Sign in to follow this  
Followers 0
Чжан Гэда

Рухская битва 1780 г.

1 post in this topic

Для начала сводка из сведений Г.З. Анчабадзе о Рухской битве (1780):

В 1780 г. абхазские феодалы предприняли попытку (не первую) завоевать Мегрельское княжество. Владетель Абхазии Зураб Шервашидзе вместе с Келешбеем, абжуйским владельцем Бекирбеем и самурзаканским владельцем Леваном, собрав около 11 тысяч воинов, включая северокавказских союзников, форсировали Ингури и встали у Рухской крепости. Грузинский поэт Бесики, описавший эти события в поэме «Рухис брдзола» (Рухская битва), инициаторами вторжения считает Келешбея и Левана Шервашидзе, подбивших на выступление Зураба и Бекирбея. Мегрельский владетель Кациа II Дадиани, не имея достаточной силы для отражения абхазов, обратился за помощью к имеретинскому царю Соломону I, который незамедлительно выступил на помощь. Ожесточенная битва произошла между Рухи и Зугдиди и закончилась поражением абхазов, отступивших на правый берег Ингури.

Согласно сохранившимся сведениям, судьбу сражения решил фланговый удар войск Соломона I. Из абхазских предводителей особой доблестью отличился Бекирбей Шервашидзе.

К теме Рухского сражения, в котором участвовали представители многих аристократических фамилий Западной Грузии, и в дальнейшем неоднократно

обращались грузинские писатели и поэты. В отдельных произведениях, созданных на эту тему, выделяется рассказ о несостоявшемся поединке между Соломоном I и Бекирбеем Шервашидзе. Наиболее подробно воспроизводит его на основе устных преданий, сохранявшихся до начала ХХ века, публицист и писатель И.М.Чкониа (1860-1927 гг.). По его данным, гурийцы и верхние имеретины в жарком бою обратили в бегство абхазских союзников, но собственно абхазское войско стояло подобно скале и упорно отбивало атаки мегрелов и нижних имеретин. Тогда Соломон I крикнул полководцу Кайхосро Церетели: «В чем дело, Кайхосро! Тебе, истребившему султанское войско, разве абхазы должны чинить трудности?» Церетели на это ответил: «Мой господин, пусть Ваш гнев падет на меня, если один Бекирбей Шервашидзе не равен всему султанскому войску! Не будь его, победа была бы уже за нами».

Царь в подзорную трубу разглядел Бекирбея и, пришпорив коня, двинулся на него.

На полном скаку противники сблизились на сабельный удар, но заглянув друг другу в глаза, не сразившись, разъехались в разные стороны.

Потом их спросили, почему они не бились.

Царь ответил: «Никогда не встречал я молодца, подобного Бекирбею. В тот миг, когда он верхом на коне пролетал мимо меня, я был поражен его доблестным видом, захотел сдружиться с ним и использовать на пользу отечества. Поэтому я пожалел его молодость и не стал причинять вред! Хотя кто знает, может быть в схватке я сам был бы сражен?».

Бекирбей сказал: «Сблизившись с царем на сабельный удар, я ожидал первого взмаха от него, как это принято между старшим и младшим, но он не пожелал атаковать и так взглянул на меня, что мне и в голову не пришла мысль поднять оружие».

Н. Лордкипанидзе (1880—1944) в 1924 году написал рассказ «Рыцари», посвященный указанному событию, материалы о котором в значительной степени почерпнуты из преданий, передававшихся из поколения в поколение.

Рухская битва, как типично феодальное сражение, протекала в форме одиночных схваток единоборствующих групп, причем каждый воин выбирал достойную себя цель. По рассказу Лордкипанидзе, враждующие с уважением и почтительностью относились друг к другу и, вступая в кровавую схватку, не желали противнику смерти. Так, имеретинский военачальник Агиашвили, тяжело ранивший абхазского князя Астамура Иналипа, сообщает об этом абхазам, чтобы раненому оказали своевременную помощь. А имеретинский царевич Арчил, поразивший шашкой старого князя Анчабадзе, беспокоится о судьбе противника и упрекает себя в том, что удар нанес не по правилам рыцарского поединка.

Вот апокрифическая (в силу своего сатирического содержания автор записал ее шифром, не разобранным до конца) грузинская поэма конца XVIII в. об этом событии:
«РУХСКОЕ СРАЖЕНИЕ»
Сочинение ротмистра Иоанэ Тарханова

1. В [крепости] Рухи собрались имеры, лохматые, ограбленные.
Мягкодушным мегрелам они прибыли на помощь,
С их доспехами — веревкой, скрученной за пазухой,
[А] с другой стороны абхазы пришли в циновках на спинах.

2. Те пять раз. . а этим кажется семь, восемь.
Такова была эта битва, великое геройство [и] кровопролитие!
Учардия явился послом, [но] мегрельская коза брыкнула [его],
Он опрокинулся с лошади, [и] Гвитикадзе связал его веревкой.

3. Треск, .... и боевой клич эхом отдаются в кустах, как [вой] шакалов.
Туда бегут абхазы, здесь дрожат имеры,
[Хотя] никто [их] не преследует! Вот каковы прекрасные [военачальники!
А абхазы . . . под циновками — кладь не из золотой казны!

4. Келеш-бек бежал, вслед за ним Леван,
Уходят и другие братья [Левана], с их женскими немощными душами.
Здешние насилу дух переводят. Так они одолели [врага]:
«Победили» гоми 19, запивая [его] шушурой 20.

5. Дадиани благодарит, дарит царю [Соломону] пять бычков,
Холста столько, сколько можно навьючить на лошадь,
Опустошает кладовую, [всё] щедро выбрасывает [царю],
Даримые круглые сосуды из тыкв катит перед ним.

6. Князей одевает в пестрые кафтаны из козьих шкур,
В шапки, крытые парчой, красивые чулки с позументами.
Вы бы позавидовали [этим] разряженным вельможам!
[Но] не скупятся они на обман, их души черны [по отношению] друг к другу!

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ka...tioni/text1.htm

Однако ни точная дата битвы не известна, ни документы, посвященные событию, не всплывали ни разу.

Она ушла в область преданий?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0