Sign in to follow this  
Followers 0
Гридь

Британская морская торговля

1 post in this topic

Насколько благополучие великой державы связано с морской торговлей? Во многом ответ на этот вопрос зависит от того, к какому типу государства относится эта держава. Если речь идёт о континентальной империи, как Россия, то сокращение морской торговли для её благополучия не критично. Однако не так спокойно относятся к малейшему снижению объёмов внешней торговли и морских перевозок так называемые талассократии. В этом плане небезынтересно обратиться к примеру из поздней истории Британский империи.

Как известно, Англия (а затем её наследница - Великобритания) в своей истории прошла длинный путь от рядового, ничем не примечательного островного государства да мастерской мира, мирового купца и мирового перевозчика. Именно многочисленный транспортный флот позволял империи преобразовывать промышленную мощь и выгоды географического положения в ощутимые политические дивиденды.


post-2-0-60427400-1391852782_thumb.jpg
Лайнер "Samaria" англо-американской судоходной компании "Cunard White - Star Line"

Многочисленные армии опытных моряков и развитые судостроительные мощности позволяли Британии создать крупный торговый флот, который, благодаря успешной политике правящих кругов и мощи Королевского флота, завоевал себе почётное место мирового лидера. Формирование в XIX в. единого мирового рынка в совокупности с принципом свободной торговли, исповедуемым британцами, играло им на руку.

post-2-0-54087500-1391852844_thumb.jpg

По оценочным данным, за шесть десятилетий XIX ст., с 1830 г. по 1888 г., объём морских перевозок вырост в 14,6 раза, а стоимость перевозимых грузов - в 7,7 раза! И на этом рост мирового рынка морских перевозок не остановился.

post-2-0-88599600-1391852884_thumb.jpg

Одной из оживлённейших водных магистралей планеты в последней трети XIX в. становится одно из чудес света индустриальной эпохи - Суэцкий канал. В определённой степени интенсивность судоходства через него позволяет оценивать динамику всего рынка морских перевозок. Так вот в период с открытия канала (17.XI.1869 г.) и вплоть до Великой депрессии 1929 - 1932 гг. чистая вместимость судов, прошедших через него, выросла в 76,6 раза!

Столь динамично развивающийся спрос на морские перевозки имел следствием рост предложения, выразившееся в увеличении тоннажа торгового флота:

post-2-0-92002700-1391852932_thumb.jpg

За без малого полтора столетия суммарная вместимость торгового флота всех стран мира выросла в 17,2 раза! Однако увеличение рынка морских перевозок с начала XX ст. сопровождается стабильным ухудшением позиций британских фирм на нём:

post-2-0-23011500-1391852988_thumb.jpg

В целом, за чуть более чем четверть века доля британского торгового флота в мировом сократилась с 45,4% в 1910 г. до 30,3% в 1939 г. При этом конкуренты не стояли на месте: САСШ, пройдя через многие успехи (28,0% в 1920 г.) и неудачи (11,6% в 1913 г.), сумели улучшить свой показатель с 12,1% в 1910 г. до 17,3% в 1939 г.

Трезубец Посейдона ускользал из рук британцев...

Share this post


Link to post
Share on other sites


Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0