживается до 1055 г. (когда он уже мертв и можно рассуждать о его "культе").

 

19 час назад, hoplit сказал:

Сначала кто-то должен был начать ее добиваться.

Дата беатификации (в 1031-м)  основана только на позднем имсточнике - Сага об Олафе Святом (см. "Круг земной" Снорри Стурлусона.

Данные Адама Бременского (в данном случае) будут точнее:

 II, 59: Igitur Olaph rex et martyr, ut credimus, tali fine consummatus est; corpus eius in civitate magna regni sui Trondemnis cum decenti est honore tumulatum. Ubi hodieque pluribus miraculis et sanitatibus, quae per eum fiunt, Dominus ostendere dignatur, quanti meriti sit in coelis, qui sic glorificatur in terris. [Regnavit autem annis 12.] Agitur festivitas eius 4. Kal. Augusti, omnibus septentrionalis occeani populis Nortmannorum, Sueonum, Gothorum, [Semborum], Danorum atque Sclavorum aeterno cultu memorabilis.

 

19 час назад, hoplit сказал:
21 часа назад, Сергий сказал:

и шведский археолог Руне Эдберг

Писавший за десять с лишним лет до того, как гипотезу предложили.  

???

В европейской историографии представление о связи миниатюрных топориков с культом св. Олафа высказал еще в 1939 г. П. Паулсен (Paulsen, 1956.
P. 247–255).

Руне Эдберг был знаком с этой гипотезой и указывает работу Паульсена в библиографии своей работы о сигтунских находках.

Кроме, того география и обстоятельства находок неопровержимо свидетествуют - "культ" был не связан с выходцами из Скандинавии. К такому выводу пришли, например, венгерские археологи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
16 час назад, Сергий сказал:

Лесман и не скрывает, что жизнеспособность этой гипотезы связана с датировкой находок. И для её обоснования необходимо поставить под сомнение точность дендрохронологии новгородских мостовых и всех (!) связанных с ними предметов.

Вот так ("легким движением руки" (с)) находка точно датированная 1006—1025 гг. (когда Олаф Толстый "Святой" был ещё жив) омолаживается до 1055 г. (когда он уже мертв и можно рассуждать о его "культе").

Не обязательно всех. А так - выше я уже отметил, что и дата до 1025 года, в принципе, может подойти. Вы, ИМХО, напрасно, пишете про "повсеместно" и "широко". Достаточно "какое-то распространение на некой территории".

 

16 час назад, Сергий сказал:

В европейской историографии представление о связи миниатюрных топориков с культом св. Олафа высказал еще в 1939 г. П. Паулсен (Paulsen, 1956.
P. 247–255).

Руне Эдберг был знаком с этой гипотезой и указывает работу Паульсена в библиографии своей работы о сигтунских находках.

Моя небрежность. Думал, что идея сравнительно новая.

 

16 час назад, Сергий сказал:

Данные Адама Бременского (в данном случае) будут точнее:

 II, 59: Igitur Olaph rex et martyr, ut credimus, tali fine consummatus est; corpus eius in civitate magna regni sui Trondemnis cum decenti est honore tumulatum. Ubi hodieque pluribus miraculis et sanitatibus, quae per eum fiunt, Dominus ostendere dignatur, quanti meriti sit in coelis, qui sic glorificatur in terris. [Regnavit autem annis 12.] Agitur festivitas eius 4. Kal. Augusti, omnibus septentrionalis occeani populis Nortmannorum, Sueonum, Gothorum, [Semborum], Danorum atque Sclavorum aeterno cultu memorabilis.

Ииии? 0_0

Цитата

rex et martyr ... Ubi hodieque pluribus miraculis et sanitatibus, quae per eum fiunt ... Agitur festivitas eius 4. Kal. Augusti ... omnibus septentrionalis occeani populis Nortmannorum, Sueonum, Gothorum, [Semborum], Danorum atque Sclavorum aeterno cultu memorabilis.

Мученик, чудеса, день поминовения, культ Олафа у скандинавов, самбов и славян.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 17.11.2022в04:33, hoplit сказал:
В 16.11.2022в12:13, Сергий сказал:

Данные Адама Бременского (в данном случае) будут точнее:

 II, 59: Igitur Olaph rex et martyr, ut credimus, tali fine consummatus est; corpus eius in civitate magna regni sui Trondemnis cum decenti est honore tumulatum. Ubi hodieque pluribus miraculis et sanitatibus, quae per eum fiunt, Dominus ostendere dignatur, quanti meriti sit in coelis, qui sic glorificatur in terris. [Regnavit autem annis 12.] Agitur festivitas eius 4. Kal. Augusti, omnibus septentrionalis occeani populis Nortmannorum, Sueonum, Gothorum, [Semborum], Danorum atque Sclavorum aeterno cultu memorabilis.

Ииии? 0_0

Цитата

rex et martyr ... Ubi hodieque pluribus miraculis et sanitatibus, quae per eum fiunt ... Agitur festivitas eius 4. Kal. Augusti ... omnibus septentrionalis occeani populis Nortmannorum, Sueonum, Gothorum, [Semborum], Danorum atque Sclavorum aeterno cultu memorabilis.

Мученик, чудеса, день поминовения, культ Олафа у скандинавов, самбов и славян.

Ииии?

Беатификация Олафа в Норвегии уже 1031 году - возможный вымысел сказителей, сложивших сагу. Адам Бременский (почти современник событий) прекрасно осведомлен о почитании св. Олава (о центре и ареале культа), но такую раннюю беатификацию (и её точную дату) не подтверждает. Напомню, что именно сочинения Адама Бременского использовались позднейшими скандинавскими авторами, а не наоборот.

 

В 17.11.2022в04:33, hoplit сказал:

...и дата до 1025 года, в принципе, может подойти.

Подойти для чего?

Охотно выслушаю вашу версию...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • «Древний Ветер» (Fornkåre) на Ловоти. 2013 год
      Автор: Сергий
      Situne Dei

      Ежегодник исследований Сигтуны и исторической археологии

      2014

      Редакторы:


       
      Андерс Сёдерберг
      Руна Эдберг

      Магнус Келлстрем

      Элизабет Клаессон


       

       
      С «Древним Ветром» (Fornkåre) через Россию
      2013

      Отчет о продолжении путешествия с одной копией ладьи эпохи викингов.

      Леннарт Видерберг

       
      Напомним, что в поход шведский любитель истории отправился на собственноручно построенной ладье с романтичным названием «Древний Ветер» (Fornkåre). Ее длина 9,6 метра. И она является точной копией виксбота, найденного у Рослагена. Предприимчивый швед намеревался пройти от Новгорода до Смоленска. Главным образом по Ловати. Естественно, против течения. О том, как менялось настроение гребцов по ходу этого путешествия, читайте ниже…
       
      Из дневника путешественника:
      2–3 июля 2013 г.
      После нескольких дней ожидания хорошего ветра вечером отправляемся из Новгорода. Мы бросаемся в русло Волхова и вскоре оставляем Рюриков Холмгорд (Рюриково городище) позади нас. Следуем западным берегом озера. Прежде чем прибыть в стартовую точку, мы пересекаем 35 километров открытой воды Ильменя. Падает сумрак и через некоторое время я вижу только прибой. Гребем. К утру ветер поворачивает, и мы можем плыть на юг, к низким островам, растущим в лучах рассвета. В деревне Взвад покупаем рыбу на обед, проплываем мимо Парфино и разбиваем лагерь. Теперь мы в Ловати.
      4 июля.
      Мы хорошо гребли и через четыре часа достигли 12-километровой отметки (по прямой). Сделав это в обед, мы купались возле села Редцы. Было около 35 градусов тепла. Река здесь 200 метров шириной. Затем прошли два скалистых порога. Проходя через них, мы гребли и отталкивали кольями корму сильнее. Стремнины теперь становятся быстрыми и длинными. Много песка вдоль пляжей. Мы идем с коротким линем (тонкий корабельный трос из растительного материала – прим. автора) в воде, чтобы вести лодку на нужную глубину. В 9 вечера прибываем к мосту в Коровичино, где разбиваем лагерь. Это место находится в 65 км от устья Ловати.
      5–6 июля.
      Река широкая 100 метров, и быстрая: скорость течения примерно 2 км в час, в стремнинах, может быть, вдвое больше. Грести трудно, но человеку легко вести лодку с линем. Немного странно, что шесть весел так легко компенсируются канатной буксировкой. Стремнина с мелкой водой может быть длиной в несколько километров солнце палит беспощадно. Несколько раз нам повезло, и мы могли плыть против течения.
      7 июля.
      Достигаем моста в Селеево (150 км от устья Ловати), но сначала мы застреваем в могучих скалистых порогах. Человек идет с линем и тянет лодку между гигантскими валунами. Другой отталкивает шестом форштевень, а остальные смотрят. После моста вода успокаивается и мы гребем. Впереди небольшой приток, по которому мы идем в затон. Удар! Мы продолжаем, шест падает за борт, и течение тянет лодку. Мы качаемся в потоке, но медленно плывем к месту купания в ручье, который мелок и бессилен.
      8 июля.
      Стремнина за стремниной. 200-метровая гребля, затем 50-метровый перекат, где нужно приостановиться и тянуть линем. Теперь дно покрыто камнями. Мои сандалеты треплет в стремнине, и липучки расстегиваются. Пара ударов по правому колену оставляют небольшие раны. Колено болит в течение нескольких дней. Мы разбиваем лагерь на песчаных пляжах.
      9 июля.
      В обед подошли к большому повороту с сильным течением. Мы останавливаемся рядом в кустах и застреваем мачтой, которая поднята вверх. Но все-таки мы проходим их и выдыхаем облегченно. Увидевший нас за работой абориген приходит с полиэтиленовыми пакетами. Кажется, он опустошил свою кладовую от зубной пасты, каш и консервов. Было даже несколько огурцов. Отлично! Мы сегодня пополнили продукты!
      10 июля. В скалистом протоке мы оказываемся в тупике. Мы были почти на полпути, но зацепили последний камень. Вот тут сразу – стоп! Мы отталкиваем лодку назад и находим другую протоку. Следует отметить, что наша скорость по мере продвижения продолжает снижаться. Часть из нас сильно переутомлена, и проблемы увеличиваются. От 0,5 до 0,8 км в час – вот эффективные изменения по карте. Длинный быстрый порог с камнями. Мы разгружаем ладью и тянем ее через них. На других порогах лодка входит во вращение и однажды новые большие камни проламывают днище. Находим хороший песчаный пляж и разводим костер на ужин. Макароны с рыбными консервами или каша с мясными? В заключение – чай с не которыми трофеями, как всегда после еды.
      11 июля.
      Прибыли в Холм, в 190 км от устья реки Ловати, где минуем мост. Местная газета берет интервью и фотографирует. Я смотрю на реку. Судя по карте, здесь могут пройти и более крупные корабли. Разглядываю опоры моста. Во время весеннего половодья вода поднимается на шесть-семь метров. После Холма мы встречаемся с одним плесом – несколько  сотен метров вверх по водорослям. Я настаиваю, и мы продолжаем путь. Это возможно! Идем дальше. Глубина в среднем около полуметра. Мы разбиваем лагерь напротив деревни Кузёмкино, в 200 км от устья Ловати.
      12 июля. Преодолеваем порог за порогом. Теперь мы профессионалы, и используем греблю и шесты в комбинации в соответствии с потребностями. Обеденная остановка в селе Сопки. Мы хороши в Ильинском, 215 км от устья Ловати! Пара радушных бабушек с внуками и собакой приносят овощи.
      13–14 июля.
      Мы попадаем на скалистые пороги, разгружаем лодку от снаряжения и сдергиваем ее. По зарослям, с которыми мы в силах справиться, выходим в травянистый ручей. Снова теряем время на загрузку багажа. Продолжаем движение. Наблюдаем лося, плывущего через реку. Мы достигаем д. Сельцо, в 260 км от устья Ловати.
      15–16 июля.
      Мы гребем на плесах, особенно тяжело приходится на стремнинах. Когда проходим пороги, используем шесты. Достигаем Дрепино. Это 280 км от устья. Я вижу свою точку отсчета – гнездо аиста на электрическом столбе.
      17–18 июля.
      Вода льется навстречу, как из гигантской трубы. Я вяжу веревки с каждой стороны для управления курсом. Мы идем по дну реки и проталкиваем лодку через водную массу. Затем следуют повторяющиеся каменистые стремнины, где экипаж может "отдохнуть". Камни плохо видны, и время от времени мы грохаем по ним.
      19 июля.
      Проходим около 100 закорюк, многие из которых на 90 градусов и требуют гребли снаружи и «полный назад» по внутреннему направлению. Мы оказываемся в завале и пробиваем себе дорогу. «Возьмите левой стороной, здесь легче», – советует мужчина, купающийся в том месте. Мы продолжаем менять стороны по мере продвижения вперед. Сильный боковой поток бросает лодку в поперечном направлении. Когда киль застревает, лодка сильно наклоняется. Мы снова сопротивляемся и медленно выходим на более глубокую воду. Незадолго до полуночи прибываем в Великие Луки, 350 км от устья Ловати. Разбиваем лагерь и разводим огонь.
      20–21 июля.
      После дня отдыха в Великих Луках путешествие продолжается. Пересекаем ручей ниже плотины электростанции (ну ошибся человек насчет электростанции, с приезжими бывает – прим. автора) в центре города. Проезжаем по дорожке. Сразу после города нас встречает длинная череда порогов с небольшими утиными заводями между ними. Продвигаемся вперед, часто окунаясь. Очередная течь в днище. Мы должны предотвратить риск попадания воды в багаж. Идет небольшой дождь. На часах почти 21.00, мы устали и растеряны. Там нет конца порогам… Время для совета. Наши ресурсы использованы. Я сплю наяву и прихожу к выводу: пора забрать лодку. Мы достигли отметки в 360 км от устья Ловати. С момента старта в Новгороде мы прошли около 410 км.
      22 июля.
      Весь день льет дождь. Мы опорожняем лодку от оборудования. Копаем два ряда ступеней на склоне и кладем канаты между ними. Путь домой для экипажа и трейлер-транспорт для «Древнего Ветра» до лодочного клуба в Смоленске.
      Эпилог
      Ильмен-озеро, где впадает Ловать, находится на высоте около 20 метров над уровнем моря. У Холма высота над уровнем моря около 65 метров, а в Великих Луках около 85 метров. Наше путешествие по Ловати таким образом, продолжало идти в гору и вверх по течению, в то время как река становилась уже и уже, и каменистее и каменистее. Насколько известно, ранее была предпринята только одна попытка пройти вверх по течению по Ловати, причем цель была та же, что и у нас. Это была экспедиция с ладьей Айфур в 1996 году, которая прервала его плавание в Холм. В связи с этим Fornkåre, таким образом, достиг значительно большего. Fornkåre - подходящая лодка с человечными размерами. Так что очень даже похоже, что он хорошо подходит для путешествия по пути «из варяг в греки». Летом 2014 года мы приложим усилия к достижению истока Ловати, где преодолеем еще 170 км. Затем мы продолжим путь через реки Усвяча, Двина и Каспля к Днепру. Наш девиз: «Прохлада бегущей воды и весло - как повезет!»
       
      Ссылки
      Видерберг, Л. 2013. С Fornkåre в Новгород 2012. Situne Dei.
       
      Факты поездки
      Пройденное расстояние 410 км
      Время в пути 20 дней (включая день отдыха)
      Среднесуточнный пройденный путь 20,5 км
      Активное время в пути 224 ч (включая отдых и тому подобное)
      Средняя скорость 1,8 км / ч
       
      Примечание:
      1)      В сотрудничестве с редакцией Situne Dei.
       
      Резюме
      В июле 2013 года была предпринята попытка путешествовать на лодке через Россию из Новгорода в Смоленск, следуя «Пути из варяг в греки», описанного в русской Повести временных лет. Ладья Fornkåre , была точной копией 9,6-метровой ладьи середины 11-го века. Судно найдено в болоте в Уппланде, центральной Швеции. Путешествие длилось 20 дней, начиная с  пересечения озера Ильмень и далее против течения реки Ловать. Экспедиция была остановлена к югу от Великих Лук, пройдя около 410 км от Новгорода, из которых около 370 км по Ловати. Это выгодно отличается от еще одной шведской попытки, предпринятой в 1996 году, когда ладья Aifur была вынуждена остановиться примерно через 190 км на Ловати - по оценкам экипажа остальная часть пути не была судоходной. Экипаж Fornkåre должен был пробиться через многочисленные пороги с каменистым дном и сильными неблагоприятными течениями, часто применялись буксировки и подталкивания шестами вместо гребли. Усилия 2013 года стали продолжением путешествия Fornkåre 2012 года из Швеции в Новгород (сообщается в номере журнала за 2013 год). Лодка была построена капитаном и автором, который приходит к выводу, что судно доказало свою способность путешествовать по этому древнему маршруту. Он планирует продолжить экспедицию с того места, где она была прервана, и, наконец, пересечь водоразделы до Днепра.
       
       
      Перевод:
      (Sergius), 2020 г.
       
       
      Вместо эпилога
      Умный, говорят, в гору не пойдет, да и против течения его долго грести не заставишь. Другое дело – человек увлеченный. Такой и гору на своем пути свернет, и законы природы отменить постарается. Считают, например, приверженцы норманской теории возникновения древнерусского государства, что суровые викинги чувствовали себя на наших реках, как дома, и хоть кол им на голове теши. Пока не сядут за весла… Стоит отдать должное Леннарту Видербергу, в борьбе с течением и порогами Ловати он продвинулся дальше всех (возможно, потому что набрал в свою команду не соотечественников, а россиян), но и он за двадцать дней (и налегке!) смог доплыть от озера Ильмень только до Великих Лук. А планировал добраться до Смоленска, откуда по Днепру, действительно, не проблема выйти в Черное море. Получается, либо Ловать в древности была полноводнее (что вряд ли, во всяком случае, по имеющимся данным, в Петровскую эпоху она была такой же, как и сегодня), либо правы те, кто считает, что по Ловати даже в эпоху раннего Средневековья судоходство было возможно лишь в одном направлении. В сторону Новгорода. А вот из Новгорода на юг предпочитали отправляться зимой. По льду замерзшей реки. Кстати, в скандинавских сагах есть свидетельства именно о зимних передвижениях по территории Руси. Ну а тех, кто пытается доказать возможность регулярных плаваний против течения Ловати, – милости просим по следам Леннарта Видерберга…
      С. ЖАРКОВ
       
      Рисунок 1. Морской и речной путь Fornkåre в 2013 году начался в Новгороде и был прерван чуть южнее Великих Лук. Преодоленное расстояние около 410 км. Расстояние по прямой около 260 км. Карта ред.
      Рисунок 2. «Форнкор» приближается к устью реки Ловать в Ильмене и встречает здесь земснаряд. Фото автора (Леннарт Видерберг).
      Рисунок 3. Один из бесчисленных порогов Ловати с каменистым дном проходим с помощью буксирного линя с суши. И толкаем шестами с лодки. Фото автора.
      Рисунок 4. Завал преграждает русло  Ловати, но экипаж Форнкора прорезает и пробивает себе путь. Фото автора.




    • Материальные следы присутствия вагров в Восточной Европе
      Автор: Mukaffa
      Когда появилось арабское серебро в южной Балтике? - Оно появилось там - в конце VIII века. Представляете какая неприятность?)))
       
      Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.
       
      А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?
    • Варяги - народ или сословие?
      Автор: Mukaffa
      В этой фразе -  "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").
       
       
    • Ободриты и лютичи
      Автор: Mukaffa
      Причём тут самоназвание? Я вам о ПВЛ. Каким словом в ПВЛ и прочих древнерусских летописях обозначены ободриты? Ищите!))
    • 300 золотых поясов
      Автор: Сергий
      В донесении рижских купцов из Новгорода от 10 ноября 1331 года говорится о том, что в Новгороде произошла драка между немцами и русскими, при этом один русский был убит.Для того чтобы урегулировать конфликт, немцы вступили в контакт с тысяцким (hertoghe), посадником (borchgreue), наместником (namestnik), Советом господ (heren van Nogarden) и 300 золотыми поясами (guldene gordele). Конфликт закончился тем, что немцам вернули предполагаемого убийцу (его меч был в крови), а они заплатили 100 монет городу и 20 монет чиновникам.
      Кто же были эти люди, именуемые "золотыми поясами"?
      Что еще о них известно?