Saygo

Амторг. Американские танки для РККА

8 сообщений в этой теме

Экономические связи Российской империи и США были относительно слабы. Основными внешнеэкономическими партнерами России были Германия, Франция, в несколько меньшей степени - Великобритания. После Октябрьской революции и отказа советского правительства от выплаты долгов царского и Временного правительств большинство западных государств разорвали дипломатические отношения с Советской Россией и долгое время не признавали ее. Однако с течением времени дипломатическая блокада ослабевала. Еще в ходе Гражданской войны были установлены дипотношения между РСФСР и Польшей, Эстонией. После конференции в Рапалло, на которой РСФСР признала Германия{1}. Советская Россия была признана большинством западноевропейских государств. США - последняя (не по значению, а по дате признания Советской России) из великих держав - признали СССР в 1933 г.

Однако отсутствие дипломатического признания отнюдь не мешало торговым связям молодой республики Советов с ведущими в технической сфере державами мира. Советское правительство специально для этих целей создало сеть формально неправительственных коммерческих компаний. Из них наибольшей известностью пользовался "Аркос", осуществлявший советско-британскую торговлю и получивший скандальную известность в ходе событий 1926 г., повлекших за собой существенное охлаждение англо-советских отношений.

Значительно меньше общественность знает о фирме, созданной для организации товарооборота с США - Амторге. Еще реже эта фирма связывается в обыденном сознании с легендарным танком времен Великой Отечественной войны - Т-34. Между тем сюжеты о советско-американском сотрудничестве в области танкостроения способны пролить новый свет на историю подготовки СССР ко Второй мировой войне. Именно довоенная деятельность Амторга, связанная с оснащением советских вооруженных сил бронетанковой техникой, и станет темой настоящей статьи.

История Амторга до сих пор не получила достаточного освещения в отечественной историографии, поэтому начать придется издалека. Продвижение американских товаров на советский рынок началось уже в 1922 г. Правда, в тот год продукция "made in USA" в Советскую Россию не продавалась, а поставлялась как гуманитарная помощь по линии ARA{2}. Еще в 1920 г. Л. К. Мартене, назначенный официальным уполномоченным РСФСР в США{3}, создал для организации советско-американской торговли компанию "Продекско" (Products Exchange Corporation){4}, однако дела у нее не пошли{5}. Аркос создал американское отделение, которое являлось вспомогательным подразделением при головной лондонской конторе, что не способствовало развитию торговых связей с США. За 1923-1924 гг. совокупный оборот "Продекско" и "Аркос-Америка" составил около 5 млн. долл. Для сравнения можно сказать, что оборот только Техотдела Амторга в 1924/25 г. превысил 9 млн. долл., а весь оборот Амторга в том году составил 47, 5 млн долл.{6} Для периода "до Амторга" характерна постоянная конкуренция между "Продекско" и "Аркос-Америка", а также изобилие всевозможных проходимцев, выдававших себя за представителей различных советских ведомств и учреждений. Разумеется, вся деятельность этих "предпринимателей" была сплошным жульничеством и после знакомства с такими "красными бизнесменами" американские коммерсанты старались держаться от всех русских контрагентов подальше. Российско-американскую торговлю пытался наладить и небезызвестный А. Хаммер, создавший для этого компанию "Аламерико". К этой фирме у советских властей была только одна, но очень большая претензия. Хаммер во главу угла ставил экономическую эффективность операций, а не директивы ВСНХ, поэтому его компания не годилась на амплуа "нелегального торгпредства".

Эти обстоятельства требовали создания организации, сочетающей в себе статус американского акционерного общества и функции советского торгпредства. Особенно важным было превратить это гипотетическое учреждение в безусловного монополиста в области советско-американской торговли, так как множество разнообразных "ходоков" от советских трестов и синдикатов и их взаимная конкуренция на американском рынке привели к обвальному падению цен на советские экспортные товары и, соответственно, к подорожанию товаров, в импорте которых был заинтересован Советский Союз.

Амторг{7} был создан путем слияния "Продекско" и "Аркос-Америка"{8} 1 мая 1924 г. {9} в Нью-Йорке как частное акционерное общество для выполнения экспортно -импортных операций и был допущен постановлением Главконцесскома при Совнаркоме к торговым операциям в СССР. Юридически Амторг являлся иностранной частной организацией, работавшей в СССР на основании постановления ВЦИК и СНК от 12 апреля 1923 г. "О торговых операциях иностранных фирм". Советское правительство в рамках проводимой с 1921 г. новой экономической политики допустило на советский внутренний рынок еще одну заграничную компанию и только. Амторг представлял фактически советское торгпредство, уполномоченное представлять в США Госторг, Закгосторг, Укргосторг, Севзапгосторг, Дальгосторг, Экспортхлеб, Сахаротдел ВСНХ и другие советские ведомства, имевшие какие-либо экономические интересы в Америке. Пайщиками-совладельцами Амторга были Наркомат внешней торговли, Госторг и "Аркос". Разумеется, суть Амторга очень скоро стала секретом полишинеля по обе стороны океана, но его руководство упорно держалось легенды: "Мы - американское акционерное общество!" В этом был свой смысл, так как эта формула позволяла американским бизнесменам, заинтересованным в коммерческих связях с Россией, но не желающим приобрести имидж "красных", сохранять респектабельное лицо при сотрудничестве с Амторгом. Помимо этого статус американской коммерческой компании обеспечивал Амторгу некоторые налоговые послабления{10}. С другой стороны, статус американской компании нередко приводил к тому, что в СССР с московским отделением Амторга пытались обращаться как с заграничной фирмой - брать плату за электроэнергию по двойному тарифу, вести все расчеты в валюте и т. п. Всякий раз требовались особые разъяснения, после которых его московское отделение приравнивалось к бюджетным организациям.

Характерно, что наибольшие неудобства сторонникам секретности доставляла не американская, а именно советская печать. Не искушенная в тонкостях политического этикета "Одесская правда" сообщала: «... Вчера из Америки в наш город привезли 20 тракторов "Фордзон", закупленных нашим торгпредством в США (Амторг)». Каждый такой "прокол" вызывал разгневанную депешу из Нью-Йорка с требованиями "прекратить - усилить - обеспечить", а попросту - приструнить не в меру разговорчивых газетчиков. Впрочем, пресса доставляла Амторгу неудобства, не только называя его "торгпредством", но и постоянным разглашением информации, которая на Западе являлась коммерческой тайной, а в Советском Союзе была общедоступной. Например, в 1926 г. был существенно сокращен план импорта тракторов. На этом можно было сыграть, добившись льготных кредитов, но информация о сокращении планов была опубликована в "Экономической жизни" и "Правде". В результате кредиты Амторгу достались на старых условиях. На строящемся Сталинградском тракторном заводе предполагалось производить трактора типа "Интернэшнл" фирмы "Международная компания жатвенных машин". В связи с этим Амторгу были поручены секретные переговоры с МКЖМ о покупке технологий и лицензии. О факте секретных переговоров и их тематике незамедлительно сообщила "Экономическая жизнь"! Венцом "подрывной" деятельности советской прессы стал эпизод с фирмой "Катерпиллер" в 1930 г. Эту фирму предполагалось привлечь к проектированию и строительству Челябинского тракторного завода. Однако на предварительных переговорах американские контрагенты выставили очень жесткие и неудобные для советской стороны условия. Чтобы сломить сопротивление неуступчивых бизнесменов, была предпринята широкомасштабная акция. ВСНХ опубликовал постановление, в котором утверждалось, что Челябинский завод будет проектироваться советскими специалистами самостоятельно. Это же подтверждалось в интервью Осинского (в тот момент - председатель Всесоюзного Автотракторного объединения), помещенном в печати. Брон (в тот момент - председатель правления Амторга) демонстративно приступил к переговорам с конкурирующей с "Катерпиллером" фирмой "Аллис Чалмерс". Казалось, еще чуть-чуть и "Катерпиллер" дрогнет. Но... 9 января 1930 г. газета "За индустриализацию", ничтоже сумняшеся публикует заметку, в которой, помимо прочего, сообщается, что в Америку для ведения переговоров о строительстве Челябинского тракторного завода с фирмой "Катерпиллер" направлена Комиссия под председательством т. Ловина... У руководства Амторга были причины недолюбливать советскую прессу.

Первым председателем управления Амторга стал Исай Яковлевич Хургин (1887-1925). Еще до революции он был близок к различным еврейским социалистическим группам, в 1918 г. вступил в Бунд и вошел в состав его ЦК. В 1921 г. он стал торгпредом УССР в Польше. В 1923 г. он был отправлен в США{11}. В 1925 г., в связи с трагической смертью Хургина{12}, его сменил А. В. Пригарин{13}. С 1928 г. этот пост занимал С. Г. Брон. В мае 1930 г. Брон был назначен на пост советского торгпредства в Великобритании, а председателем правления Амторга стал П. А. Богданов. Его заместителем был{14} А. В. Сергеев{15}.

Кадровый вопрос вообще представлял для Амторга особую проблему. Найти в СССР 1920-х гг. коммуниста, имеющего техническое образование и свободно говорившего по-английски, было не просто, поэтому значительную часть сотрудников составляли коммунисты американские{16}. Вскоре кадровый голод заставил привлечь и американских "некоммунистов". Сотрудники "Продекско", зная о своей незаменимости, нередко откровенно халтурили. Особенно этим грешили сотрудники бухгалтерии и шифровальной части. Приехавший принимать дела Хургин рапортовал в Москву о результатах своего ознакомления с финансовым балансом, составленным бухгалтером Репельским за 1924 г.: «Это черт знает что такое! В списке кредиторов - К. Маркс и Ф. Энгельс на 9 долларов с копейками. Мы этим господам обязаны несколько большим! В списке дебеторов - газета "Новое русское слово"{17}. Кто взял у этих сукиных сынов вексель? В конце концов, почему дебет с кредитом не сходится?»

Если же в Стране Советов находился подходящий специалист и дирекции Амторга удавалось добиться перевода этого сотрудника в свой штат (а это составляло особую проблему, так как на работников такого класса, какого требовались Амторгу, в СССР всегда существовал повышенный спрос), мгновенно возникало новое затруднение. Так как официально Амторг был американским акционерным обществом, он не мог приглашать к себе иностранных специалистов, если они не были артистами, врачами или священниками. Ввиду того, что в экспертах такого профиля Амторг явно не нуждался, перед руководством "нелегального торгпредства" возникал вопрос - в каком качестве должны приезжать в Нью-Йорк советские командированные? Первоначально "красных инженеров" присылали с туристическими визами, но по истечении их срока Амторгу было весьма трудно добиться в Госдепе продления виз. Кроме того, подобные специалисты, будучи, по советскому трудовому законодательству "лицами в загранкомандировке", именно так и проводились во всех бухгалтерских документах. Соответственно, бухгалтерия Амторга была вынуждена фиксировать в своих документах выплаты командировочных. Так как официально американское акционерное общество не могло нанимать на работу иностранных инженеров, ущемляя тем самым интересы инженеров отечественных, в случае независимой ревизии руководство Амторга рисковало оказаться в крайне щекотливой ситуации. Сохранились письма Хургина Полянскому (в то время - генеральному представителю Амторга в Москве) с советами "купить на корню" американских консулов в Риге и Варшаве и добыть таким образом несколько виз на право постоянного поселения. Там же Хургин настаивает на том, чтобы направляемые в Америку сотрудники "за три версты" обходили учреждения ОГПУ и Наркомвоенмора, а проезжая Европу, даже не заглядывали бы в посольства и торгпредства.

В 1930 г. в Амторге работало 489 человек, из которых 305 являлись американскими гражданами, остальные распределялись следующим образом: 105 - граждане СССР, 61 - подавшие документы на американское гражданство и 18 - граждане третьих стран{18}.

Особая специфика американского рынка заключалась в том, что заокеанские предприниматели привыкли работать за наличный расчет. С их точки зрения, делом фабриканта было произвести, а банкира - выдать покупателю кредит на покупку. Руководителям Амторга пришлось долго и старательно внедрять в американские деловые круги понятие "консигнация"{19}. С учетом того, что американские коммерсанты вообще сторонились "русских комиссаров", попытки Амторга навязать непривычные правила игры, казалось, были обречены на неудачу. Однако у Амторга все же нашлась "точка опоры", оттолкнувшись от которой, он перевернул представления американской деловой элиты о принципах торговли. Несмотря на периодические попытки различных организаций самостоятельно вести дела на американском рынке, твердый курс Амторга на безусловную монополию и постоянная поддержка со стороны Наркомата внешней торговли{20} позволили Хургину и его сменщикам разговаривать с американскими бизнесменами с позиции силы. Первым не выдержал Форд{21}. Перспектива продать 20000 тракторов на общую сумму 15 млн долл. вынудила его согласиться на полуторагодичный кредит{22}. Это было грандиозное достижение, если учесть, что по деловой американской практике под понятие "кредит" подпадала операция длительностью не более 3 месяцев, а все что свыше, считалось уже долгосрочным займом. Причем, покупая трактора непосредственно в США, а не у европейских посредников, советская сторона сэкономила 2, 5 млн руб. Как показали последующие сделки, подобная экономия на отсутствии посредников составляла в среднем 15% от стоимости товара.

Техника "прорыва" Амторга в деловые круги Америки отличалась изобретательностью и разнообразием приемов. Его работники искусно сочетали в своей политике кнут и пряник: неутомимо налаживая личные взаимоотношения с американскими финансистами, с одной стороны, и, применяя "большую дубину" монопольного положения, с другой. В 1925 г. в СССР состоялся знаменитый автопробег{23}, по итогам которого некоторые американские автомобили получили призы. Хургин решил использовать этот повод для расширения контактов с бизнес-элитой США, и его замысел блестяще удался. 10 декабря 1925 г. при содействии Р. Шлая (на тот момент - вице-президент Chase National Bank, один из основных сторонников улучшения отношений с СССР) в Банкирском клубе был устроен банкет по поводу передачи сотрудниками Амторга призов представителям фирм-производителей победивших машин. Этот банкет, на котором "капиталисты" сидели за одним столом с "комиссарами" и обсуждали перспективы инвестиций в советскую экономику, имел огромный политический резонанс. Помимо газетной шумихи, у банкета были и практические результаты. После общения с сотрудниками Амторга многие американские финансисты посетили СССР с ознакомительными и деловыми визитами. Советский Союз посетили делегация от Форда (искали место для тракторного завода), Воклейн и Гамильтон (крупные воротилы паровозостроительной индустрии), Симпсон (инструментальные заводы) и др. Влиятельный финансовый журнал "Джорнел оф Коммерс" решил посвятить Советской России специальный номер, для чего в Москву приехал его редактор Виллис.

Руководство Амторга с успехом применяло подобную тактику и позже. В сентябре 1926 г. в Нью-Йорке был организован закрытый просмотр кинофильма "Броненосец Потемкин", на котором присутствовали представители крупнейших банков Америки. Так исподволь налаживались деловые связи между руководством Амторга и деловыми кругами США. Косвенным индикатором этого процесса может послужить американская пресса тех лет. В 1926 г. заметно общее потепление ее тона по отношению к СССР, а о царской России и "белых" эмигрантах писали все хуже. В нескольких некрологах по поводу смерти Дзержинского этот политический деятель характеризовался с положительной стороны. 27 мая 1926 г. Амторгу удалось добиться еще одной победы - старое (настроенное антисоветски) руководство Американо-русской торговой палаты было заменено новым{24}. В президиум Палаты от Амторга вошел Пригарин. Впоследствии Амторг еще неоднократно использовал для упрочения своих позиций и налаживания новых связей художественные выставки, гастроли деятелей искусств и "рекордные" перелеты советских авиаторов.

Большое внимание уделялось также работе с прессой. Для обеспечения размещения в американской периодике экономической направленности благоприятной информации о советской промышленности Хургин рекомендовал снабжать американских корреспондентов специальными пресс-релизами{25}.

Завершая тему "презентации" Амторга и СССР в США, следует упомянуть, что именно его сотрудники организовывали "американский" этап перелета самолета "Страна Советов" в 1929 г. Для обследования самолета после трансконтинентального перелета были выделены 2 инженера - В. М. Петляков{26} должен был прибыть в Америку заранее и встречать самолет, а М. М. Егоров летел непосредственно на "Стране Советов". Персонал Амторга был обязан снабдить пилотов самолета визами и доставить в Америку запасные части. То что самолет, совершивший беспримерный по тем временам рейс, потребует замены некоторых деталей, было понятно. Непонятно было, какую цену объявить для этих запчастей при пересылке. Так как их реальная себестоимость позволяла оценить стоимость всего самолета, указывать ее было нельзя по соображениям государственной тайны. Пришлось брать "среднепотолочные" цифры. Представители Амторга встретили "Страну Советов" в Сиэтле и сопровождали самолет до Нью-Йорка. Экипаж был готов лететь в Европу через Атлантический океан, но Москва, не желая рисковать, запретила такой перелет. В связи с прилетом "Страны Советов" Форд устроил конференцию, посвященную перспективам советско-американского сотрудничества. На ней присутствовали Брон, экипаж "Страны Советов", инженеры Петляков и Егоров.

К 1927 г. позиции Амторга (фактически СССР) на американском рынке выглядели двояко. Советский экспорт в США составлял всего 0, 3% импорта Соединенных Штатов, а на советские закупки приходилось лишь 1, 15% совокупных поставок американских компаний за границу. Судя по этим показателям, значение торговли с Советской Россией для США было минимальным. С другой стороны, из всего американского импорта на СССР приходилось 23, 4% тракторов, 23, 1% горного оборудования, по 16% авто- и авиатехники и от 10 до 15% по различным группам станков. Результатом такого положения дел стало формирование просоветских (вернее - проамторговских) групп лоббирования в среде бизнесменов этих отраслей. В частности, в 1925 г. за дипломатическое признание СССР выступал заинтересованный в сделках с Нефтесиндикатом{27} Рокфеллер, а против — предприниматели, имевшие финансовые интересы в дореволюционной России{28} и... АФТ{29}! Хотелось бы подчеркнуть, что в описываемый период деятельность Амторга была полностью легальной. Технологии, станки, сырье и оборудование стратегического характера продавались в дипломатически непризнанную страну совершенно открыто. Редчайшие случаи попыток именно финансовых кругов США воспрепятствовать деятельности Амторга относятся к попытке Ассоциации меховщиков (торговцев пушниной) Нью-Йорка прекратить монопольное завышение Амторгом оптовых цен на русские меха. Американские предприниматели пытались апеллировать к президенту США Гуверу, но безрезультатно. Американское общество Амторг законов не нарушало, а значит, могло покупать и продавать товары беспрепятственно.

Единственной неудачей Амторга в этой области оставалось упорное сопротивление Госдепа США посещению Соединенных Штатов каким-либо крупным советским политическим деятелем. По мнению руководителей Амторга, такой визит мог бы существенно интенсифицировать советско-американскую торговлю, однако американское внешнеполитическое ведомство раз за разом отказывало во въездных визах "агентам Коминтерна"{30} - Сокольскому, Коллонтай и Пятакову. После нескольких обидных неудач{31} Амторг прекратил подобные попытки вплоть до установления дипотношений с США в 1933 г. Исключением стал визит заместителя председателя ВСНХ В. И. Межлаука в 1929 г., в результате которого был подписан контракт с Фордом на строительство Горьковского автозавода{32}.

По понятным причинам военные предприятия в те годы не могли выступать заказчиками легальной американской фирмы. Поэтому было создано несколько подставных контор, выполнявших функции "зицпредседателя Фунта". Подобные конторы имели свою специализацию. Так, например, импорт автотехники и станков шел через Автоимпорт, а закупки металлов - через Главпромтрест. Порой это вызывало различные перипетии в делопроизводстве. Заказы сложного оборудования через океан обычно вели к необходимости согласования технических подробностей. Так как специалисты, скажем, Автоимпорта плохо представляли, какой именно автомобиль требуется армии, по получении запроса от Амторга представители Автоимпорта консультировались с военными и ретранслировали пожелания заказчика в Нью-Йорк. Нередко в ответ на 10-й уточняющий запрос из Амторга в Автоимпорт приходил ответ уже из Военведа, утомленного постоянными задержками и игрой в "испорченный телефон". Для Авиатреста функции официального импортного представителя выполнял Мотоимпорт. Впрочем, эта запутанная система с множеством подставных представителей просуществовала сравнительно недолго. По мере того, как деятельность Хургина и Пригарина по установлению связей и контактов стала приносить свои плоды, надобность в подобной конспирации и легендировании отпадала. В 1927 г. Мотоимпорт и Автоимпорт были упразднены. Вместо них в структуре НКВМ был создан Отдел внешних закупок (ОВЗ). Так как на бланках нередко встречается штамп "ОВЗ Наркомторга" или "НКТ. Директорат Особых Заказов. ОВЗ", можно предположить, что ОВЗ находился в двойном подчинении - военного ведомства и Наркомата торговли.

В 1928 г. Управление снабжения (УС){33} РККА и Амторг подписали соглашение, определившее основные принципы сотрудничества двух организаций. Согласно этому соглашению:

"... 2) УС выдвигает кандидатуру для назначения на должность Уполномоченного Военведа при Амторге, каковой содержится за счет Амторга, будучи назначаем на должность заведующего автоотделом.

3) Для обслуживания заказов НКВМ последний вправе по мере реальной надобности и по согласованию с Амторгом выдвигать своих кандидатов соответствующих специальностей, каковых Амторг размещает в своем аппарате и содержит за свой счет.

4) С целью поднятия квалификации и ознакомления с процессами производства предметов потребления НКВМ последний может командировать за свой счет своих специалистов в США в распоряжение Амторга, каковой обязуется оказывать всемерное содействие в размещении командируемых нами лиц на заводах американской промышленности в качестве практикантов".

Во исполнение этого соглашения в апреле 1929 г. в Амторг были командированы Г. Г. Гобар и В. И. Бузанов. Первый из них (член Опытовой комиссии НИИАП РККА) был направлен в отдел слабых токов, второй (начальник научно-испытательного химического полигона РККА; ехал под псевдонимом А. Н. Карпов) - в химический отдел. К концу года при Амторге был создан аппарат ОВЗ из 6 человек.

Помимо продвижения советских товаров на американский рынок и закупок американской продукции, Амторг осуществлял справочно-информационные функции. Регулярно выпускался "Каталог Амторга", в котором публиковались рекламные объявления и проспекты американских фирм. Взносы желавших поместить информацию о себе в Каталоге поступали в бюджет Амторга.

Вскоре после своего создания Амторг и сам обзавелся дочерней компанией Южамторг, распространившей свою деятельность на Южную Америку. Ее Центральная контора располагалась в Аргентине, а отделения - в Уругвае, Бразилии и Парагвае. Правление Амторга находилось в Нью-Йорке, а с "советской стороны" контакты обеспечивались Главной конторой, находившейся в Москве и состоявшей из Экспортного и Импортного отделов. Компания Амторг существует до сих пор, хотя ее функции, разумеется, кардинально изменились. К сожалению, фонды Амторга до сих пор не рассекречены, поэтому я не имел возможности публиковать ссылки на соответствующие архивы, фонды и дела.

Однако вернемся к танковой тематике. Конец 1920-х гг. ознаменовался свертыванием нэпа. Одним из результатов этого стало то, что над РККА перестало довлеть бремя необходимости "жить по средствам", более того, кремлевское руководство стало само поощрять увеличение расходов на армию, настаивая на насыщении вооруженных сил относительно сложной (а значит, и дорогостоящей) техникой. 18 июля 1928 г. Реввоенсовет СССР принял за основу разработанный под руководством В. К. Триандофилова документ под названием "Система танко-, тракторо-, авто- и броневооружения РККА", ставший основой советской бронетанковой доктрины на протяжении всех 1930-х гг.

Использование заграничной техники с самого начала реализации "Системы... " рассматривалось, как весьма многообещающий путь ускорить перевооружение советских войск. "РВС СССР усилить взятый темп работ по усовершенствованию техники Красной Армии. Наряду с модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших двух лет получения опытных образцов, а затем и внедрения их в армию, современных типов артиллерии, и в первую очередь батальонных орудий, дальнобойных пушек, сверхмощных гаубиц, зенитных орудий, различных мощностей мортир, крупнокалиберных пулеметов, химических средств борьбы, всех современных типов танков, бронемашин и прочее, для чего считать целесообразным всемерное использование заграничного технического опыта и помощи, а также приобретение наиболее нужных опытных образцов", - говорилось в постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) 15 июля 1929 г. "О состоянии обороны СССР".

Особенно важно было наладить массовый выпуск танков. Дело в том, что, в отличие от военного авиастроения, до революции в России танки, если не брать в расчет нескольких экспериментальных образцов, не производились, поэтому в стране не было опыта ни конструирования, ни производства этих сложных машин. В упомянутом постановлении ставилась задача: "Иметь к концу пятилетия в армии мирного времени в строю 1500 танков, создать резерв, вступающий в строй с началом войны в 1500-2000 танков, иметь запас в 1500-2000 танков. В соответствии с этим промышленность обязана подготовиться к обеспечению постоянного действия указанного количества танков во время войны". Однако у промышленности дела не клеились.

"1. ...К настоящему времени на вооружении РККА имеется только тип танка Т-18 (скорость 12 км/час, вооружение 37-мм пушка и 2 пулемета, защищен 18 мм броней), производство которого установлено на заводе "Большевик".

2. Т-18 не отвечает современным требованиям к данному типу танков.

3. Кроме Т-18 других конструкций не имеется.

4. Пятилетняя программа тракторостроения и моторостроения не увязана с танкостроением и удовлетворением потребностей армии в танках и мощных тракторах. Не проработано обеспечение танкостроения броней и моторами, нет достаточных конструкторских сил... " - констатирует постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О выполнении танкостроительной программы" от 5 декабря 1929 г. Для спасения ситуации с отечественным танкостроением в этом постановлении предлагались следующие меры:

"...5. Обеспечение выполнения установленной Политбюро программы (15. 07. 1929 г. ) танкостроения требует:

а) форсированного решения всех вопросов, связанных с производством танков и тракторов (броня, мотор, сталь и т. д. ),

б) скорейшее получение отвечающих современным требованиям типов и образцов танков.

6 ...Командировать за границу авторитетную комиссию из представителей ВСНХ и Наркомвоенмора и возложить задачу:

а) выбор и закупку типов и образцов танков,

б) выяснения возможностей получения техпомощи и конструкторов. Закончить работу не

позже 1. 04. 1930 г.

7. Программа танкостроения должна быть выполнена к концу 1932/33 гг.

8. Программа танкостроения 1929/30 гг. в размере 300 танков Т-18, 30 танков Т-12 и 10 танкеток должна быть выполнена к октябрю 1930 г. "

Получившая столь категорические указания, оборонная промышленность стала лихорадочно искать технические пути решения данной проблемы. Естественным шагом было не изобретать велосипед, а посмотреть, как это делается за рубежом, тем более, что именно такой подход рекомендовался 6-м пунктом танкостроительной программы. Вскоре в ВПУ поступила Справка{34} из Штаба РККА (IV управление), в которой сообщалось, что на Западе специальных танковых заводов нет - их заменяет кооперация заводов. В большинстве случаев сборка, говорилось в Справке, поручается крупному автомобильному или вагоностроительному заводу. В САСШ{35} военное ведомство само распределяет изготовление частей танков между различными заводами, производя сборку в своих "арсеналах"{36}. Видимо, не без учета этой информации Научно-технический совет ГВПУ сформулировал основы стратегии развития танкостроительной промышленности{37}: "...Можно констатировать, что при производстве более или менее крупных количеств танков, тракторов и автомобилей, работу по подготовке всего необходимого придется разбить на 3 основных этапа:

1. Конструирование образцов

2. Изготовление опытных образцов и

3. Передача образцов на валовое производство.

Если в первой и, отчасти, во второй стадии мы имеем органы военной промышленности, которые могут в большей или меньшей степени выполнить поставленную задачу, то в третьей стадии - передача на валовое производство - сейчас трудно представить себе те производственные объединения, которые были бы в состоянии справиться с задачей и поставить совершенно новое в стране производство.

Единственным выходом, который, по мнению ГВПУ, может быть принят для решения этой сложной задачи, явилось бы производство машин по так называемой горизонтальной системе, то есть разбивка объектов на типичные с производственной и технической точек зрения части-узлы (примерно: броня-корпус-башня-ходовая часть-двигатель и т. д. ) и второе - изготовление этих узлов на отдельных заводах, применяя систему допусков с организацией одной или нескольких сборочных мастерских, используя для этой цели или заводы военной промышленности, или сборочные заводы Автотреста, на которых должен производиться окончательный монтаж машин". По мнению руководства ГВПУ, это был "единственный выход, так как постройка специальных заводов будет стоить большие суммы и, кроме того, эти заводы могут вступить в работу через весьма продолжительный промежуток времени, что совершенно не обеспечивает срочность перевооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии, так как установившаяся у нас практика постановки новых производств показывает необходимость весьма длительного периода постановки, продолжающегося до 3-4 лет, что в данном случае неприемлемо".

Однако вновь созданные КБ не сразу стали создавать образцы, удовлетворявшие требования военного ведомства. Мастерство, сделавшее возможным создание Т-34 и KB-1 еще надо было накапливать. Но армии современные танки нужны были срочно! Решением этой проблемы должна была заняться так называемая Комиссия Халепского. Во исполнение 6-го пункта постановления от 5 декабря 1929 г. за границу для ознакомления и закупок иностранных моделей бронетанковой техники была отправлена Комиссия во главе с начальником недавно организованного Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. А. Халепским, причем Комиссию изначально нацеливали на покупку не только образцов, но и технической документации, позволявшей наладить массовое производство аналогичной техники в СССР.

Первая встреча Халепского (его сопровождали члены Комиссии Н. М. Тоскин и В. Д. Свиридов) с американским конструктором танков Кристи произошла в июне 1930 г. Американцы демонстрировали свой колесно-гусеничный танк М1931, не произведший на Халепского особого впечатления. Тут прослеживалось несколько негативных тенденций. Если авторитет британского и французского танкостроения после Первой мировой войны был общепризнан, то Америку в те годы мало кто воспринимал как великую танковую державу. Несколько американских танков поддержки пехоты, закупленные Комиссией, показали себя не с лучшей стороны и по всем параметрам проигрывали английскому "Виккерсу 6-тонному". Наконец, в упомянутой "Системе... " попросту не предусматривались танки класса машин Кристи. Тем не менее, Халепский решился на покупку машины, и 28 апреля 1930 г. между "Юнайтед Стейтс Уил Трек Лэйер Корпорейшн" и "Амторг Трейдинг Корпорейшн" был заключен коммерческий договор{38}. Для экспорта в СССР продавались 2 танка и все патентные права в отношении производства подобных танков. Продавец соглашался оказывать техническое содействие для производства таких танков в СССР и сообщать информацию о дальнейших модификациях танка M 1931. За 2 танка было заплачено - 60 000 долл., за патент - 100000 долл., за запасные части к первой паре - 4000 долл.

Не исключено, что на решение Халепского повлияли слухи о покупке машины Кристи Польшей. Слухи были не беспочвенны: еще в 1926 г. Польша пыталась приобрести одну из ранних машин Кристи (М1921), но тогда стороны не сошлись в цене. В 1930 г. переговоры по поводу продажи в Польшу М1931 также сорвались в основном по финансовым причинам. Тем не менее, ознакомившись с конструкциями Кристи, поляки собирались его "изюминку" - колеснно-гусеничный движитель с соответствующей подвеской - использовать в своем перспективном танке ТР10, первый прототип которого был построен в 1937 г.

Два купленных М1931 прибыли в СССР 24 декабря 1930 г., однако уже тогда между Кристи и советской стороной началось охлаждение. Кристи отправил танки без башен, вооружения и части документации, ввиду чего "советские контрагенты" удержали 55 000 долл. Кристи, не отличавшийся ангельским характером, рассвирепел и не только отказался ехать в Страну Советов налаживать производство на месте (об этом существовала устная договоренность), но и прекратил информирование советской стороны о дальнейших модернизациях танка. Впрочем, чертежи этих модернизаций вскоре были приобретены сотрудниками Амторга у инженеров, работавших с Кристи. М1931 подвергся в СССР всестороннему изучению и после установки на нем специально разработанной башни был принят на вооружение под названием БТ-2. Его производство было налажено на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. М1931, таким образом, стал прообразом всех танков семейства БТ. Подвеска Кристи применялась на советских танках до Т-34 включительно.

user posted image

БТ-2

Кристи еще один раз сотрудничал с УММ РККА. Летом 1932 г. он продал представителям СССР "летающий танк"{39} М1932 за 20000 долл. Госдеп не дал "добро" на вывоз машины за пределы США, поэтому официально Амторг к этой сделке не был причастен, но организационное содействие его сотрудников несомненно. Хотелось бы отметить, что это - единственный достоверный факт сотрудничества американских предпринимателей с Амторгом вопреки запрету администрации США. M 1932 был доставлен в Советский Союз и под названием БТ-32 прошел ряд испытаний. По некоторым сведениям, эта машина однажды даже участвовала в параде в Харькове, но на вооружение не принималась.

Разумеется, нелепо говорить о создании моделей советских танков только и исключительно благодаря влиянию американской инженерной школы. Однако, с другой стороны, нельзя также и отрицать американские корни некоторых конструктивных решений, долгое время применявшихся в советском танкостроении. Хотя уже к 1941 г. подвеска Кристи стала подвергаться в СССР критике, а концепция колесно-гусеничного танка отошла в прошлое, именно эта подвеска, как уже освоенная в производстве, продолжала использоваться на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Примечания

1. А заодно и отказалась от старых долгов.

2. Американская администрация помощи (American Relif Administration) была создана в 1919 г. для помощи пострадавшим народам Европы. В частности, поставляла продовольствие в пострадавшие от голода 1921 г. районы России.

3. Россия и США: экономические отношения. 1917-1933. М., 1997. С. 386.

4. Там же. С. 391.

5. Создана в 1920 г.. но к торговым операциям приступила только во второй половине 1923 г. Харак¬теризовалась крайне малыми оборотами.

6. Для сравнения: весь советско-американский торговый оборот в 1924 г. составил 50271 тыс. долл., в 1925 г. 80026 тыс. долл., подробнее см.: Tatcher Feinshtein J. M. Fifty Years of U. S. Soviet Trade. Symposium Press, Inc., New York, 1974. P. 34-35.

7. Официальное название - "Амторг Трейдинг Корпорейшн".

8. Россия и США: экономические отношения. 1917-1933. С. 396.

9. Однако сертификат о слиянии "Продекско" и "Аркос-Америка" был подписан только 23 мая (см.: Tatcher Feinshtein J. M. Op. cit. P. 34-35), а активная коммерческая деятельность развернулась только с начала 1925 г.

10. Ibid. P. 402, 403.

11. Ibid. Р. 396.

12. Он утонул во время купания в озере.

13. Занимал должность директора Банка для внешней торговли СССР. Став председателем правления Амторга, поста директора Банка не оставил.

14. Шумихин B. C. Советская военная авиация. 1917-1941. М., 1986. С. 108.

15. До 1922 г. - начальник (первый на этом посту) Главвоздухфлота, затем - военный атташе во Франции, пото м - вице-президент Амторга. В 1933 г. назначен заместителем начальника ГВФ.

16. В течение первого года работы из СССР в Амторг прислали только двух сотрудников.

17. Эмигрантская газета, выходившая в Нью-Йорке. Придерживалась антисоветских взглядов, поэтому поддерживать с ней какие-либо контакты для Амторга было предосудительно, а уж давать "белякам" в долг - явный нонсенс.

18. Tatcher Feinshtein J. M. Op. cit. P. 43.

19. Система торговли, при которой торговая фирма забирает товар у производителя, продает его и лишь после реализации товара расплачивается с производителем.

20. Россия и США: экономические отношения. 1917-1933. С. 396.

21. Фураев В. К. Советско-американские отношения. 1917-1939. М., 1964. С. 130.

22. Россия и США: экономические отношения. 1917-1933. С. 406.

23. Тот самый, которым О. Бендер грозился "ударить по бездорожью и разгильдяйству".

24. Россия и США: экономические отношения. 1917-1933. С. 410.

25. Там же. С. 398.

26. Впоследствии - известный авиаконструктор, участвовавший в разработке бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, генеральный разработчик самолетов Пе-2 и Пе-8.

27. Фишер Л. Империализм нефти. М; Л., 1927. С. 106-108.

28. На государственном уровне их точку зрения выражал Гувер.

29. Американская Федерация Труда - в те годы крупнейшее объединение профсоюзов.

30. Одним из предварительных условий признания Соединенными Штатами СССР был "отказ от коммунистической пропаганды на территории США". Так как Коминтерн считался "головной организацией" подобной пропаганды, одного подозрения, что имярек является членом Коминтерна, было достаточно, чтобы закрыть ему дорогу в Америку.

31. Некоторые из этих деятелей несколько недель провели в Берлине в ожидании виз и после этого вынуждены были вернуться домой.

32. Фураев В. К. Указ. соч. С. 349.

33. В некоторые документах - Управление начальника снабжения (УНС). Видимо, точное название структуры несколько раз менялось.

34. РГАЭ, ф. 3429, оп. 16, д. 138, л. 89.

35. Так в то время именовали США.

36. Прямых свидетельств этому нет, но с высокой степенью вероятности можно предположить, что эти сведения в соответствующее управление РККА поступили именно от сотрудников Амторга. Во всяком случае, кроме инженеров Амторга, никаких других специалистов подобного профиля в США в те годы не было.

37 РГАЭ, ф. 3429, оп. 16, д. 137, л. 134-135.

38. Там же, д. 138, л. 73-74.

39. Этот безбашенный танк предполагалось крепить на наружной подвеске к самолету и транспортировать по воздуху.

Мухин Михаил Юрьевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института российской истории РАН.

Отечественная история, 2001, № 3, С. 51-61.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Saygo

Цитата
Экономические связи Российской империи и США были относительно слабы...

Справедливости ради стоит заметить, что советская внешняя торговля вообще и советско-американская торговля в частности в первой половине ХХ ст. не имели сколь-либо существенные объёмы. Собственно говоря, в 1920-е - 1930-е гг. советское правительство использовало внешнеторговые операции не для решения экономических задач, а для получения технологий, оборудования и редкоземельных металлов для проведения индустриализации (об этом в частности говорит и относительный размах экспорто-импортных операций: для рассматриваемого периода он не превышал 5% ВВП, в то время как в странах капиталистическим укладом он колеблется от 25% до 40% и выше). К концу первой пятилетки объёмы советской внешней торговли резко сократились.

post-2-0-91454300-1391853941_thumb.jpg
Динамика советско-американской торговли в конце 1920-х - 1930-х гг., млн. долл.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Собственно говоря, в 1920-е - 1930-е гг. советское правительство использовало внешнеторговые операции не для решения экономических задач, а для получения технологий, оборудования и редкоземельных металлов для проведения индустриализации

О как!

Индустриализация не являлась экономической задачей страны? А получение "технологий, оборудования и редкоземельных металлов" тоже не служат решению экономической задачи?

На самом деле внешнеторговые операции СССР решали экономические задачи самого СССР. Кстати, очень грамотно.

К концу первой пятилетки объёмы советской внешней торговли резко сократились.

А далее, по ходу индустриализации, т.е. создания советской промышленной экономики, начал расти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

анатол

На самом деле внешнеторговые операции СССР...

"На самом деле" © изучайте историю, а не пишите глупостей. Экономическая политика советского руководства в 1930-е гг. была направлена на построение социализма в отдельно взятой стране, т.е. изолированного, самодостаточного хозяйственного организма. Сиречь - был взят курс на автаркию, что само по себе являлось залогом будущей деградации системы.

А далее, по ходу индустриализации, т.е. создания советской промышленной экономики, начал расти.

Ещё раз: не пишите глупостей. Лучше почитайте книги: с 1930 г. начинается феноменальное сокращение уровня советской внешней торговли (отношение внешнеторгового оборота к ВВП страны в сопоставимых ценах), продолжающееся вплоть до конца 1970-х гг., когда впервые за 40 с лишком лет удалось выйти на уровень 1930 г. - около 5% ВВП!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"На самом деле" © изучайте историю, а не пишите глупостей. Экономическая политика совесткого руководства в 1930-е гг. была направлена на построение социализма в отдельно взятой стране, т.е. изолированного, самодостаточного хозяйственного организма. Сиречь - был взят курс на автаркию, что само по себе являлось залогом будущей деградации системы.

На самом деле экономическая политика любого государства, особенно такого крупного, как Россия, направлена на развитие собственной промышленности и обеспечение экономической безопасности своей страны.

И особенно это было оправданно в 30-х годах, что показали последующие события.

"Деградирующая" система вынесла в войне всех противников и вышла на второе место в мире.

Продавали бы нефть и зерно, а покупали готовые изделия-не было бы России.

Ещё раз: не пишите глупостей.

Вежливость-Ваше второе Я.

Лучше почитайте книги: с 1930 г. начинается феноменальное сокращение уровня советской внешней торговли (отношение внешнеторгового оборота к ВВП страны в сопоставимых ценах), продолжающееся вплоь до конца 1970-х гг., когда впервые за 40 с лишком лет удалось выйти на уровень 1930 г. - около 5% ВВП!

И что?

ВВП растёт, внешняя торговля падает...

Это плохо?

Надо наоборот?

Я не только могу читать книжки, но и делать выводы из прочитанного.

Так, например, во второй пятилетке и далее объём внешней торговли СССР только рос. wink.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

анатол

На самом деле экономическая политика любого государства, особенно такого крупного, как Россия, направлена на развитие собственной промышленности и обеспечение экономической безопасности своей страны...

На досуге поинтересуйтесь, что такое международное разделение труда.

... И особенно это было оправданно в 30-х годах, что показали последующие события."Деградирующая" система вынесла в войне всех противников и вышла на второе место в мире...

Советское хозяйство оказалось не в состоянии без союзных поставок противостоять с врагом.

Вежливость-Ваше второе Я.

Будете продолжать писать глупости - буду продолжать указывать Вам на это.

Это плохо?...

Это плохо, ибо не существует в мире самодостаточных систем. Perpetuum mobile - это фантастика, увы.

... Я не только могу читать книжки, но и делать выводы из прочитанного...

Вы делаете ошибочные выводы.

... Так, например, во второй пятилетке и далее объём внешней торговли СССР только рос.

Падал, увы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

анатол

Цитата

На самом деле экономическая политика любого государства, особенно такого крупного, как Россия, направлена на развитие собственной промышленности и обеспечение экономической безопасности своей страны...

На досуге поинтересуйтесь, что такое международное разделение труда.

На досуге вспомните реальное международное положение того времени.

Цитата

... И особенно это было оправданно в 30-х годах, что показали последующие события."Деградирующая" система вынесла в войне всех противников и вышла на второе место в мире...

Советское хозяйство оказалось не в состоянии без союзных поставок противостоять с врагом.

Помнится, при просьбе доказать это своё утверждение, Вы забанили оппонента.wink.gif

В реале успешно противостояли врагу как раз из-за того, что была грамотная экономическая политика в те годы.

И не стали повышать процент внешней торговли по отношению к ВВП. А развивали промышленность, закупая станки вместо готовых изделий. И производя затем те же изделия сами.

Цитата

Это плохо?...

Это плохо, ибо не существует в мире самодостаточных систем.

Это хорошо в тех конкретных условиях и в той конкретной обстановке.

Помнится, это межвоенный период и отсталая, в начале периода, страна.

Уж простите, сырьевой придаток тогда не выжил бы.

Цитата

... Я не только могу читать книжки, но и делать выводы из прочитанного...

Вы делаете ошибочные выводы.

Цитата

... Так, например, во второй пятилетке и далее объём внешней торговли СССР только рос.

Падал, увы!

Ну, со Штатами только рос. Мы спасали Штаты.

А если почитать книжки, то выяснится, что в те годы внешняя торговля практически всех стран падала.

Кризис, понимаш...

Цитата

Вежливость-Ваше второе Я.

Будете продолжать писать глупости - буду продолжать указывать Вам на это.

Глупости писать дозволено только Вам.

Далее вступает в действие принцип "Что охраняю, тех и имею"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

анатол

На досуге вспомните реальное международное положение того времени.

Это какое, интересно? То, в котором РСФСР грозила всем миру кулаком, грозясь утопить в крови, и отказывалась платить по долгам? Так сами себя в угол и загнали большевики.

Помнится, при просьбе доказать это своё утверждение, Вы забанили оппонента...

А вот это наглая ложь и поклёп. Посему, анатол, Ва предоставляется возможность так же публично принести мне извинения, как Вы изложили эту ложь.

... Уж простите, сырьевой придаток тогда не выжил бы.

Извинитель незнание, а воинствующее невежество я не прощаю. Читайте книги о внешней торовле, если гордость не позволяет здать вопрос оппоненту.

... Мы спасали Штаты...

Чушь несусветная!

... А если почитать книжки, то выяснится, что в те годы внешняя торговля практически всех стран падала...

Доказательств не прошу, ибо знаю, что доказать не сможете. Потому просто и незатейливо: ахинея несусветная.

Глупости писать дозволено только Вам.Далее вступает в действие принцип "Что охраняю, тех и имею"?

Итак, анатол, подведём итог.

Вы демонстрируете уже в который раз:

1) переход на личности;

2) лжёте;

3) демонстрируете незнание фактов и непонимание предмета обсуждения;

4) сваливаете любую конструктивную дискуссию в тривиальный срач.

Возможно, кто-то оставил бы всё в то виде, как есть. Но не я. Посему - последнее китайское предупреждение. Вы у нас - на премодерации. Есл повторится, то ледующая премодерация будет увеличена до 30 дней, ибо не фиг.

И - да, можете считать себя невинным агнцем, можете жаловаться - это Ваше право.

Очень надеюсь, что Вы сделаете верные выводы продолжите конструктивную дискуссию в нормальном ключе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас