Опубликовано: 23 ноя 2012 Ф. М. Плюшкин (1837 - 1911) – коллекционер, почётный гражданин Пскова, купец 1-й гильдии. Ф. М. Плюшкин с сыном среди собранной им коллекции Плюшкин Федор Михайлович (1837 – 1911) - купец первой гильдии, коллекционер, почетный гражданин г. Пскова, член городской управы, представитель одной из крупных торговых фирм города. Родился 7 февраля 1837 в г. Валдае Новгородской губернии в богатой купеческой семье, которая вела крупные торговые дела в Валдае, Новгороде, Пскове, Дерпте, Риге и даже в Индии. Однако Плюшкин не стал богатым наследником. В результате трагической случайности караван барок с дорогими товарами, принадлежавшими семье, затонул. В 1848 году от холеры умер отец мальчика, не успевший дать своему способному сыну достойного образования. Позднее из-за недобросовестности одного из поставщиков разорилась его мать, лишившись всего своего состояния. Мальчика отдали в учение к дядям – Николаю и Ивану Плюшкиным, братьям отца, державшим торговлю в Валдае. Плюшкин стал мальчиком на побегушках - прислуживал в лавке, убирал двор, бегал в трактир за кипятком. Несколько позднее подросшего Фёдора родственники отправили в Москву в услужение к фабриканту Бутикову. Московскому хозяину понравилось усердие молодого работника, его исполнительность и любовь к чтению. Вскоре Фёдор был назначен приказчиком. Через некоторое время вследствие внутрисемейных интриг Бутиковых юноше пришлось расстаться с ними и вновь вернуться к родственникам, которые к тому времени перебрались в Псков, где владели одним из крупнейших каменных домов в городе, расположенном на углу Сергиевской и Петропавловской улиц. В этом трёхэтажном доме находились магазины, номера для приезжающих и театр. Именно в этом доме молодой Фёдор Михайлович 7 февраля 1859 в день своего двадцатидвухлетия открыл собственное торговое дело – галантерейную лавку. Пожар, случившийся летом 1867 г., уничтожил дотла дом, где жил и торговал Фёдор Плюшкин. В 1870 г. на старом фундаменте Плюшкин построил собственный каменный дом и навсегда осел в Пскове, пройдя все ступени торговой науки, от мелкого торговца в розницу до крупного оптовика. Помимо торговли Плюшкин всегда интересовался историей. В начале 1870-х годов он начал собирать свою знаменитую коллекцию. В 33 года Плюшкин был принят в члены престижного губернского археологического общества. Коллекционирование постепенно стало основным делом его жизни. Его домашний музей насчитывал около одного миллиона экспонатов и включал в себя памятники традиционной культуры многих народов мира, старинные рукописи, иконы, гравюры, литографии, произведения живописи, декоративно- прикладного искусства, почтовые марки, монеты, медали, ордена, масонские вещи и т.п. Плюшкин собирал всё: великое и малое, реликвии пустяки. В его музее, наряду с уникальными экспонатами вроде ценнейшей масонской коллекции (часть предметов которой принадлежала императору Павлу I) или представлявшими большую ценность рукописями XV-XIX вв. (некоторые отсутствовали даже в государственных хранилищах), блестящей нумизматической коллекцией, превышающей числом Эрмитажное собрание, а также редкими живописными полотнами, уживались вещи вполне заурядные: многочисленные дубли, чучела птиц, просто случайные предметы. Такая «всеядность» собирателя несколько снижала общее значение его коллекции и давало повод современникам приравнивать его музей к «лавке старьевщика», а собирательскую деятельность самого Фёдора Михайловича квалифицировать как «трогательное крохоборство». Сам Плюшкин пестроту и наличие случайных экспонатов в своём музее объяснял вынужденной необходимостью скупать у продавцов всё, что бы те ни предлагали. Как правило, эти предложения включали не только шедевры. Гораздо чаще попадались заурядные и серийные произведения. Плюшкин брал всё, понимая, что следующего раза может не быть. Приобретая экспонаты, собиратель, к сожалению, не фиксировал, что они собой представляют, где и когда бытовали. Его огромная коллекция не имела ни описей, ни обычного перечня предметов. Все данные о них хранились лишь в памяти собирателя. Общеизвестно, что Плюшкин очень не любил покидать Псков. Всё своё собрание он сформировал в пределах Псковской губернии, по всей вероятности широко пользуясь услугами корреспондентской сети. Подобный способ был распространён не только в любительском собирательстве, но и при комплектовании фондов государственных музеев. Плюшкин писал: «Я не принимаю на себя ответственность ни за подлинность, ни за качество материалов, из которых они сделаны, так как считаю, что эти вопросы подлежат разрешению только специалистов». В начале 1900-х годов собиратель начал вести переговоры с Русским музеем Императора Александра III о продаже своей коллекции. Переговоры были длительными, их прервала скоропостижная кончина коллекционера. Наследники Фёдора Михайловича решили продать собрание отца, чтобы поправить своё финансовое положение. По слухам, за всё собрание ими запрашивалось 350 тысяч рублей. Столь высокая сумма была не по силам ни одному государственному музею. Для определения истинной стоимости плюшкинских коллекций в Псков была направлена экспертно-оценочная комиссия, состоявшая из известных специалистов в области истории культуры, искусства и музейного дела ( Н. Н. Врангель, А. А. Миллер, Н. М. Могилянский, Н. В. Покровский, К. Ф. Ольденбург, К. К. Романов, Н. И. Репников, А. А. Спицын, В. И. Срезневский, Н. Д. Чечулин). Каждый из экспертов написал своё заключение относительно тех разделов собрания, которое он осматривал. Мнение членов комиссии было практически единодушным и гласило, что, несмотря на наличие отдельных произведений, представляющих несомненную ценность, это собрание как нечто целое особого значения не имеет. Возникла реальная угроза продажи плюшкинского собрания за границу. Покупатели имелись ещё при жизни владельца. В затянувшихся финансовых делах относительно приобретения собрания Плюшкина точку поставил русский император Николай II. В октябрьском номере журнала «Старые годы» за 1913 год сообщалось: «Плюшкинская коллекция приобретена Государем Императором за 100 000 рублей и будет распределена по музеям». В настоящее время экспонаты музея Плюшкина хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Русском музее, Российском Этнографическом и Музее истории религии, а также в Библиотеке Российской Академии Наук. Часть коллекции осталась в Пскове и хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике. Плюшкинский фонд РЭМ насчитывает более 50 коллекций с наличием в них более полутора тысяч предметов. География и этническая принадлежность экспонатов собрания делает его интересным источником по традиционно-бытовой культуре восемнадцати народов, проживавших в XIX - начале XX вв. в рамках бывшей Российской империи в разных регионах: на Севере и Северо-западе Европейской России (русские, карелы, финны, эстонцы-сету), в Юго-восточной Прибалтике (эстонцы, латыши), в Поволжье (башкиры, чуваши, татары казанские) и Средней Азии (казахи, туркмены, узбеки), а также на Северном Кавказе, в Дагестане (адыгейцы, аварцы, лакцы) и в Закавказье (азербайджанцы, армяне, грузины). Имеется незначительное количество экспонатов зарубежного происхождения. В основном, это изделия декоративно-прикладного характера, выполненные персидскими, турецкими, китайскими мастерами. Собрание Плюшкина отличается тематическим разнообразием. Однако, не все темы отражены равноценно: одни представлены с завидной полнотой, другие – лишь обозначены небольшим количеством предметов. С этнической точки зрения, наиболее полным является русский фонд собрания Плюшкина, а самая многочисленная группа – ювелирные изделия разных этносов. Собрание Ф. М. Плюшкина, хранящееся в РЭМ, несмотря на свою мозаичность, является важным историко-культурным источником, отражающим разнообразные явления традиционной культуры народов, населявших огромную территорию императорской России. Оно является безусловным вкладом в общенациональный художественно-культурный фонд России. «Вещи Плюшкина» с годами увеличивают свою историко-культурную ценность. Они активно демонстрируются на выставках, включаются в экспозиции. Всё чаще эти произведения становятся объектом исследований и научных атрибуций. Коллекция Плюшкина приобретает растущую музейную востребованность, а сам собиратель предстаёт в наше время в роли человека, фактически спасшего для нашей культуры множество бесценных раритетов. В фондах отдела Северо-Запада и Прибалтики РЭМ хранятся 4 коллекции Плюшкина. № 3414 – финская берестяная коробочка. № 3444– принадлежности эстонского народного костюма ( 8 экз.). № 3446 – карельские головные уборы ( 2 экз.). № 6697 – серебряные женские украшения эстонские, латышские и сету.( 224 экз.) В фондах отдела Поволжья хранятся 5 коллекций. № 3241 –украшения и детали костюма татар Казанской губернии ( 4 экз.). № 3446 – чувашские принадлежности костюма ( 2 экз.). № 4531 – башкирские стремена ( 1 экз.). № 5221 – украшения казанских татар ( 51 экз.). № 5250 – башкирские женские украшения ( 2 экз.). 1 пользователю понравилось это Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах