Saygo

Томас Джефферсон и Салли Хемингс: неполиткорректный роман

1 сообщение в этой теме

Томас Джефферсон вряд ли нуждается в представлении. Автор Декларации независимости, один из отцов-основателей и президент США, просветитель, ученый, мыслитель, он прославился в самых разных областях. Когда президент Б. Кеннеди собрал в Белом доме лауреатов Нобелевской премии, он заявил, что никогда еще в Овальном кабинете не собиралось такое блестящее созвездие умов, если не считать того времени, когда Джефферсон в одиночестве работал в Белом доме.

user posted image

Салли Хемингс была сводной сестрой жены Томаса Джефферсона Марты. У них был общий отец - богатый плантатор Джон Уайлс, оставивший после смерти в качестве "приданого" 135 рабов, в том числе маленькую Салли и ее мать Элизабет Хемингс. Поскольку мать была наполовину белой, "смуглая Салли" (Dusky Sally) оказалась такой на три четверти. Марта умерла в 1782 г., оставив Джефферсону трех дочерей. Она не хотела, чтобы дочерей воспитывала мачеха, и просила мужа не жениться. Джефферсон дал такое обещание умирающей жене и в дальнейшем уделял воспитанию своих дочерей большое внимание.

Назначенный в середине 1780-х годов на пост посланника в Париже, где пробыл пять лет (1785 - 1789), Джефферсон первоначально взял с собой старшую дочь Марту, а когда младшая дочь Мария (Полли) немного подросла, решил и ее перевести во Францию (самая младшая дочь к этому времени умерла). Сопровождать Марию во Францию должна была Салли, которой в то время самой было 14 - 15 лет. Судя по свидетельству современников, она уже в это время выглядела как довольно привлекательная девушка. В поместье Джефферсона - Монтичелло ее прозвали "лихой Салли" (Dashing Sally). В Лондоне девушек встретила Абигейл Адаме, супруг которой Джон Адаме в то время представлял США при британском дворе. Многоопытная Абигейл полагала, что юная Салли, "совсем еще ребенок", с ее независимым характером, вряд ли будет полезной в Париже. Она советовала Джефферсону вернуть ее в США {1}. Сам же Джефферсон, увлеченный в то время английской художницей Марией Косвей и ожидавший ее приезда в Париж {2}, не уделил должного внимания совету Абигейл. Не смог он и сам приехать в Лондон, чтобы сопровождать во Францию любимую Полли.

Салли Хемингс прожила в Париже 18 месяцев и уже тогда впервые забеременела. Когда в 1789 г. Джефферсон решил вернуться в США, она первоначально возражала. Во Франции она стала свободной, понимала французский язык, а по возвращении в Виргинию ее вновь ожидало рабство. Именно по этой причине она и не хотела ехать домой. "Чтобы заставить ее сделать это, он обещал ей исключительные привилегии и дал торжественное обязательство, что ее дети станут свободными по достижении двадцати одного года". Получив это обещание, она без колебаний согласилась вернуться в Виргинию. "Вскоре после их возвращения, - свидетельствовал позднее Мэдисон Хемингс, - она родила ребенка, отцом которого был Томас Джефферсон... Она родила еще четырех, и Джефферсон был отцом всех. Их имена - Биверли, Харриет, Мэдисон (я сам) и Истон - три сына и одна дочь. Все мы стали свободными в соответствии с соглашением наших родителей до нашего рождения. Все мы вступили в браки и вырастили детей". Сам Мэдисон Хемингс родился 19 января 1805 г. (даты рождения детей Салли Хемингс стали известны по записям Джефферсона в Farm Book). Он получил имя в честь государственного деятеля и будущего президента США Джеймса Мэдисона. Так его назвала жена Мэдисона Долли, которая в то время оказалась в Монтичелло. Она "просила разрешения выбрать мне имя, обещая сделать за это матери прекрасный подарок". Мэдисон с горечью добавил, что "подобно многим другим обещаниям белых людей своим рабам, моей матери она никогда ничего не подарила" {3}.

Показания Хемингса перекликаются с воспоминаниями другого верного слуги Т. Джефферсона Израеля, взявшего после освобождения фамилию своего знаменитого владельца: "Частная жизнь Томаса Джефферсона от первых впечатлений в 1804 г. и до дня его смерти была мне очень хорошо известна. В течение 14 лет я разжигал камин в его спальне и личном кабинете, чистил его офис, протирал книги... Я знаю, что старые слуги в Монтичелло всегда говорили, что м-р Джефферсон обещал своей миссис на ее смертном одре, что он не будет снова жениться. Я также знаю, что его служанка Салли Хемингс (мать моего друга и старого компаньона по Монтичелло Мэдисона Хемингса) использовалась как его горничная, и что м-р Джефферсон был с ней в самых интимных отношениях, и, в действительности, она была его наложницей. Это я знаю благодаря моей близости с обеими сторонами" {4}.

Хотя связь Джефферсона с Салли тщательно скрывалась, слухи о ней не могли не распространиться в округе, а затем появились даже в печати. Дело в том, что один из активно поддержавших Т. Джефферсона на выборах радикальных республиканцев Джеймс Каллендер рассчитывал за это получить от президента должность почтмейстера в столице Виргинии г. Ричмонд. Продажный журналист мало подходил для поста почтмейстера, и президент не захотел поддержать его кандидатуру. Каллендер решил ему отомстить, опубликовав в сентябре 1802 г. в газете "Richmond Recorder" сведения о детях Салли Хемингс от Т. Джефферсона. Публикация Каллендера первоначально вызвала сенсацию. Последовали многочисленные статьи в федералистских изданиях о поведении президента, распевались циничные баллады и т. д.

Одним из наиболее авторитетных современников, веривших в достоверность "разоблачений" Каллендера, был предшественник Джефферсона на посту президента - Джон Адаме, рассматривавший эту историю как "естественное и почти неизбежное следствие" негритянского рабства {5}. Как истинный пуританин, начав писать свою автобиографию, Джон Адаме с удовлетворением отметил: " Мои дети могут быть уверены, что у них никаких незаконных братьев и сестер не существует и не существовало никогда" {6}.

Сейчас трудно себе представить всю трагичность ситуации, в которой оказался Томас Джефферсон. Он не мог ни признать, ни оправдать свою связь с черной рабыней, опасаясь социального остракизма. Ему оставалось только молчать и полностью игнорировать все обвинения. Так же поступили его родственники и знакомые. А тем временем журналистские разоблачения стали постепенно забываться. Проживая в Белом доме, Джефферсон предусмотрительно пригласил к себе своих дочерей Марту и Марию вместе с их семьями, и американцы могли наблюдать семейную идиллию своего президента. В конечном итоге месть Каллендера практически не принесла результатов. В 1804 г. Джефферсон подавляющим большинством одержал победу на выборах и был переизбран на второй срок.

Когда я впервые узнал об истории отношений Т. Джефферсона и Салли Хемингс, меня больше всего поразило содержание завещания, написанного им незадолго до кончины 4 июля 1826 г., то есть в день пятидесятилетия его бессмертной Декларации независимости. Читая и перечитывая этот тщательно составленный документ, где упоминались пять представителей семьи Хемингсов, я не обнаружил здесь главного имени - Салли Хемингс {7}. Долгое время я никак не мог понять, как же вызывавший мое искреннее восхищение великий демократ и апостол свободы не мог даже перед смертью предоставить своей возлюбленной свободы. Даже на смертном одре Джефферсон опасался сказать правду, боялся признать, что он и Салли любили друг друга и прожили вместе много счастливых лет. И я вовсе не намерен осуждать или бросить малейшую тень на память об этом замечательном человеке, величайшем мыслителе и государственном деятеле. Ему можно лишь сочувствовать и переживать по поводу законов и обычаев страны, провозгласившей при своем рождении великие принципы свободы, но в течение долгого времени сохранявшей чудовищную систему рабства для своих черных собратьев. То, на что не решился сам Джефферсон, спустя два года сделала его дочь Марта, а через восемь лет смерть Салли перевернула последнюю страницу ее любви и трагедии.

Даже после отмены в стране позорной системы рабства и публикации воспоминаний М. Хемингса никто из многочисленных специалистов по Т. Джефферсону не придал должного внимания показаниям черного свидетеля. Начиная с известной работы Г. Рэнделла в середине XIX в. и кончая недавней книгой Дж. Эллиса, удостоенной национальной премии 1997 г., историки избегали касаться щекотливой темы.

В 1993 г. в связи с 250-летием со дня рождения Т. Джефферсона "Мемориальный фонд" его имени при содействии других благотворительных организаций подарил мне собрание наиболее важных работ об "архитекторе демократии", которое, естественно, было с благодарностью принято и передано для общего пользования в Центр североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН. Показательно, что в этом собрании не оказалось ни одной книги, где бы рассказывалось об истории отношений автора Декларации независимости и Салли Хемингс.

Даже наиболее осведомленный и авторитетный специалист по Джефферсону, автор его шеститомной биографии проф. Д. Мэлон ограничился скупым отрицательным заключением: "Во время президентства Джефферсона Салли приписывали, будто она была его наложницей и что он являлся отцом ее детей. Он отрицал это в одном из своих писем. Позднее его внуки в частном порядке утверждали, что Салли была в действительности любовницей одного из его племянников". Мулаты из семьи Хемингсов, по словам ученого, использовались на работах, требовавших "способностей и ответственности", - дворецкий, художник, повар, плотник, швея, детская няня и т. д. Впрочем, "для объективности" историк признал, что члены семьи Хемингсов заслуживают дальнейшего изучения, хотя сведений о них, к сожалению, крайне мало {8}.

Однако изучение жизни и деятельности Т. Джефферсона и, в частности, его отношений с Салли Хемингс, все же продвигалось. В 1960-е годы афро- американская тематика и вопрос о гражданских правах заняли в общественной жизни США одно из центральных мест. Когда в 1968 г. я впервые приехал в США, проф. Р. Б. Моррис (Колумбийский университет) сразу же познакомил меня с лежавшим на его столе обширным исследованием У. Джордана "Белые над черными", посвященным отношению к неграм в ранней Америке {9}. Занятый в то время другой проблематикой, я не придал словам проф. Морриса должного внимания, и история Салли Хемингс осталась для меня неизвестной до моего приезда в США в качестве приглашенного профессора в связи с 200-летием Американской революции 1776 года. Именно тогда, побывав в ноябре 1976 г. в Лос-Анджелесе, я познакомился с проф. Фаун Броди, имя которой получило в то время известность в связи с публикацией книги об интимной жизни Томаса Джефферсона и его тайном романе с Салли Хемингс, продолжавшемся в общей сложности несколько десятилетий. Получив из рук госпожи Броди с дарственной надписью "превосходно написанную книгу, сверкающую новой информацией и интерпретациями" (оценка Рея А. Биллингтона), я не удержался, чтобы не спросить, верит ли она сама в достоверность описанной ею многолетней драмы прославленного президента и его черной рабыни. Без всяких колебаний проф. Броди подтвердила свою твердую уверенность в реальности этого драматического романа. Когда я даже бегло ознакомился с содержанием книги, никаких сомнений не осталось и у меня. Особенно привлекали спокойная объективность и отсутствие погони за сенсационностью. Проф. Броди подчеркивала "серьезность влечения, которое принесло Джефферсону и его рабыне большое личное счастье, продолжавшееся более 38 лет. Одновременно оно сопровождалось мучениями, позором и даже политическим параличем в отношении пропаганды Джефферсоном освобождения рабов" {10}.

Книга была тщательно документирована, в ней приводились данные Farm Book о рождении всех детей Салли, полный текст воспоминаний М. Хемингса и И. Джефферсона, а также критический анализ "семейных опровержений" родственников Томаса Джефферсона {11}. Категорическое опровержение семьей "истории смуглой Салли" в свое время осложнялось очевидным внешним сходством ее детей с Томасом Джефферсоном. В конце концов выход нашли в утверждении, что виновником всей этой истории был один из племянников - Питер или Сэмуел Карр {12}. В литературе "версия семьи" ("семейное опровержение") стала известна из книги Дж. Партона "Жизнь Томаса Джефферсона", где приводилась беседа Т. Дж. Рэндолфа с Г. С. Рэндаллом, который утверждал, что отцом детей Салли был Питер Карр {13}. Аналогичная версия еще ранее излагалась в письме Эллен Р. Кулидж ее мужу Джозефу Кулиджу, мл. от 24 октября 1858 г., опубликованном Д. Мэлоном в "The New York Times" 18 мая 1974 года. Фаун Броди в этой связи справедливо заметила, что "семейная версия" никак не может объяснить рождение ребенка, зачатого в Париже, и, кроме того, "ни Питер, ни Сэмуел Карр никогда публично не доказывали невиновность Джефферсона, а сам Джефферсон никогда не обвинял своих племянников ни в одном из известных нам документов" {14}.

Долгое время основу "семейной версии" составляли утверждения, что Томас Джефферсон не находился в Монтичелло, когда были зачаты дети Салли. Между тем тщательное сопоставление дней рождения детей Салли с хронологией пребывания Джефферсона в Монтичелло, проведенное Фаун Броди, убедительно доказало, что он действительно находился в своем поместье за девять месяцев до рождения каждого ребенка {15}. А вот Питер Карр и его брат Сэмуел проживали в то время в других местах, управляя плантациями, где были и их собственные рабы {16}.

Исследование Броди было проведено настолько тщательно и убедительно, что, казалось, ни у кого не должны остаться какие-либо сомнения. Ее книга получила множество хвалебных рецензий специалистов и удостоилась лестных отзывов на страницах "New York Times Book Review" и "Washington Post Book World". Казалось, будущие историки мало что могут добавить, разве только отдельные детали или необычные соображения. Так, например, известный специалист по Дж. Адамсу П. Смит в своей "разоблачающей" биографии добавил отдельные детали об отношении к этому роману Абигейл и Дж. Адамса и предложил свое, психологическое объяснение прочности любовных отношений Томаса Джефферсона с Салли Хемингс. "Она была любовницей и его собственностью. У многих мужчин, по мнению психологов, заложен комплекс "рабства", который включает повышенное сексуальное удовольствие как следствие мужского господства... Каждая связь белого мужчины с черной женщиной имела скрытое качество изнасилования, захват чего- то запретного... То, что скрывалось в натуре Джефферсона, получило отклик в этой самой тайной связи" {17}.

Психологические рассуждения этого ученого, может быть, и не лишены оснований, но не подтверждаются прямыми ссылками на документы Джефферсона. Книга же проф. Броди во всем строго следует фактам и документам и, кроме того, привлекает своей симпатией и тактичным отношением как к Салли Хемингс, так и к Томасу Джефферсону. Разумеется, книга ни в коей мере не умаляет роли Т. Джефферсона в американской и мировой истории, а лишь повествует о счастье и трагедии двух человеческих душ.

Многие коллеги одобряли книгу Броди, но некоторое время спустя стали ее забывать. Знаменитая многотомная биография Томаса Джефферсона, которую Д. Мэлон начал издавать в 1948 г., получила в 1975 г. Пулитцеровскую премию по истории. В последнем томе своей серии автор добавил лишь небольшую заметку о семье Хемингсов, в которой связь Салли с Джефферсоном характеризовалась как "предполагаемая" (alleged) {18}. Можно только удивляться, что несмотря на все приведенные в работе Фаун Броди материалы, традиционная версия все еще не была отвергнута, а совершенно очевидные документы, факты и доказательства оставались без должного внимания.

Решение вопроса пришло с неожиданной стороны. В конце XX в. д-р Ю. Фостер решил провести исследование ДНК потомков Джефферсона по мужской линии. Поскольку у самого Томаса Джефферсона потомков по мужской линии не было, решили использовать ДНК потомков его родного дяди Филда Джефферсона и сравнить с Y-хромосомой потомков сына Салли Истона Хемингса. В результате у потомков Истона Хемингса по мужской линии оказалась такая же Y- хромосома, как и у потомков родного дяди Томаса Джефферсона.

Результаты исследования д-ра Фостера, опубликованные в ноябре 1998 г. в авторитетном английском научном журнале "Nature", казалось, должны были бы внести окончательную ясность. Д-р А. Гордон-Рид, автор новейшей книги о Т. Джефферсоне и С. Хемингс, выступила в начале 1999г. в специальной программе телевидения "C-SPAN's Booknotes" {19}.

Тем не менее, для потомков Томаса Джефферсона и их влиятельных адвокатов в США даже публикации в "Nature" оказалась недостаточно. В мае 2002 г. объединение потомков Томаса Джефферсона ("Ассоциация Мон-тичелло") постановила не принимать потомков Салли Хемингс в свою организацию. По мнению "Мемориального фонда Томаса Джефферсона", "доказательств недостаточно, и полная история, возможно, никогда не будет известна". Фонд одновременно заявлял о содействии тому, чтобы "посетители и патроны" на основе имеющихся свидетельств пришли к собственному заключению "о действительном характере отношений Джефферсона и Салли Хемингс" {20}.

И это после книги Фаун Броди (1974) и исследования ДНК, опубликованного в "Nature" в ноябре 1998 года! Ну, что можно сказать по этому поводу? Не желающий видеть очевидные факты, их не видит. Расистские традиции в Америке, к сожалению, все еще сохраняются.

Критикуя результаты исследования ДНК, "защитники" Джефферсона начали говорить о пропагандистской кампании по дискредитации одного из отцов- основателей США, "одного из великих умов этого тысячелетия". Следующим шагом, пришел к выводу Эйлер Роберт Коатс старший, станет включение в школьные учебники истории Джефферсона и Салли Хемингс с тем, чтобы дискредитировать Джефферсона как "интеллектуального отца американской демократии" {21}.

К роману Джефферсона и Салли Хемингс нельзя прикасаться грязными руками. Обе стороны испытали и счастье, и трагедию. В условиях рабства иного и нельзя было ожидать. Человек, подаривший американцам великую Декларацию независимости, права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью, должен был особенно остро ощущать несправедливость рабства, которое искалечило его жизнь, лишило свободы и счастья любимую им женщину и ее детей, а в конечном итоге и его самого. Вся трагедия великого мыслителя и демократа проявилась и тогда, когда в его завещании среди пяти Хемингсов не оказалось главного имени - Салли Хемингс, всю жизнь остававшейся его самой преданной рабыней и так и остававшейся ею, когда Бог позвал его к себе в день пятидесятилетия бессмертной Декларации независимости, написанной его рукой.

Примечания

1. SMITH P. Jefferson: A Revealing Biography. N.Y. 1976, p. 206 - 207.

2. Увлечение Томаса Джефферсона Марией Косвей хорошо известно по литературе. Особенно знаменито его письмо от 12 октября 1786 г. - "My Head and My Heart". - The Papers of Thomas Jefferson. Vol. X. Princeton. 1950, p. 443 - 453. В 1945 г. были опубликованы еще 25 писем, которыми обменялись Джефферсон и Косвей.

3. Reminiscences of Madison Hemings. - Life Among the Lowly. No I. Pike County (Ohio). Republican, March 13. 1873. См.: Приложение I, ч.1 в кн. BRODIE P.M. Thomas Jefferson: An Intimate History. N.Y. 1974, p. 472 - 473.

4. BRODIE P.M. Op. cit., p. 480 - 481.

5. SMITH P. John Adams. Vol. 2. N.Y. 1962, p. 1094.

6. ADAMS J. Diary and Autobiography. Vol. 3. N.Y. 1961, p. 260.

7. Завещание Томаса Джефферсона, 17 марта 1826. - The Writings of Thomas Jefferson. 20 vols. Washington. Vol. 17. 1903, p. 465 - 470.

8. MALONE D. Jefferson and His Time. Vol.VI. The Sage of Monticello. Boston. 1981, p. 513.

9. JORDAN W. White over Black: American Attitude toward the Negro, 1550 - 1812. Chapel Hill. 1968.

10. BRODIE P.M. Op. cit., p. 32.

11. См. там же, в частности, р. 471 - 476, 477 - 488, 493 - 501 etc.

12. BRODIE P.M. Op. cit, p. 493.

13. PARTON J. Life of Thomas Jefferson. Boston. 1874, p. 569 - 570.

14. BRODIE P.M. Op. cit, p. 501.

15. Впервые это установил У. Джордан: JORDAN W. Op. cit., p. 466.

16. BRODIE P.M. Op. cit, p. 493.

17. SMITH P. Op. cit, p. 210 - 211.

18. MALONE D. Op. cit, p. 513 - 514.

19. LAMB B. Booknotes Stories from American History. Leading Historians on the Events that Shaped Our Country. N.Y. 2002, p. 28 - 31; GORDON-REED A. Thomas Jefferson and Sally Hemings: An American Controversy. Univ. Press of Virginia. 1997.

20. <http://www.monticello.org/plantation/hemmgs-jeffersoncontro.html>

21. См. статью Eyler Robert Coates. Sr. Jefferson's DNA and Sally Hemings. - <http://www.geocities.com/CapitoIHiIl/7970/jefpnotg.htm>

Болховитинов Николай Николаевич - академик РАН.

Вопросы истории, 2003, №9, С. 126-131.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас