Sign in to follow this  
Followers 0
Гридь

Работорговля в Новое время

2 posts in this topic

После открытия Х. Колумбом Нового Света туда нескончаемым потоком потекли невольники с "Чёрного континента": ширина потока постоянно менялась, разрастаясь из маленького ручейка начала XVI ст. до широких бескрайних рек в XVII - XVIII вв.

Собственно говоря, чёрных невольников продавали и до "жданно нежданного" открытия Адмирала Моря - Океана. Так, по оценке известного гуру компаративной экономической истории А. Мэддисона, при общей численности негров, доставленных за весь период торговли ими на разные рынки мира, в 22 млн. 713 тыс. чел. приблизительно 1/3 невольников (точнее 28,8%, или 6.551 тыс. чел. в абсолютных цифрах) была доставлена до 1500 г. [1].


post-2-0-89151000-1391853124.jpg
Транс-атлантическая торговля рабами в XVI - XIX ст.

"Америки" не были единственным покупателем африканских рабов (их везли и в Северную Африку, и в Азию), но смогли стать по истине главным потребителем.

Работорговля была очень прибыльным делом, даже не смотря на высокую смертность невольников. Цены на рабов постоянно росли: если в период 1663 - 1682 гг. средняя цена одного невольника составляла 2,9 ф.ст. (исчисленная в фунтах 1601 г.), то в 1733 - 1775 г. она подскочила аж до 15,4 ф.ст. [1] Владение reale assiento являлось залогом быстрого обогащения. Именно по этой причине за него боролись португальцы, голландцы, французы и англичане. И получали, и торговали, и богатели. А Африка тем временем лишалась своих сыновей и дочерей (не без помощи самих же африканцев, кстати). По оценкам того же Мэддисона, в период между 1500 г. и 1820 г. население "Чёрной Африки" росло в среднем на 0,15% в год, в то время как население Западной Европы ежегодно увеличивалось на 0,26%, а Азии - на 0,29% [1].

Существуют различные взгляды на численность вывезенных с "Чёрного континента": для периода с 1451 г. по 1870 г. они колеблятся в широком диапазоне от 10 до 50 млн. чел. [2]! Вот, например, данные интернет-проекта Voyages: The Trans-Atlantic Slave Trade Database:

post-2-0-70457400-1391853223_thumb.jpg

Разница между количеством вывезенных из Африки невольников и числом ввезённых в Новый Свет за весь период транс-атлантической работорговли оценивается приблизительно в 1,8 млн. чел., причиной чего была высокая смертность рабов на перевозивших их судах. Так, в XVIII ст. на голландских "купцах", занимавшихся работорговлей, доля умерших невольников колебалась в пределах 10 - 16% общего количества перевозимых рабов [3].

Собственно говоря, такая смертность ещё невелика: мне вообще не понятно, как основная часть рабов добиралась до своей новой родины. Условия их транспортировки были просто чудовищны. И дело даже не в плохом питании или отсутствии еды, а в расположении невольников на судах: см., например, печально известную схему "упаковки" 454 невольников на британском судне "Brooks" согласно с "Regulation Act" 1788 г.

Причём эта схема - не теория, не несостоявшийся проект, а реальность и весьма "причёсанная": "... "Stowage of the British Slave Ship 'Brookes' under the Regulated Slave Trade, Act of 1788"; shows each deck and cross-sections of decks and "tight packing" of captives. One of the most famous images of the transatlantic slave trade. After the 1788 Regulation Act, the Brookes (also spelled Brooks) was allowed to carry 454 slaves, the approximate number shown in this illustration. However, in four earlier voyages (1781 - 86), she carried from 609 to 740 slaves so crowding was much worse than shown here; for example, in her 1782 voyage with 609 enslaved Africans, there were 351 men, 127 women, 90 boys, and 41 girls crammed into its decks..."

Более того, в начале XIX ст. суда, перевозившие невольников в Новый Свет, брали на борт, как правило, более 400 рабов. И дело тут даже не в росте водоизмещения судов, нет. Вот, например, сравнительная динамика вместимости судов голландской Вест-Индской компании, занимавшихся перевозкой чёрных невольников из Африки на американский континент, и средней загруженности этих судов рабами в период с 1730-х по 1800-е гг. [3]:

post-2-0-58113400-1391853292_thumb.jpg

Тенденция как раз таки обратная: увеличение тоннажа судов сопровождается уменьшением их загруженности невольниками.

Ну и напоследок - небольшая диаграммка об основных покупателях африканских рабов в Новом Свете:

post-2-0-25532200-1391853328_thumb.jpg

Итак, около половины всех ввезённых с "Чёрного континента" в XVI - XIX ст. рабов попало во владения португальской короны (46%). За ней следуют британцы (26%), испанцы (12%) и французы (11%).

Вот такие дела...

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Maddison A. Growth and Interaction in the World Economy: The Rootsof Modernity. - Washington, D.C.: The AEI Press, 2005. - p. 75 - 78.

[2] Encyclopedia of Western Colonialism since 1450. Vol. III / Edited by Thomas Benjamin. - Detroit: Thomson Gale, 2007. - p. 1037 даёт нижнюю границу вывезенных из Африки рабов в 15 млн. чел, но тут же упоминает оценку пионера изучения данного вопроса - Филиппа Кёртина в 9.566.100 чел. [Philip D. Curtin. The Atlantic Slave Trade: A Census, 1969].

[3] Postma J. The Dutch in the Atlantic Slave Trade 1600 - 1815. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - p. 146.

Share this post


Link to post
Share on other sites


В продолжение рассказа о транс-атлантической торговле африканскими рабами выкладываю две диаграммы [1]. На первой показана динамика средней закупочной цены раба в Западной Африке и средней продажной цены невольника в северо-американских владениях Британской империи в 1638 - 1775 гг., а на второй - изменение доходности работорговли в указанный период, выраженной, как соотношение второй цены с первой (естественно, без учёта затрат на перевозку рабов и убытков, связанных с их гибелью в пути).

post-2-0-46963000-1391853431_thumb.jpg

post-2-0-03202000-1391853473_thumb.jpg

Тенденция, в принципе, понятна: разрыв между закупочной и продажной ценами на рабов со временем сокращается, что ведёт к уменьшению доходности работорговли до более-менее разумных пределов (120 - 160%).

Хорошо было бы сравнить доходность работорговли с доходностью торговли колониальными товарами. Однако цифр по последней у меня, к сожалению, нет (если кто подкинет ссылки на соответствующие работы или сами работы, буду весьма признателен). Удалось найти только отрывочные данные.

Вот, например, сведения о доходности торговли тростниковым сахаром, выращенным на английской плантации на Антильских островах в конце 1640-х - начале 1650-х гг.: "... Что касается самого острова [Барбадос. - Прим. моё. Гридь], если 2/3 его пустить под сахар, то, если брать усреднённую цену на очищенный сахар-сырец, он может экспортировать этого товара на 3.097.800 фунтов стерлингов в год, что при продаже в метрополии превратится в 6.195.606 фунтов стерлингов. И это не считая дохода от сопутствующих товаров: патоки, спиртного из отходов сахароварения, доход от продажи которого он [Р. Лигон [2]. - Прим. моё. Гридь] оценивает в 30 фунтов еженедельно для плантации указанных размеров [500 акров. - Прим. моё. Гридь] и т.д. не говоря о прочих экспортных культурах, которые, как мы видим, производились на плантации." [3].

Через восемьдесят лет ситуация кардинальным образом изменилась: "И, наконец, последним и наиболее явным проявлением кризисных явлений в жизни Барбадоса XVIII в. стало общее падение производительности острова в ключевой сфере его экономики - плантационном хозяйстве. Так, согласно Эрику Вильямсу, в 30-е гг. XVIII в. прибыль, приносимая сахарной плантацией на Барбадосе, в среднем составляла всего 2%, при том что инвестиции в это производство в виде скота, оборудования, рабов продолжали расти. В то же время на Ямайке, занявшей лидирующее положение в плантационном хозяйстве британских Антил, доход с сахарной плантации в среднем был равен 6%." [4].

И ещё интересные сведения о "гарантийных сроках эксплуатации" африканских невольников в плантационном хозяйстве, позволяющие оценить оборачиваемость средств в этом бизнесе: "Барбадосцы ведут торговлю и на африканском побережье и сами там покупают негров, которых им не хватает. Плантациям необходимо каждый год получать 20 - 30 негров на плантацию в 500 акров из расчёта, что негр живёт 7 лет, как это обычно предполагают. На плантации подобных размеров работают 140 - 120 рабов." [5].

Для сведения: в начале XVIII ст. вследствие войны и болезней население Барбадоса сократилось и составляло 25 тыс. белых и 60 тыс. негров. Неплохой бизнес!

П Р И М Е Ч А Н И Я:

[1] Historical Statistics of the United States: Colonial Times to 1970. Part II. - Washington: U.S. Department of Commerce; Bureau of the Census, 1975. - p. 1174.

[2] Ричард Лигон [Richard Ligon] (предпол. 1585 г. - 1662 г.) - британский писатель, разорившийся в ходе Английской революции. По его собственным словам, в это бурное для Англии время он оказался "чужестранцем в своей собственной стране". 14.VI.1647 г. Лигон, будучи далеко уже не молодым человеком, покинул Туманный Альбион и направился в Новый Свет, намереваясь, как и многие его соотечественники сколотить на Барбадосе состояние. После двух лет пребывания на острове он подхватил лихорадку и в 1650 г. вернулся в Англию. Вскоре после этого Лигон оказался в долговой тюрьме. Не известно точно, где он задумал свои записки - в тюрьме, как средство рассчитаться с долгами и выбраться на свободу, или до того, как лишился оной, по совету Авраама Дуппа [Abraham Duppa], епископа Солсбери. Известно лишь, что его книга, иллюстрированная картами и гравюрами, в 1657 г. вышла в Лондоне под названием "Правдивая и точная история острвоа Барбадос" ("A True and Exact History of the Island of Barbadoes"), а в 1673 г. была издана повторно.

[3] Кушнир А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2003. - с. 92.

[4] Там же, с. 198.

[5] Butel-Dumont G.-M. Histoire et commerce des Antilles angloises. Ou l'on trouve l'etat actuel de leur population et des details corieux sur la constitution de leur gouvernement, pour servir de suite a l'histoire des colonies Angloises. Tome II.- Paris, 1756. - p. 29. Цит. по: Кушнир А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.): Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - М., 2003. - с. 201.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0