Суйко

Сфрагистика

2 сообщения в этой теме

На 24 июня была назначена церемония крестоцелования. Перед ее началом произошел небольшой «раздор», завершившийся еще одной важной победой московского правительства. Бояре потребовали, чтобы к королевской «перемирной» грамоте печати были приложены не на красном воске, а на зеленом или белом. В делопроизводстве той эпохи цвет воска, на котором оттиснута печать, имел важный смысл. Он различался по достоинству лиц, от имени которых выдавался документ, и по роду дел, к которым бумаги относились. Красной восковой печатью скреплялись важнейшие государственные акты. Печать зеленого воска прикладывалась к частноправовым документам. Белый цвет являлся самым распространенным: свечным воском запечатывалась личная корреспонденция. Польские послы намеревались привесить к крестоцеловальной грамоте печать на красном воске. Они ссылались на то, что так «у нашего государя ведетца в обычае: прикладываем печати х красному воску». Под нажимом бояр послы приложили печати к зелено-белому воску, тем самым признав договор не государственным актом, а документом частноправового и личного характера: «И к грамоте, к королеву слову послы печати свои все четыре привесили на зеленом воску в белом воску и к приговорной записи печати приложили, а писари и руки приложили». Грамота Ивана IV от 20 июня 1570 г. была скреплена обычной «царя и великого князя печатью», на красном воске, и представляла собой акт международно-правовой значимости.

Источник: http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1367

Спасибо Сайго, за то , что он выложил очень хороший материал, в котором так кстати затронут один из важнейших моментов официального делопроизводства- простановка печатей.

Собственно представляю несколько переработанный и упрощенный текст из монографии Н.А. Соболевой "Русские печати" ( М.: Наука, 1977) С. 26-27, 30-37.

Первичная функция печати - охранная, закрывательная. У древних египтян слово «печать» было идентично понятию «запирать», «закрывать какую-либо емкость».

Появление печати, как средства охраны собственности исследователи (в частности М. Максимова) относят к периоду формированию классов, появлению государства и собственности.

В настоящее время есть два взгляда на эволюцию свойств печати. Первый- что одновременно с развитием охранной функции печати (применительно к письменности- запечатывание писем и распоряжений) развивалась и ее функция заверения (скрепление печатью документа). И второй взгляд, что эти две функции развивались несинхронно.

Так исследователи древнегреческого частного права считают, что опечатывание как обязательный момент при оформлении завещаний, которые не имели установленного формуляра, как в римское время, в греческом праве отсутствует.

Опять же – неизвестно- были ли публичные документы в римское время заверены печатью?

Государственной печати не было. Письма и дипломы императоров опечатывались личными печатями, но опять таки, с целью сокрытия содержания. И лишь древнеримские почтовые грамоты (проезжие), которые следовало держать открытыми, имели скрепляющую их печать, которая может быть воспринята как удостоверительное средство.

Таким образом, большинство исследователей склоняется к мнению, что в древнем мире, было правовое ограничение печати в качестве заверяющего средства. Не печать, но собственноручно написанное отправителем письмо или официальный документ, а также подпись были лучшим критерием подлинности и достоверности.

В раннем средневековье фиксируется новая функция печати, не известная античному миру, печать выступает в роли самостоятельного средства, независимого от документа, по смыслу идентичного последнему. Собственно, в символической форме она и представляет собой документ- удостоверение личности ее владельца. Это так называемая свободная печать, с V в известная у варварских народов Западной Европы: алеманов, вестготов, лангобардов. Свободная печать в виде воскового оттиска (эта печать не носит никаких следов прикрепления к документу) не только использовалась для вызова в суд, но имела и другие назначения. Она являлась знаком удостоверения личности судьи и постепенно становится средством удостоверения подлинности документа.

Особое значение для этого имели печати франкских королей, которые у них были уже с V в. К королевским грамотам прикладывались печати, на которых были портретные изображения королей в фас. Франкские короли были не грамотными и постепенно значение подписи (которая превратилась в черточку и точку) падало, а значение печати с «лицом» короля возвысилось. Печать превращалась, а в каролингское время превратилась в единственное средство скрепления королевских грамот. В X, XI, XII вв. автографы становится редким явлением и именно в это время печать и возвращает документу его правовую силу, из вторичного заверяющего средства, превращаясь в основное.

Королевский документ, по мнению ряда исследователей, послужил образцом воссоединения документа и печати, явился своего рода переходной вехой от печати античного мира к печати средневековья, подготовил общественное сознание к восприятию печати как действительно важнейшего, даже единственного способа заверения документа.

Впервые значение печати для достоверности (и подлинности) документа было определено в декреталии папы Александра III, датируемом 1167-1169 гг. В нем определялось, что только документы, составленные нотариусами или скрепленные аутентичной (подлинной, достоверной) печатью следует считать веродостойными. После из папской канцелярии вышли еще постановления, которые касались правового значения печати. Именно под влиянием канонического права утверждается статус печати как критерия достоверности документа, заменяющий в этом плане показания свидетелей и собственноручную подпись на документе, существующую в качестве удостоверения со времен античности.

С течением времени аутенчными печатями каноническим правом начали признавать печати всех духовных корпораций и сановников, включая приходских священников. Право аутентичности распространялось на печати и светских князей. Понятие «право печати» находит отражение и в светских правовых памятниках средневековой Европы. Например, в Швабском зерцале, известнейшем немецком законодательном памятнике XIII в, делается различие между печатями, обладающими силой доказательства в широком смысле (для документов, посылаемых за пределы собственных владений), - это печати пап, королей, церковных и светских князей, а также прелатов, капитулов, конвентов, и печатями, предназначенными для внутреннего употребления; печати прочих «господ» имеют силу только в их собственных делах и делах подчиненных им лиц.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот с чего начиналась практика наложения печатей в древнем Междуречье:

«...люди в этой стране, не умея писать, могли расписываться, так как носили свои «подписи» на шее. Самые ранние печати — так называются эти «подписи», — по-видимому, представляли собой не что иное, как амулеты для защиты от злых духов; эти печати были плоскими и оставляли оттиск круглой, квадратной или овальной формы. Но это было задолго до того, как глина стала писчим материалом, и, вероятно, даже до изобретения письма.

Постепенно, однако, глиняные таблички вошли во всеобщее употребление, печати стали делаться лучше и использоваться в качестве подписи. Тогда обнаружилось, что маленький цилиндрик удобней плоской печати, потому что при откатке по влажной глине документа он давал ленточку повторяющихся изображений. Цилиндрические печати получили широчайшее распространение не только в Ассирии и Вавилонии, но и далеко за их пределами. Печать изготавливалась из твердого камня; иногда даже из драгоценного, если заказчик мог позволить себе такой редкий материал. Если же приходилось считаться со средствами, то брали сравнительно мягкий камень или раковину. Художники того времени проявляли большую изобретательность, вырезая изображения на цилиндрах; некоторые из этих печатей с изображениями всевозможных сцен — подлинные миниатюрные произведения искусства. Бедняки, которые не могли позволить себе заказать печать у хорошего художника, старались сделать то, что было в их силах, и теперь нам очень трудно отличить «примитивную» печать от печати, сделанной плохим ремесленником. Иногда примитивен бывает мастер, а не период.

Сегодня эти маленькие цилиндрики находят по всей стране. Арабские женщины собирают иногда целые ожерелья из цилиндрических печатей разного размера. Их нетрудно нанизать на шнурок, потому что они просверлены вдоль оси цилиндра; в древности их также носили на шнурке на шее.» (Эдвард Кьера «Они писали на глине» гл. 15)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас